Понятие и виды исполнительных документов


Скачать 222.8 Kb.
НазваниеПонятие и виды исполнительных документов
Дата публикации22.06.2013
Размер222.8 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Право > Документы
Понятие и виды исполнительных документов
Исполнительный документ представляет собой документ, составленный в предусмотренной Законом форме специально на то уполномоченными органами, являющийся основанием для возбуждения исполнительного производства и дающий право взыскания по имущественным требованиям. Таким образом, исполнительный документ, во-первых, имеет строго определенную форму, предусмотренную законом. Во-вторых, выносится не всеми органами или должностными лицами, а только теми, которые указаны в Законе. В-третьих, является самостоятельным основанием для возбуждения исполнительного производства. В-четвертых, дает право на взыскание.

Как и любой иной процессуальный документ, исполнительный документ должен обладать формальными признаками и строго отвечать требованиям закона. Несоблюдение этих требований влечет недействительность данного документа.

С точки зрения действующего права, исполнительный документ должен отвечать требованиям, содержащимся в статье 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно);

б) для организаций - наименование и юридический адрес;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

7) дата выдачи исполнительного документа.

В акте органа, должностного лица о наложении штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, должна быть проставлена отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа.

Если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего.

Содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется федеральными законами. Эти исполнительные документы подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью.

Кроме вышеперечисленных общих требований к исполнительному документу, для отдельных видов исполнительных документов действующим законодательством предусмотрены дополнительные требования. В частности, п. 9.3 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36, предусмотрены особые требования к некоторым видам исполнительных документов, выдаваемых районными судами.

По делам, где предусмотрен розыск должника, в исполнительном листе дополнительно указываются точная дата и место его рождения. По делам о взыскании алиментов дополнительно указывается имя и дата рождения ребенка, на содержание которого взысканы алименты.

В отношении взыскателей и должников - юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций) указываются местонахождение органа юридического лица, банковские реквизиты.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, - исполнительный лист либо судебный приказ - подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, подписывается должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях - лицом, выписавшим исполнительный документ. Исполнительный документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего.

Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 были утверждены Правила изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов. Данным Постановлением к исполнительным листам как исполнительному документу предъявляются особые требования. Бланки исполнительных листов должны быть изготовлены на специальной бумаге с водяными знаками, а также с иными видами защиты, согласно критериям отнесения товаров к категории защищенной от подделки полиграфической продукции. Бланки должны иметь сквозную нумерацию с указанием порядкового номера. Сами бланки подлежат учету (по сериям и номерам) в журнале учета бланков по форме, утвержденной также Постановлением Правительства.

Для возбуждения исполнительного производства исполнительный документ должен быть представлен в службу судебных приставов в оригинале. В случае утраты исполнительного документа, орган, его выдававший, может по ходатайству взыскателя выдать дубликат. Перечень исполнительных документов содержится в статье 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и является открытым.

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов (за исключением исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей, и судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях) могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу (данные положения применяются к постановлениям о назначении административного наказания, вступившим в законную силу после дня вступления в силу).

Иные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов устанавливаются в соответствии с федеральными законами.

Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:

1) предъявлением исполнительного документа к исполнению;

2) частичным исполнением исполнительного документа должником.

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Если исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица было отсрочено или приостановлено, то течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется со дня возобновления исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица.

Данные положения не распространяется на судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

В случае рассрочки исполнения исполнительного документа течение срока предъявления его к исполнению продлевается на срок рассрочки.

Восстановление срока предъявления исполнительного документа к исполнению регламентированы ст.23 ФЗ «Об исполнительном производстве», ч.2 ст. 432 ГПК РФ и ст. 322 АПК РФ.

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.

Остальные пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов восстановлению не подлежат.
^ Исполнительный лист.

Наиболее часто встречающимся в практике исполнительным документом является исполнительный лист, выдаваемый судами как общей юрисдикции, так и арбитражными судами на основании судебного акта: решения, приговора, определения, постановления суда. Отличительной чертой исполнительного документа является наличие в нем властного предписания (требования), подлежащего принудительному исполнению. Форма бланка исполнительного листа утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.07.2008 N 579 (ред. от 27.01.2009) "О бланках исполнительных листов" (вместе с "Правилами изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов"). Одновременно с формой бланков исполнительного листа были утверждены Правила изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов. Вышеуказанным Постановлением утверждены две формы бланков. Одна форма бланков для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и другая форма бланков для всех остальных судов. Исполнительный лист выдается тем судом, который принял окончательный судебный акт. Но исполнительный лист, подлежащий выдаче на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом РФ, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело по первой инстанции (п. 48 Регламента АС).

Исполнительный лист выдается после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется в службу судебных приставов-исполнителей или в иной орган по месту исполнения (например, в банк).

Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника. Исполнительный лист на взыскание денежных средств из бюджета также исполняется через налоговый орган, который формирует дело и направляет его в казначейство для перечисления денежных средств в безналичной форме на счет взыскателя.

По каждому судебному акту выдается только один исполнительный лист. В исключительных случаях, если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, суд по ходатайству взыскателя выдает несколько исполнительных листов с точным указанием в каждом из них места исполнения или той части судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу.

На основании судебного акта о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по ходатайству взыскателя арбитражный суд может выдать несколько исполнительных листов по числу солидарных ответчиков с указанием в каждом из них общей суммы взыскания, наименований всех ответчиков и их солидарной ответственности.

Кроме судов общей юрисдикции и арбитражных судов, исполнительный лист также может выдаваться и по решению третейского суда. Данное положение предусмотрено Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации". В соответствии со ст. 44 вышеуказанного Закона, решения третейских судов исполняются сторонами добровольно в порядке и сроки, которые установлены в решении, а если срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению. Поскольку третейские суды не входят в систему федеральных судов и не являются государственными органами, их акты не могут иметь обязательного характера и сами по себе не обеспечиваются возможностью государственного принуждения непосредственно. Поэтому действующим российским законодательством предусмотрена возможность принудительного исполнения решения третейского суда (ст. 45 ФЗ "О третейских судах в РФ").

Выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам гражданского процессуального законодательства и предусмотрена главой 47 ГПК РФ. Заявление подается в районный суд по месту жительства или нахождения должника. По результатам рассмотрения заявления суд принимает определение о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение либо об отказе в выдаче такого определения.

Основанием для выдачи судом исполнительного листа могут выступать также решения иностранных судов, подлежащие исполнению на территории России. Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов регулируется положениями главы 45 ГПК РФ. Исполнительный лист для принудительного исполнения на территории России решения иностранного судебного органа выдается на основании ходатайства или заявления, если подается в арбитражный суд. Компетентен рассматривать такие ходатайства и выдавать исполнительные листы суд, который в соответствии с действующим процессуальным законодательством о подведомственности был бы компетентен рассматривать спор о праве, разрешенный иностранным судом.

Исполнительный лист оформляется в канцелярии суда по требованию заинтересованного лица, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

^ Судебный приказ.

Судебный приказ представляет собой судебное постановление, вынесенное мировым судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должников, а также в других случаях, указанных в ст. 122 ГПК РФ. Судебный приказ выдается, когда имеется бесспорность в материально-правовом требовании. Выдача судебного приказа регламентируются главой 11 ГПК РФ.

Судебный приказ в соответствии со ст. 122 ГПК РФ выдается в следующих случаях:

1) требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

2) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

3) требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

4) заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

5) заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

6) заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

7) требование заявлено органом внутренних дел о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.

Судебный приказ является единственный судебным актом, который является одновременно и исполнительным документом, не нуждающимся дополнительно в исполнительном листе для принудительной реализации содержащихся в нем требований.

Выдача судебного приказа осуществляется на основании заявления взыскателя, а не искового заявления истца, как в исковом производстве.

Судебный приказ выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о его вынесении в суд. Приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. Судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр судебного приказа остается в производстве суда, другой выдается заявителю (который после этого именуется уже взыскателем). Как и всякий исполнительный документ, судебный приказ выносится в строго определенной форме. Она устанавливается статьей 127 ГПК РФ. В судебном приказе указываются:

1) номер производства и дата вынесения приказа;

2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего приказ;

3) наименование, место жительства или место нахождения взыскателя;

4) наименование, место жительства или место нахождения должника;

5) закон, на основании которого удовлетворено требование;

6) размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости;

7) размер неустойки, если ее взыскание предусмотрено федеральным законом или договором, а также размер пеней, если таковые причитаются;

8) сумма госпошлины, подлежащей взысканию с должника.

В судебном приказе о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей кроме этих сведений указываются дата и место рождения должника, место его работы, имя и дата рождения каждого ребенка, на содержание которых присуждены алименты, размер платежей, взыскиваемых ежемесячно с должника, и срок их взыскания.

Для должника изготавливается копия судебного приказа, и судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения. В случае поступления таких возражений у судьи есть все основания для вывода о наличии спора о праве, и судебный приказ в соответствии со ст. 129 ГПК РФ должен быть отменен специальным судебным определением. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет заявителю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней со дня его вынесения.

Если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения непосредственно судебному приставу-исполнителю.

^ Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.

Правовую природу нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов следует искать в гражданском праве. Суть данного соглашения заключается в том, что две стороны в добровольном порядке заключают договор (соглашение), влекущий возникновение или изменение правоотношений между ними. Такое соглашение заключается в порядке, установленном главой 16 Семейного кодекса РФ и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (глава X, которая так и называется "Удостоверение сделок"). Нотариус удостоверяет сделки, для заключения которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная нотариальная форма.

Соглашение об уплате алиментов определяет размер, условия и порядок выплаты алиментов. Оно заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц. К данному виду соглашений (заключению, исполнению, расторжению и признанию недействительным) применяются положения о договорах, установленные гражданским законодательством России.

Размер алиментов, уплачиваемых по соглашению, определяется сторонами самостоятельно, но на несовершеннолетних детей не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке в соответствии со ст. 81 Семейного кодекса РФ.

Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и в соответствии с семейным законодательством подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Только нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.

Если предусмотренные соглашением об уплате алиментов условия содержания детей существенно нарушают их интересы, такое соглашение может быть признано недействительным в судебном порядке по требованию их законных представителей, а также органа опеки и попечительства или прокурора.

Алименты могут уплачиваться: в долях к заработку и (или) иному доходу лица, в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически; в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества, а также иными способами, относительно которых достигнуто соглашение. В соглашении об уплате алиментов может быть предусмотрено сочетание различных способов уплаты алиментов. Все вышесказанное следует из гражданско-правового принципа свободы гражданско-правового договора. Законодателем вводится только одно ограничение - получатель алиментов не может быть поставлен в худшие условия, чем те, которые применялись бы при назначении алиментов в судебном порядке.

^ Удостоверения комиссий по трудовым спорам, выдаваемые на основании их решений.

Выдача удостоверений комиссиями по трудовым спорам и порядок принятия ими решений регулируется Трудовым кодексом РФ (статьи 383 - 391 ТК РФ). Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя для разрешения индивидуальных трудовых споров. Такие органы могут быть созданы как в масштабах организации в целом, так и в ее отдельных структурных подразделениях. Комиссии по трудовым спорам имеют свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам для организации своей работы избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. По результатам рассмотрения трудового спора комиссия при тайном голосовании простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии выносит решение, в котором указываются:

- наименование организации (подразделения); фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность лица, обратившегося в комиссию;

- даты обращения в комиссию и рассмотрения спора;

- фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

- сущность принятого решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативно-правовой акт);

- результаты голосования.

Копии решения КТС подписываются председателем комиссии или его заместителем и заверяются печатью комиссии, после чего вручаются работнику и работодателю в течение трех дней со дня принятия решения.

Срок на обжалование решения комиссии составляет 10 дней, после чего в течение трех дней решение комиссии должно быть исполнено. В случае неисполнения решения в установленный срок, комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся основанием для возбуждения исполнительного производства. Если же решение комиссии обжаловано в суд работником или работодателем, то удостоверение не выдается. Удостоверение, выданное КТС, может быть предъявлено в службу судебных приставов-исполнителей в течение трех месяцев.

Удостоверение должно содержать все сведения о решении комиссии по трудовым спорам, иными словами, все те сведения, которые содержит решение: наименование организации; дату выдачи удостоверения; фамилию, имя, отчество, должность, профессию или специальность обратившегося в комиссию работника; дату обращения в комиссию и дату рассмотрения спора; существо спора; фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; суть решения и его обоснование; результаты голосования.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам, комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок по заявлению обратившегося.

Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований

Действующее законодательство предоставляет некоторым органам (например, налоговым органам) полномочия осуществлять финансовый контроль за деятельностью юридических лиц. Эти органы имеют право проводить проверки финансовой деятельности и в случаях нарушения финансового законодательства РФ в безакцептном порядке списывают денежные средства с банковских счетов должников. Банки обязаны осуществлять списание со счетов должников средств без получения согласия (акцепта) владельца счета при получении из таких органов инкассового платежного поручения на безакцептное списание.

В частности, такое списание денежных средств регулируется статьей 46 НК РФ. Аналогичные права предоставлены Пенсионному фонду, Фонду социального страхования. Необходимо обратить внимание на следующее: списание денежных средств по акту уполномоченного органа еще не является исполнительным производством. В случае если на счетах должников недостаточно средств для уплаты по требованиям уполномоченных органов и банк возвратит в уполномоченный орган инкассовое поручение с отметкой о неисполнении, то только после этого данный акт становится исполнительным документом и направляется в службу судебных приставов-исполнителей для его принудительного исполнения. Необходимо учитывать субъектный состав исполнительного производства: при участии бюджетных организаций, исполнительное производство в ФССП не возбуждается, списание производится через соответствующее казначейство.

^ Судебные акты, акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Наложение взысканий уполномоченными государственными органами может являться и мерой административной ответственности. Постановления об их наложении должны исполняться нарушителями добровольно. В случае неисполнения добровольно исполнение происходит принудительно. Сами органы, налагающие административную ответственность, не вправе самостоятельно принудительно производить имущественные взыскания. В этом случае принудительное исполнение постановления о наложении административной ответственности осуществляется судебными приставами-исполнителями по правилам исполнительного производства.

Из всех административных наказаний, перечисленных в ст. 3.2 КоАП РФ, принудительно в порядке исполнительного производства исполняются наказания в виде административного штрафа и возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения.

КоАП РФ в статье 2.1 дает определение административного правонарушения. В качестве оснований для возбуждения исполнительного производства выступают:

- постановления о наложении штрафа;

- постановления о возмездном изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения (при этом конфискация может осуществляться только судом).

В разделе III КоАП РФ Статья 22.1 перечислены органы, должностные лица и судьи, которым предоставлено право налагать административные взыскания. Исполнительное производство в данном случае может быть возбуждено только при условии, что обязанная сторона добровольно не исполнит административного акта в срок, установленный законом. Кроме того, субъекты РФ также вправе иметь в составе своего законодательства акты об административных правонарушениях.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3)федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса.

7) государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Если лицо, привлеченное к административной ответственности, в срок, установленный законом для добровольного исполнения, не исполнит предписаний, содержащихся в акте об административном правонарушении, данный акт передается в службу судебных приставов-исполнителей для принудительного исполнения.

^ Постановления судебного пристава-исполнителя.

Все постановления судебного пристава-исполнителя можно разделить на два вида. Первые выносятся с целью возбуждения исполнительного производства и в процессе движения самого производства. Данные постановления можно рассматривать как процессуальные акты. Второй вид постановлений является основанием для возбуждения самостоятельного исполнительного производства. И в этом случае они выступают как самостоятельный исполнительный документ. На основании Федерального закона "Об исполнительном производстве" в качестве исполнительного документа могут выступать: постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (статья 116, 117 Закона) и другие постановления (ст.ст. 112,113 ФЗ), указанные в Законе "Об исполнительном производстве". Форма данных постановлений является общей для всех постановлений судебных приставов-исполнителей и определяется статьей 14 Закона.

^ Постановления иных органов.

Указанный в статье 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" перечень исполнительных документов является открытым. Как в науке, так и в практике в настоящее время нет единого мнения по поводу того, какой еще документ об имущественном взыскании следует отнести к исполнительным документам. Открытый характер перечня исполнительных документов вызывает в науке определенные споры.

Исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.. В статье 93 Основ законодательства Российской Федерации "О нотариате" закреплено, что взыскание по исполнительной надписи нотариуса производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений. Причем, когда взыскателем или должником является гражданин, исполнительная надпись может быть предъявлена к принудительному исполнению в течение трех лет со дня ее совершения, а когда взыскателем или должником являются предприятия, учреждения, организации, исполнительная надпись предъявляется к принудительному исполнению в течение одного года, если законодательством Российской Федерации не установлены иные сроки (статья 94 Основ). Следовательно, исполнительную надпись нотариуса можно вполне определенно отнести к исполнительным документам. Однако в данной ситуации необходимо учитывать, что обязательным условием совершения нотариусом исполнительной надписи является бесспорность требования взыскателя к должнику.

Если должник оспаривает задолженность или иную ответственность перед взыскателем, нотариус по смыслу ч. ч. 1 и 3 статьи 16, ч. ч. 4 и 5 статьи 41 и ч. 1 статьи 48 Основ законодательства Российской Федерации "О нотариате" не вправе совершать исполнительную надпись и должен разъяснить взыскателю его право обратиться в суд с исковым заявлением.

Похожие:

Понятие и виды исполнительных документов iconКонституционное право
Представительство: понятие, виды, субъекты. Договоренность: понятие, обязательные реквизиты, срок
Понятие и виды исполнительных документов iconТема виды, типы, элементы и характеристики проектов (2ч)
Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельнос­ти, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из кото­рых являются...
Понятие и виды исполнительных документов iconХарактеристика понятия Содержание и объем понятия. Виды понятий....
Понятие помогает выделить определенные классы вещей и отличить их друг от друга. Понятие выступает как результат абстрагирования,...
Понятие и виды исполнительных документов iconВиды проездных документов, выдаваемых системой “Экспресс” во внутригосударственном...

Понятие и виды исполнительных документов iconСудебная бухгалтерия
Понятие бухгалтерских документов и их значение в правоприменительной деятельности
Понятие и виды исполнительных документов iconСудебная бухгалтерия
Понятие бухгалтерских документов и их значение в правоприменительной деятельности
Понятие и виды исполнительных документов iconПлан: Понятие и виды обязательств по оказанию услуг Особенности правового...
Понятие расчетных правоотношений. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов
Понятие и виды исполнительных документов icon13. Понятие и основания административной ответственности
Понятие, виды юридической ответственности. Общие черты различных видов юридической ответственности
Понятие и виды исполнительных документов iconВопросы для подготовки к экзамену по рпп
Понятие и признаки субъектов предпринимательского права. Классификация субъектов предпринимательского права. Предпринимательские...
Понятие и виды исполнительных документов iconТема История развития делопроизводства в России
Практика составления деловых документов восходит к далекой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница