О семейном счастии


Скачать 129.34 Kb.
НазваниеО семейном счастии
Дата публикации13.10.2013
Размер129.34 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Медицина > Документы
Псково-Печерский листок № 210
О СЕМЕЙНОМ СЧАСТИИ
Брак есть таинство, в котором при свободном

обещании верной любви освящается

супружеский союз жениха с невестой для

чистого рождения и воспитания детей и для

взаимного вспоможения во спасении.

Архиепископ Филарет (Гумилевский)
И взял Бог человека, егоже

созда, и введе его в рай сладости,

делати его и хранити.

(Быт. 2, 15)
Охранение в роде человеческом правильного порядка семейной

жизни и семейного счастия составляет предмет особого попечения и промышления Божия. Начиная от первого сказания Моисеева о благословении Божием на новосозданную чету наших прародителей:

раститеся и множитеся, и наполните землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28), чрез всю Библию проходит непрерывный ряд наставлений о семейной жизни и повествований об особенных опытах милостей Божиих к благочестивым семействам.
Непрестанно встречаем мы правила и указания относительно

взаимных обязанностей супругов, родителей и детей, одоначальников и потомков. Поучительны и трогательны сказания о даровании детей безчадным родителям по молитвам и обетам их; об избрании из добродетельных семейств от чрева матери (Лк. 1, 15) нарочитых

служителей в деле домостроительства Божия о спасении

людей; о благословении потомков за веру родоначальни*

Слово в день Сретения Господня, 1884 годков; но с другой стороны, встречаем и поразительные повествования о бедствиях, посылаемых на детей за грехи родителей их и за непочтение к ним. Самая семейная

жизнь, проводимая в духе благочестия, в книгах Ветхого Завета изображается в чертах привлекательных (Притч. 31; Пс. 127).
В законоположениях и действиях Церкви новозаветной

семья также составляет предмет особого попечения: на жениха и невесту при первом изъявлении взаимного их согласия особым молитвословием призывается Божие благословение; совершение брака составляет таинство, в котором запечатлевается обет вечной верности и освящается супружеский союз; дети с самой минуты появления на свет на все время воспитания поставляются под

покровительство и руководство Церкви. Отцы и учители Церкви часто внушают христианам заботливость о благоустроении семейств и охранении семейного счастия.

Так, святой Иоанн Златоуст, сам девственник, преподает глубокие наставления и советы о благоразумном выборе невест, об охранении

взаимной любви между супругами, о воспитании детей

и тому подобное. Главное заблуждение относительно семейной жизни

ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной

жизни счастия как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастия ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: все здесь трудом добывается.
В приведенном нами изречении бытописателя о поселении

в раю наших прародителей есть знаменательная

черта, которую мы можем взять в руководство при

нашем размышлении о семейном счастии. Земной

рай, изображенный в Библии, всеми признается за первообраз земного благополучия. Красота местности,первобытная сила растительности,

готовые плоды для пищи, отсутствие опасностей

и болезней, мир и чистая радость сердца, созерцание Создателя и беседа с Ним — все это возносит наше воображение

в иной, вожделенный мир, который превышает все наши обычные понятия о земном счастии. Но не для праздных наслаждений

поселил Бог первозданных людей в рай сладости, а дал

им упражнения для первого развития их сил, повелев им

возделывать рай и хранить его.
Итак, если и самый рай для полноты счастия его невинных

обитателей имел нужду в возделывании и охранении,

то какое земное состояние и какое место на земле

может быть всегда готовым для нашего благополучия без

возделывания и охранения?

Если и рай без наблюдения мог терять свою красоту

от излишнего и неуместного размножения хотя и

прекрасных растений, то на нашей грешной земле какое

наше убежище без возделывания не зарастет крапивою и

бурьяном? Если и рай могли повреждать первозданные,

хотя и сытые, и кроткие, но все же неразумные животные,

то какое наше насаждение останется без наблюдения

целым от настоящих хищных и голодных птиц и животных?

Богатство требует труда для накопления и сохранения

от растраты и расхищения; самые прочные и великолепные

здания — поддержки и исправлений от ветхости

и повреждений; человеческое общество — охраны от

внутренних и внешних врагов; родство и дружба — от

недоразумений и столкновений. Очевидно, что и семейная жизнь, и счастие не могут в этом отношении составлять исключения

— и их надобно возделывать и охранять.
Ныне два условия признаются прочным обеспечением семейного счастия: счастливый выбор жениха и невесты и предварительно установившаяся крепкая взаимная склонность, обещающая нерасторжимый союз в будущем. Никто не отрицает великой важности этих условий, но никто из людей, знакомых с опытом, не решится сказать, что счастливым выбором и взаимною склонностию

все будущее счастие супругов обеспечено. Это рай, который

надобно еще возделывать и хранить. Прежде всего, под это доброе начинание нужно подвести основание, на котором зиждется истинное, то есть разумное, сознательное, духовное счастие человека.

Все увлечения нашего сердца проходят вместе с переменами, неизбежно происходящими в предметах, к которым

они направлены, и в нас самих. Красота телесная

вянет, к богатству привыкают, вкус к удовольствиям по

времени притупляется — не изменяются и не слабеют

только связи, составляемые на общем направлении

супругов к разумным целям, на постоянной потребности

друг в друге как в необходимой силе, содействующей

достижению этих целей, на взаимном уважении друг к другу как к силе действительной и надежной и на взаимном утешении от сознания

достигаемого успеха.
Апостол Павел говорит, что невеста свободна выйти, за кого хочет,— как и жених волен жениться, на ком хочет,— только в Господе (1 Кор. 7, 39). Что это значит? Значит— чтобы при заключении брачных союзов не были опускаемы из виду цели, указанные для супружества

Господом: взаимное попечение супругов друг о друге во всех отношениях, но преимущественно в нравственном; умножение,

согласно с Божиим благословением, рода человеческого людьми, способными силою дарований, познаний и деятельности осподствовать над природою, а не смотреть на нее тупым взглядом и не жить в ней

без сознания подобно существам неразумным (Быт. 1, 28); наконец, восполнение человеческих обществ членами, способными служить благу человечества и славе Божией.
Только при согласии супругов во взглядах на эти главнейшие их обязанности и при дружном их исполнении получают настоящее значение и красота, и образованность, и достаток, и взаимная любовь, как средства для достижения целей или как утешение в трудах. Без этого единства убеждений является у супругов разлагающая разность во вкусах и взглядах, направление склонностей в разные стороны, а главное

— безсодержательность и пустота семейной жизни, которую нельзя наполнить никакими чувственными

удовольствиями. Если эта пустота и отсутствие высших целей и благородных трудов, предлежащих супругам, обнимает обе половины, то семейное счастие сгибло, и дом становится жилищем праздности, ссор и пороков как в родителях, так и в детях; если же эта неспособность к труду семейной жизни является в одной половине, то эта половина становится бременем для другой, и ее участь — иногда затаенное, но всегда неизбежное охлаждение и даже пренебрежение от другой стороны как к мертвой силе, задерживающей общее дело и вредящей ему.
Таково чувство, сопровождающее печальный взгляд разумного мужа на жену, бросающую без призора

детей для светских удовольствий; таковы мысли жены о муже праздном и ленивом или разоряющем дом

расточительностию и другими пороками. Когда равно пусты и рассеянны и муж, и жена, то их неизбежно постигает и другая заслуженная кара — потеря уважения и любви со стороны детей их.

Воображая, что счастливым выбором партии обеспечивается навсегда семейное счастие, и что оно упрочивается первою склонностию, многие супруги ныне опускают из виду и то, что в первое время супружества они еще не знают ни друг друга как должно, ни даже самих себя в новом своем положении. Только стоя близко друг к другу, как стоят супруги, и только по времени они могут изучить образ мыслей, вкусы, склонности, привычки друг друга, причем, к удивлению многих, в избранниках сердца вместе с достоинствами, привлекшими любовь, открываются и значительные недостатки. Обнаружение недостатков, неожиданные мысли, желания и требования поражают иногда обоих супругов как

нечто необычайное, для счастия опасное и доказывающее ошибку, сделанную в выборе. При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается, и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собою и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство, что счастие улетает, что брак не удался, что вместе жить невозможно, что нужно разойтись.

Между тем как правила христианской жизни требовали от обоих супругов при благодарности к Богу за

найденные друг в друге достоинства быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной

принадлежности каждого человека; изучить их, отнестись к ним со всею снисходительностию, какой

требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга.
Ныне в супругах, знакомых с современными ложными взглядами на взаимные отношения людей между собою,

все направлено против этого основного правила семейной жизни: и признание за каждым безусловной свободы иметь во всем и отстаивать свои взгляды и убеждения, каковы бы они ни были; и самолюбие, не дозволяющее смириться пред другим хотя бы для собственного блага; и, наконец, ложные понятия о душе человеческой, по которым все внутренние качества признаются неизбежным проявлением организма и физических отправлений, а обнаруживающиеся в человеке важные недостатки приписываются среде, в которой он воспитан, а не ему самому, так что его можно только лечить, а не исправлять и в случае неудачи в лечении остается только бросить. Прибавьте к этому, что такой суд произносится новыми людьми только о других, а сознание собственных недостатков не допускается, как малодушная измена собственным

убеждениям и складу своей природы, к которому другие должны приспособляться и относиться

с уважением. И вот супруги бегут друг от друга...
Почему? Сначала они так любили друг друга, так верили в прочность и неизменность любви! Потому что не

имели смирения, чтобы сознаваться в своих недостатках, лишающих другого счастия и спокойствия, и по любви к нему не хотели поработать над собою и исправиться; потому что не имели уменья посоветовать и спутнику жизни наблюдать за собою и постепенно исправляться — и терпения подождать исправления с летами; наконец, потому, что забыли или вовсе не знали различия между недостатками исправимыми и неисправимыми и не умели примириться с последними и уживаться с ними, как приходится в подобных

случаях уживаться с чужими людьми. Но к мужу и жене новые люди требовательнее, чем к чужим: чужие могут иметь неисправимые недостатки, нам до них дела нет — а свой человек, которого мы любим, которому

клялись в вечной верности, обязан не иметь их, он должен быть совершенством; он обязан дать

нам полнейшее счастие; и если этого мы не находим, то вправе оставить его и искать счастия с другим, в котором нет этих недостатков, хотя, конечно, найдутся другие.
Но труд перенесения в супругах недостатков друг друга есть право на благодарность от стороны, имеющей

недостатки, к другой, терпящей их. Это укрепляет любовь, так как имеющий недостаток старается утешить снисходительного друга другими, лучшими свойствами своей души. Внимание к слабости и недостатку такого близкого человека, как муж или жена, возбуждает жалость к нему и утверждает в терпении, которое само по себе есть добродетель; в этой добродетели человек, имеющий христианские убеждения, и для собственного усовершенствования обязан упражняться с ревностию и постоянством.

Он не может бросить того, с кем сжился сначала первою, живою и ясною любовию, потом любовию, по

слову апостола, милосердствующей, потом любовию долготерпящею, наконец, любовию, верующею в плоды терпения и в возможность исправления человека, которое иногда бывает и сверх ожидания, при особой помощи благодати Божией (1 Кор. 13, 4-8). По этим воззрениям истинно, честно любящие друг

друга супруги не могут бросить друг друга за недостатки (если они не обращаются в преступления), иначе для них потеряется главная цель супружеской жизни — любить друг друга не с увлечением для одних наслаждений, а с самоотвержением для общего блага, временного и вечного.

В этом случае полезно вспоминать наставление святого Иоанна Златоуста: “В супружестве надо всем жертвовать и все терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена — все пропало”. А любовь, и радующаяся о любимом, и скорбящая, и терпящая,— все любовь, то есть единственно прочное чувство, услаждающее нашу земную жизнь; и подвижники любви знают, что любовь жертвующая доставляет духу несравненно высшее утешение, чем наслаждающаяся. Это любовь христианская, о которой сказано: мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал (Рим. 15, 1—3). Эта именно любовь и заповедана христианам как высшая добродетель, созидающая благо человечества. Если она иссякает у нас в супружествах, где ее жертвы сопровождаются и многими утешениями, то можем ли мы надеяться сохранить ее в общественной жизни нашей? Упадая в семействах, она и в обществе заменяется отношениями

своекорыстными, себялюбивыми, а затем и пороками, разрушающими порядок общественной жизни.

Немало вредят в наше время семейному счастию разные обычаи и предрассудки, не согласные с христианскими понятиями о супружеской жизни. Сюда мы относим позднюю женитьбу мужчин, особенности воспитания женщин...и крайнюю свободу супругов в отношениях к чужим лицам другого пола. Продолжительная холостая жизнь развивает в мужчинах не только крайнюю разборчивость в выборе себе жены по их избалованному, а иногда и испорченному вкусу и по излишним требованиям, но и разные эгоистические привычки, не соответствующие основному закону семейной жизни, по которому супруги

обязаны заботиться больше об угождении друг другу, чем личным склонностям. Муж, привыкший до брака проводить свободное время в веселых собраниях, делать издержки из своего состояния только для себя, располагать время по-своему, с трудом мирится с строем жизни семейной, где он обязан больше тратить для жены и детей, чем для себя самого, посвящать им свое свободное время и заботиться больше о благоустройстве своего дома, чем о своих личных удовольствиях. Все это для избалованного свободного человека становится стеснительным; он рвется из дому вон и тем дает семье испытывать оскорбительное чувство, что она для него бремя, и переносить одиночество и как бы сиротство при живом муже и отце.
В современном воспитании девиц много крайностей, вредящих целости и сосредоточенности семейной жизни.

Ныне каждая образованная девица, забывая свое главное назначение быть женою и матерью, непременно задается какою-нибудь особою возвышенною целию, для достижения которой не только отдает все свои силы, но и изнуряет себя: быть общественною деятельницею и служилым человеком, врачом, литератором, художником, поступить на сцену — вот любимые мечты современных молодых девиц. Выходя замуж, как они часто любят говорить, вопреки своему призванию, они бредят этим призванием до старости и убивают время на бесполезное для их семейных обязанностей чтение и другие занятия, без которых не только можно бы, но и должно бы обойтись. Они говорят: не все могут выходить замуж, а всем не имеющим наследственного состояния нужно уметь добывать себе пропитание. Это правда. Но в этом самом приготовлении себя к самостоятельной жизни своим трудом не нужно забывать, что все, лишающее девицу свойственных ее полу качеств — скромности, кротости, склонности к тихой домашней жизни и ее благоустройству — нигде не сделает ее ни истинно полезною, ни счастливою... Но едва ли не самый опасный враг семейного счастия — это крайняя свобода, позволяемая ныне в отношениях супругов к сторонним лицам другого пола. Стеснять мужа или жену в этом отношении почитается ныне и неблагородным, и не соответствующим истинным понятиям об уважении к человеческой личности, и признаком грубой ревности, и обидным недостатком взаимного доверия и прочее, и прочее.

Но между всеми этими правами на свободу мужа и жены от взаимного надзора недостает самого законного

— и не только права, но и обязанности мужа и же ны заботиться о нравственной безопасности друг друга. Христианское учение о человеческой слабости и о силе соблазна не теряет своего значения при всех здравых понятиях об уважении и доверии друг к другу. При нынешних героях и героинях, почитающих для себя честью победы известного рода и искусство соблазнять супругов и расторгать наилучшие

супружеские отношения; при современном учении о свободе чувства; при разнообразии раздражающих чувственность общественных удовольствий — со стороны супругов оставлять друг друга на произвол случая, без молчаливого, кроткого и любовного попечения и взаимного охранения от соблазнов, и несправедливо, и жестоко. Точно так же неблагоразумно и допускать в свой дом в слишком близкие отношения к семье друзей под предлогом свободы и полнейшего доверия мужа к жене — и обратно.

У многих таких простодушных супругов была выкрадываема этими мнимыми друзьями супружеская

любовь, а все мы безпрестанно видим расторжения некогда счастливых браков, подготовленные этими дружескими отношениями. А что касается до нас, то много раз мы видели горькие слезы и отчаяние обкраденных в этом отношении мужей и жен — честных и благородных, но безразборчиво доверчивых. Но общая причина современных несчастий в жизни семейной (как и во многих других случаях) есть уклонение от уставов и правил, предлагаемых нам для сохранения семейного счастия нашею руководительницеюПравославною Церковию.
Молодые люди, воспитанные под руководством Церкви, при наступлении поры супружества в глубине сердца молятся Богу об устроении их будущности и вверяют судьбу свою всеблагому промыслу Божию. Советы родителей и старших, внушаемые опытом, не отвергаются ими с такою гордостию, как часто мы видим ныне у молодых людей, надменных своим научным образованием. Молодые христианские супруги смотрят друг на друга как на неизменных и неразлучных товарищей и сотрудников на пути жизни, которым Сам Господь судил делить пополам все — и радость, и горе. Мысль о перемене или, правильнее, об измене далека от них, охраняемых страхом Божиим и чувством долга, углубляемых в сердце взаимною любовию. Соблюдение священных времен и уставов Церкви относительно бдения над собою спасает их от развития страстей, ведущих к нарушению взаимной верности. На детей они смотрят как на дар Божий, как на чистые существа, окружаемые ангелами-хранителями, и берегут их невинность и сердечную простоту. Дни церковных празднеств и у них в доме составляют праздники, восполняющие духовною радостию семейную любовь и доступные по состоянию удовольствия. Кто воспитался в такой семье, тот помнит, с каким

благоговением проводимо было утро, когда семья возвращается домой из храма после приобщения Святых

Таин; помнит радость праздников Рождества Христова и Пасхи или именин отца и матери; тот помнит и

наставления, и наказания за проступки как за грехи, оскорбляющие Господа, Который отъемлет от грешников Свое благословение. Питомцы такой семьи от детства до старости помнят любовь и слезы родителей, их благословения и молитвы, с какими они отпускали их в школы или на службу и тем

оставляли в сердцах их сколько благодарность к родителям за любовь их, столько же и поучительную память об их благочестии. В таких семьях двойной союз — родственный и духовный — связует мужей и жен, детей и родителей двойною силою и ограждает их от всяких вредных влияний и соблазнов, приражающихся со стороны. И в таких семьях, как и везде между людьми, бывают и недостатки, и несчастия, и грехи, но все встречается с покорностию воле Божией, оплакивается с чувством сокрушения и переносится с терпением и упованием на милость и помощь Божию. Такое семейство и называется у святого апостола

Павла домашнею Церковию (Рим. 16, 4) в той мысли, что и христианской семье, как самой Церкви, глава и

покровитель — Господь; что и она, как Церковь, живет под осенением благодати Святого Духа; что и ей вместе с Церковию принадлежит обетование о продолжении рода из века в век и о неотступном пребывании с нею Божия благословения.

Архиепископ Амвросий (Ключарев)

Похожие:

О семейном счастии iconAnnotation Научно-популярная книга о воинских обычаях и семейном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница