Методическое пособие по изучению курса


Скачать 11.49 Mb.
НазваниеМетодическое пособие по изучению курса
страница1/36
Дата публикации20.06.2013
Размер11.49 Mb.
ТипМетодическое пособие
vb2.userdocs.ru > Право > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Министерство здравоохранения Украины

Одесский национальный медицинский университет

Методическое пособие

по изучению курса:

Медицинское право

2010г.

Методическое пособие по изучению курса «Медицинское право»

Составленно: О.В. Буковським

Под общей редакцией заведующего кафедрой

Утвержденная на методическом заседании кафедры

« «__________2010г.

Протокол №____

Зав.кафедрой

г. Одесса-2010г.

Содержание

Клятва врача

Введение

Тема №1.Основные понятия государства и права. Медицинское право и его место в системе права и законодательства Украины.

Тема №2.Правовые основы государственного управления в системе здравоохранения Украины. Регламентация права на жизнь в законодательстве Украины и международном праве.

Тема №3 Правовые основы организации здравоохранения. Правовое регулирование занятия медицинской и фармацевтической деятельностью.

Тема №4 Права человека в здравоохранении Украины. Правовой и этический статус пациента. Правовой и этический статус медицинского и фармацевтического работника. Правовой статус учереждений здравоохранения Украины.

^ Тема№5 Основы трудового права. Правовое регулирование труда медицинских работников.

Тема №6. Правовые проблемы медицинского вмешательства. Осведомленное согласие пациента на медицинское вмешательство.

Тема №7 Информация в медицинской деятельности. Врачебная тайна. Документация в медицинской деятельности. Правовая охрана лечебных средств в Украине. Вопросы врачебной деонтологии и ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения.

Тема №8 Основы гражданского права. Гражданско-правовая ответственность и другие виды юридической ответственности за правонарушение в области здравоохранения.

^ Тема №9 Основы уголовного права. Уголовная ответственность за преступления в системе здравоохранения.

Тема №10 Медицинская экспертиза. Особенности регулирования трансплантации органов и тканей человека. Трансплантация органов и других анатомических материалов человеку: проблема уголовно - правового обеспечения

^ Этический кодекс врача Украины

З А К О Н У К Р А Ї Н И Основы законодательства Украины о здравоохранении»

З А К О Н У К Р А Ї Н И Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения

З А К О Н У К Р А Ї Н И О лечебных средствах

ЗАКОН УКРАИНЫ О заведениях здравоохранения и медицинское обслуживание населения

Литература

УКАЗ

^ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

О Клятве врача

Предоставляя большого значения выполнению врачами высоких

профессиональных обязанностей и учитывая многовековые традиции

мировой медицины, п о с т а н о в л я ю :

1. Утвердить текст Клятвы врача.

2. Клятву врача должны принять все выпускники высших

учебных медицинских заведений Украины.

Клятва врача принимаеться в торжественной обстановке в присутствии

профессорско-преподавательского состава высшего учебного медицинского

учреждения (факультета) и представителей общественности.

Текст Клятвы зачитывается и повторяется выпускниками

института (факультета) коллективно. После этого звучит

Государственный гимн Украины.

Подписанный выпускником текст Клятвы врача сохраняется в

его личном деле. В дипломе делается отметка о принятии

Клятвы врача, текст которой вкладывается в диплом.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г.Киев, 15 июня 1992 года

N 349

УТВЕРЖДЕНО

Указом Президента Украины

от 15 июня 1992 года N 349

^ КЛЯТВА ВРАЧА

Приобрестя профессию врача и осознав важность обязанностей,

которые возлагаются на меня, в присутствии моих учителей и коллег

торжественно клянусь:

все знания, силы и умения отдавать делу охраны и

улучшение здоровья человека, лечению и предотвращению заболеваний,

оказывать медпомощь всем, кто в ней нуждается ;

неизменно руководствоваться в своих действиях и помыслах принципами

общечеловеческой морали, быть бескорыстным и чутким к больным,

признавать свои ошибки, достойно продолжать благородные традиции

мировой медицины;

сохранять врачебную тайну, не использовать ии в ущерб

человеку;

соблюдать правил профессиональной этики, не скрывать правды,

если это не повредит больному;

постоянно углублять и совершенствовать свои знания и умения,

в случае необходимости обращаться за помощью к коллегам и самому

никогда им в этом не отвечать отказом, быть справедливым к коллегам;

собственным примером оказывать содействие воспитанию физического и морального

здорового поколения, утверждать высокие идеалы милосердия, любви,

согласия и взаимоуважения между людьми.

Верность этой Клятве присягаю пронести через всю свою жизнь.

^ Многих воинов караулит один талантливый врач”.

Гомер.

ВВЕДЕНИЕ

Цель курса заключается в овладении студентами медиками знаний в области права, положительному отношению к нему, в рассмотрении права как социальной реальности, произведенной человеческой цивилизацией и наполненной идеями, добра и справедливости.

Медицина тесно связана с правом. Высокая квалификация медицинских работников предусматривает твердое знание основных положений законодательства и особенно правовых норм, регулирующих профессиональную деятельность в сфере здравоохранения.

Четкое соблюдение прав пациента, выполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, поможет врачу избегать недостатков в своей работе. Неправомерные действия медиков могут быть основанием не только для морального осуждения и общественного осуждения, но и для привлечения их к различным видам юридической ответственности.

Задача курса состоит в приобретении умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и осуществлять другие юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Студент должен владеть гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, уважением к закону и заботливым отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства гражданина, высоким этическим сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов лица, ее охраны и социальной защиты, ощущением нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности. Понимать суть, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права.

Основной задачей правового обучения студента медицинского Вуза являеться формирования навыка нормативно-правового понимания, воспитание непримиримости к правонарушениям, умению защищать свои права, не допускать правонарушений, как в обычной жизни, так и при выполнении профессиональных обязанностей.

Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта студенты высших учебных заведений обязаны прослушать курс «Медицинское право». Предлагаемая программа, ориентирует студентов медиков на усвоение минимума знаний по юриспруденции, необходимым для понимания юридических норм, знание законов и их выполнения.

Тема № 1

Основные понятия государства и права. Медицинское право и его место в системе права и законодательства Украины.

1. Происхождение государства.

Существует большое количество теорий происхождения гос ударства. К самым известным относят такие теории:

1) теологическая теория утверждает, что процесс возникновения и развития государства аналогичный процессу создание Богом мира. Эта теория одна из древнейших. Уже в законах Хамурапи ( 18 век до н.э.) говорилось о божественном происхождении власти, широкого распространения приобрела эта теория во времена феодализма, свое окончательное оформление нашла в работах ученого-богослова XI в. Фомы Аквинского ( 1225-1274гг.) и в наше время данная концепция репрезентует официальную доктрину Ватикана и некоторых мусульманских стран ближнего Востока;

2) патриархальная теория основана на объяснении происхождения государства и права естественным ходом общественного развития, закономерным объединением человеческих сообществ в крупные структуры (семья -родплемя – государство).

Теория широко распространялась в древней Греции и рабовладельческом Риме, позднее возродилась в период средневекового абсолютизма.

Патриархальная теория удобна для объяснения монархической формы правления, поскольку власть монарха рассматривается как естественное продолжение власти.

Представителями данной теории :Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский иные.;

3) договорная теория рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной договорной основе.

В древней Греции софисты считали, что государство возникшее в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

Ж-Ж Руссо считал, что договоренность основа законной власти при этом суверенитет принадлежит народу, а правители это только уполномоченные народом которые обязаны отчитываться перед ним.

Представители данной теории были:: Р. Греоций, Бы. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтеськье, Д. Дидро, Же.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев;

4) теория насилия исходит из того, что основные причины происхождения государства и права лежат в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными, что государство и право создаются завоевателями в целях поддержки и укрепление своего господства над побежденными.

Представители данной теории были: К. Каутський, Ф. Дюринг,

Л. Гумплович;

5) органическая теория проводит аналогию между биологическим организмом и человеческим обществом. Подобно к живому организму, государство владеет внутренними и внешними органами, оно рождается, развивается, стареет и умирает. Представителем данной теории был Г. Спенсер ( 1820-1903 рр.);

6) теория географического детерминизма считала решающими факторами в возникновении государства климатические условия, ландшафт, природные ресурсы. Представителями данной теории были: - Э. Хантингтон, Л. Мечников;

7) психологическая теория - появление государства и права объясняеться проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, наследованием, сознанием зависимости от элиты первоначального общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.

Для обоснования своей идеи представители данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости людей от своих вождей.

Представителем психологической теории являеться Л.И. Петражицкий ( 1867-1931 рр.).

8) ^ Социально-экономическая теория происхождения государства одна из последовательных в своем осмыслении.

Представители данной теории :К.Маркс., Ф.Энгельс., В.Ленин.

Современное трактование причин появления государства опирается на достижение исторической, археологической, этнографической и других наук и получила название потестарной или кризисной теории. Согласно данной теории, государство возникло на Востоке. Согласно потестарной теории человеческое общество прошли два этапа своего первоначального существования - этап присвоения экономики и этап экономики, которая присваивает. На первом этапе люди жилы общиной, главным был признак эгалитарности (полного действительного равенства) членов общины в социальном смысле. Этому обществу были присущи властные инструменты (власть главы, совета старейшин), которые были выборными, а путь к лидерству определялся авторитетом, личными качествами того или другого члена общины. В целом же все вопросы жизни общины решались ее членами совместно.

Переход к этапу экономики, которая присваивает, был обусловлен преимущественно факторами экологического характера (изменение климата, исчезновение многих растений и животных). Такой переход изменил образ жизни общины: появились новые управленческие функции, состоялось становление нового типа трудовой деятельности. Лидер в общине становится главным распределителем производственного продукта, контролером и регулятором всего процесса производства, а со временем он отрывается от основной массы общины и через свое положение получает возможность присваивать себе дополнительный продукт. В тот же время он становится и властителем собственности. Постепенно материальные богатства накапливаются у руководителей, происходит расслоение общества, качественное изменение его социальной структуры, утверждается новая организация его жизни - зарождается государство.

Итак, обобщив вышеупомянутое к причинам и условиям возникновения государства необходимо отнести следующее:

1.Переход от присвоенного хозяйства к производящему.

2.Появление избыточного продукта.

3.Переход от полигональной семьи к моногамии.

4.Переход от матриархата до патриархата.

^ 5.Переход от общественной собственности к частной собственности.

6.Переход от кровно родственного принципа объединения к территориальной организации населения.

7.Усиление военной организации племен.

^ 8.Влияние религии.

9.Развитие торговых связей между родами и племенами.

10.Перемещение разных народов, которые приводит к новой территориальной организации.

Государство есть сложное явление. Попытки даты его определение, учеными, которые делаются, политическими деятелями, мыслителями сводились главным образом к перечислению наиболее значащих признаков государства. Считается, что термин«государство», под которой понималась определенная политическая организация общества, вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли (XVI В.).

Юридический подход разрешает вычленить следующие признаки государства:

1) наличие публичной (политической) власти, которая имеет в своем распоряжении специальный аппарат управления и принуждение;

2) территориальная организация населения;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Методическое пособие по изучению курса iconМетодическое пособие по изучению дисциплины «Управленческий учет»
Методическое пособие по изучению дисциплины «Управленческий учет» для студентов экономических специальностей заочной формы обучения...
Методическое пособие по изучению курса iconПрограмма экономической практики учебно-методическое пособие для...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным...
Методическое пособие по изучению курса iconМетодическое пособие для студентов 1 курса
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Методическое пособие по изучению курса iconМетодическое пособие для студентов 2 курса
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Методическое пособие по изучению курса iconМетодическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011
Методическое пособие составлено авторским коллективом сотрудников кафедры инфекционных болезней гоу впо согма: Отараевой Б. И., Плиевой...
Методическое пособие по изучению курса iconМетодическое пособие по курсу «Искусство Древней Греции и Рима» для...
Учебное пособие предназначено для всех изучающих и интересующихся античными памятниками мировой культуры
Методическое пособие по изучению курса iconУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии
Гримова Т. А. Пашин Е. Н. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета....
Методическое пособие по изучению курса iconСтепанова О. А. С79 Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие
С79 Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. — М.: Тц сфера, 2003. — 128 с. (Серия «Игровые технологии».)
Методическое пособие по изучению курса iconМетодическое пособие для студентов заочного отделения технических специальностей
Методическое пособие предназначено для аудиторной и самосто­ятельной работы студентов заочного отделения технических специальностей....
Методическое пособие по изучению курса iconМетодическое пособие по выполнению дипломного проекта для студентов,...
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью» очного и заочного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница