Сибирский юридический институт


Скачать 250.63 Kb.
НазваниеСибирский юридический институт
Дата публикации12.06.2013
Размер250.63 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Право > Лекция


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

подполковник милиции

________ В.В. Пономарева

«___»____________ 2007г.


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Фондовая лекция

по теме №2: Общая характеристика действия права

Красноярск – 2007

Актуальные проблемы теории государства и права. Фондовая лекция по теме: Общая характеристика действия права. – Красноярск: Кафедра государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД России, 2007. С. 24.


Лекция посвящена характеристике процесса действия права, посредством которого происходит воплощение правовых предписаний в жизнь. В ней поднимаются актуальные вопросы, связанные с правовым регулированием, его стадиями и механизмом, проводится анализ правообразования, конкретизации и реализации права.
Подготовил – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД России, к.ю.н., доцент Рябинин Н.А.

Предназначена для слушателей и студентов общеюридического факультета 5 курса очной формы обучения и студентов общеюридического факультета 6 курса заочной полной и сокращённой форм обучения по специальности 030501.65 Юриспруденция.

Рецензенты:

Доцент кафедры теории государства и права юридического факультета аграрного университета к.ю.н., доцент И.В. Тепляшин

Преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД России майор милиции к.ю.н. В.А. Красицкая
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин: протокол № __ от «___» ______________ 2007г.


© СибЮИ МВД России, 2007

План

Введение……………………………………….……………………….4


  1. Действие права: понятие, признаки, формы…….……………………….5

  2. Стадии и механизм правового регулирования…………………………..13

Заключение……..………………………………………………………21

Литература...……………………………………………………………22

Введение



Рассматриваемая на лекции тема: «Общая характеристика действия права» является одной из самых важных тем в теории права. Это обусловлено тем, что рассматриваемые в ней вопросы позволяют увидеть всю теорию правоведения в её практическом воплощении, что, в свою очередь, позволяет обучаемому сформировать представление о действии права в реальной действительности.

Рассматриваемые на лекции категории в своей совокупности составляют механизм действия права, в ходе изучения темы будет дан их детальный анализ.

Цель настоящей лекции – комплексный анализ механизма действия права.

Данная цель может быть достигнута решением следующих задач:

  • необходимо провести соотношение правового регулирования и правового воздействия (действия права);

  • обозначить и дать общую характеристику внутреннего состава правового регулирования;

  • дать общий анализ юридических средств и стадий механизма правового регулирования.

Достижение указанной цели и решение поставленных задач пройдёт в рамках характеристики лекционных вопросов.

1. Действие права: понятие, признаки, формы
Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный механизм, который бы всякий раз приводил его в действие, когда возникают соответствующие потребности и интересы, которые необходимо удовлетворить. Основным механизмом действия права выступает правовое регулирование.

Правовое регулирование исходный пункт и объединяющее начало характеристики права в действии и других явлений правовой действительности с их функциональной стороны. Тесно взаимосвязанное с социальной средой, правовое регулирование имеет сложный, разноуровневый механизм, складывающийся из разнообразных правовых средств.

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и других) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.1

Определяя правовое регулирование через понятие правового воздействия, нужно учитывать, что последнее более широкое понятие, которое характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общество.

Между правовым регулированием и правовым воздействием имеются различия. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет своё влияние. Если правовое регулирование в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое всегда означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Правовое регулирование лишь одна из форм правового воздействия.

Вообще, правовое воздействие (действие права) можно определить как совокупность форм влияния права на общество. Среди таких форм обозначим следующие:

  • информационно-психологическая, характеризуется воздействием права (правовой информации) на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства – правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе;

  • воспитательная состоит в общеидеологическом влиянии всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формировании в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности.

  • социальная отражает взаимосвязь правовых и других социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют социальную среду действия права: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения, направление поведения субъектов путём постановки в правовых актах социально полезной цели, формирование правом социально-полезных образцов поведения, социально-правовой контроль.1

  • правоохранительная, направлена на охрану общества от противоправного поведения, имеет свой специфический механизм осуществления. Задание на дом: исследовать специфику правоохранительного механизма действия права;

  • правовое регулирование – целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых средств.

Специфика правового регулирования заложена в характеризующих его признаках. Обозначим их.

  1. Целенаправленность. Правовое регулирование в соответствии со своей социальной природой является такой разновидностью социального регулирования, которая имеет целенаправленный, результативный характер. Соответственно, при регулировании общественных отношений правом всегда ставиться определённая цель, без её постановки регулирование невозможно;

  2. Наличие системы юридических средств (механизма правового регулирования), которыми непосредственно регулируются общественные отношения.

В качестве элементов, составляющих правовое регулирование можно выделить следующие:

  1. ^ Предмет правового регулирования можно определить как совокупность социальных отношений, регулируемых правом (находящихся в сфере правового регулирования).

  2. Субъект правового регулирования – специально уполномоченный властный орган или должностное лицо, осуществляющий правовое регулирование.

  3. Адресат правового регулирования – лицо, участвующее в общественном отношении, урегулированном правом (субъект права).

  4. ^ Метод правового регулирования – совокупность приёмов, способов и средств воздействия права на поведение адресатов правового регулирования.

Необходимо более подробно остановиться на методах, а также сопутствующих им способах, типах и режимах правового регулирования, так как именно с их помощью происходит действие права.

Императивный (метод централизованного регулирования) – это метод, при котором субъектам права вменяется мера должного поведения. Он базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения и используется, как правило, в публично-правовых отраслях.1 Например, установление обязанностей гражданина России, определение порядка регистрации политических партий и т.п.

Диспозитивный (метод децентрализованного регулирования) – это метод, при котором субъектам права предоставляется возможность самостоятельно определить меру своего поведения. Он построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, когда они удовлетворяют, в первую очередь, свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.2 В качестве примера использования данного метода можно отметить, предоставление участникам гражданско-правовой сделки возможности самостоятельно определить свои права и обязанности.

Метод поощрения направлен на стимулирование определённых вариантов поведения субъектов права, он применяется и в уголовном праве – применение условно-досрочного освобождения, и в трудовом – премирование.

Метод рекомендации метод, при котором субъекты права ориентируются на определенный желательный (рекомендуемый) вариант поведения. При этом, если субъект права не следует рекомендуемому ему поведению, то никаких неблагоприятных мер воздействия к нему государство не применяет. Из-за неэффективности данного метода он используется крайне редко, и, в основном, в международном праве, вместе с тем имеются примеры использования рекомендаций и в национальном праве, например, рекомендуемая скорость.

Под способами правового регулирования следует понимать те пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах и других элементах правовой системы.1

Способы правового регулирования – это определённая система действий предписываемых правовым предписанием субъекту права. Основными способами правового регулирования являются:

Дозволение – предоставление субъекту права возможности действовать по своему усмотрению. Предоставление субъективного права осуществляется управомачивающей нормой.

Уполномочивание – предоставление субъекту права возможности действовать по заранее установленному варианту поведения.

Обязывание – возложение на субъекта права обязанности определенного поведения. Возложение активной юридической обязанности осуществляется обязывающей нормой.

Запрет – возложение на адресата правовой нормы обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Установление пассивной юридической обязанности (запрета) происходит в рамках запрещающей нормы.

Типы правового регулирования – наиболее важная категория в правовом регулировании2. Если способы, выражают пути правового воздействия на общественные отношения, то типы регулирования затрагивают более глубокий слой права, юридического воздействия – порядок воздействия и его направленность.

Тип правового регулирования – это особое сочетание способов и методов правового регулирования, создающее желаемое состояние общественных отношений. В теории права выделяют два основных типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования. Его формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе1. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

Разрешительный тип правового регулирования. Его формула звучит: запрещено все, кроме прямо разрешенного2. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Последним элементом в системе правового регулирования выступает правовой режим. Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, создающий желаемое состояние общественных отношений.

Как правило, данным термином обозначается специфика правового регулирования, определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов, как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям.

В зависимости от:

  • предмета правового регулирования выделяют: конституционный, административный режимы и т.д.;

  • их юридической природы: материальные и процессуальные;

  • содержания: валютные, таможенные, пошлинные режимы и т.п.;

  • субъектов, в отношении которых он устанавливается: режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;

  • функций права: режим особого регулирования и особой охраны;

  • формы выражения: законный и договорной;

  • уровня нормативных актов, в которых он установлен: общефедеральный, региональный, межмуниципальный и локальный;

  • сфер использования: внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, режим экономических санкций и др.).

В рамках каждого правового режима всегда участвуют все способы правового регулирования. Но в каждом режиме один из способов, как правило, выступает доминантой, определяющей весь его облик и создающей специфическую направленность, климат, настрой в регулировании.

Таким образом, мы уяснили, что правовое регулирование выступает как одна из форм воздействия права на общество. Причём это основная (наряду с правоохранительной) форма воздействия права, её можно определить как целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых средств. Оно имеет свой предмет, субъект, адресат, а также методы, способы, типы и режимы осуществления. Изучение данных категорий в совокупности позволит нам познать механизм правового регулирования и специфику его действия на практике.

2. Стадии и механизм правового регулирования
Механизм правового регулирования представляет собой систему юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

При этом, под правовыми средствами понимаются элементы правового регулирования, посредством которых происходит упорядочивание общественных отношений (правотворчество, нормативно-правовой акт, норма права, толкование права, юридический факт, правоотношение, применение права, реализация права, законность, правосознание и др.).

Для более полного понимания категории «механизм правового регулирования» и анализа действия права, подробно рассмотрим основные стадии правового регулирования и правовые средства, используемые на данных стадиях.

Первой стадией правового регулирования выступает создание правовых норм. На этой стадии имеют место такие юридические средства как норма права, нормативно-правовой акт, источник права, правотворчество, юридическая техника.

Правотворчество определяется как

  • форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену1;

  • это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием изменением или отменой существующих в государстве правовых норм2;

  • это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм, или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения1.

Более полно охарактеризовать правотворчество нам помогут признаки данной категории. К признакам правотворчества можно отнести следующие:

-во-первых, правотворчество – это один из видов правовой деятельности;

-во-вторых, данную деятельность могут осуществлять только компетентные субъекты, обладающие определёнными полномочиями в области правотворчества;

в-третьих, осуществление правотворчества законодательно урегулировано и имеет определённую процедуру;

-в-четвёртых, в результате правотворчества создаются, отменяются или изменяются правовые предписания, в том числе нормы права, под которыми следует понимать формально определенные правила поведения в обществе, обеспеченные государством.

Итогом первой стадии правового регулирования (действия права) выступает появление юридических источников права.

Задание на дом: рассмотреть различные трактовки категории «источник права»?

Юридический источник права (форма права) – это форма внешнего выражения правовых предписаний. Существуют следующие юридические источники права:

Нормативно-правовой акт – официальный документ, созданный компетентными субъектами, содержащий правовые нормы.

Правовой прецедент – установленное компетентным субъектом по конкретному делу правило разрешения аналогичных дел.

Правовой обычай – привычное правило поведения в обществе, ставшее обязательным в результате государственного санкционирования.

Нормативно-правовой договор – соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Юридическая доктрина – мнения авторитетных учёных правоведов по вопросам права, а также систематизированный анализ ими юридической практики.

Религиозно-правовая догма – правила поведения, основанные на религии и обеспеченные государством.

Второй стадией действия права выступает конкретизация правовых предписаний. Сущность данной стадии заключается в том, что нормативные правовые предписания (адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение), конкретизируются применительно к определённым субъектам права и определённым жизненным ситуациям. На второй стадии имеют место такие правовые средства как юридический факт и правоотношение.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые предписания связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Юридический факт должен обладать двумя существенными признаками, отличающими его от других жизненных фактов.

^ Первое: юридический факт – явление правовой действительности. Именно в рамках её он только и значим.

Второе: юридический факт обязательно должен влечь за собой определённые юридически фиксируемые последствия. Если этого нет, то, соответственно, и факт был признан юридическим ошибочно.

Классификация юридических фактов довольно многоаспектная:

- так в зависимости от вызываемых последствий юридические факты могут быть: 1) правообразующими; 2) правоизменяющими; 3) правопрекращающими.

- по степень влияния воли хотя бы одной из сторон на свершение юридического факта выделяют: Юридические факты-события – это юридические факты, не зависящие от воли участников (сторон) правоотношений. Они делятся на: юридические факты–события абсолютные (не связанные с волей каких бы то ни было индивидов и организаций; например, стихийные бедствия природного или техногенного характера), а также – относительные юридические факты-события (связанные с деятельностью людей или организаций, но не со сторонами – участниками – рассматриваемого правоотношения). Юридические факты-действия – это юридические факты, зависящие от одной (или сразу двух) из сторон правоотношения. Юридические факты-действия могут быть вызваны как правомерными, так и неправомерными деяниями.

Именно юридические факты выступают непосредственным условием возникновения правоотношений; тогда как правосубъектность и наличие правовых предписаний – это лишь общие условия, при которых правовое отношение может возникнуть исключительно потенциально.

Правоотношениеэто общественное отношение, находящееся в сфере правового регулирования, участники которого обладают субъективными правами и юридическими обязанностями.

Признаками правоотношения в таком случае будет являться то, что:

1) правоотношение – это общественное отношение, регулируемое правовыми предписаниями (или находящееся в сфере правового регулирования);

2) правоотношение возникает на основе норм права (исходная предпосылка) между субъектами права (основание) и в результате юридического факта (непосредственное условие);

3) осуществление правоотношения обеспечивается органами публичной власти с её аппаратом управления (издание правовых предписаний, регламентация и распределение прав и обязанностей сторон) и принуждения (возложение юридической ответственности и применение иных мер государственного принуждения);

4) правоотношение – это формально-юридическая (то есть не обязательно фактическая) связь между его участниками.

В состав правоотношения входят три элемента: субъекты (стороны), объект и юридическое содержание.

Субъекты (стороны) правоотношения – это непосредственные его участники, между которыми и возникает особая юридическая связь, заключающаяся в наличии у них строго определенных и индивидуализированных субъективных прав и юридических обязанностей.

Сторонами (субъектами) правоотношения могут выступать как частные лица – отдельные индивиды, так и организации. При этом, совокупность прав, обязанностей и ответственности составляет правовой статус субъекта.

Как уже ранее отмечалось, чтобы вступить в правоотношение, как основание, лица должны обладать правосубъектностью, то есть должны являться субъектами права. Правосубъектность – это установленная государством способность лица выступать участником правоотношений, то есть быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

В отношении индивидов составляющими правосубъектности выступают: правоспособность – способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности и дееспособность – способность лица самостоятельно реализовывать субъективные права и юридические обязанности. Кроме названных двух составляющих правосубъектности, в качестве дополнительного её элемента можно указать деликтоспособность – как способность нести установленные лишения за невыполнение обязательств и причиненный вред.

Вторым элементом состава правоотношения является объект правоотношения, то есть то, по поводу чего возникает правоотношение, и на что направлены взаимные права и обязанности сторон.

Традиционно выделяют следующие виды объектов правоотношений:

1) материальные блага (вещи);

2) нематериальные блага – такие как жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и т.п.

3) действия (услуги), например, прокат или выполнение трудовой обязанности;

4) результаты действий, например перевозка груза.

Третьим элементом состава правоотношения выступает юридическое содержание правового отношения – это то, что связывает субъектов в их юридически оформленном общественном отношении, то есть – субъективные права и юридические обязанности сторон.

Субъективное право – предусмотренная правом мера возможного поведения субъекта правоотношения. Важнейшими признаками субъективного права выступает добровольный характер его использования и обеспеченность действиями обязанной стороны.

Юридическая обязанность – это предусмотренная правом мера должного (необходимого) поведения субъекта правоотношения. Здесь существенным признаком выступает обязательная реализация строго заданной поведенческой позиции осуществляемой в интересах управомоченной стороны.

Третья стадия – непосредственная реализация права. Именно на этой стадии право становиться реальностью, то есть воплощается в правомерном поведении субъектов права. Юридические средства, присутствующие на этой стадии: реализация права, формы непосредственной реализации права, акт реализации права, правомерное поведение.

Реализация права – это воплощение правовых предписаний в жизнь. Реализация права, представляет собой особый вид правовой деятельности, состоит в осуществлении определённого поведения субъектами права, влечет за собой юридические последствия и завершается появлением правового акта – акта реализации права.

В качестве основных форм непосредственной реализации права следует выделять:

- использование субъективных прав – форма непосредственной реализации права, связанная с осуществлением субъектами правоотношений гарантированных государством возможностей, способы использования права: а) право-пользование – право на извлечение выгод и пользы из своей деятельности, б) право-действие – право на совершение собственных действий и принятие юридических решений, в) право-требование – право требовать от обязанной стороны правоотношения исполнения юридической обязанности, г) право-притязание – право на обращение в компетентные органы за защитой;

- исполнение юридических обязанностей – форма непосредственной реализации права, заключающаяся в осуществлении субъектами правоотношения должного поведения, предписанного правом, способы исполнения обязанности: а) обязанность совершать действия, предписанные правовыми предписаниями, б) обязанность исполнять требования уполномоченного субъекта правоотношения, в) обязанность претерпевать ограничения личного, имущественного и организационного характера;

- соблюдение запрета – форма непосредственной реализации права, заключающаяся в несовершении субъектами правоотношений деяний, запрещенных правовыми предписаниями, способ соблюдения запрета – обязанность воздерживаться от совершения определенных действий.

Итогом реализации права выступает акт реализации права – это правовой акт (как поведение, так и документ), направленный на воплощение правовых предписаний в жизнь.

Кроме основных стадий в процессе правового регулирования (действия права) могут иметь место две факультативных – это толкование и применение права.

Толкование права – это процесс уяснения и разъяснения смысла и содержания правовых предписаний, результатом которого выступает появление интерпретационного акта, в котором разъясняются правовые предписания.

Применение права – это правовая деятельность компетентных субъектов, направленная на обеспечение реализации правовых предписаний, завершается вынесением правоприменительного акта. Основы применения права мы рассмотрим на лекции посвящённой проблемам юридической квалификации. Вместе с этим, применение права выступает в качестве обязательной стадии правоохранительного механизма.

^ Задание на дом: охарактеризовать стадии правоохранительного механизма?

Также отметим, что все стадии правового регулирования пронизывают такие правовые категории, как «правосознание», «правовая культура», «законность». При этом правопорядок выступает итогом действия права.

Таким образом, мы установили, что механизм правового регулирования представляет собой систему юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование. Он включает в себя три основных стадии (создание норм права, их конкретизацию и реализацию) и две факультативных (толкование и применение права).

Заключение.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что действие права представляет собой основные направления влияния права на общество, среди таких направлений приоритет имеют два – правовое регулирование и правоохранительный механизм.

Правовое регулирование – это такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами.

Выделение правового регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических средств и способов имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Оно позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности. Мы установили, что правовое регулирование имеет свой предмет, субъект, адресат свои методы, способы, типы и режимы.

Воплощение права в жизнь осуществляется путём действия механизма правового регулирования, под которым понимают систему юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования включает в себя три основных стадии (создание норм права, их конкретизацию и реализацию) и две факультативных (толкование и применение права).

Правоохранительный механизм – представляет собой набор правовых средств, направленных на охрану общества от противоправных вариантов поведения и в качестве обязательного юридического средства предполагает правоприменительную деятельность. Более подробно его характеристика будет рассмотрена на дальнейших занятиях

Литература
Ардашкин В.Д. Правоохранительный механизм: понятие, структура/Теория государства и права: Сб. статей/Отв. ред. В.Д. Ардашкин. – Красноярск, 2004.

Архипов, С. И. Субъект права в центре правовой системы /С.И. Архипов // Государство и право. – 2005. – № 7.

Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права к продолжению дискуссии//Государство и право. 2003. №1.

Бахрах Д.Н. Конституционные основы действия правовой нормы во времени//Журнал российского права. 2003. №5.

Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права//Государство и право. 2003. №4.

Бобылев А.И., Минниахметов Р.Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества//Государство и право. 2004. №7.

Бобылев А.И. Теоретические проблемы правового регулирования//Право и политика. 2002. №8.

Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. – М., 1992.

Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права//Журнал российского права. 2003. №1.

Бошно С.В. влияние судебной практики на законотворчество//Государство и право. 2004. №8.

Бошно С.В. Судебная практика: способы выражения//Государство и право. 2003. №3.

Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. – М., 1997.

Вопленко Н.Н. О понятии и функциях правотворческого толкования//Правовая политика и правовая жизнь. 2003. №1.

Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). – М., 1992.

Кузьмин А.В. Юридическая деятельность. – СПб., 1998.

Гранат Н.Л. Правовые отношения//Юрист. 1998. №10.

Григорьев Ф.А. Акты применения права. – Саратов, 1995.

Завадская Л.Н. Механизм реализации права. – М., 1992.

Закон: создание и толкование/Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 1998.

Зинченко С.А. Правоотношение и динамика его элементов//Северокавказский юридический вестник. 1998. №1

Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативно-правового акта//Государство и право. 2004. №8.

Литягин Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства//Государство и право. 2003.

Карасев М.Н. Некоторые аспекты толкования норм права//Журнал российского права. 2000. №11.

Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования//Правоведение. 1991. №4.

Кожевников В.В. Толкование норма права//Юрист. 2000. №4.

Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права//Правоведение. 2003. №1.

Маликов М.К. Гносеологические основы реализации права. – Уфа, 1998.

Малько, А. В.Законный интерес и юридическая обязанность / А.В. Малько // Государство и право. –2007. – № 2.

Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельная система//Журнал российского права. 2002. №4.

Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права//Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2002. №5.

Матузов Н.И. Возможность и действенность в правовой сфере//Правоведение. 2000. № 3.

Морозова Л.А. Еще раз о судебной практике как источнике права//Государство и право. 2004. №1.

Протасов В.Н. Правоотношение как система. – М., 1991.

Решетов Ю.С. Правоотношения и их роль в реализации права: Учеб. пособие. – Казань, 1993.

Роянов Ф.М. Правовая организация общественной жизни: теория и практика//Государство и право. 2004. №12.

Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений//Правоведение. 2003. №1.

Рыбина, О.С. Понятие субъективного права /О.С. Рыбина // Российское право. – 2006. – № 2.Сацуро Л.В. Неофициальное толкование норм российского права. – М., 2000.

Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования//Государство и право. 2004. №12.

Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Вопросы правореализации. – Саратов, 1995.

Слугин А.А. Гражданская правосубъектность юридических лиц/Автореф. дисс. к.ю.н. – Краснодар, 2003.

Смигунов Г.И. Основания существования юридического (правового) прецедента/Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Мат-лы межвуз. науч. конф. – СПб., 2002.

Соколова А.А. Социальные аспекты понятия «правообразования»//Государство и право. 2004. №7.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс//Правоведение. 2000. №4.

Сорокин В.В. К понятию правовой системы//Правоведение. 2003. №2.

Спектор Е.И. Судебный прецедент как источник права//Журнал российского права. 2003. №5.

Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты: природа и способы влияния//Журнал российского права. 2002. №11.

Тихомиров Ю.А. Талапина Э.В. О кодификации и кодексах//Журнал российского права 2003. №3.

Трофименко А.В. К вопросу о соотношении общетеоретической модели субъективного права и цивилистической модели права собственности//Государство и право. 2003. №2.

Фаршатов И.А. Специализированные и специальные нормы права//Государство и право. 2003. №6.

Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. В 2-х частях. – Екатеринбург, УрГЮА, 2002.

Шагиева Р.В. Правовая деятельность и ее разновидности в современном российском обществе//Журнал российского права. 2004. №10.

Шундиков К.В. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе//Правоведение. 2001. №4.

Якимов А.Ю. Статус субъекта права//Государство и право. 2003. №4. С.5-10.

Яценко В.Н. Закон и подзаконный НПА: соотношение понятий//Журнал российского права. 2003. №2.

РЕЦЕНЗИЯ

на фондовую лекцию по теме:

«Общая характеристика действия права», подготовленную доцентом кафедры государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД России, к.ю.н. Рябининым Н.А.

Данная фондовая лекция является основополагающей лекцией теории правоведения, так как без её познания трудно представить место и специфику любого правового явления. Актуальность данной лекции предопределена особенностями правового регулирования как общественных отношений в целом, так и конкретных жизненных ситуаций.

В лекции показаны основные веянья современной юридической мысли по рассматриваемой проблеме, проанализированы ранее существовавшие концепции действия права и правового регулирования. Полностью раскрыто содержание вынесенных на лекцию вопросов. Использован достаточно широкий круг источников.

Лекционный материал изложен методически грамотно и доступно. В рамках лекции поставлены основные проблемные вопросы по обозначенной теме.

Фондовая лекция, подготовленная Рябининым Н.А., соответствует требованиям, предъявляемым к фондовым лекциям по спецкурсу актуальные проблемы теории государства и права, и рекомендуется для использования в учебном процессе.
Ст. преподаватель кафедры административного

права и управления в ОВД

СибЮИ МВД России, к.ю.н. Чумарова Е.Ю.

1 Алексеев С.С. Основы философии права. – СПб., 1998. С.145.

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций/под ред. Н.И. Матузова., А.В. Малько. – М., 2001. С. 724-725.

1 См.: Теория государства и права: учебник/под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 2004. С.261-262.

2 См. там же. С.262.


1 Алексеев С.С. Основы философии права. – СПб., 1998. С.157.

2 См.: Алексеев С.С. Основы философии права. – СПб., 1998. С.168.

1 См.: Теория государства и права: учебник/под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 2004. С. 271.

2 См.: Там же, С. 271.


1 Пиголкин А.С. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999. С. 307.

2 Пучков О.А. Теория государства и права: учебник/под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 2004. С.289.

1 А.Б. Венгеров Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – М., 1998. С.488.


Похожие:

Сибирский юридический институт iconЛитература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции»
Теоретические, правовые и организационные основы предварительного следствия: Фондовая лекция по курсу «Предварительное следствие...
Сибирский юридический институт iconСибирский юридический институт
Актуальные проблемы теории государства и права. Фондовая лекция по теме: Проблемы юридической квалификации правового поведения. –...
Сибирский юридический институт iconСибирский юридический институт
Актуальные проблемы теории государства и права. Фондовая лекция по теме: Проблемы развития и функционирования российской государственности....
Сибирский юридический институт iconСибирский юридический институт
Актуальные проблемы теории государства и права. Фондовая лекция по теме: Формальный и функциональный подходы к характеристике государства....
Сибирский юридический институт iconСибирский юридический институт
Актуальные проблемы теории государства и права: Фондовая лекция по теме: Особенности происхождения и понимания государства и права....
Сибирский юридический институт iconКурс лекций Красноярск 200 министерство внутренних дел российской федерации
Теория государства и права: курс лекций по специальности 030501. 65 Юриспруденция. – Красноярск: Сибирский юридический институт мвд...
Сибирский юридический институт iconЛекция является фондовой и подготовлена доцентом кафедры предварительного...
Документы предварительного следствия: Фондовая лекция. – Красноярск: Сибирский юридический институт мвд россии, 2009. – 37 с
Сибирский юридический институт iconЛекция посвящена одной из основных проблем организации раскрытия...
Предварительное следствие в овд. Фондовая лекция по теме "Особенности организации расследования преступлений, совершенных в условиях...
Сибирский юридический институт iconMy biography (о себе, как о студенте и о буд профессии) нету
Позднее он был преобразован в Сибирский институт советского права. В 1934 году институт переехал в Свердловск, получил название Свердловской...
Сибирский юридический институт icon19. 05. 2008 М. С. Краченко
Новосибирский Юридический Институт филиал Томского Государственного Университета на юридический факультет, очно-заочную форму обучения....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница