Содержание


НазваниеСодержание
страница1/12
Дата публикации10.02.2014
Размер2.15 Mb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Медицина > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
А.Р. Маллер
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………………….3

Система воспитания и обучения детей с тяжелой умственной отсталостью на современном этапе………4

Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелой умственной отсталостью…………………...10

Принципы обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью………………………………16

Цели, задачи и содержание работы по социально-трудовой адаптации учащихся…………………………20

Трудовое обучение детей с тяжелой умственной отсталостью………………………………………………24

Обучение хозяйственно-бытовому труду……………………………………………………………………...32

Обучение социально-бытовой ориентировке…………………………………………………………………44

Развитие диалогической речи учащихся (на материале уроков социально-бытовой ориентировки и трудового обучения)……………………………………………………………………………………………64

Педагог и семья ребенка с ограниченными возможностями (вопросы педагогической этики)…………..83

Литература………………………………………………………………………………………………………86

Ведение
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжелой умственной отсталостью. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в обществе. Об этом свидетельствуют Типовое положение о специальном (коррекционном) об­разовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченны­ми возможностями здоровья, согласно которым в коррекционных образователь­ных учреждениях VIII вида должны создаваться и функционировать классы для детей с тяжелой умственной отсталостью.

Имеет большое значение и тот факт, что в настоящее время во многих детских домах-интернатах Министерства труда и социального развития с воспитанника­ми работают учителя (ранее в детских домах были только воспитатели), которые нуждаются в специальной методической литературе.

В последние годы в большинстве регионов РФ открыты также реабилитацион­ный центры для детей с тяжелой умственной отсталостью, работа с которыми требует специальных знаний.

Предлагаемое пособие адресовано практическим работникам специальных учреждений для детей с тяжелой умственной отсталостью. Задачей его является повышение уровня знаний об особенностях этих детей, принципах их обучения и методах социализации в обществе.

^ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Этому во многом способствует деятельность таких международных организаций, как ООН, Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация по научному изуче­нию умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умствен­но отсталым и др.

Проблемы потенциальных возможностей детей с тяжёлой умственной отсталос­тью, приспособления их в жизни приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора детей в специаль­ные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их вос­питания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих де­тей в общество. Во многом это зависит от уровня экономики и культуры страны, состояния законодательства в области специального образования и традицион­ных методов работы с детьми, имеющими проблемы развития.

Во всех цивилизованных странах наблюдается тенденция уменьшения количества специальных учреждений, интеграции детей с недостатками развития в общеоб­разовательную среду. Что касается детей с тяжелой умственной отсталостью, то для них открываются отдельные школы или классы при специальных школах.

Согласно законодательству многих стран каждый ребенок с ограниченными воз­можностями в возрасте 5-7 лет до 21 года проходит соответствующее обучение. Оно может быть организовано в специальных школах и классах, дневных цент­рах, реже — в школах-интернатах.

Закон об образовании всех детей с проблемами развития принят в США в 1975г. Что касается обучения детей с тяжёлой умственной отсталостью, то работа с ни­ми осуществляется в классах специальных школ, центрах развития и частных школах. Эти учреждения работают по типу школ с продленным днем. Глубоко от­сталые дети с грубыми и сложными нарушениями помещаются в интернаты-кли­ники.
Работа с детьми в образовательных учреждениях строится по специальным про­граммам (особая в каждом учреждении), которые включают разделы, соответ­ствующие определенным целям воспитания: сенсомоторное развитие, соци­альная тренировка, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, музыка, раз­витие речи, письмо, счет. Применительно к каждому разделу программа опре­деляет, какие знания и практические умения должны быть усвоены.

Например, программа по разделу «Хозяйственно-бытовой труд» включает следу­ющие виды практической деятельности: приготовление простой пищи, уборка помещения и двора, выполнение мелких поручений, пришивание пуговиц, рабо­та с молотком и отверткой и т.п.

Раздел «Социальная тренировка» направлен на воспитание у детей навыков пове­дения в обществе, на повышение активности и уровня коммуникабельности. Дети изучают правила уличного движения, тренируются в умении вести себя в обще­ственных местах, знакомятся с учреждениями, расположенными в городе. Вмес­те с педагогом дети посещают магазины, аптеки, газетные киоски, делают там не­большие покупки и оплачивают их. Они должны знать номера телефонов полиции, скорой помощи, пожарной команды. Большое значение имеет привлечение роди­телей к систематическим занятиям с детьми по их социальной адаптации.

Дети с выраженной тяжёлой умственной отсталостью в Англии согласно Акту об образовании включены в систему специального образования, начиная с 1970 года. Они могут обучаться в специальных школах, классах или тренировочных центрах. Дети с наиболее тяжелыми формами умственной отсталости находятся в закрытых учреждениях, часть из которых являются частными и платными.

В специальные учреждения дети поступают в возрасте 5 лет и обучаются стро­го по индивидуальной программе. В младшем возрасте основное внимание уде­ляется сенсорному и речевому развитию, выработке навыков самообслужива­ния и различным действиям с предметами. В старшем возрасте воспитанни­ки обучаются различным трудовым операциям. Они собирают картонные короб­ки, занимаются упаковкой автомобильных лампочек, трудятся на пришкольном участке и т.п.

Особое место в программе занимает выработка у детей социальных форм пове­дения. Не менее раза в неделю учитель выводит их на прогулку, во время кото­рой дети и учатся распознавать световые дорожные сигналы, пользоваться подзем­ными переходами, различными видами транспорта. Дети должны уметь вести

себя в разных ситуациях, например в гостях у товарища, при посещении библиотеки, медицинского учреждения и т.п. Их учат выполнять несложные поручения: опускать письмо в почтовый ящик, относить белье в прачечную, делать мелкие покупки. Псе эти практические задания направлены на возможную адаптацию этих детей в обществе.

В возрасте 16-18 лет подростки переводятся из детских специальных учрежде­нии и дневные центры профессиональной подготовки. Овладев там определен­ными практическими умениями и навыками, они могут остаться работать в мастерских, имеющихся при таких центрах, и жить дома.

В Германии для детей с тяжелой умственной отсталостью существуют несколько типов реабилитационно-педагогических учреждений: специальные школы, днев­ным центры, интернаты, дома с длительным пребыванием в них воспитанников.

В специальных школах и дневных центрах лечатся и обучаются дети, не требующие постоянного врачебного контроля и лечения. Эти учреждения работают по типу школ с продлённым днем. При поступлении дети должны уметь ходить, быть опрятными и без существенной помощи есть. Исключение составляют дети с теку­щими заболеваниями, которые в эти учреждения не принимаются.

В интернат зачисляются те дети, которые не могут посещать дневные центры местожительства. Принцип отбора в интернаты тот же, что и в дневные. Возможны варианты комбинированных учреждений — сочетание интерната и школы.

В домах длительного пребывания находятся воспитанники с тяжелыми наруше­нными поведения. Кроме того, в эти учреждения направляются дети, которых по тем или иным причинам нужно изолировать от семьи.

Учителя в специальных учреждениях должны обязательно имен, помимо обще­педагогического образования специальное дефектологическое. Дневные реаби­литационные центры наряду с коррекционно-воспитательной работой занимаются вопросами диагностики. Для этой цели они хорошо оснащены современной тех­никой.

Широко практикуется в этой стране частный патронаж для аномальных детей. Лица, их опекающие, получают от государства денежное пособие, а также опре­деленную дотацию к пенсии.

В Германии существует закон о трудоустройстве и охране прав работающих ум­ственно отсталых лиц. Для детей с тяжёлой умственной отсталостью организо­ваны и действуют лечебно-трудовые мастерские, находящиеся под опекой и кон­тролем обществ содействия интеллектуально неполноценным лицам. Инвалиды получают заработок в размере, соответствующем продуктивности их работы, а также небольшие премии в виде поощрения. Некоторых из них переводят, если находят возможным, на предприятия, использующие труд инвалидов.

В Скандинавских странах для таких детей существуют реабилитационные цент­ры и специальные школы. В частности, Закон о помощи умственно отсталым в Швеции (1968) уравнял в правах детей с тяжёлой умственной отсталостью и при­знал их обучаемыми.

Школьный возраст для этих детей установлен от 6 до 18 лет. Врачи и педагоги-дефектологи специальных учреждений проводят необходимые медицинские на­блюдения и коррекционную работу, определяют методы реабилитации (массаж, ЛФК, физиотерапию, медикаментозное лечение), а педагоги разрабатывают ин­дивидуальные программы обучения.

Мастерские при таких учреждениях рассчитаны на различные виды работ: от са­мой простой — типа сортировки отрезков цветной ткани — до производства раз­личных металлических предметов и инструментов.

В специальном обучении Нидерландов выделяют детей с проблемами обучения и с серьёзными образовательными проблемами. К детям с проблемами обуче­ния относят детей с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности. В слу­чае серьёзных образовательных проблем речь идёт о детях с умеренно выражен­ным и грубым нарушением интеллекта. Образование детей с серьезными про­блемами обучения осуществляется в большинстве случаев в отдельных школах или в классах для таких детей.

В настоящее время одной из ведущих проблем специального образования в Япо­нии является совершенствование обучения детей с тяжёлыми и множественны­ми дефектами. Для решения этого вопроса при Национальном институте специ­ального образования созданы курсы для учителей, а также проводятся многочис­ленные исследования на базе экспериментальной школы, которая работает при этом институте.

Что касается обучения детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта, то оно осуществляется как в специальных школах, так и в дневных реабилитационных центрах (дети с легкой степенью умственной отсталости обучаются, как правило, в специальных классах при общеобразовательной школе). Многие школы для детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта располагают дошкольными группами, средними и старшими классами. Главная цель школы — приспособление детей к жизни и труду, поэтому большое внимание уделяется работе в мастерских, ко­торые разнообразны по профилю подготовки и хорошо оборудованы. По оконча­нии обучения, если воспитанник не может устроиться на работу вне школы, он остается в ней и работает в ее мастерских.

В странах бывшего Социалистического содружества, в частности в Венгрии и Польше, для детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта создана дифференциро­ванная сеть учреждений. Часть воспитанников, главным образом со сложными и множественными дефектами, находятся в домах-интернатах социального обеспе­чения и здравоохранения, а другие дети, не имеющие серьёзных сопутствующих нарушений развития, обучаются в специальных школах или классах при них.

В домах-интернатах воспитываются дети в возрасте от 3-4 до 18-20 лет, кото­рые разделены на группы по возрасту и полу. Имеются программы для работы с этими воспитанниками. В младшем возрасте основное внимание уделяется раз­витию речи, физическому воспитанию, предметно-практической деятельности и привитию навыков самообслуживания. В старшем возрасте воспитанников гото­вят главным образом к производительному труду.

На протяжении всего пребывания детей в специальном учреждении большая работа проводится с родителями, которую организует социальный педагог. Он информирует родителей о продвижении детей в учебе и трудовой подготовке, консультирует их по вопросам воспитания. Если позволяют условия и родители хотят этого, дети проводят дома воскресные и праздничные дни, зимние и лет­ние каникулы.

Из детских домов-интернатов воспитанников направляют либо в психоневрологические учреждения для взрослых, либо в реабилитационные мастерские, ко­торые готовят их к работе на предприятиях с облегченными производственными условиями. Независимо от производительности труда инвалидам гарантирова­ны минимальный заработок и пенсия.

Как уже указывалось, наряду с учреждениями социального обеспечения для де­тей имеются школы, находящиеся в ведении Министерства просвещения. В этой связи прежде всего следует остановиться на опыте Венгрии, где для детей с тя­желым интеллектуальным дефектом созданы детские сады и специальные вось­милетние школы.

Для занятий с детьми дошкольного возраста разработана специальная програм­ма. Основные задачи воспитания этих детей — расширение познаний об окру­жающем мире, развитие речи, привитие элементарных навыков самообслужива­ния, физическое развитие.

Дот школьного возраста обучаются в специальных школах, имеющих свои учеб­ный план, программу, а также учебники и рабочие тетради. Образовательный процесс, рассчитанный на 9-летний срок, состоит из трёх этапов, каждый из которых включает три учебных года.

На первом этапе с учащимися проводится работа по развитию речи, сенсорики, игровой и предметно-практической деятельности, физическому воспитанию.

В ходе второго этапа главное внимание направлено на ориентировку в окружаю­щей среде, на привитие навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда. В это же время начинается работа по обучению детей элементарной гра­моте и счёту, которая носит сугубо практический характер. На этом же этапе выясняется, способен ли учащийся усваивать общеобразовательные знания или с ним возможно проводить только занятия по труду.

На третьем, завершающем, этапе обучения все учащиеся дифференцируются по своим психофизическим возможностям на группы А и Б. С учениками группы А продолжается работа по обучению грамоте и счёту, а дети группы Б в основном получают практические умения и навыки (хозяйственно-бытовой труд, работа на пришкольном участке и т.п.). Главное внимание в работе с обеими группами от­водится подготовке учащихся к производительному труду.

По окончании специального обучения подростки могут быть направлены на от­дельные производства, где для них имеются так называемые охранительные ра­бочие места.

В Польше для детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта есть особые школы («школы жизни»), имеющие свой учебный план и программу с I по VIII год обуче­ния. Учебный план включает следующие предметы: самообслуживание и ориен­тировка в окружающей среде, родной язык, математика, изобразительная дея­тельность, музыка и ритмика, физическая культура, ручной труд и подготовка к производительному труду. Кроме того, учебным планом предусмотрено прове­дение индивидуальной работы, включающей логопедические занятия, корриги­рующую гимнастику, а также обучение общеобразовательным предметам. Боль­шое место на всех этапах обучения отводится физическому и эстетическому вос­питанию этих детей. По окончании учебы многие воспитанники остаются жить в семьях и работают в специальных мастерских.

Во многих странах созданы общественные комитеты и ассоциации помощи ум­ственно отсталым лицам, уделяющие большое внимание их социальной и трудо­вой адаптации. В частности, в США организовано Национальное общество «Синд­ром Дауна», в Европе — Европейская Ассоциация Даун-синдром. Для родителей детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта издается многочисленная литерату­ра. Так, в Италии издается журнал «Синдром Дауна», в Англии — «Голос родите­лей», в которых освещаются особенности этих детей и методы работы с ними.

Связь между специалистами-дефектологами и родителями осуществляется со­циальными педагогами. В ряде стран (Австралия, США) для семьи разработаны программы обучения детей от 0 до 3 лет, которые направлены на коррекцию пси­хофизического развития ребенка практически с младенчества («программы ран­него вмешательства»).

Большое внимание во многих странах уделяется вопросам интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив. В частности, в уже упоминавшейся Австралии малыши-дауны посещают ясли и сады с нормальными детьми. В дальнейшем они обучаются в обычном классе, где есть педагог-дефектолог, или в специальном классе общеобразовательной школы. Взрослые лица с синдромом Дауна работают официантами в небольших кафе, курьерами, помощниками садовника.

Таким образом, воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями интел­лекта за рубежом является весьма важной и актуальной проблемой. Это находит свое отражение в создании широкой сети специальных учреждений, которые в своем большинстве являются государственными.

Воспитание и обучение этой категории аномальных детей осуществляется в спе­циальных школах, классах и дневных центрах. Значимость таких учреждений зак­лючается в том, что сохраняется постоянная связь с семьей ребенка. Опреде­ленная часть детей, главным образом со стойкими нарушениями эмоциональной сферы, воспитывается в школах-интернатах.

Во всех учреждениях имеются программы для этих детей. При обучении детей младшего возраста основное внимание уделяется самообслуживанию, развитию двигательных навыков, предметно-практической деятельности и речи. В старшем возрасте главное место отводится трудовой и социальной адаптации детей.

Большая роль в воспитании ребенка с ограниченными возможностями отводит­ся семье. Родители могут получить конкретные рекомендации на различных кур­сах, консультациях и т.п. В помощь семье издается специальная литература, со­держащая практические сведения о воспитании и обучении детей с особыми нуждами.

В России дети с тяжелой умственной отсталостью находятся преимущественно в домах-интернатах Министерства труда и социального развития. Здесь они жи­вут на полном государственном обеспечении с 4 до 18 лет (в дальнейшем боль­шинство из них переводится в психоневрологические интернаты для взрослых). Занимаются с детьми учителя-дефектологи, воспитатели, логопеды, а также ин­структоры по трудовому обучению.

Во многих детских домах-интернатах имеются диагностические группы труда, куда направляются вновь поступившие воспитанники. В течение 3-4 месяцев выявляются их возможности в развитии познавательной деятельности, овладе­нии навыками самообслуживания, трудовой деятельности. Затем в соответствии с заключениями врачей и педагогов воспитанники переводятся в подходящие для их психофизического развития учебные группы.

Многие из домов-интернатов работают по режиму пятидневки, родители могут также забирать ребенка на время школьных каникул и отпуска. Это помогает со­хранить необходимый ребенку контакт с семьей и расширить его социальные связи.

Большое внимание уделяется научным вопросам психолого-педагогической и медико-социальной помощи этим детям, которыми занимаются Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования (ИКП РАО), Центральный институт экспертизы трудоспособности инвалидов (ЦИЭТИН), Институт специаль­ной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Рауля Валенберга и ряд других институтов. Вырабатываются психолого-пе­дагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, разрабатыва­ются вопросы совершенствования их воспитания и обучения, исследуются раз­нообразные стороны социальной адаптации этих детей.

Рассматривая организационные формы практической работы в домах-интернатах, следует отметить такой важный момент, как введение с 1986 года в этих учреждениях ставок учителей-дефектологов(до этого времени с детьми работали только воспитатели). Такое положение стало возможным благодаря созданию в Институте коррекционной педагогики РАО программы обучения для этой категории детей. Это очень важный этап в системе специального образования и, в частности, совершенствования организационных форм воспитания и обучения детей с тяжелой умственной отсталостью. Прежде всего, введение ставок педагогов-дефектологов свидетельствует о признании возможности обучаемости этих детей, которая многими ставилась под сомнение. Кроме того, это дало возможность организовать на должном уровне методическую работу. В помощь педагогам появилось много специальной литературы, отражающей различные направления коррекционно-воспитательной работы с этой категорией аномальных детей.

Что касается непосредственной практической работы с воспитанниками, то она строится согласно разработанным программам и включает ряд этапов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Содержание iconРаскройте содержание понятия «социальная работа». Каковы ее цели и задачи?
Понятие «возраст» в психологии, характеристики понятия. Раскрыть содержание понятия «ситуация социального развития»
Содержание iconСодержание договора ренты и ответственность за его нарушение
В любом рассматриваемом договоре в его содержание входит обязанность плательщика платить ренту, т е выплачивать ее в указанном договором...
Содержание iconВведение в курс планирования понятие планирования. Субъекты и объекты,...
Предмет и содержание дисциплины планирования. Планирование как функция менеджмента. Понятие системы планирования
Содержание iconКраткое содержание: Том мастер своего дела. Лучший шпион
Краткое содержание: Том – мастер своего дела. Лучший шпион woops. Неуловимый, всегда разный, побеждающий. Для него не существует...
Содержание iconХарактеристика понятия Содержание и объем понятия. Виды понятий....
Понятие помогает выделить определенные классы вещей и отличить их друг от друга. Понятие выступает как результат абстрагирования,...
Содержание iconПояснительная записка отражает основную направленность программы,...
Тся как групповой, так и индивидуальный метод работы», «содержание образовательной программы раскрывается в…», «актуальность выбранного...
Содержание iconПлан лекции: Основные законодательные и нормативные акты Республики...
Система стандартов безопасности труда (ссбт). Определение, назначение, содержание классификационных группировок
Содержание iconСодержание

Содержание iconЧто такое содержание понятия?

Содержание iconУчебно-практическое пособие минск 2001 Содержание

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница