«педагогика профессиональной деятельности»


Скачать 375.15 Kb.
Название«педагогика профессиональной деятельности»
страница1/2
Дата публикации29.12.2013
Размер375.15 Kb.
ТипПояснительная записка
vb2.userdocs.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургская юридическая академия»








УТВЕРЖДАЮ

Ректор Санкт-Петербургской юридической академии

профессор

С.Ф. Зыбин

«____» _______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине

«ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Направление подготовки 030900 юриспруденция

Квалификация (степень) «бакалавр»)

Профиль подготовки «Гражданско-правовой»


Рабочая программа одобрена

на заседании кафедры

педагогики и психологии

«___»____________ 2012 года,

протокол №____
Заведующий кафедрой

профессор А.В. Долматов






Одобрена учёным советом

Санкт-Петербургской юридической академии

«___»_________ 2012 года,

протокол № ____
Ученый секретарь

доцент В.С. Жабенко


Санкт-Петербург

2012
ББК 88.3.7+74.00.7
Д 26 Долматов А.В.
Педагогика профессиональной деятельности:- Рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») / Долматов А.В..- СПб: НОУ СЮА, 2012.- 21 с.

Программа учебной дисциплины «Педагогика профессиональной деятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для подготовки студентов по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). Программа определяет структуру и содержание дисциплины.

Программа учебной дисциплины предназначена для подготовки студентов Санкт-Петербургской юридической академии, обсуждена и одобрена на заседании кафедры педагогики и психологии 21 сентября 2011 года, протокол № 2..

Рецензенты:

В.С. Олейников, доктор педагогических наук, профессор, (Санкт-Петербургский университет МВД России);

Н.Ф. Гейжан, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД России).

ББК 88.3.7+74.00.7
 Долматов А. В.

 Санкт-Петербургская юридическая академия, 2012

Пояснительная записка


  1. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.


Настоящая программа учебного предмета «Педагогика профессиональной деятельности», разработана для студентов Санкт-Петербургской юридической академии и с учетом требований теории и практики и зарубежного опыта. Она отражает основные понятия и закономерности педагогики профессиональной деятельности во взаимодействии с другими общественными, юридическими и специальными науками и определяет содержание и структуру учебной дисциплины.

Преподавание и изучение дисциплины имеет целью вооружить студентов знаниями закономерностей педагогического процесса, принципов, методов обучения и воспитания, развития и психологической подготовки юристов; сформировать у обучающихся основы психолого-педагогического мастерства и добросовестного отношения к обучению и воспитанию, психолого-педагогическое мышление и другие качества сотрудника, воспитателя, педагога.

^ Цель учебной дисциплины: сформировать у обучающихся основы знаний в области психологии и педагогики юридической деятельности, а также необходимые для преподавателя компетенции.

^ Основные задачи изучения дисциплины:

Достижение цели реализуется решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся знаний закономерностей и механизмов психических явлений в системе «человек - профессиональная деятельность», «человек – право»;

  • формирование у студентов научного мировоззрения, педагогического и правового мышления, убежденности в социальной значимости и необратимости законов.




  1. ^ МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО


Дисциплина «Педагогика профессиональной деятельности» является дисциплиной по выбору для подготовки студентов.

Дисциплина обеспечивает базовую подготовку студентов для последующего изучения дисциплин профессионального цикла учебного плана.


  1. ^ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Выпускник Санкт-Петербургской юридической академии должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
^ В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

  • понятия и категории психологии профессиональной деятельности;

  • специфику обучения и воспитания сотрудников юриспруденции.

уметь:

  • творчески использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности;




  1. ^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.


Тематический план изучения дисциплины составлен с соблюдением логических связей между темами. Основными видами учебных занятий при изучении дисциплины являются лекции. На них излагаются основополагающие вопросы теории. На лекциях студенты приобретают наиболее важные сведения по соответствующим темам, получают задания, необходимые для самостоятельной работы. Практические занятия позволяют обучающимся приобрести умения использовать полученные знания в повседневной деятельности юриста, критически оценить свои возможности анализа социально-психологических явлений.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах составляет в учебном процессе не менее 20 процентов аудиторных занятий, а занятия лекционного типа составляют не более 40 процентов аудиторного времени.

Самостоятельная работа преследует цель закрепления знаний полученных на всех видах занятий, а также развития навыков работы с научной литературой, нормативно-правовыми документами.

Контроль усвоения учебного материала осуществляется на лекциях, семинарских занятиях.

Формой итогового контроля является зачет. На зачет выносятся основополагающие теоретические и практические вопросы курса.

    1. ^ Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – очная.

Вид учебной работы

Всего часов /зачетных единиц

Семестры

3




^ Аудиторные занятия (всего)

36







В том числе:










Лекции (Л)

14







Практические занятия (ПЗ)

22







Семинары (С)










Контрольные работы (КР)










Лабораторные работы (ЛР)










^ Самостоятельная работа (всего)

36







Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:










Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям.

28







Практикум










Подготовка к контрольной работе










^ Другие виды самостоятельной работы










Курсовая работа










Реферат










Подготовка к промежуточной аттестации:

зачёту

4







Вид промежуточной аттестации: зачет

4







Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72







2








^ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(примерный тематический план)

дисциплины «Педагогика профессиональной деятельности»

ОФО




п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

^ В том числе

Лекции

Прак. зан.

Зачет

Самост.

работа

1

Понятие о личности и профессиональной деятельности в психологии

6

2

2




2

2

Эмоционально-волевая сфера личности

6

2

2




2

3

Психология совместной деятельности и общения

8

2

2




4

4

Социально-психологические явления в группах и коллективах.

6

-

2




4

5

Педагогика в профессиональной деятельности юриста

10

2

4




4

6

Принципы и методы профессионального обучения.

10

2

4




4

7

Самообразование и самовоспитание личности.

6

-

2




4

8

Педагогическое управление в профессиональном коллективе.

6

2

2




2

9

Педагогическое общение в профессиональной деятельности.

6

2

2




2




Зачет

8







4

4




Итого:

72

14

22

4

36



4.2. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – заочная (на базе высшего и среднего профессионального образования).

^ Вид учебной работы

Всего часов

Курс

(год обучения)




1

2

3

^ Аудиторные занятия (всего)

8

1

Лекции (Л)

4




Семинары (С)







Практические занятия (ПЗ)

4




Лабораторные работы (ЛР)







Контрольная работа (КР)







^ Самостоятельная работа (всего)

60




Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:







Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям

56




Практикум







Подготовка к контрольной работе







^ Другие виды самостоятельной работы







Курсовая работа







Реферат







Подготовка к промежуточной аттестации:

зачёту:

4




^ Промежуточная аттестация: зачет

4




Общая трудоемкость: часы

зачетные единицы

72

2





^ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(примерный тематический план)

дисциплины «Педагогика профессиональной деятельности»

ЗФО Базовое образование: среднее профессиональное

^ ЗФО Базовое образование: высшее





п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

^ В том числе

Лекции

Прак. зан.

Зачет

Самост.

работа

1

Понятие о личности и профессиональной деятельности в психологии

6

-

-




6

2

Эмоционально-волевая сфера личности

6

-

-




6

3

Психология совместной деятельности и общения

8

-

-




8

4

Социально-психологические явления в группах и коллективах.

4

-

-




4

5

Педагогика в профессиональной деятельности юриста

10

2

-




8

6

Принципы и методы профессионального обучения.

8

2

-




6

7

Самообразование и самовоспитание личности.

6

-

-




6

8

Педагогическое управление в профессиональном коллективе.

8

-

2




6

9

Педагогическое общение в профессиональной деятельности.

8

-

2




6




Зачет

8







4

4




Итого:

72

4

4

4

60


4.3. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – заочная (на базе среднего общего образования).

^ Вид учебной работы

Всего часов

Курс

(год обучения)




1

2

3

^ Аудиторные занятия (всего)

10

2

Лекции (Л)

4




Семинары (С)







Практические занятия (ПЗ)

6




Лабораторные работы (ЛР)







Контрольная работа (КР)







^ Самостоятельная работа (всего)

58




Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:







Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям

54




Практикум







Подготовка к контрольной работе







^ Другие виды самостоятельной работы







Курсовая работа







Реферат







Подготовка к промежуточной аттестации: зачету

4




^ Промежуточная аттестация: зачет

4




Общая трудоемкость: часы

зачетные единицы

72

2






^ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(примерный тематический план)

дисциплины «Педагогика профессиональной деятельности»

ЗФО - Базовое образование: среднее (полное) общее





п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

^ В том числе

Лекции

Прак. зан.

Зачет

Самост.

работа

1

Понятие о личности и профессиональной деятельности в педагогике

6

-

-




6

2

Эмоционально-волевая сфера личности

6

-

-




6

3

Педагогика и психология совместной деятельности и общения

8

-

-




8

4

Социально-психологические явления в группах и коллективах.

8

-

-




8

5

Педагогика в профессиональной деятельности юриста

10

2

-




8

6

Принципы и методы профессионального обучения.

8

2

-




6

7

Самообразование и самовоспитание личности.

6

-

2




4

8

Педагогическое управление в профессиональном коллективе.

8

-

2




6

9

Педагогическое общение в профессиональной деятельности.

4

-

2




2




Зачет

8







4

4




Итого:

72

4

6

4

58



содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ


Тема 1.

Понятие о личности и профессиональной деятельности в педагогике



Сущность и содержание категории «личности». Психологическая структура личности, Методы изучения психических познавательных процессов юриста. Студент как личность и индивидуальность. Социализация личности в вузе. Учебная успешность. Развитие ответственности личности.


Тема 2.

Эмоционально-волевая сфера личности.


Понятие об эмоциях и чувствах в психологии. Развитие эмоционально-волевой устойчивости личности. Психические свойства личности, методы изучения личности. Комплексный подход к практическому изучению личности студента (темперамент; характер; воля; способности; особенности эмоциональной сферы). Самооценка (по Ч.Д. Спилбергу – Ю.Л. Ханину). Определение профессиональной пригодности. Основы профессиональной диагностики. Определение учебной мотивации.


Тема 3.

Педагогика и психология совместной деятельности и общения.


Понятие общения в психологии. Психологическая характеристика совместной деятельности в юриспруденции. Акмеология общения. Общение как фундаментальная категория. Правила и техники общения. Основные функции педагогического общения и пути их оптимального выполнения. Учет преподавателем социальных ролей и психологической структуры студенческих групп. Стили педагогического общения. Эффективное и неэффективное поощрение. Преднамеренное и непреднамеренное в педагогическом общении. Методика анализа вербального взаимодействия. Специфика и главенствующая роль невербального ряда в общении. Законы и закономерности в психологии общения. Деловые игры: "Как читать человека словно книгу (Улучшение навыков анализа невербального взаимодействия)", "Аксиомы деловой коммуникации (для профессиональной среды "педагог - обучающиийся")".


Тема 4.

Социально-психологические явления в группах и коллективах.


Социально-психологические явления в группах и коллективах. Структура социально-психологических явлений. Групповые нормы взаимодействий и взаимоотношений в группах и коллективах. Проблемы развития коллектива. Конфликты в студенческих коллективах. Основные понятия конфликтологии. Предмет и объект, средства конфликтов. Виды конфликтов. Классификация конфликтов и их специфика в педагогической среде.

Проблема восприятия критики студентом со стороны преподавателя или своих сокурсников. Механизмы психологической защиты и Я – образ. Фрустрация и унижение чувства собственного достоинства как главные психологические причины в возникновении конфликтов. Плохая организация учебного процесса и неточно поставленные здания и поручения со стороны преподавателя – как "внешние" причины конфликтов.

Рациональное поведение при возникновении конфликтных ситуаций. Суть обобщенной методики анализа и разрешения конфликтов. Подбор оптимальных тактик погашения конфликтов. Специфика педагогических мер при погашении конфликтов.


Тема 5.

Педагогика в профессиональной деятельности юриста.


Педагогика в профессиональной деятельности специалиста. Значение и задачи педагогики в деятельности сотрудников. Педагогические методы в профессиональной деятельности (профессия, квалификация).

Психологические модели педагогической деятельности (системный подход). Профессиональная Я – концепция педагога. Профессионально-личностное развитие педагога. Требования к личности педагога, накладываемые профессией. Имидж современного педагога. Пути улучшения имиджа. Педагогическая социальная перцепция.

Педагогические реформы современности. Интеграция педагогических идей. Гуманизация образования. Развитие современных педагогических концепций. Реформы образования за рубежом. Реформа образования в России.


Тема 6.

Принципы и методы профессионального обучения.


Принципы и методы профессионального обучения. Сущность и содержание дидактических принципов. Формы и методы обучения сотрудников. Психология образовательной деятельности. Понятие об обучении. Учение как деятельность. Мотивация учебной ситуации. Структура обучения, виды учебных и обучающих действий. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. Восприятие и обучение. Обучение навыкам. Обучение мышлению и заучивание. Факторы заучивания. Внимание и установка. Организация заучивания. Формирование компетенций обучающихся.

Законодательство Российской Федерации об образовании. Смысл человеческого бытия и ценности образования. Цели, содержание и структура непрерывного образования. Место и роль вуза в системе непрерывного образования. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Основные направления развития педагогического процесса в современной высшей школе. Структура и функции педагогического процесса. Преподаватель вуза в педагогическом процессе. Пути обеспечения единства обучения, воспитания, развития и нравственно-психологической подготовки студентов и слушателей. Закономерности педагогического процесса в вузе. Методика исследования эффективности педагогического процесса в учебных заведениях.


Тема 7.

Самообразование и самовоспитание личности.


Самообразование и самовоспитание личности. Педагогическая сущность процесса совершенствования личности. Самостоятельная работа с учебной литературой и другими источниками информации. Самовоспитание как фактор и условие развития личности. Воспитание и самовоспитание.

Сущность и содержание самовоспитания слушателей (студентов). Специфика целей и задач самовоспитания в вузе. Педагогическая характеристика процесса самовоспитания. Методы, приемы и средства самовоспитания. Основные направления руководства самовоспитанием слушателей (студентов) со стороны преподавателей. Краткий обзор путей воспитания студенчества (личный пример педагога; технология студенчества; приобщение к научной работе).


Тема 8.

Педагогическое управление в профессиональном коллективе.


Педагогическое управление в профессиональном коллективе. Структура управления коллективом. Педагогические требования к руководителю коллектива. Правило взаимосвязи и "парности" личных и деловых отношений. Важность "внешнего" вида для сотрудников и обучающихся.

Педагог как руководитель и лидер. Варианты и типология способов его поведения, как человека, обличенного "властью" над ситуацией, обучаемыми, учебным процессом. Разбор основных ошибок педагогов и методы их коррекции.

Функция и структура кафедры- Права и обязанности профессорско-преподавательского состава кафедры. Психолого-педагогический климат кафедры. Пути поддержания положительных взаимоотношений, в коллективе творческого отношения к педагогической деятельности профессорско-педагогического коллектива кафедры.


Тема 9.

Педагогическое общение в профессиональной деятельности.


Педагогическое общение в профессиональной деятельности. Педагогическая характеристика делового общения. Уровни и стили делового общения.

Основы успешной работы с аудиторией. Методика развития у студентов культуры речи. Овладение основами научного стиля. Освоение техники ведения споров, убеждений и научных дискуссий. Способы эффективного мышления и выражения своих мыслей. Эмоции и "внутренняя речь" как помощники и помехи в процессе слушания учебной информации.

Сущность, история становления ораторского искусство. Виды ораторской деятельности. Закон единства подготовки и произнесения речи. Закон согласования мышления и консонанса эмоций. Психолого-педагогические основы ораторского искусства. Понятие о лекторском мастерстве. Принципы академического красноречия и их реализация в деятельности преподавателя. Композиция и тезисный план речи. Логические приемы оперирования понятиями в устном выступлении. Ораторские средства выразительной речи. Общение оратора с аудиторией. Привитие педагогом вуза навыков публичных выступлений у студентов (на семинарских и лекционных занятиях).

Делова игра: " Споры и дискуссии".
Зачет по дисциплине.

^ ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ.




п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7-9

1.

Ораторское искусство юриста

1

2

3

4

5

6

7-9

2.

Информационные технологии в юридической деятельности

1

2

3

4

5

6

7-9


^ 5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

(нормативные правовые акты, научная, учебная,

методическая и справочная литература)
^ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  1. Закон РФ «Об образовании». С изменениями и дополнениями.  М.: 2010.

  2. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».


Литература

Основная

  1. Кикоть А.Я. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 512 с.

  2. Левитан К. М. Юридическая педагогика: Учебник – М.: Норма, 2011 – 432 с.

  3. Воронин В.В. Развитие коммуникативной компетентности специалиста: Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 138 с.

  4. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Под ред. М. В. Булановой-Топорковой.  Ростов н/Д.: Феникс, 2009 г.  544 с.


Дополнительная


  1. Кикоть В. Я. Столяренко А. М. Юридическая педагогика. _ М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004 г. – 895 с.

  2. Орлова Т. В.Управление образовательными системами – М.: Академия, 2006.

  3. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций
    Изд.: КДУ – 2008, 192 с.

  4. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. – М.: Академ. проект, 2004. – 560 с.

  5. Переходов В. Н. Основы управления инновационной деятельностью – М. : ИНФРА-М, 2005. – 222 с.

  6. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Сфера, 2004. – 448 с.

  7. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем. М.: Гардарики, 2006 г.

  8. Головнева Е. В. Теория и методика воспитания – М.: Высшая школа, 2006 г.

  9. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании М.: Академия, 2005 г.


Электронные информационные ресурсы сети Интернет:


  1. www.effecton.ru

  2. www.ed.gov.ru

  3. www.obrnadzor.gov.ru


^ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

  1   2

Похожие:

«педагогика профессиональной деятельности» iconПримерный перечень вопросов но дисциплине «педагогика профессиональной...

«педагогика профессиональной деятельности» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»
Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи
«педагогика профессиональной деятельности» iconТематический план дисциплины «Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел»
Предмет и задачи дисциплины «Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел»
«педагогика профессиональной деятельности» iconПонятие, предмет, принципы, источники правового обеспечения профессиональной деятельности
Тема Понятие, предмет, принципы, источники правового обеспечения профессиональной деятельности. (Краткая история законодательства,...
«педагогика профессиональной деятельности» iconСтатья 1 Закона «Об оценке земель»
Постановление кму); Международные нормы оценочной деятельности (Комитет мсо 2000); Нормы профессиональной деятельности оценщика (Совет...
«педагогика профессиональной деятельности» iconСправк а об исследовании патентной и научно-технической литературы...
«Программный комплекс оценки психофизической подготовки человека для военно-профессиональной деятельности»
«педагогика профессиональной деятельности» icon1 Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста...
Целью дисциплины «психология» является расширение профессиональной компетенции студентов с целью подготовки их к решению производственных...
«педагогика профессиональной деятельности» iconII. информация о профессиональной деятельности

«педагогика профессиональной деятельности» iconСущность и принципы деловой игры
Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста,...
«педагогика профессиональной деятельности» iconВопросы к экзамену Педагогика
Педагогика в системе современного человекознания. Воспитание как предмет педагогики
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница