Чин Божественной Литургии. Богословие и история


Скачать 479.52 Kb.
НазваниеЧин Божественной Литургии. Богословие и история
страница1/4
Дата публикации13.08.2013
Размер479.52 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4


Актуальные проблемы богослужебной практики

Протоиерей Михаил Желтов

Чин Божественной Литургии. Богословие и история

В 16 в началась научная разработка, но серьезно только к 19 в. добрались. В России: кон 19 нач 20 — Сергей Муретов, Дмитриевский, Корабинов, свящ Петровский, Евграф Ловягин.

См. страничку о. Михалиа Желтова: www.mzh.mrezha.ru

После революции работы преостановились. Лежат архивы, но многие погибли (Кора’бинова).

На западе: Хуан Мотеус и Роберт Тафт — католик, но самое полное собрание.

1968 г. — Андре Жакоб, иизуит — самое полное и главное исследование древнейших литургий.

Но иследование не полностью завершено: др. византийскиеи руские матер. по лит. еще не изученнены.

Ранне Христианская евхарития

До пер. пол. 20 в — все не актуально. Во втор пол. много нового найдено + Развитие иудейской литургики. До 19 в все происходит из иудейског богослужения, но теперь это все не так просто. Во втор. пол 20 в мн по истории иудейского б. Древнейший седер и Талмуд — 5-6 вв. Ранне христианский материал более др. Надо его реконструировать. Т.е. более 50 лет назад — все усторело. После рев. только Успенский, но тоже только иностр. пересказывал. Шмеман также безнадежно устарел. След. надо читать на др. языках + Прав. энцикл. сайт: www.pravenc.ru

Ведущая лит: Пол Бредш. англиканин. Bradshaw P. The Search for the Origins of Cristian Worship. Надо издать по русски.

Евхаристия в пер 3 века

До некейское христианство, до Всел. Соборов. Евхаристия — с самого начала ключевая литург. практика (не освящ воды и т.п.) Непосредственных книг не дошло. Есть:

  1. Тексты Нового Завета

  2. Твор. отцов Церкви (свщмч Игнатий Богоносец, (107), Иустин Философ — самое др. описание евхаристии, Ириний Леонский (!), Тертулиан, Климент Александрийский, Ориген, Киприан Карфагенский, Дионисий Александрийский.

  3. Литургико-канонические памятники. Их свободно резали, переделывали, у них нет авторов — приписываются апп и др и Иполита Римского (почему-то. Это скорее всего два разных чел. — пер. римский антипапа, свщмч + автор толкования на Пс и Ветх Завет, известен на востоке, не на западе)

1в. — Дидахи. Учение о двух путях. (кон 1 — сер 2 вв) Сохранилось только в греч. укописи 10 в Есть коптский перевод. Открыл в бидл. Св. Гроба, кот. была перенесена в КПль, архим Антонином (Капустиным). Но он ее не опубликовал, а издал грек-митр Филофей (Вриени) — лавры ему.

  • 3в. Апостольское предание = егип. церковный чиновник

  • Апостольское учение = Дидаскалия

Апокрифы

  • православные — Ев ап. Иакова, Ев Никодима (частично)

  • неправославные — гностические (2–3 вв): Ев Фомы (описывает впервые систему Таинств 5шт), Деяния апп (Фомы, Иоанна, Петра, Павла и Феклы и Андрея)

Литература

Богословие — Православноая энциклопедия ст. Евхаристия

по Чинопоследованию ничего хор. нет

История развития православного богослужения

Переодизация

  • Новое и новейшее время (кон 17 в — до нашег времени) — книгопечатание с 15в на славянском у нас с кон 16в. Угреков тоже 16 в. У нас еще и + раскол.

  • Поздний поствизантийский (14 — 16 вв)

  • 11—14 вв. Реформы

  • Иконоборчество. Сознательная реформа богослужения. (7–11 вв.)

  • Доиконоборческая эпоха: Иерусалимская и КПская традиция различаются. У нас — результат слияния. КПских почти не сохранилось — загадка. Но Иерусалимское хор сохранилось. (Граница 4–8 вв)

  • Христианство легализация (4 в.) Строительство храмов, повсеместное распространение.

  • Раннее христианство. (до 4 в). Сложнее всего — меньше документов



  1. Раннехристианское. Апостольское — до 4 в.

  2. 4 век. Выделяются традиции отдельные.

  3. Доиконоборческое. (4–8 вв)

    1. Иерусалимское

    2. Константинопольское

  4. Иконоборчество. (8 в)

  5. Ранне послеиконоборческое (9–11 вв)

  6. Поздне иконоборческое (11–14 вв)

  7. Поствизантийское. (14–16 вв)

  8. Новейший период

Местные традиции

Зависит от центра. Ведет за собой провинцию. Но центров всегда в Церкви много. Провинциальное б. всегда архаичнее, чем центр (служат по-старинке).

Главные традиции в др:

  1. Римская

  2. Александрийская

  3. Сирийская

  4. Северо-Африканская

  5. Малой Азии (Каппадокия)

  6. Потом Иерусалимская (с появлением города)

  7. и КПльсая — переселенцы из Рима, след. смешанная с лат. Билингвы: многое на двух языках. Сейчас сохранилось только чтение Ев на Пасху на всех языках.

Далее еще местные деления: Рим — Милан, Аквилея, Испания, Галия и т.п.

На востоке — традиция Иерус, Египта

В Сирии — восточн, западный (Едесса)

Процесс подчинения одних регионов др и выравнивание в принципе. Иператор Карл насильно ввел Римский обряд, уничтожив отсальные (Гликанские, кроме Испанских). Но имеется и взаимопроникновение. Римское тоже галиканизируется.

Тоже и на востоке. Сначала разные традиции, но при арабском нашествии смешивается. Копты против греков пошли. Но сами смешались и сейчас чисто наменальная Церковь, мало кого осталось. ]самостоятельная егип. традиция заменена обще-православной. Тоже и в Иерусалиме: его постоянно захватывали, разрушали и самостоятельная традиция прекратилась. Получилась смешенная Иерус+КПль.

Еще и появляется национализация богослужения, зависимость от места.

Литература по истории б.:

  1. Панаёта Трибелос. Устарел.

  2. Словари-энциклопедии. Оксворд.

  3. Вообще ничего актуального почти нет.

Раннехристанское богослужение

Источники:

  1. Книги НЗ

  2. Творения свв. отцов и учителей Ц

  3. Данные ранне-хритсианских папирусов. Непосредственные источники.

  4. Литургико-канонические памятники

  5. Апокрифы. Гностические и негностические

    1. Деяния

    2. Евангелия

    3. Послания

    4. Апокалипсис

В позднейших апокрифах — после Воскресения Господи 40 дней встречался с учениками и все объяснил о богослужебной практике. Но в правду от апостолов, кроме богословия и вести о Христе, получили особые правила жизни в собрании Общины. Центр раннехр. жизни — Евхаристия. Вступить можно через крещения. Чтобы руководить, нужно иметь рукоположение. Имеют песни, слова, молитвы. В сопоставлении с иудаизмом — видна переработка иуд. б. Стало ясно уже давно 500 лет назад. Но Талмуд притерпевал изменнения, след. на него сейчас нельза полностью опираться.

Иуд. б. современное время

Совершается согласно Сидеру (книга чинов) = молитвы домашние и 3 службы в синагоге. Наиболее важные: мол 18 богословений, мол. Символа веры (Втор.), 3 благодарственные мол. после еды.

Священная книга — пятикнижие. Талмуд (сборник мнений раввинов) не читают.

Талмуд — большие комментраии на др кн Мишна (3 в). Традиции: Вавилонский, Палестинский. Победил Вавилонский (5 в). След Талмуд — на 500 лет моложе, чем НЗ. На нем не возможно строить исслед более древнего Евангелия. Материал, впринципе, использовать можно, но с исследованием.

Есть: ВЗ, Кумранские рукописи, Филон Алл (1 в), Иосиф Флавий, Иуд. апокрифы (кн. Юбилеев, Завещ. 12 патриархов). Папирусы (в осн. Египитские). Ениза (свящ. колодец, куда сбрасываются старые тексты свящ, но не такие др. с 8 в)

Во времена Христа центр б. — Храм в Иерус. Там совершались ритуалы, куда все евреи собирались переодически. Вне Храма эти ритуалы не совершались – след. апп. их не повторяли и с разрушением Храма , забылись . Отголоски остались: облачения и т.п.

Вне Храма — раскольники, маргиналы: Самаритяне (сосвоим храмом, оставшимся до сегодня в развалинах), Храм в Элифантине (Египет, жертвы там мясные не приносились).

Кумранские рукописи: Иерус. жречество осквернено, надо ждать Мессии-воина, кот очистит место для Мессии-свящ. Пока нет, не участвовали в жертвах, но совершали свои обряды: гимны Сбб жертвоприношений, текст, описывающий б. в небесном храме, кот. возможно сами могли изображать.

Синагоги — использовались для встреч верующих и молитвенных и всяких. Регулярных б. не было.

Домашняя молитва (вне Синагоги и Храма). Из них проистекает традиция христ. молитв. Из них и мол. Сидера. Не тексты, но как правильно надо молится. Католич. исследователь замечательный труд по этим молитвам Джираудо, кот потом свои загнобили. Фарисеи позже переделали эти домашнии мол всячески, чтобы отделиться от христ. Есть в 12 мол. проклятие на христиан.

Библия — осн. текст для христ. б. Пс и ветхозаветные песни.

Сами христ. начали писать хвалы и песнопения.

Практика

Ежедневная молитва. + Ночная молитва, именно обязательна для христиан. Тертулиан: «Кто ночью не встает на мол. — вообще не христианин»

Встречи общины + Евхаристия. Вступление — через Крещение. Служение — через рукоположение. Лечение и освящение — помазание. Меньше — брак и покаяние.

ЕВХАРИСТИЯ. Православная энциклопедия.

???

  1. Местом совершения литургии служит храм, в к-ром есть освященный престол или по крайней мере антиминс.

  2. наименование Е. «преломлением хлеба» (κλάσις τοῦ ἄρτου) — предписание «преломляйте хлеб и благодарите (κλάσατε ἄρτον κα εὐχαριστήσατε)» содержится в «Дидахе» (Didache. 14). В позднейшей церковной традиции это наименование встречается у свт. Епифания Кипрского

Новозаветные источники

Послание апостола Павла к Коринфянам 11, 23

Самое древнее свидетельство.

Ибо я от Самого Господа принял — либо откровение, либо из особого набора знаний из оглашенных перед крещением. Так или иначе — особая важность.

События:

  1. Господь взял хлеб, возблагодарил: ευχαριστησας, преломляется за вас, в воспоминание

  2. трапеза

  3. Чашу после вечери — был ужин сначала

  4. Чашу просто без молитв, в воспоминание

Евангелие от Матфея 26, 26

  1. трапеза

  2. Когда ели взял хлеб и благословил (не благодарил), нет в воспоминание

  3. Чашу благодарив — Кровь Нового Завета, за многих изливаемое, нет в воспоминание

  4. Эсхотологическое обещание Чашу пить в Царствие Отца Моего с вами

  5. Пение и на гору Елионскую

Евангелие от Марка 14

  1. трапеза

  2. Когда ели взял хлеб и благословил (не благодарил), нет в воспоминание

  3. Чашу благодарив — пили из нее все, Кровь Нового Завета, за многих изливаемое, нет в воспоминание

  4. Эсхотологическое обещание Чашу пить в Царствие Божием с вами (как у Мф)

Евангелие от Луки 22, с 14

  1. Эсхотологическое предсказание в начали и относится ко всей пасхальной трапезе

  2. Чашу № 1 — благодарив, предсказание

  3. Хлеб — благодарив, за вас, воспоминание (как у ап Павла)

  4. трапеза

  5. Чаша № 2 — Кровь, Новый Завет, воспоминание, без молитв, за вас проливается

Пасхальная трапеза Исх 11

Ветхозаветную трапезу по Исх не совершалась и во вр Христа и сейчас. Было: путешествие в Иерус, наличие Храма. В поздней традиции вместо жертвы агнца — вино. У апостолов это уже ярко проявляется.

Почему хлеб и вино: базовая пища, хор храниться, калорийно. Часто и у бедняков пища: хлеб макали в вино. Гнали вино из всего, даже из веток виноградных, из полыни (вино изумления) и т.п.

Серия молитв: вначале и в конце трапезы (по образу Чин о Панагии):

  1. Вначале: «Благословен Господь Царь Вселенной сотворивший хлеб, вино, и преломляли

  2. После трапезы уже длинные молитвы

Хлеб и вино высокотехнологичные продукты: вырастить, собрать, приготовить, хранить — участие человека в изготовлении. И хлеб был в Палестине, хотя не характерно для кочевого народа. Вино — не симитское изобретение, а скорее либо Кавказ, Грузия. У симитов — пиво (из ячменя хмельной напиток) из междуречья, там даже зарплату выдавали пивом и в Египте. Пс: виоград из Египта принес еси (Пс 79, 9) — во вр Давида уже знали вино, но до Авраама не было.

Разночтение Евангелистов:

Лк обещал выяснить все точно и соответствует ап Павлу — древнейшему источнику. Тогда традиционно:

  1. Чаша №1: благословение.

При благословении: поднимали руки в стороны. И крест — символ имени Божием — т τ (тав) послед буква алфавита. Осенение крестом = накладывание имени Божиего. Христос — Имя Божие, Тот Кто открывает Бога.

  1. Над Хлебом и Чашей № 2 — воспоминание.

На русский можно перевести — актуализация. Восстановление Завета с Богом. Каждый праздник: И Бог вспомнит о тебе. Воспоминание, след, знак присутствия Христа на каждой Литургии.

  1. Между причащением Телом и Кровью — трапеза.

Разделение Тела и Крови какой-то едой др практика — в первой практике еще упоминается. У Мф и Мк уже не разделяется, быстро практика ушла. В Дидахи уже нет.

  1. Мф и Мк различают молитвы над Хлебом и Вином, чтобы их разделить. Более привязанно к литургической практике: изливается за многих (у Павла и Лк за вас). У Лк после первой Чаши — больше не буду до Царствия Небесного и вторая Чаша — уже вход в Царство. Евхаристия более эсхотологична.

  2. Во оставление грехов — только у Мф.

  3. В современной практике — горманизация: из всех евангелистов.

В др церкви Телом и Кровью причащались только в храме. Дома только Телом — от сюда католич традиция. Преждеосвященные не напояли. Из Чаши не причащались в Риме из брезгливости, а над крошками тряслись и тогда возникли лжицы. На востоке — более просто: свт Кирилл Иерус — после причастия ты жидкостью помаж лоб, уши, чтобы освятиться.
  1   2   3   4

Похожие:

Чин Божественной Литургии. Богословие и история iconЧин Божественной Литургии. Богословие и история
В 16 в началась научная разработка, но серьезно только к 19 в добрались. В россии: кон 19 нач 20 — Сергей Муретов, Дмитриевский,...
Чин Божественной Литургии. Богословие и история iconПравославное Нравственное Богословие Архимандрит Платон (Игумнов)...
Нравственное Богословие как Дисциплина. Необходимость изучения Нравственного богословия. Нравственное богословие и нехристианская...
Чин Божественной Литургии. Богословие и история iconРозарий Единого Мира
Во имя безусловной любви Божественной Мужественности, Божественного Сына, Святого Духа и Божественной Женственности, Аминь
Чин Божественной Литургии. Богословие и история icon«Богословие и наука»
Богословский факультет Царицынского православного университета при поддержке епархиального отдела по делам молодёжи Волгоградской...
Чин Божественной Литургии. Богословие и история iconТворчество Данте Смысл и история заглавия «Божественная комедия»
Смысловая структура «Божественной комедии» (буквальный, аллегорический, моральный, анагогический смыслы)
Чин Божественной Литургии. Богословие и история iconТемы Аскетическое богословие в творениях доникейских церковных писателей....
Своеобразие аскетического миросозерцания первых киновитов (преп. Пахомия Великого и его последователей)
Чин Божественной Литургии. Богословие и история iconКак возник чин Великого водоосвящения?
Этот вопрос и впрямь забавный, но ответить на него стоит
Чин Божественной Литургии. Богословие и история icon-
Не воспринимайте данную книгу как пропаганду нацизма. Это история. Наша с вами история. Мировая история
Чин Божественной Литургии. Богословие и история iconПримерные вопросы к экзамену по курсу «История», «Отечественная история», «История России»

Чин Божественной Литургии. Богословие и история iconЛеонид Сергеевич Васильев История Востока. Том 1 История Востока...
История Востока излагается с глубокой древности и до сегодняшнего дня в рамках единой авторской концепции. Смысл ее в том, что традиционный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница