Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю


Скачать 126.89 Kb.
НазваниеГоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю
Дата публикации13.07.2013
Размер126.89 Kb.
ТипЗадача
vb2.userdocs.ru > Литература > Задача
Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Кафедра теории литературы

(наименование кафедры, факультета)


Утверждаю:

Декан филологического____________ф-та

«_9 мая__»____________ 2011_г.

Рабочая программа дисциплины
Теория литературы, ОЗО, 5 курс

(наименование дисциплины, курс)
032700 филология

Квалификация

Филолог. Преподаватель русского языка и литературы (специалитет)


Форма обучения
(очная)


Обсуждено на заседании кафедры

«__»____________ 2011 г.

Протокол № __
Зав. кафедрой_В.А. Миловидов


Составитель:

Доц. С.Ю. Артёмова





Тверь 2011

^ II. Пояснительная записка

1. Цели и задачи дисциплины

Целью курса является дать целостное представление о такой фундаментальной филологической науке, как теория литературы: проследить основные этапы ее становления, связать историю теоретических учений с научной современностью. Овладевая методикой анализа текста с точки зрения разных школ, начинающий филолог обретает способность видеть многоуровневую природу художественного текста и функции отдельных его уровней, т.е. те особенности произведения, которые провоцируют определенную аналитическую логику.

Задача теории - исследование основных закономерностей развития литературы в аспекте проблемы авторства. Связь отдельного произведения и литературного процесса в целом обусловлена как доминирующими эстетическими установками, так и литературными взглядами авторов. Не менее важной задачей является формирование профессиональной этики филолога, с установкой на объективное исследование, основанное на анализе элементов и отношений в тексте.

^ Целью учебной дисциплины «Теория литературы» является формирование и развитие у обучающихся следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).

- готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11)

^ 2.Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Теория литературы представляет собой фундаментальную филологическую науку, имеющую своей целью исследование основных закономерностей как литературного процесса, так и отдельно взятого художественного текста. Овладение теорией необходимо, прежде всего, потому, что только она дает необходимый понятийный и терминологический аппарат для профессионального анализа и интерпретации художественного произведения. Несомненна также и ее интегрирующая функция: завершая историко-литературные и литературно-критические общие и специальные курсы, теория литературы соединяет автономные дисциплины филологического образования, придавая получаемому знанию системный характер. Без необходимого терминологического аппарата и навыков анализа дальнейшее изучение литературы, особенно современной, не представляется возможным. Таким образом, дисциплина «Теория литературы и поэтика» содержательно соотносится с курсами истории русской и мировой литературы, а также дисциплинами лингвистического цикла.

Итоговой формой отчета является экзамен.

^ 3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 ЗЕТ, 36 часов.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: необходимые для практики литературоведческого анализа и интерпретации текста и литературного процесса теоретико-литературное понятия и категории, особенности различных литературоведческих школ и методологий;

  • Уметь: применять знания базовых категорий и понятий теории литературы и поэтики при анализе литературного текста;

  • •Владеть: навыками анализа и интерпретации литературно-художественного текста и литературного процесса

5. Используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

  • лекция,

  • практическое занятие,

  • коллоквиум,

  • система интерактивных тестовых заданий,

  • интерактивное учебное пособие, основанное на использовании ИТ.


^ 6. Формы контроля:

    1. Тесты

    2. Экзамен


III. Учебная программа

Соотношение теории литературы и истории литературы: “теоретичность” истории - понятие “канона”, его своеобразие в религиозной и светской литературах; жанровый канон и канона как свод значимых дли литературы текстов. Соотношение критики и теории; “теоретичность” критики - понятие “литературный процесс”. Особенности методики анализа литературного процесса в зависимости от избранного в качестве основного понятия: литературный процесс как «история эпитета», «поэтика сюжетов», проблема автора и авторства и т.д.

Анализ литературного процесса в зависимости от методологического подхода: развитие литературы в соответствии со сменой культурно-идеологических координат; эволюция литературы и эволюция художественных систем; литературный процесс как “перераспределение жанров”; как соотношение “высокой” и массовой литературы, “официальной” и “запрещенной” и т.д.

Позднее рождение критики как ответ на потребность общества в социально-эстетическом контроле над ценностями. Различные виды критики как специфические “инструменты” этого контроля: собственно литературно-критические статьи, примечания и комментарии, цензура. Публицистика как вариант критики. Жанры литературной критики. Субъект письма в критике и в литературоведении.

Введение в литературоведение и теория литературы - многоуровневость знания. Сюжет в разных филологических дисциплинах: система событий и их организация - авторская “концепция действительности” - столкновение смысловых констант - философия сюжета (развитие сюжета от трехчленного с явной или скрытой мифологической ориентацией на “спасительно-искупительную” модель мира к четырехчленному, с иной смысловой доминантой, знаменующей невозможность классической модели разумного и умопостигаемого мира) - рождение множественности равноправных, но по-разному разрешаемых сюжетов, акцентирующих невозможность определенной модели мира вообще.

Композиция – от простого к сложному: как построение произведения; как соотношение уровня событий и уровня повествования; как смена стилевых пластов; как смена точек зрения; как реконструирование авторской модели мира; композиция как отражение религиозно-эстетических взглядов времени. Разграничение близких композиции понятий: конкретизация общего понятия “композиция” в родственных терминах “архитектоника” и “тектоника” в зависимости от конструирования текста, проблема сознательного/бессознательного в композиции (тектоничность “Божественной комедии” Данте и пушкинского романа “Евгений Онегин” с его пропущенными строфами; тектоничность визуальной лирики и романа М.Павича «Геро и Леандр»). Архитектоника как выражение общего для разных видов искусства принципа развития художественной формы от закрытой - к открытой, одного из фундаментальных оснований для анализа литературного процесса.

Жанр: типологическая общность формально-содержательных компонент; “память жанра”; жанр как вневременной метаязык с особой коммуникативной функцией; жанр как “концепция мира”; жанр как выражение авторской точки зрения и жанры как разные формы выражения авторского присутствия и его отношения к созданному поэтическому миру. Соотношение жанрового и авторского сознания. Литературный процесс как движение от максимального сближения жанрового и авторского сознания к высвобождению авторского сознания и разрушению жанрового канона.

Поэтика и ее разновидности: описательная, нормативная, историческая, теоретическая. Движение филологической мысли: «объективное» исследование литературы в описательной поэтике - императивность нормативной поэтики - познание того, что создано и почему (историческая поэтика) тождество языка и образа, исследование того, как сделано (теоретическая поэтика). Жанры филологического исследования, преимущества и ограниченность каждого (эссе, статья, книга, диссертация). Позиция исследователя в ее зависимости от жанра.

Академические школы и современные методы литературоведения

Биографическая, культурно-историческая, сравнительно-историческая, мифологическая, психологическая, социологическая школы. Формализм. Структурализм. Предмет исследования в зависимости от концепции искусства. Проблема автора. Образ как отражение конкретной личности (биографическая), эпохи (культурно-историческая), взаимодействия исторических времен в их сюжетном преломлении (сравнительно-историческая), взаимодействие временного и вечного начал (мифологического), отражение доминирующих идей времени, формирующих гегемонию определенного класса - “социальный дарвинизм” или “биологизированная социология” (социологический).

Имманентные законы развития теории литературы: культурно-историческая школа – теория хронотопа Бахтина; сравнительно-историческая школа – теория интертекста; биографическая школа – автобиографический миф; мифологическая школа – гендерные исследования.

Осознание категории “автор“ как литературоведческой проблемы: тождество автора и героя - нарушение авторско-персонажного тождества - интерес к автору как биографической личности - “литературная личность” - автобиографический миф об авторе - культурологический миф об авторе.

Концепция автора в работах формальной школы и в структурализме. Сюжет как комбинация приемов – автор как «комбинатор». Анализ точки зрения автора через прояснение «позиции» между фабулой и сюжетом. Произведение и текст. Текст как “сделанная” вещь.

Постструктурализм. Независимость образа от автора. “Смерть автора”. Рождение читателя.

Объективные и субъективные основания выбора научного метода. “Провокация” текста: особенности текста, обязывающие к работе в русле той или иной школы. “Нейтральный” текст и проблема выбора аналитического метода.
^ IV. Рабочая учебная программа

Наименование разделов и тем

Всего

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

Лекции

Практи-ческие

  1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин. Теория, история и критика. Аристотель и его «Поэтика». Деление на литературные роды. Концепции Аристотеля и Гегеля: подражание и отражение.

2

2




0

  1. Академические школы литературоведения. культурно-историческая школа. И. Тэн

4

1




3

  1. Биографическая школа. Ш. Сент-Бев: «Литературные портреты»

4

1




3

  1. Социологическое литературоведение.

2

1




1

  1. Сравнительно-историческая школа. Понятие бродячие сюжеты и вечные образы

4

1




3

  1. Мифологическая школа. Понятие «архетип»

Д. Фрэзер М. Мюллер

4

1




3

  1. Психологическая школа – герменевтика:

Потебня – Гадамер Работы Л.С. Выготского

4

1




3

  1. Формализм. Русские формалисты. Концепция поэтического языка Ю.Н. Тынянова

4

1




3

  1. Структурализм и идеи Ю.М. Лотмана.

Р. Якобсон – Я. Мукаржовский - К. Леви-Стросс

4

2




2

  1. Постструктурализм: Ю. Кристева – Ж. Лакан – Р. Барт

4

1




3

ИТОГО

36

12




24

V. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации но итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов


Темы эссе, рефератов, курсовых работ:

1. Риторика и поэтика. Учение о тропах и русская поэзия XIX - XX вв.

2. Риторика и поэтика. Учение о фигурах и русская поэзия XIX - XX вв.

3. Традиционные топосы в новейшей русской поэзии.

4. Понятие эмблемы и тексты классической русской поэзии.

5. Проблема метафоры в современной науке и в анализе текста.

6. Проблема символа в трактовке А.Ф.Лосева и анализ поэтического текста.

7. Проблема параллелизма у А.Н.Веселовского и анализ поэтического текста.

8. Формы передачи “чужого слова” в прозе. Анализ концепции В.Н.Волошинова (М.М.Бахтина) и ее практическое применение.

9. Понятие “гибридной конструкции” и анализ прозаического художественного текста.

10. Понятие “внутренней диалогичности” высказывания в анализе текста романа.

11. “Несобственно-прямая речь” и ее функции. Анализ текста.

12. “Внутренний монолог” и его разновидности. Анализ текста.

13. Новелла как жанр в русской литературе XIX - XX вв.

14. Структура повести.

15. Рассказ как неканонический жанр.

16. Классическая трагедия.

17. Классическая комедия.

18. Неканонический жанр драмы в русской литературе XIX - XX вв.

19. Трансформация оды (на материале русской поэзии первой трети XIX в.).

20. Трансформация жанра сатиры (на мат. русской поэзии первой трети XIX в.).

21. Элегия и идиллия в русской лирике первой трети XIX в.

22. Послание и идиллия (анализ текста).

23. Жанр баллады: вопрос о каноне и неканонических формах.

24. Канон идиллии и трансформация ее структуры в эпоху романтизма.

25. Подражание. Понятие и анализ текста.

26. Стилизация. Понятие и анализ текста.

27. Пародия и вариация. Разграничение в практике анализа.

28. Понятие вариации у Ю.Н.Тынянова и М.М.Бахтина.

29. Понятие пародии в трактовке О.М.Фрейденберг и М.М.Бахтина. Его практическое применение.
Вопросы к экзамену:

  1. Предмет и задачи теории литературы. Поэтика теоретическая и историческая.

  2. Слово (речь) как материал художественного произведения. Проблема “поэтического языка”. Своеобразие стихового слова в трактовке Тынянова.

  3. Поэзия и проза.

  4. Читатель и “художественный мир” произведения. Художественное пространство и время (классификация форм в научной литературе).

  5. Событие в тексте литературного произведения и в изображенном мире. Основные понятия сюжетологии. Сюжет и фабула. Ситуация и конфликт (коллизия). Сюжет и мотив. Точки зрения и композиция.

  6. Проблема повествования и композиционные формы речи. Повествователь, рассказчик, образ автора. Герой как персонаж и характер. Система персонажей и авторская позиция.

  7. Аспекты литературного произведения и категории рода, жанра и стиля.

  8. Эпос, лирика, драма. Концепции литературного рода Аристотеля и Гегеля.

  9. Жанр и жанровая система. “Канон” и “внутренняя мера” жанра. Канонические и неканонические структуры.

  10. Академические школы в литературоведении. Культурно-историческая школа, сравнительно-историческая, мифологическая, биографический метод, социологическая, психологическая, формализм, структурализм, постструктурализм.


^ VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

  1. Теория литературы. В 2-х тт. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М..: Академия, 2004.

  2. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Интрада, 2008.

  3. Академические школы в литературоведении. М., 1975.

  4. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996.

  5. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М.: Академия, 2004.

б) дополнительная литература:

  1. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс. М.: РГГУ, 2006.

  2. Барт Р. Смерть автора. // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

  3. Женетт Ж. Критика и поэтика. Поэтика и история. // Жерар Женетт. Работы по поэтике. Фигуры. Т.2. М., 1998.

  4. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

  5. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

  6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

  7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

  8. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

  9. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

  10. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

  11. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976

  12. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

  13. Якобсон Р. и Леви-Стросс К. “Кошки” Бодлера. // Структурализм: “за” и “против”. М., 1975.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://poetics.nm.ru/

http://www.openspace.ru/literature/

http://www.ad-marginem.ru/

VII. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Персональные компьютеры, интернет-класс, доска и мел.

Похожие:

Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю iconГоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы...
Пояснительная записка к разделу «Античность, Средние Века и Возрождение», 2 семестр
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю iconГоу впо «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»...
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами высшего профессионального...
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю iconФантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы гоу впо «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю iconГоу впо «магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
Необходимость подобных расчетов возникает на всем протяжении учебного процесса: в курсах физической химии, теории металлургических...
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю iconФгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено заседанием кафедры экономики
Список рекомендуемой литературы по дисциплине обсужден на заседании методической комиссии кафедры экономики
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю iconГоу впо «самарский государственный университет» юридический факультет
Гражданское право. Часть третья : практикум для студентов специальности 021100 «Юриспруденция» / сост. С. В. Мартышкин, Ю. С. Поваров....
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю iconУважаемые коллеги! Гбук тверской области «Тверской государственный объединенный музей»
Гбук тверской области «Тверской государственный объединенный музей» и ООО «Тверской научно-исследовательский историко-археологический...
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю iconФгбоу впо «санкт-петербургский государственный университет культуры и искусств»
Теория и история литературы: История зарубежной литературы: конс к экз доц. Кен Л. Н
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю iconФгбоу впо «Байкальский государственный университет экономики и права»...
Байкальский государственный университет экономики и права приглашает Вас принять участие в конкурсе студенческих исследовательских...
Гоу впо «Тверской государственный университет» Кафедра теории литературы (наименование кафедры, факультета) Утверждаю iconМосковский государственный университет технологий и управления
Кафедра литературы Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница