1. Религия, ее роль в жизни современного общества


Название1. Религия, ее роль в жизни современного общества
страница1/12
Дата публикации17.06.2013
Размер1.3 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Билет №1

1.Религия, ее роль в жизни современного общества.

Религия-форма общественного сознания, совокупность представлений и взглядов, в основе которых лежит вера в существование Бога, высших сил, в священное, а также соответствующих им обрядов и культов.

Будучи составной частью культуры, религия способствовала развитию определенных ее сторон-грамотности,письменности,книгопечатания,храмостроительства,различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались в период борьбы различных религиозных верований между собой.

Традиционно религии принято подразделять на политеистические (исповедующие многобожие) и монотеистические(признающие одного Бога), на национальные и мировые.

К политеистическим национальным религиям относится индуизм, распространенный на территории Индии и насчитывающий в своем пантеоне несколько десятков богов.

К политеистическим мировым религиям можно отнести буддизм, который , зародившись в Индии в VI-Vвв. до н.э. ,получил распространение во многих странах мира- в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Монголии и др. Основателем буддизма считается Будда.

К монотеистическим национальным религиям принадлежит иудаизм, провозглашающий веру в единого Бога-Яхве. Эту религию исповедуют евреи.

К монотеистическим мировым религиям относятся христианство и ислам. Эти религии признают единого Бога.

Христианство получило название от имени Иисуса Христа. Оно возникло в Iв.н.э. в Палестине, входившей в состав Римской империи.

Распад Римской империи в конце IV в. на Западную и Восточную стал причиной постепенного нарастания противоречий между церквями Запада и Востока и раскола в 1054 году христианской церкви на православную и католическую. В XVIв. В период Реформации от католицизма отделился протестантизм.

Русская православная церковь является самой крупной по численности из всех православных церквей. Официально православие стало религией Древнерусского государства в 988 году.

Ислам (араб. предание себя Богу, покорность)-самая молодая мировая монотеистическая религия, возникшая в Аравии в VIIв. Основу вероучения составляют Коран и Сунна. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку Мухаммеду самим Аллахом.

Атеизм и свобода вероисповедания составляют свободу совести, т.е. исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, не исповедовать никакой. Свобода вероисповедания- это возможность верить в существовании божественного существа, помогающего человеку выбрать истинный путь.

В соответствии с действующим в России законодательством никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и никого нельзя заставить отказаться от исповедания какой-либо религии, от участия в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономиче­ские меры социальной поддержки населения с низкими доходами ис­пользует государство?

Переход от командной экономики к экономике, базирующейся на рыночных отношениях, происходил чрезвычайно болезненно.

Для создания конкурентной среды как основы рыночной экономи­ки было решено в 1992 г. провести 2 реформы: приватизацию (переход государственной собственности в частные руки) и либерализацию цен (прекращение государственного регулирования ценообразования). Приватизация привела к тому, что многие прибыльные предприятия перешли в руки небольшого количества людей. На либерализации цен. огромной инфляции также были «сколочены» состояния.

Согласно социологическим опросам, проведенным Институтом со­циологии Российской Академии наук в 2005 г., богатые составляют 5% населения страны, причем половина проживает в Москве и Санкт-Петербурге. Если в Москве ниже черты бедности находятся 18% горо­жан, то в провинции — 28-33%. По официальным данным Росстата, разрыв между верхними десятью процентами самых обеспеченных и нижними десятью процентами самых бедных граждан России достига­ет 15-16 раз, в то время как в Скандинавии 3-4 раза, в Англии — 7, во Франции — 8.

Черта бедности — это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовле­творения минимальных потребностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к катего­рии бедных.

На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавли­ваемые государством минимальный размер оплаты труда, пенсии, сти­пендии. Поэтому все большее значение имеет «адресная помощь» госу­дарства социально незащищенным слоям населения.

Государство использует следующие экономические меры социаль­ной поддержки населения с низкими доходами:

  • создание специальных центров переподготовки и повышения ква­лификации, финансируемых из средств государственного бюджета,

  • квотирование рабочих мест для инвалидов;

  • льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных категорий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.),

  • ежемесячные денежные выплаты ветеранам Великой Отечествен­ной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла, ветера­нам труда и т.д.;

  • компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф,

  • льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдель­ных малообеспеченных категорий населения выплаты государственных и муниципальных социальных стипен­дий студентам вузов из малообеспеченных семей и т.д.

3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества лич­ности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

Необходимо подобрать таких исполнителей, чьи личностные каче­ства наиболее полно отвечали бы заявленной цели. Необходимо учесть следующие общественно значимые качества личности:

взгляды выбранного человека на данную проблему (в том числе убежденность в полезности изучения информатики, понимание не­обходимости передачи своих знаний младшим);

потребность в общении;

способности к передаче накопленных знаний (умение логично и последовательно строить свое выступление, интересно и просто рас­сказывать о сложных вещах, по существу и полно отвечать на по­ставленные вопросы, быстро реагировать на нестандартную ситуа­цию и т.д.);

ярко выраженный интерес к информатике, увлеченность новыми информационными технологиями и т.д.
Билет №2

^ 1. Роль политики в жизни общества.

Власть существует в любой более или менее организованной, устойчивой общности людей. В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободу личности. Под властью следует понимать способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность поведение людей с помощью какого-нибудь средства-авторитета, права, насилия.

Существует множество классификаций (типологий) власти:

по степени институциализации- правительственную, городскую, школьную и др.;

по субъекту власти - классовую, партийную, народную, президентскую, парламентскую;

по режиму правления - демократическую, авторитарную, деспотическую и т. д.;

по правовому признаку - законную и незаконную, легальную и нелегальную;

по количеству индивидов, принимающих ключевые решения- коллективную и личную;

по сфере существования - экономическую, политическую и идеологическую.

Политика-это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, нациями, индивидами, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию государственной власти. Слово «политика» греческого происхождения и переводится как «искусство управления государством».

Политика играет важнейшую роль в развитии общества. Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть-это особый тип власти в обществе, реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Власть в обществе выполняет функции господства ,руководства, регуляции, контроля, управления, координации, организации, мобилизации.

2. Люди, живущие в первой половине XX века, не знали пи теле­визора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их де­тей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие вы­воды о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?

Коренные изменения в системе научных знаний в XX в. превратили науку в непосредственную производительную силу общества. Опреде­ляющими направлениями прогресса оказываются знания и информа­ция. Научные разработки становятся главной движущей силой эконо­мики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. Возрастает использование компьютерной техники в производстве.

С распространением персональных компьютеров оказалось воз­можным выполнить основное критериальное условие информационно­го общества ничем не ограниченный доступ к информации каждого члена общества в любое время и в любой точке страны. Вместе с тем, их внедрение открывает неограниченные возможности для автоматизации производства, научных исследований, образования, медицинских ис­следований, всех видов социально-бытового сервиса и общения людей

Получение нового знания (цель науки), неразрывно связано с одной из целей образования — распространением нового знания. Оно также претерпевает значительные изменения. Во-первых, благодаря инфор­мационным технологиям образование становится все более доступным. Они также способствуют развитию творческих навыков, логического мышления обучающихся, умению решать комплексные проблемы. Ув­лечение новыми информационными технологиями, как правило, рас­ширяет и углубляет разносторонность интересов подростков, делает их более адаптированными, приспособленными к условиям постоянно

технологически изменяющейся окружающей среды, готовит их к тому,

что скоро их поколение будет двигать вперед науку и способствовать прогрессу.

3. Вы приобрели и магазине телевизор, гарантия которого три го­да. Какие действия ним необходимо осуществить, чтобы в случае по­ломки телевизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» на това­ры, предназначенные для длительного пользования, к которым относят­ся и телевизоры, изготовитель вправе устанавливать срок службы — пе­риод, в течение которого изготовитель обязывается обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению. Более того, изготовитель вправе устанавливать на такой товар гарантийный срок то есть период, и течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требова­нии потребителя. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, если не докажут, что они воз­никли после передачи товара потребителю из-за нарушения потребите­лем правил использования, хранения или транспортировки товара.

Что же может потребовать потребитель в случае поломки телевизора?

  • потребовать замены на товар такой же марки (этой же модели);

  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с со­ответствующим перерасчетом покупной цены;

  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • потребовать незамедлительного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар, имеющий недостаток. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмеще­ния убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадле­жащего качества.
Билет №3

^ 1. Право, его роль в жизни государства и общества.

Изучение понятия права следует начинать с вопроса о происхождении права. В эпоху первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения - социальным нормам, появившимся в целях регулирования их деятельности. Социальные нормы первобытного общества закрепляли ту или иную территорию за соответствующим кланом; указывали, на каких животных надо охотиться, время охоты на них; запрещали убийства, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь колдуны), воровство(похищение женщин и детей, нарушение супружеской верно­сти и т.д.; помогали организовывать приготовление пищи, разжигание и поддержание огня, строительство жилищ и т.д. Нарушителей, если такие встречались, ждало наказание - общественное порицание, из­гнание из общины или смертная казнь. Эти правила поведения представляют собой мононормы, то есть единые, специфические нормы поведения первобытного общества, которые предшествуют становлению правовых и моральных систем. Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в обществе мононормы начинают перерастать в нормы права и морали. Но тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки:

- представляют собой правила поведения общего характера

- обладают той или иной степенью обязательности;

- направлены на упорядочение общественных отношений. Право имеет и свои специфические характеристики:

- правовые нормы устанавливаются государством; другие социаль­ные нормы складываются стихийно или устанавливаются отдель­ными общественными организациями (например, уставы партий),

- правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда запи­санные нормы, для других социальных регуляторов запись необяза­тельна;

- исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством.

нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством,

- в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; для других социальных регуляторов возможно параллель­ное существование различных социальных норм (например, нали­чие разных религий в одном государстве).

Право сложная философская категория, определение которой за­нимало многие умы, начиная с Античности. Все определения можно снести к двум точкам зрения: первая была сформулирована школой естественного права (Ж.Ж. Руссо, Л. Радищев, Т. Гоббс и др.), другая же относится к нормативистской школе права (Р. Иеринг, Г Кельзен, Н. Коркунов, Л. Дюги, П. И. Новгородцев и др.). Итак, право — это:

  1. узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;

  2. система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

И то, и другое определение верно определяют сущность права, толь­ко делают это с разных позиций. В действительно правовом государстве эти обе характеристики права совпадают.

2. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

В 70-80-е гг. XX столетия в наиболее развитых странах началась третья волна изменений в истории человечества — переход к постинду­стриальному обществу, которое также называют информационным.

Информационное общество — это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. В экономику активно внедряются информацион­ные и телекоммуникационные технологии. Информация превращается в один из главных факторов производства, пронизывает все сферы жизни общества. Использование информационно-коммуникационных техноло­гии неизмеримо повысило мобильность капиталов, товаров и услуг, сти­мулировало предпринимательскую деятельность, развитие торговли, за­нятость, дало возможность более эффективно и творчески решать различные экономические и социальные проблемы, позволило людям шире использовать свой потенциал.

Согласно теории основоположника постиндустриального общества Д. Белла, «осью» такого общества является знание, и прежде всего зна­ние научное. И постиндустриальном обществе резко возрастает при­кладная роль научных исследований, в том числе фундаментальных. Основным двигателем технологических изменений стало внедрение в производство научных достижений. Наибольшее развитие получают наукоемкие и информационные технологии, такие как нанотехнология, микроэлектроника, программное обеспечение, робототехника, био­технологии и др.

Важная черта постиндустриального общества — усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресур­сов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высоко­квалифицированного и творческого труда. Увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы: расходы на обучение и образование, повы­шение квалификации и переквалификации работников.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

1. Религия, ее роль в жизни современного общества iconТемы планов по разделу «Духовная культура» Духовная культура и ее роль в жизни общества
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Духовная культура и ее роль в жизни общества». Составьте план, в соответствии...
1. Религия, ее роль в жизни современного общества icon12. Религия и ее роль в современном мире
Религия-это совокупность определенных взглядов и представлений об окружающей действительности, которые проявляются в соответствующих...
1. Религия, ее роль в жизни современного общества iconМесто и роль посланий президента российской федерации в политико-правовой жизни общества
Гайдарбекова А. М. Место и роль посланий Президента Российской Федерации в политико-правовой жизни общества // Конституционное и...
1. Религия, ее роль в жизни современного общества iconПолитика примерные вопросы Политика, ее роль в жизни общества. Структура...
...
1. Религия, ее роль в жизни современного общества iconТемы рефератов по курсу «Информационное общество»
Информация в жизни общества. Ее роль в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального...
1. Религия, ее роль в жизни современного общества iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Трудовое право»
Понятие труда и его роль в жизни человека и общества. Основные признаки наемного труда
1. Религия, ее роль в жизни современного общества icon1. Понятие и особенности современного информационного общества
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации,...
1. Религия, ее роль в жизни современного общества iconПравославие и религия будущего
Совместное издание редакции "Скит" и Ставропольского краевого комитета Общества Красного Креста
1. Религия, ее роль в жизни современного общества iconВладимир Тендряков Расплата Часть первая
Боль, тревога за человека у Владимира Тендрякова пробиваются сквозь самый разный жизненный материал, различные сюжеты, ситуации и...
1. Религия, ее роль в жизни современного общества iconПрирода ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница