Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В


Скачать 142.32 Kb.
НазваниеЛитература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В
Дата публикации13.08.2013
Размер142.32 Kb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Право > Литература
07.02.2013

Светское и церковное право.

Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е.В.

Некоторые радикалы склонны отрицать связи светского и церковного права.

Отличия действительно есть кардинальные:

1) Церковное право не знает ни тюрмы, ни ссылки, не смертной казни, ни даже смертной казни. Меры церковного права: временное или окончательное отлучение от общения.

2) Есть церковные правила, которым нет аналогов в светском законодательстве. Например: «если кто оскорбит епископа, то да будет отлучен».

Причины расхождений - разные цели: церковное право стремиться помочь человеку и всей общине спасти свою душу. Светское право ставит своей целью поддержание порядка, пресечение нарушений, т.е. исходит из отрицательной посылки.

Но есть и общность:

1) Оба права имеют с правонарушениями и с поддержанием порядка

2) Если исходить из теории симфонии, которая изложена в 6-й новелле имп. Юстиниана и гласит, что Богом даны два великих дара: царство и священство; если эти люди будут нормально взаимодействовать, то все будет хорошо. Эта симфония, пусть и с немалой долей диссонанса, все же реальность жизни Церкви в Византии и отчасти на Руси, но у нас диссонанса было больше. Еще свт. Мелитон Сардийский говорил о симфонии: «Наша философия процвела в начале среди варваров, а более всего достигла успеха в твое царство (Марка Аврелия), отсуда она росла (наша философия) одновременно с расцветом римской власи; одновременно с нашим учением возрастало Ваше царство». Идея свт. Мелитона такова: по нашим молитвам со времен Августа до тебя, император, империя живет спокойно. Хотя есть мнение, оно мне ближе, что лучше Церкви не срастаться с государством, т.к. слишком много отрицательных последствий. О. Владимир же ратует за симфонию.

Из этого делается вывод относительно закона. Закон имеет свое происхождение от Бога. Вспомним Моисея и изначальные нравственные установки, полученные от Бога первыми людьми. Затем эти установки стали искажаться в извращенное законодательство.

^ Доникейская связь римского и церковного права:

Древние церковно-канонические правила: Учение 12-ти апостолов народу, апостольская дидаскалия, каноны Ипполита, апостольские постановления, правила святых апостолов.

Правила святых апостолов 394 год – 1-е упоминание, но в них есть древняя основа, например имп. Константин ссылается на них, а это начало века.

Доникейская строгость:

1) древний обычай плодоношения языческим богам 3-4 правило апостольское запрещает.

2) священнику не заниматься мирскими попечениями, иначе извержен. Почему так строго и сразу? Речь идет о римской магистратуре, т.е. о занимании чиновничих должностей, которые должны были приносить жертву в четь императора.

3) за симонию извергается и ставленник и епископ – «наш владыка поборник православия...» такие поборы...

^ Пересечение римского права и церковного:

1) Римское право говорит: «Не отомстишь дважды за единое». Этому же правилу следует и церковное право: правило, извергающее священника за прелюбодеяние не запрещает причащаться и аргументирует это римским принципом.

2) Раб не может быть иереем. Т.е. рабство христианство совершенно не запрещало, но призывало к рабам-христианнам относиться, как к братьям. На это указывает правило: извергать священника, который бьет прихожан или неверных за личное оскорбление или желая научить добродетели!

3) 861 год 9 правило двухкратного константинопольского собора: Некоторые священники, привратно толкуя апостольские правила, не сами били своих служителей, но других поручали бить другим. Таких тоже извергать. Этим правилом церковное право обороняется от права светскогоо.

Был случай: еп. Мемнон Ефесский принуждал бичеванием Прокла, будущего епископа Кизического, а затем патриарха Константинопольского, т.к. его назначали на бедную, маленькую и далекую кафедру. Его бичевали с 3-го до 6-го часа, так что перед престолом все было полно кровью. Дело в том, что еписком отвечал за многое в своем городе и многие не хотели брать на себя отвественность.

^ Пересечение ветхогозаветного права и церковного. Пр 18 св. апостолов о том, что жена священника должна быть девицей. Это взято из ветхого завета. (Лев. 21:14).

продолжение:

Пример поддержания церковным правом интересов государства:

Правила свт. Григория Неокесарийского приняты в результате набега готов в 262 году; в этих набегах им немало помогали римские граждане-предатели, которые не только предали, но и воевали вместе с варварами. Пр.7,8: «Аще кто выступал с варварами ... таким преградить путь даже в чин слушающих».

Итак, церковное право еще в доникейский период принимает римские законы, если они не противоречат божественным законам. Т.е. курс на лояльность.

После Константина Великого можно уже говорить уже о симфонии права. Это не надо забывать тем, кто из-за ложно понятой идеи толерантности, из-за ложной либеральной парадигмы забывают о своих христианских корнях. Из-за этого права человека в Европе реально сузились: право исповедывать свою веру в общественных местах не соблюдается (в школе), права на целомудрие уже нет, т.к. везде в СМИ мы видим разврат; права на соблюдение здоровия тоже нет, т.к. есть запрет на «принудительное» лечение наркоманов; и т.д. и т.п.

^ Кризис современной лжедемократии и лжелиберализма основан на формализации закона и права. В 19 веке расцвела формальная юристпруденция. Т.е. когда главное – выполнить букву правила, не задумываясь о смысле законов, о Божией правде, которая стоит в основе права и законов. От этого происходит ситуация: «Закон, как дышло – куда повернул, туда и вышло». Чтобы побороть этот кризис нужно вернуться к теории естественного права. Главные основания естественного права:

1. Исторический принцип непрерывности правового поля (совесть нельзя отменить);

2. Принцип прицендента, поскольку прицендент исходит из нравственного и исторического опыта.

Этот принцип демонстрирует ^ Миланский эдикт (313 год): «Надлежит дать власть мысли и воли каждого по своему выбору забодиться о делах Божественных». Т.е. мы видим: размышление, философское осмысление, известную богословскую систему, рациональное начало и социализированность культа. В основание христианской свободы имп. Константин полагает здравый смысл.

Не в тему, но правильная мысль о.Влидимира: 1937 год – суд над дореволюционной и революционной Россией, точнее русскими людьми. Общество и духовенство было в ужасном состоянии.

Эдикт: «Среди прочего мы решили позволить всем выбирать веру по своему выбору, чтобы небесное божество относилось к нам благосклонно, какое бы оно ни было». Вывод: основание к эдикту не индифферентность, а религиозное чувство. Такая формулировка из-за политкорректности, чтобы успокоить язычников, или это миссионерский прием – представление о едином небесном Боге, как апостол Павел в Афинах. Итак, под право подводится определенный философский базис; это мы видим и в других новеллах императоров.

Христианам возвращалось то, что было отнято во время гонений. Император использует принцип справедливости. Император признал за церковью юридическое лицо.

Беседовали о церковном имуществе, о том, что Русская Церковь, да и в Византии далеко не всегда им правильно пользовались. Сами жили в жиру, а людям не помогали порой. Так что в том, что наши императрицы в синодальный период отнимали у монастырей земли, с точки зрения Божией правды и истинного учения о монашестве – правильно.

Итак:

1. Имп. основывается на естественном праве,

2. Толерантность основывает на философском монотеизме,

3. Эдикт проникнут уважением к чужой собственности.

4. Поддерживая Церковь, Константин не применял насильственные меры против язычников.

Но в 391 принимается еще один Милданский эдикт императором Феодосием, в котором исповедание язычества объявляется государственным преступлением. Т.е. меняется отношение между государством и церковным законодательством:

а) государство принимает церковные законы, как государственные;

б) с другой стороны государственные законы принимались церковью на том же уровне, как и церковные каноны, если эти законы не противоречат канонам. Об этом говорили отцы 4 вселенского собора, что прагматические санкции императора, противоречащие христианству не будут приниматься. С другой стороны новелла Юстиниана и эклога Льва Исавра , новелла Алексея Комнина и ряд других доков входят в церковное законодательство. А кормчую книгу никто не отменял. Появляются номоканоны: патр. Сергия и патр. Фотия.

Выводы будут в начале след. занятия.

Можно прочитать статью о.Владимира «миланский эдикт...»

21.02.2013

Канонические нормы раскрывают нам историческую ситуацию 4-8 веков. Но именно из-за того, что на их формирование влияла историческая ситуация не все правила можно воспринимать буквально и безусловно. Канонические нормы могут видоизменяться исходя из исторической ситуации:

1) Пример: 13 правило Трульского собора (690 год) о запрещении брака епископата. Зачем? Ведь в послании к Тимофею и в правилах апостолов это разрешено. Мы не извращаем апостольскую заповедь, а побуждаем на лучшее. Апостол вообще говорит: «Лучше не жениться»; кроме того, не сказано, что епископ должен быть женат, а говорит, что может быть женат, и то если это будет полезно для Церкви. К 7-му веку стало ясно, что это не полезно, т.к. женатые епископы желали больше наживы. Поэтому и приняли этот канон. Кроме того, в народном сознании укоренилась мысль, что епископ – образ Христа, следовательно, должен быть девственником. В 6-м веке некоторые миряне даже не хотели причащаться у женатых епископов, это, конечно, не правильно, но очевидно, что была тенденция к сакрализации личности епископа. Новелла Юстиниана (528 год) указывает на то, что семьи епископов оттягивают на себя те деньги и ресурс времени епископа, которые должны быть использованы на нужды Церкви и благотворительность.

Итак, право несет историю своего времени, следовательно, необходимо с рассуждением подходить к тем или иным нормам.

2) Пример: свт. Василий говорит (9 правило), что муж имеет право изгнать блудившую жену, а жена не имеет права изгнать мужу, потому что такая традиция. Цитата из 9-го правила: «Господне изречение, что не позволительно разводиться от брака, только за прелюбодеяние (Мф. 5:32), по разумению его, равно приличествует и мужам, и женам. Но не то в обычае... если потому, что биема была и не стерпела ударов, то подобало паче претерпеть, нежели разлучаться с сожителем; если потому, что не стерпела утраты имения, и сей предлог не достоин уважения. Если же и потому, что муж ее живет в блуде, наблюдения сего не имеем в церковном обычае, но и от неверного мужа не повелено разлучаться жене, а пребывать с ним, по неизвестности, что последует». Итак, этот текст не отражает евангельский закон, а отражает реалии жизни того общества, реалии архаичного римского права, где имела место форма крайнего патриархального уклада и унижения женщин. Следовательно, это правило не имеет для нас серьезного авторитета, т.к. в самом тексте правила сказано, что оно не имеет евангельской подоплеки, а просто такая традиция: «Но соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею, и жена должна принять мужа своего, обращающегося от блуда, но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома. Причину этому дать нелегко, но так принято в обычай» (21 правило). Большинство отцов говорит о равноправии супругов в ответственности за прелюбодеяние. Например: 4 пр. свт. Григория Нисского: «Одинаково законно супружество и мужа по отношению к жене и жены по отношению к мужу». Отцы говорят, что прелюбодей – это всякий, кто смешивается с другой плотью. Итак, святитель Василий был прав в этих словах применительно к своей пастве, применительно к своему социуму; «с волками жить..., чтобы из этих волков сделать хоть чуть-чуть людей»; но применить это правило к современной ситуации – не правильно. Это отражается в праве: 117 новелла Юстиниана говорит, что жена может требовать развода, если муж гуляет.

^ 3) Правило свт. Василия (13 пр.) о воинах. Он говорит, что никто не осуждает воинов, но хорошо бы было «посоветовать им воздерживаться от причастия 3 года». Странное правило – с советом, а не указанием. Свт. Афанасий Великий говорит о том, что убивать на брани «похвалы достойно». Зонара говорит о том, что воевали даже некоторые священники. Итак, свт. Василий пишет свое правило не для буквальной его повсеместной реализации, а для того, чтобы подчеркнуть, что война – зло, хоть и иногда необходимое, но зло. В таком контексте это правило помогло отцам убедить императора Никофора II Фоки (963-969), который задумал «православный джихад» и настаивал на прославлении в лике святых всех воинов, погибших в войнах с арабами; отцы указали на 13 правило свт. Василия и император понял, что он был неправ. Хотя в Сербской Церкви почитаются в лике святых все воины, погибшие на Косовом поле в 1389 году (царя Лазаря и дружины его). Правда вся дружина исповедовалась и причастилась перед битвой.

Итак, при принятии канонических решений нужно следовать такой иерархии:

1) Священное писание (например, 9 и 21 правило св. Василия находится в диссонансе с Евангелием, что он и признает);

2) Согласие отцов по данному поводу (consensus patrum);

3) Письменно зафиксированное свидетельство отцов;

4) Если ответа на вопрос в первых пунктах не найти, то надо смотреть на традицию

При употреблении того или иного правила нужно учитывать:

а) исторический конспект при написании того или иного правила,

б) современную историческую ситуацию (полезно ли применять правило).

в) мы должны соблюдать не столько букву канонов, сколько их дух.

Пример: Трульский собор: Никто не должен ходить к врачу-еврею и не мыться с ними в бане. Правило выглядит неприменимо в нашей ситуации по букве. Но, по сути, оно применимо: надо обходить религиозных иудеев (можно ходить к врачу-еврею, но не нужно идти в поликлинику при синагоге). Это правило, по своему духу, запрещает брать деньги из нечистых рук – у бандитов и т.п.

Когда речь идет о принятии инославных, то нужно смотреть на вероучение, особенности жизни и особенности литургической жизни сообществ. 95 правило Трульского собора гласит, что ариан, новациан и других прнимать через миропомазание; несториан же и севириан через покаяние. Т.е. три чиноприема: через крещение, миропомазание и покаяние. При этом мы не признаем их крещение и их таинства. Это видно из 46 апостольского правила: не признавать крещения еретиков. И «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор.6:15). Мы просто не создаем дополнительных препятствий для приема из соображений икономии. На этот счет наиболее здравым кажется мнение свмч. Иллариона (Троицкого), который учил тому, что пустой сосуд безблагодатного, но правильно совершенного у еретиков таинства, во время присоединения в православие наполняется благодатью.

^ Право связано с историей: с историей возникновений тех или иных норм и с современной нам исторической ситуацией: логично ли это правило применять.

28 правило Халкидонского собора: о предоставление равных преимуществ Константинополю. Вальсамон: Константинополь на равных с Римом; Зонара: Константинополь второй. Что означало первенство в тех исторических условиях? – Достаточно скромный статус. Теперь патр. Константинопольский получил право утверждать митрополитов областей Понта, Фракии и Азии. Только утверждать! Выбирал поместный собор. Так что амбиции Константинополя не обоснованы. Т.е. преимущества пап и патриарха Константинопольского – не сакрализировались.

допечатать

28.02.2013

Церковное право с точки зрения истории.

1) Церковное право влияет на гражданское, обычаи влияют. Васильевский отмечает, что Эклога и ряд новелл византийских императоров – это уже не в полной мере римское право, а скорее византийское, т.к. там есть много положений связанных с христианизацией общества.

2) Отменяют ли последующие каноны предыдущие? (в римском праве есть принцип «Lex posterior derogat legi priori» (позднейшим законом отменяется более ранний) – Формально да. Но на самом деле не так. Каноны – не отменяемы, но они могут корректироваться. 12 правило трульского собора говорит о том, что оно не отменяет апостольское правило: «Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроити к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго. Сие же глаголем не ко отложению, или превращению апостольскаго законоположения; но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого-либо нарекания на священное звание. Ибо глаголет божественный Апостол: вся во славу Божию творите: беспреткновени бывайте иудеем, и эллином и церкви Божией, яко же и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся. Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 10:31-33; 11:1). Аще же кто усмотрен будет сие творящий, да будет извержен. В данном случае нужно обращать внимание на «policy of legislature» (намерение законодателя). Правила могут быть отменены только в том случае, если 1) есть сомнение в их подлинности и 2) в их полезности для Церкви. Например, возникли сомнения по поводу «апостольских постановлений», которые вошли в предание, как «правила Климентовы». В правиле 2-м трульского собора говориться о том, что «правила Климентовы» мы благорассмотрительно отложили, т.к. они подложные. Правила имели действительно апостольские корни, но в 380-е их отредактировал Юлиан Арианин, привнеся туда несколько граничащих с ересью выражений.

Авторство в абсолютном большинстве памятников подлинное. Только правила святых апостолов (85 правил) явно принадлежат не апостолам, по тексту видно, что они сформировались окончательно только в 3-4 веках. Но мы их все равно принимаем, т.к. к вопросу авторства не нужно подходить формально. Важен дух правил, а он полностью соответствует апостольским посланиям. Нельзя найти в правилах святых апостолов ни одной спорной нормы. Поэтому по своей сути эти правила, несомненно, апостольские. Скорее всего и формировались они во времена апостолов.

^ Послание к евреям написал св. апостол Павел, т.к. темы послания все его: закон и вера, тема судеб израиля, и т.д.; богословские методы тоже его.

Но есть и факты, ставящие посление к евреям обособленно: 1) язык у послания к евреям другой – более простой, системный, четкий, по сравнению с другими посланиями; 2) понятие «благодать» не употребляется; 3) в начале нет приветствия.

Все эти разногласия объясняет Пантен Александрийский. 1) Послание к евреям, а они относились к Павлу подозрительно, и если бы увидели надпись «Павел», не стали бы его читать. 2) Если человек пишет статью, зная, что его будут «троллить» и критиковать, то, во-первых, пишет четко и выверено, во-вторых, если сам не умеет писать в таком доступном стиле, то даст кому-то другому отредактировать. Итак, послание к евреям, возможно, записывал какой-то помощник или секретарь Павла, например, апостол Тимофей. 3) 85 апостольское правило, 60 правило Лаодикийского собора, правило Трульского собора, и святоотеческое предание признают послание к евреям. Многие не говорят, что это апостол Павел написал, но и не отрицают.

^ Является ли каноническое право системой прецедентов или системой принципов? – Каноническое право является системой принципов, которая возникла в результате прецедентов. Римское право является системой прецедентов, из-за этого много анекдотичных ситуация. Церковное право часто строилось на прецедентах, но в основе все равно лежит платформа принципов, основанная на священном Писании и Духе Святом.

^ Междисциплинарные проблемы библеистики

Библеистика – стоит на пересечении таких дисциплин, как: текстология, литературоведение (изучение жанров текстов), гимнография, история, археология, библейская археология, философия, богословие в широком смысле слова, библейское богословие.

^ Библейское богословие редко использует строго прагматичную Аристотелеву логику и систему доказательств; библейское богословие призывает мыслить образно. Например, еврейское слово «шаддай» переводится буквально, как «крепкий» или «сильный»; но на греческий перевели не буквально, а философски «Вседержитель». Этот перевод указывает не только на божественную силу, но и на промышление Бога о мире.

Религиоведение. Необходимо изучать религии, окружающие израиль, для полноценного осмысления его истории. Например, надо знать те непотребства, которые творили хананеи, чтобы понять, зачем Господь приказал евреям истреблять их. Хорошая литература: Борис Александрович Тураев. История древнего востока.

^ Экзегеза, герменевтика (истолкование текста), текстология и библейская критика. Установление авторства и происхождения текста.

Текстология Ветхого Завета. В XX веке открыли кумранские рукописи, это была революция в области изучения ветхозаветного текста. До этого были известны: 1) масоретский текст (еврейские переписки X-XI века по Р.Х.) Основным образцом была рукопись 1008 года. Подобная поздняя датировка ставила много вопросов. Текст стабильный, но эта стабильность достигалась уничтожением всех текстов, несоответствующих масоретскому стандарту, формируемому самими же масоретами, т.е. иудеями в период II-IX века. 2) В основу изданий Септуагинты легли кодексы IV века, в частности Синайский кодекс, но в него было внесено около 900 правок. 3) Есть еще самаритянское Пятикнижие, где много «сектантских» вставок.

Кумранские рукописи подтвердили то, что все эти 3 источника могут иметь место, но полностью не подтвердили ни один из них.

Похожие:

Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconЛитература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные:...

Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconЛитература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные:...

Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В icon07. 02. 2013 Светское и церковное право
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconВасилий Павлович Аксенов Коллеги «Василий аксенов «Жаль, что вас...
Бя скептицизм Алексей Максимов, весельчак, любимец девушек, гитарист Владислав Карпов и немного смешной, порывистый, вежливый, очень...
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconВладислав Петрович Крапивин Дети синего фламинго Владислав Крапивин...
Да нет, не думайте, что это плохо! Это замечательно! Значит, Птица нашла меня. Значит, она выросла!
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconЛитература, культура и фольклор тюркских народов
Вас принять участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Современные проблемы башкирской...
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconПлан лекции Что такое художественная литература. Древнейшие литературные источники
Литература вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность,...
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconСовременные теории мотивации в профессиональной деятельности
Современные теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные теории мотивации
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconЛитература второй половины ХХ ст.» Французская литература Веркор:...
Список художественных текстов для самостоятельного прочтения по курсу «зарубежная литература второй половины ХХ ст.»
Литература: прот. Владислав Цыпин, Суворов, Павлов, Заозерский; современные: Максимов, Бондач, Белякова Е. В iconПроводится международная научно-практическая конференция «современные...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница