Вызовы системе здравохранения


Скачать 296.73 Kb.
НазваниеВызовы системе здравохранения
страница1/3
Дата публикации10.10.2013
Размер296.73 Kb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Медицина > Реферат
  1   2   3





Содержание







Введение………………………………………………………………………………………..

2

1.

Вызовы системе здравохранения……………………………………………………………..

2

2.

Цель и задачи политики государства в сфере здравохранения

4

3.

Повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни


5

4.

Развитие современных медицинских технологий и повышение их доступности


6

5.

Улучшение финансового обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи


7

6.

Сглаживание неравенства в доступности медицинской помощи



9

7.

Расширение возможностей граждан влиять на систему здравоохранения



10

8.

Преодоление структурных диспропорций в системе оказания медицинской помощи



10

9.

Создание конкурентного рынка медицинских услуг, расширение возможностей выбора медицинской организации и врача

13

10.

Повышение профессиональной и экономической мотивации работников медицинских организаций



13

11.

Модернизация системы медицинского страхования



14

12.

Развитие государственно-частного партнерства в решении проблем здравоохранения



15


^ Модернизация российского здравоохранения
Введение:

Состояние российской системы здравоохранения и направления ее развития занимают одно из центральных мест в ведущемся сейчас в обществе обсуждении долгосрочных перспектив развития нашей страны. Проблемы здравоохранения являются одним из важнейших приоритетов исследований и разработок, проводимых Государственным университетом - Высшей школой экономики. Два года назад был опубликован доклад ГУ-ВШЭ «Российское здравоохранение: как выйти из кризиса»1, который вызвал большой интерес у экспертного сообщества, органов власти, средств массовой информации. Обсуждение этого доклада дало жизнь семинару по актуальным проблемам экономики и политики здравоохранения, который регулярно проводится в ГУ-ВШЭ с участием представителей Администрации Президента Российской Федерации, Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минфина России, Счетной палаты Российской Федерации, Государственной думы Российской Федерации, Общественной палаты, видных ученых, руководителей органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, членов Российской академии медицинских наук, практических медиков, экспертов, журналистов ведущих изданий.

Новый этап аналитической работы по проблемам развития здравоохранения связан с подготовкой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая ведется Правительством России. Материалы сотрудников ГУ-ВШЭ нашли отражение в подготовленном проекте Концепции. Но формат этого документа обусловливает очень сжатое изложение задач и механизмов развития здравоохранения и вынужденно ограничивает круг и степень детальности рассматриваемых вопросов. С февраля 2008 года под эгидой Минздравсоцразвития России началась разработка Концепции развития здравоохранения до 2020 года. Мы считаем необходимым представить свою развернутую позицию в отношении задач модернизации российского здравоохранения.

Авторы текста данной концепции глубоко благодарны Я.И.Кузьминову, Е.Г.Ясину, Л.И.Якобсону и Колоснициной М.Г. за активную поддержку ее написания и ценные замечания.
^ 1. Вызовы системе здравоохранения
Социально-демографические процессы, экономический рост, развитие медицинских технологий предъявляют серьезные вызовы российской системе здравоохранения.

Ослабление тенденции сокращения численности российского населения выступает политическим императивом. От системы здравоохранения общество ожидает результативного противостояния тенденции роста смертности населения, в особенности в трудоспособном возрасте. Хотя показатели младенческой и материнской смертности в последние годы снижаются, продолжение этой тенденции и сокращение более чем двухкратного разрыва с европейскими странами требует от системы здравоохранения существенно больших усилий.

Повышение доли лиц пожилого возраста в составе населения влечет изменения в масштабах и структуре заболеваемости, требующие более высоких затрат на медицинскую помощь и медико-социальное обслуживание. Только в силу действия этого фактора потребность в расходах на здравоохранение возрастет в 2020 г. более чем на 15%.

Экономический рост обусловит усиление давления на систему организации и финансирования медицинской помощи со стороны государства, бизнеса, населения, профессиональных медицинских сообществ. Задачи модернизации российской экономики будут подталкивать федеральное правительство к росту расходов на здравоохранение и одновременно к предъявлению требований повышения эффективности использования ресурсов отрасли.

Обусловливаемое особенностями российского экономического роста усиление региональной дифференциации по уровню первичных доходов органов власти и населения породит тенденцию к дифференциации возможностей получения медицинской помощи. Это в свою очередь повысит требования со стороны основной части российских регионов к перераспределительной политике федерального центра.

Экономический рост усилит конкуренцию бизнеса за высококвалифицированную рабочую силу. С одной стороны это вызовет расширение спроса на эффективно функционирующие системы негосударственного медицинского страхования и оказания медицинской помощи работникам, прежде всего в крупных корпорациях. С другой - усилится давление бизнеса на государство в сторону расширения финансирования здравоохранения и роста эффективности его работы как фактора сокращения производственных издержек.

Экономический рост приведет к существенному расширению численности среднего класса, для которого будет характерно более ответственное отношение к здоровью, желание и способность вкладывать средства в профилактику и лечение заболеваний. Средний класс будет предъявлять растущий платежеспособный спрос на медицинскую помощь, диктуя более высокие требования к ее качеству.

Развитие медицинских технологий и появление новых поколений лекарственных средств расширят возможности раннего выявления заболеваний и лечения больных. Но одновременно этот прогресс станет значимым фактором удорожания медицинских услуг, поскольку подавляющая часть новых технологий требует больших инвестиций и текущих затрат. При этом усилиями только медицинских работников будет все сложней улучшить показатели здоровья населения. Повысится значение комплексного межсекторного подхода, требующего тесного взаимодействия здравоохранения с системами образования и социальной защиты, местными органами власти, бизнесом.

Существующая государственная система здравоохранения неспособна адекватно ответить на эти вызовы. В ряду главных ее проблем – несбалансированность государственных гарантий медицинской помощи с их финансовом обеспечением и связанное с этим нарастание платности услуг и неравенства в доступности медицинской помощи; низкий уровень материально-технического оснащения учреждений и недостаточная квалификация значительной части медицинского персонала; низкая эффективность действующей системы обязательного медицинского страхования (ОМС); ограниченные возможности для рационального привлечения личных средств населения; серьезные структурные диспропорции (слабое развитие первичной помощи, доминирование в системе больниц, излишние мощности медицинских учреждений и проч.); слабость экономической мотивации персонала и расширение практики неформальной оплаты услуг в медицинских учреждениях.

В последние годы государством были сделаны крупные вложения в здравоохранение, но груз накопленных проблем остается весьма значительным. Отставание здравоохранения от западных стран ощущается значительно сильней, чем многих других ключевых отраслей экономики. Чтобы противостоять новым вызовам, необходимо модернизировать систему здравоохранения, повысив ее технологический, организационный и профессиональный уровень. Для этого требуется заметное повышение места здравоохранения в системе бюджетных приоритетов на всех уровнях власти.

Необходимо также провести институциональные преобразования в системе государственного управления и финансирования здравоохранения, создать институциональные условия для эффективного сочетания государственных и частных источников оплаты медицинской помощи. Корпорациям и домохозяйствам должны быть предложены новые формы аккумулирования и расходования средств на укрепление здоровья и лечение (новые страховые программы и проч.).

Следует сделать развитие здравоохранение важным элементом политики борьбы с бедностью, сделав акцент на первоочередную поддержку лиц с тяжелыми заболеваниями, не обладающими достаточными личными средствами для лечения. Уровень финансовой защиты граждан от больших расходов на медицинскую помощь должен стать важнейшим индикатором результативности функционирования отрасли. В ситуации существенного удорожания медицины эта стратегия является социальным и нравственным императивом развития общества.
^ 2. Цель и задачи политики государства в сфере здравоохранения
Цель государственной политики - улучшение состояния здоровья населения, в первую очередь - снижение детской смертности и смертности в трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости на основе развития профилактики болезней и повышения качества и доступности медицинской помощи.

Достижение этой цели требует сохранения стратегии приоритетного развития здравоохранения.

К числу наиболее важных задач государственной политики в сфере здравоохранения относятся:

  1. Повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.

  2. Развитие современных медицинских технологий и расширение их доступности

  3. Улучшение финансового обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

  4. Сглаживание неравенства в доступности медицинской помощи для различных групп населения.

  5. Расширение возможностей граждан влиять на систему здравоохранения.

  6. Преодоление структурных диспропорций в системе оказания медицинской помощи.

  7. Создание конкурентного рынка медицинских услуг и расширение возможностей выбора медицинской организации и врача.

  8. Усиление профессиональной и экономической мотивации медицинских работников к повышению качества и эффективности медицинской помощи.

  9. Усиление позитивного влияния медицинского страхования на показатели деятельности здравоохранения.

  10. Развитие государственно-частного партнерства в решении проблем здравоохранения.

  11. Формирование более солидарных форм частного финансирования здравоохранения.


^ 3. Повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни
Государство, бизнес, средства массовой информации, общественные организации и профессиональное медицинское сообщество последовательно проводят политику предотвращения заболеваний и повышения ценности здоровья в системе приоритетов граждан. В ряду главных направлений действий:

создание условий для занятий физкультурой и спортом, регулирования рекламы и продажи изделий, наносящих ущерб здоровью граждан, создание благоприятного отношения к занятиям спортом с использованием средств информационной политики и социальной рекламы;

введение в образовательные программы основ профилактики заболеваний и безопасности жизнедеятельности, проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи в отношении факторов риска нарушения здоровья;

совершенствование законодательной и нормативной базы в области охраны труда, окружающей среды, в том числе поощрение работодателей, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний, создание стимулов для здорового образа жизни работников.

существенное повышение роли профилактической составляющей в деятельности звена первичной медицинской помощи на основе постоянного наблюдения за группами риска, усиления экономической заинтересованности в уменьшении числа больных и повышения ответственности за состояние здоровья обслуживаемого населения.
^ 4. Развитие современных медицинских технологий и повышение их доступности
Государство обеспечивает выход на качественно новый уровень использования современных медицинских технологий во всех звеньях системы оказания медицинской помощи:

крупные инвестиции в материально-техническую базу медицинских учреждений, ориентированные на повышение технологического уровня профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний, прежде всего в сфере охраны материнства и детства. В ближайшие пять лет реализации Концепции акцент делается на улучшение состояния массовой медицины;

концентрация усилий на инновационной деятельности по лечению наиболее распространенных заболеваний, обеспечение ощутимых технологических прорывов и их тиражирование в массовых масштабах, включение новых медицинских технологий, доказавших свою высокую клинико-экономическую эффективность, в систему государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

масштабные вложения в повышение профессионального уровня врачей и среднего медицинского персонала с акцентом на их постоянное переобучение и освоение передовых медицинских технологий. В ближайшие 5 лет – наибольшие вложения в переобучение врачей первичного звена здравоохранения;

обеспечение соответствия медицинской практики требованиям клинических руководств и медицинских стандартов, постепенное приближение этих требований к уровню высокоразвитых стран;

формирование на основе медицинских стандартов более высоких требований к материально-техническому и кадровому обеспечению оказания медицинской помощи (стандартов оснащения медицинских учреждений, перечней лекарственных средств, предоставление которых финансируется государством, стандартов аттестации медицинских работников и проч.). Система стандартов включает федеральные стандарты и соответствующие им региональные стандарты. Отдельные регионы могут устанавливать более высокие требования к медицинским технологиям, оснащенности, медицинских учреждений, гарантируемым лекарственным средствам;

создание сети современных центров высокотехнологичной помощи, способных повысить уровень удовлетворения потребности населения в этой помощи с 10-20% до 70-80%, выход по ряду направлений высокотехнологичной помощи на рубежи высокоразвитых стран, создание условий для экспорта медицинских услуг;

поощрение вложений бизнеса в инфраструктуру здравоохранения и инновационную деятельность.
  1   2   3

Похожие:

Вызовы системе здравохранения iconВызовы системе здравохранения
Улучшение финансового обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи
Вызовы системе здравохранения iconМетодические рекомендации к написанию эссе на конкурс «Вызовы XXI...
Вторая межвузовская студенческая конференция по проблемам мировой экономики и международных отношений «Вызовы XXI века»
Вызовы системе здравохранения iconРегламент турнира. I. Основные положения: Турнир проводится по «круговой системе»
Турнир проводится по «круговой системе» с делением команд на 2 подгруппы. В финал выходят по 2 команды с каждой подгруппы, набравшие...
Вызовы системе здравохранения iconX IV международная научно-практическая конференция для
«Оценка и планирование экономической деятельности субъектов рыночных отношений: вызовы и решения»
Вызовы системе здравохранения icon3. отдельные виды пенсий в солидарной системе пенсионного обеспечения
Порядок определения заработной платы (дохода) для вычисления пенсии в солидарной системе
Вызовы системе здравохранения iconТарифный план «универ» Тип абонентского номера Федеральный, городской
Исходящие вызовы на мобильные телефоны Билайн сотрудников и родственников (внутри тарифа)
Вызовы системе здравохранения iconЭкспертное заключение по "Системе Рябко"
Изучив многочисленные материалы о так называемой «Системе Рябко» (ее противников и сторонников) и проведя ряд бесед с занимающимися...
Вызовы системе здравохранения iconАграрное право в системе российского права
Предмет правового регулирования аграрного права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву....
Вызовы системе здравохранения iconТарифный план Преимущество Все регионы рф, в руб с учетом ндс, поминутная...
Исходящие вызовы на телефоны мтс москвы и России, оформленных по программе Свой Круг
Вызовы системе здравохранения iconДоговорное право – 2012/2013 экзамен офо
Договорное право: понятие, место в системе права и в системе гражданского права России
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница