Человек-ветер


НазваниеЧеловек-ветер
страница1/7
Дата публикации31.01.2014
Размер0.88 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


Одельша Агишев

Хуат Ахметов




ЧЕЛОВЕК-ВЕТЕР




киносценарий
по мотивам рассказа

Габриэля Гарсиа Маркеса

Очень старый человек с большими крыльями”
Агишев Одельша Александрович

тел.(095) 254-96-58
Ахметов Хуат Дюсенович

тел.(095) 493-99-36,

8-903-144-57-06 (моб.)

E-mail: huat@mail.ru


Сцена № 1

НАТ – СКАЛИСТОЕ ПЛАТО - РАННЕЕ УТРО. ЛЕТО

Туман окутывает землю плотной пеленой. Издалека доносится бренчание колокольчиков, позвякивание железных колец. Тонкий, высокий голос выкрикивает слова полумолитвы, полупесни.
ПИРР (З.К.)

Ас-сабр, ат-тахт,

Ал-амр, ван-нахт!
Ему вторят множество надрывных голосов.
ДЕРВИШИ (З.К.)

Йа, ху! Алла, Алла!

Йа, ху! Алла, Алла!
Камера движется навстречу этим выкрикам.

Вот в пелене появляются смутные очертания, а потом становится видны ДЕРВИШИ. Они в тёмных, пропылённых халатах, в остроконечных шапках из овчины и черных чалмах, с сумами из мешковины и мисками из высушенной тыквы для сбора подаяний, в руках у них посохи. Дервиши, медленно раскачиваясь и закатив глаза, идут по кругу, и их движения становятся всё более ритмичными, похожими на какой-то древний мистический танец.

В центре круга стоит Пирр - пожилой, седовласый человек. Глаза его горят исступлённым огнем.

Раскачиваясь, мотая головами, дервиши вторят ему стройным, пронзительным хором.

Всё сильнее и громче поёт Пирр.
ПИРР

Китаб ас-сайхур!

Фи накс ад-духур!
Всё неистовей и исступлённей раскачиваются и отзываются на призыв Пирра вошедшие в полубеспамятство дервиши.
ДЕРВИШИ

Аль-хамду лильля! Алла, Алла!

Аль-бака лильля! Алла, Алла!
ПИРР

Аз-заман, аль-фидайя!

Ар-ракат, накш-бандийя!
ДЕРВИШИ

Йа, ху! Алла, Алла!

Йа, ху! Алла, Алла!
На губах у дервишей появляется пена, с лица градом стекает пот, головы почти безжизненно мотаются из стороны в сторону, рты разодраны в безостановочном крике, и в этот момент сквозь плотную завесу тумана видна вспыхнувшая молния. Она не гаснет, а всё больше и больше наливается светом, и следом за ней всю округу сотрясает тяжкий, грозный удар грома.

Дрожит земля, становится неслышным радение дервишей, только грохот и сияющий свет прорезают туман. Этот свет медленно, почти незаметно начинает отрываться от линии горизонта, плывёт вверх.

Не слыша и не видя ничего вокруг, дервиши продолжают свой зикир, всё нагнетая и нагнетая темп своих исступлённых выкриков.
ДЕРВИШИ

Йа, ху! Алла, Алла!

Йа, ху! Алла, Алла!
Огненный столб, вырывающийся из сопел двигателей космической ракеты, не видимой нами, по крутой траектории с грохотом уходит в небо, растворяясь в молочной пелене тумана.

Сцена № 2

НАТ - НАД ПЛАТО – ДЕНЬ. ЛЕТО

Камера летит сквозь плотную молочную пелену, и вдруг внизу, под облаками, открывается огромное, расстилающееся от горизонта до горизонта плато, окруженное причудливо выветренными, выжженными до белизны известняковыми горами.

Надпись:
ЧЕЛОВЕК-ВЕТЕР
Камера, снижаясь, летит к маленькому аулу, затерянному в необъятных просторах этого плато.

Сцена № 3

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - АУЛ - ДЕНЬ. ЛЕТО

Камера делает круг над маленьким аулом в полтора десятка глинобитных мазанок, разбросанных вокруг древнего минарета, с тандырами во двориках, с камышовыми загонами для овец, с парой тополей у глинобитной школы и выцветшей до полной безликости тряпкой флага над аульским правлением.

С высоты видно, как к аулу в знойном мареве движется странная фигура. На ней такая же, как на дервишах, пропыленная черная накидка до пят, чёрная чалма на голове, а лицо её скрыто за глухой, чёрной занавеской, спадающей из-под витков чалмы. В складках развевающейся накидки не видно ни рук, ни ног; лишь неестественно белые пальцы сжимают истёртый далёкими тропами посох. Ни лица, ни глаз мы не видим. Лишь свободно развевающиеся над тропинкой складки чёрной накидки, да лёгкий шлейф пыли, вьющейся следом. Назовём этого персонажа НЕЗНАКОМЕЦ С ЗАНАВЕСКОЙ. Именно она, занавеска, скрывающая лицо, отличает его от дервишей.

Сцена № 4

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ОКОЛИЦА АУЛА - ДЕНЬ. ЛЕТО

На краю аула, над мазанкой, глядящей крохотным оконцем прямо в холмы, реет в облачном небе раскрашенный, хвостатый, бумажный змей. Его запустил в небо КАНАТ, мальчишка лет шести. Он стоит у мазанки, подёргивает за нитку, и змей то взмывает, то резко пикирует вниз под лёгким ветерком.

Увлечённый змеем, Канат не слышит шагов Незнакомца с занавеской. Но вот ветерок вдруг меняет направление, и змей сразу, словно потеряв невесомость, скользит вниз. Канатик подёргивает нитку, пытается повернуть змея, поймать порыв ветра, но не успевает. Пёстрый, хвостатый прямоугольник из камышинок и бумаги камнем падает на землю, прямо к ногам Незнакомца с занавеской. Незнакомец останавливается, медлит. Потом наклоняется и поднимает змея с земли. В этот момент подбежавший Канатик останавливается перед присевшим Незнакомцем и с удивлением рассматривает занавеску на его лице. Тот, не вставая, молча протягивает змея мальчику. Канатик берёт змея, но не отрывает глаз от занавески. Снедаемый любопытством, он протягивает руку и трогает эту тряпицу, закрывающую лицо. Незнакомец неподвижен. Приоткрыв рот, Канат медленно отводит занавеску, и глаза его становятся изумлёнными. Он разглядывает то, что за занавеской, не отрываясь, полный недоумения, потом недоумение сменяется растерянностью, на лице возникает страх. Канат пятится от Незнакомца с занавеской, потом стремглав убегает.

Сцена № 5

НАТ – СКАЛИСТОЕ ПЛАТО - ЗАКАТ. ЛЕТО

Вдали виднеется шлейф пыли, он приближается.

Это возвращается с пастбища овечья отара в три десятка голов.

Сцена № 6

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ОКОЛИЦА АУЛА - ЗАКАТ. ЛЕТО

Хозяин отары АЛМАТ, кряжистый, крутоплечий степняк на гнедом жеребце, с перекинутой через луку седла двустволкой, покрикивая, погоняет отару.
АЛМАТ

Айт-айт, пошт-пошт-пошт!

КАРАТАШ, ч-чу! Ч-чу!
КАРАТАШ, крупная степная овчарка чёрной масти, с обрезанными ушами, послушно выполняет команду хозяина, обегая отару и поворачивая её ко двору Алмата.
На этом игровом фоне (со сцены № 3 по сцену №8) идут

НАЧАЛЬНЫЕ ТИТРЫ фильма.

Сцена № 7

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - ЗАКАТ. ЛЕТО

Просторный, чисто выметенный и по-своему уютный двор. Небольшой глинобитный домик с плоской крышей смотрит во двор двумя окнами. Перед домиком, под старой густой чинарой стоит большая деревянная супа, в стороне расположилась летняя кухня: очаг, сложенный из камней, обмазанных глиной, на очаге казан, рядом тандыр, а сверху навес из камыша; за ней крытая камышом кошара, огороженный металлической сеткой курятник и стойло для лошадей.

Отара овец потоком вливается в ворота. Когда вслед за овцами из пыли появляется Алмат, его жена ЗУРРА уже ждёт его перед самыми воротами с большой миской кумыса в руках.

ЗУРРА, - настоящая степная красавица: статная, пышноволосая женщина лет двадцати трех, с быстрыми, живыми раскосыми глазами и высокой грудью.

Алмат с удовольствием принимает из рук жены миску и неторопливо, со вкусом выпивает её. Крякнув и вытерев рукавом яхтака губы, Алмат возвращает миску Зурре и спрашивает:
АЛМАТ

Как дома?
Зурра молчит.

Алмат слезает с коня.
АЛМАТ

Ну, что молчишь?
Зурра поднимает на него взгляд и отвечает дрогнувшим голосом.
ЗУРРА

Беда у нас... Канатик заболел.
Сдерживая тревогу, Алмат отдаёт поводья в руки жены и молча идёт к дому.

Зурра ведёт лошадь в стойло.

Пёс Караташ привычно загоняет овец в кошару.

Сцена № 8

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - ВЕЧЕР. ЛЕТО

Миновав тёмные сенцы, заваленные съестными припасами и хозяйственной утварью, Алмат входит в большую комнату, обставленную по степному просто: глиняный пол застелен кошмой, мебели никакой нет, только столик на низких ножках да пара кованых сундуков по углам. В стенных нишах стоит посуда из обожжённой глины, под низким потолком висит керосиновая лампа, на одной из стен на красном коврике поблескивает старая дедовская сабля дамасской стали.

На кошме, на стопке курпачей лежит Канатик. Он в одной рубашке, глаза его закрыты, лоб в испарине. Канатик в беспамятстве. Вокруг него четыре СТАРУХИ в тёмных одеждах и в высоких белых тюрбанах. Стоя на коленях, они, шепчут заклинания и время от времени, набрав из большой миски в рот воды, опрыскивают тело мальчика с ног до головы. Одна из старух размахивает кустиком тлеющей травы исрык, и сизый, терпкий дымок окутывает Каната. Сняв с плеча ружьё, Алмат вешает его на стену рядом с саблей. Подходит к изголовью мальчика и опускается на кошму.

В комнату входит Зурра.

Алмат, прикоснувшись ладонью к влажному лбу мальчика, спрашивает её:
АЛМАТ

(Зурре)

Доктор был?
Сглатывая слёзы, Зурра кивает. Лицо Алмата мрачнеет.

Слышен стук в стекло. Алмат поднимает голову. За стеклом видна заглядывающая со двора в комнату обеспокоенная морда поскуливающего пса Караташа.

Старуха с исрыком поворачивает голову к окну. Увидев Караташа, она замирает, о чём-то задумавшись. Потом придвигается к Алмату, и что-то шепчет ему на ухо. Алмат непонимающе смотрит на неё, потом отводит взгляд.

Сцена № 9

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

За окнами темно. Зурра склоняется над сыном, прикладывает к его лбу смоченную в воде тряпицу и тихонько причитает:
ЗУРРА

Ой-бай, Канат... Ой-бай, Канат...
Хмурый, поникший Алмат сидит в окружении старух, и они, все вчетвером, шёпотом уговаривают его на что-то. Алмат не отвечает.

Сцена № 10

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Яркий костёр полыхает во дворе Алмата. Пламя гудит, рассыпая искры. Из глубины двора появляется Алмат, ведущий за ошейник Караташа.

Над камышовой изгородью возникает из темноты любопытное лицо кривоглазой, тощей соседки ШОЛПАН. Она наблюдает, как Алмат трижды обводит пса вокруг костра.


Сцена № 11

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Старуха с исрыком по-прежнему окуривает Каната. Зурра и три старухи приподнимают мальчика, снимают с него влажную от пота рубашку и выходят.

Сцена № 12

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Окружив Караташа, старухи и Зурра натягивают на него рубашку, просунув лапы в рукава, а голову в ворот.

Любопытных стало больше. За камышовой изгородью, рядом с кривоглазой Шолпан стоит её муж, СЕРЖАНТ милиции - толстяк в майке, в подтяжках и форменной фуражке на голове, а рядом его отец, КРИВОНОГИЙ СТАРИК с двустволкой за плечами. На противоположной стороне улицы виднеется ещё одна фигура: тощий, взъерошенный человек в круглых очках и с велосипедом. Это ДОМУЛЛА, единственный учитель местной школы.

Сцена № 13

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - УЛИЦА ПЕРЕД ДВОРОМ АЛМАТА – НОЧЬ - ЛЕТО

Алмат выводит Караташа из ворот на улицу, следом спешат старухи и Зурра.

Помедлив, Алмат вдруг резко толкает пса вперёд, в темноту.
АЛМАТ

(псу)

А ну пошёл! Пошёл прочь!
Караташ отпрыгивает в сторону и застывает на месте, непонимающе глядя на хозяина.

Старухи хватают с земли камни и начинают швырять в Караташа.
СТАРУХИ

(псу, наперебой)

Уходи! Уходи отсюда! Навсегда уходи! И пусть с тобой уходит болезнь! Куф-суф, астафурулла!
Камни и комья земли попадают в Караташа. Он жалобно скулит, вертится, но не уходит. Стоявшая неподвижно Зурра хватает большой камень и с криком запускает его в Караташа. Пёс жалобно взвизгивает и исчезает в темноте.

Оглушительно грохочет гром, и налетает резкий порыв ветра. Из степи, освещаемой трепетными вспышками молний, стеной идёт дождь. Он накрывает улицу и двор. На опустевшей улице остается один Алмат. Он стоит под дождём, опустив голову.

Сцена № 14

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - АУЛ - НОЧЬ. ЛЕТО

Под оглушительными раскатами грома раскалывается небо. В блеске молний, словно огромная свеча, устремлённая в небо, взблёскивает минарет, по изразцовым плиткам которого струятся потоки дождя. Заливая аул, косыми потоками хлещет ливень. Где-то мычит корова, тревожно блеют овцы в кошарах. Дождевая вода скапливается у дворовых построек, затекает под стены. Потоки воды обрушивают изгородь, подхватывают и несут камышовые связки.

Сцена № 15

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Грохот грома сотрясает дом.

Зурра, горестно причитая, укрывает неподвижно лежащего сына тёплым одеялом.
ЗУРРА

Ой-бай, Канат! Ой-бай, жаным!
Она поворачивается, чтобы подать сыну воду, и вдруг вскрикивает. Алмат оглядывается. В свете молнии за окном видна жалобная морда насквозь промокшего Караташа.

Алмат сдёргивает со стены двустволку и выбегает из комнаты.

Сцена № 16

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - УЛИЦА ПЕРЕД ДВОРОМ АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Ливень не затихает ни на мгновение.

Вид Караташа жалок. Намокшая детская рубашка прилипла к собачьей шерсти. Пёс скулит, мечется по двору и моляще смотрит на хозяина.

Грозными окриками Алмат выгоняет Караташа со двора.
АЛМАТ

Прочь! Пошёл прочь!
Пёс отбегает и останавливается в мокрой полыни. Алмат вскидывает двустволку. Пёс неподвижен. Два ствола ружья направлены прямо в голову Караташа. Большой палец Алмата взводит курки. Пёс замер. Алмат чуть приподнимает стволы ружья над Караташем, и нажимает спусковые крючки. Гремят два выстрела.

Караташ, отпрыгнув, исчезает в темноте.

Сцена № 17

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Опустив ружьё, Алмат идёт через двор к дому.

Чудовищной силы разряд молнии раскалывает небо пополам, и всё вокруг озаряется ослепительным светом.

От этой вспышки Алмат зажмуривает глаза. И тут же оглушающий удар грома будто сотрясает всю вселенную. Алмат инстинктивно зажимает уши, и поднимает голову к небесам.

Из сияющего разлома на небе, из-за облаков, за пеленой дождя стремительно падает с неба что-то бесформенное, светлое, трепещущее на лету и с тяжёлым ударом проламывает камышовую крышу кошары. Кошара взрывается испуганным ржанием лошадей и овечьим блеянием.

Алмат бросается к кошаре.

Сцена № 18

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - КОШАРА - НОЧЬ. ЛЕТО

Распахнув дверь, Алмат решительно входит в кошару и сразу видит огромный пролом в камышовой крыше, через который хлещет поток дождя.

Выругавшись сквозь зубы и разбрасывая в стороны мечущихся у него под ногами овец, Алмат шагнул к пролому и вдруг, перекрывая шум дождя и испуганное блеяние овец, что-то огромное, светлое забилось, задёргалось перед ним на полу кошары. Это было нечто, похожее на невероятно огромную птицу. Инстинктивно выставив вперёд ружье, Алмат попятился назад, выскочил из кошары.

Сцена № 19

ЭКСТЕРЬЕР. ДВОР АЛМАТА – НОЧЬ – ЛЕТО

Алмат захлопнул ворота кошары, подпёр их колом и бросился в дом.

Сцена № 20

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Вбежав в комнату, Алмат начинает баррикадироваться от неведомого врага. Первым делом он хватает столик и подпирает им входную дверь. Зурра испуганно вздрагивает, хватает на руки сына и, прижав к себе, отползает к стене. Одним из тяжеленных сундуков Алмат задвигает одно окно, другим - другое. Наваливает на них гору курпачей и одеял. Зурра испуганно следит за ним. Выхватив из патронташа патроны, Алмат быстро заряжает двустволку и опускается на кошму рядом с женой и сыном.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Человек-ветер icon1. Человек как объект философского осмысления. Вопрос Сущность человека Человек
Человек — высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры
Человек-ветер iconПрезентация книги «Если ветер запереть»

Человек-ветер iconНаучная студенческая конференция
Алексей Устинов. Человек прошлого и человек будущего в романах И. С. Тургенева и Д. Л. Мордовцева 1860—1870-х гг
Человек-ветер iconПровидение
Посвящается Бэт, наделившей этот роман крыльями, и маме, подарившей ему ветер, чтобы воспарить
Человек-ветер iconШаловливый ветер
Грамматическая справка. Притяжательные прилагательные обознача­ют принадлежность предмета определённому лицу или животному
Человек-ветер icon10 человек в группе не были допущены к экзамену, так как имели задолженности...
Банк выплачивает по 10% годовых. Клиент положил в этот банк 1000000 рублей. Через три года его вклад составит
Человек-ветер icon«Лидеры ученического самоуправления» 50 человек; «Журналисты» 20 человек
Обучающий семинар «Политическое устройство и политическая система. Избирательная кампания» Выдвижение кандидатов в президенты
Человек-ветер iconЗаявка на участие в V дальневосточном фестивале
Количество участников в команде не должно превышать 6 человек, кроме соревнований по cтритболу, где участвуют команды не более 4...
Человек-ветер iconСомерсет Моэм Человек со шрамо 0 создание fb2 Vitmaier Сомерсет Моэм человек со шрамом
Как-то вечером, когда я с одним знакомым стоял у стойки в баре — в гватемальском «Палас-отеле» готовят превосходный сухой мартини,...
Человек-ветер iconОбитаемый человек
П 53 Обитаемый человек: Терапевтическое исследование личности/Пер с англ. А. Я. Логвинской. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница