Методическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011


НазваниеМетодическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011
страница1/5
Дата публикации12.07.2013
Размер0.52 Mb.
ТипМетодическое пособие
vb2.userdocs.ru > Медицина > Методическое пособие
  1   2   3   4   5
ГОУ ВПО

Северо-Осетинская Государственная Медицинская Академия
Практические навыки для освоения дисциплины инфекционные болезни

Методическое пособие для студентов старших курсов

Владикавказ 2011


Методическое пособие составлено авторским коллективом сотрудников кафедры инфекционных болезней ГОУ ВПО СОГМА: Отараевой Б. И., Плиевой Ж. Г., Гуриевой З. С.

Под общей редакцией главного инфекциониста МЗ РСО-Алания, академика Нью-Йоркской академии медицинских наук, заведующей кафедрой инфекционных болезней ГОУ ВПО СОГМА, к.м.н., Отараевой Б. И.


Утверждено на заседании ЦКМС ГОУ ВПО СОГМА

Рецензент: зав. кафедрой микробиологии, иммунологии и вирусологии ГОУ ВПО СОГМА, д.м.н., проф. Плахтий Л. Я.

Перечень практических навыков для усвоения студентами дисциплины

« Инфекционные болезни »
1. Целенаправленно собрать и оценить эпидемиологический анамнез.

2. Выявить и определить степень выраженности синдромов интоксикации и дегидратации у инфекционных больных

3.Определить клинические и эпидемиологические показания для госпитализации инфекционных больных

4. Провести и оценить кожные аллергические пробы (сибирская язва, туляремия, дизентерия, бруцеллез, трихинеллез, амебиаз )

5. Расшифровка копроцитограмм.

6. Забор биологических жидкостей для бактериологического исследования (кровь, ликвор, моча, желчь, кал).

7. Дуоденальное зондирование

8. Промывание желудка толстым зондом

9. Высокая очистительная клизма

10.Забор крови и оценка результатов серологических исследований (вирусные гепатиты, тифо-паратифозные заболевания, бруцеллез, сальмонеллез, дизентерия, сыпной тиф).

11. Оценка результатов биохимических исследований (вирусные гепатиты, ГЛПС, лептоспироз, холера).

12. Методика серотерапии при ботулизме.

13. Методика серотерапии при дифтерии.

14. Степени обезвоживания, методика проведения первичной регидратации и коррекция водно-солевого обмена.

15. Техника проведения люмбальной пункции.

16. Анализ спинно-мозговой жидкости и ее клиническая интерпретация.

17. Забор материала из зева на бактериологическое исследование (дифтерия, ангина, менингококковая инфекция, стрепто- стафилококковые заболевания).

18. Забор материала из носа для исследования (грипп, ОРВИ).

19. Заполнить карты экстренного извещения об инфекционном заболевании.

20. Ректороманоскопия.

21. Тактика определения менингеальных симптомов.

22. Тактика определения симптомов поражения опорно-двигательного аппарата при бруцеллезе.

23. Интерпретация R-снимков у больных с поражением опорно-двигательного аппарата при инфекционных заболеваниях (бруцеллез).

24. Приготовление мазка и толстой капли крови при малярии.

25. Порядок надевания и снятия противочумного костюма.
1. Эпидемиологический анамнез является специфичным и важным разделом истории болезни инфекционного больного. Сбор анамнеза проводится с учетом выявления источника инфекции, возможных факторов и путей передачи ее, способа заражения. Данные эпиданамнеза в ряде случаев позволяют установить вероятные сроки инкубационного периода, а также наметить противоэпидемические мероприятия.

При опросе больного необходимо выяснить следующее:

1) наличие случаев заболевания среди окружающих дома, на работе. Образ и условия жизни больного (проживание в эпидемически неблагоприятной местности или эпидемическом очаге какой-либо инфекции);

2) наличие контакта с животными;

3) поездки за пределы страны, города, их сроки, бытовые условия;

4) сведения о санитарном состоянии жилья, соблюдении личной гигиены;

5) сведения о питании и пищевых продуктах, водоснабжении;

6) трансфузии крови, оперативные вмешательства, лечение у стоматолога, любые парентеральные вмешательства за последние 6 мес ( где и когда);

7) профессия больного и возможная связь с заболеванием;

8) иммунологический анамнез: перенесенные раньше инфекционные заболевания (какие , когда), профилактические прививки (какие, когда).
2. Для клинической оценки интоксикационного синдрома необходимо учитывать не только выраженность клинической симптоматики, но и данные лабораторных исследований (лейкоцитарный индекс интоксикации – ЛИИ, концентрация среднемолекулярных метаболитов, концентрация лимонной кислоты в сыворотке крови).
^ Критерии оценки синдрома интоксикации


Клинические и лабораторные признаки


^ Степень интоксикации

легкая

средняя

тяжелая

слабость

Выражена незначительно

Выражена умеренно

Ярко выражена

Озноб

незначительный

выражен

-//-

Т - тела

Норм.

До 38˚ С

свыше38˚ С или ниже 36˚ С

Сухость слизистой оболочки полости рта

Слабо выражена

выражена

Резко выражена

Цианоз и акроцианоз

отсутствуют

Умеренно выражены

Значительно выражены

Мышечно-суставные боли

-//-

Выражены в части случаев

Выражены в значительной части случаев

тахипноэ

отсутствует

Умеренно выражено

Значительно выражено

Тоны сердца

Слегка приглушены

приглушены

Резкое снижение звучности тонов

тахикардия

отсутствует

Умеренно выражена

Значительно выражена

Артериаьная гипотензия

Не наблюдается

Легко или умеренно выражена

Ярко выражена

Изменения на ЭКГ

отсутствуют

В части случаев снижение зубца Т, легкое снижение сегмента ST, снижение и зазубренность зубца Р.

В большей части случаев отрицательный зубец Т, снижение сегмента ST, снижение зубца Р.

Рвота

До раз в сутки

От 5 до 10-15 раз в сутки

Более 15 раз в сутки

Стул

До 10 раз в сутки

От 10 до 20 раз в сутки

Более 20 раз в сутки

Головная боль

отсутствует

Умеренно выражена

Значительно выражена

Боль в области живота

Слабо выражена

То же

Ярко выражена

головокружения

отсутствуют

Наблюдаются изредка

Выражены в части случаев

вялость

Не наблюдается

Выражена слабо

Отчетливо выражена

Обморочные состояния

отсутствуют

Выражены изредка

Выражены иногда

Судороги мышц конечностей

То же

Наблюдаются иногда

Характерны и могут быть интенсивными

ИТШ

Не наблюдается

То же

наблюдается

Концентрация в сыворотке крови лимонной кислоты

Умеренная гиперцитремия (до 500 мкмоль/л)

Выраженная гиперцитремия (от 500 до 800 мкмоль/л)

Значительная гиперцитремия (свыше 800 мкмоль/л)

Концентрация среднемолекулярных метаболитов в сыворотке крови

Умеренно увеличена (до 0,250 усл.ед.)

Увеличена (от 0,250 до 0,300 усл.ед.)

Значительно увеличена (более 800 мкмоль/л)

Концентрация мочевины и креатинина в сыворотке крови

Не изменена

Незначительно увеличена

Умеренно увеличена

ЛИИ

До 6 усл.ед.

7- 10 усл.ед.

Более 10 усл.ед.

Изменения в моче

Легкая альбуминурия и незначительная лейкоцитурия

Выраженная альбуминурия и умеренная лейкоцитурия

Значительно выраженные альбуминурия и лейкоцитурия


^ Критерии оценки синдрома дегидратации


показатели

Степень дегидратации

I

II

III

IV

Потери жидкости относительно массы тела

До 3%

4-6%

7-9%

10% и более

Рвота

До 5 раз

До 10 раз

До 20 раз

Многократная, без счета

Жидкий стул

До 10 раз

До 20 раз

многократно

Без счета, под себя

Жажда, сухость слизистой оболочки полости рта

Умеренно выражены

Значительно выражены

Значительно выражены

Резко выражены

цианоз

отсутствует

Бледность кожи, цианоз носогубного треугольника

акроцианоз

Диффузный цианоз

Эластичность кожи и тургор подкожной клетчатки

Не изменены

Снижены у пожилых

Резко снижены

Яркая выраженность

Изменение голоса

отсутствует

ослаблен

Осиплость голоса

афония

судороги

-//-

Икроножных мышц носят кратковременный характер

Продолжительные и болезненные

Генерализованные, клонические, «руки акушера», «конская стопа»

пульс

Не изменен

До 100 в 1 мин

До 120 в 1 мин

Нитевидный или не определяется

Систолическое АД

Не изменено

До 100 мм рт. ст.

До 80 мм рт. ст.

Менее 80 мм рт. ст.. в части случаев не определяется

Индекс гематокрита

0,40- 0,46

0,46-0,50

0,50-0,55

Свыше 0,55

рН крови

7,36-7,40

7,36- 7,40

7,30-7,36

Менее 7,30

Дефицит оснований (BD)

отсутствует

2-5 ммоль/л

5-10 ммоль/л

Более 10 ммоль/л

Состояние гемостаза

Не изменено

Не изменено

Легкая выраженность гипокоагуляции

Усиление I и II фазы свертывания и повышение фибринолиза и тромбоцитопении

Нарушение электролитного обмена

отсутствует

гипокалиемия

Гипокалиемия и гипонатриемия

Гипонатриемия и гипокалиемия

диурез

Не изменен

олигурия

олигоанурия

анурия


^ 3. Госпитализация больных

Решение вопроса госпитализации инфекционного больного требует учета совокупности многих факторов. К ним следует отнести предполагаемый диагноз, тяжесть состояния больного, возраст, преморбидный фон, домашние условия в плане, с одной стороны, возможности обеспечения необходимого эпидрежима , с другой – реализация программы лечения, ухода, в которых нуждается больной.

Обязательной госпитализации подлежат больные с малейшими подозрениями на особо опасные инфекции, причем в этом случае инфекционные стационары переходят на режим госпиталя для особо опасных инфекций. В этот перечень входят также инфекции с потенциально тяжелым течением, угрожающим жизни больного, требующие интенсивной терапии, а также высококонтагиозные антропонозные инфекции, при которых заболевший является источником заражения.

При острых кишечных инфекциях обязательной госпитализации требуют работники пищевых и детских учреждений, системы водоснабжения.

Вопрос о выборочной госпитализации инфекционных больных решают индивидуально с учетом клинических и эпидемиологических данных.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011 iconУчебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011
Нейропсихология. Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета. – Курск: Изд-во Курск гос...
Методическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011 iconУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии
Гримова Т. А. Пашин Е. Н. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета....
Методическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011 iconМетодические указания к курсовой работе по «Водоснабжению и водоотведению»...
Методические указания к расчетной работе по курсу “инженерные сети в строительстве”: учебно-методическое пособие. – Владикавказ:...
Методическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011 iconФантомный курс по акушерству
Данное учебно-методическое пособие окажет помощь студентам старших курсов в получении необходимых и достаточных знаний по акушерству...
Методическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011 iconУчебное пособие для самостоятельной работы студентов 1 и 2 курсов
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 1 и 2 курсов факультетов биотехнологии, всо, клинической психологии,...
Методическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011 iconМетодическое пособие для студентов 1 курса
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Методическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011 iconМетодическое пособие для студентов 2 курса
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Методическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011 iconМетодическое пособие для студентов заочного отделения технических специальностей
Методическое пособие предназначено для аудиторной и самосто­ятельной работы студентов заочного отделения технических специальностей....
Методическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011 iconМетодическое пособие по выполнению дипломного проекта для студентов,...
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью» очного и заочного...
Методическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011 iconПрограмма экономической практики учебно-методическое пособие для...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница