Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года


Скачать 446.17 Kb.
НазваниеДоклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года
страница1/4
Дата публикации21.06.2013
Размер446.17 Kb.
ТипДоклад
vb2.userdocs.ru > Медицина > Доклад
  1   2   3   4
СОДЕРЖАНИЕ/

НОЯБРЬ—ДЕКАБРЬ.

  1. Против ли нас (абстинентов) Библия? 3—43

  1. Замерзший мальчик. (Окончание). И. Гребенщи­кова 44—83

  2. Привет Московскому Съезду борцов с народным пьянством. Ивана Гребенщикова. (Стихотворение) 84—85

4. Псалом 1-й. С. Бобринскаго. (Стихотворение). 86

П Р И Л О Ж Е Н И Я.

1. Отзывы петербургской и московской периодической печати о съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом… 1—34

2. Журналы заседаний Всероссийскаго съезда по

борьбе с алкоголизмом. (Продолжение). . . . 21—32

3. Примерный каталог церковно-приходской библио-

теки. . 35—45

Объявления







^ Против ли нас (абстинентов) Библия? 1)

Досточтимое Собрание, Боголюбивые отцы и братие!

Борьба против алкоголя и пьянства, которую ставим мы своею задачею,—борьба серьезная и очень нелегкая. Нелегкая сама по себе, она еще более затрудняется для нас превратным образом мыслей его защитников, которые и сейчас еще имеют дерзость стоять за распространение и употребление алкоголя. И где только не удается этому алкоголю, несмотря на его страшныя и губительныя свойства, находить себе дру­зей и защитников! Он находит их прежде всего в лице опустившихся своих приверженцев, у коих любовь к нему превратилась в страсть; находит между виноторговцами, извлекшими из распространения его свою материальную выгоду, находит их между духовными и мирянами, находит даже и

--------------

^ 1) Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года.

4

между учеными. Это мало. Будучи злейшим врагом всякой религии, он пытается привлечь на свою сторону самую луч­шую из религий – христианство с его библею, чтобы при по­мощи ея одержать победу над нами, абстинентами (стоящими за совершенное воздержание от спиртных напитков), и нашими стремлениями. Говоря это, я разумею между прочим профессора фармакологии и физиологической химии в Галле доктора С. Гарнака, не очень давно издавшаго сочинение под заглавием: „Bibel und alkogolischen Getranke” (т. е. Библия и алкогольные напитки). В этом сочинении он поставил своею задачею доказать абстинентам, — о которых он слышал, что они, для оправдания своего радикальнаго взгляда, часто ссы­лаются на священное Писание, – что это Писание совсем не на их стороне, что по словам этого писания „хорошо и весело пить иногда воду, а иногда вино”. Сочинение это далеко не разрешает алкогольнаго вопроса и, по своей односторонности и недостаточной научности, конечно, не заслуживало бы серьезнаго внимания. Но так как оно, по какому то странному стечению обстоятельств, нашло место в сборнике, изданном по случаю двухстолетняго юбилея Галльскаго Университета, то может, конечно, не только иметь значительную долю авто­ритета, как ученое произведение, для сторонников алкоголя, но сбивать с толку и борцов за трезвость. И не скрою от вас, что отзвуки этого произведения уже слышатся и у нас не только среди мирян, но и среди некоторых духовных лиц. Вот почему мне представляется совсем не излишним доложить настоящему почтенному собранию направленную к защите взгляда абстинентов критическую заметку на это про­изведение 1), а в заключение вкоротке изложить учение абстиненции с нравственным его обоснованием.

------------

1) Асмуссен. Библия и вопрос об алкоголе. Ответ проф. Е. Гарнаку 2-е изд. {на нем. яз.), Таких же воззрений держатся: профессор Стюарт, доктор Норманн Керр, доктор Лесс, доктор Буркс и Еллис.

5

„Хотя я и не знаю оснований противников, но я не одобряю их”. По этому, кажется, образцу, говорить Асмуссен, поступает и Гарнак, когда он, в начале введения в свое сочинение говоря о фанатиках (разумея абстинентов), которые в борьбе своей за трезвость берутся часто за оружие в высшей степени сомнительнаго свойства, далее говорит; „где царить фанатизм и эгоизм, там всегда стараются, что очень понятно, хотя и в высшей степени печально, ставить дело в связь с религиозными интересами, с субъективной окраской... Это –печальное недоразумение и глубокая ошибка, в которую впадают люди этого покроя, когда они думают найти опору в авторитете библии, забывая при этом то обстоятельство, что ведь и диавол может ссылаться на священное писание” (см. евангельскую историю об искушении диаволом Христа). Таково суждение профессора Гарнака.

На странице 15-ой своего сочинения этот муж, забравшийся, так сказать, на Моисеево седалище, приводит слова премудраго Соломона (Притч. 31, 4.):

^ Не царям, Лемуил, не царям пить вино и не князьям сикеру, чтобы напившись они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых”.

И к этому он тотчас же присоединяет „таким образом действие, производимое вином, на которое здесь указы­вается, прежде всего обнаруживается в ослаблении разсудка и потере безпристрастия и безпартайности”.

На это мы вправе сказать, что и для профессоров также имеет значение то, что необходимо для царей и судей, особенно когда они хотят произносить суд над трезвостию и воздержанием. Ибо, если где вино способно оказывать влияние на разсудочную деятельность всякаго вообще человека, так в особенности там, где он сам является судьею и критиком в вопросе о вине. Но если, называя нас фанатиками, он против нас выдвигает диавола и нашу деятельность

6

приравнивает к его деятельности, то в этом уже заклю­чается добрая воля „фанатизма” в борьбе против абстиненции и ея сторонников. Если абстиненты добровольно отказываются от сомнительнаго и воображаемаго наслаждения и о своем деле – именно отречении от спиртных напитков – дозволяют себе такое суждение, которое обследовано и теоре­тически и практически, чего профессор Гарнак о себе, ве­роятно, сказать не может, то можно ли поэтому их суждение называть „субъективно” окрашенным, тенденциозным и пристрастным?

Но как же, в каком отношении мы – противники алко­голя стоим к „библейскому вопросу о вине”? Этот вопрос в сущности в нашем движении играет совершенно второ­степенную роль; мы должны это всегда строго и резко под­черкивать. Мы избегаем, насколько возможно, входить в обстоятельное его обсуждение, так как он – у нас по крайней мере – окончательно еще не решен и потому способен прежде всего возбуждать безполезные споры и брань. Но так как со стороны чаще всего духовных, а иногда, как в настоящем случае, и мирян, очень часто с большим или меньшим искусством пускается в ход против нас и библия и так как многие из этих противников думают сразить нас одним только указанием на брак в Кане Галилейской, то по сей причине мы вынуждены бываем чаще, чем это было бы нам желательно, возвращаться к этому вопросу и за­нимать в отношении его определенную позицию. –

Взгляд профессора Гарнака, несмотря на его громкое и докторальное предисловие, следуете назвать неправильным, не выдерживающим критики и совсем необоснованным. Про­износя свое суждение об этом предмете, он совершенно не занялся изучением посвященной этому предмету литературы, произведения которой нельзя назвать наивными, натянутыми и ненаучными, так как значительная часть их принадлежит

7

перу выдающихся богословских и философских светил. К тому же ему не достает, как сам он сознается, знания еврейскаго языка.

Конечно, чрезвычайно легко и удобно делать нападение на борцов трезвости, якобы поддающихся великому самооб­ману, когда совсем не знают и не могут хорошо себе объ­яснить того, что собственно они утверждают, когда, вместо того, чтобы опровергнуть и доказать, набрасывают только на их мнения ложный свет и потом подвергают их осмеянию, как невежд и наивных людей, и нравственно уничижают их. Но при этом нельзя от души не пожалеть, что такая софистика, которая не может претендовать на строгую науч­ность, могла однако же найти место в сборнике, изданном по случаю двухсотлетняго юбилея Галльскаго университета. – Такое сочинение, конечно, всегда может производить впечатление на закоснелых врагов воздержания (темперенция) и таким путем очень удобно и выгодно апеллировать к та­кого рода людям.

Но все здание профессора Гарнака тотчас же падает, как карточный дом, как только коснешься одного пункта „библейскаго виннаго вопроса”, и именно следующаго: „где и в какой мере в библии под словом „вино” следует под­разумевать перебродивший алкогольный, и где неперебродивший, свободный от алкоголя виноградный сок”?

Это такого рода пункт, который, если хотят спорить, прежде всего должен бы быть приведен в ясность, но про­фессор Гарнак этого пункта даже и не касается, что в высшей степени является странным, хотя, может быть, для противников воздержания и выгодным. Может быть, этот вопрос, по его мнению, несуществен и не заключаете в себе никакой важности? Но, по тщательном и добросовестном на­следовали, он не мог бы сказать этого, так как об этом как замечено, написаны знатоками дела целые томы. Кроме

8

того вопрос этот настолько выпуклый вопрос, что на него только тогда не наталкиваются, когда намеренно его обходят. Трудно, поэтому понять, делается ли это по неведению или же предубеждение и пристрастие может так сильно затем­нять взгляд человека?

Неоспоримо то, что Иудейский народ в смысле напитка употреблял как перебродивший, так и неперебродивший ви­ноградный сок, было ли это питательное, или только вкусовое средство, и очень вероятно, что под неперебродившим вином разумелся не один только свежий сок из ягод виноградных, но что евреи так же хорошо, как и другие народы, умели этот неперебродивший грозд предохранять от брожения и на долгое время сохранять его неперебродившим. В этом отношении заслуживает особеннаго внимания следующее из­речение доктора Адлера, английскаго обер-раввина ортодоксальных Иудеев: „я не знаю ни одного авторитета, говорит он, который ограничивал бы употребление слова „вино” только вином перебродившим”. Но признать новым авторитетом в этой области профессора фармакологии и физиологической химии доктора Гарнака мы не имеем ни малейшаго основания.

Разсмотрим теперь этот вопрос в приложении к ска­занному в библи.

I.

Из библии известно нам, что Ной возделывал виноградник, выпил перебродившаго вина и подвергся опьянению. В этом состоянии он подал своему сыну Хаму повод ко греху, даже послужил причиною его, и проклятие этого греха пало на главу не только самого Хама, но и на детей и внуков его. Это — разительный пример того, что за грех пре­дающихся алкоголю отцов наказываются и их потомки. Зерно

9
неизлечимой телесной и духовной порчи чрез более или менее развитую наклонность и привычку к пьянству родите­лей переходит по наследству и в их потомство. В этом смысле здесь было бы очень кстати поговорить именно о наследственном грехе, который означает тоже, что медицин­ская наука называет „наследственным недугом”, но это завело бы нас очень далеко и потребовало бы много времени.

Далее следует указать на пример Лота, и на тот способ, каким дочери соблазнили отца своего на грех. Здесь вино перебродившее показывает себя соблазнителем и обманщиком, разжигателем низменных страстей, виновником нецеломудрия и кровосмешения; с того времени оно тысячи и миллионы людей привело к падению и лишило чести и во все времена показывало себя самым злейшим и опаснейшим врагом доброй нравственности и благоповедения.

Сильное царствование Саула и мудрое управление Давида сделали израильский народ великим и могущественным. Но во времена царей вино было причиною нравственнаго разслабления, греха и порока. Довольно указать на Аммона, Авесалома и сестер его. Выходя из этой точки зрения, не трудно по­нять, почему Давид представляет гнев и наказание всемогущаго в образе сосуда в руке Иеговы, наполненнаго кипящим опьяняющим напитком. Он напояет из этого сосуда живуших на земле, и скорбь и ужас является последствием этого.

Ибо чаша, говорится в 74-м псалме ст. 9, в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нея. Даже дрожди ея будут выжимать и пить все нечестивые земли.

И далее в псалме 59, стихе 3 и 5-м, говорится: Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался... Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления (опьянения).

10

Здесь перебродившее, опьяняющее вино характеризуется прямо и решительно, как средство суда и наказания.

Какое место занимает по отношению к вину мудрый Соломон, это видим мы в 3-м стихе 2-ой главы Экклезиаста, где он говорит:

Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем как сердце мое руководилось мудро­стью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны они делать, пока они живут под небом”.

То, что мудрый Соломон считает необходимым, чтобы составить себе безпристрастное понятие о том, что составляет благо для человека, и чтобы постигнуть, что такое глупость, это должно быть рекомендуемо еще и сегодня (и, может быть, сегодня в особенности) тем, которые призваны и воображают себя призванными быть вождями и учителями. Но особенно необходимо рекомендовать это, как уже замечено, таким людям, которые задаются целью писать по алкогольному вопросу. Подтверждение этого мы находим во 20-й гл. 1-м ст. притчей Соломона, где говорится:

^ Вино глумливо, сикера буйна; и всякий, увлекающейся ими, неразумен”.

Совершенно ясное и определенное предостережение невоздержным и пьяницам делается и в 31-м—33-м стихах 23-ей главы Притчей Соломона:

Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; в последствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид. Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное".

Неоспоримо, что во всех приведенных местах Св. Писание осуждает вино, коль скоро оно обнаруживает свое опьяняющее свойство. Это мы должны крепко и твердо запомнить.

11

Эти предостережения делаются настолько сильно, настолько строго и вразумительно, что каждый, кто хочет основываться на слове и духе Священнаго Писания, не может не убедиться, что здесь хмель и опьянение, oт первой, самой слабой, его стадии и до пьянства, противны Св. Писанию. Итак, „не смотри на вино”.

Но это ветхозаветное увещание удивительно гармонирует с позднейшими и новейшими изследованиями науки. Этой последнею дознано, что уже и незначительной дозы вина, постоянно употребляемой, достаточно для того, чтобы ослабить тончайшия и нежнейшия части нашего мозга, чтобы отуманить ясную способность разсудка, – этого высшего Божия дара, ко­торый возвышает нас над всеми другими творениями. – Сюда относятся и такия, например, количества вина, которыя признаются нормальными, очень „умеренными” и позволитель­ными, как в нравственном, так и в общественном и гигиеническом отношении. Даже и такия „умеренныя” порции, которыя часто позволяются как „укрепляющия и оживляющия” действуют, как это с достоверностию доказано, разрушающим образом на душевныя и телесныя функции и силы. И это происходит – чего не следует никогда забывать – таким образом, что подвергающийся этому губительному яду, ни­сколько этого не замечает и не чувствует. Напротив, он воображает себя более способным к деятельности и более продуктивными Но отсюда, это действие тем опаснее и хуже и потому-то вино для очень многих является западнею или сетью.

Это ясно и неопровержимо доказывает своими экспери­ментами безпристрастная, свободная от предубеждения наука, которая, следовательно, является вполне согласною с предостережением Соломона. Абстиненты поступают по его слову: „не смотри на вино!” – С этой точки зрения Гарнак не можете разубедить нас ни соображениями разума, ни ссылками на библию.
  1   2   3   4

Похожие:

Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года iconПокаянный крестный ход
По благословению блаженнейшего владимира, митрополита киевского и всея украины, состоится
Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года iconБиография Эрих Хонеккер родился 25 августа 1912 года в Нойнкирхене...
Эрих Хонеккер родился 25 августа 1912 года в Нойнкирхене (Саар) на Макс-Браун-штрассе в семье горняка. Несколько позже его семья...
Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года iconПеречень лиц, успешно прошедших вступительные испытания, ранжированных...
Напоминаем Вам, что срок предоставления оригинала документа об образовании до 22 августа 2012 года
Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года iconПеречень лиц, успешно прошедших вступительные испытания, ранжированных...
Напоминаем Вам, что срок предоставления оригинала документа об образовании до 22 августа 2012 года
Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года iconТема: Ораторская речь
К первой например можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речь или выступление на съезде,...
Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года icon«притяжение -2013» 16 августа 30 августа 2013 года
Нп «Содружество детских и молодежных театральных коллективов «Первоцветы». Москва, Зеленоград
Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года icon«притяжение -2013» 16 августа 30 августа 2013 года
Нп «Содружество детских и молодежных театральных коллективов «Первоцветы» / Москва, Зеленоград
Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года iconОтзывы участников интенсивов Владимира Нужного
Вдохновляет… это, пожалуй, самое подходящее слово для выражения моих ощущений от работы Владимира
Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года iconДоклад пo o
Доклад пo oрганизации медицинского обеспечении ликвидация последствий комбинированного поражения
Доклад Митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года iconСроки проведения: с 22 июля по 24 августа 2013 года Заезд участников...
Трейлер фильмов или других работ, возможна ссылка на скачивание из Интернета (для режиссёров и операторов)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница