Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд


НазваниеПивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд
страница1/7
Дата публикации13.02.2014
Размер0.81 Mb.
ТипРуководство
vb2.userdocs.ru > Медицина > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ




КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА


КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ




Специальность: 051301 – «Общая медицина»

^ 1.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Курс: 3
Дисциплина: общая гигиена

Составитель: старший преподаватель Ержанова А.Е.


Алматы, 2013
Утверждено на заседании кафедры

Протокол № _____ от __________2013 г.


Заведующий кафедрой

профессор У.И. Кенесариев

^ 1. Тема: Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, как основное звено в системе профилактических мероприятий

2. Цель: Формировать у студентов знания о гигиеническом и ускоренном нормировании и критериях, принципах научного гигиенического нормирования.

^ 3. Задачи обучения:

  • Формирование знаний о гигиенических нормативах для химических, физических факторов;

  • формирование знаний о критериях нормирования;

  • формирование знаний об основных принципах нормирования;

  • формирование знаний об ускоренном нормировании;

  • формирование навыков освоения основных принципов и методик нормирования;

  • формирование правовой компетенции – государственные регламенты.

^ 4. Форма проведения: офисная консультация

5. Задания по теме:

Задание №1. Ознакомиться с гигиеническим нормированием факторов окружающей среды, принципами гигиенического нормирования (компетенция - знания)

Задание № 2: составить кроссворд по основным вопросам темы (компетенция - знания) специальностей ОМ и

^ 6. Раздаточный материал: не имеется

7. Литература:

1.Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.- С.76-110, 197-220.

2.Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов н/Д:»Феникс».2002.- С.59-73, 31-47, 48-53.

3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд. – М.:ГОУВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С.7-16, 190-194.

4. Тулебаев Р.К., Слажнева Т.И., Кенесариев У.И., Белоног А.А., Корчевский А. «Оценка гигиенических рисков в промышленных регионах РК», Алматы, 2005 г., стр. 4-7.

5. Амрин М.А. Гигиеническая оценка воздушной среды/Учебно-методическое пособие для студентов медицинских факультетов. – Алматы: КазНМУ, 2003. – С. 6-21, 48-50.

6. Санитарные правила и нормы «Требования к устройству и содержанию больничных

организаций и организаций охраны материнства и детства» от 24.06 2002 г.

7. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.38-46.

^ 8. Контроль (устный опрос - компетенция - знания):

  1. Научные основы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.

  2. Гигиеническое нормирование как основа профилактики заболеваний, связанных с воздействием факторов окружающей среды.

  3. Понятие гигиенического норматива. Общие положения.

  4. Принципы и этапы гигиенического нормирования внешних факторов.

  5. Проведение экспериментов на животных и людях-добровольцах. Основые условия для проведения данных экспериментов.

  6. Ускоренное нормирование.

  7. Гигиенический прогноз.

  8. Основные направления организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов на здоровье человека.


^ 1. Тема: Гигиеническая оценка химического и бактериального загрязнения воздуха помещений и эффективности естественной и искусственной вентиляции.

2. Цель: Формирование знаний о методах изучения, оценки и профилактики химического и бактериального загрязнения воздуха, навыков оценки качества воздушной среды и разработки мероприятий по его оптимизации.

^ 3. Задачи обучения:

  • Формирование знаний об источниках и показателях химического и бактериального загрязнения воздуха закрытых помещений различного назначения;

  • формирование знаний о гигиенических требованиях к качеству воздушной среды в жилых помещенияхи ЛПО;

  • формирование навыков проведения контроля за микробным загрязнением воздуха в помещении;

  • формирование навыков разработки мероприятий по профилактике влияния на организм химического и бактериального загрязнения воздуха закрытых помещений;

  • формирование навыков оценки эффективности воздухообмена в помещениях.

^ 4. Форма проведения: офисная консультация

5. Задания по теме:

Задание №1: решить ситуационные задачи по оценке вентиляции в помещениях (компетенция - навыки):

^ 6. Раздаточный материал: пособие по гигиене воздуха

7. Литература

1.Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.- С.76-110, 197-220.

2.Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов н/Д:»Феникс».2002.- С.59-73, 31-47, 48-53.

3. Большаков А.М., И.М.Новикова И.М."Общая гигиена", М.: Медицина,2002 г., стр.32-36

4. Мельниченко П.И., и др. Гигиена: Словарь-справочник– М. : Медицина, 2006., стр.9-17

5. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека – М.: Медицина, 2007..ж. стр. 13-17

6.Амрин М.А. Гигиеническая оценка воздушной среды/Учебно-методическое пособие для студентов медицинских факультетов. – Алматы: КазНМУ, 2003. – С. 6-21, 48-50.

7. Санитарные правила и нормы «Требования к устройству и содержанию больничных организаций и организаций охраны материнства и детства» от 24.06 2002 г.

8. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.47-89.

^ 8. Контроль (устный опрос - компетенция - знания):

1. Химический состав атмосферного воздуха. Источники химического загрязнения атмосферного воздуха и воздуха помещений.

2. Биологическое загрязнение воздуха закрытых помещений. Источники и пути распространения загрязнителей, эпидемиологическая опасность.

3. Гигиеническое значение загрязнения воздушной среды химическими соединениями и патогенными микроорганизмами.

4. Показатели химического загрязнения в помещениях различного назначения. Значимость определения концентрации СО2 как критерия чистоты воздуха в жилых и общественных зданиях в современный период.

5. Показатели бактериального загрязнения воздуха в жилых помещениях и лечебных учреждениях, гигиенические нормативы.

6. Методы определения бактериального загрязнения воздуха.

8. Общеобменная и местная системы вентиляции, их предназначение.

9. Естественная вентиляция и ее эффективность.

10. Виды искусственной вентиляции: приточная, вытяжная, приточно-вытяжная. Условия их применения.

Задачи:

Задача № 1.

В 6-ти коечной палате, площадью 42 м2 и высотой 3 м, проветривание осуществляется через форточку площадью 0,3 на 0,4 м каждый час в течение 10 минут. Скорость движения воздуха 1,2 м/сек.

1) Рассчитайте кратность воздухообмена в 1 час.

2) Сопоставьте с гигиеническими нормами.

Пример решения задачи №1.

Для определения фактической кратности воздухообмена нужно знать фактический объем вентиляции и объем помещения.

Фактический объем вентиляции находим по формуле Q = S отв. • V • 3600 . Однако, учитывая, что проветривание осуществляется только лишь в течение 10 минут, вместо 3600 в формулу вставляем 10 • 60 = 600. Тогда Q =0,3•0,4•1,2•600= 86,4(м3). Поскольку за счет естественной вентиляции без проветривания в течение часа достигается однократный обмен воздуха, действительный объем вентиляции в данном помещении будет равен сумме объемов вентиляции за счет проветривания (86,4 м3) и без него (однократный объем вентиляции = объему помещения = 42•3= 126)= 86,4+126=212,4 (м3).

Фактическая кратность воздухообмена будет равна:

В палате размещается 6 человек, следовательно, необходимый объем вентиляции для них должен составить, исходя из нормативов,: 80 м3• 6 = 480 м3, а необходимая кратность воздухообмена - . Фактическая кратность воздухообмена почти в 2 раза ниже требуемой. Недостаточен также воздушный куб, норма которого составляет 25-27 м3 на одного больного, т.е. палата по объему предназначена для размещения 5, а не 6 больных. Рекомендуется уменьшить число больных в палате и увеличить время проветривания.

Задача № 2.

В палате площадью 15 м2 и высотой 3 м концентрация С02 составляет 2,4%o.

1) Рассчитайте кратность воздухообмена.

2) Рассчитайте необходимое количество воздуха в час на 2-х больных.

3) Сопоставьте с гигиеническими нормами.

Пример решения задачи № 2.

Кратность воздухообмена определяем по формуле, для чего нужно рассчитать фактический объем вентиляции и объем помещения. Для определения фактического объема вентиляции используем формулу Q =(22,6 • n) / (С факт.-0,4).

Q =(м3)

Так как объем помещения равен 15•3=45 (м3), а Q =22,6, кратность воздухообмена будет равна: .

В соответствии с гигиеническими требованиями необходимый объем вентиляции на 1 больного должен составлять 80 м3 в час, тогда на 2 больных он будет равен 160 м3. Необходимая кратность воздухообмена должна быть: . Таким образом, кратность воздухообмена в палате недостаточна. Кроме того, воздушный куб на одного больного меньше нормативного. Рекомендуется перевод одного больного в другую палату и проветривание помещения.

Задача-№ 3.

В 4-х коечной палате, площадью 30 м2 и высотой 3 м, вентиляция осуществляется за счёт естественного проветривания через форточку площадью 0,3 на 0,4 м каждый час в течение 20 минут. Скорость движения воздуха - 0,6 м/сек.

1) Рассчитайте кратность воздухообмена.

2) Сопоставьте с гигиеническими нормами.

Задача № 4.

В боксе площадью 21 м2 и высотой 3 м, находится 1 больной. Вентиляция приточно-вытяжная. Приток воздуха идёт через отверстие, площадью 0,2х0,3 м со скоростью 0,8 м/сек, а удаление - через отверстие площадью 0,8 м2 со скоростью 1м/сек.

1) Рассчитайте объём поступающего и удаляемого воздуха.

2) Рассчитайте кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами.

Задача № 5.

В послеоперационной палате кубатура - 45 мЗ на одного больного, концентрация С02 равна 1,2%o. Рассчитайте кратность воздухообмена в палате за 1 час. Если по гигиеническим нормам в послеоперационной палате кратность воздухообмена равна 10, то какое количество воздуха надо подавать в помещение.

Задача№ 6.

В операционной площадью 36 м2 и высотой 3 м работает бригада из 6 человек. Вентиляция приточно-вытяжная. Приток воздуха идёт через отверстие, площадью 0,25 со скоростью 0,4 м/сек. Вытяжка через одно отверстие площадью 0,5 м2 со скоростью 0,3м/сек.

1) Рассчитайте объём поступающего и удаляемого воздуха.

2) Рассчитайте кратность воздухообмена по притоку и вытяжке.

3) Сравните с гигиеническими нормами и укажите, как можно улучшить работу вентиляции (10-кратная).

Задача № 7.

В 4-х коечной палате, площадью 30 м2 и высотой 3,2 м, концентрация СО2 составляет 1.8%o.

1) Рассчитайте кратность воздухообмена.

2) Сопоставьте с гигиеническими нормами.

3) Рассчитайте потребную кратность воздухообмена, когда концентрация СО2 в воздухе не превышает гигиенических нормативов (1%o =1,0 л/мЗ).

Задача № 8.

В операционной, кубатурой 112 мЗ, на 1 операционный стол, работает хирургическая бригада из 4-х человек. Вентиляция осуществляется путём проветривания через 2 фрамуги, площадью 0,4 м2 каждая в течение 20 минут. Скорость движения воздуха 1,2 м/сек. Вытяжка идёт через отверстие, площадью 0,25 м2 со скоростью 0,4 м/сек.

1) Рассчитайте объём поступающего воздуха.

2) Рассчитайте кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами и укажите: достаточно ли организовано проветривание операционной?

Задача № 9.

В боксе площадью 22 м2 и высотой 3 м , находятся 2-е больных. Концентрация СО2 в воздухе составляет 1,5%o, т.е. 1,5 л/мЗ. Определите:

1) Объём поступающего в помещение воздуха.

2) Кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами.

4) Рассчитайте потребное количество поступающего воздуха в реанимационный зал.

5) Рассчитайте концентрацию СО2 в реанимационном зале при достаточной работе вентиляции.

^ Задача № 10.

В реанимационном зале, кубатурой 110 мЗ находятся 2-е больных и работает б мед. работников . Концентрация С02 составляет 1,2%o, т.е. 1,2 л/мЗ. Определите:

1) Объём поступающего в помещение воздуха.

2)-Кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами.

4) Рассчитайте потребное количество поступающего воздуха в реанимационный зал.

5) Рассчитайте концентрацию С02 в реанимационном зале при достаточной работе вентиляции.

^ Задача №11.

В процедурной ( для введения внутривенно радиоактивных изотопов) радиологического отделения площадью 24 м2 и высотой 3 м работают 2 мед. работника. В час обслуживают 10 человек. Концентрация СО2 составляет 1,4%o Рассчитайте:

1) Количество поступающего воздуха.

2) Кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами.

4) Рассчитайте количество необходимого воздуха при достаточной работе вентиляции.

^ Задача № 12.

В перевязочной кубатурой 66 м2 работает 2 мед. работника, за час обслуживают 4 больных. Концентрация СО2 в помещении равна 2,4%o.

1) Рассчитайте объём воздуха, поступающего в перевязочную.

2) Кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами.

4) Рассчитайте необходимое количество подаваемого воздуха при эффективной работе вентиляции, когда К=2.
^ 1. Тема: Профилактика ультрафиолетовой недостаточности у детского и взрослого населения. Использование искусственных источников УФ-излучения для санации помещений.

2. Цель: Формирование знаний и навыков использования искусственных источников УФ излучения для профилактики УФ недостаточности и обеззараживания помещений.

^ 3. Задачи обучения:

- Формирование знаний о биологическом и гигиеническом значении УФ-лучей различного диапазона;

- формирование знаний об использовании УФО для профилактики и лечения УФ недостаточности у детей и подростков;

- формирование знаний об использовании УФО для санации помещений;

- формирование навыков оценки правильности организации и проведения профилактических УФ облучений детского и взрослого населения.

^ 4. Форма проведения: офисная консультация

5. Задания по теме:
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд iconУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии
Гримова Т. А. Пашин Е. Н. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета....
Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд iconПрирода "русской власти": от метафор к концепции
Сами термины ввели в оборот Ю. С. Пивоваров и А. И. Фурсов [Пивоваров, Фурсов 1999], сходные взгляды высказывали и другие авторы...
Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд iconМетодические рекомендации к практическим занятиям направление подготовки:...
Строительные машины и оборудование: методические рекомендации к практическим занятиям / сост. Костина Н. В.— Ставрополь: Изд-во скфу,...
Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд iconПланы и задания к лабораторным занятиям по синтаксису Лабораторная работа №1
В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Ч. III. М.: Просвещение, 1987, с. 34-55
Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд iconМетодические указания и контрольные задания к практическим, лабораторным...
Кафедра “Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем”
Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд iconВыготский Л. С. В 92 Психология развития человека
В 92 Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии)
Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд iconМетодические указания к лабораторным и практическим занятиям по дисциплине «Газоснабжение»
«Газоснабжение» для студентов специальностей 290700, 100700 очной и заочной форм обучения
Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинского...
Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского...
Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд iconМетодические указания и контрольные задания к практическим, лабораторным...
«Теория расписаний», для дисциплин «Алгоритмические языки и программирование», «Вычислительная техника и программирование»
Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд iconМетодические указания и контрольные задания к практическим, лабораторным...
«Теория расписаний», для дисциплин «Алгоритмические языки и программирование», «Вычислительная техника и программирование»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница