Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»


Скачать 365.71 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»
страница1/2
Дата публикации23.05.2013
Размер365.71 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

Кафедра предварительного расследования в ОВД


УТВЕРЖДАЮ

Начальника кафедры


полковник милиции

А.П. Коваленко


“___”_________ 2008 г.

Предварительное следствие в ОВД

фондовая лекция
по теме: Особенности организации раскрытия и расследования уголовных дел о

дорожно–транспортных происшествиях

Красноярск 2008


Особенности организации раскрытия и расследования уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях: Фондовая лекция по дисциплине «Предварительное следствие в ОВД». – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России. – 2008. – 24 с.
Лекция посвящена одной из основных проблем методики организации раскрытия и расследования уголовных дел по материалам ДТП. В ней рассмотрены основные сложности, с которыми сталкивается следователь при раскрытии и расследовании преступлений данной категории – осмотр места происшествия, допросы участников ДТП, проведение экспериментов, назначение экспертиз и другие.

Обозначенные в лекции вопросы раскрываются на основе трудов ученых, изучавших данную проблему, опыта авторов по расследованию уголовных дел и преподавания дисциплины в вузе МВД России.

Предназначена для курсантов очной формы обучения по специальности 030501.65 Юриспруденция.

Подготовили преподаватель кафедры предварительного расследования в ОВД к.ю.н. Логинова Н.Г., доцент кафедры предварительного расследования в ОВД к.ю.н. Николаева Н.М.
Рецензенты: Старший преподаватель кафедры уголовного процесса СибЮИ МВД

России кандидат юридических наук майор милиции М.М. Черняков;

Заместитель начальника отдела по расследованию ДТП СЧ ГСУ при ГУВД по Красноярскому краю подполковник юстиции Л.В. Крылова.

Одобрена на заседании кафедры предварительного расследования в ОВД

04 июня 2008 г. Протокол № 19.

(С) Сибирский юридический институт МВД России, 2008

План

ВВЕДЕНИЕ 5


  1. Осмотр места происшествия 6




  1. Объяснения и допросы 16




  1. Экспертизы и эксперименты по делам о ДТП 19



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24


Литература


  1. Байэтт, Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Р. Байэтт, Р. Уоттс, пер. с анг. – М.: Транспорт, 1983.

  2. Воронин, С.Э. Основания проведения следственных действий: учебное пособие / С.Э. Воронин, О.В. Меремьянина. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2004.

  3. Воронин, С.Э. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий: методические рекомендации / С.Э. Воронин, П.Л. Сурихин, А.В. Безруков. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2004.

  4. Гурский, В.П. Дорожно-транспортные происшествия, методика расследования: учебное пособие / В.П. Гурский. – Минск, 1992.

  5. Еникеев, М.И. Следственные действия: психология, тактика, технология: учебное пособие / М.И. Еникеев, В.А. Образцов, В.Е. Эминов. – М.: Проспект, 2007.

  6. Жулев, В.И. Расследование дорожно-транспортных преступлений / В.И. Жулев, Е.А. Краенский, С.И. Гирько. – М., 1991.

  7. Зотов, Д.Л. Расследование и предупреждение дорожно-транспортных происшествий / Д.Л. Зотов. – М., 1972.

  8. Зуев, П.М. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий / П.М. Зуев. – М., 1990.

  9. Ильина, А.М. Обязательное использование специальных познаний в уголовном процессе: Монография / А.М. Ильина. – Екатеринбург: Уральский юрид. ин-т МВД России, 2005.

  10. Корноухов, В.Е. Тактика допроса обвиняемого (подозреваемого): практикум / В.Е. Корноухов. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003.

  11. Королев, С.Л. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия: методические рекомендации при расследовании ДТП / С.Л. Королев // Информационный бюллетень. – М.: Следственный комитет МВД России. – 1996. – № 1(86).

  12. Маландин, И.Г. Расследование ДТП, с мест с которых водители скрылись / И.Г. Маландин. – М., 1973.

  13. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / под ред. А.И. Дворкина. – М.: Экзамен, 2006.

  14. Онучин, А.П. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий / А.П. Онучин. – Свердловск, 1986.

  15. Онучин, А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов / А.П. Онучин. – Свердловск, 1987.

  16. Смелов, И.В. Некоторые практические рекомендации по осмотру мест дорожно-транспортных происшествий / И.В. Смелов // Информационный бюллетень. – М.: Следственный комитет МВД России. – 1995. – № 2(83).

  17. Стошиц, В.К. Расследование и предупреждение дорожно-транспортных происшествий / В.К. Стошиц, В.И. Янушко. – Минск, 1987.

  18. Сурихин, П.Л. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие / П.Л. Сурихин, А.В. Глазырин. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006.

  19. Федоров, А.А. Методика проведения отдельных видов следственных экспериментов при расследовании дорожно-транспортных происшествий / А.А. Федоров // Информационный бюллетень. – М.: Следственный комитет МВД России. – 1996. – № 1(86).

  20. Хижняк, Д.С. Процессуальные и криминалистические проблемы развития тактики следственных действий: монография / Д.С. Хижняк; под ред. В.И. Комиссаров. – М.: Юрлитинформ, 2004.

  21. Щерба С.П. Обеспечение прав потерпевших и свидетелей на предварительном следствии / С.П. Щерба, О.А. Зайцев. – М.: Юрист, 1995.



ВВЕДЕНИЕ
На четвертом курсе во втором семестре преподавание дисциплины «Предварительное следствие в ОВД» завершается разделом «Организация раскрытия и расследования дорожно-транспортных происшествий».

Обеспечение безопасности движения – одна из наиболее острых и актуальных проблем, связанных с интенсивным развитием автомобильного транспорта. В системе мероприятий, направленных на повышение безопасности движения, большое значение имеют меры уголовно-процессуального характера, в частности, быстрое и квалифицированное расследование ДТП.

ДТП происходят в результате нарушения нормального функционирования системы «водитель – транспортное средство – дорога – сфера движения». Установление состояния элементов данной системы и связей между ними, нарушение которых послужило причиной ДТП или способствовало его возникновению, требует не только углубления навыков проведения допросов участников и очевидцев, но и использования специальных познаний в науке и технике.

По делам данной категории наиболее объективную доказательственную информацию о ДТП можно получить в результате осмотра места происшествия, транспортных средств, проведения следственных экспериментов и различных видов экспертиз.

Чтобы эффективно расследовать ДТП, при проведении практических занятий мы изучим возможности различных видов экспертиз, научимся правильно ставить задачи экспертам по следам, изъятым на месте ДТП, освоим методику проведения следственного эксперимента для получения исходных данных, необходимых для производства экспертных исследований, уделим внимание своеобразию формулировки обвинения.

Знания, полученные Вами при изучении учений по другим категориям дел, будут углублены и дополнены спецификой расследования ДТП. Несомненно, кому-нибудь из Вас предстоит применить методику и навыки раскрытия и расследования преступлений данного вида в специальном подразделении ГСУ при ГУВД по Красноярскому краю отделе по расследованию ДТП следственной части.

^ 1. ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
Согласно ст. 151 УПК РСФСР расследование ДТП осуществляется следователями ОВД и имеет определенные трудности.

Во-первых, следователь обязан хорошо знать Правила дорожного движения, типы, марки и устройство транспортных средств, действия водителей при их управлении в различных осложненных условиях, вероятные причины совершения ДТП и т.д.

Во-вторых, расследование нередко осложняется изменением первоначальной обстановки места ДТП работниками ГАИ и др. гражданами для возобновления прерванного в результате происшествия движения.

В-третьих, следует учитывать, что ДТП, как правило, происходят внезапно и быстротечно для участников происшествия и окружающих людей и могут привести к их гибели, что уменьшает достаточную полноту свидетельских показаний и отсутствие самих свидетелей.

Наиболее типичными поводами для возбуждения уголовного дела являются:

- заявления водителей-участников ДТП;

- сообщения работников медучреждений, куда доставлены потерпевшие, и граждан, наблюдавших это событие;

- непосредственное обнаружение работниками ГАИ признаков ДТП.

Уголовное дело возбуждается только при наличии нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, наступления вредных последствий и причинной связи между ними.

Уголовное дело возбуждается немедленно по явно выраженным последствиям, которые можно определить визуально, без предварительного исследования ( гибель человека). Промедление в возбуждении уголовного дела в таком случае недопустимо, так как значительно затрудняется установление и изобличение виновных лиц и замедляется процесс расследования в целом.

Согласно ст. 73 УПК РФ доказыванию подлежат следующие обстоятельства:

1. Характер события ДТП (имело ли место преступление, несчастный случай или стихийное бедствие).

2. Механизм транспортного происшествия (процесс развития события): вид ДТП, взаиморасположение участников происшествия до момента происшествия и после него, направление их движения, скорость. В соответствии с правилами учета ДТП подразделяются на следующие виды:

- столкновение,

- опрокидывание,

- наезды на препятствия, включая пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт, животных стоящие транспортные средства, падение пассажиров и иные происшествия.

3. Какие конкретно правила движения и эксплуатации транспорта нарушены и причинная связь между их нарушением и наступившими последствиями.

4. Время, точное место, дорожная обстановка ( под которой понимается вся совокупность условий движения на участке ДТП), тип покрытия, его состояние, ширина проезжей части, наличие дорожных знаков, разметки, освещенности, интенсивности движения, видимости и т.д.

5. Последствия ДТП: кто пострадал, степень тяжести телесных повреждений, характер и размер ущерба.

6. Степень виновности обвиняемого и характеризующие его данные, включая стаж работы, состояние здоровья и т.д.

7. Техническое состояние транспортного средства до ДТП и после него.

8. Обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и влияющие на характер ответственности обвиняемого.

В зависимости от ситуации совершения ДТП перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию, может быть расширен.

Процесс расследования по делам о ДТП проходит в зависимости от складывающейся обстановки, в том числе следственной ситуации:

1. Водитель и транспорт находятся на месте происшествия.

2. Водитель вместе с транспортом скрылся с места происшествия.

3. Водитель скрылся, а транспорт остался на месте происшествия.

К первоначальным следственным действиям и ОРМ, проводимым по расследованию ДТП, относятся:

1. Осмотр места происшествия, транспорта, предметов.

2. Выявление и допрос (иногда опрос) очевидцев и свидетелей.

3. Допрос заявителей (потерпевших) и при необходимости их судебно-медицинское освидетельствование или исследование.

4. Допрос водителей и их освидетельствование.

5. Организация розыска скрывшихся водителей и транспортных средств.

Последовательность проведения вышеуказанных действий может изменяться в зависимости от обстоятельств (ситуаций) дела. Несмотря на это по всем событиям, связанным с ДТП, следователь всегда проводит следующие мероприятия, которые можно разделить на три этапа:

^ 1). Подготовка к осмотру места происшествия

Подготовка к осмотру места происшествия начинается с момента поступления сообщения о ДТП в дежурную часть ОВД.

Дежурный, получив сообщение, должен обеспечить охрану места происшествия, оказание срочной медицинской помощи пострадавшим, то есть сообщить об этом бригаде скорой медицинской помощи, сообщить дежурному следователю о предстоящем выезде на место происшествия и оперуполномоченному ОУР, а также в случае наличия нескольких трупов дежурному ГУВД по Красноярскому краю.

Дежурный следователь должен провести комплекс организационных мероприятий:

1. Собрать чемодан, в который уложить бланки, письменные принадлежности, измерительные приборы, фотоаппарат и т.д.

Кроме того: необходимо подготовить упаковочный материал для вещественных доказательств, мешки, бечеву, оттиски печати, клей.

2. Уточнить у дежурного, имеется ли труп и как потом его переносить, перевозить в морг, на чем.

3. Выезжает ли с ним эксперт. Кроме того, в случае необходимости следователь приглашает автотехника, работников ГАИ и т.д.

4. Если ДТП произошло в ночное время или в безлюдном месте, решить вопрос с понятыми.

5. В случае обнаружения трупа, необходимо обеспечить выезд на место происшествия специалиста – судмедэксперта, который окажет помощь в описании трупа, подлежащее занесению в протокол ОМП.

^ 2). Действия на месте происшествия
Осмотр должен проводиться немедленно при получении сообщения о происшествии, иначе виновные лица могут или скрыться с места происшествия или устранить обличающие их обстоятельства (выправить вмятину, произвести покраску, мойку или замену поврежденных деталей). К тому же промедление с осмотром влечет образование на дороге большого скопления транспорта и пешеходов, что может послужить причиной полного или частичного изменения первоначальной обстановки в связи с этим невосполнимой утраты различного рода доказательств.

^ В следственно-оперативную группу для осмотра ДТП входят следователь, работник ГАИ, а также в зависимости от ситуации – участковый инспектор милиции и оперуполномоченный уголовного розыска, судмедэксперт (выступающий в роли специалиста) и другие соответствующие специалисты.

Как Вы уже знаете, есть несколько способов осмотра: от периферии к центру, от центра к периферии и фронтальный.

При этом надо учесть, что необходимо все сфотографировать. Способы фотографирования Вы изучили по криминалистике, но необходимо это повторить.

Затем надо, в первую очередь, осмотреть следы, которые могут исчезнуть в результате атмосферных осадков, или наоборот подсыхания дороги. Следы торможения могут повредить люди и транспорт случайно или специально. При осмотре следов торможения необходимо учесть базу автомашины и отразить это в протоколе, а также длину правой и левой колеи следов торможения.

По прибытию на место происшествия:

1. Следователь сразу должен установить границы осмотра места происшествия и организовать охрану места происшествия и безопасность для участников его проведения, возможность объезда транспортных средств по другим дорогам или отдельному ее участку (обочине), при необходимости совсем убрать с проезжей части дороги транспортные средства, связанные с событием ДТП, предварительно обозначив их точное расположение на дороге с помощью обвода контуров колес, выступающих частей самого транспортного средства мелом или другими способами.

2. Установить у ранее прибывших работников ГАИ, ППС или иных лиц обстоятельства происшествия, не изменилась ли обстановка, если да, то как именно и с какой целью, кем, направление движения, чтобы понять следственную ситуацию, выдвинуть версии и составить план следственных действий и розыскных мероприятий.

3. Удалить посторонних лиц и выявить очевидцев и свидетелей, включая уже ушедших с места ДТП до приезда оперативной группы, которые на момент ДТП могли наблюдать его (водители маршрутных автобусов и т.д.)

4. Установить водителей-участников ДТП.

Этот план, конечно, не пишется на бумаге, он в голове у следователя. В этом следователю помогают знания, приобретенные во время учебы в ВУЗе, на курсах по переподготовке, а также самостоятельного изучения монографий, статей в журналах и личного опыта.

На месте происшествия следователь должен, кроме фиксации места происшествия в протоколе проводить организационные мероприятия:

1. Производить поиск участников ДТП, в состав которых входят водители, пассажиры, пешеходы, прохожие.

Получить от них устное, а затем письменное объяснение, а в случае необходимости допросить. Допрос возможен только после возбуждения уголовного дела.

2. Определить состояние здоровья потерпевшего и, в случае необходимости, отправить его в больницу.

Это необходимо для проведения ОРМ, в том числе передачи ориентировок. С этой целью надо:

а) установить его анкетные данные,

б) определить примерно тяжесть телесных повреждений, его состояние ( алкоголь, наркотизация, токсикомания и т.д., например, состояние зрения).

в) в случае необходимости изъять одежду или отправить оперуполномоченного в БСМП с машиной скорой медицинской помощью для ее изъятия в больнице, оформив протокол осмотра трупа.

3. Обеспечить сохранность имущества потерпевших ( например, денег, портфеля, одежды: шапки, обуви и т.д.).

4. Обеспечить неповреждение ложа трупа, т.е. места, где он лежал, так как в ходе оказания первой медицинской помощи и транспортировки пострадавшего до автомашины скорой медицинской помощи следы на асфальте могут быть уничтожены. Необходимо учесть, что потерпевших может быть несколько.

5. Определить состояние здоровья водителя и провести комплекс вышеуказанных мероприятий.

6. Установить приметы машины, количество пассажиров и направление движения в случае, если водитель скрылся с места ДТП.

7. Установить место нахождения потерпевшего.

Возможна и ситуация, кода водитель погрузил в свою машину потерпевшего ( труп или человека с телесными повреждениями и увез с собой).

Причин может быть много: спасти потерпевшего, скрыть труп, добить потерпевшего по дороге в больницу, чтобы потом показывать на допросе, что в ДТП виноват потерпевший, и т.д.

а). ^ Фиксация транспортных средств на месте ДТП и измерение следов

транспортных средств
На месте ДТП или на месте обнаруженного транспортного средства следователь не должен ограничиваться осмотром транспортного средства работниками ГАИ, а сам обязан осмотреть транспортные средства в присутствии понятых и отразить это в протоколе осмотра места ДТП.

Осмотр состоит из наружного и технического осмотра.

При осмотре транспортных средств обращается внимание на внешние повреждения. Если имеются вмятины на передней части капота, то замеряются размеры вмятины, расстояние от края автомобиля до центра вмятины ее высота. Также подробно описываются и другие следы и царапины на транспортном средстве. Указанные повреждения обязательно фотографируются с помощью масштабной линейки. Если на транспортном средстве имеются следы наслоения чужой краски и иных инородных веществ, то они также находят отражение в протоколе осмотра и после осмотра они изымаются и тщательно упаковываются как и другие вещественные доказательства.

В ходе осмотра транспортного средства определяется марка, модель, цвет, государственный номер, характер груза, состояние протектора колес.

Для осмотра транспортного средства часто приглашаются эксперты-автотехники, эксперты-трасологи, а также криминалисты для обнаружения следов пальцев рук.

При осмотре технического состояния транспортных средств необходимо обращать внимание на состояние рулевого управления, тормозной системы, положение ручки переключения коробки скоростей, тумблеров осветительных приборов, переключателя указателей поворота, исправность звукового сигнала.

После столкновения транспортных средств в ходе их осмотра необходимо составить опись обнаруженных в них ценных вещей в присутствии понятых и обеспечить их сохранность до выдачи их потерпевшим или их представителям.

При осмотре места ДТП часто обнаруживается, что у транспортного средства до происшествия или во время его произошло отсоединение какой-либо детали (колеса, шарнира рулевого управления и т.д.). Для решения вопроса, в какой момент произошло рассоединение (до происшествия или в момент его), необходимо тщательно обследовать место происшествия, постараться найти все детали отсоединившегося механизма (болты, гайки, другие части), упаковать их как вещественные доказательства, чтобы затем представить экспертам. Найденные на месте ДТП детали и отсоединившуюся часть транспортного средства изъять для последующего проведения экспертизы.

Кроме первичного осмотра может проводиться повторный или дополнительный осмотр транспорта, но уже в мастерских, гаражах, на смотровых ямах и т.д.

Это, как и следы торможения, следы на асфальте от волочения трупа машиной, а также одежда трупа, которые могут оказать неоценимую услугу при назначении автотехнической, психофизиологической и других экспертиз, которые мы рассмотрим дальше.

При обозначении транспортного средства на схеме измерения целесообразно производить от кромки проезжей части до шин колес в местах, расположенных строго по осям этих колес. Также замеряется расстояние от одного из колес до выбранного постоянного ориентира (угла здания, километрового столба, опоры освещения и т.д.) В протоколе осмотра места происшествия ДТП указывается, в какую сторону направлен автомобиль передней частью.

Если в начале осмотра до проведения измерения возникла необходимость переместить транспортное средство, то прежде чем сделать это, на дороге следует отметить место, где располагались его колеса.

б). ^ Осмотр места происшествия включает:
1) осмотр кабины автомашины с целью обнаружения водительского удостоверения, путевого листа, запрещенных предметов, наркотиков, спиртного.

После этого надо решить вопрос о транспортировке автомашины на штрафную площадку;

2) осмотр трупов в кабинах автомашин, при этом необходимо отметить пристегнут ли водитель и пассажиры ремнями безопасности и т.д.;

3) осмотреть прицеп или полуприцеп как к грузовой, так и к легковой машине, их исправность.
в). ^ Осмотр дороги
В протоколе осмотра места происшествия о проезжей части следователь должен отразить:

- сухая, мокрая, обледенелая, покрытая укатанным снегом;

- асфальт, бетон, асфальтобетон, грунтовая и т.д.;

- ровная или неровная;

- уклон или подъем по ходу движения транспорта;

- о размере проезжей части, одностороннее или двухстороннее движение;

- о наличии и расположении дорожных знаков.

Осмотр производится по ходу движения транспортных средств. При этом края проезжей части обозначаются как правый и левый.

Ширина проезжей части на участке дороги, где произошло ДТП, может быть неодинаковой в различных местах по ее длине. В этом случае необходимо либо нанести четко кромки проезжей части, применяя базовую линию, либо произвести измерение ширины проезжей части в местах ее сужения и расширения, обозначив на схеме места ее сужения и расширения, в которых производились измерения.

Обычно базовая линия проводится между двумя хорошо заметными предметами (ориентирами ). В качестве ориентиров могут быть использованы столбы электро-радиотелефонной сети, деревья и т.д.

Следы движения транспортных средств ( торможения, бокового скольжения, свободного качения) должны наноситься на схему с особой тщательностью, так как по ним можно определить расположение транспортного средства в тот или иной момент происшествия, а в отдельных случаях и скорость движения транспортных средств.

При осмотре транспорта иногда бывает трудно определить их характер, т.е. трудно отнести их к следам торможения, заноса или другим. Например, на дороге с асфальтовым сухим покрытием наблюдается след, начинающийся в виде слабо заметных отпечатков протектора, который становится постепенно более четким, затем отпечаток протектора смазывается, и след приобретает характер скольжения невращающегося колеса. В этом случае следует замерить длину всех характерных участков следа, сфотографировать его и описать примерно следующим образом: " Задним правым колесом автомобиля ВАЗ- 2106 на проезжей части оставлен след, имеющий общую длину 12,4 м. След начинается в виде слабых отпечатков протектора. Длина участков следа слабых отпечатков протектора от начала следа составляет 1,8 м. Далее отпечатки протектора становятся более четкими и на расстоянии 2,7 м от отметки 17 м. переходят в след скольжения невращающегося колеса ("юз"), длина которого составляет 8,2 м".

Следы юза колес, оставленные на дороге, могут образоваться не только в следствии торможения, примененного водителем, но и в результате заклинивания одного или нескольких колес транспортного средства, происшедшего при столкновении либо из-за неисправности. Эти следы по своему виду не отличаются от следов торможения блокированного колеса, поэтому прежде чем именовать в протоколе тот или иной след, необходимо определить, в результате чего он образовался, чтобы в последующем неправильное наименование следа не привело к ошибке при исследовании механизма ДТП.

Если следы прерываются, а затем возобновляются, то замеряется каждый отрезок следов юза и промежуток между ними.

Одна из распространенных ошибок при осмотре ДТП состоит в том, что видимый след торможения, оставленный транспортом, называют тормозным путем. Здесь стоит напомнить, что тормозной путь – это расстояние, проводимое транспортным средством от нажатия водителем педали тормоза до полной остановки транспорта.

Видимый след торможения оставляют заблокированные колеса, а сам он является лишь частью тормозного пути.

На длину тормозного и остановочного пути транспортных средств при одинаковой скорости влияет, прежде всего, сцепление колес с дорогой, оцениваемое коэффициентом сцепления, даже небольшое изменение которого ведет к весьма существенному изменению полного остановочного пути (особенно при высокой скорости движения). Измерить коэффициент сцепления непосредственно на месте ДТП в ходе осмотра можно, например, с помощью удобных и компактных приборов конструкции Р.Ф. Лукащука (МАДИ) или ППК (НИИ специальной техники).

г). ^ При осмотре трупа на месте ДТП замеры производят от ног и головы трупа до края проезжей части и до постоянного ориентира (угла здания, километрового столба).

В протоколе осмотра описывается положение трупа (на животе, спине и т.д.), его одежда, ценности, обнаруженные при трупе.

Кроме того:

- повреждения на трупе и его одежде и их расположение, обращая внимание на повреждения, характерные для ДТП (обширные ссадины, следы волочения на одежде и т.п.);

- следы наезда (от выступающих частей транспортного средства, рисунок протектора на одежде, следы краски, масла и т.д.);

- следы возможного волочения или перемещения трупа после происшествия;

- другие негативные следы, свидетельствующие о том, что повреждения на трупе имели место до ДТП (отсутствие следов крови на месте происшествия и т.д.), или о том, что труп был подброшен на место происшествия.

Осмотр трупа на месте ДТП позволяет не только реконструировать обстановку места происшествия и события в целом, но и,что особенно важно, определить возможное повреждение на транспорте, которое отсутствует на месте происшествия и определить марку автомобиля, исходя из повреждений на одежде потерпевшего, его положение в момент наезда.

При осмотре ДТП необходимо установить и отметить на схеме место наезда на пешехода. При этом не следует забывать, что в момент столкновения обычно с крыльев и других частей автомашины осыпается сухая земля, с двигателей и агрегатов трансмиссий падают капли масла, начинает вытекать жидкость из поврежденного радиатора, осыпаются осколки разбитых стекол. Если до момента столкновения транспортные средства двигались с заблокированными колесами, то в момент столкновения резко изменяется направление следа торможения. При наезде на пешехода эти признаки менее заметны или вовсе отсутствуют. Однако, в точке наезда почти всегда можно обнаружить небольшой след скольжения, оставленный обувью потерпевшего. После наезда потерпевший часто оказывается на капоте и находится там вплоть до полной остановки транспортного средства, после чего падает на землю. В этом месте обычно имеются пятна крови, но от них до места наезда может быть несколько метров или даже десятков метров.

Не всегда в целях розыска скрывшегося транспортного средства и его идентификации изымается одежда пострадавших на предмет обнаружения на ней следов лакокрасочных покрытий.
  1   2

Похожие:

Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»
Лекция предназначена для курсантов учебных заведений мвд россии по специальности 030501. 65 Юриспруденция
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»
Лекция посвящена одному из сложнейших вопросов предварительного следствия – расследованию организованного вымогательства. Рассмотрены...
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛекция является фондовой и подготовлена доцентом кафедры предварительного...
Документы предварительного следствия: Фондовая лекция. – Красноярск: Сибирский юридический институт мвд россии, 2009. – 37 с
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЗаконным оборотом наркотических средств. Фондовая лекция по дисциплине...
Особенности организации и производства расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconОтчетность в работе следователя: Фондовая лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»
В лекции рассматриваются основные понятия, применяемые в части, касающейся учета преступлений; порядок учета преступлений и лиц,...
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛитература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции»
Теоретические, правовые и организационные основы предварительного следствия: Фондовая лекция по курсу «Предварительное следствие...
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛекция посвящена одной из основных проблем организации раскрытия...
Предварительное следствие в овд. Фондовая лекция по теме "Особенности организации расследования преступлений, совершенных в условиях...
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Криминалистика»
Предварительное исследование материальных следов на месте происшествия: понятие и значение
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconРекомендации составлены по результатам консультации с Управлением...
Овд), на территории которого произошло преступление (можно подать в любом месте – его обязаны принять, зарегистрировать и направить...
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛекция посвящена организации раскрытия и расследования уголовных...
Фондовая лекция по теме: Особенности организации раскрытия и расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница