Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы.


НазваниеРабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы.
страница1/5
Дата публикации21.11.2013
Размер0.71 Mb.
ТипРабочая программа
vb2.userdocs.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы по обществознанию, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования. При составлении рабочей программы были использованы результаты ЕГЭ по обществознанию 2010- 2011 гг. Реализуется посредством УМК, включающем авторскую программу «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова) Профильный уровень

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

В настоящее время, когда российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества, российским гражданам предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить ,что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать истинным гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России. Значительную роль в данном процессе может и должна играть школа. Именно она призвана воспитывать и образовывать молодое поколение россиян. В связи с этим большое значение приобретает курс обществознания.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы.

Для составления рабочей программы в части модуля «Введение в философию» использована авторская программа учебная программа Л.Н. Боголюбова, что учитывает важность философской основы в обучении класса социально-экономического профиля и ориентировано на непротиворечивое восприятие учебного пособия профильного уровня. Рабочая программа дополнена соответственно 11 часами по философии из программы Л.Н. Боголюбова. Возможность такого подхода связана с тем, что Примерная программа определяет

инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
^ Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание и требования к уровню подготовки выпускников.
^ Общая характеристика учебного предмета

Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших

социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы

изучаются экономика и право.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы.

^ Цели

Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного

интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

воспитание гражданственности, социальной ответственности;

приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно -бытовой деятельности.
^ Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и классе 102 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения,

сопоставления, оценки и классификации объектов;

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- исследование реальных связей и зависимостей;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

^ Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и

практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

^ Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно

воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, осуществлять комплексный поиск социальной информации, анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать, объяснять, раскрывать на примерах, участвовать в дискуссиях,

формулировать собственные суждения и аргументы, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике и т.д.

^ Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;
^ Содержание программы

курса «Обществознание» (профильный уровень)
10 класс - 3 часа в неделю - 105 ч


Специфика социально-гуманитарного знания

Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Науки об обществе.Естественнонаучные и  социально-гуманитарные  знания.

Классификация социально-гуманитарных  наук.

Социология,  политология, социальная психология  как  общественные  науки. Специфика  философского  знания. Как  философия  помогает  постигать  общество.

Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». Философия древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и государство: новый взгляд. Просвещение: вера в разум и прогресс. Становление общественных наук. Справедливое общество и пути к нему. Марксистское учение об обществе.

Социально-философская мысль XX в. Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.

.

^ Введение в философию

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы.

Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство.

Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимность власти.
^ Философия человека

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии.

Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Бытие и познание. Познаваемость мира как философская проблема. Познание как деятельность.

Научное мышление и современный человек. Основные принципы научного социального познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальные науки и гуманитарное знание.

^ Знание, сознание, познание

Личность, факторы, влияющие на её формирование. Индивид и индивидуальность. Структура личности. Социальное поведение. Структура направленности личности. Жизненные цели. Социальная установка.

Коммуникация или общение. Средства общения. Особенности общения в современном мире. Две стороны взаимодействия - стратегия взаимодействия в процессе общения. Стереотипы и «эффекты восприятия».

Человек в системе социальных связей. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Особенности семьи как малой группы.

Психология семейных взаимоотношений
^ Социальная философия

Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Науки об обществе.

Естественнонаучные и  социально-гуманитарные  знания. Классификация
социально-гуманитарных  наук.

Социология,  политология, социальная психология  как  общественные  науки. Специфика  философского  знания. Как  философия  помогает  постигать  общество.

Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». Философия древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и государство: новый взгляд. Просвещение: вера в разум и прогресс. Становление общественных наук. Справедливое общество и пути к нему. Марксистское учение об обществе.

Социально-философская мысль XX в. Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.

^ Итоговые уроки по курсу «Обществознание»

Природа человека. Человек как продукт биологической социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития.
Резерв
Общество и общественные отношения

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура.
^ Личность и общество

Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.

Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. ^ Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.
Виды социальных отношений

Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. ^ Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.

Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.

^ Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в РФ.

Социально бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.
^ Этнические и конфессиональные отношения

Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в РФ,

Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии.

Религиозные объединения и организации в России. ^ Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.


Резервные часы.
Резервные часы (18 часов) будут использованы при изучении следующих тем: «Философия человека», «Знание, познание, сознание», «Социальная философия», «Общество и общественные отношения», «Личность и общество» и 10 часов оставлены на итоговое повторение.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА.

Учебники.

1.Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: профил. Уровень/Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнов и др. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2008.

2. Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 ккл.общеобразоват учреждений. В 2 ч. Ч.1. 10 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение,2004.

3.Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров,

К. В. Симонов; под ред. Л. В. Полякова. – 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 2008.

4. Обществознание: 10-11кл. Школьный словарь-справочник. Барабанов В.В. (2004)

. 5.Обществознание. (Учебное пособие для школьников старш. кл. и поступающих

в вузы) Клименко А.В., Румынина В.В.

Методическая литература для учителя

  1. Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2002.

  2. Обществознание: практикум: пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень/ [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Л.Ф. Иванова, и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Сорокина Н.Е. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  4. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002.

  5. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2000.

  6. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово - РС».

  7. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Книга для учителя. Поляков Л.В. и др. 2007.

  8. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию к учебнику «Человек и общество. Обществознание. 10 класс». Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.

9. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - Русское слово, 2001-2008.

^ Структура программы

Наименование разделов и тем

Количество часов

^ Формы контроля

10 класс

Всего

Уроки

Практические работы




102

40

50




Социально – гуманитарные знания и профессиональная деятельность

18

6

10

Тестовая работа по теме «Социально – гуманитарные знания и профессиональная деятельность» Контрольная работа № 1 «Социально – гуманитарные знания и профессиональная деятельность»

Общество и человек

24

10

12

Тестовая работа по теме «Общество и человек»

Контрольная работа № 2 «Общество и человек»

Деятельность как способ существования людей

12

5

5

Тестовая работа по теме «Деятельность как способ существования людей» Контрольная работа № 3 «Деятельность как способ существования людей»

Сознание и познание

16

7

7

Тестовая работа по теме «Сознание и познание»

Контрольная работа № 4 «Сознание и познание»

Личность. Межличностные отношения

28

12

14

Тестовая работа по теме «Личность. Межличностные отношения» Контрольная работа № 5 «Личность. Межличностные отношения»

Итоговое повторение

4

-

2

Годовая контрольная работа




11 класс







102

46

49




Социальное развитие современного общества

37

15

19

Тестовая работа по теме «Социальное развитие современного общества» Контрольная работа № 6 «Социальное развитие современного общества»

Политическая жизнь современного общества

33

18

13

Тестовая работа по теме «Политическая жизнь современного общества» Контрольная работа № 7 «Политическая жизнь современного общества»

Духовная культура

19

8

9

Тестовая работа по теме «Духовная культура»

Контрольная работа № 8 «Духовная культура»

Современный этап мирового развития

10

5

5

Тестовая работа по теме «Современный этап мирового развития»

Итоговое повторение

3

-

3





  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы. iconПояснительная записка настоящая программа по обществознанию составлена...
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Целью курса является: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, стран Европы и Америки и традиционных...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина// Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение»,...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы. icon-
Программа по истории России составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы. iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы. iconРусский язык
Национальной доктриной развития образования, концепцией общего среднего образования, концепцией языкового образования и конкретизируется...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы. iconРабочая программа производственной практики по профилю специальности пп. 03 П
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060604 Лабораторная...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы. iconРабочая программа по дисциплине: Основы теории систем и управления Для специальности
Рабочая программа составлена на основе учебно-профессиональной программы высшего образования по профессиональному направлению
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы. icon1. инвестиционные потребности фирмы
Рабочая тетрадь составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы. iconРабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп...
Программа курса «Экономическая теория» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница