Иметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции


Скачать 212.08 Kb.
НазваниеИметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции
Дата публикации03.12.2013
Размер212.08 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Право > Документы
Тема 1.1. Состав и социально-экономическое значение налогов и сборов с физических лиц
Цель изучения темы - дать студентам необходимый объем знаний в области формирования налогообложения доходов, движимого и недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам.

В результате изучения темы студент должен:

- знать состав налогов, уплачиваемых физическими лицами;

- уметь определять значение функций при действии каждого налога;

- иметь представление о принципах налогообложения.
Вопросы лекции

  1. Формирование обязанности физических лиц по уплате налогов

  2. Характеристика функций налогов

  3. Особенности налогообложения физических лиц в РФ


1. Формирование обязанности физических лиц по уплате налогов

Налоги, как форма отчуждения части собственности физических лиц, появились вместе с возникновением государства. Объективная потребность последнего в налоговых поступлениях понятна: содержание государственного аппарата и армии требует средств, которые государство не получает в достаточном количестве от эксплуатации собственного имущества и ссудных операций.

Потребность же физических лиц платить налоги своему государству должна возникнуть с пониманием происходящих в стране процессов и наблюдением за последствиями действий государства во благо этих лиц. Это длительный процесс. Таким образом, налоги имеют исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни. Кроме перечисленного, важную роль в формировании потребности уплачивать налоги государству играет культурный и образовательный уровень населения.

Исторический аспект можно рассматривать как объективную закономерность: то, что существует много веков, не могло возникнуть по желанию одной только стороны - государства. Известны примеры, когда в тяжелые для страны времена население добровольно отдавало на благо Родины свое имущество, чаще всего в натуральной форме.

Социальный аспект существует при любой организации общества. Необходимо содержать за счет работающих пенсионеров, инвалидов, детей-сирот. На эти цели у государства недостаточно средств. Государство само по себе не располагает значительными финансовыми ресурсами без сбора налогов, но оно может предложить определенные гарантии и поручительства, создание специальных условий, защиту интересов в бизнесе. Естественным будет предположить, что органы, юридически оформляющие эти аспекты, должны брать плату в виде сборов за участие государства в процессе предпринимательства. Если потенциальный налогоплательщик не нуждается в гарантиях государства, он может не уплачивать сборы.

Есть обратная сторона этого вопроса: государство должно в аналогичном порядке осознавать свою ответственность перед своими гражданами-налогоплательщиками. Незачем создавать искусственные препятствия на пути бизнеса только для того, чтобы затем выдавать предпринимателям платные разрешения (лицензии) на преодоление этих препятствий. У государственного регулирования должны быть серьезные основания в целях создания равноправных условий для всех бизнесменов или защиты государственных интересов.

Общегражданское значение налогов заключается в том, что все члены общества нуждаются в поддержании правопорядка и государственной неприкосновенности. Обеспечить эти функции самостоятельно население не может, так как их должны выполнять профессиональные сотрудники внутренних органов и армия. Осознание этой общности с позицией государства должно побуждать граждан исправно платить налоги на содержание этих структур. Они в свою очередь должны добросовестно выполнять свои обязанности под контролем того же государства.

Территориальная защита интересов страны должна строиться на налогах, точнее, на сборах при въезде (выезде) физических лиц и ввозе товаров на территорию страны (их вывозе). Эта система только частично направлена на собственное население страны, так как большая часть налогов собирается при въезде (ввозе). Разумная политика налогообложения, защита интересов внутренних производителей - непременный атрибут действия государства в этой сфере. Столь же осмотрительной она должна быть и по отношению к внешнему налогоплательщику, для того чтобы не остаться в изоляции от мирового экономического сообщества.

Культурный и образовательный уровень граждан определяет этику отношений государство - налогоплательщик. Воспитание патриотизма путем конкретных действий (законодательных актов) в пользу населения, разъяснительная работа по каждому конкретному налогу и сбору, планомерная и предсказуемая налоговая политика, рациональное использование собранных в виде налогов средств, корректное поведение налоговых служб - все это вехи становления атмосферы доверия граждан своему государству. В таких условиях на коротких временных интервалах ставки налогов могут быть достаточно высокими, если это переходный период.


^ 2. Характеристика функций налогов

К функциям налогов необходимо отнести:

- распределительную;

- стимулирующую;

- регулирующую;

- собирательную.

Поясним причины выдвижения данной классификации налоговых функций, раскрывая их содержание и взаимосвязь.

Безусловно, собирательная функция, в большинстве случаев называемая термином «фискальная», является первой исторически обоснованной, но не самой важной по значению. Ее можно назвать первичной функцией, ибо без нее не могли бы действовать все остальные, но и переоценивать ее значение нельзя: при таком подходе она становится превалирующей для государства и собирающих налоги органов и подавляет все остальные функции.

Если налоговая политика государства направлена на максимально возможный уровень наполняемости бюджета на данном временном этапе, вместе с фискальной функцией усиливается контрольная.

В приведенном выше перечне контрольная функция отсутствует, так как налоги являются объектом всестороннего контроля, но сами по себе эту функцию выполнять не могут. Они не контролируют хозяйственную деятельность и доходы граждан, а только облагают их в определенной части.

Суть распределительной функции заключается в финансировании сфер деятельности государства, не получающих доходов или получающих их в незначительных объемах, но являющихся основополагающими для государства. Под действие распределительной функции также подпадают и стратегически важные для страны отрасли хозяйства (обычно топливно-энергетический и сельскохозяйственный комплексы).

Механизм действия этой функции - процесс изъятия части дохода у получающих его субъектов и направление средств на первичные нужды государства: оборону, управление, обеспечение государственной безопасности, социальные цели. Вторичные по смыслу, но не по значению потребности: культура, наука, образование, медицина могут исторически и не финансироваться государством или иметь частично дотационный характер.

Вместе с распределительной функцией, объективно возникающей с появлением государства и налоговой системы, в ходе развития последней наиболее важными становятся стимулирующая и регулирующая функции. Они как два полюса единой налоговой политики служат не только и не столько росту собираемости налогов, сколько экономическому, социальному, общегражданскому регулированию общества. У государства возникает гибкий и тонкий механизм установления через налоги системы поощрений и запретов.

Все функции налогообложения должны быть увязаны между собой. Первичная собирательная функция последовательно перерастает в распределительную при единстве обслуживающих эти функции финансовых потоков. Регулирующая функция не может быть реализована без альтернативной стимулирующей функции и наоборот.

^ 3. Особенности налогообложения физических лиц в РФ

Как известно, в основу современной мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные основоположником классической политической экономии шотландским экономистом А. Смитом, который еще в 1776 г. в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые сформулировал четыре основные правила налогообложения. Дополненные немецким экономистом А. Вагнером, эти правила были уточнены в XX веке с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики. В настоящее время принципы налогообложения сформированы в определенную систему, сочетающую в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

В российской налоговой системе, как и в системах большинства других стран, число налогов с физических лиц ограничено. Самые массовые из них - это налоги на доходы физических лиц, на имущество физических лиц, транспортный и земельный. Эти налоги уплачиваются большинством населения страны, поэтому к установлению их основных элементов следует подходить особенно взвешенно, не допуская чрезмерного налогового гнета и обеспечивая соблюдение принципа равенства и справедливости.

Из четырех указанных выше налогов фактически по трем установлены прогрессивные ставки налогообложения. По налогу на имущество физических лиц ставка налога колеблется от 0,1 до 2% к суммарной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества. При этом применяется самая жесткая, так называемая простая прогрессия: размер ставки увеличивается в зависимости от роста в целом объекта налогообложения. С введением в качестве налоговой базы рыночной стоимости имущества дифференциация в размерах уплачиваемого налога еще более возрастает.

В настоящее время в основе прогрессивных, дифференцированных в зависимости от мощности двигателя, ставок транспортного налога лежит логика, сведенная к тому, что богатые должны платить больше. Здесь, как и при налогообложении недвижимого имущества, применяется простая прогрессия: наиболее мощные, и соответственно, более дорогие марки легковых автомобилей облагаются по более высоким налоговым ставкам.

Исходя из установленных в настоящее время ставок и налоговой базы, земельный налог тоже можно условно отнести к налогу, уплачиваемому по прогрессивной шкале налогообложения. Как известно, ставка по данному налогу установлена в зависимости от кадастровой оценки земли. Таким образом, чем выше качество земельного участка, тем большая сумма налога с него уплачивается и тем выше фактическая ставка налога с единицы земельного участка.

Из четырех массовых уплачиваемых гражданами налогов, именно земельный налог, налог на имущество и транспортный менее всего подходят на роль регулятора и перераспределителя доходов физических лиц. Для выполнения этой функции более всего подходит налог на доходы физических лиц, который занимает особое положение в ряду налогов, уплачиваемых гражданами. Он, пожалуй, самый массовый налог из всех известных в мировой практике, и объектом его обложения является получаемый физическими лицами доход. Именно размер дохода, а не наличие дорогого жилья или автомобиля характеризует способность гражданина платить определенный уровень налога, а также степень его благосостояния. Как известно, именно способность налогоплательщика платить налоги является одним из основных принципов налогообложения.

В течение почти 10 лет в стране шел, и весьма успешно, процесс внедрения налоговой культуры. Налогоплательщики - физические лица не только овладели азами налоговой науки, но и научились разбираться во всех хитросплетениях российского налогового законодательства. Необходимо также иметь в виду, что сегодня налоговая декларация, кроме всего прочего, - важнейший и, пожалуй, единственный документ, подтверждающий легальность осуществляемых гражданином расходов, контроль за которыми государство неоднократно законодательно устанавливало и затем отменяло.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие налоги уплачивают физические лица?

  2. В чем заключаются исторические и социальные аспекты формирования обязанности уплачивать налоги?

  3. В чем заключаются юридические, общегражданские и территориальные аспекты формирования обязанности уплачивать налоги?

  4. Что такое функция налогов?

  5. Какие функции выполняют налоги с физических лиц?

  6. Перечислите принципы налогообложения, установленные НК РФ?

  7. Дайте оценку социально-экономического значения налогов и сборов с физических лиц?

  8. В чем отличие регрессивного и прогрессивного налогообложения?



Тема 1.2. Контроль налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов с физических лиц
Цель изучения темы - дать студентам необходимый объем знаний в области формирования налогообложения доходов, движимого и недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам.

В результате изучения темы студент должен:

- знать состав налогов, уплачиваемых физическими лицами;

- уметь определять значение функций при действии каждого налога;

- иметь представление о принципах налогообложения.
Вопросы лекции

1. Критерии выбора проведения выездных налоговых проверок

2. Виды и формы налогового контроля

3. Методы налогового контроля

4. Виды налоговых проверок

^

1. Критерии выбора проведения выездных налоговых проверок


Выездные налоговые проверки как средство налогового контроля по популярности занимают второе место после камеральных, однако по результативности на одну налоговую проверку, без сомнения, занимают лидирующие позиции, именно поэтому им уделяется особое внимание. Совершенствование налогового администрирования в последнее время становится одной из важных задач контролирующих органов. Так, Приказом от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ФНС утвердила концепцию системы планирования выездных налоговых проверок.

Основной целью разработанной концепции налоговики называют создание единой, открытой и понятной для налогоплательщиков системы планирования ВНП. При отборе кандидатов для ВНП должен проводиться всесторонний анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика на основе информации, поступившей налоговым органам из внутренних и внешних источников. В частности, анализу подвергаются:

- суммы исчисленных налогов в динамике;

- суммы уплаченных платежей по каждому виду налогов в динамике;

- показатели налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков;

- факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Также вероятность попасть под недремлющее налоговое око возрастает у тех налогоплательщиков, которые были замечены в схемах ухода от уплаты налогов или оптимизации налогообложения предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что такие критерии, как степень налоговой нагрузки, размер заработной платы и уровень рентабельности взаимосвязаны со среднеотраслевыми значениями. В соответствии с п. 2 Приказа ФНС РФ № ММ-3-06/333@ налоговики должны ежегодно определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков и учитываемые при разработке критериев оценки рисков налогоплательщиков. Критерии.

1. Недостаточный уровень налоговой нагрузки. В первую очередь в план проверки попадут те индивидуальные предприниматели, налоговая нагрузка которых ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Так, для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, данный показатель составил 3,8%, а для хозяйствующих субъектов, чья деятельность связана с гостиничным и ресторанным бизнесом, налоговая нагрузка в среднем по отрасли - 10,7%.

2. Постоянная убыточность предпринимательской деятельности. Отражение в налоговой отчетности убытков в течение двух и более календарных лет.

3. Высокая доля налоговых вычетов. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов. В поле зрения попадут те налогоплательщики, у которых доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.

4. Расходы преобладают над доходами. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Критерий применим преимущественно к организациям.

5. Низкий уровень заработной платы. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неправомерное применение налоговых спецрежимов. Неоднократное приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право налогоплательщикам применять специальные налоговые режимы (два и более раза в течение календарного года). В частности, к таким показателям индивидуальных предпринимателей относятся:

1) по налоговому спецрежиму в виде ЕСХН - доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70%;

2) по УСНО:

- средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;

- предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, составляет не более 24,8 млн. руб.;

3) по налоговому спецрежиму в виде ЕНВД:

- площадь торгового зала магазина или павильона (зала обслуживания посетителей) по каждому объекту организации розничной торговли (общественного питания) составляет не более 150 кв. м;

- количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

- общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. м.

7. Баланс доходной и расходной частей предпринимателя. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Вероятность попасть в план выездных налоговых проверок у предпринимателя увеличивается, если доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, в общей сумме доходов превышает 83%.

8. Длинная цепочка контрагентов. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

По мнению налоговиков, при оценке данного критерия необходимо проанализировать получение хозяйствующим субъектом необоснованной налоговой выгоды или возможность ее получения.

9. Отказ от дачи пояснений. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Частая «миграция» по инспекциям. Неоднократное (два и более) снятие с учета с момента государственной регистрации и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения. Следует учесть, что данный критерий применим преимущественно к организациям, однако постоянная смена места прописки индивидуального предпринимателя, а соответственно, и места постановки на учет вряд ли понравится налоговикам.

11. Отклонение уровня рентабельности от средних показателей. Значительное (на 10% и более) отклонение уровня рентабельности по данным учета от уровня рентабельности для соответствующей сферы деятельности по данным статистики. Этот критерий применим преимущественно к организациям.

Несоответствие показателей налогоплательщика среднеотраслевым значениям может послужить лишь поводом для включения данного налогоплательщика в план ВНП. Пересматривать налоговые обязательства налогоплательщика расчетным методом в данном случае налоговики не вправе, так как это не предусмотрено нормами налогового законодательства, а именно п. 1 ст. 31 НК РФ.

^ 2. Виды и формы налогового контроля

Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль: выездной - по месту расположения налогоплательщика; камеральный - по месту нахождения налогового органа. Однако такая дифференциация может восприниматься условно, т.к. в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ, в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность представить помещение для проведения выездной налоговой проверки, такая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

По степени осуществления выделяют непосредственный налоговый контроль и опосредованный. В первом случае контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения налогоплательщика либо по месту ведения им предпринимательской деятельности. Кроме того, при непосредственном налоговом контроле проверяющие исследуют первичную документацию, относящуюся к налоговому учету. Это осуществляется, как правило, при проведении выездной налоговой проверки.

Для опосредованного налогового контроля, напротив, характерно то, что проверяющие и проверяемый субъект не вступают в непосредственный контакт. Помимо этого, проверяющие имеют дело в основном с отчетной документацией.

По времени проведения налоговый контроль дифференцируется как предварительный, текущий, последовательный. Предварительный налоговый контроль осуществляется до совершения какой-либо деятельности, влекущей в последующем возникновение налоговых обязательств. Задача предварительного контроля состоит в том, чтобы предотвратить и не допустить возможных нарушений законодательства о налогах и сборах. Формой предварительного налогового контроля является учет налогоплательщиков, направленный на обеспечение контроля их последующей деятельности.

Текущий налоговый контроль осуществляется в процессе производства какой-либо финансовой деятельности. В ходе этого контроля выясняется вопрос, является ли проводимая операция законной. Задача текущего контроля заключается в пресечении нарушений законодательства о налогах и сборах.

Последующий налоговый контроль осуществляется после завершения налогового (отчетного) периода либо после истечения иного срока, отведенного для исполнения той или иной обязанности, установленной законодательством о налогах и сборах. Такой контроль всегда имеет ретроспективный характер. В ходе его выясняется вопрос о том, была ли налоговая обязанность выполнена, имело ли место нарушение законодательства о налогах и сборах.

В зависимости от степени охвата исследуемых предметов налоговый контроль можно подразделить на сплошной и выборочный. При сплошном контроле исследуются все имеющиеся документы, связанные с уплатой налогов и сборов, а также с исполнением иных установленных законом налоговых обязанностей. Выборочный контроль предполагает проверку только части специально отобранных документов.

В зависимости от запланированности следует выделить плановый и внеплановый налоговый контроль. Плановый - это такой контроль, который осуществляется в соответствии с ранее составленным планом (например, плановая выездная налоговая проверка). Напротив, внеплановый налоговый контроль осуществляется не в соответствии с планом, а при наступлении обстоятельств, предусмотренных законом (например, выездная налоговая проверка организации, проводимая в связи с ее ликвидацией или реорганизацией).

В зависимости от статуса проверяемых лиц существует налоговый контроль: организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных лиц, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Форму налогового контроля можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.

Внутренне содержание конкретных процедур налогового контроля, которое находит свое внешнее выражение в виде форм налогового контроля, определяется:

- спецификой налоговых норм, являющихся юридической базой для осуществления налогового контроля;

- спецификой содержания субъективных прав и обязанностей участников контрольных налоговых отношений;

- самой фактической деятельностью субъектов по осуществлению своих прав и обязанностей.

Анализ норм НК РФ позволяет сделать вывод о том, что формами налогового контроля являются:

- налоговые проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий.

^ 3. Методы налогового контроля

Налоговый контроль - это целенаправленная деятельность налоговых органов, при осуществлении которой используются определенные методы. Данные методы были выработаны практикой государственного контроля в сфере налогообложения и имеют научную основу. Кроме того, в какой-то степени они закреплены и в законодательстве.

Под методом налогового контроля в налогово-правовой литературе предлагается понимать совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей.

Выводится многоуровневую систему методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов:

1) общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, статистические методы, логический метод, сравнительный метод и другие методы, которые применяются при осуществлении любого вида деятельности;

2) специальные методы исследования: проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности, таких как контрольная деятельность;

3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля: убеждение, поощрение, принуждение и др.

При этом отмечается, что необходимо соблюдать неразрывность и органичное единство форм и методов налогового контроля. Так, в рамках одной правовой формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие по наименованию с самой установленной налоговым законодательством формой контроля.

Вопрос о выборе тех или иных методов, их сочетании и последовательности применения решается самим налоговым органом в зависимости от различных факторов: специфики налогоплательщика, целей конкретных мероприятий налогового контроля и т.д.

^

4. Виды налоговых проверок


В теории налогового права на основании положений НК РФ традиционно выделяют несколько видов налоговых проверок.

Прежде всего самим законодателем названы выездные и камеральные налоговые проверки. Дифференциацию налоговых проверок следует проводить по следующим критериям:

1. По основаниям проведения. Основанием проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа. В то же время камеральная налоговая проверка проводится без всякого на то решения, основанием ее проведения является представление налогоплательщиком налоговой декларации.

2. По обязательности проведения. Камеральная налоговая проверка проводится обязательно, если представлена налоговая декларация, т.е. в отношении всех налогоплательщиков, представивших налоговую декларацию. Выездные же налоговые проверки проводятся в отношении не всех налогоплательщиков, а только отдельно выбранной категории. В этом смысле камеральная проверка является наиболее распространенной и наиболее типичной формой налогового контроля.

3. По предмету проверки. В рамках камеральной налоговой проверки проверяется исполнение налогоплательщиком обязанностей только по конкретному налогу и только за тот период, за который подана налоговая декларация. Напротив, предмет выездной проверки определяется самим налоговым органом, и в него может быть включено исполнение обязанностей налогоплательщика по любому налогу и за несколько налоговых периодов - с учетом ограничений, предусмотренных ст. 89 НК РФ.

4. По месту проведения проверки. Несмотря на новую редакцию ст. 89 НК РФ, данный критерий не стоит отвергать окончательно. Дело в том, что если выездная налоговая проверка может проводиться как по месту нахождения налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа, то камеральная налоговая проверка - всегда по месту нахождения налогового органа.

5. По сроку проведения. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

6. По порядку исчисления срока проведения. При исчислении срока проведения выездной налоговой проверки учитываются только дни нахождения проверяющих на предприятии. В отличие от этого в срок проведения камеральной проверки включаются все дни в пределах трех месяцев с момента представления налоговой декларации.

7. По возможности продления срока проведения. Срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Возможности продления срока проведения камеральной проверки нормы НК РФ не предусматривают.

8. По возможности приостановления. Пункт 9 ст. 89 НК РФ предусматривает право налоговых органов приостановить выездную налоговую проверку в определенных случаях. Возможности приостановления камеральных налоговых проверок НК РФ не предусмотрено.

Выездные проверки, в свою очередь, дифференцируют как:

1) Комплексные и выборочные. При комплексной проверке проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке - по какому-то одному или нескольким налогам.

2) Первичные и повторные. В ходе повторных проверок может проверяться тот налоговый период и исполнение налоговых обязанностей по тем налогам, которые уже были ранее проверены в ходе первичной выездной проверки. Повторная проверка может проводиться либо тем налоговым органом, который проводил первичную проверку, либо вышестоящим органом в порядке внутриведомственного контроля. Повторные проверки проводятся только в случаях, которые прямо указаны в п. 10 ст. 89 НК РФ.

3) Обычные и контрольные. Обычные проверки проводятся налоговыми органами, составляющими первичное звено всей структуры налогового ведомства (как правило, это районные либо межрайонные инспекции ФНС РФ). Контрольная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

4) Плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок. В то же время в течение года у налогового органа от различных источников могут появиться сведения о возможных нарушениях, что вызывает необходимость оперативного контроля. В связи с этим могут проводиться и внеплановые проверки.

Вопросы для самопроверки

1. Кем разработана концепция проведения выездных налоговых проверок?

2. Перечислите критерии проведения выездных налоговых проверок?

3. В каких случаях проводится выездная проверка у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем?

4. В каких случаях под проверку попадают индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы в первую очередь?

5. Что такое налоговый контроль?

6. Назовите формы налогового контроля?

7. Чем камеральная налоговая проверка отличается от выездной?

8. Приведите классификацию выездных налоговых проверок?

9. Назовите виды налогового контроля?

10. В каких случаях производится приостановление налоговой проверки?





Похожие:

Иметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции iconВопросы лекции: Особенности налогообложения в Великобритании
Цель изучения темы – дать студентам необходимый объем знаний, навыков, умений в области системы налогообложения Великобритании
Иметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции iconВопросы лекции: Налогоплательщики и объект налогообложения
Налогоплательщиками ндфл признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами рф, а также физические лица, получающие доходы...
Иметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции iconЭкзаменационные вопросы вопросы экзамена
Юридическая ответственность субъектов налогообложения за нарушение налогового законодательства
Иметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции iconЗакон РФ «Об образовании»
...
Иметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции iconСистема налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей...
При упрощенной системе налогообложения используется кассовый метод определения доходов и расходов
Иметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции iconПримерная программа конференции 12 апреля, мгюа (Университет им....
Университет имени О. Е. Кутафина, мгимо (У) мид РФ и Международная ассоциация финансового права приглашают молодых ученых и практиков...
Иметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции iconКонтрольные вопросы для подготовки к экзамену
Передаточная функция усилителя. Представление передаточной функции элементарными звеньями
Иметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции iconВопросы для подготовки к экзамену по муниципальному праву
Общая характеристика федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября...
Иметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции icon■ План лекции 1 Понятие, признаки, существенные условия. Особенности...
Данные отношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер.' Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений...
Иметь представление о принципах налогообложения. Вопросы лекции iconОбщие вопросы
Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Общее представление о внутренних болезнях и задачах клинической медицины
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница