Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга


НазваниеСиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга
страница1/14
Дата публикации10.02.2014
Размер1.54 Mb.
ТипРуководство
vb2.userdocs.ru > Право > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.



Оглавление

Введение

Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга

Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий

Роль правого полушария в организации творческого мышления

Школьные неврозы и причины их возникновения

Глава 2 Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий

Поэтапное создание ситуации успеха на уроке

^ Глава 3 Стратегии мыслительных процессов мальчиков и девочек

Теория эволюции полов В.А. Геодакяна

Половые различия латерализации полушарий

Практические рекомендации для учителей и родителей

^ Глава 4 Леворукий ребенок в школе

Особенности обучения и развития леворукого ребенка

Обучение письму леворукого ребенка

Практические рекомендации для учителей и родителей

Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе

Глава 5 Нейролингвистическое программирование (нлп) в дифференцированном обучении

Нейрологические и поведенческие индикаторы учащихся и учителей

Использование техники НЛП на практике

Техника НЛП «Стратегия грамотного письма (спеллинг)»

Рекомендации для формирования грамотности

Коррекционно-развивающая техника НЛП «Скорая помощь»

^ Глава 6 Коррекция проблем обучения методами кинезиологии

Развивающая кинезиологическая программа (развитие логического, творческого мышления и межполушарных связей)

Комплекс № 1 Упражнения для развития мозолистого тела (комиссур, межполушарных связей) (8 недель)

Комплекс № 2 Упражнения для развития мозолистого тела (комиссур, межполушарных связей) (8 недель)

Комплекс № 3 Упражнения для развития мозолистого тела (комиссур, межполушарных связей) (8 недель)

Тренинг для активизации работы правого и левого полушарий и формирования межполушарных связей

Комплекс № 4 Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие) (8 недель)

Комплекс № 5 Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие) (8 недель)

Упражнения для развития внимания (по мере необходимости)

Упражнения для развития памяти (по мере необходимости)

Упражнения для снятия эмоционального напряжения (по мере необходимости)

Определение стадии стресса

Кинесиологический комплекс упражнений, направленных на снятие стресса

Приложения

Приложение 1 Методы определения типа функциональной асимметрии полушарий

Тест И.П. Павлова

Реестр предполагаемых типов усвоения информации (Грегорск)

Определение стиля обучения и мышления (форма Б)

Аналитический обзор стиля обучения (АОСО). Разработка самостоятельного метода оценки восприятия и запоминания

Заключение

Приложение 2 Методы диагностики показателей межполушарного взаимодействия

Тест на синкинезии

Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук

Проба Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»

Степень сохранности премоторной зоны

Проба на пальцевый гнозис и праксис

Исследование орального праксиса

Наглядный вариант пробы Хеда

Речевой вариант пробы Хеда

Психомоторные показатели

Сложнокоординационная проба

Ритмы. Исследование сукцессивных функций

Приложение 3 Методы определения моторной асимметрии

Методы определения ведущего уха

Методы определения ведущего глаза

Методы определения ведущей ноги

Методы определения ведущей руки

Приложение 4 Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника

Краткий словарь терминов

Литература

^ Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!

И.Соньер

Введение


Активное изучение явления функциональной асимметрии полушарий головного мозга (распределение психических функций между полушариями) началось сравнительно недавно и связано в первую очередь с именем американского психоневролога Р. Сперри. В конце 60-х годов Р. Сперри провел операцию по рассечению связей между полушариями с целью лечения тяжелой формы эпилепсии и в ходе наблюдений за своими пациентами обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя как два различных мозга. Человек, у которого было отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось совершать действия с предметами материального мира или их изображениями. Когда отключали левое полушарие, пациент хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог связно говорить.

О причинах, которые в процессе эволюции привели к специализации полушарий, известно пока мало. Интересно объяснение Дорин Кимуры и ее коллег. Они предполагают, что специализация левого полушария для речи является не столько следствием асимметричного развития символических функций мозга, сколько следствием развития двигательных навыков, которые помогают в общении. Язык появился потому, что левое полушарие оказалось приспособленным для некоторых видов двигательной активности. Д. Кимура считает, что в эволюционном плане именно развитие руки как органа языка жестов, ее манипулятивных способностей и привело к развитию левого полушария. Позже данная функция руки была передана голосовой мускулатуре.

Вероятно, возникшая в эволюции функциональная асимметрия мозга позволила более экономно использовать пространство для обработки информации, избегая дубликата функций. Так, доминантность одного полушария в речевой функции предотвращает возможную конкуренцию между полушариями за язык, верхнюю и нижнюю губу и рот. В процессе эволюции произошло не только количественное накопление элементов асимметрии, но и качественный скачок — развитие глубокой специализации функций левого и правого полушарий. При этом сохранены определенные потенциальные возможности для компенсации одного полушария другим.

При создании пособия была поставлена цель: познакомить читателя с особенностями психофизиологических особенностей детей, возможностями индивидуального подхода при обучении и воспитании.

Школьная неуспеваемость обусловлена рядом внешних и внутренних факторов: неравномерное созревание мозговых зон, недостаточная «зрелость» психических процессов, несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.

Созревание мозга — процесс длительный, характеризующийся определенной возрастной периодизацией. Стабильные стадии сменяются стадиями интенсивных перестроек анатомической конструкции.

Можно выделить четыре основные причины школьной неуспеваемости:

1.      Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать по времени со стадией нормального функционального развития мозга ребенка, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.

2.      Отставание в анатомическом развитии отдельных структур мозга ребенка и, следовательно, в формировании функциональных систем психики.

3.      В процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи.

4.      Предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов.

В связи с этим возникает потребность во введении в инструментарий работы школы специальных методик, направленных на исследование индивидуально-психологических особенностей детей и позволяющих выявить психофизиологические причины, определяющие неуспех учащегося в усвоении школьной программы.

В пособии описаны:

1.      Особенности познавательных процессов детей с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

2.      Особенности познавательных процессов мальчиков и девочек.

3.      Особенности познавательных процессов леворуких детей.

А также даны:

1.      Упражнения пространственного развития и подготовки руки ребенка к школе.

2.      Упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе.

3.      Рекомендации по дифференцированному обучению детей в зависимости от их психофизиологических особенностей.

Представлены:

1.      Методики определения ведущего полушария, ведущей руки, ведущей ноги и ведущего глаза.

2.      Кинезиологическая программа развития межполушарных связей, логического (левое полушарие) и творческого (правое полушарие) мышления.

3.      Простейшие техники нейролингвистического программирования (НЛП), которые могут использовать учителя в процессе проведения уроков.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга iconБайярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для...
Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер с англ. — М.: Просвещение, 1991—224 с.: ил. —15вы 5-09-003407-9
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга iconПрактикум для педагогов и родителей. Ку­
Звуковые кроссворды в картинках. Учебно-практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Филичева Т. Б., Туманова Т....
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга iconБ42 Коррекция письменной речи у школьников / Бекшиева. Ростов н/Д...
Книга предназначена для родителей, начина­ющих логопедов, учителей начальных классов. Ло­гопедам рекомендуется использовать данные...
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга iconСиротюк А. Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка...

Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга iconСтепанова О. А. С79 Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие
С79 Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. — М.: Тц сфера, 2003. — 128 с. (Серия «Игровые технологии».)
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга iconВ редакцию нашей газеты обратились коллеги Алексея Вальтнера, его...
Дружная семья Вальтнер никогда не знала горя и вражды. Глава семьи, Алексей – главный добытчик и хозяин дома не хотел, чтобы его...
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга iconРуководство для родителей, воспитателей и педагогов
П. В. Тюленев. Как развивать детей одаренными? стр а Система методов интеллектуального развития мир стр б
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга iconТема занятия №2: «Роль высших отделов головного мозга в формировании...
Лабораторная работа №1: Роль высших отделов головного мозга в формировании мышечного тонуса и фазных движений у лягушки
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга iconТема занятия №1: «Функции спинного мозга и ствола головного мозга.»
...
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Тц сфера, 2001. – 128 с. Оглавление Введение Глава 1 Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга iconПрактическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008
Книга написана известным нейропсихологом, профессором мгппу, автором монографий и практических пособий. Она адресована психологам,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница