Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»


Скачать 299.29 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»
страница1/3
Дата публикации23.05.2013
Размер299.29 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
Кафедра предварительного расследования в ОВД


УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

полковник милиции

Коваленко А.П.

«___»__________2007 г.
предварительное следствие в органах внутренних дел

Фондовая лекция
по теме ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

«ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОВД»

КРАСНОЯРСК 2007

Введение в дисциплину «Предварительное следствие в ОВД»: Фондовая лекция по дисциплине «Предварительное следствие в ОВД». – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007 .– 29 с.
Лекция посвящена вопросам актуальности и обусловленности преподавания дисциплины «Предварительное следствие в ОВД» в свете повышения качества подготовки специалистов для органов внутренних дел, а именно, следователей. В лекции раскрыты проблемы деятельности следственного аппарата системы МВД на современном этапе, отмечены тенденции выхода из кризисного положения данных подразделений, а также даны установочные сведения по изучению данной дисциплины.
Лекция предназначена для курсантов учебных заведений МВД России по специальности 030501.65 – Юриспруденция.
Лекция подготовлена Николаевой Н.М. – доцентом кафедры предварительного расследования в ОВД, к.ю.н., доцентом.

Рецензенты: Овсянников Ю.В. – начальник факультета заочного обучения

СибЮИ МВД России, кандидат юридических наук;

Баранова Л.В. – начальник СУ при УВД по г. Красноярску

полковник юстиции


Лекция обсуждена и

одобрена на заседании

кафедры предварительного

расследования в ОВД

24 октября 2007 г.

Протокол № 4.

(С) Сибирский юридический институт МВД России, 2007


ПЛАН



ВВЕДЕНЕИЕ
1. Предпосылки появления дисциплины в системе вузов МВД России.
2. Предмет, метод, система и задачи дисциплины.
3. Проблемы совершенствования преподавания дисциплины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации: принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

  2. О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД России: Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года № 1422 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 48. Ст. 5923.

  3. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года № 1422: приказ МВД России от 4 января 1999 года № 1.

  4. Положение об органах предварительного следствия в системе МВД России // Собрание законодательства РФ. 1998. № 48.

  5. Об организационно-штатных вопросах органов предварительного следствия и оплате труда их сотрудников: приказ МВД РФ от 18 февраля 1999 года № 125.

  6. Александров, А. Реформа предварительного расследования / А. Александров, С. Белов, А. Кухта // Уголовное право. – 2007. № 5.

  7. Асриев, Б.В. Начальник следственного отдела: процессуальное положение и руководство следователями / Б.В. Асриев. – М., 1986.

  8. Баранов, А.М. Нравственно-правовые аспекты в деятельности следователя и оперуполномоченного ОВД / А.М. Баранов. – Омск, 1999.

  9. Васильев, В.Л. Психологические основы организации труда следователя: учебное пособие / В.Л. Васильев. – Волгоград, 1974.

  10. Вопросы расследования преступлений: справочное пособие / под ред. И.Н. Кожевникова. – М., 1997.

  11. Гаврилов, Б.Я. Усовершенствование предварительного следствия (с позиции Федерального закона о 05.06.2007 № 87-ФЗ) / Б.Я. Гаврилов // Уголовный процесс. – 2007. № 9.

  12. Гуляев, А.П. Следователь в уголовном процессе / А.П. Гуляев. – М., 1981.

  13. Деришев, Ю.В. Органы предварительного расследования России: прошлое, настоящее, будущее … : учебное пособие / Ю.В. Деришев. – Омск, 1998.

  14. Задачи профессорско-преподавательского состава по разработке и реализации основной образовательной программы подготовки юристов в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом по специальности 021100 – юриспруденция: материалы учебно-методического сбора профессорско-преподавательского состава. – Красноярск, 2001.

  15. Калугин, Н.И. Тенденция развития следственного аппарата, совершенствование его статуса и структуры / Н.И. Калугин, В.Г. Кравченко // Формирование правового государства и вопросы предварительного следствия. – Волгоград, 1992.

  16. Колоколов, Н.А. Укрепление власти следственной / Н.А. Колоколов // Уголовный процесс. – 2007. – № 7.

  17. Кони, А.Ф. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1 / А.Ф. Кони. – М., 1966.

  18. Ларин, А.М. Заметки о предварительном следствии в России / А.М. Ларин // Государство и право. – 1993. – № 3.

  19. Новые информационные технологии: опыт внедрения в учебный процесс: тезисы докладов учебно-методического сбора. – Красноярск:, 1999.

  20. Организация и деятельность органов внутренних дел РФ / под ред. В.В. Черникова. – М., 1994.

  21. Пути оптимизации учебного процесса в специализированном высшем учебном заведении МВД РФ: материалы научно-методической конференции. – Красноярск, 1994.

  22. Статкус, В.Ф. Органы предварительного следствия в системе МВД России / В.Ф. Статкус, А.А. Жидких. – М., 2000.

  23. Томин, В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства / В.Т. Томин. – М., 1991.

  24. Харитонов, А.Н. Органы предварительного следствия / А.Н. Харитонов, Ю.В. Деришев. Волгоград, 1997.

  25. Частная методика преподавания учебных дисциплин: тезисы докладов учебно-методического сбора. – Красноярск, 1998.

ВВЕДЕНИЕ
Система подготовки специалистов для ОВД призвана своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие в них. Характер и объем задач, выполняемых следственными аппаратами ОВД, требуют практической направленности учебного процесса.

Анализ отзывов, поступающих из практических органов о выпускниках Сибирского юридического института МВД России, общий перечень недостатков в подготовке специалистов позволяют сделать вывод, что слабым местом является подготовка узких специалистов для отделений дознания и следственных аппаратов, чья деятельность направлена на решение важнейших задач предварительного расследования.

В условиях сложной криминогенной обстановки в крае и в целом по стране перед вузами системы МВД на одно из первых мест выдвигается задача подготовки для этих структурных подразделений ОВД таких специалистов, которые имели бы прочные навыки и умения по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений.

Данная проблема решается путем реализации концепции процесса обучения в рамках учебных дисциплин практической направленности, к которым можно отнести и дисциплину специализации «Предварительное следствие в ОВД».

В лекции затрагивается ряд проблемных вопросов о необходимости данной дисциплины, предпосылках ее появления, задачах, системе, методах изучения и путях совершенствования преподавания.
^ 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В СИСТЕМЕ ВУЗОВ МВД
С учетом реально сложившейся ситуации в обществе, социально-экономических и политических изменений в государстве и правоохранительной деятельности, в частности, в системе МВД, в институте преподается дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» для курсантов 4-го курса.

Следует отметить, что впервые указанная дисциплина специализации была введена в учебный процесс в Волгоградской высшей следственной школе МВД СССР (ныне Волгоградская академия МВД России). Это был единственный вуз на территории бывшего СССР, который готовил специалистов непосредственно для следственных аппаратов страны. В стенáх данного вуза были разработаны и апробированы в ходе учебного процесса методики изучения дисциплины, сделан уклон на ее практическую направленность. При составлении учебного материала при введении данной дисциплины в нашем институте был учтен опыт этого вуза.

Необходимость данной дисциплины вызвана теми изменениями, которые произошли в следственных аппаратах МВД России. Роль следователя на предварительном следствии осталась неизменной, она вытекает из буквы закона: раскрытие и предупреждение преступлений, осуществление уголовного преследования приоритетны.

На протяжении истории существования следственного аппарата в ОВД его руководители настойчиво и последовательно боролись за то, чтобы ряды следователей пополнялись лицами, имеющими высшее юридическое образование. Если в 1963 г. в составе созданного аппарата было 46% следователей с высшим юридическим образованием, то в 1973 г. – 72%, в 1980 г. – 81%. Начиная с 1984 г., с увеличением численности следственного аппарата в ОВД стал снижаться процент следователей, имеющих высшее юридическое образование. Произошло значительное омоложение личного состава следственных подразделений как по возрасту, так и по стажу работы в следственных подразделениях.

Наряду с этим, хотелось бы отметить, что произошло некоторое принижение профессии следователя, несколько ухудшился качественный состав и уровень профессиональной подготовленности сотрудников следственных аппаратов, особенно в низовых звеньях их структуры (имеются в виду РОВД, РУВД, ГОВД).

Проводимые в стране глубокие изменения в политической, экономической и социальной деятельности, переоценка некоторых ценностей в обществе, когда на первый план вышли такие понятия, как товарно-денежные отношения и частная собственность, распад СССР, межнациональные конфликты, в условиях, когда еще недостаточно четко отработаны связи между правоохранительными органами стран СНГ, либерализация выезда за границу и другие новации вызвали непланируемые негативные последствия – всплеск правонарушений и преступлений, ранее фактически не встречавшихся: контрабанда, массовое уклонение от уплаты налогов и иных видов платежей. Острота и интенсивный рост этих негативных общественных проявлений в таможенной и налоговой сфере деятельности привели к необходимости создания и укрепления в первую очередь соответствующих государственных органов: Таможенного комитета и Федеральной службы налоговой полиции (упразднена). Наряду с этим наблюдался процесс «коммерциализации» общества, т.е. появление различного рода коммерческих структур и целой сети коммерческих банков и банковских систем.

Однако, как показывает диалектический закон развития общества, укрепление одного явления ведет к ослаблению другого: произошло резкое изменение кадрового аппарата МВД. Коснулось оно, естественно, и следственных подразделений системы ОВД, произошел отток следственных работников (причем далеко не худших) в указанные выше учреждения и структуры.

Вследствие указанных выше причин и высветилось некоторое принижение престижа профессии следователя, снизился качественный уровень профессиональной подготовленности следователей и дознавателей системы МВД. На наш взгляд, происходило постепенное «рассасывание» профессионального ядра следственных аппаратов, что в конечном счете вело к появлению дилетантов среди следователей.

О роли деятельности, привнесенной таковыми «специалистами» в практику, великий российский юрист Анатолий Федорович Кони писал следующее: «Полное отсутствие общей мысли, связующей все частности дела, и правильного, согласного с законом, понимания состава преступления, склонность к механическому подбору фактов, благодаря чему следствия расплывались до безграничности и длились многие месяцы, длиннейшие, чрезвычайно отяготительные для следователей, допросы о самых мелочных и не имеющих значения для дела обстоятельствах, резкое и надменное обращение с вызываемыми к следствию и, наконец, чрезвычайная и упорная щедрость на лишение заподозренных свободы без достаточных оснований – таковы были характерные черты этих следователей и свойства этого следователя»1.

В связи с этим государство пошло по несколько своеобразному пути и качество заменило количеством, резко увеличив численный состав следственных аппаратов. Так, в 1998 г. на службу в следственные подразделения было принято 4,5 тыс. человек, что позволило увеличить штатную численность до 47,5 тыс. единиц.

Ранее при приеме на службу в следственные аппараты традиционно предъявлялись следующие требования: обязательное наличие высшего юридического образования (как исключение, неоконченного высшего, не ниже 3-го курса вуза); служба в вооруженных силах. Это предопределяло укрепление следственных подразделений, их кадровую стабильность и качественный состав, и становление молодых специалистов в должности следователя в таком коллективе происходило значительно быстрее. Профессия следователя была достаточно престижной, практически существовала конкурсная основа при приеме на службу на данную должность.

В последнее время в ОВД вновь наметилась определенная тенденция комплектования кадров следственных подразделений на конкурсной основе. Однако происходит это не так быстро и успешно, как хотелось бы. Посмотрим на качественные изменения следственных подразделений в настоящее время.

На фоне существенного обновления следственных кадров ОВД по данным Следственного комитета МВД России1 более 50% следователей не имеет высшего юридического образования (практически произошло возвращение к показателям 1963 г.), а в некоторых, в основном региональных структурных звеньях системы ОВД, этот процент еще выше. Средний возраст следователей Г(РОВД) составляет 23-25 лет, а практический стаж их работы в должности в основном не превышает 5 лет (до 55% следователей имеют стаж работы на следствии до 3 лет). В то же время из опытных работников в должности следователей в горрайотделах работают считанные единицы, в основном дорабатывающие пенсионный стаж. То есть разрывается связующее звено между молодыми следователями и их более опытными сослуживцами.

На 30 сентября 2007 г. в следственных подразделениях органов внутренних дел г. Красноярска из 429 с высшим образованием работает 297 следователей (69,2% от личного состава), из которых с высшим юридическим образованием – 278, со средним специальным образованием – 132 (с юридическим средним специальным 125). Таким образом с юридическим образованием 403 следователя (93,9%), что на 1,6% больше по отношению к 2006 г.

Стаж работы указанных следователей:

– до 1 года – 32 человека (7,5%);

– от 1 до 3 лет – 49 человек (11,4%);

– от 3 до 5 лет – 81 человек (18,9%);

– свыше 5 лет 267 человек (62,2%).

Следует иметь в виду, что преступность тоже резко «омолодилась», но вместе с тем, эта же преступность стала более изощренной в своем проявлении, преступления стали дерзкими и жестокими по своему характеру. Кроме того, не секрет, что повысился «профессионализм» преступного мира, были раскрыты методы оперативной работы за счет прихода в эту систему некоторых бывших сотрудников уголовного розыска.

Молодые следователи сталкиваются с различного рода проблемами, решение которых им могли бы подсказать их более опытные коллеги по работе, но таковых крайне мало, они загружены своими наиболее сложными делами. И нередко молодым следователям приходится «вариться в собственном соку», т.е. доходить до логического разрешения проблемы самим либо обмениваться информацией с такими же молодыми коллегами по работе, использовать уже их опыт и ошибки, с которыми сталкивались те при расследовании дел. На это уходит продолжительный срок, а как показывает практика, сложные ситуации при расследовании уголовных дел возникают довольно часто.

Некоторые молодые следователи пасуют перед повседневными трудностями, уходят либо вообще из органов МВД, либо в другие структурные подразделения органов внутренних дел. Наряду с этим, как показывает практика, имея опыт работы, еще недостаточный для становления следователя как специалиста, некоторые из них переходят в вышестоящие (руководящие) структурные подразделения (городские и краевые (областные) УВД).

Текучесть кадров, частое изменение и обновление следственных аппаратов ОВД, на наш взгляд, никак не способствовали их нормальной деятельности, привносили некоторую нервозную обстановку в их функционирование, а становление молодых специалистов в должности следователя в таких коллективах затягивалось на непозволительно длительный срок.

Хотелось бы также отметить и тот факт, что в подавляющем своем большинстве следственные аппараты ОВД стали, за редким исключением, женскими коллективами. Удельный вес женщин-следователей, работающих в следственных подразделениях, вырос с 25% в 1992 г. до 40% в 1999 г. Это обстоятельство тоже внесло свои негативные последствия в деятельность следственных аппаратов при решении поставленных перед ними задач в борьбе с преступностью. Не в пример мужчинам, женщины являются более ответственными, кропотливыми и дисциплинированными сотрудниками. Следует однако иметь в виду, что с женщинами связаны ряд проблем:

1) при выезде на место происшествия, проведении иных следственных действий требуется обеспечение безопасности следователя-женщины.

2) третья и основная причина – это замужество и материнство. Рождение и воспитание детей, забота о семье, вследствие чего на значительное время женщины-следователи зачастую вынуждены отрываться от своей профессии.

Исходя из вышеназванных проблем, руководство МВД пришло к выводу, что одним из способов их решения является повышение уровня подготовки молодых специалистов для следственных аппаратов ОВД. В связи с этим приоритетным направлением в деятельности вузов системы МВД стала их переориентация именно на подготовку специалистов для следственных аппаратов и специализированных подразделений дознания ОВД.

Так, в Хабаровске стали готовить следователей и дознавателей для Дальне-Восточного региона, Красноярске – для Восточной Сибири и Омске – для Западной Сибири.

Коренным образом поднять престиж профессии следователя, повысить его роль в борьбе с преступностью в данной сложной экономической ситуации в стране, улучшить качество подготовки молодых специалистов-следователей – первоочередная задача системы вузов МВД.

Общеизвестно, что профессиограмма (квалификационная характеристика) следователя складывается из набора следующих основных дисциплин: уголовное право; уголовный процесс; криминалистика. Однако, опыт преподавания этих дисциплин и приема государственных экзаменов показал, что выпускники, анализируя конкретные следственные ситуации, слабо владеют комплексными приемами, основанными на знании этих дисциплин.

Таким образом, идея введения дисциплины «Предварительное следствие в ОВД» базируется на том, чтобы научить курсантов криминалистическому мышлению, правильному определению квалификации преступного деяния уже на стадии возбуждения уголовного дела, качественному проведению предварительного расследования уголовных дел в рамках требований уголовно-процессуального закона, выработать у них навыки и умение принимать верное решение в тех или иных конкретных следственных ситуациях и правильно процессуально фиксировать результаты деятельности.

  1   2   3

Похожие:

Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»
Лекция посвящена одному из сложнейших вопросов предварительного следствия – расследованию организованного вымогательства. Рассмотрены...
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛекция является фондовой и подготовлена доцентом кафедры предварительного...
Документы предварительного следствия: Фондовая лекция. – Красноярск: Сибирский юридический институт мвд россии, 2009. – 37 с
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЗаконным оборотом наркотических средств. Фондовая лекция по дисциплине...
Особенности организации и производства расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconОтчетность в работе следователя: Фондовая лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»
В лекции рассматриваются основные понятия, применяемые в части, касающейся учета преступлений; порядок учета преступлений и лиц,...
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»
Аскрытия и расследования уголовных дел по материалам дтп. В ней рассмотрены основные сложности, с которыми сталкивается следователь...
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛитература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции»
Теоретические, правовые и организационные основы предварительного следствия: Фондовая лекция по курсу «Предварительное следствие...
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛекция посвящена одной из основных проблем организации раскрытия...
Предварительное следствие в овд. Фондовая лекция по теме "Особенности организации расследования преступлений, совершенных в условиях...
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Криминалистика»
Предварительное исследование материальных следов на месте происшествия: понятие и значение
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconРекомендации составлены по результатам консультации с Управлением...
Овд), на территории которого произошло преступление (можно подать в любом месте – его обязаны принять, зарегистрировать и направить...
Лекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд» iconЛекция посвящена организации раскрытия и расследования уголовных...
Фондовая лекция по теме: Особенности организации раскрытия и расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница