Мид россии


Скачать 257.41 Kb.
НазваниеМид россии
страница1/3
Дата публикации08.11.2013
Размер257.41 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

____________________________________________________________


Кафедра конституционного права.

ПЛАНЫ

Семинарских занятий

по курсу:

«История права и государства зарубежных стран»

Автор:

доктор юридических наук,

профессор М.А. ИСАЕВ

Рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений ИГП РАН: 27.02. 2009 г.


МОСКВА 2011 год

© М.А. ИСАЕВ, 2011 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Рекомендуется следующий порядок подготовки студентов к семинарам. Изучение соответствующих разделов учебной литературы, пособий. Непосредственная работа над первоисточником (памятником), под которой подразумевается: ознакомление с содержанием, памятника и анализ его статей, разделов согласно вопросам семинарского задания, сопоставление проанализированного содержания памятника с материалом лекционного курса. Необходимо составление плана-конспекта, в котором студент отмечает те места памятника, на которые он ссылается при ответе на вопрос семинарского задания.

Студент обязан готовиться ко всем вопросам, вынесенным на семинарское обсуждение. ^ Выборочная подготовка расценивается как общая неподготовленность к семинару. Активность на семинарском занятии учитывается при экзаменационном испытании студента.

Рекомендованная к изучению литература в громадном большинстве случаев находится в научной библиотеке МГИМО или других научных библиотеках гор. Москвы.
***
Основной учебник по курсу:

ИСАЕВ М.А. «История государства и права зарубежных стран». М.: Юрайт, 2011; Второе издание, исправленное и дополненное – М.: Юрайт, 2012.

^ СЕМИНАР 1: КОДЕКС ЦАРЯ ХАММУРАБИ

Вопросы:

1. Общая характеристика кодекса Хаммураби.

2. Правовое положение групп населения по кодексу.

3. Вещное и обязательственное право по кодексу.

4. Брак и семья по кодексу.

5. Уголовное право по кодексу.

6. Суд и процесс по кодексу.

При ответе на первый вопрос студент должен кратко охарактеризовать тип общества, в котором появился изучаемый памятник, затем устанавливается типологическое сходство и преемственность памятников права цивилизаций Месопотамии с кодексом Хаммураби. Дальнейший шаг – выделение составных частей кодекса, выявление его источников. Особо следует обратить внимание на способ фиксации норм права и самого текста документа. Здесь же необходимо кратко охарактеризовать форму фиксации Кодекса и раскрыть историю обнаружению памятника.

^ Отвечая на второй вопрос, студент анализирует группы норм кодекса, которые регулируют правовое положение групп населения. Весьма полезным в этой связи может оказаться привлечение дополнительного археографического материала, приведенного в общих хрестоматиях по курсу. Особо следует обратить внимание на институт срочного рабства (ст. 117-119 памятника) и подробно их прокомментировать.

^ При рассмотрении третьего вопроса студент должен иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах древнего Востока выступала земля, поэтому необходимо начать ответ с освещения различия в статусе объектов поземельной собственности, обусловленном статусом владельцев этих объектов. Особого внимания требует анализ положения общинных земель, дворцовых и частновладельческих, общий анализ объектов движимости и недвижимости. Рассмотрение обязательственных отношений уместно начать с определения понятия обязательства, принятого в вавилонском праве (долга). Затем необходимо, сгруппировав нормы памятника по отдельным видам обязательств, подвергнуть их тщательному комментированию.

^ Отвечая на четвертый вопрос, студент должен на основании конкретных положений кодекса Хаммураби выявить типические черты брачно-семейных отношений в Вавилонии, проанализировать положения о форме заключения брака, его цели, условиях его расторжения, имущественных отношений между супругами. В конце ответа на вопрос студент указывает на связь брачно-семейного права с религией вавилонян и наследственными отношениями, особо выделяя статус детей от наложниц.

^ Пятый вопрос предполагает освещение понятия преступления, как оно сформулировано в кодексе, далее выясняются обстоятельства совершения преступления, проводится классификация преступлений и наказаний. Указывается зависимость наказания от общественного статуса преступника или потерпевшего.

^ Отвечая на шестой вопрос, студент обращает в первую очередь внимание на первые пять статей кодекса. Проанализировав их содержание, он должен уяснить, насколько в древнем Вавилоне правосудие считалось не частным, а публичным делом. Следует связать преамбулу кодекса с характером наказания за предвзятость судьи и выявить объективную связь между ними. При ответе на этот вопрос студенту следует руководствоваться помимо кодекса обширным археографическим материалом, протоколами судебных заседаний, приведенных в частности в фундаментальной работе Б.А. Тураева: История древнего Востока, а также формулами исковых заявлений, приведенных в обширной компиляции: Вестник древней истории, 1952, № 3-4.
Памятники:

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства (пер. И.А. Дьяконов) // Вестник древней истории, 1952, № 3-4.

Рифтин А.П. Старо-вавилонские документы в собраниях СССР. М., 1937

Hammurabi’s laws: text, translation and glossary (trans. by M.E.J. Richardson). Sheffield Academic Press, 2000

Пособия:

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970

Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. М., 1974

История древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983

История древнего мира. Ранняя древность/ Ред. И.А. Дьяков. М., 1989

Тураев Б.А. История древнего Востока. Ч. 1-2. М., 1928-29

Ainsworth W. Researches in Assyria, Babylonia and Chaldea. L., 1838

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924

Wigmore J.H. A panorama of the world’s legal systems. Washington, 1936
^ СЕМИНАР 2: МОИСЕЕВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Вопросы:

1. Общая характеристика законов Моисея, его составных частей.

2. Группы населения по законам Моисея.

3. Основные институты частного права по законам Моисея.

4. Преступление, наказание и суд по законам Моисея.
При ответе на первый вопрос необходимо в первую очередь выделить из текста Ветхого завета правовой материал памятника. Прежде всего это: Исход, 20: 2-17; главы 21-22, гл. 34. Второзаконие, гл. 12-26; Вторая кн. Царств, гл. 22-23. Следует выяснить, в каком отношении эти части законов находятся друг к другу. Каков источник норм, зафиксированных в них. Нелишним окажется сравнение текста памятника с кодексом Хаммураби, с которым у законов Моисея более 30 текстуальных совпадений.

^ Отвечая на второй вопрос, следует уяснить, что древняя Иудея как государство сложилась в результате оседания кочевых племен евреев на завоеванной ими территории. Этим объясняется наличие в законах Моисея многочисленных рудиментов родоплеменного быта: деление иудеев на колена. Другая особенность, наложившая отпечаток на содержание законов – монотеизм иудеев. Именно в нем следует искать объяснение особого статуса левитов (жреческого сословия Иудеи). В дальнейшем необходимо проанализировать, связав по группам нормы, регулирующие статус различных слоев населения древней Иудеи, как свободных, так и рабов. При анализе положения рабов необходимо обратить внимание на те стихи Ветхого Завета, которые формально не входят в состав законов Моисея: Быт. 17: 12-13; 14: 14; Чисел. 31: 18, 26, 27; Иезекииль. 46: 17.

^ Третий вопрос. Быт ветхозаветных иудеев отличался простотой, объяснение чему находим опять-таки в их недавней кочевой жизни. Кроме того, существовавшие религиозные запреты роста (ростовщичества) и др. существенно тормозили развитие товарно-денежных отношений. Однако следует учитывать, что общий патриархальный уклад Иудеи подвергался влиянию более развитых соседей: Египта и Вавилонии. Анализируя нормы законов Моисея, следует разбить их на группы. Так, вещному праву в основном посвящены: Левит. 25: 6, 10, 16, 21, 29, 34, 47; Числа. 1: 3; 2: 1-2 и др. Следует объяснить, чем обусловлено существование так наз. «юбилейного года»: Левит. 25: 13. Обязательственное право следует осветить при помощи анализа следующих норм: Левит. 25: 14, Исход. 22: 21, 25; Второзак. 15: 1-2; 15: 3. Брак и семья также находились в центре внимания древнего законодателя, что, однако, не мешало существованию такому пережитку как левират: Второзак. 25: 5-11. Сверх того, необходимо обратить внимание на следующие места законов: Второзак. 23: 1, 25: 9, 21: 11-14; Левит. 18: 6-18. Наследственное право: Второзак. 21: 17; Числа. 27: 8, 9-11.

При ответе на четвертый вопрос следует связать понятие преступления с понятием греха, как его понимает традиция монотеизма. Здесь же следует определиться и в том, чтó, собственно, отличает понятие греха в языческом обществе от аналогичного понятия, принятого в монотеистической традиции. Анализируя нормы Моисеева законодательства, студенту не следует, тем не менее, упускать из виду те положения его, которые являются пережитком языческой эпохи, родоплеменных отношений у древних иудеев. На основе анализа таких норм студент должен сформулировать основные виды преступлений и наказаний по ним, известные законам Моисея.
Памятники:

Библия – любое православное издание (синодальный перевод).

Пособия:

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970

Иосиф Флавий. Иудейские древности – любое издание

Лопухин А.П. Законодательство Моисея. М., 2005

Тураев Б.А. История древнего Востока. Ч. 1-2. М., 1928-29

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924

Hertz J.H. Ancient Semitic codes and the Mosaic legislation// Journal of comparative legislation and law. 1928, vol. 10, # 4
^ СЕМИНАР 3: ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ ДХАРМАШАСТР

Вопросы:

1. Общая характеристика законов Ману и Артхашастры.

2. Группы населения в древней Индии.

3. Собственность и обязательственное право по законам Ману.

4. Брак и семья в древней Индии.

5. Преступления и наказания согласно шастрам.
При ответе на первый вопрос студент должен усвоить типологическую особенность законов Ману. Законы являются литературным произведением, написанным жрецами (брахманами), которые были заняты объяснением и толкованием Вед – священных книг индуизма. Поэтому в первую очередь следует выявить соотношение литературы дхармашастр с другими источниками права древней Индии: литературой Вед, веданты, сутр, смрити и т.п. Необходимо объяснить, почему, в силу каких исторических причин развитие права древней Индии пошло по такому необычному пути. Студенту следует выявить особенности системы изложения норм памятника, его язык и стиль.

^ При ответе на второй вопрос студент должен рассмотреть правовое положение варн древней Индии, установить их связь с системой каст, памятуя особенно о том, что жесткой привязки той или иной варны к определенной профессии в Индии так и не установилось. Далее, используя материал дополнительной литературы, студент должен раскрыть суть системы джаджманов, продержавшейся в Индии вплоть до сего дня. Особо следует обратить внимание на статус рабов, источники рабства. Последний штрих в ответе – анализ положений изучаемых памятников, касающихся статуса общинников древне Индии.

^ При рассмотрении третьего вопроса студент должен выявить характерные черты особенности экономического строя древней Индии. Следует выявить содержание права собственности, конкретные правомочия, входящие в него, а также систему оснований, на которых в Индии строилась система вещного права. Затем студент должен проанализировать конкретные формы землевладения, упомянутые в законах Ману и Артхашастре, руководствуясь критерием статуса субъекта таких владельческих прав. Студенту необходимо указать на способы защиты прав на поземельную собственность и землевладения с конкретными ссылками на законы Ману и Архашастру.

Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, основания для заключения, гарантии выполнения. Студент должен объяснить, каким образом эти общие положения отразились в конкретных видах обязательств: щлоки 140-142 гл. VIII и щлока 117 гл. Х законов Ману и др. На конкретных примерах студент должен показать развитость товарно-денежных отношений в древней Индии.

^ Отвечая на четвертый вопрос, студенту необходимо на основании норм законов Ману и Артхашастры проанализировать понятие брака в древней Индии, его цель, формы права и обязанности супругов, статус детей.

^ При ответе на пятый вопрос студент в первую очередь формулирует понятие преступления, выработанного ведическим учением, затем он выделяет группы норм, регулирующие преступления и наказания в древней Индии, особо уделив при этом внимание варновому принципу наложения наказаний.
Памятники:

Законы Ману – любое издание

Артхашастра – любое издание

Дхармашастра Нарады. М., 1998

Пособия:

Бонград-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985

Крашенинникова А.А. Индусское право: история и современность. М., 1982

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924

Kane P.V. History of Dharmašastra. Vol. 1-4. Poona, 1930-1946
^ СЕМИНАР 4: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН СОГЛАСНО «АФИНСКОЙ ПОЛИТИИ» АРИСТОТЕЛЯ
Вопросы:

1. История афинского полиса.

2. Статус граждан Афин.

3. Порядок формирования органов государственной власти Афин.

4. Система государственных должностей Афин.

5. Порядок деятельности народного собрания Афин.

6. Суд и отправление правосудия в Афинах.
При ответе на первый вопрос следует осветить проблемы, связанные с попытками реформирования древнейшего государственного строя Афин. В первую очередь это главы «Политии», посвященные реформам Драконта, Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла. Следует связать эти реформы с эпохой тираннии Писистрата и Писистратидов, проанализировав при этом социальные отношения внутри афинского полиса. Самый полный текст фрагментов законов Драконта, дошедших до нас: Суриков И.Е. Законодательство Драконта в Афинах и его исторический контекст// Древнее Право. IVS ANTIQVVM. 2000, № 2 (7). При этом следует помнить, что социальные реформы в конечном счете преследовали задачу снятия социальной напряженности при помощи вмешательства государственной власти. Понимание этой взаимосвязи поможет студенту глубже понять социальную и политическую сущность такого типа государства как полис.

^ Отвечая на второй вопрос, студент должен уметь четко определить источники и формы, в которых проявился статус гражданина Афин. Следует особо обратить при этом внимание на такую процедуру как докимасия, обязательная военная служба и др. При ответе на этот вопрос необходимо уяснить, что жесткий формализм подтверждения статуса гражданина обусловлен тем набором прав и привилегий, который этот гражданин получал. В этом можно видеть своеобразие древнего института демократии – ее исключительно «адресный», аристократический характер. На семинаре необходимо подробно остановиться на этой черте полиса, подкрепив ответ конкретными ссылками на текст «Афинской политии». Немаловажными будут ссылки на соответствующие места монографии Н.Д. Фюстеля де Куланжа: «Древняя гражданская община» – СПб., 1895. С. 213 – 214. [Возможны другие издания источника.]

^ Третий вопрос: Демократия – это, прежде всего, выборность должностных лиц, органов государственной власти. Следует, отвечая на этот вопрос, подробно осветить саму процедуру выборов, отметив то, чем, по мнению отвечающего, объясняется довольно сложный и архаичный порядок выборов. Вместе с тем, следует учитывать, что в Афинах практиковались и выборы посредством так называемой «хиротонии» (поднятием рук).
  1   2   3

Похожие:

Мид россии iconУ мид
«Российский Союз Молодежи» совместно со Студенческим Союзом мгимо (У) мид россии и Центром международных молодежных проектов мгимо...
Мид россии iconПриняли Рекомендации по противодействию пропаганды терроризма и экстремизма 19. 04. 2013
В мероприятии приняли участие руководящие сотрудники Национального антитеррористического комитета России, мид россии, мвд россии,...
Мид россии iconЗаседание круглого стола на тему: «одкб и вопросы обеспечения безопасности в Центральной Азии»
Логи и эксперты, представители структур Аналитической Ассоциации одкб, Национального антитеррористического комитета России, мид россии,...
Мид россии iconТребования к оформлению конкурсных работ
Васильев Виктор Николаевич, студент 3 курса отделения Международного торгового права Международно-правового факультета мгимо (У)...
Мид россии iconКурс: III отделение: со актуальность: осень 2011 Что и как изучает...
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Мид россии iconЯзыкознание: Дат 81. 433. 1-2 К 784 Красова, Ольга Евгеньевна
Текст] : Монография / О. Е. Красова; Моск гос ин-т междунар отношений (ун-т) мид россии, Каф сканд., фин., нидер и греч яз. Москва...
Мид россии iconЯзыкознание: Укр 81. 411. 4 Л 503 Лесная, Галина Мирославовна
Связи с общественностью / Г. М. Лесная; Моск гос ин-т междунар отношений (ун-т) мид россии. Москва : мгимо-университет, 2010. 118,...
Мид россии iconЯзыкознание: Араб 81. 611. 31-48(Рус)2 к 903 Куликова, Татьяна Федоровна
Русско-арабский лексический минимум для 1 курса [Текст] / Т. Ф. Куликова; Моск гос ин-т междунар отношений (ун-т) мид россии, Каф...
Мид россии iconAdvertDays это образовательный интерактивный форум в сфере рекламы,...
С 3 по 6 декабря Российская ассоциация студентов по связям с общественностью (рассо) на площадке университета мгимо (у) мид россии...
Мид россии iconКонцепция студенческо-преподавательского круглого стола: «Роль и...
Организаторы: Турецкий клуб нсо мгимо (отв. Анна Ренард) и Ближневосточный клуб нсо мгимо (отв. Давид Нармания) при поддержке Кафедры...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница