Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия).


Скачать 315.25 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия).
страница1/2
Дата публикации10.10.2013
Размер315.25 Kb.
ТипМетодическое пособие
vb2.userdocs.ru > Медицина > Методическое пособие
  1   2
ТЕМА №7

ПЕРЕЛОМЫ ПРОКСИМАЛЬНОГО ЭПИМЕТАФИЗА БЕДРЕННОЙ КОСТИ.
Учебное время: 4 академических часа (4 х 45 мин).

Цель занятия: научить студентов клиническому и рентгенологическому методам обследования больных с переломами шейки бедра, оказанию помощи больным, выбору метода лечения у этих больных и принципам реабилитации.

После проведения занятия студент должен знать:

  1. Тактику ведения больных с шеечными и вертельными переломами проксимального отдела бедра.

  2. Показания к оперативному и консервативному лечению в зависимости от вида перелома и состояния больного.

  3. Принципы оперативного и консервативного лечения больного с данной патологией.

  4. Сроки срастания и сроки нетрудоспособности при переломе шейки бедра и переломах вертельной области.

  5. Знать типичные осложнения и иметь представление о методах их лечения.

уметь:

  1. Правильно собрать анамнез и жалобы больного с данной патологией.

  2. Провести осмотр больного с переломом в области проксимального отдела бедра и выявить характерные клинические симптомы.

  3. Определить предположительный диагноз на основании данных анамнеза и клинического обследования.

  4. Уметь прочитать рентгенограмму.

  5. Оказать первую врачебную помощь больному с переломом шейки бедра и чрезвертельным переломом.

Место проведения занятия:

  1. Учебная комната.

  2. Палаты травматологического отделения.

  3. Приемное отделение больницы.

  4. Травматологический пункт.

Учебные пособия:

  1. Скелет человека.

  2. Учебный набор рентгенограмм проксимального эпиметафиза бедра с переломами различного характера, а также рентгенограмм после оперативного и консервативного лечения этих переломов.

  1. Слайды с изображением отдельных моментов оперативного лечения.

  2. Магнитный стенд для демонстрации переломов, видов смещения отломков, их репозиции.

  3. Учебные таблицы.

  4. Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия).

  5. Больные с шеечными и вертельными переломами, которым проводится консервативное лечение, больные с такими же переломами после проведенного оперативного лечения.

План занятия:

I. Вступительное слово преподавателя - 5 мин.

П. Контроль исходного уровня знаний студентов, полученных при подготовке дома (опрос, программированный контроль) - 40 мин.

  1. Формирование навыков самостоятельного обследования больного, постановки диагноза, работа у постели больного, отработка навыков чтения рентгенограмм и оказания первой врачебной помощи - 90 мин.

  1. Обсуждение больных (методика лечения, сроки срастания и нетрудоспособности, осложнения и др.) - 30 мин.

V. Итоговый контроль (задачи из пособия по программированному контролю) - 15 мин.

Время перерыва - 30 мин (3 х 10 мин).

^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

I. Вступительное слово преподавателя.

Во вступительном слове преподаватель проверяет наличие студентов по списку, их внешний вид, напоминает тему занятия. Дополнительно к сведениям, полученным из учебника при домашней подготовке, необходимо познакомить студентов с социально-экономической значимостью переломов в области проксимального отдела бедра. Эти переломы - удел людей пожилого и старческого возраста.

Студент должен знать хронологические возрастные периоды старения, принятые ВОЗ в 1963 году:

  • люди среднего возраста - 45-59 лет;

  • пожилые люди - 60-74 года;

  • старые люди - 75-89 лет;

  • долгожители - 90 лет и старше.

Согласно последней переписи населения, пожилых и старых людей в стране 11,8%, что в пересчете на численность всего населения составляет 30 млн. человек. Многие из них трудоспособны и продолжают работать. Переломы шейки бедра и вертельные переломы для этой категории больных чрезвычайно опасны. На долгие месяцы, а иногда окончательно, теряется трудоспособность. Часто возникают осложнения, в результате которых больные до конца жизни вынуждены ходить на костылях или становятся немобильными ("лежачими").

По образному выражению Г.И. Турнера, "переломы шейки бедра относятся к числу катастроф, которые могут быстро подтолкнуть стрелку жизни к старческой беспомощности". Нередки и летальные исходы.

Студент должен знать, что пожилые люди чаще получают травму дома, поэтому впервые обычно их осмотр проводит участковый терапевт. В случае его неосведомленности о характерных симптомах перелома шейки диагностируется ушиб тазобедренного сустава, пояснично-крестцовый радикулит и др. Несвоевременная диагностика означает позднюю госпитализацию и поздно начатое лечение, иногда уже при наличии осложнений в виде пролежней, пневмоний, сердечной недостаточности.

Переломы шейки бедра и вертельной области значительно чаще встречаются у женщин (более 70%), причиной чему является меньший шеечно-диафизарный угол, более тонкая шейка бедра, более слабая мускулатура, большой (относительно) вес тела по сравнению с мужчинами. Легкость, с которой у пожилых и старых людей возникают переломы шейки бедра, объясняется остеопорозом, уменьшением упругости, увеличением хрупкости и ломкости верхнего конца бедренной кости. Студент должен знать, что сенильные остеопорозы, являющиеся обязательным симптомом старения костей и наблюдающиеся у 100% людей старше 60-70 лет, - один из существенных факторов, определяющих увеличение частоты переломов у пожилых и старых людей.

Студент должен знать, что костная ткань - высокоразвитая и детально дифференцированная мезенхимальная соединительная ткань. Это прочный каркас, механическая основа для всего организма человека, сложная система рычагов для опорно-двигательного аппарата, прочная защита таких легко уязвимых органов, как головной и спинной мозг и их оболочки, легкие, сердце, органы средостения. В костях находится костный мозг - орган кроветворения. Главная особенность костной ткани - большое количество минеральных солей, причем из них фосфорная известь составляет 85%, углекислый кальций - 10,5%, фосфорнокислая магнезия - 1,5%, натрий, калий и примеси хлора - 3%.

Фосфорнокислые соли, имеющие кристаллическое строение с правильным и закономерным расположением кристаллов в кости, имеют строение фосфатита-апатита, а именно гидроксил-апатита. Фермент фосфатаза расщепляет фосфорные соединения крови, освобождая ионы фосфора, которые образуют соединения с кальцием - нерастворимые соли фосфорнокислого кальция, которые и откладываются в межклеточной субстанции в виде апатитов. Витамин D способствует поглощению кальция из пищевых масс в стенке тонкой кишки, содействуя поступлению его в циркулирующую кровь, и помогает отложению кальция в костной ткани. Паратгормон, гормон околощитовидных желез, действует на высвобождение кальция из костных депо. 99% всего кальция содержится в скелете и только 1% - в сыворотке крови, в мышцах.

Разрушают кость остеокласты, крупные соединительнотканные клетки, вырабатывающие вещество, ведущее к рассасыванию кости, как органических, так и неорганических ее составных частей. Фактором созидания являются остеобласты, соединительнотканные клетки, образующиеся из эндоста и периоста и вырабатывающие, как считают, важнейший фермент - фосфатазу.

Сущность остеопороза (разряжения) заключается в понижении или в полном прекращении ассимиляционного процесса, в торможении создания костного вещества. Количество костного вещества при остеопорозе уменьшено по сравнению с нормой. Трабекулы истончаются и в дальнейшем могут совсем исчезнуть; пазухи между отдельными трабекулами в губчатом веществе расширяются и заполняются жировой тканью, миелоидный костный мозг становится жировым и фиброзным. Компактная кость частично превращается в губчатую кость, спонгаозируется, корковый слой истончается изнутри.

При равномерном остеопорозе рисунок кости приобретает диффузно-прозрачный гомогенный вид. Губчатое вещество состоит из редких трабекул, едва задерживающих лучи рентгена. Кость может стать настолько прозрачной, своеобразно стекловидной, что на рентгенограмме ничем не отличается от тени окружающих кость мягких тканей. При остеопорозе кость теряет свои механические свойства и может подвергаться патологическим переломам.

Сенильный остеопороз как инволютивный процесс поражает и проксимальный конец бедренной кости - шейку и вертельную область. Компактное вещество становится тонким как лист папиросной бумаги, рассасывается спонгиозная (губчатая) ткань, увеличиваются ячейки, уменьшается толщина перекладин, костная ткань теряет воду, снижается упругость, увеличивается хрупкость и ломкость кости. Студент должен знать, что сенильный остеопороз - очень существенный фактор, определяющий увеличение частоты переломов у пожилых и старых людей.

При старческом остеопорозе настолько увеличивается хрупкость костей, что иногда они становятся неспособными поддерживать тело, и тогда могут происходить переломы под действием только массы тела. Известны спонтанные переломы шейки бедра, несущие большую нагрузку. Студент также должен знать, что у пожилых и старых людей амортизирующая роль суставных хрящей, связочного аппарата и околосуставных образований вследствие дегенеративных процессов значительно снижается, поэтому недостаточно смягчаются толчки и удары в области тазобедренного сустава.

Студент должен знать, что переломы проксимального отдела бедренной кости почти всегда связаны с падением и ушибом в области большого вертела. Анамнез при таком переломе, как правило, типичен: падение со стула, поскальзывание на мокром полу, на натертом паркете и т.п.; причиной падения на улице может быть попавшая под ноги апельсиновая корка или обледеневший тротуар зимой. Перелом шейки бедра может развиться после гемиплегии на стороне поражения при небольшом ушибе вертельной области или при падении с постели таких больных.

II. Контроль исходного уровня знаний студентов.

Контроль проводится путем традиционного опроса (выборочного или последовательного) либо при помощи тестов. В том и другом случае преподавателю следует заранее подготовить ряд вопросов по теме или задач из пособия. Проверяя уровень подготовки группы, преподаватель должен убедиться, что все студенты хорошо представляют анатомическое строение тазобедренного сустава.

Студент должен знать следующее.

- Форма головки бедра приближается к форме вертлужной впади­ны и составляет около 2/3 шара. Радиус ее в среднем равняется у мужчин - 2,6 см, у женщин - 2,4 см. Вся поверхность головки покрыта гиалиновым хрящом.

- Шейка по своей форме напоминает отрезок цилиндра или усеченный конус, несколько сплюснутый спереди. Задняя поверхность шейки выпуклая и равняется в среднем 4,2 см, передняя - вогнута, немного короче и равна в среднем 3,5 см. Окружность шейки у мужчин - 10,5 см, у женщин - 9 см.

- Шеечно-диафизарный угол, или угол наклонения, или инклинации, образуется пересечением продольной оси шейки и продольной оси бедренной кости и составляет 127° (варианты - 110-140°). Чем меньше этот угол, тем большая нагрузка приходится на шейку бедра и тем легче возникают ее переломы. Уменьшение шеечно-диафизарного угла у пожилых людей является одним из условий, предрасполагающих к перелому шейки бедра.

- Шейка имеет отклонение кпереди от фронтальной плоскости на 20-30° - антеверзия.

Костная структура. Архитектоника компактной массы и губчатого вещества отвечает особенностям функциональной нагрузки, костные балочки образуют систему траектории (линии Покар-Мейера) и имеют 3 постоянных ансамбля:

  • 1-й ансамбль костных пластинок представляет крепкую опору против изгиба и сжатия шейки в вертикальном направлении и идет по направлению к головке, являясь продолжением дуги Адамса;

  • 2-й ансамбль противостоит растягиванию и разрыву верхнего отдела шейки и укрепляет проксимальный конец бедра. Это межвертельный трабекулярный аппарат, идущий от основания большого вертела внутрь к головке и к малому вертелу;

  • 3-й ансамбль костных балок перекрещивает первые два под углом 45° и идет к большому вертелу от дуги Адамса. Он противостоит силам растяжения.

Компактный слой хорошо развит по нижне-внутренней части шейки, составляя дугу Адамса.

В губчатой ткани шейки с задне-внутренней поверхности имеется компактная костная перегородка - шпора Меркеля, являющаяся продолжением компактного вещества диафиза бедра до головки и значительно повышающая прочность шейки.

Слабые места шейки - треугольник Варда и участок Вульфа. Зная вышеперечисленное, студент должен понимать, что у пожилых и старых людей истончается кортикальный слой, атрофируются и исчезают костные балки, шпора Меркеля слабо выражена, дуга Адамса истончается вследствие потери костью органического кальция, разрастается фиброзно-соединительная ткань, образуются полости с желтым костным мозгом - развивается сенильный (старческий) остеопороз, и шейка становится хрупкой.

Студент должен знать, что капсула тазобедренного сустава берет начало с периферии вертлужной впадины и прикрепляется спереди на бедренной кости к межвертельной линии, покрывая всю шейку, сзади - косо к шейке так, что часть ее остается вне сустава. Таким образом, почти вся шейка бедра не покрыта надкостницей.

Студент должен знать, что кровоснабжение тазобедренного сустава и, в частности, головки и шейки бедра происходит за счет огибающих артерий бедра - медиальной (от области эпифизарной линии) и латеральной (от межвертельной ямкн), причем ведущая роль принадлежит первой. В кровоснабжении принимают участие также запирательная и ягодичные артерии. Кровеносные сосуды входят в костное вещество головки и шейки из места прикрепления капсулы из синовиальных складок, через круглую связку (к старости эти сосуды облитерированы) и через сосудистые отверстия кости в межвертельной области.

Таким образом, чем проксимальнее к головке располагается линия перелома, тем хуже кровоснабжение головки бедра. Вертельная область покрыта надкостницей и хорошо снабжается кровью.

Студент должен помнить, что переломы проксимального отдела бедренной кости классифицируются следующим образом.

1. Переломы шейки бедра, или медиальные переломы (внутрисуставные):

а) субкапитальный перелом - плоскость перелома проходит на месте перехода головки в шейку бедра;

б) трансцервикальные (чресшеечные) - плоскость перелома проходит через шейку бедра:

  • поперечные;

  • косые или спиральные;

в) базальные переломы - плоскость перелома проходит в области основания шейки.

2. Вертельные, или латеральные переломы (внесуставные):

а) межвертельные переломы - плоскость перелома проходит вблизи межвертельной гребешковой линии;

б) чрезвертельные переломы - плоскость перелома проходит через массив большого и малого вертелов. Эти переломы могут быть с отрывом и без отрыва малого вертела.

Переломы шейки бедра - медиальные (внутрисуставные) переломы.

Все медиальные (внутрисуставные) переломы делятся на два основных вида:

  • абдукционные, или вальгусные, когда шеечно-диафизарньш угол больше 127°. Такие переломы всегда бывают вколоченными;

  • аддукционные, или варусные, когда шеечно-диафизарный угол вследствие смещения бедра кверху уменьшается и приближается к прямому. Такие переломы никогда не бывают вколоченными.

Разбирая шеечные переломы, необходимо остановиться на классификации Пауэлса, который считает, что эти два вида переломов отличаются не только по абдукционному или аддукционному смещению дистального фрагмента, но и по плоскости перелома. При абдукционном переломе линия перелома приближается к горизонтальной, и поэтому отсутствуют раздвигающие натяжения, а вклинение фрагментов усиливается ретракцией мышц и силой тяжести. При аддукционном переломе линия перелома приближается к вертикальной, подверженной раздвигающим натяжениям, так как сила тяжести тела и мышечная ретракция раздвигают костные фрагменты.

Пауэлс, измеряя угол, образованный линией перелома и горизонтальной линией, проходящей между передними верхними остями подвздошных костей, выделяет три типа таких переломов.

I тип - плоскость перелома по отношению к горизонтальной линии, соединяющей передние верхние ости подвздошных костей, наклонена под углом 30°. Этот тип перелома соответствует абдукционному (вальгусному) перелому. Ось движения фрагментов, обусловленная сокращением мышц и нагрузкой веса тела, проходит перпендикулярно к линии перелома, действие раздвигающей и ротирующей сил отсутствует, создаются хорошие условия для образования костной мозоли.

II тип - угол наклона плоскости перелома к горизонтальной линии составляет 40-50°, раздвигающие силы равны прижимающим, условия срастания неблагоприятные.

III тип - угол наклона плоскости больше 70°. Соответствует аддукционному (варусному) перелому. Ось движения отломков, обусловленного сокращением мышцы и нагрузкой веса тела, проходит параллельно линии перелома, что вызывает действие разъединяющих и ротирующих сил, приводящих к гиперемической декальцинации и механическому трению фрагментов, и, если не достигнута надежная стабилизация перелома, шейка бедра рассасывается и исчезает.

Абдукционный перелом шейки бедра происходит при действии отводящего насилия. Шейка и диафиз бедра при этом переломе находятся в положении абдукции (отведения) в отношении головки. Плоскость перелома приближается к горизонтальной, ось движений костных фрагментов, обусловленных сокращением мышц и нагрузкой веса тела, проходит перпендикулярно к линии перелома, действие раздвигающих сил отсутствует, костные фрагменты вклиниваются друг в друга. Такое повреждение может просматриваться, а больные могут свободно и безболезненно двигать конечностью и даже продолжать ходить.

Аддукционный перелом шейки бедра происходит при действии приводящей травмы. Шейка и диафиз бедра в положении аддукции (приведения) в отношении бедренной головки. Плоскость перелома приближается к вертикальной. Ось движений костных фрагментов, обусловленных ретракцией мышц и нагрузкой веса тела, проходит параллельно линии перелома, что вызывает режуще-раздвигающие натяжения. Эти режуще-раздвигающие натяжения вызывают механическое трение костных фрагментов, что приводит к гиперемической декальцинации, рассасыванию и исчезновению шейки бедра, если перелом не будет иммобилизован.

Приступая к обследованию больных с шеечными переломами, студент должен знать следующее: при расспросе больного необходимо выяснить, было ли падение на бок, на область большого вертела, при котором обычно возникают аддукционные (варусные) переломы, так как нижняя конечность при этом оказьшается приведенной и ротированной кнаружи, или было падение на отведенную ногу, при котором периферический отломок отводится кнаружи, и, как правило, вклинивается в центральный отломок, в связи с чем возникает абдукционный (вальгусный) перелом.

Обследование больного.

При осмотре больного студент должен твердо знать, что если пожилой или старый человек после легкого повреждения жалуется на боль в области тазобедренного сустава или лежит, а нога находится в положении наружной ротации, то следует заподозрить перелом шейки бедра, пока рентгенограмма не докажет его отсутствие.

При обследовании:

  • боль локализуется в глубине тазобедренного сустава, усиливается при активных и пассивных движениях и особенно при нагрузке;

  • боль при осевой нагрузке - поколачивание по пятке выпрямленной ноги или по области большого вертела вызывает усиление болей, некоторые больные отмечают боль в коленном суставе, что объясняется иррадиацией боли по запирательному нерву;

  • наружная ротация конечности, когда стопа своим наружным краем лежит на горизонтальной плоскости, что зависит от тяжести конечности и действия ротирующих мышц;

  • относительное укорочение конечности на 2-4 см при аддукционных переломах вследствие смещения дистального отломка кверху при отсутствии анатомического укорочения конечности;

  • усиление пульсации бедренной артерии под пупартовой связкой - симптом Гирголава (при аддукционных переломах);

  • большой вертел располагается выше линии Розера-Нелатона;

  • линия Шемахера на стороне повреждения проходит ниже пупка;

  • равнобедренность треугольника Бриана нарушена;

  • пальпация области шейки бедренной кости под пупартовой связкой вызывает резкую боль в области тазобедренного сустава;

  • положительный симптом "прилипшей пятки";

  • абдукционные переломы (вколоченные) могут иметь ряд особенностей:

- относительного укорочения конечности может не быть;

- наружная ротация нижней конечности незначительная или отсутствует;

- больной может прийти к врачу самостоятельно с жалобами на боли в области тазобедренного сустава и даже может продолжать работу;

- неврологическое обследование и обследование сосудов обязательно;

- рентгенологическое исследование в передне-задней, боковой (аксиальной) проекциях выявляет степень смещения отломков, вколоченность и состояние шеечно-диафизарного угла;

- томография производится по показаниям, особенно в случае абдукционных переломов.

После того как преподаватель убедится, что все студенты хорошо знают клинические симптомы, следует показать две рентгенограммы тазобедренного сустава: нормограмму и рентгенограмму с переломом шейки бедра. Щель перелома шейки может быть не видна из-за ротации бедра кнаружи. Поэтому методом сравнения с нормальной рентгенограммой студенты должны выявить рентгенологические признаки, косвенно указывающие на перелом шейки: изменение величины шеечно-диафизарного угла, выстояние всего малого вертела, укорочение или "отсутствие" шейки бедра.

Понятия об аддукционных и абдукционных переломах для студентов нередко являются затруднительными. Однако это легко преодолевается показом соответствующих рентгенограмм из набора, демонстрацией манипуляций с костными отломками на магнитном стенде или с костными муляжами, имитирующими переломы.

Студенты должны знать методику оказания первой помощи больным с шеечными переломами, принципы их лечения и осложнения, возникающие и вследствие перелома, и вследствие лечения.

Первая помощь больным с шеечными переломами: иммобилизация нога проволочной шиной Крамера или шиной Дитерихса, а также подкладывание с боков голени и стопы валиков с песком или ватных подушек.

В стационаре после установления диагноза производится анестезия места перелома. В место перелома вводят новокаин - 20 мл 2% раствора.

Пункция тазобедренного сустава для этой цели возможна из двух точек:

- из точки на 2 см ниже середины пупартовой связки и на 2 см кнаружи от бедренной артерии;

- сбоку от точки, располагающейся над большим вертелом.

При потягивании поршня на себя часто получают кровь, смешанную с синовиальной жидкостью.

  1   2

Похожие:

Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия). iconМетодическое пособие по программированному контролю знаний студентов...
Цель занятия: сформировать у студентов знания и практические навыки по диагностике, принципам и тактике лечения дегенеративно-дистрофических...
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия). iconМетодическое пособие по программированному контролю знаний студентов...
Цель занятия: научить студентов клиническому и рентгенологическому методам диагностики переломов костей таза, оказанию первой помощи...
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия). iconМетодическое пособие по программированному контролю знаний студентов...
Цель занятия: Сформировать у студентов умение обследовать больных с травмой и заболеваниями опорно-двигательной системы
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия). iconМетодическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011
Методическое пособие составлено авторским коллективом сотрудников кафедры инфекционных болезней гоу впо согма: Отараевой Б. И., Плиевой...
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия). iconВопросы к итоговому контролю знаний студентов факультета ом
Контрольно-измерительные средства для итоговой оценки знаний, умений и навыков по дисциплине
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия). iconПрограмма экономической практики учебно-методическое пособие для...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным...
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия). iconМетодическое пособие для студентов заочного отделения технических специальностей
Методическое пособие предназначено для аудиторной и самосто­ятельной работы студентов заочного отделения технических специальностей....
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия). iconКонтроля по патофизиологии
При подготовке к программированному контролю студенты используют учебники "Патологическая физиология" под редакцией А. Д. Адо, В....
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия). iconКонтроля по патофизиологии
При подготовке к программированному контролю студенты используют учебники "Патологическая физиология" под редакцией А. Д. Адо, В....
Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее, при составлении плана ведения занятия). iconПод редакцией профессора В. Т. Долгих Рекомендовано Ученым советом...
Ситуационные задачи и практические навыки (пособие для студентов, изучающих патофизиологию) / Под ред проф. В. Т. Долгих. Омск: Изд-во...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница