Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус


Скачать 307.44 Kb.
НазваниеКафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус
страница1/2
Дата публикации09.11.2013
Размер307.44 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2















С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ




КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА







КАФЕДРА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ, ОСНОВ ПСИХОТЕРАПИИ, ОБЩЕЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СИЛЛАБУС





СИЛЛАБУС

По дисциплине – Основы психологии ОР 1219

Для специальности: 051301 - «Общая медицина», 051302 - «Стоматология»

Кафедра: коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии
Курс – первый Семестр – первый
Лекции 9 часов
Практические

(семинарские) занятия 27 часов
Всего аудиторных 36 часов
Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов (СРС)

18 часов
Форма контроля диф. зачет

Силлабус разработан в соответствии с Рабочей программой, составленной профессором Асимовом М.А., ст. преп. Мардановой Ш.С., ст. преп. Шайхиной Е.Т.
Обсужден и утвержден на заседании кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии
«____» __________2011 г. протокол № _____

Зав. кафедрой Асимов М.А.




^ 1.Общие сведения:

Наименование вуза: Казахский Национальный Медицинский Университет

им. С.Д. Асфендиярова

Кафедра: коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии

Дисциплина, код дисциплины: Основы психологии - ОП1219

Специальность: 051301 - «Общая медицина», 051302 - «Стоматология»

^ Объем учебных часов (кредитов) - 54 ч.

Курс и семестр изучения: первый курс, семестр первый

Сведения о преподавателях.




Ф.И.О.

Должность

степень

1

Асимов Марат Абубакриевич

профессор

д.м.н.

2

Кожамжарова Куляш Омирзаковна

ст. преподаватель




3

Марданова Шолпан Сапаровна

ст. преподаватель




4

Ерназарова Салтанат Толентаевна

ст. преподаватель




5

Алибаева Рауан Нургалиевна

ст. преподаватель




6

Шайхина Еркетай Тлектесовна

ст.преподаватель




7

Жаканова Тоты Аманкасовна

преподаватель




8

Кашаганова Кулжамал Тугелбаевна

преподаватель




9

Абсатарова Гулбану Пернекуловна

преподаватель




10

Мадалиева Саниям Хакимовна

преподаватель




11

Переборова Юлия Владимировна

преподаватель




12

Кудайбергенова Айжан Жаханбаевна

оқытушы





^ Контактная информация:

Адрес: ул. Толе би 92, ауд. 26

тел. 92-69-86 вн. 251.

Политика учебной дисциплины.

Общие требования, предъявляемые к студентам:

1. Студент обязан посещать все занятия по расписанию.

2. Студент должен выполнять все условия текущего, рубежного и итогового контролей.

3. В конце изучения дисциплины студент должен сдать дифференцированный зачет.

4. Наличие чистого, белого халата.

Штрафные меры к студентам:

- В случае наличия двух и более пропусков занятий, а также не выполнении всего объема СРС студент не допускается к сдаче дифференцированного зачета.

2. Программа

Введение

Психология - фундаментальная дисциплина, закладывающая основы целостного мировоззрения. Психология изучает психические процессы в норме, структуру и строение личности, особенности межличностных отношений. Знание психологии важно для будущего врача в связи с постоянным общением с людьми, необходимостью оценки и коррекции психических процессов, изменяющихся у больного человека.

^ Цель дисциплины: формирование понимания основных закономерностей процесса развития психики в онтогенезе, изучение механизмов психической деятельности, формирование

представления о психологии как о комплексной гуманитарной дисциплине, получение навыков общей и медицинской культуры, психогигиенического отношения к личности.

Задачи обучения:

  • Формирование понятия о психологической науке и её месте в системе общественных и гуманитарных дисциплин

  • формирование знаний об основных психических явлениях;

  • получение понятий об основных психических процессах (восприятии, памяти, внимании, интеллекте, мышлении)

  • получение понятия об основных психических состояниях и свойствах личности

  • формирование умения анализировать психические явления в различных сферах жизнедеятельности человека;

  • выработка навыков психологического самоанализа, самопознания и эффективного общения.

Конечные результаты обучения:

Студент должен

Знать:

  • основные этапы развития психологии и её важнейших отраслей

  • основные закономерности психических явлений и процессов

  • основные методы исследования психических функций

  • основы психологии познавательных процессов;

  • функции сознания, структуры самосознания;

  • основы психологии эмоциональных и волевых процессов;

  • психологическую структуру личности;

  • типы темперамента, типы характера, виды акцентуаций личности;

  • особенности межличностных отношений, уровни, средства и виды общения.

Уметь:

  • анализировать психологические явления в различных сферах жизнедеятельности человека;

  • оценивать психологическое состояние и поведение, свойства личности при коммуникациях в социуме и медицинской среде.

Владеть навыками

  • межличностного общения

  • использования знаний психологии личности, методов самоанализа, самооценки, самопознания

^ Пререквизиты дисциплины: школьный курс биологии.

Постреквизиты дисциплины: коммуникативные навыки, введение в клинику, неврология, психиатрия, наркология, общая врачебная практика, внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, скорая неотложная медицинская помощь.

^ Краткое содержание дисциплины. Предмет и задачи психологии. Методы исследования в психологии. Познавательные психические процессы. Сознание и самосознание. Эмоциональные и волевые состояния. Личность и индивидуальность. Психический склад личности. Личность и межличностное общение.

^ Тематический план лекций





Тема

Методы проведения лекции

Количество

часов

1

Предмет и задачи психологии. Становление психологии как науки.

Лекция

1

2

Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие.

Тематическая лекция

1

3

Память, внимание.

Лекция дискуссия

1

4

Психические процессы мышление, речь и воображение.

Обзорная лекция

1

5

Эмоционально - волевые состояния.

Обзорная лекция

1

6

Темперамент, характер, способности.

Проблемная лекция

1

7

Личность и структура личности.

Обзорная лекция

1

8

Конфликт

Лекция дискуссия

1

9

Общение.

Тематическая лекция

1


^ Тематический план практических занятий

недели



Тема


Методы проведения занятия



Количество

часов

1

Предмет и задачи психологии.

работа в малых группах

3

2

Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие.

работа в малых группах

3

3

Психические процессы память и внимание.

Теории памяти.

Физиологические механизмы внимания. Учения А. Ухтомского, И. Павлова.

решение ситуационных задач






4

Психические процессы мышление, речь и воображение.

фронтальный и индивидуальный опрос

3

5

Эмоциональные и волевые состояния.

Теории, виды и механизмы эмоций.

фронтальный и индивидуальный опрос

3

6

Темперамент и характер. Способности. Типы темперамента по Гиппократу, Галену, И.П. Павлову.

решение ситуационных задач

3

7

Личность и структура личности. Личность и индивидуальность

письменный опрос




8

Конфликты

Способы разрешения конфликтов.

фронтальный и индивидуальный опрос

3

9

Общение.

Средства, уровни и виды общения.

работа в малых группах

3




^ Рубежный контроль









Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)





Темы

Форма проведения работы

1.

Становление психологии как науки.

составление структурно-логической схемы

2.

Сознание и самосознание.

просмотр фильма по теме

3.

Этап чувственного познания:

ощущения, восприятие.

презентация

4.

Физиологические механизмы внимания. Учения А. Ухтомского, И. Павлова.

написание реферата

5.

Теории памяти.

просмотр фильма по теме

6.

Психические процессы мышление, речь и воображение.

составление структурно-логической схемы

7.

Воображение.

составление структурно-логической схемы

8.

Этапы развития речи и мышления

написание ситуативных задач

9.

Концепции интеллекта. Интеллект как предмет психодиагностики.

презентация

10.

Эмоциональные и волевые состояния.

составление структурно-логической схемы

11.

Теории, виды и механизмы эмоций.

написание реферата или структурно-логической схемы

12.

Личность и индивидуальность

написание методической разработки

13

Способы разрешения конфликтов

презентация

14

Темперамент и характер. Способности.




15

Иерархия потребностей и принципы мотивации по А. Маслоу.

составление структурно-логической схемы

16

Типы темперамента по Гиппократу, Галену, И.П. Павлову.

составление структурно-логической схемы

17

Общение.

презентация

Разделы дисциплины



^ Раздела психологии


Тема

1

Предмет, задачи и методы психологии


2

Познавательные психические процессы.


3

Сознание и самосознание


4

Эмоциональные и волевые состояния.


5

Личность. Структура личности.


6

Общение.


Оценка компетенций по дисциплине «Основы психологии»

1 курс

Специальность «Общая медицина»




лекции

Тема

лекции

Оцениваемые компетенции







Знания

Практические

навыки

Коммуникативные

навыки

Правовая

компетенция

Саморазвитие

1

Предмет и задачи психологии.

Знать: о объекте и предмет е психологии как науки, механизмах формирования психики

Умение различать психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Умение:

- презентовать себя;

-представиться;

-производить благоприятное впечатление;

- навык уважительного отношения к собеседнику.

Закон РК «Об образовании».

Становление психологии как науки.
Сознание и самосознание.


2

Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие.

Формирование у студентов знаний об основных характеристиках познавательных процессов.

Уметь:

- различать виды и свойства психических процессов;

- осознанно применять знания о психических процессах в практической и профессиональной деятельности

Умение:

- слушать;

- наблюдать.

- навык уважительного отношения к собеседнику.



Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Этап чувственного познания: ощущения и восприятие.

Физиологические механизмы внимания. Учения А. Ухтомского, И.Павлова.



3

Память, внимание

Формирование у студентов знаний о:

памяти, внимании, видах памяти, внимания.

Применять на практике полученные знания о психических процессах.

Умение:

- слушать;

- наблюдать;

- навык уважительного отношения к собеседнику.

Закон РК «Об образовании».

Теории памяти.

Психические процессы: мышление, речь и воображение.


4

Психические процессы мышление, речь и воображение.

Формирование у студентов знаний о видах и формах мышления, воображения, речи.

Умение исследовать мышления, речь и воображения с целью развития.


Умение:

- слушать;

- наблюдать;

- навык уважительного отношения к собеседнику.



Закон РК «Об образовании».

Воображение.

Этапы развития речи и мышления.


6

Эмоциональные и волевые состояния.

Формирование у студентов знаний о роли, функциях, свойствах и видах эмоций.


Умение:

- осознанно применять знания об эмоциональных состояниях и структуры волевого акта на практике;

- отличать эмоции от чувств;

- управлять эмоциями.


Умение:

- слушать;

- наблюдать;

- говорить просто, доходчиво, внятно;

-аргументировать свою точку зрения;

- выслушивать собеседника до конца и полностью, проявляя интерес .


Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Концепции интеллекта. Интеллект как предмет психодиагностики.

Эмоциональные и волевые состояния.


7

Личность и структура личности.

Формирование у студентов знаний о структуре личности, современных теориях личности.

- Умения определять с помощью психодиагностических методик типы людей по темпераменту, характеру, мотивационный компонент.

Умение:

- слушать;

- наблюдать;

- навык уважительного отношения к собеседнику.

Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Теории, виды и механизмы эмоции.

Личность и индивидуальность.


8

Конфликты

Формирование у студентов знаний о конфликтах, структуре, способах их разрешения.

умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации.


Умение:

- слушать;

- наблюдать;

- говорить просто, доходчиво, внятно;

-аргументировать свою точку зрения;

- выслушивать собеседника до конца и полностью, проявляя интерес .


Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Способы разрешения конфликтов.

Темперамент и характер. Спсобности.


9

Общение.

Формирование у студентов знаний о видах, уровнях, функциях общения.


Навык эффективного общения в ситуациях профессионального взаимодействия, развитие коммуникативной компетентности будущих медицинских сестер.

Умение:

- слушать;

- наблюдать;

- навык уважительного отношения к собеседнику.


Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Иерархия потребностей по А.Маслоу.

Типы темперамента по Гиппократу, Галену И.П. Павлову.

Общение.
Тематический план лекций.

Методический план практических занятий.

№ занятия

Тема

занятия

Оцениваемые компетенции










Знания

Практические

навыки

Коммуникативные

навыки

Правовая

компетенция

Саморазвитие




1

Предмет и задачи психологии.

формирование у студентов знаний о психических явлениях, их классификации.

Умение различать психические процессы, психические состояния и психические свойства;

Умение:

- презентовать себя;

-представиться;

-производить благоприятное впечатление.

- Знание основных положений Конституции РК (1995), правовых законодательных актов.

Формировать навык по самостоятельному поиску информации;





2

Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие.

Формирование у студентов знаний о познавательных психических процессах:

- ощущении;

-восприятии;

-памяти;

-внимании, видах, свойствах, физиологических основах.

Умение на практике применять методики исследования ощущения, восприятия, внимания, память.

Умение:

- присоединяться к контакту с партнером по общению по позе, жестам, интонации, тембру голоса и т.д.;

- в доступной форме передавать информацию собеседнику;

- говорить используя термины и слова в соответствии с образованием и интеллектуальным уровнем.


- Закон об образовании;

- Закон о СМИ.

Формирование навыков по:

Постоянному пополнению словарного запаса, в т.ч. профессионального;

- написание эссе, тезиса.





3

Память, внимание

Формирование у студентов знаний о:

памяти, внимании, видах памяти, внимания.

Применять на практике полученные знания о психических процессах.

Умение:

- в доступной форме передавать информацию собеседнику;

- говорить используя термины и слова в соответствии с образованием и интеллектуальным уровнем.


- Закон о политических партиях; Закон об образовании;

- Закон о СМИ.

Формирование навыков по:

Постоянному пополнению словарного запаса, в т.ч. профессионального;

- написание эссе, тезиса.





4

Психические процессы мышление, речь и воображение.

Формирование у студентов знаний о видах, формах мышления, воображения, речи.

Умение:

-различать виды, формы, операции мышления;

-исследовать мышления, речь и воображения с целью развития.


- Говорить просто, доходчиво, внятно, без излишнего использования медицинских терминов;

- активно слушать, выделяя характерные, часто повторяемые ключевые слова собеседника;

- определить связь между устной информацией собеседника и его невербальным проявлением;

- внушать доверие к излагаемой информации.


- Закон «О языке в РК».

- готовить научные доклады и презентации;

- развитие учебно-профессиональной, научно-профессиональной речи, логики мышления на основе текстов по специальности.




5

Эмоциональные и волевые состояния.

Формирование у студентов знаний о роли, функциях, свойствах и видах эмоций.


Умение:

- осознанно применять знания об эмоциональных состояниях и структуры волевого акта на практике;

- отличать эмоции от чувств;

- управлять эмоциями.


- проявлять эмпатию;

- умение встречаться с чувствами другого человека;

- умение выражать и проговаривать свои чувства в контакте;

--успокаивать пациента в случаях, когда он нуждается в поддержке.


-Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

- Экологический кодек;


- Развития навыков регуляции эмоциональных состояний;

- способствовать установление благоприятному психологическому климату в коллективе (безопасное выражение своих мыслей, прозрачность и открытость взаимоотношений)




6

Темперамент, характер, способности.

Формирование у студентов знаний о темпераменте, видах темперамента, характере.

Умение:

- осознанно применять знания о темпераменте и типах темперамента

- отличать типы темперамента.


- проявлять эмпатию;

- умение встречаться с чувствами другого человека;

- умение выражать и проговаривать свои чувства в контакте;

--успокаивать пациента в случаях, когда он нуждается в поддержке.


- Закон об образовании;

- Закон о СМИ.

Формирование навыков по:

Постоянному пополнению словарного запаса, в т.ч. профессионального;

- написание эссе, тезиса




7

Личность и структура личности.

: формирование у студентов знаний о структуре личности, современных теориях личности.

- Умения определять с помощью психодиагностических методик типы людей по емперамент, характеру, мотивационный компонент.

- Навык устанавливать контакт с партнерами, родственниками больного, посетителями с учетом их индивидуальных особенностей;

- устанавливать визуальный контакт, учитывая этнические особенности пациента;

- Обращаться к пациенту по имени, отчеству, в зависимости от возраста, статуса и желания пациента.

-Закон о семье и браке;

- Закон о труде;


-Постоянно развивать свой общекультурный и профессиональный уровень;

- написание эссе, тезиса,





8

Конфликты

формирование у студентов знаний о конфликтах, структуре, способах их разрешения.

умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации.


Умение:

- беспристрастно анализировать ситуацию;

- рассматривать ситуацию с точки зрения оппонента;

- уважать противоположную точку зрения , не проявляя негативного невербального проявления.



- Закон РК «О собственности»;



- развитие конфликтоустойчивости.

- развитие толерантного отношения к другим людям.





9

Общение.

Формирование у студентов знаний о видах, уровнях, функциях общения.


Навык эффективного общения в ситуациях профессионального взаимодействия, развитие коммуникативной компетентности будущих медицинских сестер.

-подстраиваться к контакту с пациентом по позе, жестам, интонации, тембру голоса и т.д.;

- использовать техники: выяснения, перефразирования, резюмирования,

-выслушивать пациента до конца и полностью, проявляя сочувствие и интерес к пациенту;

Основные законодательные акты в области охраны окружающей среды, охраны здоровья населения РК, в особенности детского населения, беременных женщин, подростков, в т.ч. в зонах экологического неблагополучия.

Формировать навык по самостоятельному поиску информации;

- стремление к непрерывному повышению знаний в течение жизни;

-участие в работе научного студенческого кружка;

- написание эссе, тезиса,

-оформление портфолио.





^ Методы обучения и преподавания: формы проведения лекций, практических занятий, СРС;

  • Чтение обзорных и проблемных лекций

  • Проведение практических занятий: проведение психологического эксперимента, работа с личностными опросниками, обсуждение результатов.

Работа в малых группах: применение метода проблемно-ориентированного обучения.

^ Проведение групповых тренингов: отработка определенных умений и навыков

  • Формы организации СРСП: консультации по теме, семинары, дискуссии, самостоятельная работа с психологическими тестами, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, работа в малых группах, работа с таблицами, учебниками, рубежный контроль.

  • ^ Формы организации СРС: работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения, составление тестов, подготовка научных рефератов, докладов, эссе по темам, рецензирование научных статей и перекрестное рецензирование студенческих рефератов, подготовка презентаций, подготовка таблиц-схем, стендов, демонстрационного материала

^ Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

Текущий и/или рубежный контроль: тестирование, устный опрос, решение ситуационных задач, коллоквиум

^ Итоговый контроль дифференцированный зачёт, сочетающий устное собеседование и компьютерное тестирование.

Рекомендуемая литература:

На русском языке:

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология. М.:ВЛАДОС,2000-2001.

  2. Рогов И.Е. Общая психология (Курс лекций). М.:ВЛАДОС, 2001.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, «Питер», СПб, 2007.

  4. Столяренко Л.Д. Психология. Уч. д/вузов, 2007.

  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Феникс, Ростов-на-Дону, 2003

  6. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

  7. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2003.

Дополнительная:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001.
  1   2

Похожие:

Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус iconКафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской...
Кафедра – коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии
Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус iconСтудентов (срс) 18 часов Форма контроля: диф зачет
Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии
Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус iconСрс): 23 час а Самостоятельная работа студентов с преподавателем...
Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии
Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус iconКафедра медицинской биофизики, информатики и математической статистики силлабус
Силлабус составлен доцентом Аймахановой А. Ш. и старшим преподавателем Раманкуловой А. А. на основе рабочей программы дисциплины
Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус iconКафедра урологии с курсом нефрологии силлабус силлабус рабочая
Силлабус обсужден на заседании курса нефрологии «08» февраля 2012 г., протокол №8
Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус iconКафедра общей гигиены и экологии умкд
Силлабус составлен в соответствии с Рабочей программой: заведующим кафедрой общей гигиены и экологии, профессором Кенесариевым У....
Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус iconПсихотерапии
Э 15 Эволюция психотерапии: сборник статей. Т. “Иные голоса”: / Под ред. Дж. К. Зейга / Пер с англ. — М.: Не­зави­симая фирма “Класс”,...
Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус iconПсихотерапии
Э 15 Эволюция психотерапии: сборник статей. Т. “Let it be ”: Экзистенциально-гуманистическая психотерапия / Под ред. Дж. К. Зейга...
Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус iconКафедра политики и управления здравоохранением силлабус
Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой, составленной д м н. Турдалиевой Б. С., стар преп. Рамазановой М. А., преп....
Кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии силлабус iconКафедра общей гигиены и экологии силлабус
Рабочей программой зав каф., профессором Кенесариевым У. И., к м н., старшим преподавателем Ержановой А. Е. на основании Типовой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница