Закон от 31 мая 1996 г. N 61-фз "Об обороне"


Скачать 350.94 Kb.
НазваниеЗакон от 31 мая 1996 г. N 61-фз "Об обороне"
страница1/3
Дата публикации09.11.2013
Размер350.94 Kb.
ТипЗакон
vb2.userdocs.ru > Право > Закон
  1   2   3
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ

"Об обороне"

(с изменениями от 30 декабря 1999 г.)
Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года

Одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 года
Раздел I. Основы и организация обороны (ст. 1-3)

Раздел II. Полномочия органов государственной власти (ст. 4-6)

Российской Федерации в области обороны

Раздел III. Функции органов исполнительной власти су- (ст. 7-9)

бъектов Российской Федерации, органов ме-

стного самоуправления и организаций, обя-

занности должностных лиц, права и обязан-

ности граждан Российской Федерации в об-

ласти обороны

^ Раздел IV. Вооруженные Силы Российской Федерации, (ст. 10-17)

другие войска, воинские формирования и

органы

Раздел V. Состояние войны. Военное положение. Моби- (ст. 18-22)

лизация. Гражданская оборона. Территори-

альная оборона

^ Раздел VI. Заключительные положения (ст. 23-29)
Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Раздел I. Основы и организация обороны
Статья 1. Основы обороны

1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
См. ^ Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
См. Положение о военно-транспортной обязанности, утвержденное Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. N 1175
4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

5. К обороне привлекаются Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее - другие войска).
О Железнодорожных войсках Российской Федерации см. ^ Федеральный закон от 5 августа 1995 г. N 126-ФЗ
О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации см. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ
6. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы пограничной службы Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Согласно ^ Указу Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350 федеральным органом обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ является Служба специальных объектов при Президенте РФ
О внешней разведке см. ^ Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ
О федеральных органах правительственной связи и информации см. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4524-I
7. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения.
^ Федеральным законом от 30 декабря 1999 г. N 223-ФЗ в пункт 9 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции
9. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.

10. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другими войсками, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

11. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частности собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О землях для нужд обороны см. ст. 88 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г.
12. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статья 2. Организация обороны

Организация обороны включает:

1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

3) правовое регулирование в области обороны;

4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

8) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

12) развитие науки в интересах обороны;

13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;

14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

16) другие мероприятия в области обороны.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области обороны

1. Законодательство Российской Федерации в области обороны основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы, настоящий Федеральный закон и законы Российской Федерации в области обороны.

2. Законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Раздел II. Полномочия органов государственной власти

Российской Федерации в области обороны
Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
См. ^ Военную доктрину Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706
3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;
О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации см. ^ Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ
5) вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;

6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

7) утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

8) утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

9) утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10) утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга ) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от их воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

11) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. N 725с с 1 января 1999 г. установлена штатная численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ 1,2 млн. единиц
12) принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

13) утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
Положение о военных комиссариатах утверждено Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1372
Положение о порядке прохождения военной службы утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237
Положение о военно-транспортной обязанности утверждено Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. N 1175
14) утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;
Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357
15) утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;

16) утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

18) издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;
О призыве граждан Российской Федерации на военную службу см. справку
19) утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти;

20) осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные ан него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия Федерального Собрания в области обороны

1. Совет Федерации:

1) рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;

2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны;

3) утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;

4) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

2. Государственная Дума:

1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;

2) принимает федеральные законы в области обороны.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны

Правительство Российской Федерации:

1) осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

2) руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

3) разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

4) организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;

5) организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

6) организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

7) организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

8) осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

9) осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) устанавливает мобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти;

11) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;

12) определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

13) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

14) утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

15) организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

16) организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17) определяет порядок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов;

18) утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей;
Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 390
19) устанавливает штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

20) определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

21) определяет порядок предоставления и использования для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земель, лесов, вод и других природных ресурсов;

22) устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;

23) организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;

24) определяет порядок расходования средств, выделяемых на оборону из федерального бюджета, а также источники финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных с их предназначением;

25) ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения;

26) устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации, в связи с использованием их имущества для нужд обороны;

27) осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
  1   2   3

Похожие:

Закон от 31 мая 1996 г. N 61-фз \"Об обороне\" iconСписок использованных источников федеральный Закон «Об основах туристской...
Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24. 11. 1996 г. №132-фз (ред от 03. 05. 2012)
Закон от 31 мая 1996 г. N 61-фз \"Об обороне\" iconВопрос №-10 Музейное дело XX в
СовМина СССР об охране памятников и М. 1950-ые г начинается паспортизация памятников. 1960ые г появляется гос инспекция об охране...
Закон от 31 мая 1996 г. N 61-фз \"Об обороне\" iconКонституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года
Указами Президента РФ от 09. 01. 1996 №20, от 10. 02. 1996 №173, от 09. 06. 2001 №679, от 25. 07. 2003 №841, Федеральным конституционным...
Закон от 31 мая 1996 г. N 61-фз \"Об обороне\" iconЗакон Республики Казахстан от 19 мая 1997 года n 111
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны здоровья граждан в Республике Казахстан, регламентирует...
Закон от 31 мая 1996 г. N 61-фз \"Об обороне\" iconЗакон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года №415-ii
Сделки общества, в отношении совершения которых установлены особые условия
Закон от 31 мая 1996 г. N 61-фз \"Об обороне\" iconЗакон Дюлонга
Закон Дюлонга-Пти (Закон постоянства теплоёмкости) — эмпирический закон, согласно которому молярная теплоёмкостьтвёрдых тел при комнатной...
Закон от 31 мая 1996 г. N 61-фз \"Об обороне\" iconЗакон от 24. 11. 1996 n 132-фз (ред от 03. 05. 2012) "Об основах...
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий,...
Закон от 31 мая 1996 г. N 61-фз \"Об обороне\" iconOverview 1 мая 9 мая Sheet 1: 1 мая

Закон от 31 мая 1996 г. N 61-фз \"Об обороне\" iconУчебник подготовлен в Психологическом институте рао. Isbn 5-7695-0084-0...
А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Ака­демия», 1996. 496 с. Isbn 5-7695-0084-0
Закон от 31 мая 1996 г. N 61-фз \"Об обороне\" iconТемы семинарских занятий
Законодательство в сфере информатизации и ит (федеральный закон №24-фз от 20. 02. 1995; федеральный закон №149-фз от 27. 07. 2006;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница