Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В


Скачать 102.78 Kb.
НазваниеЛитература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В
Дата публикации13.08.2013
Размер102.78 Kb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Право > Литература
07.02.2013

Светское и церковное право.

Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е.В.

Некоторые радикалы склонны отрицать связи светского и церковного права.

Отличия действительно есть кардинальные:

1) Церковное право не знает ни тюрмы, ни ссылки, не смертной казни, ни даже смертной казни. Меры церковного права: временное или окончательное отлучение от общения.

2) Есть церковные правила, которым нет аналогов в светском законодательстве. Например: «если кто оскорбит епископа, то да будет отлучен».

Причины расхождений - разные цели: церковное право стремиться помочь человеку и всей общине спасти свою душу. Светское право ставит своей целью поддержание порядка, пресечение нарушений, т.е. исходит из отрицательной посылки.

Но есть и общность:

1) Оба права имеют с правонарушениями и с поддержанием порядка

2) Если исходить из теории симфонии, которая изложена в 6-й новелле имп. Юстиниана и гласит, что Богом даны два великих дара: царство и священство; если эти люди будут нормально взаимодействовать, то все будет хорошо. Эта симфония, пусть и с немалой долей диссонанса, все же реальность жизни Церкви в Византии и отчасти на Руси, но у нас диссонанса было больше. Еще свт. Мелитон Сардийский говорил о симфонии: «Наша философия процвела в начале среди варваров, а более всего достигла успеха в твое царство (Марка Аврелия), отсуда она росла (наша философия) одновременно с расцветом римской власи; одновременно с нашим учением возрастало Ваше царство». Идея свт. Мелитона такова: по нашим молитвам со времен Августа до тебя, император, империя живет спокойно. Хотя есть мнение, оно мне ближе, что лучше Церкви не срастаться с государством, т.к. слишком много отрицательных последствий. О. Владимир же ратует за симфонию.

Из этого делается вывод относительно закона. Закон имеет свое происхождение от Бога. Вспомним Моисея и изначальные нравственные установки, полученные от Бога первыми людьми. Затем эти установки стали искажаться в извращенное законодательство.

^ Доникейская связь римского и церковного права:

Древние церковно-канонические правила: Учение 12-ти апостолов народу, апостольская дидаскалия, каноны Ипполита, апостольские постановления, правила святых апостолов.

Правила святых апостолов 394 год – 1-е упоминание, но в них есть древняя основа, например имп. Константин ссылается на них, а это начало века.

Доникейская строгость:

1) древний обычай плодоношения языческим богам 3-4 правило апостольское запрещает.

2) священнику не заниматься мирскими попечениями, иначе извержен. Почему так строго и сразу? Речь идет о римской магистратуре, т.е. о занимании чиновничих должностей, которые должны были приносить жертву в четь императора.

3) за симонию извергается и ставленник и епископ – «наш владыка поборник православия...» такие поборы...

^ Пересечение римского права и церковного:

1) Римское право говорит: «Не отомстишь дважды за единое». Этому же правилу следует и церковное право: правило, извергающее священника за прелюбодеяние не запрещает причащаться и аргументирует это римским принципом.

2) Раб не может быть иереем. Т.е. рабство христианство совершенно не запрещало, но призывало к рабам-христианнам относиться, как к братьям. На это указывает правило: извергать священника, который бьет прихожан или неверных за личное оскорбление или желая научить добродетели!

3) 861 год 9 правило двухкратного константинопольского собора: Некоторые священники, привратно толкуя апостольские правила, не сами били своих служителей, но других поручали бить другим. Таких тоже извергать. Этим правилом церковное право обороняется от права светскогоо.

Был случай: еп. Мемнон Ефесский принуждал бичеванием Прокла, будущего епископа Кизического, а затем патриарха Константинопольского, т.к. его назначали на бедную, маленькую и далекую кафедру. Его бичевали с 3-го до 6-го часа, так что перед престолом все было полно кровью. Дело в том, что еписком отвечал за многое в своем городе и многие не хотели брать на себя отвественность.

^ Пересечение ветхогозаветного права и церковного. Пр 18 св. апостолов о том, что жена священника должна быть девицей. Это взято из ветхого завета. (Лев. 21:14).

продолжение:

Пример поддержания церковным правом интересов государства:

Правила свт. Григория Неокесарийского приняты в результате набега готов в 262 году; в этих набегах им немало помогали римские граждане-предатели, которые не только предали, но и воевали вместе с варварами. Пр.7,8: «Аще кто выступал с варварами ... таким преградить путь даже в чин слушающих».

Итак, церковное право еще в доникейский период принимает римские законы, если они не противоречат божественным законам. Т.е. курс на лояльность.

После Константина Великого можно уже говорить уже о симфонии права. Это не надо забывать тем, кто из-за ложно понятой идеи толерантности, из-за ложной либеральной парадигмы забывают о своих христианских корнях. Из-за этого права человека в Европе реально сузились: право исповедывать свою веру в общественных местах не соблюдается (в школе), права на целомудрие уже нет, т.к. везде в СМИ мы видим разврат; права на соблюдение здоровия тоже нет, т.к. есть запрет на «принудительное» лечение наркоманов; и т.д. и т.п.

^ Кризис современной лжедемократии и лжелиберализма основан на формализации закона и права. В 19 веке расцвела формальная юристпруденция. Т.е. когда главное – выполнить букву правила, не задумываясь о смысле законов, о Божией правде, которая стоит в основе права и законов. От этого происходит ситуация: «Закон, как дышло – куда повернул, туда и вышло». Чтобы побороть этот кризис нужно вернуться к теории естественного права. Главные основания естественного права:

1. Исторический принцип непрерывности правового поля (совесть нельзя отменить);

2. Принцип прицендента, поскольку прицендент исходит из нравственного и исторического опыта.

Этот принцип демонстрирует ^ Миланский эдикт (313 год): «Надлежит дать власть мысли и воли каждого по своему выбору забодиться о делах Божественных». Т.е. мы видим: размышление, философское осмысление, известную богословскую систему, рациональное начало и социализированность культа. В основание христианской свободы имп. Константин полагает здравый смысл.

Не в тему, но правильная мысль о.Влидимира: 1937 год – суд над дореволюционной и революционной Россией, точнее русскими людьми. Общество и духовенство было в ужасном состоянии.

Эдикт: «Среди прочего мы решили позволить всем выбирать веру по своему выбору, чтобы небесное божество относилось к нам благосклонно, какое бы оно ни было». Вывод: основание к эдикту не индифферентность, а религиозное чувство. Такая формулировка из-за политкорректности, чтобы успокоить язычников, или это миссионерский прием – представление о едином небесном Боге, как апостол Павел в Афинах. Итак, под право подводится определенный философский базис; это мы видим и в других новеллах императоров.

Христианам возвращалось то, что было отнято во время гонений. Император использует принцип справедливости. Император признал за церковью юридическое лицо.

Беседовали о церковном имуществе, о том, что Русская Церковь, да и в Византии далеко не всегда им правильно пользовались. Сами жили в жиру, а людям не помогали порой. Так что в том, что наши императрицы в синодальный период отнимали у монастырей земли, с точки зрения Божией правды и истинного учения о монашестве – правильно.

Итак:

1. Имп. основывается на естественном праве,

2. Толерантность основывает на философском монотеизме,

3. Эдикт проникнут уважением к чужой собственности.

4. Поддерживая Церковь, Константин не применял насильственные меры против язычников.

Но в 391 принимается еще один Милданский эдикт императором Феодосием, в котором исповедание язычества объявляется государственным преступлением. Т.е. меняется отношение между государством и церковным законодательством:

а) государство принимает церковные законы, как государственные;

б) с другой стороны государственные законы принимались церковью на том же уровне, как и церковные каноны, если эти законы не противоречат канонам. Об этом говорили отцы 4 вселенского собора, что прагматические санкции императора, противоречащие христианству не будут приниматься. С другой стороны новелла Юстиниана и эклога Льва Исавра , новелла Алексея Комнина и ряд других доков входят в церковное законодательство. А кормчую книгу никто не отменял. Появляются номоканоны: патр. Сергия и патр. Фотия.

Выводы будут в начале след. занятия.

Можно прочитать статью о.Владимира «миланский эдикт...»

21.02.2013

Канонические нормы раскрывают нам историческую ситуацию 4-8 веков. Но именно из-за того, что на их формирование влияла историческая ситуация не все правила можно воспринимать буквально и безусловно. Канонические нормы могут видоизменяться исходя из исторической ситуации:

1) Пример: 13 правило Трульского собора (690 год) о запрещении брака епископата. Зачем? Ведь в послании к Тимофею и в правилах апостолов это разрешено. Мы не извращаем апостольскую заповедь, а побуждаем на лучшее. Апостол вообще говорит: «Лучше не жениться»; кроме того, не сказано, что епископ должен быть женат, а говорит, что может быть женат, и то если это будет полезно для Церкви. К 7-му веку стало ясно, что это не полезно, т.к. женатые епископы желали больше наживы. Поэтому и приняли этот канон. Кроме того, в народном сознании укоренилась мысль, что епископ – образ Христа, следовательно, должен быть девственником. В 6-м веке некоторые миряне даже не хотели причащаться у женатых епископов, это, конечно, не правильно, но очевидно, что была тенденция к сакрализации личности епископа. Новелла Юстиниана (528 год) указывает на то, что семьи епископов оттягивают на себя те деньги и ресурс времени епископа, которые должны быть использованы на нужды Церкви и благотворительность.

Итак, право несет историю своего времени, следовательно, необходимо с рассуждением подходить к тем или иным нормам.

2) Пример: свт. Василий говорит (9 правило), что муж имеет право изгнать блудившую жену, а жена не имеет права изгнать мужу, потому что такая традиция. Цитата из 9-го правила: «Господне изречение, что не позволительно разводиться от брака, только за прелюбодеяние (Мф. 5:32), по разумению его, равно приличествует и мужам, и женам. Но не то в обычае... если потому, что биема была и не стерпела ударов, то подобало паче претерпеть, нежели разлучаться с сожителем; если потому, что не стерпела утраты имения, и сей предлог не достоин уважения. Если же и потому, что муж ее живет в блуде, наблюдения сего не имеем в церковном обычае, но и от неверного мужа не повелено разлучаться жене, а пребывать с ним, по неизвестности, что последует». Итак, этот текст не отражает евангельский закон, а отражает реалии жизни того общества, реалии архаичного римского права, где имела место форма крайнего патриархального уклада и унижения женщин. Следовательно, это правило не имеет для нас серьезного авторитета, т.к. в самом тексте правила сказано, что оно не имеет евангельской подоплеки, а просто такая традиция: «Но соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею, и жена должна принять мужа своего, обращающегося от блуда, но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома. Причину этому дать нелегко, но так принято в обычай» (21 правило). Большинство отцов говорит о равноправии супругов в ответственности за прелюбодеяние. Например: 4 пр. свт. Григория Нисского: «Одинаково законно супружество и мужа по отношению к жене и жены по отношению к мужу». Отцы говорят, что прелюбодей – это всякий, кто смешивается с другой плотью. Итак, святитель Василий был прав в этих словах применительно к своей пастве, применительно к своему социуму; «с волками жить..., чтобы из этих волков сделать хоть чуть-чуть людей»; но применить это правило к современной ситуации – не правильно. Это отражается в праве: 117 новелла Юстиниана говорит, что жена может требовать развода, если муж гуляет.

^ 3) Правило свт. Василия (13 пр.) о воинах. Он говорит, что никто не осуждает воинов, но хорошо бы было «посоветовать им воздерживаться от причастия 3 года». Странное правило – с советом, а не указанием. Свт. Афанасий Великий говорит о том, что убивать на брани «похвалы достойно». Зонара говорит о том, что воевали даже некоторые священники. Итак, свт. Василий пишет свое правило не для буквальной его повсеместной реализации, а для того, чтобы подчеркнуть, что война – зло, хоть и иногда необходимое, но зло. В таком контексте это правило помогло отцам убедить императора Никофора II Фоки (963-969), который задумал «православный джихад» и настаивал на прославлении в лике святых всех воинов, погибших в войнах с арабами; отцы указали на 13 правило свт. Василия и император понял, что он был неправ. Хотя в Сербской Церкви почитаются в лике святых все воины, погибшие на Косовом поле в 1389 году (царя Лазаря и дружины его). Правда вся дружина исповедовалась и причастилась перед битвой.

Итак, при принятии канонических решений нужно следовать такой иерархии:

1) Священное писание (например, 9 и 21 правило св. Василия находится в диссонансе с Евангелием, что он и признает);

2) Согласие отцов по данному поводу (consensus patrum);

3) Письменно зафиксированное свидетельство отцов;

4) Если ответа на вопрос в первых пунктах не найти, то надо смотреть на традицию

При употреблении того или иного правила нужно учитывать:

а) исторический конспект при написании того или иного правила,

б) современную историческую ситуацию (полезно ли применять правило).

в) мы должны соблюдать не столько букву канонов, сколько их дух.

Пример: Трульский собор: Никто не должен ходить к врачу-еврею и не мыться с ними в бане. Правило выглядит неприменимо в нашей ситуации по букве. Но, по сути, оно применимо: надо обходить религиозных иудеев (можно ходить к врачу-еврею, но не нужно идти в поликлинику при синагоге). Это правило, по своему духу, запрещает брать деньги из нечистых рук – у бандитов и т.п.

Когда речь идет о принятии инославных, то нужно смотреть на вероучение, особенности жизни и особенности литургической жизни сообществ. 95 правило Трульского собора гласит, что ариан, новациан и других прнимать через миропомазание; несториан же и севириан через покаяние. Т.е. три чиноприема: через крещение, миропомазание и покаяние. При этом мы не признаем их крещение и их таинства. Это видно из 46 апостольского правила: не признавать крещения еретиков. И «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор.6:15). Мы просто не создаем дополнительных препятствий для приема из соображений икономии. На этот счет наиболее здравым кажется мнение свмч. Иллариона (Троицкого), который учил тому, что пустой сосуд безблагодатного, но правильно совершенного у еретиков таинства, во время присоединения в православие наполняется благодатью.

^ Право связано с историей: с историей возникновений тех или иных норм и с современной нам исторической ситуацией: логично ли это правило применять.

28 правило Халкидонского собора: о предоставление равных преимуществ Константинополю. Вальсамон: Константинополь на равных с Римом; Зонара: Константинополь второй. Что означало первенство в тех исторических условиях? – Достаточно скромный статус. Теперь патр. Константинопольский получил право утверждать митрополитов областей Понта, Фракии и Азии. Только утверждать! Выбирал поместный собор. Так что амбиции Константинополя не обоснованы. Т.е. преимущества пап и патриарха Константинопольского – не сакрализировались.

Похожие:

Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconЛитература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные:...

Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconЛитература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные:...

Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В icon07. 02. 2013 Светское и церковное право
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconВасилий Павлович Аксенов Коллеги «Василий аксенов «Жаль, что вас...
Бя скептицизм Алексей Максимов, весельчак, любимец девушек, гитарист Владислав Карпов и немного смешной, порывистый, вежливый, очень...
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconВладислав Петрович Крапивин Дети синего фламинго Владислав Крапивин...
Да нет, не думайте, что это плохо! Это замечательно! Значит, Птица нашла меня. Значит, она выросла!
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconЛитература, культура и фольклор тюркских народов
Вас принять участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Современные проблемы башкирской...
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconПлан лекции Что такое художественная литература. Древнейшие литературные источники
Литература вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность,...
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconСовременные теории мотивации в профессиональной деятельности
Современные теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные теории мотивации
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconЛитература второй половины ХХ ст.» Французская литература Веркор:...
Список художественных текстов для самостоятельного прочтения по курсу «зарубежная литература второй половины ХХ ст.»
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconПроводится международная научно-практическая конференция «современные...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница