Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу


НазваниеМетодические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу
страница1/5
Дата публикации19.11.2013
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
Задание для выполнения контрольной работы по спецкурсу «Квалификация преступлений» студентами заочной формы обучения на 2011/2012 учебный год.
1. Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу «Квалификация преступлений»

Общеизвестно, что для точного и строгого исполнения закона надо хорошо его знать, понимать правовую сущность и социальную ценность, уметь правильно анализировать те отношения, которые он регулирует.

Изучение студентами-заочниками уголовного права предполагает не только усвоение принципов, общих положений и норм закона, но и выработку у них определенных умений применять уголовный закон, правильно квалифицировать совершенное общественно опасное деяние. Среди различных методов и способов, используемых в обучении будущих юристов, важное место занимает самостоятельная работа студента и, в частности, подготовка в соответствии с учебным планом домашней письменной контрольной работы по спецкурсу «Квалификация преступлений».
^

Основные задачи выполнения контрольной работы:


1. Формирование умений анализировать и квалифицировать общественно опасные деяния;

2. Развитие навыков изложения в письменной форме содержания как теоретического вопроса, так и результатов проведенного правового анализа конкретной ситуации с признаками общественно опасного деяния;

3. Дальнейшее развитие навыков работы с нормативными источниками и учебно-монографической литературой;

4. Как для преподавателя, так и для студента – это одна из эффективных форм проверки / самопроверки и оценки:

а) усвоенных знаний,

б) объема приобретенной информации,

в) уровня самостоятельности и активности студента в учебном процессе,

г) эффективности методов, форм и способов в учебной деятельности.

С учетом решаемых в процессе выполнения контрольной работы задач названный вид самостоятельной подготовки студентов можно назвать своеобразным промежуточным письменным экзаменом.

Как следствие, структура контрольной работы построена таким образом, чтобы охватить максимум количества тем. Так, студенты должны:

а) дать ответ на один теоретический вопрос по темам спецкурса «Квалификация преступлений»;

б) решить две практические задачи, которые охватывают, как правило, вопросы уже иных тем;

в) провести правовой анализ обстоятельств основного конкретного факта и вариантов, изложенных в содержании задачи, с применением положений норм Общей и Особенной частей УК;

г) дать краткие письменные пояснения по специально разработанным для каждой задачи вопросам;

д) предложить свои варианты квалификации содеянного в соответствии с нормами Общей и Особенной частей УК.

Ответ на теоретический вопрос должен показать глубину усвоения вопросов, относящихся к фундаментальным или проблемным. При этом рекомендуется в тексте ответа на этот вопрос отражать следующие аспекты:

  • значение данного вопроса для науки уголовного права и судебно-следственной практики;

  • решение данного вопроса в законодательстве;

  • разъяснения по поводу этого вопроса, данные Пленумом Верховного Суда РБ;

  • мнения и позиции по данному вопросу, высказанные учеными-юристами;

  • какие трудности и противоречия имеются в связи с данным вопросом, какие связанные с ним проблемы не решены;

  • ваше решение по данному вопросу, ваши аргументы и предложения по совершенствованию уголовного законодательства.

Содержание контрольной работы должно соответствовать полученному на кафедре варианту. Работа выполняется в письменном виде на пишущей машинке или на компьютере. Работы в виде ксерокопий или выполненные от руки не принимаются к рецензированию и возвращаются студенту.

Переписывать задания, т.е. условия задач и поставленные вопросы (за исключением первого теоретического вопроса) не следует. Объем контрольной работы не должен превышать 10 – 12 печатных стандартных страниц (теоретическая часть: 7-10 стр., решение задач – до 2 – х стр.).

В конце контрольной работы необходимо указать оформленные в соответствии с действующим стандартом использованные нормативные источники и учебно-монографическую литературу. Допускается указание как всей использованной при подготовке работы литературы, так и только цитированной (т.е. отраженной в подстрочных сносках) литературы. Приводимые в тексте цитаты и выписки должны быть задокументированы со ссылками на источник.

Под списком литературы ставится дата представления контрольной работы для рецензирования и подпись студента.

При выполнении контрольной работы студенты не ограничиваются в выборе и других источников правовой информации.

На титульном листе указывается: наименование учебного заведения, факультет, курс, учебная группа, фамилия, имя, отчество студента, почтовый адрес (адрес проживания студента), наименование учебной дисциплины и вариант задания. После подготовки контрольные работы высылаются в адрес учебного заведения или доставляются студентами самостоятельно.

Примечание:. Теоретический вопрос и решение задач должны быть основаны на применении норм УК РБ 1999 г.

Примечание: Тематический список нормативных источников и учебно-монографической литературы прилагается к настоящим методическим указаниям.

Примечание: Номер варианта контрольной работы соответствует порядковому номеру записи студентом своей фамилии в отдельном списке, являющемся приложением к настоящему заданию.

Особые указания:

Работа, которая была:

а) списана или выполнена поверхностно;

б) выполнена за денежное вознаграждение иными лицами;

в) с наличием ряда принципиальных правовых ошибок;

г) выполнена путем механического дословного переписывания материала из учебников или другой литературы;

д) представлена на рецензирование после установленного срока сдачи - не засчитывается и возвращается студенту.

К экзамену по спецкурсу «Квалификация преступлений» допускаются студенты, контрольная работа которых положительно оценена преподавателем за 5 дней до начала учебной сессии .

2. Методические рекомендации по решению задач:

Решение задач (казусов) с анализом реальных ситуаций, на основе которых они формулируются, способствует:

а) лучшему усвоению теоретического курса;

б) уяснению социального смысла закона;

в) приобретению практических навыков в применении уголовно-правовых норм к конкретным жизненным ситуациям;

г) выработке самостоятельности в решении вопросов, возникающих в ходе осуществления правоприменительной деятельности.

д) более квалифицированной подготовке студентов к их будущей практической работе.

Решение задач предполагает постановку обучаемого на место практического работника и обязывает его выявлять круг уголовно-правовых вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. Создается обстановка реальной связи обучения с жизнью, что должно вызвать у студентов профессиональную заинтересованность и повысить результативность практических занятий.

Необходимо особо отметить, что решение задач позволяет связать в сознании студентов теорию уголовного права с уголовным законодательством, а теорию и законодательство с практикой в сфере борьбы с преступностью.

Работа с задачами предполагает соблюдение ряда методических правил:

1) изучение студентами уголовного законодательства и иных рекомендованных источников права, постановлений Пленума Верховного Суда РБ по соответствующей теме;

^ 2) изучение соответствующих разделов учебника, научно-практических комментариев, рекомендуемых статей и монографий, конспекта лекций;

3) ознакомление с опубликованными материалами судебной практики;

^ 4) предварительная проработка как основных вопросов, выносимых на практическое занятие, так и контрольных вопросов для самостоятельной работы;

5) внимательное изучение и анализ условия задачи;

^ 6) обозначение для себя наиболее проблемных вопросов, требующих обсуждения их с преподавателем;

7) уголовно-правовая оценка деяний указанных лиц в соответствии с нормами Общей части УК, а в отдельных ситуациях – и нормами Особенной части.

Информационное содержание (фабулы) задач взято, как правило, из архивных уголовных дел и опубликованной судебно-следственной практики. В учебных целях преподаватель может изменить условия предусмотренного в настоящем пособии казуса, предложить для решения совсем иной казус, смоделировав его содержание по своему усмотрению в соответствии с поставленной для анализа целью.

^ При решении задач студенты должны исходить из того, что все фактические обстоятельства, изложенные в задачах, предполагаются установленными и доказанными. Если в задаче не указано иное, то основания и условия уголовной ответственности презюмируются. Например, при правовой оценке поведения лица следует считать, что оно является вменяемым и достигло возраста уголовной ответственности.

С учетом предъявляемых требований при разработке конструкций большинства задач в их содержание специально включены обстоятельства, подлежащие правовому анализу, содержащие в себе информацию разного уровня сложности. Соответственно, и вопросы к задачам содержат в себе разную степень сложности. Поставленные к каждой задаче вопросы относятся как к положениям Общей, так и Особенной частей УК.

Задача должна быть прочитана внимательно с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как нередко именно она содержит необходимые для верного решения данные. Обычно в задаче ничего лишнего не бывает, каждый факт имеет уголовно-правовое значение или, напротив, подчеркнуто не имеет уголовно-правового значения. Из всех терминов задачи студент должен путем правового и грамматического толкования последовательно выбрать слова, характеризующие обстоятельства, имеющие уголовно-правовое значение, и только после этого продолжить анализ ситуации.

Важным этапом решения является поиск правовых норм, в соответствии с которыми оно принимается, их анализ и сопоставление. В основе этого лежит хорошее знание УК РБ, умение свободно в нем ориентироваться, усвоение закона и теоретических положений по всем ранее изученным темам. В случае отсутствия акта законодательства РБ, регулирующего определенные общественные отношения, должны применяться соответствующие акты законодательства СССР, если они не противоречат законодательству РБ (“О применении на территории РБ законодательства СССР” – Закон РБ от 28. 05. 99 г. //НРПА РБ. 1999. № 42).

Следует также обратить внимание студентов, что с 1 января 2001 г. утратили силу некоторые постановления Пленума Верховного Суда РБ ( См.: Постановление Пленума Верховного Суда РБ от 29. 03. 2001 г. № 3 “ О признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного Суда РБ” // Судовы весн1к. 2001. № 2. С. 19-20. Однако до принятия новых постановлений Пленума Верховного Суда РБ при подготовке к практическим занятиям рекомендуется использовать положения утративших силу постановлений в части, не противоречащей статьям нового УК, как сложившуюся судебную практику по соответствующим категориям уголовных дел.

В процессе осуществления уголовно-правовой оценки деяний указанных в задаче лиц и установления признаков, имеющих уголовно-правовое значение в рамках норм Общей и Особенной частей УК, необходимо исходить из последовательной характеристики всех элементов состава преступления, раскрыв их содержание в письменном виде по следующим направлениям:

  • вид диспозиции и санкции данной статьи;

  • категория преступления по характеру и степени общественной опасности;

  • вид состава преступления по степени общественной опасности;

  • объект преступления и его виды;

  • объективная сторона преступления (при этом следует назвать все обязательные признаки объективной стороны данного состава преступления, его вид по конструкции объективной стороны и момент окончания преступления, если имеется – предмет преступления и его признаки );

  • субъект преступления (если есть – признаки специального субъекта);

  • субъективная сторона преступления (при этом студенты должны раскрыть конкретное для анализируемого состава содержание критериев (моментов) вины, учитывая вид состава преступления по конструкции объективной стороны);

  • содержание квалифицирующих признаков состава преступления.

Отвечая на поставленные в задаче вопросы, нельзя ограничиваться ответами типа: “Да, подлежит” или “ Нет, не подлежит”, “ Нет, не является”, “ Нет, нельзя” и т. д.

Решение должно быть юридически и фактически аргументированным и мотивированным, т.е. содержать грамотное обоснование, суждения со ссылками на соответствующую норму УК, разъяснения Пленума Верховного Суда РБ и доктринальные положения теории уголовного права. В ситуации, когда имеющихся источников (нормативных, учебных или монографических) недостаточно для уверенного решения, необходимо ознакомиться с дополнительной литературой или обратиться за консультацией к преподавателю в дни заочника.

Профессия юриста включает умение вести доказывание на основании закона в соответствии со смыслом и логикой. ^ Задачу можно считать решенной только в том случае, когда предложенное решение обоснованно приведенными надлежащими правовыми нормами и доказана его истинность.

Обращаю особо внимание, что одним из условий правильного решения задачи помимо предложенной квалификации по нормам Особенной части УК является обязательное использование применительно к условиям конкретного анализируемого факта положений соответствующих институтов Общей части УК (формы и виды вины, стадии преступной деятельности, соучастие, множественность и др.).
3. Типовые варианты решения задач по темам спецдисциплины «Квалификация преступлений» (краткие практические рекомендации)
Как показывает практика, наиболее эффективным методом ведения занятий, приближающим к условиям будущей профессиональной деятельности студентов, является решение задач. Это способствует закреплению теоретических знаний и развивает умение применять полученные знания на практике. Решение задач, включенных в учебное пособие по каждой теме, - важная составляющая часть практических занятий.

Решение задач представляет собой достаточно сложный исследовательский процесс, требующий выработки навыков правильно разобраться в содержании описанного в условиях задачи факта и провести его анализ через призму конкретной (ых) уголовно-правовой нормы. По мнению автора, недостаточный уровень подготовки студентов именно в этом направлении нередко является основным причинным условием низкой результативности в решении задач.

Предлагаемые типовые варианты решения задач являются как бы практическими рекомендациями для студентов в выработке навыков проведения сравнительного анализа обстоятельств исследуемого факта и его уголовно- правовой квалификации. В качестве примера рассмотрены варианты решения следующих задач.
Задача 1.

Курт Герхард – гражданин Германии, прибыл в г. Полоцк вместе с двумя согражданами по туристической путевке, чтобы на территории Россонского района в специально отведенном месте принять участие в охоте на дикого кабана. Вечером в охотничьем домике во время распития спиртных напитков Герхард стал демонстрировать перед другими свое ружье, полученное им в подарок от руководства коммерческого охотничьего хозяйства. В результате происшедшего выстрела был убит гражданин Германии Отто Франк.

^ Подлежит ли Герхард уголовной ответственности по УК РБ?
Вариант решения

Курт Герхард – гражданин иностранного государства, подлежит уголовной ответственности по УК РБ по следующим основаниям.

Вопрос о действии белорусского уголовного закона (УК РБ) в пространстве решается на основе четырех взаимосвязанных друг с другом принципов: территориального, гражданства, универсального и реального. При решении данной задачи должен быть использован территориальный принцип, суть которого заключается в том, что любое лицо, совершившее преступление на территории соответствующего государства, несет уголовную ответственность по законам этого государства, независимо от того, является ли оно гражданином данного государства, иностранным гражданином или лицом без гражданства. Указанный международный принцип получил свое закрепление в ч.1 ст. 5 УК РБ, согласно которой «Лицо, совершившее преступление на территории Республики Беларусь, подлежит ответственности по настоящему Кодексу».

Обязательное требование для реализации названного нормативного определения - это получение точных данных о том:

а) что преступление совершено именно на территории РБ;

б) и что гражданин Герхард не является (является) лицом, на которое распространяется иммунитет от уголовной ответственности в соответствии с нормами международного права (так называемый дипломатический иммунитет).

Юридическая трактовка понятия территории шире географической. Из содержания статьи 1 закона «О государственной границе РБ» следует, что территория РБ – это суша, внутренние воды, недра и воздушное пространство, ограниченное вертикальной поверхностью, проходящей по линии Государственной границы РБ. Для применения территориального принципа необходимо точно определить место совершения преступления.

Как следует из содержания ч.2 ст.5 УК, преступление признается совершенным на территории РБ, если оно начато, или продолжалось, или было окончено на ее территории. Из содержания анализируемого фата видно, что Герхард совершил общественно опасное деяние –

на территории Россонского района Витебской области, т.е. на территории РБ.

Как отмечалось выше, не менее важное значение для правильной квалификации имеет установление личности Герхарда, т.е. его правового статуса на территории РБ. Требуется выяснить, не является ли Герхард дипломатическим представителем иностранного государства. Это важно потому, что на основании ч. 4 ст.5 УК при совершении на территории РБ преступления дипломатическими представителями иностранных государств и иными гражданами, которые, согласно действующим законам и международным договорам РБ, неподсудны по уголовным делам судам РБ, вопрос об их уголовной ответственности разрешается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. Дипломатический иммунитет от уголовной ответственности закреплен в ряде Венских конвенций ООН о дипломатических сношениях и т.д. В частности, личный иммунитет предоставляется руководителю (послу, посланнику, поверенному в делах) и персоналу представительства (советнику, торговому представителю, военному атташе, секретарям посольства и т.д.), а также членам их семей. Дипломатический иммунитет предоставляется также в полном объеме руководителям государств, правительств и высших государственных органов, министрам иностранных дел и другим категориям лиц, перечисленных в указанных источниках международного права.

Дипломатический иммунитет не исключает преступности и наказуемости деяния, но он не разрешает рассмотрение дела судом РБ без согласия аккредитирующего государства. В случаях ясно выраженного согласия соответствующего государства виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по УК РБ. При отсутствии подобного согласия иностранный гражданин, пользующийся дипломатическим иммунитетом, объявляется нежелательным лицом и обязан покинуть в установленный срок пределы РБ.

Как видно из условия задачи, К. Герхард не относится к категории лиц, пользующихся правом иммунитета. Он прибыл в РБ по туристической путевке для участия в коммерческой охоте, т.е. прибыл в РБ как частное лицо. Совершенное Герхардом общественно опасное деяние по УК РБ является уголовно наказуемым, поэтому в соответствии с ч.1 ст.5 УК он может быть привлечен к уголовной ответственности. Предварительная квалификация содеянного- ч.1 ст.144 УК – Причинение смерти по неосторожности.
Задача 2

Ранее не судимый Костин был осужден за разбойное нападение по ч. 1 ст. 207 УК к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях строгого режима.

В кассационной жалобе адвокат утверждал, что вид колонии определен неверно, так как совершенное Костиным преступление не относится к категории особо тяжких.

^ Изучите положения ст. 57 и ч.1 ст.207 УК и ответьте, обоснованны ли доводы защитника?

Вариант решения

Понятие преступления – одна из основных категорий уголовного права. В соответствии с ч.1 ст.11 УК под преступлением законодатель понимает совершенное виновно общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом и запрещенное им под угрозой наказания. Для осуществления задач уголовного права, которые заключаются в охране личности, интересов общества и государства, УК РБ устанавливает основания и принципы уголовной ответственности; определяет, какие деяния, опасные для мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, общественных и государственных интересов, конституционного строя РБ, а также установленного правопорядка, являются преступлениями, устанавливает систему видов наказаний и иных мер уголовной ответственности.

Из законодательного определения понятия преступления, данного в ч.1 ст. 11 УК, вытекает, что преступление имеет четыре признака: общественная опасность деяния, его противоправность, виновность и наказуемость.

Общественная опасность заключается в способности деяния, предусмотренного УК, причинить существенный вред охраняемым уголовным законом объектам. Это материальный признак преступления, он раскрывает социальную сущность преступления. Но общественная опасность зависит не только от важности и ценности объекта, на который посягает преступление, но может быть связана с особенностью самого деяния в зависимости от места его совершения, от времени, способа, степени завершенности и других обстоятельств.

Поэтому общественная опасность как уголовно-правовая категория измеряется характером (качественная характеристика, связанная с ценностью объекта посягательства) и степенью (количественная характеристика, зависящая от других обстоятельств), которые находят свое выражение в санкции уголовно-правовой нормы).

В зависимости от характера и степени общественной опасности ст.12 УК устанавливает следующие категории преступлений: не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. При этом закон учитывает форму вины и предельные сроки наказания в виде лишения свободы, которые указаны в санкции конкретной уголовно-правовой нормы.

Обращаясь к ч. 1 ст.207 УК, по которой суд квалифицировал действия Костина, выясняем, что он совершил разбой, т.е. применил насилие, опасное для жизни или здоровья потерпевшего, с целью непосредственного завладения имуществом, за совершение которого в санкции предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 3 до 10 лет с конфискацией или без конфискации имущества. Руководствуясь условиями ч. 4 ст. 12 УК, определяем, что совершенное преступление относится к категории тяжких (максимально верхний предел не превышает 12 лет).

Далее необходимо разобраться в содержании ст. 57 УК, согласно которой суд определяет вид исправительной колонии, в которой должен отбывать наказание Костин. Отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, о которой идет речь в условиях задачи, согласно п. 4 ч. 4 ст. 57 УК назначается при установлении в действиях лица рецидива преступлений и при условии, что осужденный ранее уже отбывал лишение свободы.

Законодатель в ст.43 УК предусматривает три вида рецидива: рецидив или как его называют в теории права простой рецидив, опасный рецидив и особо опасный рецидив. Как следует из содержания п. 5 ч.4 ст. 57 УК, наказание в исправительных колониях в условиях строгого режима отбывается осужденными лицами при наличии в их действиях особо опасного рецидива. Следовательно, исходя из буквального толкования п. 4 рассматриваемой статьи строгий режим назначается лицу при рецидиве и опасном рецидиве. В условии задачи не сказано, что Костин ранее судим и отбывал наказание в виде лишения свободы. Следовательно, Костин должен отбывать наказание не в колонии строго режима, а в колонии усиленного режима в соответствии с п.3 ч.4 ст.57 УК.

Однако законодатель предусматривает исключение из общих правил и допускает возможность в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и других обстоятельств с указанием мотивов при отсутствии особо опасного рецидива назначить вместо усиленного режима строгий режим п. 2 ч.6 ст.57 УК). Но в условиях задачи отсутствуют данные, которые могли бы являться основанием для избрания более строгого вида режима.

В связи с этим доводы защитника следует признать обоснованными.


Образцы оформления источников
Учебная литература

  1. Бибило, В.Н. Судоустройство: учебник /В.Н. Бибило. - Минск: Право и экономика, 2001. - 328 с.

  2. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: учебник / К.Ф. Гу-ценко, М.А. Ковалев. М., 2007.

  3. Мартыненко, И.Э. Судоустройство и судопроизводство по делам о хозяйственных спорах. Минск, 2009.

  4. Судоустройство: учебник / под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мар-тинович. - 2- изд., перераб. и доп. -Минск: Амалфея, 2002.

  5. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: учебник // под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольце-вой. - М., 2007. - 383 с.


Литература

  1. Бибило, В.Н. Суд в системе государства и гражданского общества / В.Н. Бибило // Право и демократия: сб. науч. тр. - Минск, 1994. - Вып. 6. - С. 26-34.

  2. Бибило, В.Н. Роль Пленума Верховного Суда Республики Беларусь в совершенствовании судебной практики / В.Н. Бибило // Судовы веснш. - 1998. - № 3.

  3. Богданов, Е.В. Проблемы теории и практики реализации судебной власти в форме правосудия /Е.В. Богданов. - Минск, 2003. -165 с.

  4. Василевич, Г.А. Акты судебной власти: роль и место в национальной правовой системе / Г.А. Василевич // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы: сб. науч. тр.; редкол.: С.А. Балашенко и др. - Минск: Изд. центр БГУ, 2008. - С. 3-13.

  5. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод человека / Г.А. Василевич. -Минск, 2003. - 256 с.

  6. Вельянинов, В.Н. О внедрении элементов ювенальной юстиции в систему правосудия / В.Н. Вельянинов // Российская юстиция. 2008. - № 12. - С. 56-63.

  7. Верховный Суд Республики Беларусь: история и современность (1923-1998) / под ред. В.О. Сукало, Л.Л. Зайцевой. - Минск, 1998; 85 лет Верховному Суду Республики Беларусь. - Минск, 2008.. Голованов, В. Укрепление имиджа судьи - составляющая совер­шенствования правосудия / В. Голованов // Юстиция Беларуси. 2008. - № 10. - С. 15-17.




  1. Голованов, В. Международное законодательство и реализация права граждан Беларуси на юридическую помощь / В. Голованов // Юстыцыя Беларуси - 1998. - № 3.

  2. Данилевич, А.А. Принцип разделения властей и место прокуратуры / А.А. Данилевич // Правовая реформа в Республике Беларусь. Тэз1сы. Гродно. 1997. Ч. 1.

  3. Доунар, Ю.П. Судовая рэформа XVI стагоддзя у Вялпам Кня-стве Л1тоусюм / Ю.П. Доунар. - Мшск: БДУ, 2007. - 175 с.

  4. Дубровин, Е.В. Совершенствование правового регулирования деятельности квалификационных коллегий судей Республики Беларусь / Е.В. Дубровин // Национальная государственность и евро­пейские интеграционные процессы: сб. науч. тр. / Белорус, гос. ун-т, юрид. ф-т; редкол.: С.А. Балашенко и др. - Минск: Изд. центр БТУ, 2008. - С. 261-264.

  5. Зайцева, Л.Л. Опыт судебных реформ нуждается в изучении / Л.Л. Зайцева // Юстиция Беларуси. -2005. - № 4. - С. 21-24.

  6. Ковалев, В.А. Органы расследования и судебная система США / В.А. Ковалев, С. Чаадаев. - М., 1989.

  7. Лебедев, В.И. Судебная власть в современной России / В.И. Лебедев. - Спб, 2001. - 284 с.

  8. Лукашенко, А.Г. Правосудие для всех / А.Г. Лукашенко // Юстиция Беларуси. 2008. - № 4. - С. 5-11.

  9. Львова, Е. Суд народа в XXI веке / Е. Львова // Российская юстиция. - 1999. - № 12.

  10. Мартинович, И.И. Адвокатура Беларуси: история и современность / И.И. Мартинович. - Минск, 2002. - 176 с.

  11. Мартинович, И.И. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей - достижение судебно-правовой реформы / И.И Мартинович // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 19. -Минск, 2008. - С. 227-236.

  12. Мартинович, И.И. Судебная система Российской Федерации в начале третьего тысячелетия / И.И. Мартинович // Юстиция Беларуси. - 2004. - № 4. - С. 48-51.

  13. Мартинович, И.И. Правовые основы организации судебной власти в Украине // Юстиция Беларуси. -2008. - № 7. - С. 12-16.

  14. Мартинович, И.И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Суд присяжных и другие нововведения / И.И. Мартинович, М.И. Пастухов. - Минск, 1995.

  15. Мартинович, И.И. Укрепление и развитие конституционных основ (начал) судебной власти - гарантия эффективности судебной системы / И.И. Мартинович // Юстиция Беларуси. - 2008. -№ 7. - С. 12-16.




4. Варианты контрольных работ
Вариант 1

Теоретический вопрос: Понятие, сущность и значение квалификации преступлений

Задача 1. Рыбалкин увидел на улице Горохова, внешне очень похо­жего на работника милиции Соловьева, который неоднократно за­держивал Рыбалкина за нарушение общественного порядка. С це­лью мести за выполнение Соловьевым обязанностей по охране об­щественного порядка, Рыбалкин подбежал к Горохову и нанес ему три удара кулаком в лицо, причинив перелом челюсти. В момент попытки нанесения третьего удара Рыбалкин понял, что обознался, прекратил свои действия и пытался извиниться перед потерпевшим. Прибывшим по вызову граждан нарядом милиции Рыбалкин был задержан. Потерпевший Горохов отказался писать заявление о привлечении Рыбалкина к уголовной ответственности, но в письменной форме подтвердил обстоятельства причинения ему телесных повреждений. На основании сообщения из медучреждения по факту обращения за медпомощью и первичного письменного объяснения потерпевшего следователем было возбуждено уголовное дело по признакам ч.1 ст. 339 УК.

^ 1) Проведите анализ изложенных обстоятельств.

2) Предложите обоснованный вариант уголовно-правовой оценки содеянного Рыбалкиным.

3) Соответствует ли нормам УК процессуальное решение следователя ?

4) Как осуществляется в рамках анализируемой ситуации применение уголовно-правовой нормы ?

Задача 2. Звонарев склонил к вступлению с ним в половую связь 17-летнюю практикантку Воробьеву, обещав зарегистрировать вскоре с ней брак. После двух месяцев встреч Звонарев отказался от своего обещания, объяснив, что этим он лишь хотел добиться согласия Воробьевой на интимные отношения.

Воробьева обратилась с заявлением в прокуратуру о привлечении Звонарева к уголовной ответственности "за изнасилование путем обмана и с использованием своего должностного положения».

^ 1) Проведите правовой анализ изложенной ситуации.

3) Имеются ли в действиях Звонарева признаки преступления ?

Вариант 2: Воробъева согласилась на вступление в половую связь с Звонаревым только после того, как он пообещал по окончании практики принять ее на работу. Однако впоследствии стал под разными предлогами уклоняться от исполнения данного обещания, а затем вообще отказался на эту тему разговаривать, ссылаясь на отсутствие свободных мест, и прекратил интимные отношения.

Вариант 3: Воробъева согласилась на вступление в половую связь после того, как Звонарев показал ей проект приказа о досрочном прекращении стажировки.

^ 1) Как влияет правильная правовая оценка условий трех вышеизложенных ситуаций на установление наличия (отсутствие) оснований уголовной ответственности ?

2) Как осуществляется в рамках анализируемой ситуации применение уголовно-правовой нормы ?
Вариант 2

Теоретический вопрос: Принципы квалификации преступлений: понятие и значение

Задача 1. Морев в течение года совершил 4 квартирные кражи. Похищенные вещи он сначала складывал в своем гараже, а затем раздавал под видом «гуманитарной» помощи малоимущим соседям. После задержания его работниками милиции он заявил, что «грабил только богатых», т.е. экспроприировал экспроприаторов, а это, по его мнению, не является преступлением. Было установлено, что Морев не продал ни одной похищенной вещи и не истратил ни одного ворованного рубля в личных целях. Узнав о мотивах действий Морева, трое из четырех потерпевших обратились в органы уголовного преследования прекратить расследование по их заявлениям и не привлекать Морева к уголовной ответственности.

^ 1)Подлежит ли Морев уголовной ответственности ? Если да, предложите вариант квалификации.

2) Дайте правовую оценку его заявлению о мотивах своих действий.

^ 3) Какие решения должны быть приняты по повторным заявлениям потерпевших ?

4) Какие принципы квалификации преступлений должны получить свою реализацию в условиях анализируемой ситуации ?

Задача 2. Во время совместного распития спиртных напитков в компании девушек Глазкин публично оскорбил Трапезников, высказав предположение о нетрадиционной половой ориентации последнего. Затаив обиду, Трапезников решил расправиться с Глазкиным. С этой целью он заготовил острый металлический штырь и пошел к обидчику домой. Оставив штырь перед дверью, Трапезников постучался и вошел в дом, где стал всячески оскорблять и унижать в присутствии матери Глазкина, пытаясь таким путем спровоцировать его на драку. Глазкин, не вступая в конфликт, сначала требовал ухода Трапезникова из дома, а затем стал его подталкивать к дверям. Когда оба оказались за дверями, Трапезников схватил металлический штырь и нанес им Глазкину проникающее ранение брюшной полости.

На следствии Трапезников утверждал, что он действовал в состоянии необходимой обороны.

^ 1) Соответствуют ли действия Трапезникова условиям ст.34 УК ?

2) Предложите вариант квалификации содеянного.

3) Будет ли правомерна необходимая оборона, если она спровоцирована ?

4) Какие принципы квалификации преступлений должны получить свою реализацию в условиях анализируемой ситуации ?

Вариант 3

Теоретический вопрос: Уголовный закон и состав преступления как юридическое основание квалификации преступлений

Задача 1. Бригада "скорой медицинской помощи" получила срочный вызов на место столкновения пассажирского автобуса с грузовым автомобилем, перевозившем в бочках бензин. Из сообщения стало известно, что среди пассажиров есть пострадавшие.

Водитель машины "скорой помощи" Бобков из-за неисправности, возникшей перед выездом, в течение 20 минут не мог завести автомобиль, что повлекло задержку выезда медработников к месту происшествия.

Желая наверстать упущенное время, Бобков вел автомобиль с большой скоростью, в результате чего сбил гражданина, причинив ему тяжкие телесные повреждения.

На суде защитник Бобкова просил оправдать своего подзащитного, мотивируя заявленное ходатайство тем, что последний действовал из хороших побуждений, намереваясь как можно быстрее прибыть на место происшествия для оказания врачами медицинской помощи пострадавшим.

^ 1) Устраняют ли общественную опасность деяния положительные побудительные мотивы?

2) Имеются ли основания рассматривать причиненный вред с позиции института крайней необходимости ?

^ 3) Имеются ли в действиях водителя Бобкова признаки преступления? ( Ознакомьтесь со ст. 317 УК).

Вариант 2: Бобков двигался с превышением установленной скорости по требованию старшего медицинской бригады, который пообещал принять все меры для его увольнения из-за необеспечения Бобковым технической исправности автомобиля, что повлекло задержку выезда на место ЧП с большими человеческими жертвами.

^ 1) Возможно ли применение к данной ситуации условий ст. 39 или ст. 40 УК ?

Задача 2. Кривчиков и Локтев в один из дней мая 1999 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, из хулиганских побуждений избили Сорокина, который отказался дать им закурить. Когда потерпевший упал, Локтев поднял с земли норковую шапку, которую в этот же вечер вдвоем продали продавцу магазина, а деньги израсходовали на спиртные напитки. В декабре 2000 году при совершении аналогичного преступления Кривчиков и Локтев были задержаны. В процессе проведения следственно-оперативных мероприятий через полтора месяца обвиняемые были изобличены и в совершении злостного хулиганства и грабежа в мае 1999 г.

^ 1) На основании какого закона ( УК 1960 г. или УК 1999 г. ) должны нести уголовную ответственность Кривчиков и Локтев ?

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу iconМетодические указания по выполнению контрольных работ курсА «математика...
Сборник заданий по математике и статистике. Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу «Математика и статистика»...
Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу iconТематика контрольных работ по спецкурсу
При совершении квартирной кражи был задержан несовершеннолетний Иванов (возраст 13 лет), у него изъяты похищенные деньги в сумме...
Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных и самостоятельных...
При выполнении практических заданий студент должен продемонстрировать знание основных теоретических положений разделов курса, а так...
Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу iconТематика контрольных работ по спецкурсу «Основы оперативно-розыскной...
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Их права и обязанности
Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу iconМетодические рекомендации по вполнению контрольных работ програмное сопровождение и
Лектор: Джаналеева Алла Алексеевна, к ю н ст преподаватель кафедры гражданского права
Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу iconМетодические рекомендации по написанию студенческих учебно-квалификационных работ
V. Требования к оформлению учебно-квалификационных работ
Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу iconТемы контрольных работ по курсу «Моделирование развития бизнеса»
Инструментарий бизнес-моделирования: понятие, сущность и виды. Основные требования к инструментарию для бизнес-моделирования
Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ
Контрольная работа выполняется студентами заочного отделения в течение учебного семестра и до начала экзаменационной сессии. Студенты,...
Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу iconТемы контрольных работ и методические указания по их выполнению
Цель контрольной работы – изучение студентами наиболее актуальных тем дисциплины в процессе самостоятельной работы над теоретическим...
Методические требования к содержанию контрольных работ по спецкурсу iconМетодические рекомендации по написанию курсовых и контрольных работ...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница