Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации


Скачать 223.51 Kb.
НазваниеКонцепция уголовно-правовой политики Российской Федерации
Дата публикации18.06.2013
Размер223.51 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Право > Документы
4

httn://www.oprf.ru/ru/discussioiis/newsitem/17889

Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации

Пресс-служба Общественной палаты РФ

I. Общие положения

  1. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации (далее — Концепция) представляет собой систему официально принятых в государстве положений, определяющих сущность, цель, направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты личности, общества и государства от преступных посягательств средствами уголовного законодательства.

  2. Уголовно-правовая политика Российской Федерации выступает одним из направлений реализации государственной стратегии обеспечения криминологической безопасности

и базируется на признании фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости

ее основных положений с социальной политикой государства, а также политикой

в области профилактики преступности, защиты и поддержки потерпевших

от преступлений, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового

характера, социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывшими уголовное

наказание.

  1. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области защиты прав человека и контроля над преступностью, Уголовный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

  2. Концепция определяет предпосылки, содержание и порядок действий по обеспечению социальной обоснованности и эффективности уголовного законодательства и практики его применения. Она является основой для разработки перспективных и ежегодных планов законопроектной деятельности Президента Российской Федерации

и Правительства Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов в области совершенствования уголовного законодательства и практики его применения, а также основой для оценки и последующей корректировки уголовно-правовой политики.

^ II. Цели и задачи уголовно-правовой политики

5. Целями уголовно-правовой политики Российской Федерации являются:

  • обеспечение безопасности личности, ее прав и свобод, а также общества и государства от угроз, связанных с преступностью;

  • минимизация уровня социальной напряженности в обществе на основе оптимального и справедливого урегулирования конфликта, вызванного преступлением;

— содействие достижению социального благополучия и комфорта на основе реализации
идей социальной реабилитации и социальной реинтеграции лиц, вовлеченных в конфликт,
вызванный преступлением.

6. Достижение этих целей предполагает комплексное решение ряда взаимосвязанных
задач уголовно-правовой политики, которые на современном этапе общественного
развития состоят в том, чтобы:

  • с учетом требований правовой определенности и правовой стабильности нормативно зафиксировать не допускающие расширительного толкования признаки и границы поведения, признаваемого преступным;

  • обеспечить адекватность уголовного законодательства актуальным криминальным угрозам и ведущим тенденциям в развитии преступности;

  • добиться полного соответствия уголовного законодательства и практики его применения конституционным и международно-правовым стандартам прав человека и безопасности;

  • развивать основу и механизмы гармонизации и унификации уголовного законодательства в рамках международного сотрудничества Российской Федерации с иными государствами;

  • обеспечить надежные гарантии незыблемости права государства на применение мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших преступления,

и гарантировать безопасность уголовно-правового суверенитета государства от внешних и внутренних угроз;

  • гарантировать права и законные интересы лиц, потерпевших от преступлений, обеспечить их безопасность, создать условия для максимально полной реализации прав человека на доступ к правосудию, справедливый суд и компенсацию причиненного преступлением вреда;

  • модернизировать систему уголовно-правовых последствий совершения преступлений с учетом необходимости одновременного решения карательных, восстановительных, социально-реинтеграционных и превентивных задач;

  • достичь качественного улучшения реального состояния преступности, в том числе снижения объема и уровня общественной опасности отдельных ее видов: террористической, рецидивной, организованной, насильственной, корыстной, преступности несовершеннолетних.

^ III. Основные направления уголовно-правовой политики

7. Основные направления уголовно-правовой политики Российской Федерации
на ближайшую и среднесрочную перспективу состоят в том, чтобы обеспечить
соответствие уголовного законодательства Российской Федерации и практики его
применения международным и конституционным стандартам прав человека

и безопасности, оптимизировать и привести в соответствие с криминологической ситуацией систему принципов, приоритетов и содержание Уголовного кодекса Российской Федерации, повысить эффективность механизма уголовно-правового регулирования.

8. Обеспечение соответствия уголовно-правовой политики Российской Федерации
Конституции Российской Федерации требует:

  • полноценной реализации судами и иными правоприменительными органами Конституции Российской Федерации в качестве нормативного правового акта прямого действия при рассмотрении уголовных дел и в качестве основного критерия оценки правового характера предписаний уголовного законодательства;

  • постоянного мониторинга положений уголовного законодательства Российской Федерации и сложившейся практики его применения на предмет соответствия Конституции Российской Федерации;

  • оперативной корректировки уголовного законодательства и практики его применения в соответствии с конституционным смыслом уголовно-правовой политики;

  • разработки методики и внедрения в практику конституционно-правовой экспертизы законопроектов о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.

9. Обеспечение соответствия уголовно-правовой политики Российской Федерации
общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным
договорам Российской Федерации, требует:

  • постоянного мониторинга положений уголовного законодательства Российской Федерации и сложившейся практики его применения на предмет соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации;

  • систематизации и имплементации в уголовное законодательство Российской Федерации положений международно-правовых договоров, согласие на обязательность которых дано в форме федерального закона, внедрения в законодательную деятельность практики ратификации международных договоров одновременно с имплементацией

их положений в уголовное законодательство Российской Федерации;

— обязательного перевода силами Министерства юстиции Российской Федерации всех
решений Европейского Суда по правам человека, вынесенных по жалобам против
Российской Федерации, и доведения их до сведения правотворческих

и правоприменительных органов путем регулярной и своевременной публикации в официальном печатном органе Министерства юстиции Российской Федерации;

— развития международно-правового сотрудничества в сфере уголовно-правовой
политики в рамках участия Российской Федерации в международных организациях,
выполнения международных договоров о взаимной правовой помощи по уголовным
делам и иных международных договоров о борьбе с преступностью, организации
взаимодействия и сотрудничества Российской Федерации с Международным уголовным
судом.

10. Корректировка принципов уголовного права должна осуществляться с учетом
следующих положений:

— правовой характер уголовного законодательства и результатов его применения
не может оцениваться в отрыве от общих начал уголовно-правового регулирования,

общих принципов российского права, конституционно-правовых основ взаимоотношения личности и государства, общепризнанных принципов и норм международного права;

  • правовые свойства Уголовного кодекса Российской Федерации и его место в системе российского законодательства не предполагают с необходимостью полной кодификации уголовного законодательства;

  • преступность деяния должна определяется Уголовным кодексом Российской Федерации с учетом предписаний законодательства иных отраслей права; расширительное толкование норм уголовного законодательства в части, определяющей основания уголовной ответственности, не допускается;

  • Уголовный кодекс Российской Федерации должен содержать исчерпывающий, минимально необходимый и достаточный перечень деяний, признаваемых преступлениями, противодействие которым не может быть эффективно осуществлено средствами законодательства иной отраслевой принадлежности;

  • законность не должна исключать возможности усмотрения правоприменителя

в регулировании уголовно-правовых отношений, равно как наличие, объемы и пределы усмотрения не должны входить в противоречие с идеями законности;

  • равенство граждан перед законом должно с необходимостью исключать неоправданно широкую систему иммунитетов от уголовного преследования; уголовное законодательство не должно содержать норм и предписаний, создающих особый уголовно-правовой статус граждан на основе их принадлежности к какой-либо социальной группе;

  • равенство граждан перед законом не исключает возможности и целесообразности дифференциации уголовной ответственности с учетом данных о личности виновного, при этом признаки, характеризующие личность виновного, не могут входить в систему признаков, определяющих основание уголовной ответственности;

  • гуманизм уголовного права не означает неоправданного или необоснованного смягчения уголовного наказания лицу, совершившему преступление; гуманизм уголовного права не должен входить в противоречие с требованиями социальной и криминологической обоснованности уголовного законодательства.

11. Модернизация предписаний уголовного законодательства о преступлении требует того, чтобы:

  • исключить возможность признания преступлением деяний, разрешенных законодательством Российской Федерации, установить приоритет норм регулятивного законодательства перед уголовным в определении признаков противоправности деяния;

  • детализировать критерии отграничения преступлений от иных правонарушений, в первую очередь, от административных правонарушений, минимизировать объемы усмотрения правоприменителя в решении вопроса об отграничении преступлений от непреступных деяний;

  • конкретизировать содержание и укрепить юридическое значение нормативной категоризации преступлений, посредством которой установить особые правила для преступлений, не представляющих большой общественной опасности (уголовных

проступков), неосторожных преступлений, преступлений исключительной тяжести, преступлений международного и транснационального характера;

  • уточнить основания и пределы уголовной ответственности за неоконченную преступную деятельность с тем, чтобы устранить в качестве общего правила наказуемость приготовления к преступлению, не обладающего достаточной степенью общественной опасностью;

  • устранить противоречия между отдельными формами множественности преступлений; уточнить правовое значение рецидива преступлений с учетом требований принципа справедливости уголовного права;

  • оптимизировать институт соучастия в преступлении, конкретизировать признаки соучастия; устранить противоречия между признаками отдельных форм соучастия

в преступлении и признаками отдельных составов преступлений,

  • в соответствии с принципом обеспечения права человека на безопасность совершенствовать систему обстоятельств, исключающих преступность деяний, с тем, чтобы активизировать антикриминальную активность граждан и спецслужб, одновременно защитив их от риска необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

  • законодательно закрепить толкование основных терминов уголовного закона и основные правила квалификации преступлений.

12. Модернизация предписаний уголовного законодательства о наказании и иных мерах уголовно-правового характера требует того, чтобы:

  • на основе согласованной, теоретически выверенной и непротиворечивой концепции нормативно упорядочить соотношение смежных категорий «уголовная ответственность», «меры уголовно-правового характера», «уголовное наказание»;

  • обеспечить оптимальный баланс карательных, восстановительных и превентивных средств уголовно-правового регулирования, комплексное применение которых будет способствовать достижению целей уголовно-правовой политики;

  • согласовать предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации систему мер уголовно-правового характера с системой правоограничений и запретов, установленных для лиц, совершивших преступления, в законодательстве иной отраслевой принадлежности;

  • оптимизировать с учетом конституционных и международно-правовых стандартов прав человека систему и содержание основных уголовных наказаний, разработать обособленную систему дополнительных наказаний, согласованную с системой иных мер уголовно-правового характера;

  • разработать систему оснований, условий и мер ответственности юридических лиц за преступления, совершенные в интересах этих лиц их представителями;

  • внедрить уголовно-правовые конструкции, создающие основу для решения задач обязательной компенсации вреда и оказания иной помощи потерпевшим от преступлений;

— обеспечить системный подход и последовательную дифференциацию уголовной
ответственности при установлении санкций статей Особенной части Уголовного кодекса
Российской Федерации; оптимизировать объемы и пределы усмотрения суда при
назначении уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера.

^ IV. Обеспечение условий эффективности уголовно-правовой политики

  1. Эффективность уголовно-правовой политики Российской Федерации требует комплексного подхода к ее реализации и надлежащего нормативного, кадрового, информационного, финансового и иного ресурсного обеспечения.

  2. Организационное обеспечение эффективности уголовно-правовой политики требует надлежащей координации и программно-целевой организации работы системы органов, реализующих ее основные направления.

В целях совершенствования организационных основ уголовно-правовой политики в качестве консультативного органа при Президенте Российской Федерации утверждается Совет по совершенствованию законодательства о противодействии преступности, обеспечивающий взаимодействие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, научными учреждениями и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с совершенствованием уголовного и иного законодательства о противодействии преступности.

Положение о Совете по совершенствованию законодательства о противодействии преступности и его персональный состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

Совет по совершенствованию законодательства о противодействии преступности при Президенте Российской Федерации в пределах своей компетенции:

  • проводит мониторинг соответствия уголовного законодательства Российской Федерации положениям Конституции Российской Федерации и международным правовым нормам;

  • обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию основных направлений уголовно-правовой политики;

  • проводит экспертизу проектов федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и проектов других федеральных нормативных правовых актов в сфере уголовного законодательства;

  • анализирует практику применения Уголовного кодекса Российской Федерации и готовит предложения о внесении в него необходимых изменений и дополнений;

  • формулирует предложения федеральным органам государственной власти о разработке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов в сфере уголовного законодательства, в том числе предложения по планам законопроектных работ федеральных органов государственной власти, с определением при необходимости проектов, подлежащих разработке в приоритетном порядке.

15. Информационное обеспечение эффективности уголовно-правовой политики требует
оптимизации системы формирования, анализа, публичного представления и оценки
данных о результатах реализации уголовно-правовой политики и перспективах

ее развития. В этих целях необходимо:

— совершенствовать систему сбора и анализа статистической информации о состоянии
практики применения уголовного законодательства правоохранительными органами

и судами Российской Федерации;

— организовать на регулярной основе вневедомственные общефедеральные

и региональные виктимологические и иные социологические опросы населения в целях формирования базы данных о состоянии преступности и криминологической безопасности в стране, о качестве реализации уголовно-правовой политики;

— стимулировать проведение прогностических исследований для получения

и использования информации о перспективах развития уголовного законодательства, направлений и форм судебной и правоохранительной деятельности, состояния и динамики преступности как важнейшей основе принятия решений в области уголовно-правовой политики;

  • разработать систему максимально объективных интегральных оценок качества уголовно-правовой политики;

  • обеспечить полный и открытый доступ граждан к информации о состоянии преступности в стране, результатах и качестве реализации уголовно-правовой политики;

  • организовать в рамках международного сотрудничества регулярный обмен информацией о перспективных и эффективных моделях уголовно-правового регулирования;

  • закрепить на конкурсной основе за одним из ведущих профильных периодических печатных изданий статус официального печатного органа Совета по совершенствованию законодательства о противодействии преступности при Президенте Российской Федерации в целях публичного обсуждения основных направлений и результатов уголовно-правовой политики.

16. Финансирование мероприятий по разработке и реализации уголовно-правовой
политики осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований
на функционирование соответствующих органов и учреждений.

Отдельные мероприятия по информационному, научно-методическому обеспечению реализации уголовно-правовой политики могут финансироваться за счет грантов Президента Российской Федерации, а также иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

17. Научно-методическое обеспечение эффективности уголовно-правовой политики
предполагает ее надлежащее доктринальное сопровождение на всех этапах
законотворческой и правоприменительной практики. Приоритетными направлениями
научных исследований в области уголовно-правовой политики являются:

— уголовно-правовое и криминологическое прогнозирование и моделирование;

  • изучение социальной и криминологической обусловленности и эффективности уголовного законодательства;

  • анализ системы и практики реализации целесообразных мер уголовно-правового характера и иных правовых последствий совершения преступления;

  • разработка эффективных методик криминологической, антикоррупционной, правовой, лингвистической и иных экспертиз уголовного законодательства;

  • сравнительное правоведение в сфере уголовного права.

^ V. Критерии эффективности уголовно-правовой политики

18. Эффективность уголовно-правовой политики Российской Федерации определяется
уровнем защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных

с преступностью, а также качеством восстановления нарушенных преступлением частных и публичных интересов.

19. Эффективность уголовно-правовой политики оценивается на основе комплекса
данных, отражающих:

  • соотношение объема преступности, установленного на основании регулярных виктимологических опросов, с данными правоохранительных органов о числе зарегистрированных и расследованных преступлений, позволяющее реально оценить уровень преступности в стране и результативность официального контроля над криминологической ситуацией;

  • качество работы Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в части своевременного, обоснованного и результативного реагирования на угрозы криминологической безопасности, определяемое на основании опросов общественного мнения и экспертных оценок;

  • результативность судебной практики рассмотрения уголовных дел, оцениваемую на основании сведений о соблюдении разумных сроков рассмотрения уголовных дел, изменении или отмене решений о квалификации преступлений, практике назначения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, качестве и сроках исполнения вступивших в законную силу приговоров судов;

  • соотношение масштабов причиненного преступлениями вреда с сопоставимыми данными о компенсационных и иных выплатах потерпевшим от преступлений;

  • общественную оценку уровня криминологической безопасности, а равно эффективности и достаточности мер уголовно-правового реагировании на криминальные угрозы, определяемую на основании данных регулярных социологических опросов;




  1. Система и методика оценки показателей эффективности уголовно-правовой политики разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации.

  2. Мониторинг эффективности уголовно-правовой политики осуществляет Правительство Российской Федерации, которое составляет и представляет Президенту Российской Федерации Ежегодный Доклад о реализации уголовно-правовой политики

в Российской Федерации. Доклад подлежит обязательной публикации в официальном печатном органе Правительства Российской Федерации.

22. Государство поощряет и стимулирует развитие системы общественной оценки
и мониторинга уголовно-правовой политики Российской Федерации.

^ VI. Условия и предпосылки изменения уголовного законодательства

  1. Условием эффективности уголовно-правовой политики является ее стабильность, предполагающая правовую определенность и прогнозируемость уголовного законодательства и практики его применения. Стабильность государственной оценки общественно опасного поведения и подходов к определению мер уголовно-правового воздействия не должна входить в противоречие с требованиями соответствия уголовного законодательства динамично меняющимся социальным условиям. Соблюдение баланса между стабильностью и динамикой составляет важный аспект уголовно-правовой политики.

  2. Предпосылками изменения уголовного законодательства выступают выраженные трансформации состояния, структуры и динамики преступности; появление, изменение или исчезновение связанных с поведением человека угроз безопасности личности, общества и государства; общественная и государственная оценка результатов эффективности уголовно-правовой политики.

  3. В целях обеспечения баланса между стабильностью и динамикой уголовного законодательства и повышения его качества необходимо:




  • перейти к программно-целевым методам работы по изменению уголовного законодательства на основе утверждаемой Президентом Российской Федерации Концепции совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации; обеспечить приоритетную корректировку уголовного законодательства в направлениях, установленных настоящей Концепцией;

  • разработать и принять Закон Российской Федерации «О нормативно-правовых актах Российской Федерации», предусмотреть в нем специальные требования к обоснованию необходимости принятия законов о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, включающие изложение научно обоснованных положений о социальной

и криминологической обусловленности предлагаемых изменений, прогнозируемых последствиях принятия закона и его результатах;

— внедрить в практику законодательной деятельности обязательное проведение правовой,
криминологической, антикоррупционной, лингвистической экспертизы законопроектов

о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации;

— разработать и внедрить методики повышения качества юридической техники
Уголовного кодекса Российской Федерации.

^ VII. Сроки реализации Концепции уголовно-правовой политики

26. Настоящая Концепция должна быть реализована в два этапа.

На первом этапе (2012 — 2015 годы) необходимо создать организационные, информационные и научно-методические предпосылки для модернизации уголовного законодательства Российской Федерации и практики его применения.

На втором этапе (2016 — 2018 годы) следует определить основные направления совершенствования уголовного законодательства и подготовить проект новой редакции Уголовного кодекса Российской Федерации.

27. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации является политико-
правовым документом, утверждаемым на определенный срок. Пересмотр Концепции
предопределяется достижением ее результатов либо изменением основных направлений
внутренней и внешней политики Российской Федерации.

^ VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции уголовно-правовой политики

28. Реализация настоящей Концепции должна:

  • стимулировать создание современной, отвечающей актуальным криминальным угрозам, теоретико-прикладной концепции уголовного законодательства, создающей основу для его дальнейшего развития в условиях модернизации государства и общества;

  • гарантировать планомерное качественное реформирование уголовного законодательства и практики его применения, приведение их в соответствие

с международными и конституционно-правовыми стандартами безопасности и прав человека;

— обеспечить наличие организационной, информационной, нормативной и научно-
методической инфраструктуры уголовно-правовой политики Российской Федерации.

^ О ДОКТРИНЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Вводные замечания

За 15 лет существования современного УК РФ принято 110 законов, внесших тысячи изменений в нормы уголовного законодательства. Больше всего поправок внесено за последние четыре года. Большинство их осуществлено в направлении так называемой «гуманизации и либерализации» уголовного законодательства. Судьи, сотрудники правоохранительных органов, адвокаты часто не успевают отслеживать поток правовых новаций. В последнее время ряд политиков и правоведов выступили с идеей принятия нового уголовного закона. Однако и это не способно изменить общую хаотизацию законотворческой деятельности. Единственный путь преодолеть сложившуюся ситуацию - создать программный стратегический документ: Доктрину уголовного права. Именно она должна стать идеологической основой планирования и государственного строительства при разработке проектов всех изменений, вносимых в Уголовный кодекс, всех мер борьбы с преступностью. Все остальные документы должны строиться на основе Доктрины и носить тактический характер, быть более мобильными и оперативными.

Такой опыт нормативного регулирования у нас в стране есть. В 2000 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Военная доктрина Российской Федерации. Через десять лет она была пересмотрена,

уточнена и утверждена заново. Как доктрину национальной безопасности следует рассматривать и «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утверждённую Указом Президента РФ в 2009 г. Этот опыт следует использовать.

Доктрина имеет научную основу и выглядит как система политико-правовых тезисов, учитывающих текущую и прогнозируемую криминологическую ситуацию. Доктрина должна служить фундаментом при разработке Концепции борьбы с преступностью.

Задачи Доктрины

  • формирование и определение содержания основных задач и принципов уголовного права;

  • формирование инструментария уголовного права;

  • формирование методологических основ принятия управленческих решений в сфере борьбы с преступностью;

  • влияние на формирование программ в сфере борьбы с преступностью (краткосрочные и долгосрочные программы борьбы с преступностью, как федеральные, так и региональные и др.);

  • формулирование чёткого понятийного аппарата, используемого в уголовном праве (единство и унификация понятийного аппарата - один из способов повышения эффективности правовых норм);

  • способствование формированию устойчивого правого поля внутри страны и устойчивого правового пространства в межгосударственных отношениях, касающихся сферы борьбы с преступностью;

  • влияние на выработку направлений научных исследований;

  • влияние на определение основных показателей эффективности правоприменительной практики в сфере борьбы с преступностью.

Содержание Доктрины

Уголовное право зародилось и развивается как право защиты, охраны. Основные объекты охраны: человек, государство, общество. Все остальные -собственность, общественный порядок, общественная безопасность и пр. -производны от этих трёх и существуют как объекты уголовно-правовой охраны только благодаря им.

Уголовное право формируется и развивается в русле карательной политики государства. Основной метод уголовного права - принуждение (наказание есть мера государственного принуждения). Принуждение должно быть законным, обоснованным, справедливым и неотвратимым. Оно должно быть также целесообразным. Необходимо использовать прогрессивную систему исполнения наказания, когда при «плохом» поведении виновного степень принуждения усиливается, а при «хорошем» - снижается.

Признание принуждения основным методом усиливает необходимость более широкого использования в уголовном праве поощрения. Без принуждения уголовное право перестаёт быть правом как таковым, а без поощрения вся система уголовной юстиции теряет смысл, ибо все усилия по

перевоспитанию преступников и возвращению их к законопослушной жизни становятся откровенно бессмысленными.

^ Признание принуждения и поощрения методами уголовно-правового регулирования требует их системного оформления и закрепления в нормах УК.

Ревизия системы наказаний подразумевает пересмотр и упорядочивание перечисленных в УК видов уголовных наказаний, исключение недееспособных видов, дополнение системы новыми видами. Следует на законодательном уровне окончательно решить вопрос о необходимости сохранения смертной казни как вида уголовного наказания. В случае отмены моратория, необходимо подробно оговорить и тщательно разработать основания, условия и формы её применения. Необходимо рассмотреть социально-политические и экономические аспекты и внутренние последствия отмены или продолжения моратория на смертную казнь.

Требуют своего изучения и в случае положительного заключения специалистов включения в УК институты медиации и отсрочки назначения наказания, которые достаточно эффективно применяются в ряде зарубежных стран.

Система уголовно-правовых поощрений должна быть создана заново. Должны быть так же оговорены общие условия их применения.

Помимо наказаний и поощрений уголовное право применяет иные меры уголовно-правового характера. Необходимо их так же привести в систему и подробно описать.

Специального изучения требует институт мер безопасности в уголовном праве. Он позволяет расширить возможности государственно-правового реагирования на общественно опасные проявления.

Более подробного описания требует институт судимости. Это не продолжение наказания, а правовое последствие совершённого преступления и назначенного судом наказания.

Уголовное право с момента своего возникновения оперирует двумя категориями: преступление и наказание. ^ Понятие преступления нуждается в постоянном совершенствовании и шлифовке. Ещё в большем совершенствовании нуждается перечень конкретных уголовно-правовых деяний, подлежащих наказанию. Последние годы криминализация и декриминализация деяний происходили очень часто спонтанно и импульсивно. Требует пересмотра весь набор помещённых в Уголовный кодекс деяний, исключение из него явно избыточно криминализированных деяний и возвращение или дополнение теми, которые требуют своей криминализации.

Вся эта работа должна быть направлена на углубление процесса индивидуализации уголовной ответственности и наказания с одновременным ограничением пределов судейского усмотрения, а также способствовать предупреждению преступлений.

В законопроектной работе надо стремиться к созданию унифицированных уголовно-правовых норм, корреспондирующихся с аналогичными нормами других государств.

Необходимо, с учетом специфики российской правовой системы и Конституции государства, в возможно полном объеме реализовать в российском уголовном законодательстве нормы международных конвенций, ратифицированных Россией.

Похожие:

Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации iconВносится Правительством Российской Федерации Проект федеральный закон...
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации icon1. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации как главы государства
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации icon2. правовая экспертиза
Целью проведения правовой экспертизы является выявление наличия и соответствия правовой документации, а также выполняемой процессуальной...
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации iconПравовая экспертиза
Целью проведения правовой экспертизы является выявление наличия и соответствия правовой документации, а также выполняемой процессуальной...
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации icon2 Утверждены приказом Минспорттуризма России от «29» марта 2010 г....
Положения о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской...
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации iconМесто и роль посланий президента российской федерации в политико-правовой жизни общества
Гайдарбекова А. М. Место и роль посланий Президента Российской Федерации в политико-правовой жизни общества // Конституционное и...
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации iconПостановление от 25 апреля 1997 г n 490 об утверждении правил предоставления...
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного...
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации iconМетодические рекомендации по проведению финансово-экономической экспертизы,...
Методических рекомендаций для специалистов, привлекаемых к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном Уголовно-процессуальным...
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации iconО повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области...
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации iconО Международном фестивале авторской песни
Настоящее положение исходит из государственной социальной политики в сфере молодежной политики и культуры Российской Федерации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница