Дополнительный материал к уроку


Скачать 59.99 Kb.
НазваниеДополнительный материал к уроку
Дата публикации16.07.2013
Размер59.99 Kb.
ТипУрок
vb2.userdocs.ru > Право > Урок
Дополнительный материал к уроку:

Необходимо дома внимательно рассмотреть условия освобождения крестьян по реформе 1861 г., работая с текстом Манифеста и Положений реформы. Необходимо распечатать текст, и прикрепить его в своей рабочей тетради (при желании можно уменьшить шрифт).
Манифест 19 февраля 1861 г.
...Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте...

Таким образом, Мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для Нас завещание Предшественников Наших и жребий, через течение событий подданный Нам рукою Провидения...

Самому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, составить предложения о новом устройстве быта крестьян; причем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей...

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы...

Ожидаем несомненно, что... каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях...

Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа. Когда мысль правительства об упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим, воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенныя помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное Благородным Дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона...

Вопросы к документу:

1. Как определялись цели документа?

2. С какой целью были созданы губернские комитеты?

3. Каковы были условия освобождения крестьян?

4. В чем виделась императору роль дворян в осуществлении реформы?

5. Какую помощь в осуществлении реформы оказывало правительство?

6. Как вы думаете, с какой целью в Манифест были включены строки о «здравом смысле народа»?
В результате осуществления реформ в центральных районах империи начался переход крестьян от традиционной трехпольной системы к интенсивному многополью, в нечерноземных губерниях усилилась миграция крестьянства, уходившего на заработки. В то же время высокие выкупные платежи замедляли развитие крестьянского хозяйства. Помещики не получили всей выкупной суммы от государства, так как из нее были вычтены их долги. Изменение правового статуса крестьянства потребовало других реформ. Так, например, Д.А. Милютин писал: «Закон 19 февраля 1861 г. не мог остаться отдельным, изолированным актом: это был краеугольный камень общей переработки всего государственного строя».

У крестьян реформа вызвала отрицательную реакцию, начались волнения. Наиболее крупные волнения вспыхнули в 1861 г. в Казанской губернии в селе Бездна. Крестьянин этого села Антон Петров толковал «Положения» 19 февраля по-своему — в интересах крестьян. Он «вычитал» в «Положениях» следующее: крестьяне не должны работать на помещика, а вся земля принадлежит крестьянам. В Бездну за «истинной волей» стали стекаться крестьяне, вскоре их число достигло 10 тыс. человек. Волнение охватило свыше 75 сел и деревень Казанской, Симбирской и Самарской губерний. Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, отказывались работать на барщине. Волнения были подавлены войсками. Петров был расстрелян, многие крестьяне наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян всколыхнул российское общество: начались студенческие демонстрации, А. И. Герцен в «Колоколе» опубликовал ряд статей.

В апреле 1861 г. крестьяне сел Черногай и Студенки Пензенской губернии отказались работать на помещиков и заявили, что от них скрывают подлинное содержание «Положений» 19 февраля 1861. Они посчитали, что в царском указе говорится о передаче крестьянам всей помещичьей земли без выкупа. Крестьяне прогнали управляющего, сместили должностных лиц вотчинного управления и избрали из своей среды новых. Вскоре волнения охватили 26 сел и деревень Пензенской и Тамбовской губерний. Центром волнений стало село Кандеевка. Волнения были подавлены, в Кандеевке было убито около 20 человек. Царским судом было осуждено 174 человека. Вопрос учащимся: Чем были вызваны выступления крестьян?

Мнение ученого ^ Б.Г. Литвака: «В действительности это был процесс, на начальной стадии которого провозглашалось освобождение личности от власти помещика... а на конечной — создание общинной и подворной поземельной собственности».

Вопросы:

1. Дайте определение частной собственности.

2. Какое отражение нашли вопросы частной собственности в проектах декабристов?

3. Какое место в будущем развитии России отводил А.И. Герцен?

4. Какие выгоды сельскому хозяйству могла принести подворная земельная собственность?
Схема «Размеры крестьянского надела»



В соответствии с законодательными документами об отмене крепостного права Россия условно была поделена на три полосы — черноземную, нечерноземную и степную,— в каждой из которых устанавливался минимальный и максимальный размер крестьянского земельного надела. Минимальный размер — это тот, меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину, а максимальный — тот, больше которого крестьянин не должен был требовать у помещика. В каждом конкретном случае размер надела определялся соглашением помещика и крестьянина, оформленным в виде уставной грамоты. В целом крестьяне получили на 10—40 % меньше земли, чем то ее количество, которым они пользовались до реформы. Отторгнутые у крестьян участки земли получили название «отрезки». «Отрезки» переходили помещику.
Порядок совершения выкупной сделки


Похожие:

Дополнительный материал к уроку iconДополнительный материал к уроку
Необходимо дома внимательно рассмотреть условия освобождения крестьян по реформе 1861 г., работая с текстом Манифеста и Положений...
Дополнительный материал к уроку iconСамоаналіз фрагменту уроку української мови, проведеного
...
Дополнительный материал к уроку iconВимоги до успішного уроку (О. О. В’ялов)
Мета уроку не тільки сформульована І донесена до учнів, а й орієнтована на розвиток І виховання учня безпосередньо на уроці. Відтак...
Дополнительный материал к уроку iconДополнительный офис №8610/026 Отделения “Банк Татарстан №8610 ОАО сбербанк России
Резюме по прилагаемой форме или в готовом виде необходимо направить в Дополнительный офис №8610/026 заместителю руководителя по обслуживанию...
Дополнительный материал к уроку iconДополнительный материал” на официальном сайте Дж. К. Роулинг Джоан...
Некоторые сцены, которые не попали в книгу; дополнительные мелочи о некоторых персонажах и немного совершенно бесполезной информации,...
Дополнительный материал к уроку iconДанная картотека создана в помощь логопедам и дефектологам, работающим...
В картотеке собран материал известных логопедов практиков Нищевой,,Архиповой и др. Материал грамотно и красочно оформлен, что немало...
Дополнительный материал к уроку iconЕ. А. Логинова Художник И. Н. Ржевцева Нищева Н. В
Представленный цветной наглядный материал может быть использован в качестве карточек к играм, а также как основной дидактический...
Дополнительный материал к уроку iconНазовите пломбировочный материал, который совмещает в себе свойства...
Какой пломбировочный материал не относится к материалам для пломбирования корневых каналов?
Дополнительный материал к уроку iconРождественские праздники в Карпатах 2013г
Выезд группы из Харькова в Ужгород, поезд дополнительный в 30 (время ориентировочное)
Дополнительный материал к уроку icon«Royal Auto Show 2013» Санкт-Петербург Стадион «Петровский»
Так же обязуюсь предоставлять пресс-службе «ee team» ссылки на сделанный мной и опубликованный в сети Интернет материал и/или предоставлять...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница