Кафедра психологии с курсом правоведения


НазваниеКафедра психологии с курсом правоведения
страница1/11
Дата публикации29.11.2013
Размер1.75 Mb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Государственное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ С КУРСОМ ПРАВОВЕДЕНИЯ


Ю.Ш. ИОБИДЗЕ



КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

Курск – 2004


УДК 34(042.3)

Печатается по решению

ББК 67я7

редакционно-издательского




совета КГМУ

Иобидзе Ю.Ш. Курс лекций по правоведению. – Курск: КГМУ,
2004. – 116 с.


Курс лекций предназначен для студентов медицинских вузов, изучающих правоведение
Библиография: 70 источников.

^ Автор:

старший преподаватель кафедры психологии КГМУ,

юрист Ю.Ш. Иобидзе

Рецензенты:

зав. кафедрой социальной работы и социально-психологической реабилитации КГМУ, декан факультета социальной работы, д.м.н., профессор Ю.А. Блинков

доцент кафедры государственного и муниципального управления КГУ, к.ю.н. ^ В.А. Машкин


1SВN 5-7487-0846-9

ББК 67я7













© Иобидзе Ю.Ш., КГМУ, 2004




СОДЕРЖАНИЕ


Лекция 1. Основы теории государства и права…………………………….

5

Лекция 2. Основы конституционного (государственного) права РФ……..

17

Лекция 3. Основы уголовного права РФ……………………………………

32

Лекция 4. Основы гражданского права РФ…………………………………

44

Лекция 5. Основы трудового права РФ……………………………………..

67

Лекция 6. Основы семейного права РФ……………………………………..

81

Лекция 7. Основы административного права РФ…………………………..

94

Лекция 8. Основы налогового права РФ……………………………………

103


ВВЕДЕНИЕ

Правоведение представляет собой науку, которая изучает основы важнейших отраслей российского права.

Учебное пособие по правоведению содержит план изучения материала по темам, литературу, извлечения из соответствующих нормативно-правовых актов, схемы и вопросы для самоконтроля.

Лекции предназначены для студентов всех факультетов медицинского вуза, которые изучают дисциплину "Правоведение".

Курс лекций составлен на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

^ Правоведение представляет собой науку, которая изучает основы важнейших отраслей российского права.

Лекция 1. Основы теории государства и права.
План лекции


  1. Происхождение и сущность государства.

  2. Сущность, типы и формы права.

  3. Понятие и структура права России.

  4. Понятие норм права, их структура и виды.

  5. Понятие и структура правоотношения.

  6. Понятие правонарушения, их виды и состав.


Теория государства и права представляет собой общественную науку о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, типах государства и права, правосознании, ответственности, законности.
^ 1. Происхождение и сущность государства.

Государство представляет собой политическую организацию, при помощи которой осуществляется управление обществом. Возникновение государства связано с появлением частной собственности и разделением общества на классы. От самоуправления при первобытном строе государство отличается двумя признаками: 1) существуют учреждения общественной власти, которые выполняют функции управления и принуждения и осуществляются особыми отрядами людей; 2) осуществляется территориальное деление населения и распространение на них государственной власти.

Существуют различные теории происхождения государства. Рассмотрим основные из них.

^ Теологическая теория (Фома Аквинский, Жан Моритен) объясняет происхождение государства божественной волей. Теория отстаивает идеи вечности государства, необходимость подчинения государственной власти как власти от бога, в то же время ставит государство в зависимость от божественной воли, которая проявляется через церковь и др. религиозные организации.

С точки зрения патриархальной теории (Аристотель), государство возникает из развивающейся в поколениях семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом, власть которого понимается как продолжение власти отца. Монарх является отцом всех подданных. Из этой теории также вытекает вывод о необходимости подчинения людей государственной власти.

Согласно органической теории человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство. Правительство, выполняя функции мозга, осуществляет руководство всем государством. Низшие классы реализуют внутренние функции (жизнедеятельности), а господствующие классы – внешние (оборона, сотрудничество).

^ Теория насилия (Каутский, Дюринг) объясняет возникновение государства военно-политическими факторами – завоевание одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Согласно теории общественного договора (Руссо, Радищев) в процессе развития человечества естественные права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, которому добровольно передают часть своих прав.

Смысл историко-материалистической теории (Морган, Энгельс) состоит в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества и связано с появлением частной собственности и расколом общества на классы. Появился класс богатых, который создал государство как орудие диктатуры для подавления эксплуатируемых классов.

Сущность любого эксплуататорского государства заключается в диктатуре, подавлении эксплуатируемых. Известны такие исторические типы государства, как рабовладельческий, феодальный, буржуазный и бесклассовый. Сущность государства выражается в его функциях, т.е. основных направлениях государственной деятельности. К внутренним функциям государства относятся: охрана собственности, подавление эксплуатируемых классов (для классового государства), организация общественного производства, руководство экономикой, оказание социальных услуг населению. Внешние функции: оборона, сотрудничество с другими государствами. Указанные функции осуществляются особыми органами государства, которые называют государственным механизмом.

Понятие форма государства включает в себя характеристику формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Различают следующие формы правления, то есть организации государственной власти: абсолютную монархию, где верховная власть принадлежит одному лицу; дуалистическую монархию, которая представляет собой переходную форму правления, когда слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами; конституционную монархию, когда власть монарха ограничена конституцией; президентскую республику с выборными органами власти, строгим разделением властей, соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; парламентскую республику, характеризующуюся верховенством парламента, ответственностью перед ним правительства.

По форме государственного устройства, то есть по территориальной организации общества, различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства. Для унитарной формы государственного устройства характерно разделение территории на административные единицы, единая конституция, единые органы государственной власти, единое гражданство. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из юридически и политически самостоятельных государственных образований; территория федерации не представляет единого целого, а состоит из территорий ее субъектов; субъекты федерации обладают своей государственной властью. Конфедеративные союзы представляют собой добровольные союзы независимых суверенных государств.

Выделяют следующие типы политического режима, то есть способы осуществления государственной власти: демократический, тоталитарный и авторитарный. Демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, народ участвует в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Тоталитарный режим характеризуется таким устройством общества, основу которого составляет сильная личность, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, максимальное ущемление прав и свобод человека. Авторитарный режим основывается на сильной личной диктатуре, это режим насильственный. Такой режим, как правило, не ставит перед собой задачу полного преодоления предшествующего социального строя.
^ 2. Сущность, типы и формы права.

Одновременно с государством возникло право. С разделением общества на классы с противоположными интересами, обычаи перестали выражать общую волю и соблюдаться населением в добровольном порядке. Новые правила поведения – нормы права сделали волю господствующего класса обязательной для всех членов общества.

Сущность права заключается в его классовости. Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" определил право как "возведенную в закон волю господствующего класса". Типы права, определяющие его сущность, такие же, как и типы государства (рабовладельческий, феодальный, буржуазный и бесклассовый). Право бесклассового государства выражает и закрепляет волю ее народа.

^ Форма права представляет собой способ выражения и закрепления юридических норм. Известны три формы права:

а) санкционированный обычай – это обычай, которому древнее государство придавало форму закона;

б) судебный и административный прецедент – решение по конкретному делу, которому придается обязательное значение при рассмотрении аналогичных дел. Эта форма существует в Англии и Канаде;

в) нормативный акт – издаваемый компетентным органом государства правовой акт, который устанавливает, изменяет или прекращает действие норм права. Для России характерна только эта форма права.

^ Система нормативно-правовых актов России состоит из законов (конституционных, федеральных, законов субъектов РФ) и подзаконных актов (Указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств). Высшей юридической силой обладают законы. Подзаконные нормативно-правовые акты должны соответствовать законам.

В обществе существует система социальных норм (правил поведения людей), среди которых наиболее важными являются нормы права и нормы морали. Мораль представляет собой нормы поведения, традиции, сложившиеся в обществе и передаваемые из поколения в поколение. Отличие норм морали от норм права состоит в том, что невыполнение моральных норм не влечет неблагоприятных последствий со стороны государства. Нормы права и нормы морали тесно связаны друг с другом: мораль способствует эффективному действию права, а право укрепляет мораль (напр., наказывая преступников).

Моральные стороны взаимодействия между медиком и пациентом являются предметом изучения биоэтики. Принципами биоэтики являются принципы "не навреди", "делай благо", принцип уважения автономии пациента, принцип справедливости. Биоэтика рассматривает типы и формы взаимоотношений врача и пациента; этические проблемы искусственного аборта, новых репродуктивных технологий (искусственной инсеминации, экстрокорпорального оплодотворения, суррогатного материнства); трансплантологии, эвтаназии; этические проблемы оказания психиатрической помощи и др.

^ Правовая культура – составная часть культуры общества и личности, которая представляет собой совокупность его правовых знаний, отношения к праву и правового поведения.

Законность – точное и неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством. За отступление от требований законности наступает юридическая ответственность. В результате соблюдения требований законности в обществе складывается правовой порядок. К юридическим средствам обеспечения законности относятся применяемые меры защиты прав и интересов граждан.
^ 3. Понятие и структура права Российской Федерации.

Право Российской Федерации – система установленных государством и охраняемых им общественных норм, которые выражают волю народа. Право связано с государством, так как государственная власть создает правовые нормы, выражает их в официальных юридических актах, обеспечивает их исполнение, а в случае необходимости обеспечивает и мерами принуждения.

Сущность права России состоит в выполнении воли ее народа. Это выражается в его общих (гуманизма, демократии) и специальных (законности, справедливости, правосудия) принципах.

Система права – это ее внутренняя структура. Она охватывает все правовые нормы, действующие в государстве в их единстве и согласованности, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права. Критерием разделения системы права на отрасли является предмет правового регулирования – общественные отношения, регулируемые нормами права. Например, предметом правового регулирования гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения физических и юридических лиц в обществе, уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступления.

Отрасли права делятся на институты права – группы норм, которые регулируют однородные общественные отношения внутри отрасли права. Примерами институтов гражданского права являются институты собственности, обязательственного права, наследования и др., институтов уголовного права – институты преступления, уголовно-правового наказания, принудительных мер медицинского характера, обстоятельств, исключающих наказуемость деяния, и др.
^ 4. Понятие норм права, их структура и виды.

Нормы права – это установленные государством и охраняемые им общеобязательные правила поведения, которые направлены на регулирование общественных отношений.

В юридической литературе выделяют следующие признаки норм права:

1) нормы права являются общеобязательными правилами поведения, т.е. представляют собой правила поведения общего характера, они обязательны к исполнению всеми субъектами, которые оказались в условиях, предусмотренных данной нормой;

2) нормы права представляют собой формально-определенное правило поведения, в котором четко определено, какие права и обязанности могут возникнуть на ее основании;

3) правовые нормы устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства;

4) нормы права охраняются государством, то есть предусмотрена возможность применения принуждения. Меры государственного принуждения, которые применяются в случае нарушения правовых норм, направлены на восстановление нарушенного права либо на реализацию невыполненной обязанности, а также на наказание правонарушителя.

Различают нормы регулятивные и правоохранительные. Регулятивные – регулируют положительное поведение человека, правоохранительные нормы регулируют незаконные действия людей. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение.

Всякая правовая норма практически состоит из двух элементов: гипотезы, которая представляет собой описание условий действия правовой нормы (напр., "В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой…", "Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку…"), диспозиции или санкции. Диспозиция содержит само правило поведения, указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств (напр., "…происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке…"). Санкция предусматривает меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, нарушившим предписания правовых норм (напр., "Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав…", "наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет"). Диспозиция и санкция не могут быть частями одной и той же нормы права. В регулятивных нормах есть гипотеза и диспозиция. Рассмотрим ст. 49 Семейного кодекса РФ: "В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (гипотеза) происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке …" (диспозиция). Отсутствие санкций в регулятивных нормах не означает, что они не обеспечиваются государством. Они обеспечиваются государством с помощью норм, содержащих санкции.

Правоохранительные нормы состоят из гипотезы и санкции. В качестве примера рассмотрим часть 1 статьи 105 Уголовного кодекса России: "Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку (гипотеза), наказывается лишением свободы от 6 до 15 лет" (санкция).

Структурные элементы правовых норм излагаются в статьях нормативных актов неодинаково. Выделяют прямой, отсылочный (ссылочный) и бланкетный способы изложения.

Прямой способ изложения означает полное формулирование элементов правовой нормы в статье закона. При ссылочном изложении элементы правовой нормы не раскрываются полностью в одной статье, а дается ссылка на другие. При бланкетном изложении недостающие сведения восполняются не какой-то точно указанной статьей, а другими нормами права, содержащимися в других нормативных актах.
^ 5. Понятие и структура правоотношений.

Правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормой права. Любое правоотношение включает в себя три элемента: субъекты, объект и содержание правоотношения.

^ Субъектами правоотношения являются его участники. Ими могут быть государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования, юридические и физические лица.

Физические лица (граждане) могут быть участниками правоотношения при наличии 2 юридических свойств: правоспособности и дееспособности. Под правоспособностью понимается признаваемая государством способность иметь права и нести обязанности. Человек обладает правоспособностью от рождения и до смерти. Например, в соответствии со статьей 18 Гражданского кодекса РФ правоспособность гражданина в сфере имущественных и личных неимущественных отношений включает в себя: право собственности на имущество, право наследовать, завещать имущество, заниматься предпринимательской и другой законной деятельностью, право создавать юридические лица, избирать место жительства и др. Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Дееспособность гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть с 18-летнего возраста. Гражданский кодекс РФ предусматривает два основания приобретения полной дееспособности до совершеннолетия: при вступлении в брак и в порядке эмансипации (ст.ст. 21 и 27 ГК РФ). Гражданский кодекс также предусматривает дееспособность малолетних и несовершеннолетних. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности без законных оснований. Например, в соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не понимает значения своих действий и не может руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека.

Юридические лица (предприятия, учреждения, организации) обладают только правоспособностью, которая возникает в момент регистрации и прекращается в момент завершения ликвидации юридического лица.

^ Объектом правоотношения является то, ради чего оно возникает, на что оно направлено. Ими могут быть имущественные блага (деньги, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, моральный вред), результаты действий определенных лиц (сохранение имущества, передача имущества).

^ Содержание правоотношения составляет совокупность взаимосвязанных прав и обязанностей его участников. Их называют субъективными правами и юридическими обязанностями. В абстрактном виде права и обязанности участников правоотношения сформулированы в правовой норме. Например, согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму. В конкретном правоотношении эта норма индивидуализируется, права и обязанности сторон обретают характер персональных прав и обязанностей. Субъективному праву одного лица соответствует юридическая обязанность другого лица. Для осуществления субъективного права необходимо выполнение юридической обязанности. В нашем примере покупатель станет собственником (реализует свое право) в том случае, если продавец передает ему вещь (исполнит свою обязанность). Продавец продаст свой товар (реализует свое субъективное право), если покупатель примет его и уплатит определенную денежную сумму (выполнит юридическую обязанность).

Основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений являются юридические факты, которые выражаются в событиях и действиях (правомерных и неправомерных). Например, достижение женщиной 55-летнего возраста (событие) является основанием возникновения пенсионного правоотношения (трудовой пенсии по старости).


  1. ^ Понятие правонарушения, их виды и состав.

Правонарушение – это виновное действие или бездействие, которое наносит вред установленному в обществе правопорядку, правам и интересам граждан. По степени общественной опасности правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Наиболее общественно опасными являются преступления. Все проступки в зависимости от характера делятся на гражданские, административные, дисциплинарные и др.
Гражданские проступки – это правонарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношений (неуплата долга, причинение имущественного вреда, причинение морального вреда).

Административные проступки – это правонарушения в области государственного управления (нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство и др.).

Дисциплинарные проступки – это нарушения трудовой, служебной, учебной дисциплины (прогул, нахождение на работе в состоянии алкогольного опьянения и др.).

Совершение правонарушения влечет наступление юридической ответственности, которая представляет собой регулируемое нормами права отношение между государством и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпеть определенные неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение. В зависимости от совершенного правонарушения различают уголовную, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и др. виды ответственности.

Основанием юридической ответственности является неправомерное деяние (действие или бездействие), которое содержит признаки конкретного состава правонарушения. Под составом правонарушения принято понимать совокупность объективных и субъективных признаков, которые характеризуют данное деяние как правонарушение. Состав правонарушения включает в себя 4 элемента: объект, субъект, объективную сторону и субъективную сторону правонарушения.

Объектом являются те общественные отношения, которым правонарушение причиняет или может причинить вред. Например, объектом хулиганства является общественный порядок, объектом незаконной банковской деятельности – экономическая деятельность государства.

^ Субъект правонарушения – это физическое (гражданин) или юридическое (предприятие. организация) лицо, которое совершило правонарушение. Субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо. Физическое лицо должно достичь возраста, с которого возможно привлечение к ответственности (к уголовной ответственности – с 16 лет, а в некоторых случаях с 14; к административной ответственности – с 16 лет), и быть вменяемым, то есть осознавать характер и опасность своих неправомерных действий (бездействий) и руководить ими.

^ Объективная сторона характеризует обстоятельства совершения правонарушения, способ, наступившие последствия и причинную связь между неправомерным деянием и его вредными последствиями.

^ Субъективная сторона правонарушения включает в себя характеристику цели, мотива правонарушения и формы вины. Законодательство России предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Правонарушение считается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их (прямой умысел) или не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало их предотвратить (легкомыслие) или не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

При отсутствии хотя бы одного из указанных элементов наступление ответственности невозможно.
Литература


  1. Гражданский кодекс РФ.

  2. Семейный кодекс РФ.

  3. Трудовой кодекс РФ.

  4. Уголовный кодекс РФ.

  5. Азаров Н.И. Теория государства и права. – М., 1998.

  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 1998.

  7. Громыко А.А. Политические режимы. – М., 1994.

  8. Основы теории государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. – М., 2001.

  9. Правоведение / Под ред. Ю.Л. Шевченко. - М., 2003.

  10. Шкатулла В.И. Правоведение. - М., 2001.


^ НОРМА ПРАВА




ГИПОТЕЗА

ДИСПОЗИЦИЯ

САНКЦИЯ


^ СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ

РФ


ЗАКОНЫ

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ





^ СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ



^ ФОРМЫ ПРАВА

САНКЦИОНИРОВАННЫЙ

ОБЫЧАЙ

СУДЕБНЫЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ

ПРЕЦЕДЕНТ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ

АКТ



^ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ




^ РЕГУЛЯТИВНАЯ НОРМА ПРАВА

ГИПОТЕЗА

ДИСПОЗИЦИЯ



ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ НОРМА ПРАВА


ГИПОТЕЗА

САНКЦИЯ


ПРАВОНАРУШЕНИЯ




ПРОСТУПКИ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ


ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ


^ ФОРМА ГОСУДАРСТВА

ФОРМА

ПРАВЛЕНИЯ

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО

УСТРОЙСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕЖИМ



^ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ



АБСОЛЮТНАЯ

МОНАРХИЯ

КОНСТИТУЦИОННАЯ

МОНАРХИЯ

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ

РЕСПУБЛИКА

ПАРЛАМЕНТСКАЯ

РЕСПУБЛИКА

^ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА


УНИТАРНАЯ

ФЕДЕРАТИВНАЯ

КОНФЕДЕРАТИВНАЯ


^ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙЙ

ТОТАЛИТАРНЫЙ

АВТОРИТАРНЫЙ

Лекция 2. Основы конституционного (государственного)
права России.

План лекции


  1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

  2. Основы конституционного строя России.

  3. Система государственной власти.

  4. Законодательный процесс.

  5. Правовой статус личности в РФ.

  6. Ограничение прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Кафедра психологии с курсом правоведения iconКафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской...
Кафедра – коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии
Кафедра психологии с курсом правоведения iconКафедра нормальной физиологии с курсом валеологии практические навыки
Испытуемого просят сесть на стул и закинуть ногу на ногу, расслабив при этом мышцы ног
Кафедра психологии с курсом правоведения iconКафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус
Кафедра: коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии
Кафедра психологии с курсом правоведения iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
Кафедра психологии с курсом правоведения iconМосковская Медицинская Академия им. И. М. Сеченова кафедра общественного...
Проблема влияния вируса папилломы человека (различных его типов) на течение ювенильного респираторного папилломатоза и эффективность...
Кафедра психологии с курсом правоведения iconКафедра урологии с курсом нефрологии силлабус силлабус рабочая
Силлабус обсужден на заседании курса нефрологии «08» февраля 2012 г., протокол №8
Кафедра психологии с курсом правоведения iconМетодическая разработка для проведения занятия со студентами 6 курса...
Кафедра общей и клинической фармакологии с курсом анестезиологии и реаниматологии
Кафедра психологии с курсом правоведения iconМетодическая разработка для проведения занятия со студентами 6 курса...
Кафедра общей и клинической фармакологии с курсом анестезиологии и реаниматологии
Кафедра психологии с курсом правоведения iconМетодическая разработка для проведения занятия со студентами 6 курса...
Кафедра общей и клинической фармакологии с курсом анестезиологии и реаниматологии
Кафедра психологии с курсом правоведения icon«Введение в историю психологии»
Модуль І. II. III. Методология и начало философского периода истории психологии. Философский период истории психологии. Развитие...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница