1. Международное право: понятие и предмет регулирования


Название1. Международное право: понятие и предмет регулирования
страница1/6
Дата публикации09.11.2013
Размер0.73 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6
1. Международное право: понятие и предмет регулирования.

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.

^ Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

  • между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

  • между государствами и международными межправительственными организациями;

  • между государствами и государствоподобными образованиями;

  • между международными межправительственными организациями.

МП как система права – это совокупность принципов и норм, создаваемых определенными субъектами МП и регулирующих международные отношения.

1) Нормы МП создаются в основном государствами и международными организациями на основе соглашения

2) Международные отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции государства – предмет МП.

^ Объекты международных отношений:

1) Вопросы, которые по своей сути являются международными и не могут относиться к внутренней компетенции государства: вопросы, составляющие общечеловеческие интересы и ценности (вопросы мира и безопасности; правовой режим международной территории; глобальные экологические проблемы и др.)

2) Другие вопросы, которые могут быть разрешены только совместными усилиями государств на основе учета их взаимных интересов (установление государственных границ; оказание правовой помощи по уголовным, гражданским делам)

3) Вопросы, которые входят во внутреннюю компетенцию государства, но для более эффективного их разрешения необходимо сотрудничество с другими государствами (обеспечение и защита прав человека; осуществление международной уголовной юрисдикции в отношении определенных преступных деяний).
2. Соотношение МП и внутригосударственного права.

Проблема возникла в конце 19в.

2 теории: 1) Монизм: МП и внутригосударственное право – это единое целое. 2 подвида: - доминанта МП над государственным правом - доминанта государственного над МП (Гегель). 2) Дуализм: МП и государственное право – это две автономные правовые системы, взаимодействующие и взаимовлияющие. Соотношение МП и государственного права регламентируется государственными актами.

Способы:

1) Государство может предусмотреть в законодательстве положение о непосредственном действии норм МП на его территории (Франция, Бельгия, РФ, Нидерланды). Пример: Конституция РФ ч. 4 ст. 15.: «Общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяется правила международного договора».

2) Государство может трансформировать нормы МП в нормы государственного права путем принятия нового нормативного акта или внесения изменений в нормативные акты – дуалистические государства (Ирландия, Дания, Соединенное Королевство).
3. Субъекты МП: пон-е, виды. М/н правосубъектность инд-дов.

Субъекты МП – это участники международных правоотношений, которые обладают правами и несут обязанности, закреплённые в МП.

Традиционно в качестве субъекта МП рассматривалось государство, потом стали выделять международные межправительственные организации, потом нации и народы, борющиеся за независимость (организация освобождения Палестины) и государствоподобные образования (Ватикан). Их свойства: они могут создавать нормы МП; могут вступать друг с другом в дипломатические отношения.

Современная точка зрения: субъекты МП – это еще и международные неправительственные организации (Гринпис, комитет красного креста и полумесяца, ЮЛ, ФЛ), так как:

1) как субъекты МП они могут обращаться в международные организации по защите прав человека

2) ФЛ может нести международную уголовную ответственность, но оно не может заключать международные договоры.

Особенности субъектов МП:

1) В МП нет недееспоспособных субъектов.

2) Правосубъектность в МП – это объем прав и обязанностей, закрепленных в нормах МП.

3) Правоспособность в МП (ст. 6 ВК о праве международных договоров 1969г.) – каждое государство обладает правоспособностью.

Виды субъектов:

По происхождению:

1) Основные (первичные): государство, нации и народы, борющиеся за независимость – они являются самостоятельными, их правосубектность не зависит от чьей-либо воли.

2) Вторичные (производные): международные межправительственные организации, государствоподобные образования, нетрадиционные субъекты МП:

- они порождены как субъекты МП волеизъявлением государств, зафиксированы в международном договоре.

^ По объёму прав и обязанностей:

1) правосоздающие (традиционные) = правореализующие

2) правореализующие (нетрадиционные).

Правосубъектность индивидов: в МП нет норм, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, представляемые МП. Современные нормы МП устанавливают права, обязанности, ответственность индивидов. Разрабатывается проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Сегодня применяется статут международного трибунала в правонарушениях, связанных с судебным преследованием лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии. Существует множество конвенций о предотвращении и наказаниях преступлений международного характера. Расширился круг международных норм, предоставляющих индивиду юридические возможности их обеспечения и защиты. В договорах защищищаются также гражданские, семейные, трудовые отношения. Европейская конвенция по защите прав и свобод человека, ч.3 ст.46 Конституции РФ: каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.
4. Государства – основные субъекты МП. Постоянно нейтральные гос-ва.

С точки зрения современного МП, государство - образование, обладающее:

Три признака государства : обладают - суверенитетом

- определенной территорией -могут создавать нормы МП

- населением - равенство государств между собой

Государство обладает универсальной правоспособностью

Государства как участники МО равны.

^ Права и обязанности:

- основные ПиО – обусловлены основными принципами МП

- производные ПиО – вытекающие из основных ПиО

- индивидуальные ПиО – двусторонние или трёхсторонние договоры.

^ Постоянно нейтральное государство – то государство, которое добровольно приняло на себя обязательство путём заключения международного договора или в одностороннем порядке соблюдать постоянный нейтралитет, т.е.:

  • не вступать в военные союзы;

  • не допускать военного присутствия на своей территории других государств в мирное и военное время;

  • не участвовать в вооруженном конфликте между государствами;

  • воздерживаться от политики, которая могла бы привести к вовлечению в войну.

Постоянный нейтралитет не влечёт утрату государством права на самооборону в случае нападения на него, у государства могут быть свои вооруженные силы.

Сегодня: Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджи, Мальта, Туркменистан.

^ Признание государств.

Способы образования государств:

1) В результате коренных изменений в экономическом и политическом строе.

2) Объединение нескольких государств в одно.

3) Разделение одного государства на несколько государств.

4) В результате отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельных государств.

5) Образование нового государства на месте бывшей колонии.

^ Момент, с которого новое государство становится субъектом МП.

Теории:

1) Конструктивная теория – только после признания всеми (большинством) существующими государствами.

2) Декларативная теория – с момента провозглашения.

Признание в современном МП не играет существенной роли. Факт признания со стороны существующих государств важен только для осущствления прав в качестве субъекта МП.

^ Способы признания государства:

1) Де-Юре (полное) – установление дипломатических отношений с новым государством, обмен дипломатическими представительствами и консульствами.

2) Де-Факто – заключение международных договоров по различным вопросам.
5. Участие субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях.

Степень самостоятельности определяется конституцией либо федеративным договором, либо договором о разграничении предметов ведения между федерацией и её субъектами.

Конституция РФ – ст. 71, 72, 73; ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей в субъектах РФ» от 4.01.99.

Субъекты РФ вступают в международные и внешнеторговые связи с субъектами других федеративных государств и с административно-территориальными образованиями иных государств, с иным государством в целом – только с разрешения правительства РФ.

Международные и внешнеэкономические связи – культурные, экономические, гуманитарные, научно-технические и другие связи. По этим вопросам субъекты РФ могут заключать международные соглашения.

Порядок заключения международных соглашений:

1. ОГВ субъектов РФ уведомляют о вступлении в переговоры по поводу заключения соглашений федеральные ОГВ.

2. ОГВ субъектов РФ должны предоставить проект в МИД РФ либо в другой федеральный ОИВ не позднее месяца до подписания такого соглашения.

3. федеральный ОИВ должен ответить в 20-дневный срок на проект. В случае разногласий – согласительная комиссия. Соглашение не должно противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, международным договорам РФ.

Субъекты РФ могут участвовать в работе международных межправительственных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей (например, конгресс местных и регион-ых властей).

Субъекты РФ могут открывать свои представительства в иных государствах. Они не являются дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями. Работники не обладают дипломатическими иммунитетами и привилегиями.
6. Правопреемство государств: понятие, источники, основание, случаи, объекты, теории.

Правопреемство государств в МП – это смена одного государства другим, в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и за осуществление к этому моменту прав и обязанностей

Основание – юридический факт возникновения нового государства.

Случаи: коренное изменение политического и экономического строя; выделение одного государства из другого; разделение государств; объединение государств; образование государства на месте колонии.

^ Объект правопреемства:

1) Международные договоры;

2) Государственная собственность;

3) Государственные долги;

4) Государственные архивы.

Стороны:

-государство - предшественник;

-государство - преемник.

Источники:

1) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров (1978г.), вступила в силу с 1996г.

2) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983г. (недействительна).

Обе конвенции исходят из принципа, что вопросы правопреемства могут решаться по соглашению сторон, а положения конвенции будут применяться только при отсутствии договоренности. Неурегулированные в конвенции вопросы будут регулироваться принципами общего МП.

^ Теории по вопросам правопреемства:

1) Негативная: новое государство никак не связано с государством - предшественником (теория Табула Раса – «чистой доски»).

2) Теория Континуитета (продолжение)

Теории не применялись на практике.
7. Правопреемство РФ и других государств на территории бывшего СССР.

В целом процесс правопреемства происходил в рамках норм МП, но были особ-сти:

  • В институте правопреемства – новое понятие – «государство-продолжатель» (РФ). РФ продолжила членство в Совете Безопасности ООН. Данное решение было принято советом глав государств 22.12.91.

  • РФ продолжила за СССР статус ядерной державы: 12 государств достигли соглашения о совместных мерах в отношении ядерного оружия 22.12.91., в котором предусмотрено перемещение в РФ ядерных средств бывшего СССР из Белоруссии, Казахстана, Украины, закрепление за ними статуса неядерных держав и обязательство присоединиться в этом качестве к договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г.

  • 3.01.92 г. МИД РФ разослал ноты главам иностранных государств, в которых сообщалось, что посольства и консульства бывшего СССР необходимо считать посольствами и консульствами РФ; РФ продолжит функции депозитария – хранителя подлинного текста международного договора.

РФ как государство – правопреемник.

Собственность должна распределяться в справедливых долях.

22.01.92. – соглашение о распределении собственности бывшего СССР (РФ – 64%, Украина – 16%...); соглашение о распределении долгов СССР.

РФ берёт на себя обязательства по выплате долга, всю собственность. Мировое сообщество списало 40% долгов бывшего СССР.

Архивы: целостность и доступность.

Международные договоры о государственной границе перезаключены. РФ участвует во всех договорах СССР.
8. Нормообразование в МП.

Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП; общее правило, рассчитанное на неоднократное применение.

Особенности:

  • Предмет регулирования – международные отношения

  • Порядок создания

  • Форма выражения

  • Обеспечение реализации.

В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

В процессе создания норм – 2 стадии:

  1. достижение соглашения относительно содержания правила поведения

  2. выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

Нормообразование в МП началось с формирования обычных правовых норм.

Международная обычная правовая норма – это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты МП признают обязательный характер.

^ Критерии практики:

  • должна быть достаточно определенной, чтобы можно было выделить общее правило;

  • длительность, устойчивость.

Пример быстрого формирования обычной правовой нормы: 1957 г. – СССР – искусственный спутник → все констатировали создание международной нормы права по свободе исследования и использования космическоо пространства.

Эта норма не содержит чётких формулировок, для определения её содержания используются следующие средства:

  • решения международных судебных учреждений

  • резолюции органов международных организаций (акт какого-либо органа международной организации).

  • труды учёных-юристов международников

  • национальное право государств, правоприменительная практика государств, односторонние акты государств – выступления представителей государств на конференциях.

В современном МП большинство норм были кодифицированы и закреплены в соответствующих международных договорах: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Способ создания договорных правовых норм регламентирован Венской конвенцией о праве международных договоров.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

1. Международное право: понятие и предмет регулирования icon1. введение в международное право. Понятие и сущность современного международного права
Саратовской государственной академии права. Специалист по международному праву. Автор учебного пособия "Международное частное право"...
1. Международное право: понятие и предмет регулирования iconВопросы к экзамену. Понятие, предмет, метод и система мчп
Охватывают международное частное право в целом. Сюда можно отнести разделы, в которых описываются: общие понятия, предмет и система...
1. Международное право: понятие и предмет регулирования iconВопросы к экзамену по дисциплине Гражданское право для специальности...
Понятие, предмет и метод правового регулирования, функции, система и принципы источники гражданского права РФ
1. Международное право: понятие и предмет регулирования iconВопросы по конституционному праву россии для гак на 2012|2013 учебный год
Конституционное право России: понятие, предмет и методы правового регулирования, место в системе отраслей российского права
1. Международное право: понятие и предмет регулирования iconБанковское право. Предмет и метод банковской деятельности Банковское...
...
1. Международное право: понятие и предмет регулирования iconБанковское право в России (вопросы теории и практики)
Ii. Банковское право как отрасль российского права. Предмет и метод правового регулирования
1. Международное право: понятие и предмет регулирования iconПаспорт фонда тестовых заданий
Понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования
1. Международное право: понятие и предмет регулирования iconПримерные вопросы для подготовки к экзамену
Международное публичное и международное частное право: соотношение и тенденции развития
1. Международное право: понятие и предмет регулирования iconПредмет правового регулирования
Семейное право– одна из отраслей российского права. Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т е...
1. Международное право: понятие и предмет регулирования icon1. Понятие и предмет тп, его отграничение от смежных отраслей права. Трудовое право
Предмет общественные отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда (выполнения работы),...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница