Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю


НазваниеГоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю
страница1/15
Дата публикации13.07.2013
Размер1.77 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»
Кафедра теории литературы филологического факультета


Утверждаю:

Декан_филологического_ф-та

«___»____________ 2010_г.

Рабочая программа дисциплины
История мировой литературы, курс 1-4

(наименование дисциплины, курс)

032700 бакалавр филологии

Направление подготовки


общий

Профиль подготовки


Квалификация (степень выпускника)

Бакалавр____филологии_______


Форма обучения

______очная__________

(очная, заочная.)


Обсуждено на заседании кафедры

«__»____________ 2010 г.

Протокол № __
Зав. кафедрой____________


Составитель:

д.ф.н., проф. Миловидов В.А.

д.ф.н., проф. Семенова Н.В.

к.ф.н., доцент Артемова С.Ю.

к.ф.н., доцент Корзина Н.А.

д.ф.н., проф. Доманский Ю.В.

к.ф.н., доц. Степанов А.Г.

д.ф.н., проф. Фадеева Н.И.



Тверь 2010

^ II. Пояснительная записка к разделу «Античность, Средние Века и Возрождение», 2 семестр.

1. Цели и задачи дисциплины

Курсом "История античной литературы" открывается цикл лекций и практических занятий по истории зарубежной литературы, охватывающий, в соответствии с учебным планом, 6 семестров.

Главные цели курса связаны с необходимостью дать студентам-филологам представления об особенностях древнейших европейских литератур, об основных родах и жанрах литературного творчества - как они сформировались в древнегреческой и древнеримской литературах.

Задачи курса:

- познакомить студентов со спецификой древней культуры и литературы,

- дать студентам представление об основных родах и жанрах древней литературы на примере творчества крупнейших писателей прошлого,

- рассмотреть важнейшие характеристики историко-литературного процесса, показать связь античной литературы и литературы позднейших эпох (в том числе - и русской литературы),

- в лекциях и на практических занятиях дать навыки анализа и интерпретации литературного текста.

История литературы Средних веков изучается с учетом исторического контекста эпохи великого переселения народов, формирования института рыцарства и возникновения городской литературы. Литература Возрождения отмечена секуляризацией сознания, обращением к традиции, возрождением, возвращением античности. Теоцентрическая модель мира заменяется антропоцентрической, происходит «открытие мира, природы и человека».

–Формирование новых жанров – романа и ренессансной новеллы – имеет решающее значение для последующей европейской литературы. Формирование ренессансной драмы и ренессансного театра происходит в творчестве Шекспира. Опыт анализа ренессансной новеллистики составляет основу для последующего анализа новеллы. Форма книги новелл с обрамлением образует особый жанр ренессансного произведения. Цель изучаемого курса – сформировать представление о литературе изучаемых эпох, специфике жанрового мышления.
^

2. Место курса в системе подготовки бакалавра


Курс "История античной литературы", с одной стороны, выполняет роль "культурологического" курса, восполняя те пробелы в представлениях об истории древней литературы, которые имеются у выпускников средней школы, не получивших достаточно глубоких и систематических знаний в данной сфере.

С другой стороны, в рамках курса "История античной литературы" студенты приобретают те знания и навыки, которые им будут необходимы для изучения последующих разделов курсов "История зарубежной литературы" и "История русской литературы". Это - представления о логике литературного процесса, о связи литературного творчества конкретных художников с проблемами общественной жизни, с одной стороны, и внутренними закономерностями литературы, с другой, о специфике родов и жанров литературного творчества.

В лекциях и на практических занятиях студенты приобретают навыки анализа литературно-художественного текста. Особое место курс "История античной литературы" занимает еще и потому, что в его рамках дается перспективный анализ связей литературы более поздних эпох с античной традицией.
^ 3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2, 22 зачетных единиц, 40 часов.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) __ОК-3, ОК-13, ПК-1, ПК-2, ПК-5___

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

иметь представление о литературных эпохах;

понимать значение литературы для развития культуры; взаимосвязь между историческими условиями и развитием культуры и литературы;

знать:

  • основные понятия истории литературы: художественный метод, образ, персонаж, композиция, сюжет, жанр;

  • Черты художественных направлений;

  • Основные жанры литературы;

  • Черты литературных стилей;

  • Имена и важнейшие произведения представителей ведущих направлений в литературе;

уметь:

  • Ясно излагать и аргументировать собственную точку зрения;

  • Характеризовать произведения литературы, используя литературоведческие термины и понятия;

  • Соотносить произведение литературы с художественным направлением;

  • Оценивать результаты своей деятельности;

  • применять полученные знания в области литературы (литератур) в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности.

Владеть:

  • Технологией эмпатического слушания;

  • Поиском информации в библиотеке и глобальной сети интернет.

  • способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

  • навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации.

  • способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;

  • базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

^ 5. Образовательные технологии. В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

Лекция-визуализация, проблемная лекция, разыгрывание ролей, дикуссия, дебаты, мастер-класс, активизация творческой деятельности, деловая учебная игра, метод малых групп, упражнения, подготовка письменных аналитических работ, ролевая игра, практикум-стилизация.

_________________________________________________________________________

^ 6. Формы контроля

Промежуточная аттестация (тесты), экзамен
Компетенции

- знать основные закономерности мирового литературного процесса, основные особенности творчества ведущих писателей прошлого и настоящего;

- уметь соотносить тенденции литературного процесса в странах зарубежья с литературным процессом в России, использовать базовые теоретико-литературные категории и понятия при анализе литератуных фактов;

- владеть навыками анализа и интерпретации литературно-художественного произведения в соотнесении с категориями национальной культуры.

Целью учебной дисциплины «История мировой литературы» является формирование и развитие у обучающихся следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность применять полученные знания в области истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).
^ III. Учебная программа – программа освоения учебной дисциплины, которая определяет ее основное содержание, последовательность изучения. Содержит разделы (подразделы), темы. Рекомендации по составлении учебной программы содержатся в примерной ООП.

«Античность»
^

Учебная программа курса


Программа курса состоит из программы лекционного курса и программы практических занятий. На лекционные занятия выносятся наиболее общие и сложные проблемы курса. Практические занятия посвящены анализу и интерпретации наиболее репрезентативных и интересных художественных текстов.

^

Программа лекционного курса «Античность»


Тема 1. Греческая литература архаического периода. Проблема мифа.

История Греции и формирование греческой культуры 12-8 вв. до н.э. Миф как форма осмысления мира и источник архаического искусства. Проблема соотношения мифа и литературы. Миф и современная литература.
^ Тема 2. Эпическая поэзия VIII-VII вв. до н.э.

Мифология истории как источник архаического эпоса. Эпос как род литературы. Эпопея как жанр. Структура эпической поэмы. Поэтика архаического эпоса. Миф и сказка, миф и история, миф и литература.
^ Тема 3. Античная греческая лирика VII-VI веков.

Формирование древних форм лирического творчества. Жанровая система архаической поэзии малых форм и проблема синкретизма архаической словесности. Специфика элегии, ямба, мелики и их связь с обрядом. Персоналии.
^ Тема 4. Античная греческая трагедия и комедия V в. до н.э.

Драма как род литературы. История афинской демократии и проблемы афинской драматургии. Драма и миф. Поэтика и проблематика архаической трагедии и комедии. Учение о трагедии и трагическом герое. Теория М.Бахтина применительно к ранним архаическим формам смеховой культуры. Персоналии.
^ Тема 5. Литература эллинизма.

История Греции 5-4 вв. до н.э. Культура эллинизма. Александрийская поэзия и творчество Феокрита. Эллинистическая комедия. Гуманистическая проблематика комедий Менандра. Новый взгляд на человека и поэтические особенности новой комедии.
^ Тема 6. Античная греческая проза.

Греческая литература эпохи римского владычества. Античный греческий роман и проблема поэтики идиллии. «Дафнис и Хлоя» Лонга: опыт монографического анализа. Кризис римской культуры и сатирическая проза Лукиана. Поэтика прозы Лукиана и ее связь с современной Лукиану риторической и философской традицией.

^ Тема 7. Творчество Вергилия.

Особенности римской культуры и мифологии. История Рима и ее отражение в раннем творчестве Вергилия. Вергилий и Феокрит («Буколики»). Вергилий и проблема «ученой» поэзии («Георгики»). Вергилий и проблема искусственного эпоса («Энеида»).
^ Тема 8. Творчество Горация.

Личность Горация и его творческая биография. История гражданских войн 40-х годов 1 в. до н.э. и проблематика творчества Горация. Формирование римского литературного классицизма. «Сатиры». Традиции эллинской поэзии и зрелое творчество Горация. «Послания» Горация и «горацианская мудрость».
^ Тема 9. Творчество Овидия.

История элегии и раннее творчество Овидия. Особенности овидиевых элегий. Судьба поэта и поздние элегии («Скорбные элегии», «Понтийские элегии»). «Метаморфозы» Овидия и жанр каталогической поэмы.
^ Тема 10. Латинская проза.

Традиции греческой философии и ее место в формировании проблематики латинской прозы. Синтез культурных традиций и проблематика прозы Апулея. «Вставные» новеллы в романе «Золотой осел» и проблема формирования новеллистической традиции.
^

Программа практических занятий (методическая записка)


Практические занятия - одна из важнейших форм изучения литературы в вузе. Готовясь к практическим занятиям, студент изучает текст художественного произведения, материалы лекций и учебника, дополнительную учебную и научную литературу. На занятиях

под руководством преподавателя он детально анализирует текст, делает соответствующие выводы о его идейно-художественных особенностях, его месте в литературном процессе прошлого. Выступая на практических занятиях, студент учится оформлять свои

суждения о тех или иных литературных явлениях прошлого.

Работа на практических занятиях - творческий процесс, требующий от студента активного отношения к изучению материала. Ответ на практических занятиях не должен сводиться к пересказу соответствующего раздела из учебника или к пересказу

художественного текста. Анализируя художественное произведение, важно представит его во всем богатстве исторических и литературных связей, идейно-философского и нравственного содержания, сюжетно-композиционных, образных, стилистических особенностей.

Занимаясь этим, нужно пользоваться и сведениями смежных дисциплин. Поэтому в списки рекомендуемой литературы включены не только хрестоматия и учебники, но и работы по истории, эстетике, философии, теории литературы.

^

Темы практических занятий, вопросы и литература к ним


Тема 1. Гомеровский эпос - 2 часа.

1. История Древней Греции и ее отражение в гомеровском эпосе.

2. Взаимодействие мифа и истории в поэмах Гомера.

3. Сюжетно-композиционные особенности и образная система поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея".

4. Особенности стиля гомеровских поэм.

5. Гомер и русская литература. Русские переводчики Гомера.
Литература

1. Гомер. Илиада. Одиссея // Хрестоматия по античной литературе: В 2 т. М., 1965, т.1.

2. История древнего мира: В 2 ч. М., 1982, ч.2.

3. Джеймсон М.Г. Мифология Древней Греции // Мифологии древнего мира: Сб. статей. М., 1977.

4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975.

5. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957.

6. Античная литература // Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1980.

7. Жуковский В.А. Письмо С.С.Уварову от 12 (24) сент. 1848 г. // Зарубежная поэзия в переводах В.А.Жуковского: В 2 т. М., 1986, Т.2.

8. Гоголь Н.В. Об "Одиссее", переводимой Жуковским // Там же.

9. Семенко И.М. В.А.Жуковский // Там же.

10. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX веков. М.-Л., 1964.

11. Боура С.М. Героическая поэзия = Heroic Poetry. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 808 с.
Тема 2. Древнегреческая лирика - 2 часа.

1. История возникновения лирической поэзии в VII-VI вв. до н.э.

2. Жанровая классификация древнегреческой лирики VII-VI вв. до н.э.

3. Основные особенности древнегреческой элегии. Тиртей, Солон.

4. Древнегреческий ямб. Архилох.

5. Мелическая поэзия VII-VI вв. до н.э. Алкей и Сапфо. Анакреонт.

6. Пащенко В. И., Пащенко Н.И. Античная литература. - М.: Просвещение, 2001. - 718 с.

Литература

1. Поэзия Тиртея, Солона, Архилоха, Алкея, Сапфо и Анакреонта // Хрестоматия по античной литературе: В 2 т., М., 1965, Т.1.

2. История древнего мира: В 2 ч. М., 1982, ч.2.

3. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957.

4. Античная литература / Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1980.

5. Фрейденберг О.М. Происхождение греческой лирики // Вопросы литературы. 1973, N 11.
Тема 3. Древнегреческая трагедия. Творчество Софокла - 2 часа.

1. Возникновение и развитие античной греческой трагедии.

2. Фиванский цикл мифологических сказаний и его отражение в драматургии Софокла.

3. Конфликт, сюжет и композиция трагедии Софокла "Царь Эдип".

4. Царь Эдип как трагический герой. Учение Аристотеля о трагедии и трагическом герое.
Литература

1. Софокл. Царь Эдип. Антигона // Хрестоматия по античной литературе: В 2 т., М., 1965, Т.1.

2. История древнего мира: В 2 ч. М., 1982, ч.2.

3. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957.

4. Античная литература // Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1980.

5. Мифологии древнего мира: Сб. статей. М., 1977.

6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975.

7. Аристотель. Поэтика // Хрестоматия по античной литературе: В 2 т., М., 1965, Т.1.

8. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла "Антигона". М., 1986.

9. Пащенко В. И., Пащенко Н.И. Античная литература. - М.: Просвещение, 2001. - 718 с.
Тема 4. Древнегреческая комедия. Творчество Аристофана - 2 часа.

1. Возникновение и развитие античной греческой комедии.

2. Греческая история и философия и их отражение в комедиях Аристофана.

3. Поэтические особенности комедий Аристофана: композиция, образная система, стиль, особенности комического.
Литература

1. Аристофан. Всадники. Облака // Хрестоматия по античной литературе: В 2 т., М., 1965, Т.1.

2. История древнего мира: В 2 ч. М., 1982, ч.2.

3. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957.

4. Античная литература / Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1980.

5. Богомолов А.С. Философия софистов // Античная философия. М., 1985.

6. Федь Н.М. искусство комедии. М., 1978.

7. Пащенко В. И., Пащенко Н.И. Античная литература. - М.: Просвещение, 2001. - 718 с.
Тема 5. Новоаттическая комедия. Творчество Менандра - 2 часа.

1. Культура эллинизма и комедии Менандра.

2. Гуманистическая проблематика комедий Менандра.

3. Поэтика комедий Менандра: особенности композиции, система характеров.

4. Традиции древнегреческой комедии и комедия Нового времени.
Литература

1. Менандр. Третейский суд. Брюзга // Хрестоматия по античной литературе: В 2 т., М., 1965, Т.1.

2. История древнего мира: В 2 ч. М., 1982, ч.2.

3. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957.

4. Античная литература // Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1980.

5. Федь Н.М. Искусство комедии. М., 1978.

6. Пащенко В. И., Пащенко Н.И. Античная литература. - М.: Просвещение, 2001. - 718 с.
Тема 6. Греческая проза эпохи римского владычества. Лукиан - 2 часа.

1. Особенности греческой литературы и культуры эпохи римского владычества.

2. Философские истоки и жанровое своеобразие прозы Лукиана.

3. Греческая мифология в "Разговорах богов" Лукиана.

4. Критика современности в "Разговорах в царстве мертвых" Лукиана.
Литература

1. Лукиан. Разговоры богов. Разговоры в царстве мертвых. // Хрестоматия по античной литературе: В 2 т., М., 1965, Т.1.

2. История древнего мира: В 2 ч. М., 1982, ч.2.

3. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957.

4. Античная литература // Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1980.

5. Пащенко В. И., Пащенко Н.И. Античная литература. - М.: Просвещение, 2001. - 718 с.
Тема 7. Творчество Вергилия - 2 часа.

1. Особенности римской культуры и мифологии.

2. История Рима и творчество Вергилия.

3. Римская действительности и ее отражение в поэмах Вергилия "Буколики" и "Георгики".

4. Идейно-художественная направленность "Энеиды" Вергилия и проблема идеального эпического героя.

5. Сюжетно-композиционные особенности "Энеиды" Вергилия.
Литература

1. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида // Хрестоматия по античной литературе: В 2 т., М., 1965, Т.2.

2. История древнего мира: В 2 ч. М., 1982, ч.2.

3. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957.

4. Античная литература // Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1980.

5. Пащенко В. И., Пащенко Н.И. Античная литература. - М.: Просвещение, 2001. - 718 с.
Тема 8. Творчество Овидия - 2 часа.

1. Творческая судьба Овидия и римская действительность I в. до н.э. - I в. н.э.

2. Идейно-художественные особенности ранней поэзии Овидия. "Песни любви".

3. Композиция поэмы Овидия "Метаморфозы" и характер интерпретации в ней мифологического материала.

4. Поэтические особенности позднего творчества Овидия. "Скорбные песни".
Литература

1. Овидий. Песни любви. Метаморфозы. Скорбные элегии // Хрестоматия по античной литературе: В 2 т., М., 1965, Т.2.

2. История древнего мира: В 2 ч. М., 1982, ч.2.

3. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957.

4. Античная литература // Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1980.

5. Пащенко В. И., Пащенко Н.И. Античная литература. - М.: Просвещение, 2001. - 718 с.
Интерактивная форма.

Составление презентаций по темам (коллектив из 3-5 человек на одну тему):

1 Мифы Древней Греции

2 Гомеровский эпос

3 Греческая лирика

4 Греческая трагедия

5 Греческая комедия

6 Творчество Лукиана

7 Творчество Лонга

8 Творчество Горация

9 Творчество Вергилия

10 Творчество Овидия
^

Программа лекционного курса

«Средние века и Возрождение»


ЛЕКЦИИ

  1. Общая характеристика средневековой литературы. Песнь о Роланде. Песнь о Сиде. Песнь о Нибелунгах – 2 ч.

  2. Рыцарская литература – 2 ч.

  3. Городская литература – 2ч.

  4. Предвозрождение в Италии. Данте. – 2 ч.

  5. «Книга песен» Петрарки. «Декамерон» Боккаччо. – 2ч.

  6. Возрождение в Испании. «Дон Кихот» Сервантеса – 2ч.

  7. Возрождение во Франции. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле – 2 ч.

  8. Творчество Шекспира – 4 ч.


^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. «Песнь о Роланде» – 2ч.

  2. «Кентерберийские рассказы» Чосера –2ч.

  3. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского – 2ч.

  4. «Декамерон» Боккаччо – 2ч.

  5. «Назидательные новеллы» Сервантеса – 2ч.

  6. «Сонеты» Шекспира – 2ч.

  7. «Ромео и Джульетта» Шекспира – 2ч.

  8. «Гамлет» Шекспира – 2ч.

  9. «Отелло» Шекспира – 2ч.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю iconГоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы...
Овладевая методикой анализа текста с точки зрения разных школ, начинающий филолог обретает способность видеть многоуровневую природу...
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю iconГоу впо «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»...
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами высшего профессионального...
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю iconФантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы гоу впо «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю iconУтверждаю: Декан филологического факультета 2002 г
Учебная программа составлена на основе программы для пед вузов «История зарубежной литературы». Серия Педагогический университет».—М.,...
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю iconГоу впо «магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
Необходимость подобных расчетов возникает на всем протяжении учебного процесса: в курсах физической химии, теории металлургических...
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю iconПрограмма по теории литературы для студентов V курса заочного отделения...
...
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю iconГоу впо «самарский государственный университет» юридический факультет
Гражданское право. Часть третья : практикум для студентов специальности 021100 «Юриспруденция» / сост. С. В. Мартышкин, Ю. С. Поваров....
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю iconУважаемые коллеги! Гбук тверской области «Тверской государственный объединенный музей»
Гбук тверской области «Тверской государственный объединенный музей» и ООО «Тверской научно-исследовательский историко-археологический...
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю iconФгбоу впо «санкт-петербургский государственный университет культуры и искусств»
Теория и история литературы: История зарубежной литературы: конс к экз доц. Кен Л. Н
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы филологического факультета Утверждаю iconФгбоу впо «Байкальский государственный университет экономики и права»...
Байкальский государственный университет экономики и права приглашает Вас принять участие в конкурсе студенческих исследовательских...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница