Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия).


НазваниеМетодическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия).
страница1/8
Дата публикации10.10.2013
Размер1.55 Mb.
ТипМетодическое пособие
vb2.userdocs.ru > Медицина > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Тема №9.

ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ: ДЕФОРМИРУЮЩИЙ АРТРОЗ.

ОСТЕОХОНДРОЗ ПОЗВОНОЧНИКА.

Учебное время: 4 академических часа (4 х 45 мин).

Цель занятия: сформировать у студентов знания и практические навыки по диагностике, принципам и тактике лечения дегенеративно-дистрофических и статических деформаций опорно-двигательного аппарата у взрослых.

После проведения занятия студент должен знать:

  1. Место дегенеративно-дистрофических заболеваний и статических деформаций в общей структуре заболеваний.

  2. Этиологию и патогенез этих заболеваний.

  3. Классификацию основных клинических и рентгенологических признаков дегенеративно-дистрофических заболеваний и статических деформаций опорно-двигательного аппарата.

  4. Методику обследования больного.

  5. Принципы лечения больных с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями и статическими деформациями опорно-двигательного аппарата, показания к консервативному и оперативному лечению.

уметь:

  1. Правильно выяснить жалобы и собрать анамнез у больных с деформирующим артрозом, остеохондрозом и статическими деформациями стоп.

  2. Провести клиническое обследование больных.

  3. Правильно интерпретировать рентгенограммы больных остеохондрозом и деформирующим артрозом.

  4. Поставить диагноз заболевания на основании данных анамнеза, клинического и рентгенологического обследования.

  5. Составить план лечения больных и определить предположительную степень потери трудоспособности на время лечения и на перспективу.

Место проведения занятия:

  1. Учебная комната.

  2. Палаты ортопедического отделения.

  3. Травматологический пункт.

  4. Гипсовая комната.

  5. Кабинет ЛФК.

Учебные пособия:

  1. Скелет человека.

  2. Учебный набор рентгенограмм с остеохондрозом позвоночника, деформирующим артрозом крупных суставов с различными стадиями заболевания, со статическими деформациями стоп.

  3. Наборы слайдов и учебные таблицы по теме: "Дегенеративно-дистрофические заболевания и статические деформации опорно-двигательного аппарата".

  4. Стенды-фантомы позвоночника, крупных суставов, стоп, имитирующие изучаемую патологию.

  5. Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия).

  6. Больные, находящиеся в клинике с деформирующим артрозом крупных суставов, остеохондрозом, статическими деформациями стоп.

План занятия:

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Контроль исходного уровня знаний студентов, полученных при подготовке дома - опрос, программированный контроль

3. Формирование навыков самостоятельного обследования больного, отработка умения читать рентгенограммы, постановка диагноза, выработка плана лечения, работа у постели больного.

4. Обсуждение больных - этиология заболевания, патогенез у данного больного, методы обследования и лечения, нетрудоспособность, прогноз.

5. Итоговый контроль - задачи для студентов из пособия по программированному контролю.

Время перерыва - 30 мин (10 мин х 3).

^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

I. Вступительное слово преподавателя.

Во вступительном слове преподаватель проверяет присутствие студентов по списку, их внешний вид, напоминает тему занятия.

Преподаватель подчеркивает тяжесть изучаемой патологии. 1/3 всех ортопедических заболеваний приходится на дегенеративно-дистрофические заболевания суставных хрящей. Из тысячи взрослых 259 человек страдают деформирующим артрозом. Инвалидность среди этих больных составляет 14,6%, причем инвалидность при коксартрозе в 3 раза выше, чем при гонартрозе, и в 7 раз выше, чем при поражении голеностопного сустава.

Известно, что после 30 лет каждый пятый человек в мире страдает дискогенным радикулитом, являющимся одним из синдромов остеохондроза. В нашей стране находится под диспансерным наблюдением более 25 млн. больных радикулитом. Из общего количества больничных листов, выдаваемых только невропатологами, более 70% приходится на различные клинические проявления остеохондроза, а около 10% больных становятся инвалидами.

Среди всех деформаций стоп статические деформации стоп составляют 61,3%, из них поперечное плоскостопие - 55,23%, продольное плоскостопие в сочетании с другими деформациями стоп - 29,3%, отклонение I пальца кнаружи в сочетании с другими деформациями - 13,2%, молоткообразные пальцы - 9,9%.

Следует обратить внимание студентов на то, что средний возраст заболевших 20-30-40 лет.

Первым субъективным проявлением заболевания является болевой синдром, а затем развиваются тяжелые деформации суставов, что делает этих больных порой глубокими инвалидами.

Далее преподаватель определяет цель занятия и на основании предшествующей самостоятельной работы студентов переходит к выяснению исходного уровня их знаний.

II. Контроль исходного уровня знаний студентов.

Контроль проводится путем традиционного опроса (выборочного или последовательного) либо при помощи тестов. В том и другом случаях преподаватель должен заранее подготовить ряд вопросов по теме или задач из пособия.

Проверяя уровень подготовки группы, преподаватель должен убедиться, что все студенты вспомнили и хорошо представляют анатомическое строение и физиологические свойства диартрозных суставов, межпозвонковых дисков, а также анатомо-физиологические особенности стопы. Студенты должны знать этиологию, патогенез, основные клинические и рентгенологические симптомы, классификацию этих заболеваний, показания к консервативному и оперативному лечению, методы комплексного консервативного лечения, сроки нетрудоспособности и прогноз.

^ ДЕФОРМИРУЮЩИЕ АРТРОЗЫ КРУПНЫХ СУСТАВОВ.

Приступая к изучению дегенеративно-дистрофических процессов в крупных суставах, студент должен знать следующее. Существует три главных типа суставов.

  • Синартроз - неподвижное сочленение. Между поверхностями сочленяющихся костей находится волокнистый хрящ. Кости имеют тесный контакт, что не позволяет производить последним какое-либо движение (соединение костей черепа).

  • Амфиартроз - малоподвижное сочленение, когда суставные поверхности соединяются волокнистой тканью и хрящевыми дисками (как тела позвонков или дистальный межберцовый синдесмоз).

  • Диартроз - свободно движущийся сустав, в котором суставные концы покрыты гиалиновым хрящом, имеется синовиальная оболочка, в полости которой находится синовиальная жидкость. Эти суставы наиболее многочисленные, и студенты изучают деформирующие процессы в наиболее крупных из этих суставов - тазобедренном, коленном.

Студент должен знать анатомо-физиологические особенности диартрозных суставов.

1. Концы костей, покрытые гиалиновым хрящом, являются суставными поверхностями, один конец образует суставную впадину, другой - суставную головку.

2. Гиалиновый суставной хрящ, покрывающий суставную головку и суставную впадину, играет роль подушки между последними, а его гладкая поверхность позволяет суставной головке свободно двигаться в суставной впадине.

3. Сустав выстлан синовиальной оболочкой, которая продуцирует синовиальную жидкость, образует внутреннюю стенку полости сустава, имеет складки и завороты, облегчающие движение костей, и прикрепляется к краям суставных хрящей.

4. Кнаружи от синовиальной оболочки расположена фиброзная капсула, укрепленная сильными связками, натянутыми между костями сустава.

5. Синовиальная жидкость, или синовия, обеспечивает функциональную конгруэнтность суставной головки и суставной впадины; ее количество в полости сустава может быть различным: синовия может почти отсутствовать, и поверхности суставов увлажняются только тонким ее слоем, в других же случаях количество синовии может доходить до 3,5 мл.

6. Синовиальная среда суставов - в это понятие входят синовиальная оболочка, синовиальная жидкость и суставной гиалиновый хрящ.

Диафизарные, или синовиальные, суставы по форме сочленяющихся поверхностей (по форме суставной головки и суставной впадины, от которых зависит амплитуда движения сустава) классифицируются на семь типов.

1. Плоские суставы.

Суставные поверхности - суставная головка и суставная впадина - представляются совершенно плоскими или несколько изогнутыми, что позволяет производить только скользящие движения: скольжение одной поверхности по другой, без вращения или сгибания (запястные и предплюсневые суставы).

2. Шаровидные (ореховидные) суставы.

Проксимальная суставная поверхность такого сустава (суставная впадина) является чашеобразной ямкой, а дистальная часть (суставная головка) способна производить разнообразные движения значительной амплитуды: сгибание, разгибание, отведение, приведение, наружную и внутреннюю ротацию и даже круговые движения (тазобедренный, плечевой суставы, в последнем суставная впадина относительно плоская, что способствует очень большому размаху движений в этом суставе).

3. Эллипсовидные суставы.

Проксимальная суставная поверхность (суставная впадина) образует не сферу, а эллипсоид, а дистальная суставная поверхность (суставная головка) образует яйцевидную поверхность, удлиненную в одном направлении и укороченную в другом, перпендикуляром к нему направлении. Это позволяет производить сгибание-разгибание, отведение-приведение, но исключает поворот вокруг вертикальной оси (пястно-фаланговые, лучезапястные суставы).

4. Блоковидные суставы.

Движения в суставе происходят только в одной плоскости: сгибание-разгибание; амплитуда движения значительная (локтевой сустав, межфаланговые суставы кисти и стопы).

5. Мыщелковые суставы.

Суставные поверхности в этих суставах - как проксимальная (выпуклая) суставная впадина, так и дистальная (вогнутая) суставная головка - называются мыщелками и схожи с блоковидными суставами. К мыщелковым суставам относятся коленные суставы. При разогнутой голени в коленном суставе возможно только сгибание. При согнутой голени боковые и крестообразные связки расслаблены. Поэтому в коленном суставе возможны ротационные движения голени.

6. Колесовидные, или вращающиеся, суставы.

Движения в этих суставах только вращательные, что объясняется их строением. Такой сустав состоит или из костного отростка, имеющего вид стержня (суставная головка), или из вращающегося кольца (суставная впадина). Пример: зубовидный отросток II шейного позвонка вращается в кольце, образованном спереди передней дугой атланта, а сзади его поперечной связкой (II шейный позвонок - аксис, что значит осевой). Другим примером может быть проксимальный лучелоктевой сустав, в котором головка лучевой кости вращается в кольце, образованном кольцевидной связкой и лучелоктевой вырезкой.

7. Седловидные суставы.

Суставные поверхности такого сустава имеют вид седла. Это I запястно-пястный сустав, где I пястная кость соединяется с многоугольной костью. Движения: приведение-отведение, противопоставление (оппозиция) - обратное движение (репозиция) и круговое движение. Вращательных движений в этих суставах нет.

Студент должен знать, что различают следующие три оси движения в диартрозных (синовиальных) суставах.

Поперечная ось, вокруг которой происходит движение в сагиттальной плоскости: сгибание-разгибание.

Передне-задняя ось, вокруг которой происходит движение во фронтальной плоскости: отведение-приведение.

Вертикальная ось, вокруг которой возможен поворот внутрь (пронация) и поворот кнаружи (супинация).

Возможно также сочетанное движение вокруг всех трех осей - круговое движение, или циркумдукция.

Шаровидные суставы - движения вокруг всех трех осей и циркумдукция.

Эллипсовидные и седловидные - движения происходят только вокруг поперечной оси (сгибание и разгибание) и вокруг переднезадней оси (отведение и приведение).

Блоковидные суставы - движения возможны только вокруг поперечной оси (сгибание-разгибание).

Студент должен представлять себе синовиальную среду сустава - синовиальную оболочку, синовиальную жидкость и суставной гиалиновый хрящ.

Синовиальная оболочка.

Синовиальная оболочка - лежащий кнутри от фиброзной капсулы и ограничивающий полость сустава слой соединительной ткани, состоящий из клеток, основного вещества и входящих в него кровеносных и лимфатических сосудов, нервных окончаний.

Строение синовиальной оболочки.

В синовиальной оболочке принято различать следующие слои.

  • Покровный слой, выстилающий синовиальную полость.

  • Поверхностный коллагено-эластический слой, расположенный сразу за покровным слоем.

  • Глубокий коллагено-эластический слой, граничащий с фиброзной капсулой.

Покровный слой синовиальной оболочки - пласт соединительной ткани, содержащей клетки, основное вещество, кровеносные капилляры, нервные окончания.

В покровном слое синовиальной оболочки имеются собственно покровные клетки - синовиоциты, а также гистиоциты, фибробласты, адвентициальные, плазматические, тучные клетки, лимфоциты и макрофаги крови. Клеточная выстилка синовиальной оболочки не имеет базальной мембраны. Клетки покровного слоя расположены на разных уровнях по отношению к поверхности, и основное вещество, наряду с клетками, граничит с суставной полостью.

• Покровные клетки покровного слоя - это синовиоциты, клетки фибробластического ряда. Эти клетки разделяются на синовиоциты, продуцирующие ферменты и способные к фагоцитарной деятельности (А-клетки, или макрофагальные синовиоциты), и клетки, продуцирующие гиалуроновую кислоту - обязательный компонент синовиальной оболочки и синовиальной жидкости (В-клетки, или фибробластические синовиоциты).

Клетки типа А, которым принадлежит ведущая роль (макрофагальные синовиоциты), - многочисленные, имеют хорошо выраженный комплекс Гольджи, многочисленные вакуоли, большое число митохондрий, микропиноцитозных пузырьков. Апикальные концы А-клеток содержат множество филоподий с активной вакуолизированной цитоплазмой и образуют на поверхности оболочки густую сеть.

Клетки типа В (фибробластические синовиоциты) малочисленны, имеют хорошо развитый эндоплазматический ретикулум, способны продуцировать протеины и гиалуроновую кислоту.

• Основное вещество - матрикс - ретикулиновые волокна, образующие тонкий каркас основного вещества, петли которого заполнены протеогликанами и гликопротеинами.

Студенты должны знать вещества, составляющие матрикс (экстрацелллярную субстанцию тканей мезенхимального происхождения), продуцентами которых являются клетки фибробластического ряда.

  • Белки: коллаген, ретикулин, эластин, являющиеся продуктами биосинтетической деятельности фибробластов.

  • Гликопротеиды основного вещества: белки, включающие в качестве простетической группы углеводные компоненты (гексозамины, гексозы, сиаловые кислоты).

  • Протеогликаны (мукополисахариды) - белки, в состав простетических групп которых входят гликозаминогликаны: сульфатированные (хондроитинсерная кислота) и несульфатированные (гаалуроновая кислота). Протеогликаны образуют основную субстанцию межклеточного матрикса. Основная функция гиалуроновой кислоты - связывание воды, в результате чего межклеточное вещество приобретает характер желеобразного матрикса, способного "поддерживать" клетку. Гиалуроновая кислота регулирует проницаемость тканей.

Сульфатированные гликозаминогликаны - хондроитинсульфат А, хондроитинсульфат В, дерматансульфат, гепарансульфат.

Белок ретикулин матрикса покровного слоя относится к белкам коллагеновой группы. Отличием ретикулиновых волокон от коллагеновых является присутствие поверхностного аморфного слоя, содержащего большое количество полисахаридов и липидов.

Функция протеогликанов определяется свойствами входящих в них гликозаминогликанов. Ионообменная активность гликозаминогликанов как полианионов обуславливает активную роль протеогликанов в распределении ряда катионов в матриксе. Протеогликаны связывают экстрацеллюлярную воду и регулируют процессы диффузии; протеогликаны имеют пластифицирующее действие - изменяют физические свойства ретикулина. Протеогликаном, типичным для основного вещества покровного слоя синовиальной оболочки, является несульфатированный глюкозаминогликан - гаалуроновая кислота, продукт синовиоцитов Студент должен знать, что свойства белково-полисахаридных компонентов основного вещества обеспечивают основные метаболические функции синовилаьной оболочки, а вместе с ретикулиновыми волокнами и механические ее функции.

Студент должен знать, что основное вещество покровного слоя ограничивает эту полость наряду с клетками. Это структурная особенность покровов синовиальных полостей. Непосредственно в основном веществе покровного слоя располагаются кровеносные капилляры и сопутствующие им нервные волокна и окончания. Они проникают из подлежащих волокнистых слоев и лежат под кроющими клетками.

Синовиоциты синовиальной оболочки являются продуцентами белково-полисахаридных компонентов как матрикса синовиальной оболочки, так и синовиальной жидкости.

Поверхностный коллагено-эластический комплекс.

Пучки коллагеновых и петли эластических сетей расположены упо-рядоченно и ориентированы в направлении длинной оси сустава, что обеспечивает растяжение и смещение синовиальной оболочки во время движения суставных концов.

Коллагеновые пучки плотно прилегают друг к другу. Эластические волокна тонкие, образуют петли, вытянутые в направлении, параллельном расположению коллагеновых пучков.

Глубокий коллагено-эластическип комплекс.

Волокна этого комплекса ориентированы перпендикулярно или под углом к волокнам поверхностного коллагено-эластического слоя и вплетаются в фиброзную часть суставной капсулы, что обеспечивает фиксацию синовиальной оболочки по отношению к фиброзной капсуле и одновременно возможность ее смещения и растяжения при движениях.

Коллагеновые волокна располагаются пучками. Эластические волокна толстые, образуют широкопетличные сети в виде решетки.

Строго упорядоченное взаимное расположение сопряженных друг с другом коллагеновых и эластических слоев обеспечивает возможность растяжения и смещения синовиальной оболочки вслед за перемещением суставных концов костей и в то же время ограничивает это смещение, сохраняя конфигурацию и объем суставной полости, предотвращая ущемление оболочки между костями.

Кровеносные сосуды проникают в синовиальную оболочку со стороны фиброзной капсулы и распространяются по всей ее толще, включая покровный слой. Кровеносные сосуды, снабжающие фиброзную капсулу и синовиальную оболочку, с помощью анастомозов связаны с сосудами, питающими как кожу области сустава, так и эпиметафизарные концы сочленяющихся костей.

Лимфатические капилляры располагаются в волокнистых слоях синовиальной оболочки, наиболее поверхностные из них находятся в покровном слое. Суммарная площадь лимфатических капилляров вдвое превышает площадь кровеносных капилляров.

Синовиальная оболочка иннервируется нервными ветвями от смешанных спинномозговых нервов, имеющих в своем составе симпатические волокна, которые проникают в нервные стволы конечностей двумя путями:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия). iconМетодическое пособие по программированному контролю знаний студентов...
Цель занятия: научить студентов клиническому и рентгенологическому методам диагностики переломов костей таза, оказанию первой помощи...
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия). iconМетодическое пособие по программированному контролю знаний студентов...
Цель занятия: научить студентов клиническому и рентгенологическому методам обследования больных с переломами шейки бедра, оказанию...
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия). iconМетодическое пособие по программированному контролю знаний студентов...
Цель занятия: Сформировать у студентов умение обследовать больных с травмой и заболеваниями опорно-двигательной системы
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия). iconМетодическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011
Методическое пособие составлено авторским коллективом сотрудников кафедры инфекционных болезней гоу впо согма: Отараевой Б. И., Плиевой...
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия). iconВопросы к итоговому контролю знаний студентов факультета ом
Контрольно-измерительные средства для итоговой оценки знаний, умений и навыков по дисциплине
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия). iconПрограмма экономической практики учебно-методическое пособие для...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным...
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия). iconМетодическое пособие для студентов заочного отделения технических специальностей
Методическое пособие предназначено для аудиторной и самосто­ятельной работы студентов заочного отделения технических специальностей....
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия). iconКонтроля по патофизиологии
При подготовке к программированному контролю студенты используют учебники "Патологическая физиология" под редакцией А. Д. Адо, В....
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия). iconКонтроля по патофизиологии
При подготовке к программированному контролю студенты используют учебники "Патологическая физиология" под редакцией А. Д. Адо, В....
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана ведения занятия). iconПод редакцией профессора В. Т. Долгих Рекомендовано Ученым советом...
Ситуационные задачи и практические навыки (пособие для студентов, изучающих патофизиологию) / Под ред проф. В. Т. Долгих. Омск: Изд-во...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница