Государственный стандарт республики беларусь торговля


НазваниеГосударственный стандарт республики беларусь торговля
страница1/5
Дата публикации14.11.2013
Размер0.57 Mb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5
СТБ 1393-2003
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ТОРГОВЛЯ

Термины и определения


ГАНДАЛЬ

Тэрміны і азначэнні

Издание официальное


Госстандарт

Минск

СТБ 1393-2003

УДК 339.1(083.74) МКС 01.020 (КГС Т02)
Ключевые слова: торговля, рынок, объект торговый, база торговли материально-техническая, товар, магазин, технология торговли, оборудование торговое, обслуживание торговое, показатели финансово-экономические
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН научно-инновационным республиканским унитарным предприятием "Промстандарт" (УП "Промстандарт")

ВНЕСЕН Министерством торговли Республики Беларусь
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 апреля 2003 г. № 22
^ 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на белорусском и русском языках


II

24

СТБ 1393-2003
Содержание
Введение......................................................................................................................................... IV

1 Область применения ................................................................................................................... 1

2 Нормативные ссылки.................................................................................................................... 1

3 Термины и определения.............................................................................................................. 1

3.1 Общие понятия.......................................................................................................................... 1

3.2 Торговые структуры и их виды................................................................................................. 2

3.3 Материально-техническая база торговли............................................................................... 4

3.4 Объекты торговли, их свойства и показатели ........................................................................ 6

3.5 Технология торговли и торговое оборудование...................................................................... 7

3.6 Торговое обслуживание ........................................................................................................... 9

3.7 Финансово-экономические показатели торговли.................................................................. 10

3.8 Организационно-технологические показатели торговли ..................................................... 11

4 Алфавитный указатель терминов на русском языке .............................................................. 12

Приложение А Библиография...................................................................................................... 17

III

25

СТБ 1393-2003
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области торговли.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Ндп".

Допустимые синонимы приведены после стандартизованного термина без пометы.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах.

Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объемопределяемого понятия.

Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

В алфавитном указателе термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы – светлым, а термины-синонимы – курсивом.

IV

26

СТБ 1393-2003
^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ТОРГОВЛЯ

Термины и определения

ГАНДАЛЬ

Тэрмiны i азначэннi

TRADE

Terms and definitions
Дата введения 2003-11-01

1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области торговли. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и специальной литературы по торговле.

Настоящий стандарт применяется совместно с СТБ 1209.
^ 2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 1209-2000 Общественное питание. Термины и определения

СТБ 1364.1-2002 Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы.

Термины и определения

ГОСТ 16299-78 Упаковывание. Термины и определения

ГОСТ 16318-77 Оборудование технологическое для предприятий торговли и общественного

питания. Термины и определения

ГОСТ 17527-86 Упаковка. Термины и определения

ГОСТ 18338-73 Тара производственная и стеллажи. Термины и определения

ГОСТ 21391-84 Средства пакетирования. Термины и определения

ГОСТ 24831-81 Тара-оборудование. Типы, основные параметры и размеры
3 Термины и определения
3.1 Общие понятия
3.1.1 товарное обращение: Процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров.

Примечание – Объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.

^ 3.1.2 рынок товаров и услуг; потребительский рынок: Сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.

^ 3.1.3 товарный рынок: Рынок отдельных товаров или групп товаров, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом рынка товаров и услуг.

3.1.4 торговля: Вид предпринимательской деятельности, связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

3.1.5 оптовая торговля: Торговля товарами с последующей их перепродажей или иным профессиональным использованием.

^ 3.1.6 розничная торговля: Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

^ 3.1.7 развозная торговля: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.
Издание официальное

1

27

СТБ 1393-2003
^ 3.1.8 разносная торговля: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в организации, транспорте или на улице.

^ 3.1.9 посылочная торговля: Розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений.

3.1.10 комиссионная торговля: Розничная торговля непродовольственными товарами, принимаемыми по договорам комиссии от юридических или физических лиц в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью этих лиц.

^ 3.1.11 рыночная торговля: Торговля, осуществляемая на рынках.

3.1.12 неорганизованная торговля: Торговля в неустановленных местах либо осуществляемая без государственной регистрации, без наличия предусмотренного законодательством специального разрешения (лицензии).

^ 3.1.13 электронная торговля: Торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных сетей.

3.1.14 торги: Форма торговли, предусматривающая заключение сделки с лицом, предложившим наиболее выгодные условия.

3.1.15 аукцион: Продажа товаров с торгов в заранее установленное время и в заранее назначенном месте тому из присутствующих, кто предложил за них наивысшую цену, либо по предельной (граничной) цене, устанавливаемой для продажи

^ 3.1.16 оптовая ярмарка: Самостоятельное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей, оптовых продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования хозяйственных связей.

3.1.17 ярмарка: Форма торговли, характеризующаяся продажей товаров в определенное время года и в определенном месте с возможностью одновременного проведения различных увеселений.
^ 3.2 Торговые структуры и их виды
3.2.1 субъект торговли: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.

^ 3.2.2 торговый объект: Имущественный комплекс, включающий отдельные виды имущества, используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для осуществления торговли.

Примечание – Имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.

^ 3.2.3 торговая сеть: Совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

3.2.4 стационарная торговая сеть: Торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли и оказания услуг зданиях (строениях, сооружениях) или помещениях, представляющих собой строительную систему, имеющую замкнутый объем.

Примечание – Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и присоединенные к инженерным коммуникациям.

^ 3.2.5 нестационарная торговая сеть: Торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли.

Примечание – Нестационарную торговую сеть представляют палатки, автоцистерны и т. п.

^ 3.2.6 развозная (торговая) сеть: Часть нестационарной торговой сети, характеризующаяся

размещением торговых объектов на транспортных средствах.

3.2.7 разносная (торговая) сеть: Часть нестационарной торговой сети, характеризующаяся

продажей товаров с переносных приспособлений (лотков, корзин и т. п.).

^ 3.2.8 оптовый (торговый) объект: Торговый объект, используемый для осуществления оптовой торговли и оказания услуг по организации оптового оборота.

3.2.9 оптовая (торговая) сеть: Торговая сеть, представленная оптовыми торговыми объектами.

3.2.10 товарный склад: Торговый объект, обеспечивающий и/или осуществляющий хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров организациям и индивидуальным предпринимателям.

^ 3.2.11 общетоварный склад: Товарный склад, предназначенный для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения.

3.2.12 специализированный (общетоварный) склад: Общетоварный склад, осуществляющий складские операции с одной группой товаров.

2

28

СТБ 1393-2003
^ 3.2.13 универсальный (общетоварный) склад: Общетоварный склад, осуществляющий складские операции с универсальным ассортиментом товаров.

3.2.14 розничный (торговый) объект: Торговый объект, используемый для осуществления розничной торговли.

3.2.15 розничная (торговая) сеть: Торговая сеть, представленная розничными торговыми объектами.

^ 3.2.16 мелкорозничная (торговая) сеть: Торговая сеть, представленная павильонами, киосками, палатками, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли.

Примечание – К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

^ 3.2.17 вид розничного (торгового) объекта: Розничный торговый объект, классифицированный по ассортименту реализуемых товаров.

Примечание – Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

^ 3.2.18 тип розничного (торгового) объекта: Розничный торговый объект определенного вида, классифицированный по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.

Примечание – Типом розничного (торгового) объекта являются: универмаг, универсам, магазин "Ткани", магазин "Продукты" и т. д.

^ 3.2.19 универсальный магазин: Розничный торговый объект, в котором реализуется универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.

^ 3.2.20 специализированный магазин: Розничный торговый объект, в котором реализуется одна группа товаров или ее часть.

3.2.21 магазин с комбинированным ассортиментом товаров: Розничный торговый объект, в котором реализуется несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

^ 3.2.22 магазин со смешанным ассортиментом товаров: Розничный торговый объект, в котором реализуются отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

^ 3.2.23 торговое объединение: Добровольное договорное объединение, созданное торговыми организациями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.

^ 3.2.24 торговый центр: Совокупность розничных торговых объектов, в которых реализуется

универсальный ассортимент товаров и оказывается широкий набор услуг, расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

^ 3.2.25 торговый дом (Ндп. дом торговли): Многопрофильная организация, занимающаяся торговлей, интегрированная в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

3.2.26 магазин: Специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и имеющее торговое помещение.

Примечание – В магазине, наряду с торговым помещением, могут быть подсобные, административно-бытовые, технические помещения, а также помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

3.2.27 павильон: Оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый зал или без него и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Примечание – Павильон, имеющий торговый зал, может быть отнесен к магазину.

3.2.28 киоск: Оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и

помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

3.2.29 палатка (Ндп. ларек): Легко возводимая сборно-разборная конструкция, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которого размещен товарный запас, как правило, на один день торговли.

3.2.30 магазин-склад: Торговый объект, осуществляющий оптовую продажу товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой, в том числе за наличный расчет.

Примечание – Обособленное подразделение – филиал, представительство, отделение и другое подразделение юридического лица с правом открытия соответствующих счетов, правовой статус которого определяется положением, утвержденным юридическим лицом.
3

29

СТБ 1393-2003
3.2.31 автомагазин: Специально оборудованный торговый объект, осуществляющий развозную торговлю и использующий в качестве транспортного средства автомобиль.

3.2.32 рынок: Имущественный комплекс, включающий специально отведенный земельный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, торговыми объектами, объектами общественного питания и услуг, другими видами имущества, предназначенными для ведения торгов на основании договоров купли-продажи, с централизацией функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, на котором предоставляются торговые места юридическим и физическим лицам для продажи сельскохозяйственной, дикорастущей и зооботанической продукции, продовольственных и непродовольственных товаров.

^ 3.2.33 продовольственный рынок: Рынок, на котором осуществляется торговля продовольственными товарами, сельскохозяйственной и дикорастущей продукцией.

3.2.34 вещевой рынок: Рынок, на котором осуществляется торговля непродовольственными товарами.

3.2.35 зооботанический рынок: Рынок, на котором осуществляется торговля домашними животными, живой птицей, декоративными птицами и рыбами, другими подобными товарами.

^ 3.2.36 смешанный рынок: Рынок, на котором осуществляется торговля сельскохозяйственной, дикорастущей и зооботанической продукцией, продовольственными и непродовольственными товарами.

^ 3.2.37 оптовый (продовольственный) рынок: Торговый объект, осуществляющий организацию операций по оптовой купле-продаже сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на специально оборудованных торговых местах по специально разработанным правилам оптовой торговли в соответствии с условиями свободного рынка.
^ 3.3 Материально-техническая база торговли
3.3.1 материально-техническая база торговли: Совокупность всех средств труда, выступающих в форме собственных основных фондов, а также фондов других отраслей, используемых в торговле.

^ 3.3.2 торговое помещение магазина: Часть помещения магазина, включающая торговый зал и при необходимости помещения для оказания услуг.

3.3.3 торговый зал магазина: Специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей, а также занятая оборудованием для демонстрации товаров.

^ 3.3.4 помещение (магазина) для приема, хранения и подготовки товаров к продаже: Специально оборудованная часть помещения магазина, предназначенная для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

^ 3.3.5 подсобное помещение магазина: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса.

Примечание – В состав подсобного помещения магазина входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиции по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли и т. п.

^ 3.3.6 административно-бытовое помещение магазина: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения.

Примечание – В состав административно-бытового помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения и т. п.

^ 3.3.7 техническое помещение магазина: Часть помещения магазина, предназначенная для

размещения технических служб и/или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово-технологического и механического оборудования.

Примечание – В состав технического помещения магазина входят вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, электрощитовая, котельная, тепловой узел, камеры кондиционирования воздуха, радиоузел, телефонные коммутаторы, опорный пункт автоматизированной системы управления и т. п.

^ 3.3.8 общая площадь магазина: Площадь всех помещений магазина.

Примечание –В состав общей площади магазина входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы, переходы в другие помещения и т.п.

^ 3.3.9 торговая площадь магазина: Площадь торговых помещений магазина.

3.3.10 площадь торгового зала магазина: Часть торговой площади магазина, включающая

установочную площадь магазина, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

4

30

СТБ 1393-2003
^ 3.3.11 установочная площадь магазина: Часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

^ 3.3.12 экспозиционная площадь магазина: (Ндп. демонстрационная площадь магазина): Суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.

^ 3.3.13 контрольно-кассовый узел магазина: Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одного кассового суммирующего аппарата.

^ 3.3.14 структура торговой площади магазина: Соотношение между площадью торгового зала и площадью для оказания услуг покупателям.

3.3.15 рабочая площадь магазина: Сумма площадей всех размещенных в здании помещений, в том числе разгрузочных платформ (внутри здания), за исключением площадей коридоров, тамбуров, переходов, лестничных клеток, а также площадей технических помещений.

^ 3.3.16 вспомогательная площадь магазина: Сумма площадей технических и коммуникационных помещений.

Примечание – Площадь коммуникаций включает коридоры, тамбуры, вестибюли, холлы; площади для

автомобилей при организации разгрузки в помещениях.

^ 3.3.17 полезная площадь магазина: Сумма рабочей и вспомогательных площадей.

3.3.18 планировка торгового зала: Способ размещения оборудования в торговом зале.

^ 3.3.19 коэффициент установочной площади: Показатель, характеризующий отношение установочной площади к площади торгового зала магазина.

3.3.20 коэффициент экспозиционной площади: Показатель, характеризующий отношение экспозиционной площади к площади торгового зала магазина.

^ 3.3.21 коэффициент емкости торгового оборудования: Показатель, характеризующий отношение экспозиционной площади к установочной.

3.3.22 складское помещение: Специально оборудованное изолированное помещение основного производственного, подсобного и вспомогательного назначения оптового торгового объекта.

^ 3.3.23 складское помещение основного производственного назначения (Ндп. Оперативное помещение, операционное помещение): Часть складского помещения, предназначенная для приема, сортировки, хранения, комплектации, отпуска и отгрузки товаров.

Примечание – В состав складских помещений основного производственного назначения входят приемочные, секции хранения, холодильные камеры, цеха фасовки, комплектовочные, экспедиции.

^ 3.3.24 складское помещение подсобного назначения: Часть складского помещения, предназначенного для размещения подсобных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса.

Примечание – В состав складских помещений подсобного назначения входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары и т. п.

^ 3.3.25 вспомогательное складское помещение: Часть складского помещения, предназначенного для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения.

Примечание – В состав вспомогательного складского помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры и т. п.

^ 3.3.26 общая площадь товарного склада: Площадь всех помещений склада.

3.3.27 складская площадь товарного склада: Площадь складских помещений основного производственного назначения.

^ 3.3.28 подсобная площадь товарного склада: Площадь складских помещений подсобного назначения.

3.3.29 грузовая площадь товарного склада: Площадь складских помещений, занимаемая оборудованием, предназначенным для хранения товаров.

Примечание – В состав оборудования входят стеллажи, поддоны, контейнеры и т. п.

^ 3.3.30 емкость товарного склада: Характеристика помещений основного производственного назначения, выражающая их вместимость при выбранном способе хранения товаров.

5
31

СТБ 1393-2003
^ 3.4 Объекты торговли, их свойства и показатели
3.4.1 товарные ресурсы: Продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту,

предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов.

3.4.2 товар: Любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

^ 3.4.3 товары народного потребления: Товары, предназначенные для личного, семейного,

домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

^ 3.4.4 товары производственного назначения: Товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Примечание – К товарам производственного назначения относятся, например, технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т. п.

^ 3.4.5 партия товара: Определенное количество товара одного или нескольких наименований, закупленных, отгруженных или полученных одновременно.

3.4.6 класс товаров: Совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение.

Примечание – Класс товаров может быть представлен, например, швейными изделиями, трикотажными товарами, галантерейными товарами, культтоварами и т. п.

^ 3.4.7 группа товаров: Совокупность товаров определенного класса, обладающая сходным

составом потребительских свойств и показателей.

Примечание – Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т. п.

^ 3.4.8 вид товаров: Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением.

Примечание – Примером конкретного вида товаров являются костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог и т. п.

^ 3.4.9 разновидность товаров: Совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков.

Примечание – Представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов.

^ 3.4.10 ассортимент товаров (Ндп. товарный ассортимент, товарная номенклатура): Набор товаров, объединенных по какому-либо признаку или совокупности признаков.

^ 3.4.11 показатель ассортимента товаров: Количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров.

3.4.12 ассортиментный перечень товаров: Часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.

^ 3.4.13 простой ассортимент товаров (Ндп. товары простого ассортимента): Ассортимент товаров, представленный такими видами товаров, которые классифицируются не более чем по трем признакам.

^ 3.4.14 сложный ассортимент товаров (Ндп. товары сложного ассортимента): Ассортимент товаров, представленный такими видами товаров, которые классифицируются более чем по трем признакам.

^ 3.4.15 укрупненный ассортимент товаров (Ндп. групповой ассортимент): Ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.

Примечание – Совокупностью товаров является класс, группа, вид товаров.

^ 3.4.16 развернутый ассортимент товаров (Ндп. внутригрупповой ассортимент): Ассортимент товаров, представленный разновидностью товаров.

3.4.17 структура ассортимента товаров: Соотношение выделенных по определенному признаку совокупности товаров в наборе.

Примечание – Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.

^ 3.4.18 качество товара: Совокупность характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности покупателя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.) [1].

6

32

СТБ 1393-2003
^ 3.4.19 потребительское свойство товара: Свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

3.4.20 потребительский показатель качества товара: Количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления.

^ 3.4.21 товарный знак: Обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц [2].

^ 3.4.22 безопасность товара: Безопасность товара для жизни, здоровья, имущества покупателя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы [1].

^ 3.4.23 гарантийный срок: Календарный срок (в месяцах) или наработка (в часах, циклах срабатываний, километрах пробега и т. д.), в течение которых товар должен соответствовать всем требованиям к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством[1].

^ 3.4.24 срок годности: Период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению [1].

3.4.25 срок службы: Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать покупателю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за недостатки, возникшие по его вине [1].

^ 3.4.26 срок хранения: Период, в течение которого товар при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативном документе, устанавливающем требования к качеству товара, и (или) в договоре [1].
^ 3.4 Технология торговли и торговое оборудование
3.5.1 технология торговли: Совокупность параллельно или последовательно выполняемых

операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов.

3.5.2 товародвижение: Процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

3.5.3 звенность товародвижения: Количество складских звеньев, через которые проходит

товар при его перемещении от производителя к покупателю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него.

^ 3.5.4 форма товародвижения: Организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

^ 3.5.5 транзитная форма товародвижения: Форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя товарные склады посредников.

^ 3.5.6 складская форма товародвижения: Форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.

3.5.7 товароснабжение: Система мероприятий по доведению товаров от производителей до

мест продажи или потребления.

^ 3.5.8 торгово-технологический процесс: Последовательность операций, обеспечивающих процесс купли-продажи товаров и товародвижения.

3.5.9 операция торгово-технологического процесса: Отдельная законченная однородная

  1   2   3   4   5

Похожие:

Государственный стандарт республики беларусь торговля iconО прокуратуре республики беларусь
Республики Беларусь и регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на...
Государственный стандарт республики беларусь торговля iconТема Правовое регулирование реализации товаров в условиях рыночной экономики
Гост р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. «Торговля. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта...
Государственный стандарт республики беларусь торговля iconIii I учебно-методические материалы по дисциплине
Конституция Республики Беларусь// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]/ Национальный центр правовой информации Республики Беларусь....
Государственный стандарт республики беларусь торговля iconМинистерства финансов республики беларусь
Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики...
Государственный стандарт республики беларусь торговля iconНациональный банк Республики Беларусь уо «Полесский государственный университет»

Государственный стандарт республики беларусь торговля iconОбщий перечень вопросов контрольной работы для студентов заочной и сокращенной форм обучения
Источники хозяйственного права Республики Беларусь – хозяйственное законодательство Республики Беларусь
Государственный стандарт республики беларусь торговля iconСтб 2030-2010 республики беларусь среда обитания для физически ослабленных лиц
Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации...
Государственный стандарт республики беларусь торговля iconДиректору Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
Республики Беларусь предусмотрена всего лишь административная ответственность в виде таких административных взысканий как штраф в...
Государственный стандарт республики беларусь торговля iconЗа исполнением законодательства (В. В. Меркушин на 20 июня 2011 г.)
Основные полномочия определены в Законе Республики Беларусь от 08. 05. 2007 n 220-з "О прокуратуре Республики Беларусь" (далее Закон...
Государственный стандарт республики беларусь торговля iconПроизводственной практики
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03. 06. 2010 г. №860 (в редакции Постановлений Совета Министров Республики...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница