№ Звук и буква у


Название№ Звук и буква у
страница1/15
Дата публикации10.02.2014
Размер2.02 Mb.
ТипКнига
vb2.userdocs.ru > Право > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15






Агранович З.Е.

В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 160 с. + цв. вкл. 48 с.

В пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе воз­раста как в случае речевой патологии, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Дидактический материал (45 тем) построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам чтения и письма.

Книга великолепно проиллюстрирована и снабжена наглядным материалом, что поможет более успешному усвоению детьми знаний.

Адресована родителям, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений.

Главный редактор С. Д. Ермолаев

Редактор О. В. Тучапская

Художник О. Р. Гофман

Художник обложки И. Н, Ржевцева

Дизайнер С. О. Леонтьев

Верстка Н. А. Мира Корректор И. Н.Чугунова

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

197348, Санкт-Петербург, а/я 45.

Тел. (812) 303-89-58, 542-84-37.

E-mail: detstvopress@mail.ru

Подписано в печать 11.10.07. Формат 70х100'/16- Бумага офсетная. Печать офсетная.

Гарнитура Таймс. Печ. л. 10,0 + цв. вкл. 3,0. Тираж 3000 экз. Заказ № 4753.
Отпечатано по технологии С1Р в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

© Агранович З. Е., 2004
©Оформление. Гофман О. Р., 2004

© Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
Оглавление
От автора…………………………………………………………………………5

Тема № 1. Звук и буква У………………………………………………………..8

Тема №2. Звук и буква А………………………………………………………..11

Тема №3. Звук и буква И………………………………………………………..14

Тема №4. Звук и буква О………………………………………………………..16

Тема №5. Звуки [А], [У], [И], [О]……………………………………………….19

Тема №6. Звуки [М], [М']; [М] - [М']. Буква М………………………………...21

Тема №7. Звуки [Д], [Д']; [Д] - [Д']. Буква Д…………………………………..26

Тема №8. Звук и буква Ы……………………………………………………….30

Тема №9. Звуки и буквы Ы — И……………………………………………….32

Тема № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] - [Т']. Буква Т………………………………….34

Тема №11. Звуки [Т] - [Д], [Т'] - [Д']……………………………………………38

Тема №12. Звуки [Б], [Б']; [Б] - [Б']. Буква Б…………………………………..41

Тема №13. Звуки [П], [П']; [П] - [П']. Буква П…………………………………44

Тема №14. Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П']……………………………………………48

Тема №15. Звуки [В], [В']; [В] - [В']. Буква В………………………………….50

Тема №16. Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] - [Ф']. Буква Ф…………………………………54

Тема №17. Звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф']……………………………………………57

Тема №18. Звуки [Н], [Н']; [Н] - [Н']. Буква Н…………………………………..60

Тема №19. Звуки [К], [К']; [К] - [К']. Буква К…………………………………..64

Тема №20. Звуки [Г], [Г']; [Г] - [Г']. Буква Г……………………………………68

Тема №21. Звуки [X], [X']; [X] - [X']. Буква X…………………………………..71

Тема №22. Звуки [К] - [Г], [К'] - [Г'], [К] - [X], [К'] - [X']……………………….75

Тема №23. Звуки [П] - [Т] - [К]……………………………………………………79

Тема №24. Звук и буква Э…………………………………………………………82

Тема №25. Звуки [С], [С']; [С] - [С']. Буква С……………………………………84

Тема №26. Звуки [З], [З']; [З] - [З']. Буква З……………………………………..89

Тема №27. Звуки [С] - [З], [С'] - [З']……………………………………………..93

Тема №28. Звук и буква Ц…………………………………………………………96

Тема №29. Звуки [Ц] - [С]…………………………………………………………99

Тема № 30. Звук и буква Ш………………………………………………………..101

Тема №31. Звук и буква Ж…………………………………………………………104

Тема №32. Звуки [Ш] - [Ж]………………………………………………………..107

Тема №33. Звуки [С] - [Ш]………………………………………………………..109

Тема №34. Звуки [З] - [Ж]…………………………………………………………111

Тема №35. Звук и буква Ч…………………………………………………………113

Тема №36. Звуки [Ч] - [Т']…………………………………………………………116

Тема №37. Звук и буква Щ………………………………………………………..117

Тема №38. Звуки [Ч] - [Щ]………………………………………………………..120

Тема №39. Звуки [Ш] - [Щ]. Буквы Ш – Щ……………………………………..122

Тема №40. Звуки [Щ] - [С']……………………………………………………….124

Тема №41. Звук и буква Й………………………………………………………..125

Тема №42. Буквы Я, Е, Ё, И, Ю; Ь……………………………………………….128

Тема №43. Звуки [Л], [Л']; [Л] - [Л']; [Л'] - [Й]. Буква Л………………………130

Тема №44. Звуки [Р], [Р']; [Р] - [Р']. Буква Р…………………………………….135

Тема №45. Звуки [Л] - [Р], [Л'] - [Р']…………………………………………….139

Алфавит……………………………………………………………………………143

Веселая азбука…………………………………………………………………….144

Схемы предлогов………………………………………………………………….148

Схемы разбора предложений……………………………………………………148

Игры с буквами……………………………………………………………………149

Литература…………………………………………………………………………151

^ От автора

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ре­бенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в про­цессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на станов­ление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережаю­щем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошколь­ники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, при­ставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

При логопедическом обследовании дошкольников специалистами не­редко выявляются дети 6—7 лет, которые при относительно сохранном про­изношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют вы­раженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: [В] — [В'], [Б] — [П], [З] — [Ж] и т. д.); неумении определить место, количество и последова­тельность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности по­добрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педаго­гов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помо­щи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии).

В данном пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подго­товительного к школе возраста в процессе ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Дидактический материал построен в виде развернутых конспектов заня­тий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематиче­ского восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отмет­ить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом.

В пособии представлено 45 конспектов занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка, изучение которых начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение по­женил органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, вспоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].) Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки. Для обозначения гласных звуков — красные кружки; для обозначения гласных твердых звонких звуков — синие кружки с наклеенными ко-локольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые кружки без колокольчиков (см. цветную вклейку).

Карточка и кружки могут быть использованы следующим образом. Сначала взрослый показывает ребенку карточку и объясняет, где расположено начало, где — середина, а где — конец слова.



Нахождение места звука [А] в словах с помощью карточки и красного кружка:

АИСТ МАК РУКА



Составление схемы слова КОЖА с помощью кружков:



1 — синий кружок (звук [К] — согласный, твердый, глухой). 2, 4 — красные кружки (звуки [О], [А] — гласные). 3 — синий кружок с коло­кольчиком (звук [Ж] — согласный, твердый, звонкий).

Повышению эффективности занятий будет способствовать и исполь­зование материалов, представленных в разделах: «Веселая азбука», «Игры с буквами», «Схемы предлогов», «Схемы разбора предложений» и на цветной вклейке, которые помогут уточнить представления ребенка о звуках и буквах; помогут ребенку лучше усвоить значение предлогов и определить их место в предложении; научиться соблюдать границы пред­ложения при письме; познакомят с правилами правописания слов в предложении.

При выполнении предложенных в конспектах заданий у ребенка раз­вивается «языковое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смы­словым и грамматическим значениями слова. Помимо этого, под руко­водством взрослого ребенок учится читать и писать печатными буквами короткие слова и предложения. (Для выполнения письменных работ ре­комендуется завести тетрадь в крупную клетку.)

Надо отметить, что весь материал, предложенный для чтения и пись­ма, подобран таким образом, что его написание полностью совпадает с произношением, что так важно на начальных этапах обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией. В процессе занятий ребенок знакомится с элементарными правилами правописания: раздельным на­писанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной буквы в начале предложения и в написании собственного имени, двумя способами обозначения мягкости согласных на письме, написанием буквы И после букв Ж и Ш. В ходе обучения письму закрепляется навык предварительного анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проана­лизировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребенком. Только в этом случае дошкольник усвоит навыки планирующей и контролирую­щей деятельности, которые при самостоятельном письме в школе позво­лят избежать дисграфии.

В основу пособия положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Автор надеется, что книга поможет родителям, логопедам и воспитателям ДОУ в работе по формированию фонематических процессов у детей, познакомит с формами организации и методикой проведения занятий.

В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны со­блюдаться следующие правила:

  1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.

  2. За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависи­мости от индивидуальных возможностей ребенка).

  3. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25 минут.

  4. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

  5. Всю работу по формированию у ребенка фонематического воспри­ятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обра­щаться к нему при всех затруднениях.

Целью данного пособия является привлечение родителей под руко­водством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике на­рушений чтения и письма у дошкольников.

Предложенный дидактический материал может быть использован ло­гопедами при проведении занятий, родителями — при самостоятельных занятиях с детьми или по заданию логопеда, воспитателями ДОУ ком­пенсирующего вида — при проведении коррекционных занятий, воспи­тателями массовых ДОУ — при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Тема № 1. Звук и буква У
Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Научить ребенка узнавать музыкальные инструменты по звуку.

  1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка».

  1. Научить ребенка четко произносить звук [У].

  2. Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.

  3. Сформировать понятия «звук», «буква».


Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный ин­струмент по звуку» (развитие слухового внимания).

Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном ин­струменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закры­тыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный ин­струмент.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Репка».

Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомен­дуется в пассивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепить следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.

Для этого взрослый задает ребенку вопросы: Кто тянул репку первым! Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.
Задание 3. Знакомство со звуком [У].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»

Взрослый сажает ребенка перед зеркалом, показывает ему и объясняет артикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:

  • губки вытянуты вперед трубочкой;

  • зубки не смыкаются;

  • горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).

После показа и объяснения взрослого ребенок правильно произносит звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса,

обращая внимание при этом на положение губ. Взрослый рассказывает ре­бенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.

Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ... (см. цветную вклейку).
Задание 4. Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

  • волк воет: уууууууууу...

  • поезд едет: уууууууууу...

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаб­лением силы голоса:

  • поезд приближается: ууууУУУУУУ...

  • поезд удаляется: УУУУууууу...

в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на косточке от игры «Домино».
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».

Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:

у, п, у, к, в, у, у...
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать:

имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, ^ Уля, Алена; лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя го­лосом в них звук [У]. Взрослый объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.


Задание 7. Дидактическое упражнение «Договори словечко и на­зови первый звук в словах».

Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его догово­рить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг —

Электрический... (утюг)
Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками,

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может... (удочка)
Задание 8. Взрослый загадывает ребенку загадки, а ребенок отга­дывает их, при этом четко называя первый звук в каждом слове-отгадке.

Гладит все, чего касается,

А дотронешься — кусается. (Утюг)
Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой. (Утка)
Кто на себе свой домик носит? (Улитка)
Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предме­тов, названия которых начинаются на звук [У].
Задание 10. Выучить чистоговорки:

У-У-У — губы хоботком тяну.

У-у-у - дай трубу.

У-у-у — всех детей зову.
Задание 11. Упражнения для координации речи с движениями.

Взрослый читает стихотворения, голосом выделяя звук [У], и просит ребенка назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. За­тем ребенок повторяет стихотворения, выполняя соответствующие дви­жения.
У опушки две старушки... ^ Наклоняется, «собирает грибы».

Брали грузди и волнушки.

Филин: — У-ух!

Филин: — У-ух!

У старушек замер дух. Приседает.

Е. Благинина
Сидит ворон на дубу Ребенок имитирует игру на дудочке.

И играет во трубу:

«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»
Задание 12. Знакомство с буквой У.

Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произно­сим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву У. Для лучшего запоминания графического образа буквы ребенку предлагается прослу­шать и выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рас­смотрев ее в «Веселой азбуке».

У — как у зайчонка ушки.

Эти ушки — на макушке. ^ О. Гофман

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку...); поиграть с пальчиками:

Зайки белые сидят

И ушами шевелят

Вот так, вот так.

(Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным паль­чиками);

провести игры с буквой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

№ Звук и буква у iconПрежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое...
Буква это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает...
№ Звук и буква у iconЗвук э. Буква э
...
№ Звук и буква у iconТема: «Звук и буква Ц»

№ Звук и буква у iconТема: «Звук и буква С»
Упражнения с разрезной азбукой: звуковой анализ, синтез, преобразование по следам
№ Звук и буква у icon«Звук и буква У»
Отгадать загадки о транспорте. Определить, к какому виду транспорта относится слово-отгадка
№ Звук и буква у iconЗанятие 19. Звук |э|, буква э
Логопед читает рассказ «Эхо». Дети должны запомнить и назвать все слова со звуком [э] в тексте
№ Звук и буква у iconПроизнеси звук у (у-у-у). Что делают наши губы, когда мы произносим звук У?
Выучить: Звук у поется, тянется, поэтому он гласный звук, живет в Красном замке. Мы его обозначаем красным кружочком
№ Звук и буква у iconЗанятие Звук [э] Цели: уметь выделять звук [э] в начале слова, дифференцировать этот звук

№ Звук и буква у iconДобавь звук [ц] или слог со звуком [ц]
...
№ Звук и буква у iconНатаниель Готорн Алая буква Натаниель Готорн алая буква натаниель...
Отец Готорна, скромный морской капитан, плавал на чужих судах и умер в Суринаме, когда Натаниелю было всего четыре года. Мать Готорна...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница