Учебник


НазваниеУчебник
страница1/39
Дата публикации17.06.2013
Размер6.65 Mb.
ТипУчебник
vb2.userdocs.ru > Право > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ
УЧЕБНИК
Под редакцией:

к.ю.н., доцента кафедры уголовного

и уголовно-исполнительного права ГОУ ВПО

"Саратовская государственная академия права"

П.Е. КОНЕГЕРА

и д.ю.н., профессора кафедры уголовного

и уголовно-исполнительного права ГОУ ВПО

"Саратовская государственная академия права"

М.С. РЫБАКА
Рекомендовано Учебно-методическим советом

по образованию в области юриспруденции

Приволжского федерального округа в качестве учебника
Коллектив авторов:
Анисимков В.М. - д.ю.н. профессор.

Алешина А.П.

Желоков Н.В. - к.ю.н.

Зарипов З.С. - д.ю.н., профессор.

Чорный В.Н. - к.ю.н., профессор.

Капункин С.А. - к.ю.н., профессор.

Конегер П.Е. - к.ю.н., доцент.

Копылова О.М.

Копшева К.О. - к.ю.н., доцент.

Лаврентьев М.В. - к.ю.н., доцент.

Лысенко Е.В. - к.ю.н.

Пономаренко Е.В. - к.ю.н.

Рыбак М.С. - д.ю.н., профессор.

Сизая Е.А. - к.ю.н., доцент.

Сизый А.Ф. - д.ю.н., профессор.

Хутов К.М. - к.ю.н., доцент.

Чередниченко Е.Е. - к.ю.н., доцент.
Рецензенты:
Реймер А.А. - директор ФСИН России, кандидат юридических наук.

Журавлев М.П. - д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ.

Малков В.П. - д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ и Республики Татарстан.
^ ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. Нормативные правовые акты
Конституция РФ - Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

ГК РФ - Гражданский кодекс РФ.

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс РФ.

^ ИТК РСФСР (1924 г., 1933 г., 1970 г.) - Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1924 г., 1933 г., 1970 г.) <1>.

--------------------------------

<1> ИТК РСФСР 1970 г. утратил силу с 1 июля 1997 г.
^ КоАП РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях.

ТК РФ - Трудовой кодекс РФ.

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

УК РФ - Уголовный кодекс РФ.

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

^ Закон об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, - Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

^ Закон о содержании под стражей - Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
2. Органы власти и управления
^ Минюст России - Министерство юстиции РФ <2>.

--------------------------------

<2> Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ" (далее - ФЗ от 8 ноября 2008 г. N 194-ФЗ)).
^ МВД РФ - Министерство внутренних дел РФ.

Минздравсоцразвития России - Министерство здравоохранения и социального развития РФ <3>.

--------------------------------

<3> Федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ФЗ от 8 ноября 2008 г. N 194-ФЗ).
Минобороны РФ - Министерство обороны РФ <4>.

--------------------------------

<4> Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны (ФЗ от 8 ноября 2008 г. N 194-ФЗ).
^ ФСИН России - Федеральная служба исполнения наказаний РФ.

ФССП России - Федеральная служба судебных приставов РФ.

ГУИН, УИН - Главное управление исполнения наказаний, управление исполнения наказаний.

^ Минобрнауки России - Министерство образования и науки РФ.
3. Иные сокращения
ВК - воспитательная колония.

ГУВД - Главное управление внутренних дел.

ДИЗО - дисциплинарный изолятор.

^ ЕПКТ - единые помещения камерного типа.

ИВС - изолятор временного содержания.

ИК - исправительная колония.

ИТК - исправительно-трудовая колония.

ИТП - исправительно-трудовое право.

ИТУ - исправительно-трудовое учреждение.

^ ИУ - исправительное учреждение.

МРОТ - минимальный размер оплаты труда.

ОВД - орган (отдел) внутренних дел.

ООН - Организация Объединенных Наций.

ПКТ - помещение камерного типа.

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

^ РФ - Российская Федерация.

СИЗО - следственный изолятор.

СНГ - Содружество Независимых Государств.

СССР - Союз Советских Социалистических Республик.

УВД - управление внутренних дел.

УДО - условно-досрочное освобождение.

^ УИИ - уголовно-исполнительная инспекция.

УИС - уголовно-исполнительная система.

ШИЗО - штрафной изолятор.
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в обществе интенсивные преобразовательные процессы, рыночные реформы и переход от одной системы социального устройства к другой в значительной мере предопределили необходимость решения целого комплекса довольно сложных задач.

Присоединение Российской Федерации в 1996 г. к Уставу Совета Европы и в 1998 г. - к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения уголовно-исполнительной системы в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы, которые в последние годы претерпели значительные изменения относительно содержания тюремного управления и обращения с заключенными (подследственными, осужденными).

Подписание Российской Федерацией целого ряда международных договоров, соглашений и конвенций диктует необходимость внедрения в практику исполнения уголовных наказаний признанных мировым сообществом стандартов, касающихся обеспечения прав и законных интересов осужденных.

В связи с этим довольно существенным изменениям подвергается вся правовая система, в том числе и уголовно-исполнительное законодательство как отдельная и самостоятельная отрасль этой системы.

Изучение уголовно-исполнительного права (ранее традиционно именовалось как "исправительно-трудовое право") в последние годы представляло известные трудности. Они, в большей части, были обусловлены тем, что в связи с изменениями основных направлений осуществления современной уголовно-правовой политики в законодательство было внесено множество изменений и дополнений.

Процесс законодательного реформирования, правовой корректировки и внесения существенных дополнений в действующее уголовно-исполнительное законодательство продолжается и в настоящее время. Главная задача современной масштабной реформы уголовно-исполнительной системы состоит в том, чтобы наказание не ломало жизнь человеку, а достигало цели образумить его, когда это возможно <5>. Приведенные объективные обстоятельства не могут не усложнять и юридическую практику, и учебный процесс, поскольку требуют учета не только основных направлений современной уголовно-исполнительной политики, но и научного и практического толкования многочисленных дополнительных вступивших в законную силу нормативно-правовых документов.

--------------------------------

<5> Подробнее см.: Статья без заключения. Интервью с Министром юстиции РФ А.В. Коноваловым // Рос. газ. 2009. 5 мая. С. 5.
Кроме того, вступление в действие в январе 1997 г. УК РФ и в июле 1997 г. УИК РФ, с одной стороны, устранило путаницу и элементы несогласованности и способствовало совершенствованию пенитенциарных правоотношений, с другой - породило достаточно сложные проблемы в части осмысления и практического освоения существенно обновленной отрасли права.

Изучение уголовно-исполнительного права должно основываться не только на необходимости четкого понимания всей совокупности норм отраслевого законодательства, но и на объективном анализе текущего момента с его социальными, политическими и экономическими условиями.

Предлагаемый учебник подготовлен коллективом ведущих ученых и специалистов кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Саратовской государственной академии права при непосредственном участии виднейших ученых России в области уголовно-исполнительного права и написан в полном соответствии с программой курса уголовно-исполнительного права для юридических вузов различных профильных ориентаций; отражает все основные темы учебного плана.

Учебник разработан в полном соответствии с действующим законодательством и содержит, помимо изложения нормативного материала, обширный ряд сведений различного характера - материал по истории развития отдельных правовых институтов, их сравнительно-правовому анализу, о проблемах реализации норм законодательства в практической деятельности соответствующих государственных органов.

Структура учебного курса способна дать обучаемым основы знаний по форме и содержанию уголовно-исполнительного права, необходимые для ориентирования в специфических и достаточно сложных общественных отношениях, конкретных правоприменительных ситуациях.

При подготовке учебника достаточно подробно учтены произошедшие изменения в уголовно-исполнительном законодательстве, а также действующие международные правовые акты, носящие рекомендательный характер и касающиеся исполнения уголовных наказаний. Для удобства обучающихся структура и содержание учебника в основном соответствуют структуре построения действующего УИК РФ.

Учебник "Уголовно-исполнительное право России" является итогом научного поиска и творчества коллектива кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Саратовской государственной академии права при активном участии виднейших ученых России и рекомендован в качестве учебника.
^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. ПОНЯТИЕ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРАВА. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА КУРСА.

НАУКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
§ 1. Понятие уголовно-исполнительного права,

его предмет, метод и система курса
Под правом в соответствии с общетеоретическим подходом понимается система общеобязательных, формально-определенных норм, которые:

- выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер;

- издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения;

- являются властно-официальным регулятором общественных отношений <6>.

--------------------------------

<6> См.: Байтин М.И. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 12 - 13. Приведенное определение выражает авторскую позицию, которая может быть оспорена, изменена и дополнена другими авторами.
Признаками отрасли права, кроме прочего, обычно принято считать наличие: самостоятельного предмета правового регулирования; соответствующего этому предмету метода правового регулирования и обособленной системы норм.

Уголовно-исполнительное право, как самостоятельная отрасль права, обладает всеми указанными признаками и представляет собой прежде всего систему юридических норм однородного порядка. Данная однородность, в свою очередь, обусловлена их содержанием. По своему содержанию эти нормы сориентированы на регулирование процессов исполнения и отбывания уголовных наказаний. Они адресованы, с одной стороны, осужденному, образуя его своеобразное правовое положение (статус), с другой - правоприменителю, наделяя его специфичными правами и обязанностями. Кроме того, однородность норм уголовно-исполнительного права выражается в их общей функциональной направленности.

^ Нормы уголовно-исполнительного права предназначены для регулирования порядка взаимоотношений между осужденными, и в то же время для воздействия на отношения осужденных с государством (в лице соответствующих органов и учреждений) в период отбывания наказания.

Объективная необходимость законодательной регламентации уголовно-исполнительных отношений предопределяется как минимум следующими обстоятельствами:

1) исполнение наказаний всегда неразрывно связано с существенными правовыми ограничениями, а в соответствии с Конституцией РФ (ст. 55) законными могут быть признаны только те ограничения или умаления прав и свобод личности, которые предусмотрены федеральным законом. Отсюда следует, что порядок исполнения наказания должен четко определяться правовыми нормами;

2) уголовное наказание, как правило, реализуется вопреки воле осужденных. Принуждение же в правовом государстве может применяться только государственными органами на основе четкой юридической регламентации;

3) принудительный характер обеспечения уголовно-исполнительных норм должен быть в равной степени применим ко всем лицам, отбывающим уголовные наказания. В определенной степени именно этим обстоятельством обусловлен и общеобязательный характер норм уголовно-исполнительного права. Общеобязательность уголовно-исполнительных правил предполагает, что каждый осужденный обязан беспрекословно их исполнять;

4) существует настоятельная потребность в вопросах обеспечения единства между уголовно-исполнительным законодательством и другими ветвями уголовно-правовой политики. Без надлежащей юридической регламентации самого процесса исполнения наказания такую взаимосвязь осуществить невозможно;

5) имеет место необходимость обеспечения максимального соответствия порядка исполнения наказаний рекомендациям общепризнанных международных норм, в том числе - международных стандартов обращения с заключенными. Это требование вытекает из положений Конституции РФ (ст. 15) и предполагает целенаправленную деятельность по включению указанных стандартов в национальное законодательство России <7>.

--------------------------------

<7> См.: Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. Томск, 1997. С. 8 - 9.
Кроме того, обязательным условием исполнения уголовного наказания является обязанность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы обеспечить полную безопасность осужденных в период отбывания ими наказания.

Названные обстоятельства объективно вызвали к жизни самостоятельную отрасль права, которая характеризуется и собственным предметом правового регулирования.

До недавнего времени считалось, что предметом уголовно-исполнительного права является регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Этот вывод прямо вытекает из анализа ст. 2 прежнего (1970 г.) ИТК РСФСР. В настоящее время к предмету правового регулирования уголовно-исполнительного права совершенно обоснованно отнесен порядок исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний.

Изначально предмет уголовно-исполнительного права обозначен, условно говоря, в количественном отношении. Но возможен и другой подход: определение предмета права в плане содержания правоотношений, складывающихся при исполнении наказания, и функций, выполняемых при этом соответствующими учреждениями и органами государства. При этом следует иметь в виду всю совокупность учреждений и органов, как специально созданных для выполнения этих функций (система ФСИН), так и иных, исполнение наказаний для которых является дополнительной нагрузкой и обязанностью (командование воинских частей, промышленные и иные предприятия и учреждения и т.д.). Такого рода положения, углубляющие понимание предмета уголовно-исполнительного законодательства, были в свое время сформулированы и обоснованы А.Е. Наташевым и Н.А. Стручковым <8>.

--------------------------------

<8> См.: Советское исправительно-трудовое законодательство. Основные вопросы теории и практики. М., 1965. С. 44; Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. М., 1984. С. 44, 46.
В действующем уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 2 УИК РФ) закреплено воздействие норм указанной отрасли на предмет правового регулирования. Это воздействие определяется тем, что УИК РФ устанавливает:

- общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера;

- порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных;

- порядок освобождения от наказания;

- порядок оказания помощи освобождаемым от наказания лицам.

В упомянутой статье УИК РФ определены два важнейших момента:

1) в уголовно-исполнительном законодательстве закрепляется исполнение наказания, а не приговора;

2) термин "исполнение" обращен к представителям органов и учреждений, исполняющих наказания, в то время как термин "отбывание" подчеркивает обязанность осужденных претерпевать все то, что влечет за собой наказание.

После проведенного анализа следует определить и сформулировать определение предмета уголовно-исполнительного законодательства.

^ Предмет уголовно-исполнительного регулирования - общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с исполнением и отбыванием уголовных наказаний.

Поводом возникновения уголовно-исполнительных отношений следует считать вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, в котором выражена правовая оценка преступления и воля государства по определению вида и размера наказания за его совершение.

^ Моментом возникновения уголовно-исполнительных отношений является время вступления в законную силу обвинительного приговора суда. В то же время указанные уголовно-исполнительные отношения продолжаются вплоть до момента отбытия осужденным вынесенного судом наказания. В этот период изначально складываются и существуют на протяжении всего времени исполнения уголовного наказания особые отношения между осужденным - с одной стороны, и представителями государственных интересов - с другой. Речь идет о тех органах, которые в силу своих полномочий обязаны исполнять уголовные наказания. Вместе с тем в силу возникших особых уголовно-исполнительных отношений осужденные обязаны соблюдать определенные правовые ограничения, которые устанавливаются и регулируются нормами уголовно-исполнительного законодательства. Осужденные при всем этом, в силу приобретенного особого правового статуса, становятся обладателями определенных, отличных от общегражданских, прав. В то же время они сохраняют свои законные интересы.

Как уже было отмечено, основой и основным стержнем предмета уголовно-исполнительного права являются отношения между осужденными и государством. Отсюда, в силу исключительной специфичности отношений, неизбежно возникает необходимость особо тщательной регламентации и правового обеспечения деятельности учреждений и органов, на которые возложена обязанность исполнения уголовных наказаний.

Однако названным предметом сфера данной отрасли права не ограничивается. Сюда, кроме того, входят и отношения, связанные с ресоциализацией осужденных, а также отношения, возникающие в связи с их участием в трудовой, общественной и иной деятельности. Сюда же примыкают и вопросы постпенитенциарной адаптации освобожденных от уголовного наказания лиц.

В общей теории права прочно утвердилось мнение о том, что самостоятельные отрасли права должны обладать и собственным методом правового регулирования.

Метод, по своей смысловой сути, представляет собой способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо <9>. Как известно, метод определяется спецификой предмета, и поэтому выступает в качестве вторичного критерия, характеризующего самостоятельную отрасль права.

--------------------------------

<9> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001. С. 353.
Находясь в неразрывном единстве между собой, предмет и метод имеют и свои существенные различия. Эти различия определяются их функциональными особенностями.

Предмет уголовно-исполнительного права отвечает на вопрос: какие общественные отношения должны регулироваться нормами уголовно-исполнительного права?

Метод же указывает на то, каким образом эти отношения регулируются. Иными словами, метод уголовно-исполнительного права определяет способ регулирования специфических общественных отношений, возникающих в связи и по поводу исполнения уголовного наказания.

Исходя из этого, следует заключить, что метод уголовно-исполнительного регулирования представляет собой совокупность приемов (способов) воздействия уголовно-исполнительного права на общественные отношения, выступающие его предметом.

Многообразие уголовно-исполнительных отношений по своему содержанию предопределяет комплексный характер метода рассматриваемой отрасли права. Такая точка зрения была сформулирована А.Л. Ременсоном. Он отмечал, что существование комплексного метода правового регулирования в уголовно-исполнительном праве обусловлено многосторонним характером деятельности исправительных учреждений. Оно обусловлено и плюрализмом возникающих при исполнении наказания правоотношений <10>.

--------------------------------

<10> См.: Ременсон А.Л. К вопросу о методе исправительно-трудового права. Проблемы теории и практики борьбы с преступностью. Томск, 1983. С. 76.
Основным методом уголовно-исполнительного права можно считать метод правового регулирования, который обеспечивает законность в ходе всего процесса исполнения наказаний, а также способствует сочетанию различных приемов, в зависимости от конкретных правовых ситуаций (условий), является одновременно отражением комплексного характера самого процесса достижения целей уголовного наказания и решения задач надлежащего его исполнения.

Большинство правоведов (А.Е. Наташев, Н.А. Стручков, В.И. Селиверстов, И.В. Шмаров и др.) выделяют императивный характер метода правового регулирования. Такой подход представляется оправданным. Если наказание представляет собой меру государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер способа правового регулирования - императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений (метод "власть - подчинение").

Императивный характер метода правового регулирования следует обозначить через прием запрета. К примеру, законодательно запрещается совершение нарушений установленного порядка отбывания наказания под угрозой применения мер взыскания к правонарушителям (ст. 115 - 119 УИК РФ). Так, в ст. 115 УИК РФ закреплены меры взысканий, применяемых к осужденным к лишению свободы, которые могут быть применены к лицам, нарушающим порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы. К таковым относятся:

1) выговор;

2) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;

3) водворение в штрафной изолятор сроком до 15 суток;

4) перевод мужчин в помещение камерного типа на срок до 6 месяцев;

5) перевод мужчин в помещение камерного типа сроком до 1 года;

6) перевод женщин, нарушающих режим содержания, в помещение камерного типа на срок до 3 месяцев и т.д.

Поскольку осужденный является субъектом уголовно-исполнительных отношений, он имеет определенные обязанности, круг которых категорично очерчен уголовно-исполнительным законодательством. Вместе с тем наличие установленного законом правового статуса осужденного предполагает и определенную совокупность его прав. В связи с этим возникает необходимость и позитивного метода регулирования.

^ Позитивный метод предполагает дозволение определенного поведения, а также положительную оценку законопослушного поведения лица в период отбывания наказания. Так, ст. 134 УИК РФ устанавливает и закрепляет меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях. В соответствии с этой статьей, за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным могут применяться следующие меры поощрения:

1) предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;

2) предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников.

В данном случае позитивное поведение осужденного служит основанием к выводу о положительной тенденции в вопросах его исправления.

Таким образом, наличие самостоятельного предмета и метода правового регулирования позволяют судить об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли целостной и действующей правовой системы.

^ Уголовно-исполнительное право, таким образом, - это самостоятельная отрасль права единой действующей правовой системы, представляющей собой совокупность однородных норм высшего органа государственной власти, которые устанавливают основания, цели, задачи, принципы и иные правила правового регулирования исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Несмотря на свою самостоятельность уголовно-исполнительное право как отрасль единой, целостной правовой системы выступает в качестве вторичной отрасли по отношению к базовой (фундаментальной) отрасли - конституционному праву, исключительная важность которой состоит в установлении и закреплении прав и свобод человека и гражданина.

Уголовно-исполнительное право по своему назначению входит и в общий комплекс отраслей права, регулирующих в той или иной степени вопросы борьбы с преступностью (уголовно-правовой комплекс). В связи с этим значение приобретает место уголовно-исполнительного права в указанном правовом комплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным правом.

Уголовное - как материальное, так и процессуальное право - посредством своих предписаний играет по отношению к уголовно-исполнительному праву определяющую роль. Оно обусловливает понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания, а также освобождение от него, то есть формулирует ключевые смежные юридические категории. В то же время, как справедливо отмечал Н.А. Стручков <11>, уголовное право получает от уголовно-исполнительного права данные, свидетельствующие об эффективности институтов и норм реализации уголовной ответственности и применении наказания.

--------------------------------

<11> См.: Стручков Н.А. Понятие советского исправительно-трудового права: Лекция. М., 1989. С. 24.
Вместе с тем уголовно-исполнительное право закрепляет и собственные юридические понятия, принципы, нормы и институты, обусловленные своим своеобразным предметом правового регулирования. Разумеется, эти рассуждения носят предварительный характер, поскольку процесс правотворчества и обновления законодательства еще далеко не завершен. Этот процесс довольно динамичен и находится в постоянном движении, он не может иметь полностью завершенный и окончательный характер в силу того, что общество, развиваясь, вырабатывает новые потребности и решает новые задачи, в том числе и законодательного порядка. Законодательный и нормотворческий процессы будут иметь место всегда в силу их объективной необходимости для успешного развития общества. Логическая взаимосвязь между уголовной и уголовно-исполнительной отраслями права будет постоянно и интенсивно совершенствоваться, вероятно, еще в течение неопределенного временного периода.

Курс уголовно-исполнительного права представляет собой самостоятельную юридическую дисциплину, которая раскрывает все аспекты правового регулирования процесса исполнения уголовных наказаний.

^ Система курса уголовно-исполнительного права состоит из двух взаимосвязанных между собой частей:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Похожие:

Учебник iconУчебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. Спб.: Питер, 2003. 351 с.: ил. Серия «Учебник нового века»
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов,...
Учебник iconУчебник. (автор В. М. Найдыш) 978-5-98281-102-8
Философия. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. (автор Б. Марков.) 000000003554
Учебник iconУчебник написан в соответствии с программой подготовки психологов...
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений
Учебник iconУчебник нового века
Учебник предназначен для сту- дентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов,...
Учебник iconУчебник для вузов. Ростов- на-Дону, 2001. Лобачева Г. К. Экология...

Учебник iconУчебник подготовлен коллективом авторов ведущими патофизиологами...
Патофизиология : учебник : в 2 т. / под ред. В. В. Новицкого, Е. Д. Гольдберга, О. И. Уразовой. 4-е изд., перераб и доп. Гэотар-медиа,...
Учебник iconВайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001
Учебник разработан в соответствии с программой дисциплины для студентов невалеологических специальностей вузов и университетов. Основной...
Учебник iconУчебник для высших учебных заведений
Учебник предназначен для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих основы правоведения, а также всем тем, кто интересуется...
Учебник iconУчебник «Введение в исследование операций»
Учебник – «Введение в исследование операций» Автор – Таха. Издательство «Уильямс», 2005
Учебник iconУчебник санитарного инструктора г. Москва Военное издательство 2002
Учебник предназначен для подготовки санитарных инструкторов. Он разработан на основе требований наставлений, указаний, инструкций,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница