Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов


НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
страница1/4
Дата публикации24.10.2013
Размер0.6 Mb.
ТипМетодические рекомендации
vb2.userdocs.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ


Учебно-методический комплекс


для студентов очной и заочной формы обучения

(спецкурс, уголовно-правовая специализация)

(специальность - «Юриспруденция»)

г. Ростов-на-Дону

2010
Автор:

Посохов А.Ю., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала РАП, кандидат юридических наук
Рецензенты:

Подройкина И.А., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала РАП, кандидат юридических наук, доцент
^ Коруненко Е.Ю., старший преподаватель кафедры

«Уголовное право и криминология» ГОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)», к.ю.н.



Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 - «Юриспруденция».

Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 2 от 30 сентября 2010 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» _______________2010 г., протокол №____.

© РФ РАП, 2010

© Посохов А.Ю., 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................4

Объем дисциплины и виды учебной работы..................................................6

Тематические планы.........................................................................................7

Программа курса.............................................................................................11

Тематические планы семинарских (практических) занятий.......................15

Планы семинарских (практических) занятий...............................................19

Методические рекомендации по изучению дисциплины............................27

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов..........................................................................................................29

Задания для самостоятельной работы студентов........................................ 31

Примерная тематика рефератов.....................................................................36

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля............38

Литература.......................................................................................................43

Вопросы для подготовки к экзамену.............................................................47




ВВЕДЕНИЕ




«Теоретические основы квалификации преступлений» – специальная дисциплина, изучаемая в рамках уголовно-правовой специализации по специальности 030501.65 «Юриспруденция». В деятельности юристов, участвующих в расследовании (раскрытии) преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде, особое место занимает квалификация преступлений. По своей сути – это является основой применения ими норм уголовного права.

Современная социально-правовая ситуация в Российской Федерации предъявляет повышенные требования к теоретической подготовке сотрудников правоохранительных органов, важной составляющей которой является углубление знаний студентов юридических вузов и факультетов по отдельным разделам уголовно-правовой науки, а потому обновление уголовного законодательства и пересмотр некоторых устоявшихся на практике правил квалификации преступлений обосновывают значимость и необходимость предлагаемого специализированного курса. Спецкурс, предназначенный для студентов, изучивших Общую часть уголовного права, представляет собой изложение концептуальных основ учения о составе преступления и квалификации преступных деяний. Он содержит краткое изложение некоторых положений УК РФ и развернутую характеристику выработанных наукой и апробированных практикой правил квалификации преступлений, а потому предполагает активную самостоятельную работу студентов по их практическому применению в процессе решения учебных задач.

Предмет спецкурса представляет собой систему уголовно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе оценки совершенного общественно опасного деяния, а также отечественную уголовно-правовую доктрину квалификации преступлений.

Цель преподавания данного спецкурса - отразить информацию, подлежащую обязательному закреплению в форме умений и навыков квалификации преступлений, а не только в форме знаний полученных в ходе изучения курса «Уголовное право».

Задачи изучения дисциплины: 1) ознакомить студентов с состоянием и перспективой развития данной отрасли знаний; 2) привить студентам навыки формализации и использования уголовно-правовой информации в процессе квалификации преступлений; 3) привести в систему и закрепить умения использования, а равно самостоятельного пополнения уголовно-правовых знаний, необходимых для правильной квалификации преступлений.

Изучение спецкурса основывается на общих принципах и методике преподавания уголовно-правовых дисциплин. При этом учитывается специфика предмета и его задачи, а так же достаточно высокий уровень профессиональной подготовленности студентов последних курсов. Одна из основных особенностей спецкурса как раз состоит в том, что он изучается после усвоения программного материала по дисциплине «Уголовное право», поэтому в нем рассматриваются лишь те вопросы, которые имеют непосредственное отношение к проблемам квалификации преступлений. Завершается освоение специализированного курса сдачей зачета.

В результате изучения курса «Теоретические основы квалификации преступлений» студент должен:

- иметь представление об общем понятии квалификации преступлений и ее значении в правоприменительной деятельности;

- знать общие правила квалификации преступлений в зависимости от различных элементов состава преступления и различных правовых условий;

- уметь применять полученные теоретические знания на практике путем решения практических ситуационных задач.

^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

^ Вид учебной работы

(по учебному плану)

Количество часов по формам обучения

очная

заочная

заочно-сокращенная

^ 2-е высшее

Общая трудоемкость

108

108

108

108

^ Аудиторные занятия

54

14

12

10

Лекции

36

8

10

8

^ Семинарские (практические) занятия

18

6

2

2

^ Самостоятельная работа

40

86

88

90

НИРС

14

8

8

8

^ Форма итогового контроля

экзамен

экзамен

экзамен

экзамен


^ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Тематический план лекций и семинарских занятий

для студентов очной формы обучения



№№

п/п

Темы дисциплины

^ Количество часов по видам учебных занятий

Лекции

Семинары

Тема 1.

Понятие и этапы квалификации преступлений

4

2

Тема 2.

Состав преступления как законодательная модель квалифицируемого деяния

4

2

Тема 3.

Квалификация по объективным признакам состава преступления

6

2

Тема 4.

Квалификация по субъективным признакам состава преступления

6

4

Тема 5.

Квалификация неоконченной преступной деятельности

4

2

Тема 6.

Квалификация преступлений, совершенных в соучастии

4

2

Тема 7.

Квалификация при множественности преступлений и конкуренции уголовно-правовых норм

4

2

Тема 8.

Изменение квалификации преступления

4

2

Всего:

36

18




Тематический план лекций и семинарских занятий

для студентов заочной формы обучения



№№

п/п

Темы дисциплины

^ Количество часов по учебному плану

Лекции

Семинары

Тема 1.

Понятие и этапы квалификации преступлений

2




Тема 2.

Состав преступления как законодательная модель квалифицируемого деяния







Тема 3.

Квалификация по объективным признакам

состава преступления

2

2

Тема 4.

Квалификация по субъективным признакам

состава преступления

2

2

Тема 5.

Квалификация неоконченной преступной деятельности







Тема 6.

Квалификация преступлений, совершенных в соучастии







Тема 7.

Квалификация при множественности преступлений и конкуренции уголовно-правовых норм




2

Тема 8.

Изменение квалификации преступления

2

Всего:

8

6


Тематический план лекций и семинарских занятий

для студентов заочно-сокращенной формы обучения


№№

п/п

Темы дисциплины

^ Количество часов по учебному плану

Лекции

Семинары

Тема 1.

Понятие и этапы квалификации преступлений

2




Тема 2.

Состав преступления как законодательная модель квалифицируемого деяния







Тема 3.

Квалификация по объективным признакам

состава преступления

2

2

Тема 4.

Квалификация по субъективным признакам состава преступления

2

Тема 5.

Квалификация неоконченной преступной деятельности







Тема 6.

Квалификация преступлений, совершенных в соучастии

2




Тема 7.

Квалификация при множественности преступлений и конкуренции уголовно-правовых норм







Тема 8.

Изменение квалификации преступления

2




Всего:

10

2


Тематический план лекций и семинарских занятий

для студентов на базе 2-го высшего образования



№№

п/п

Темы дисциплины

^ Количество часов по учебному плану

Лекции

Семинары

Тема 1.

Понятие и этапы квалификации преступлений

2




Тема 2.

Состав преступления как законодательная модель квалифицируемого деяния







Тема 3.

Квалификация по объективным признакам

состава преступления

2

2

Тема 4.

Квалификация по субъективным признакам состава преступления

2

Тема 5.

Квалификация неоконченной преступной деятельности







Тема 6.

Квалификация преступлений, совершенных в соучастии







Тема 7.

Квалификация при множественности преступлений и конкуренции уголовно-правовых норм







Тема 8.

Изменение квалификации преступления

2




Всего:

8

2







^ ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. Понятие и этапы квалификации преступлений

Правоприменение как особая форма государственной деятельности. Юридическая квалификация и ее место в правоприменительном процессе. Квалификация преступлений как частный случай юридической квалификации.

Понятие и определение квалификации преступлений. Философская, логическая, правовая и психологическая основы квалификации преступлений. Виды квалификации преступлений. Официальная квалификация преступлений. Неофициальная квалификация и ее значение для судебно-следственной практики. Нормы уголовного закона, используемые при квалификации преступлений. Квалификация преступлений на различных стадиях уголовного процесса.

Условия и предпосылки правильной квалификации преступлений. Значение правильной квалификации преступлений. Этапы квалификации преступлений. Общая теория квалификации преступлений в системе науки уголовного права. Отражение отдельных вопросов теории квалификации в нормах уголовного закона.

^ Тема 2. Состав преступления как законодательная модель квалифицируемого деяния

Понятие состава преступления. Роль состава преступления в судебном познании и процессе квалификации преступлений. Состав преступления как специфическая форма отражения объективной реальности. Соотношение понятий преступления и состава преступления. Материальные и формальные признаки преступления. Состав преступления и уголовно-правовая норма. Проблема так называемого «общего состава преступления».

Способы описания состава преступления в уголовном законе. Элементы и признаки состава преступления. Системность, необходимость и достаточность признаков состава преступления. Постоянные и переменные, необходимые и факультативные, позитивные и негативные признаки состава преступления. Признаки состава преступления, отсутствующие в диспозициях статей Особенной части УК России. Проблема отнесения общественной опасности и противоправности к совокупности признаков состава преступления. Оценочные признаки состава преступления, возможность их объективной проверки и внешнего контроля при квалификации преступлений.

Понятие и особенности преступлений с квалифицированными составами. Квалифицирующие признаки и квалифицирующие обстоятельства. Соотношение смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также квалифицирующих признаков.

Конструкции квалифицированных составов. Содержание квалифицированных составов. Формы изложения квалифицированных составов.

Правила уголовно-правовой оценки преступлений с квалифицированными составами. Оценка деяния, содержащего несколько квалифицирующих признаков.

Уяснение содержания состава преступления в процессе квалификации. Значение состава для разграничения преступлений.
^ Тема 3. Квалификация по объективным признакам состава преступления

Понятие объекта преступления. Виды объектов. Квалификация многообъектных преступлений. Предмет преступления, его соотношение с объектом и значение для квалификации. Потерпевший от преступления и его значение для квалификации.

Понятие и признаки объективной стороны состава преступления. Деяние (действие и бездействие) как обязательный признак объективной стороны состава преступления.

Понятие, виды и значение для квалификации общественно опасных последствий. Преступления с материальными, формальными и усеченными составами. Установление причинной связи между деянием и наступившими последствиями в процессе квалификации преступлений.

Значение для квалификации способа, места, времени, обстановки, орудий, средств и других факультативных признаков объективной стороны состава преступления.
^ Тема 4. Квалификация по субъективным признакам состава преступления

Понятие и признаки субъекта преступления. Виды субъектов. Установление возраста лица в процессе квалификации преступления. Вменяемость как обязательный признак субъекта преступления. Особенности квалификации деяния несовершеннолетнего, отстающего в психическом развитии. Понятие и виды специального субъекта преступления. Значение специальных признаков субъекта для квалификации.

Понятие и признаки субъективной стороны состава преступления, особенности ее установления в процессе квалификации преступлений. Вина как обязательный признак субъективной стороны состава преступления. Умысел и его виды. Квалификация преступлений при различных видах умысла.

Неосторожность и ее виды. Особенности квалификации неосторожных преступлений. Преступления с двумя формами вины и их квалификация.

Мотив и цель преступления, их значение для квалификации.

Проблемы уголовно-правовой оценки невиновного причинения вреда.
^ Тема 5. Квалификация неоконченной преступной деятельности

Понятие и виды стадий умышленного преступления. Оконченное и неоконченное преступления. Момент окончания отдельных преступлений по действующему законодательству. Признаки обнаружения умысла, его наказуемость.

Понятие и признаки приготовления к преступлению. Отличие приготовления от обнаружения умысла. Квалификация приготовления к преступлению, значение категории подготавливаемого преступления.

Понятие и признаки покушения на преступление. Отличие покушения от приготовления к преступлению. Виды покушений. Квалификация покушения на преступление.

Добровольный отказ от преступления. Объективные и субъективные признаки добровольного отказа. Деятельное раскаяние и его отличие от добровольного отказа. Квалификация при добровольном отказе и деятельном раскаянии.
^ Тема 6. Квалификация преступлений, совершенных в соучастии

Понятие соучастия в преступлении. Объективные и субъективные признаки соучастия. Виды соучастников. Квалификация деяний исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника.

Формы и виды соучастия. Простое и сложное соучастие. Квалификация соисполнительства. Особенности квалификации групповых преступлений (группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы, преступной организации).

Квалификация преступлений, совершаемых в соучастии со специальным субъектом. Квалификация деяний соучастников при эксцессе исполнителя. Ответственность за неудавшееся соучастие. Добровольный отказ при соучастии в преступлении.
^ Тема 7. Квалификация при множественности преступлений и конкуренции уголовно-правовых норм

Понятие и признаки множественности преступлений. Единичное преступление. Виды сложного единичного преступления. Отграничение сложного единичного преступления от их множественности.

Формы множественности по уголовному закону. Общие правила квалификации при множественности преступлений. Понятие совокупности преступлений. Виды совокупности преступлений. Квалификация при идеальной и реальной совокупности преступлений.

Понятие конкуренции уголовно-правовых норм. Соотношение конкуренции с коллизией, смежными составами и конкретизацией уголовно-правовых норм. Отграничение конкуренции уголовно-правовых норм от идеальной совокупности преступлений.

Виды конкуренции. Понятие общей нормы. Понятие специальной нормы. Классификация специальных норм. Правила квалификации при конкуренции общей и специальной уголовно-правовых норм, при конкуренции специальных уголовно-правовых норм. Проблема конкуренции части и целого.
^ Тема 8. Изменение квалификации преступления

Квалификация при изменении уголовного закона. Время совершения преступления. Изменение квалификации при смягчении и ужесточении уголовного закона. Основные правила квалификации при изменении уголовного закона.

Изменение квалификации в процессе уголовного судопроизводства. Изменение квалификации в стадии предварительного расследования. Изменение квалификации в процессе судебного разбирательства. Основные правила изменения квалификации в процессе уголовного судопроизводства.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ



Тематический план семинарских (практических) занятий

для студентов очной формы обучения



№№

п/п

Темы дисциплины

^ Количество часов

Тема 1.

Понятие и этапы квалификации преступлений

2

Тема 2.

Состав преступления как законодательная модель квалифицируемого деяния

2

Тема 3.

Квалификация по объективным признакам состава преступления

2

Тема 4.

Квалификация по субъективным признакам состава преступления

4

Тема 5.

Квалификация неоконченной преступной деятельности

2

Тема 6.

Квалификация преступлений, совершенных в соучастии

2

Тема 7.

Квалификация при множественности преступлений и конкуренции уголовно-правовых норм

2

Тема 8.

Изменение квалификации преступления

2

Всего:

18




Тематический план семинарских (практических) занятий

для студентов заочной формы обучения



№№

п/п

Темы дисциплины

^ Количество часов

Тема 1.

Понятие и этапы квалификации преступлений




Тема 2.

Состав преступления как законодательная модель квалифицируемого деяния




Тема 3.

Квалификация по объективным признакам

состава преступления

2

Тема 4.

Квалификация по субъективным признакам

состава преступления

2

Тема 5.

Квалификация неоконченной преступной деятельности




Тема 6.

Квалификация преступлений, совершенных в соучастии




Тема 7.

Квалификация при множественности преступлений и конкуренции уголовно-правовых норм

2

Тема 8.

Изменение квалификации преступления

Всего:

6


^ Тематический план семинарских (практических) занятий

для студентов заочно-сокращенной формы обучения


№№

п/п

Темы дисциплины

^ Количество часов

Тема 1.

Понятие и этапы квалификации преступлений




Тема 2.

Состав преступления как законодательная модель квалифицируемого деяния




Тема 3.

Квалификация по объективным признакам состава преступления

2

Тема 4.

Квалификация по субъективным признакам состава преступления

Тема 5.

Квалификация неоконченной преступной деятельности




Тема 6.

Квалификация преступлений, совершенных в соучастии




Тема 7.

Квалификация при множественности преступлений и конкуренции уголовно-правовых норм




Тема 8.

Изменение квалификации преступления




Всего:

2


^ Тематический план семинарских (практических) занятий

для студентов на базе 2-го высшего образования



№№

п/п

Темы дисциплины

^ Количество часов

Тема 1.

Понятие и этапы квалификации преступлений




Тема 2.

Состав преступления как законодательная модель квалифицируемого деяния




Тема 3.

Квалификация по объективным признакам

состава преступления

2

Тема 4.

Квалификация по субъективным признакам состава преступления

Тема 5.

Квалификация неоконченной преступной деятельности




Тема 6.

Квалификация преступлений, совершенных в соучастии




Тема 7.

Квалификация при множественности преступлений и конкуренции уголовно-правовых норм




Тема 8.

Изменение квалификации преступления




Всего:

2



^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ


Тема 1. Понятие и этапы квалификации преступлений
1. Понятие квалификации преступлений, ее виды, соотношение квалификации и правоприменения.

2. Принципы квалификации преступлений.

3. Этапы квалификации преступлений.

4. Общеуголовные правила квалификации преступлений.

5. Логические основы квалификации преступлений.
Контрольные вопросы


  1. Какое место занимает квалификация преступлений в процессе применения нормы права?

  2. Как соотносятся между собой этапы квалификации преступлений с этапами уголовного процесса?

  3. Определите значение квалификации преступлений?

  4. Что является основой общих правил квалификации преступлений?

  5. Какова роль постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в квалификации преступлений?


Список рекомендуемой литературы:
Основная


  1. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. – М., 2010.

  2. Корнеева А.В. Теоретические основы квалификации преступлений. М., 2010.


Дополнительная


  1. Акперов Р. Квалификация преступления при возбуждении дела // Законность. 2009. № 4.

  2. Иванов Г.А., Третьяк М.И. Теоретические основы квалификации преступлений. Ставрополь, 2006.

  3. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2007.

  4. Мартыненко Н.Э. «Реформа» уголовного законодательства и ее влияние на квалификацию преступлений // Российский следователь. 2009. № 15.

  5. Уголовное право России. Общая часть. Учебник / Под ред. В.П. Ревина. - М., 2009.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Автор: Водяная В. Ю., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала гоу...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Детские болезни»
Методические рекомендации обсуждены на заседании курса нефрологии от «8» февраля 2012 г., протокол №8
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов ІІІ...
Целью данного пособия является развитие у студентов навыков и умений самостоятельной работы по изучению основных тенденций развития...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов icon«История статистики»
Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов)
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации для управляемой самостоятельной работы...
Методические рекомендации, основное содержание темы, узловые вопросы и рекомендуемая для изучения литература содержатся в учебной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconЛист содержания учебно-методического комплекса дисциплины
Планы семинарских занятий и методические рекомендации по контролю самостоятельной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права России»
Планы семинарских занятий и методические рекомендации по контролю самостоятельной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика»
Интернет по темам курса. Конспект проверяется не менее 1 раза в семестр. Оценка за конспект (3-5) переводится по методике в рейтинг...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница