Р. А. Гильман художественная роспись тканей


НазваниеР. А. Гильман художественная роспись тканей
страница1/16
Дата публикации14.10.2013
Размер2.44 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

^ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Р.А. Гильман
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНЕЙ


Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Москва 2005

УДК 745(075.8) ББК 85.12я73 Г47
Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАН Б.П. Юсов; доктор педагогических наук В.В. Корешков

Автор выражает благодарность за помощь и участие в создании этой книги выпускникам художественно-графического факультета и кафедры декоративно-прикладного искусства Магнитогорского Государственного университета Л. Абрамовой, В. Ячменевой, А. Латохиной, Е. Наумовой
Гильман P.A.

Г47 Художественная роспись тканей : учеб. пособие для студентов вузов, обуча­ющихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / P.A. Гильман. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС. 2005. — 159 с, 32 с. ил. : ил. (Изобразительное искусство). ^ ISIÏN 5-C91-0072G-2

В учебном пособии рассмотрены основные этапы развития искусства художествен­ного оформления тканей. Подробно раскрываются способы свободной росписи тканей, технологии холодного и горячего батика, смешанная техника росписи. Кроме того, даны методические рекомендации но выполнению курсовых и дипломных работ но теории и практике декоративно-прикладного искусства.

Пособие адресовано студентам художественно-графических факультетов педагоги­ческих вузов, учителям художественного труда, руководителям кружков декоративно-прикладного искусства, художникам по костюму. Будет полезно и интересно широкому кругу читателей.

УДК 745(075.8) ББК 85.12я73

ISBN 5-691-00726-2

© Гильман P.A., 2003

О ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС*., 2003

© Серия «Изобразительное искусство» и серийное оформление. ООО «Гуманитар­ный нзлатсльский центр ЕЛ АД ОС», 2003

(D Художественное* оформлен ие-

ÖOO «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003

© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003


^ К читателю

Трепетное чувство охватывает худож­ника, когда он прикасается кисточкой к белому шелку, хорошо натянутому на раму. Шелк податливо принимает в свои объятия краску, и она, благодарная, на­чинает творить чудеса. Но у краски свои характер — она норовиста и не знает гра­ниц своего разбега. И тогда начинает свое творческое колдовство художник. Его рука, кисточка с краской и бетыи шелк по воле разума и фантазии живо­писна создают чудо. А сам i ворец попа­дает н волшебный мир художественной росписи ткани. Начав однажды, с этим уже невозможно расстаться.

Однако начинающего художника поджидают и серьезные разочарования: то краска разливается на ткани «необуз­данным» пятном, то цвет, который был замешан вначале, прн высыхании меня­ет свой тон...

Подобных разочаровании можно из­бежать, если набраться терпения и про­вес i и большую подготовите тьнуго рабо­ту: изучить краски для тканей, пригото­вить нужные красители, найти ткань, для которой годится выбранная краска. Чтобы дружить с тканью и краской, нуж­но быть немного химиком и исследова­телем, живописцем и графиком, фанта­зером и храбрецом: не бояться проб и ошибок н добшш ься задуманной цели.

А еще нужно очень любить это дело. Ведь только влюбленный в творчество человек может летом и осенью не раз­гибаясь собирать всякие травы, коренья н листья, чтобы потом, зимой, получить из них нужную краску. Только одержи­мый не забудет подружиться с пчело­водом, потому что ему ох как пригодит­ся в работе пчелиный воск. Правда, в последнее время появились импортные краски: и итальянские, и французские, а также есть специальные растворы, благодаря которым краска не растека­ется по ткани (так называемые резер­вы) — глаза разбегаются! Но. ьсожан-пию, эти волшебные краски имеют своп недостатки: во-первых, если сделаешь на ткани ошибку, ти исправить ее невоз­можно; во-вторых, уж очень они яркие, иногда даже чересчур (но для росписи маечек и одежды они хороши)

А вот наши отечественные «анили­ны» — хоть иногда и небезвредны, п ра­ботать с ними хлопотно, и требуется осторожность и опыт — создаю" непо­вторимый, таинственный колорит па шелке, от которого сладко оо.тп г и nocí' душа художника.

Обо всем этом и многом другом, до­рогой друг, ты прочтешь в этой книге. Листай смелее ее страницы, вступай в мир искусства. И доброго i\*ói пут!


Посвящаю Аркадию Гилъману

Глава I


Из истории художественной росписи тканей

Ручная роспись тканей является раз­новидностью художественного тексти­ля, который, в свою очередь, представ­ляет немаловажный раздел декоратив­но-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Современные художники но текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому это­го искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обусловли­вает появление новых технологии на основе использования традиций древ­ней росписи тканей. Изучить историю развития ручной росписи тканей мож­но на следующих моментах:

  1. искусство крашении шелковых тканей;

  2. искусство ручной набойки на Руси;

  3. текстильный авангард;

  4. текстильное панно и батиковые композиции.

Родиной шелка считают Китай (про­винция Шан-Тунг). Шелк еще называ­ли «китайка», «ткань из Китая». До нас это слово дошло дальней, кружной до­рогой. В латинском языке существует слово «сэрикуо, означающее «китай­ская материя» (от «сэрэс» — Китай). В Средние века вместе с шелковыми из­делиями оно добралось до Скандина­вии, где превратилось в «сильки». Со­гласитесь, что преобразовать «сильки» в «шелк» не так уж трудно. Возможно, что словотворчество шло следующим образом: «сильки», «снльк», «сельк», «селк», «шелк». Уже в XII в. до н. э. в Китае изготовлялись тончайшие, особо искусственные ткани, требовавшие сложнейших технологических методов. Шелкопрядов китайцы разводили на специальных плантациях и очень дол­го держали секрет получения шелка-сырца. Особенно в глубоком секрете сохранялась окраска тканей и способ получения красителей из растений. До­шедшая до нас книга древнего Китая «Чжоу ли» периода Хань (II н. до и. э.) раскрывает некоторые тайны красиль­ного мастерства, передававшиеся от поколения к поколению, и даже содер­жит описание рецептов получения кра­сок, изготовления и окраски шелковых тканей и других таинств шелка, в том числе и его лекарских свойств.

Существовала глубокая вера в бла­готворное влияние шелка на здоровье человека, тело которого было им окута­но. В старинных китайских рукописях упоминается также о целебных искрах, возникающих при трении шелка, с по­мощью которого лечили людей. Более поздний китайский манускрипт VIII в. рассказывает об особой росписи шелко­вых тканей посредством воскового ри­сунка, который выполняется на ткани с помощью кисточки, окунаемой в го­рячий воск. Рисунок, выполненный та­ким образом, пс окрашивается никаким цветом, а остается белым.

В эпоху феодализма китайские ху­дожники сумели создать неповторимые по мастерству и поэтичности шелковые свитки с первыми в мире пейзажными композициями. Шелковые свитки — это своеобразная форма картин, помо­гающих показать природный мир во всем его многообразии. Вертикальные свитки вешались для обозрения на сте­ну, что позволяло взгляду разом охва­тить изображенные на них просторы. Уже в VIII в. китайцы наравне с про­зрачными водяными красителями ста­ли применять богатую оттенками чер­ную тушь. Тогда же начинали склады­ваться различные способы и приемы живописного изображения С одной стороны, очень тщательная и подробная прописка натуры — «чун-би», что в пе­реводе означает «прилежная кисть», а с другой стороны — как бы незавершен­ный сюжет, быстро написанный, позво­ляющий зрителю пофантазировать идею художника — «сё-и>, в переводе — «живопись идеи».

Этот ш живописи па шелке писал­ся не с шпуры, а по памяти п вбирал в себя все самые характерные черты при­роды.

В III в. до и. э. шелководство из Ки­тая распространилось в Индию, а затем в Корею и Японию. Для получения узорных тканей здесь использовали различные способы нанесения на ткань узоров краской, применяли при этом и восковые приемы ручной росписи, т. е. получение белого рисунка на цветном фоне.

Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различны­ми смолами или пчелиным воском; по­следние, впитываясь в ткань, защища­ют се от воздействия краски. Подготов­ленную таким образом ткань опускают в краску, удаляют воск или другой ре­зервирующий состав (резерв) и в ре­зультате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Описанный способ резервирования сохранился и до наше­го времени под названием «восковой ба­тик» или просто «батик».

Родиной искусства украшения тка­ней красящими веществами считают Индию — страну, где в изобилии природ­ные красители, благодаря которым, в свою очередь, и появились разные спо­собы расцвечивания тканей. Так, напри­мер, широко распространился способ «бандхари». 11еред окрашиванием ткани определенные ее участки крепко перевя­зывались суровой нитью (если окраске подлежали небольшие участки ткани) или сама ткань завязывалась большим крепким узлом. Ткань погружалась в глубокие емкости с красителями, завя­занные части не окрашивались. На цвет­ном фоне появлялась белая фантазий­ная узорная линия.

Знамени гая синяя краска индиго н Европу была завезена также из Индии. Едва ли можно теперь в точности уста­новить, когда именно человек познако­мился с этой краской. Так, например, при вскрытии в Египте гробницы прин­цессы, умершей три тысячи лет тому назад, обнаружили полуистлевшие тка­ни, окрашенные в синий цвет.

Получали индиго из листьев тропи­ческого кустарника — индигоноски кра­сил 1.иой. листья которой похожи на ли­стья нашей акации. Их собирали, бро­сали в глубокую посуду с теплой водой. Через пять-шесть часов на дне посуды образовывался осадок тина густой сме­таны, liro высушивали на солнце, затем резали на куски. Это и была индиго — по тем временам одна из самых ценных красок. В нашей стране индиго прочно удерживала свои позиции многие годы. Сейчас у индиго появилось много про­изводных красок, превосходящих ее по своим свойствам: тиондиго алый, крас­ный, розовый, броминдиго, тиондиго черный и т. д.

А в то далекое время в Индии при­родный краситель индиго подсказал разные способы расписывания тканей.

В одном из древних штатов Индии Бихар сохранилось с давних времен ис­кусство росписи тканей, которое назы­вается «мадхубани» (рис. 1). Возникло оно от обычая нанесения рисунков, об­ладающих магической силой, на стены домов. Такие же рисунки, якобы изго­няющие злых духов из жилища чело­века, украшали и чистую площадь зем­ли во дворах. У каждой отдельной се­мьи, живущей в своем доме, были определенные, свойственные только ей, узоры. Эти же узоры переносились и на ткань, из которой шили свадебную одежду для дочери. Узоры эти наделя­лись магической силой, связывающей узы новой, мужниной семьи с отцов­ской. Примечательным является то. что этим видом декоративно-прикладного искусства владел очень ограниченный



круг лиц — только женщины из мест­ных каст.

Узоры «мадхубани» отличаются спе­цифической композицией. Фигуры бо­гов, людей или животных помещаются обычно в рисованную рамку, все про­странство которой заполнено изобра­жениями цветов, птиц, рыб,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Р. А. Гильман художественная роспись тканей iconМаникюр: «Художественная роспись»
«Регионального чемпионата по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру»
Р. А. Гильман художественная роспись тканей iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Тема: «Общая гистология. Понятие о ткани. Классификация тканей. Признаки эпителиальных тканей. Однослойный эпителий: виды, локализация,...
Р. А. Гильман художественная роспись тканей iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Тема: «Общая гистология. Понятие о ткани. Классификация тканей. Признаки эпителиальных тканей. Однослойный эпителий: виды, локализация,...
Р. А. Гильман художественная роспись тканей iconПлан. Трансплантация органов и тканей человека. Донорство крови и ее компонентов
Согласно этому законодательству трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена...
Р. А. Гильман художественная роспись тканей iconКапитолийская волчица
Настенная роспись «Сад и птицы» из виллы в Прима Порта. Конец I в до н э. Фрагмент
Р. А. Гильман художественная роспись тканей iconДля шерсти и деликатных тканей

Р. А. Гильман художественная роспись тканей iconХудожественная литература

Р. А. Гильман художественная роспись тканей iconХудожественная литература

Р. А. Гильман художественная роспись тканей iconХудожественная литература: Итал

Р. А. Гильман художественная роспись тканей iconХудожественная литература: Исп

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница