Протоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время


Скачать 175.58 Kb.
НазваниеПротоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время
Дата публикации13.08.2013
Размер175.58 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Право > Документы


Современные проблемы философии и религии

Протоирей Александр Задорнов

Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время.

Главная тенденция: разграничить сферу религиозной деятельности и практику. Был конфликт между представлениями о общении людей в среднии века (невозможность общения с иноверными) и в современное время с 18 в (необходимость ради социальных и общетвенных идей прикрывать важность религиозной практики = протестантизм).

Первыми такое отношение стали формулировать английские эндепенданты. Огромную роль съиграло именно английское антимонархическое движение. Выбор молитвословий — должна быть личной позицеей каждого верующего, что не совместимо с офиц госс религией = католичество. Одним из первых энлипендантов: Роберт Браун (16 в при Елизавете). Постепенно они перебираются в Америку, где складывается такое отношение к религиозной жизни, когда нужна крепкая общинная поддержка и социальное, экономическое равенство. Главное: самоуправляемые конгрегации верующих. Главный теоретик веротерпимости: Роджер Уильемс (основатель первой баптисткой церкви в Америке). Вначале община была строго кальвенистской — пуритане. Уильямс был от них изгнан, за несогласие с канонами веры. Он вернулся в Англию и в 1644 г. пишет книгу «Кровавый догмат преследований за убеждения», где и устанавливает принцип веротерпимости, который поддержали и используется миром до сегодняшнего дня. Компентенция власти распространяется только на столько, насколько не вмешивается в обрядовую сторону. Но государство выше церкви. Впервые вычеркнул из задач государства необходимость распространения одной веры (тоже говорил Макиавели). Говорил: веротерпимость — главный принцип, т.к. это угодно богу и гл принцип развития государства.

Его идеи разделял и развивал поэт Джон Мильтон («Потеренный рай») — совершенный радикал в вопросах веры, радикальный пуританин, последователь Кромвеля. Пошли по пути борьбы за права каждого, которое потом съиграло против них самих. Мильтон исследовал вопрос о происхождении чел власти: яркий антимонархист. Смещение тирана вполне справедливо, если он нарушает законы. Высшая политическая власть должна принадлежать народу. И главна деталь — веротерпимость. В 1644 г написал «Ариапагетику» — полемические заметки против цензуры: истина все равно победит лож и пресса должна быть свободной. Там он выступает даже против теократии кальвинизма. Был республиканцем — власть у народа, но в том, что народ сам избирает себе правителя.

Принцип английской реформации: отныне внутренние религиозные дела в распорежении общин при внешнем контроле государства. Против государственной церкви.

1573 — Отман напечатал работу «Франкогалия», где утверждал, что короли назначались и отправлялись в отставку по решению народа. В приложении 4 вопроса: 1) люди не должны подчиняться князю, если это противоречит Богу; 2) право сопротивляться, прибегнув к теории договора (смешение рим права и ВЗ), но религиозные соборы решаютяся не мнением толпы, но советом избранных: олигархия; 4) можно вмешиваться в дела др государства, отстаивая права веры. В 17 в Джон Лок в защиту веротерпимости, но тогда эта идея уже становиться общим требованием.

Принципы модернистского государства (по Вестфальсткому миру): 1) национальное государство, 2) верховенство права, 3) секуляризация — не вмешиваться в религию. Идеология Просвещения — теоретическое оправдание этих приципов — выход человечества из младенчесва «Умей пользоваться собственным рассудком, без помощи других» (Кант). Пьер Бейль, француз (17 в) первй проповедник просвещения. Нравственность человека не зависит от его религиозных взглядов. «Историко-критический словарь религии и метофизики» (1697) — пересказ Декарта и Спинозы, но в живом стиле, оказал влияние на Канта. Французское просвещение: Вальтер, Дидро, Руссо.

Вальтер — считают идеологом и фр революции. Закончил иизуитский колледж, уехал в англию, потом из р пишет о них письма обидные, в общем, ссорилс со всеми. Поселился в Форне и лишь глубоким стариком вернулся в Париж и умер. Менее всего он мыслитель и философ, скорее публицист, сотрудник энциклопедии. Выпустил свои антиклирикальные (не антирелигиозные статьи, говорил: «презираем атеиз, любим Бога и человечество»). Ему принадлежит термин «Философия истории», говоря что моральный принцип выше религиозного. Ограничение на религиозную тематику в общественной жизни, тлолько мораль — началось с эпохи просвещения. Доступно только аристократии.

Были во фр просвещении неск чел, которых можно назвать атеистами. Возможно — Дидро, хотя в конце переход к пантеизму. Большая часть просветителей противопоставляли вере не атеизм, но господство извращенного разума. У Дидро нет представления о личности Бога, но все вокруг имеет чувства. Сильное влияние материалистическое. Ламетри (пер пол 18 в) — первый последовательный материалист, более основан на Декарте. Известен антропологичным измерением: книга 1747 г «Человек, как машина». Декарт: разделение всего на мыслящее и протяженное в пространстве (животные не из мира мысли, как хитроумный механизм). У Ламетри и чел — хитроумный механизм, мышление — свойство мозга (не души). Место священников должны занять врачи.

1770 г. барон фон Гольбах — сотрудник энциклопедии дель Лампер (где все просветители были), химик: «в природе нет ничего, кроме материи. Все происходит из материи и возвращается в материю. Цели и ценности — это те вещи, которые мы сами приносим в природу». Сами энциклопедисты книгу плохо приняли. Но и сам Гольбах отрицает смертность — переход в иную форму состояния.

Руссо — более всех влияние на развитие европпы оказал. На все вопросы давал, в принципе, противоположный просветителям ответ. «Исповедь» — все перепетии своей жизни аморальной, без покаяния. 1749 г — участвует в премии за литературное произведение. Главный постулат: прогресс науки на нравственность никак не влияет: против просветителей, но правильно.

Кант

Религия в пределах только разума

Писалась между второй и третьей критикой чистого разума. Впервые ставиться вопрос между практической религиозностью и церковностью. Формы религиозности рассматриваются практично. Довольно жестко — читать не приятно.Религиозная жизнь — должна быть частной и есть религиозный институ, который надо критиковать.

1775 г — письмо Ла’Фотеру. «Я различаю учения Христа и сведения, которые мы имеем о Его учении. Пытаюсь отметать все постановления о Церкви и принимаю только учение о морали». Только мораль и уение Христа — дело Христа нас не интересует. Евангелие полезно только как нравственное учение. И апостолы все переделали, т.к. уделяли много места личности Христа. Но рос он в строгой пиитисской семье — строгое отрицание всей церковности.

Человек рождается с кучей страстей, но можно их устранить, если работать. Шиллер критически настроен к Канту. Человек зол: понимает, что есть моральный закон, но понимает, что можно от него отступать. Мы должны отвечать за наклонность ко злу. Лосев: «Если католицизм — это язычество в христианстве, то крайний протестантизм — иудейство, законничество Ветхого Заквета в Новом». В работе обращается к стоикам — добрым быть выгоднее.

Общее замечани о чудесах. У Лейбница: если мир уже полностью создан Творцом в совершенстве, что есть чудо? Созданное зарание Творцом, или нарушение текущих законов существования мира. Для Канта чудо исключение из правил, но о нем рассуждать бесполезно, т.к. выходит за пределы разума. Кантовский агностицицм.

IV часть. О служении и лжеслужении, или о религиии и поповстве

Построение Церкви подразумевает, видимо, больше мудрости, чем есть между людьми. Сам Бог является основателем этого закона, а люди составляют организацию, остальные общину. Религия — есть познание всех наших обязанностей, как божественных заповедей. Та религия, в которой я должен признать за Божественную заповедь — религия откровенная; та, которая в результате человеческого долга признается за божественную — религия естественная. Христианство здесь определяется, как естественная религия. Христианство — чисто практическое понятие разума.

Фридрих Шлеермахер

Первый обоснованный религиозный философ.

Родился в семье реформатского пастора в 1768 г. (вместе с нем романтиками, Фихте). Оканчивает прекрасно университет, в вост Прусии встречается с Кантом, кот обратил его в свою систему. Первые работы Шлеера посвящены Спинозе. Потом получает официальную должность проповедника в Берлине, окормляет протестанскую общину в больниуе, где знакомиться с Фридрихом Шлегелем, из гл нем романтиков, кот вдохновил его на перевод соч Платона. Романтики — реакция на просвещение, их идеал, напротив, идеализированные средние века с религией и четкой структурой. Его переводы Платона — до сих пор классические. «О религии речь образованным, среди ее гонителей» — 5 речей, где он дает новое романтическое представление о религии. Потом покидает Берлин, пишет работы о исории протестантизма, преподает библеистику в нем ун-тах. Впервые открыл науку герменевтика. Участвует в библейской критике. Задает правила интерпретации Библии. В Берлине последние годы жизни: открывает ун-тет, становиться первым деканом богословского ун-та, одновременно проповедник ц в Берлине, работает в академии наук. 1822 г — «Сиситематическое изложение христианской веры» — главный его богословский трактат, в результате унии между Лютеранами и Кальвинистами. 1834 г, прочитав последнюю проповедь, скончался.

«Речи о религии» (кон 18 в) — изначально литературное произведение, не произносились. Обращается в первую очередь к атеистам, говоря, что они просто не понимают что есть религия вообще. Для него Кантовское разделение на человека-хритианина с одними положениями и того же ученого с другими позициями уже совершенно естественно.

Важная 2-я речь: надо разобраться в понятиях, нельзя разделять в религии мировоззрение и повседневную практику. Лозунгом жизни должна быть добродетель. Атеисты не любят религию, но борясь против нее вы уже не можете ее отрицать в принципе. Познание и поведение — совершенно разные вещи. Религия, как некая идеальная модель, кот свободна и от социальных и научных законов. Знание отлично от благочестия. Искать и находить в бесконечно движимом элементы вечного и бесконечного — это и есть религия. (ни о Боге, ни о заповедях — ничего). Определил минимум, в чем есть религия. Бесконечное, начиная с него общая тема при рассуждениях о религии вплоть и в 19 в. Отличие религии и религиозном знании, правильно. Не любил Канта, с его доказательством бытия Бога, как нравственного идеала, но религиозный чел ищет только действие Бога в людях. Религиозность чел может служить образованию его нравственности. Искусство — единственная область, где чел может истинно свою религиозность, где религиозности нет — искусство заканчивается.

Речь 3-я: посвящена религиозному воспитанию. Чел рождается с религиозными задатками, кот должны были бы сами развиваться в каждом, в богообщении. Рассудительные и практические люди — вот главные противники бесконечного — религиозного, выступая против научного знания, в каком-то смысле. Насколько чел укрепляет в себе знания внешнего мира, настолько укрепляет в себе неведение Творца (Прп Максим Исп). Защищает право человека на всякую, не связанную с практикой религиозную жизнь.

Речь 4-я: Об общественном начале у религии, или о Церкви и священстве. Все истинно религиозные люди живут одиноко и оценивают внешнюю, земную Церковь не слишком высоко (две Церкви: внешняя и внутренняя). Не все способны к религиозным чувствам, след нужно оградить людей по своим способностям и проследить иерархию — порочный аристократизм. Государство вмешивается в дела религиозной практике, назначая учителей для народа не всегда достойных. Священный оратор должен сам выбирать себе учеников, в порядке их уровня духовного. Так же и учителя выбирать по своему духу.

Немецкий романтизм — предворитель и идеолог нацизма.

Иоган Фихте

Переход от Канта и романтиков к Гегелю и Шеллингу. В 90х гг 18 в Кант уже написав Критику чистого разума и работая над критикой эстетики, в 1791 г выходит «Опыт критики всякого откровения» анонимная. Все связали с Кантом и ему пришлось опровергать это и тем самым отрекламировал самого Фихте. В свое время Фихте получил богословское обр в Лейпциском ун-те и долгое вр почитал Спинозу. Потом сам же Кант помог ему разобраться с принципом «свободы». Получил должность профессора во Вьене, где публикует свою программную работу. Он считает своей задачей дать основные законоположения. В кон 18 в вовлечен в спор о Спинозе, кот обвиняли в атеизме. Должен перебраться в Берлин, где и читал лекции до смерти в 1814 г. Пишет там «Речи к нем нации», прибывая в составе импер Наполеона: идея о закрытом, самодостаточном торговом госсве, много антисемистских вещей — предваряя лет на сто нацистские движения.

«Общая философия» — первым вводит знаменитую треаду «тезис–антитезис–синтез». По Фихет первый тезис: «Я — есть» – антитезис: «не Я» – синтез: «мир устроен таким образом, что можем его познать».

1798 «Система учения о нравственности» еще при жизни Канта. В отличии от Кантовского императива у Фихет нравственный поступок тот, если в нем есть преодоление своей зависимости от природы. Всегда поступай, руководствуясь своей убежденностью в своем долге. Выбор нравственного поступка всегда вариативен, по ситуации. Своей личностью преодалеваев костность природы, хотя полная победа не возможна, можно преобразовать хотя бы собственную природу.

1791 «Опыт критики всякого откровения» — осн религоведческая работа. Два вопроса: о происхождении религии, дедукция религии вообще и вторая, гл часть о понятии «Откровения». Первое: с необходимостью надо признать присутствие в мире Творца. Связывает понятие нравственности с понятием счастья, т.к. верховное сущ — Бог, явл справедливым. Далее каждое свойство Бога выводит из логики существования Его. Бог явл уже исполнитель нравственного закона (что уходит в явн противоречие с др кн Иова — плохо читал). Показал себя все же философом, не богословом. Др св-ва Божии: понятие о вечности, всеведение, справедливость — чтобы соответствовать нравственным законам. (Более всего в таком виде Бог похож на платоновского Демиурга). Потом все же Фихте пересмотрел свое отношения к Канту и отказался от своих примитивных идей о подчиненности Бога закону. Вера — это способность доверять нравственному закону. Бог — 1) воплощенное достижение нравст зак (внутрибожественная жизнь), 2) Бог — высший правитель мира (судия вселенной). Определяет что есть теология — просто наука, мертвое знание, противопоставляет религии, кот должна обозначать нечто «связывающее» чел и Бога. Доказательство бытия Божия главное — свобода, кот лежит в осн нашего характера. Долгое рассуждение о том, какое отнош к Богу будет правильным: Бог один только знает моральную цену наших решений. Гл чувство, испытуемое в общении с Богом — благоговение, и причина нашего желания общения с Богом явл наше желание счастья. Люди поступают по законам разума, потому что это Божественный закон (в противоположность Канту). Как узнаем, что закон разума = закон Божий — вопрос о критериях Божественного откровения? Догматически этот вопрос нельзя решить. Конечная цель всякого откровения есть чистая моральность. Нельзя понимать откровением то, что насаждается с помощью насилия.

Шеллинг (1775–1854)

Продолжение немецкого романтизма. Прожил дольше всех и более всех влиял на русскую философию. Направление уйти от Кантовской «вещь в себе».

Живой человек, лиричный. В 15 лет поступает в универ, одноклассник Гегеля (жил в одной комнате) и в 19 лет первое сочинение о Фихте (очень популярное). Увлекался модными социальными идеями. Близок к новому движению романтиков. В 23 г профессор Йенского университета. 1809 г умирает жена Каролина, что очень повлияло на его философию. До этого вольнодумец французского типа, поверхностный, потом резко изменился в сторону переосмысления религиозной философии. Последующая биография связана с ун-тами, где он читал лекции: Лейбниц, Мюнхен, Берлин.

Поначалу — ученик Фихте, но увлекается Робертом Берном, пантеист, не интересующийся религией. Самосознание — высший принцип знания, природа — абсолютная продуктивность. Нет природы неорганической — вся природа является живой, в такой системе очень трудно говорить о творении — природа сама себя рождает. Понятие о Творце вообще не ставиться. В классическом виде понятие «абсолюта» ввел в оборот Шеллинг, так же как и понятие «сознание», в современном значении. Вслед за Фихте выступает против Канта «вещь в себе», т.к. их философия — свободы, субъективный идеализм. Вещь имеет существование только когда есть ее наблюдатель — субъект (что очень понравилась ранним славянофилам). С 1801 г Шеллинг разрабатывает «философию тождества» — «все что есть, есть само по себе единое». Это отразилось у немецких романтиках на философии искусства — идея иронии, идеал воина-одиночки. Романтизм был вне средневекового христианства, но попытка вернуться к языческой античности. Христианами остались романтики: Шота Бреньян «Гений христианства» (франц) и Новалис (герм). Продолжается разделение Церкви на клерикализм (отрицательно) и на историческое явление (положительно часто). Был сильно подкован богословски и в конце жизни сблизился с православием.

1809 г «Философские исследования о сущности человеческой свободы» — тоже против Канта. Для Шелл свобода — способность выбора к добру или злу. Как возможно зло? Это как раз гарантия нашей свободы — выбор зла. Значит возможность зла заложена в самом Боге, как различие между его существованием и основой его существования. Начало творения начинается в том что Бог не есть сам. Принцип непрестанного творения в Боге. Зло возникает не само по себе, но когда воля человека отрекается от света. Когда человек утверждается в добре он воспринимает свое бытие.

С 1831 г (смерть Гегеля) начинает читать философию в Берлинском универе. Эти лекции ближе всего к философии религии. Различает негативную и позитивную философии. Негативная — философия Гегеля, чисто умственная, позитивная — реальная, выход на предметный мир. Философия откровения позднего Шеллинга, можно классифицировать, как модализм. Разделяет Бога и Его проявления. Проявление Бога в отдельных ипостасях в определенное историческое время себя являющих. Называют эпохи именами апостолов — Бог Отец = ап. Петр (католики), антитеза Бог Сын = ап Павел (протестантство), единство — Дух Св = ап Иоанн (православие).

Его философия освежила интеллектуальный мир европпы, чтобы не остался синтезированный Гегель или унылый Кантовский идеализм.

Философия мифологии

Мифология, как один из видов поэзии, ей не принадлежит истина. Греки подразумевали целое, различая две части: доисторическое, с отголоском в чел существовании и мир богов. Любой миф Шеллинг начинает воспринимать, как произведение искусства — не может воспринять христианства исторически, но как для развития искусства.

Философия откровения

Самые поздние лекции (с 1831 г — после смерти Гегеля). Делит философию на негативную и позитивную. Негативная — все, что до Шеллинга современного — это обращенный сам на себя разум, самодостотаточный разум. Хотя разум стремиться к познанию сущего, но не может этого достигнуть. Само бытие должно открыться разуму — тогда позитивная философия. С 14 лекции начинает излагать собственную триодологию и переходит к антропологии. Говорит о трех отдельных личностях в Боге, т.е. троебожие, на чем потом споткнулись славянофилы (Хомяков). С 16 лекции: учение о человеке. Разделяет предвечное материю и форму и животворящую силу. Философские, мифологические процессы необходимы были для принятия боговоплощения. Мифы — не собрание чистой человеческой фантазии, но воспоминание Божиего откровения.

Христология

С 30–37 лекции философии откровения — христология. 1837 г Чаадаев пищет письмо Шелленгу: «вы идете к слиянию философии и религии». Для Шелл Бог Сын — начало посреднейшее между Богом и миром и иносущен Отцу. Была эпоха Бога Отца, сейчас — Бога Сына, будет — Духа Святого. Вопрос о смысле существования еврейского народа после воплощения Сына (Гитлеру, возможно, понравилось). Христос в большей степени пришел к язычникам, а не иудеям. Евреи — выполнили миссию и теперь они исключены из истории. Боговоплощение — непостижимое таинство. 31, 32 гл — о воплощении и воскресении, как понимать безгрешность Христа — две природы во Христе и два лица были и до воплощения, но ввиде посредника–логоса. Жертва Христа не добровольная, но вместо человечества.

История Церкви на 3 периода — подъем: ап Петра (Рим), потом — ап. Павла (реформация), в конце —ап. Иоанна (Шеллинг). Нацист — германцы по природе христиане, в отличие от остальных, кому принесено оно из вне. Киреевский: «У Шеллленга его христианская философия — и не христианство и не философия».

Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Hegel) родился в 1770 году. Гегель получил богословское образование. Он окончил теологическое отделение Тюбингенского университета, защитил магистерскую диссертацию по церковной истории Вюртемберга, однако от духовной карьеры отказался. Радикальные политические убеждения, сложившиеся под влиянием французской революции, антипатия к церкви удерживали Гегеля от того, чтобы стать священником. Но проблемы религии в течение еще долгого времени занимают доминирующее положение в его духовном мире, через их призу он смотрит на многие другие проблемы мировоззрения.

Покинув Тюбинген, Гегель отправляется в Берн, чтобы занять там место домашнего учителя в богатой семье. В Берне он продолжает работу над начатым еще в университете первым своим самостоятельным произведением. Оно осталось незавершенным и было опубликовано много лет спустя после смерти философа под названием "Народная религия и христианство". Народная религия, по Гегелю, - это языческие верования античного общества, демократические порядки которого для молодого Гегеля были образцом государственности. О христианстве этого сказать нельзя. Его догматы обращены не к роду, а к индивиду, это религия народов, утративших свободу, она покоится не на гармонии индивида и коллектива, а на подчинении индивида авторитета и традиции. Объект нападок молодого Г. — «система» ин-тов и догматических религиозных установлений, навязываемых индивиду извне, подавляющих его свободу мысли и означающих «непризнание любой способности человеческого духа, особенно же первейшей среди них — разума».

       В Берне Гегель создает еще две работы, посвященные вопросам религии, это "Жизнь Иисуса" и "Позитивность христианской религии". Сам Гегель писал "Жизнь Иисуса" не для публикации, (работа появилась в печати, как и многие другие, уже после смерти автора) а исключительно для уяснения собственной позиции. "Жизнь Иисуса" была написана в 1795 году в промежутке между "Народной религией" и "Позитивность христианской религии" и сильно отличалась от них обеих. В противоположность этим работам, где автор критикует христианскую религию, "Жизнь Иисуса" является апологетическим, почти прохристианским произведением, хотя и не ортодоксальным. В отличие от большинства работ Гегеля "Жизнь Иисуса" написана изящным и понятным языком без сложных грамматических конструкций. С первого взгляда можно сказать, что эта небольшая работа (порядка 60 страниц) всего лишь краткий пересказ Нового завета, хотя многие евангельские притчи излагаются автором весьма вольно. Но в ней нет ни слова о благовещении, непорочном зачатии, чудесах, воскресении из мертвых и т.п. Христос, описываемый Гегелем, - моралист, апеллирующий к разуму человека. Здесь на первом месте у Гегеля не чувство, а разум. Эта идея будет и дальше развиваться Гегелем во многих последующих зрелых работах. "Чистый, не знающий пределов разум есть само божество. В соответствии с разумом упорядочен план мироздания? разум раскрывает перед человеком его назначение, непреложную цель жизни? он часто меркнул, но никогда полностью не угасал, даже во мраке всегда сохранялось слабое его мерцание".

1801 с Шеллингом преподает в ун-те. С 1808–1816 г преподает в Гебенбургском университете. В 1818 в Берлинский ун-тет, с надеждой смирить революционный дух гегелевской философии и реально поменял умы Прусии. Скончался во славе от халеры 1831 г. Проявил себя, как величайший сестиматизатор. Лекции о доказательстве Бога — учение о религиях, как выражение существование Духа. Критиковал Канта и представил свое доказательство Бога логическое. Гегель рассуждал, что логически возможно доказать все.

«Жизнь Иисуса» — не личность Христа, но Его учение.

Феербах Людвиг

28 января 1804 г в Баварии в семье юриста. 1822 г окончил гимназию, не понравилось. Потом в Берлин. Интересуют лекции Гегеля (2 года) — стал, как отец. 1825 г пришел от теологии к философии. Второй мыслью стал — разум. Третьей — человек, природа. 1824 — в атмосферу учения в Берлинском ун-те и прослушил все лекции Гегеля. «Убежал из рук грязных попов, а теперь мои сообщники Аристотель, Кант и Гегель». Дисер на 42 стр ≈ «О единстве Разума» в 25 лет и приподает с 29 по 30 гг лекции по гегелевской философии. 1830 г — анонимно «Мысли о смерти» с эпиграммами над христианством, смеется над бессмертием — атеистично. 1833 г — смерть отца, средств нет, где-нить работать, чтобы заниматься философией. 1834 г — книга «Писатель и человек». 1833, 37, 38 — трехтомник о Новой философии.

Философия должна исходить из чувственных знаний, это более антропология, через любовь к человеку. Критика религия: бог есть то, чем человек хочет быть. Грустный писсимист «чувствую себя всегда, как заключенный». Высшая реальность — этот мир и человек высший продукт природы.

Сущность христианства: постепенно отверг Гегеля, с его идеей тождества мышления и бытия. Новая философия опирается на разум, на антропологию. Религия суть развитие человека и отличие от животных, сознание чел в своей живой ценности. Познание бога = самопознание человека. Бытие божие выводит из объективной реальности, но это только проекция человеческого восприятия. Все в религии существует только в представлении человека, но не в реальности. Страх делает человека религиозным. Религия — выражение эгоизма чел и стремления к счастливой жизни.



Похожие:

Протоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время iconФарлонг Д. Стоунхендж и пирамиды Египта: ключи от храма жизни
Характер древнеегипетской цивилизации. Роль реки (Нил) и Солнца в религиозной и хозяйственной жизни древних египтян
Протоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время iconКонцепция отношения к безнадзорным животным в самаре введение
В настоящей Концепции провозглашаются принципы, которые будут лежать в основе решений и правовых актов, регулирующих отношения, связанные...
Протоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время icon«Summer Star Ball – 2013»
Но радует то, что в последнее время спорт стал неотъемлемой частью жизни гражданина России, стремящегося быть здоровым! Поэтому неслучаен...
Протоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время iconПредмет трудового права метод трудового права принципы трудового права
Трудовые отношения в общественной организации труда и производные от них отношения, т е комплекс общественных отношений по труду...
Протоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время iconЭкономика приходов и монастырей Примерный перечень вопросов к экзамену
Место религиозной организации в экономике. Взаимоотношения религиозной организации с другими участниками- государством, бизнесом...
Протоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время iconКнига французского историка Мари-Анн Поло де Болье посвящена Франции...
В это время французское общество претерпевало коренные изменения, в результате чего сформировалась высокоразвитая цивилизация, в...
Протоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время iconЭкономике приходов и монастырей
Место религиозной организации в экономике. Взаимоотношения религиозной организации с другими участниками- государством, бизнесом...
Протоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время icon1. Философия как вид познания. Специфика фил знания. Соц функции фил
Структкра философии: Мир-Бытие-(теория диалектики: принципы, законы, категории)+(субстанция: движение, пространство, время-атрибуты...
Протоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время iconЦентрального комитета коммунистической партии советского союза
Производство. Средства производства и производственные отношения. Производственные отношения и отношения общения. Формы государства...
Протоирей Александр Задорнов Принципы отношения к религиозной жизни в последнее время iconЭлементарные формы религиозной жизни тотемическая система в Австралии
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер с англ., нем., фр. Сост и общ ред. А. Н. Красникова....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница