Методическое пособие для студентов 1 курса


Скачать 269.32 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для студентов 1 курса
страница1/3
Дата публикации13.07.2013
Размер269.32 Kb.
ТипМетодическое пособие
vb2.userdocs.ru > Литература > Методическое пособие
  1   2   3
Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования
Тверской государственный университет
Кафедра теории литературы


История зарубежной литературы XVII–XVIII веков
Методическое пособие для студентов 1 курса

филологического факультета


Тверь 2013
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.

Составитель - доц. С.Ю. Артёмова

Цели и задачи курса
Курс продолжает цикл лекций по истории зарубежной литературы. Цель курса - дать студентам представление о специфике эпохи семнадцатого века и Просвещения, познакомить их с особенностями различных художественных систем изучаемого периода. XVII и XVIII века это особые культурные эпохи, которые не только породили литературные памятники своего времени, но и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие искусства. На протяжении этих двух столетий кристаллизуются жанры, унаследованные от античности (например, трагедия и комедия), формируются перспективные (роман), появляются новые (литературная сказка). Именно в XVII и XVIII веках были осознаны многие возможности искусства и сделаны разнообразные художественные открытия, предопределившие литературные новаторства последующих эпох и даже приемы кино. Таким образом, изучение литературы XVII и XVIII веков дает базовый запас знаний, без которого невозможно освоение искусства нового времени. Таким образом, студенты приобретают знания, необходимые для изучения последующих разделов курсов «История зарубежной литературы» и «История русской литературы».

Задачи курса:

- познакомить студентов с особенностями литературного процесса XVII и XVIII веков;

- дать студентам представление об эволюции литературных жанров в указанные эпохи;

- способствовать закреплению у студентов навыков анализа и интерпретации текста.

В лекциях предлагается анализ ряда произведений, который может служить основой для самостоятельной работы.
Тематическая структура курса, его принципы и логика
Тематическая структура курса, его принципы и логика определена особенностями изучаемой эпохи. Для понимания того, чем литература XVII и XVIII веков отличается от литератур предшествующих веков, необходимо привлечение широкого исторического контекста.

Курс начинается с пояснения того, почему именно в XVII веке происходит резкая смена картины мира в глазах европейцев, что определяет противоречия эпохи, какие художественные системы формируются в новых условиях.

В рамках курса последовательно рассматриваются ренессансный реализм, барокко и классицизм, отражающие в своем сложном взаимодействии специфику эпохи. Изучение литературы дополняется примерами из других искусств – архитектуры, живописи, театра.

Промежуточным этапом между двумя эпохами (семнадцатым веком и Просвещением) выступает Предпросвещение, которое также комментируется с привлечением исторического материала.

Восемнадцатый век рассматривается в двух ипостасях: как век Просвещения (сменяемого Сентиментализмом) и как Галантный век. В качестве основной особенности эпохи акцентируется взаимодействие литературы и философии. В процессе анализа текстов рассматривается, как философские установки и эстетические концепции реализуются в литературе.

В лекционном курсе учитывается, что восприятие большинства произведений XVII и XVIII века требует у современного читателя напряженной работы по извлечению художественных смыслов и внеположенных искусству идей, которые были вполне очевидны для современников.

В рамках курса актуализируется также базовая филологическая установка студентов: навыки анализа и интерпретации, умение пользоваться теоретико-литературными понятиями, изученными в курсе «Введение в литературоведение».

Программа курса состоит из лекционного курса и практических занятий.
Программа лекционного курса

^ КЛАССИЦИЗМ ВО ФРАНЦИИ XVII ВЕКА
Возникновение классицизма. Основные эстетические принципы: роль античной классики, рационализм как основа мышления, абстрагирование характеров, противопоставление быта бытию. Дидактические устремления классицизма.
Исторические причины, обусловившие положение классицизма в искусстве Франции XVII века. Трактат Н. Буало "Поэтическое искусство". Нормативная поэтика и ее идеологическая роль. Иерархия жанров и иерархия государства.
Трагедия - ведущий жанр французского классицизма: проблематика, основной конфликт, роль, отводимая катарсису. Эстетическая теория и творческая практика: отступления от канона в трагедиях Корнеля и Расина.
Комедия французского классицизма: жанровая специфика и основные разновидности комедии, ее положение в иерархии жанров до Мольера. "Высокая комедия" Мольера. Специфика мольеровского дидактизма.
Французская моралистическая литература эпохи классицизма: философская основа морализма (Декарт и Гассенди); многообразие моралистических

жанров (творчество Паскаля, Лабрюйера, Ларошфуко, Лафонтена).
^ РЕНЕССАНСНЫЙ РЕАЛИЗМ И БАРОККО В ИСПАНИИ
"Золотой век" испанского искусства, основные художественные системы эпохи. Содержание понятия "ренессансный реализм", его условный характер; особенности ренессансного реализма в Испании. Лопе де Вега - теоретик и практик национальной литературы.
Барокко как художественная система. Специфика испанского барокко и ее воплощение в поэзии Луиса.
^ ПРОСВЕЩЕНИЕ В АНГЛИИ
Идеология Просвещения. Задачи Просвещения и особое место, отводимое искусству в их выполнении . Специфика просветительской литературы (философская и публицистическая направленность, рациональное построение текста, схематичность персонажей, подчеркнутый дидактизм).
Особенности Просвещения в Англии: скептическое отношение к социальным идеалам; интерес к природе человека, исследование отношений личности и мира. Формирование новых жанров литературы.
"Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо" Д. Дефо как философский роман. Черты, определяющие для Дефо-просветителя идеал нового человека). Дидактическое начало в романе.
Трансформация просветительских идеалов в философском романе Дж. Свифта "Путешествия Гулливера. Фантастика как средство создания модели мира и как основа пародийности. Логика романа: движение от памфлетности к предельным обобщениям.
Трансформация романа в творчестве С. Ричардсона: создание эпистолярного жанра и разработка его возможностей , новаторская тематика и способы ее реализации.
^ ПРОСВЕЩЕНИЕ И РОКОКО ВО ФРАНЦИИ
Особенности Просвещения во Франции: критика современных общественных институтов, стремление к социальным преобразованиям через активное воздействие на умы сограждан. "Энциклопедизм" и Энциклопедия. Слияние философской и художественной мысли. Актуализация жанра философской повести и философского диалога. Демократическая ориентация искусства.
Роль Вольтера в культурной жизни XVIII века. Универсальность его творчества и многообразие жанров. Жанровая специфика "Философских повестей". Конфликт повести "Кандид" как постановка философской проблемы, сюжет как реализация дискуссии. Концепция человека в "Кандиде".
Эстетические воззрения Дидро. Дидро - реформатор французской драматургии (теория и практика "мещанской драмы"). Философский диалог "Племянник Рамо": проблематика и поэтика

Культура рококо: принципиальная внеидеологичность, отсутствие актуальной проблематики и дидактических задач. Гедонизм как философская основа рококо. Наслаждение как цель искусства, самодостаточность прекрасного, декоративность, условность, детально разработанная символика любви-игры, эротизм, галантные сюжеты, "пасторальная" античность. Жанровые предпочтения литературы рококо: роман - список любовных побед, галантный роман, малые формы (новелла, литературная сказка), "легкая поэзия".
"История моей жизни" ("Мемуары") Джакомо Казановы - памятник культуры рококо (беллетризованная летопись эпохи и художественное произведение). Специфика героя и многогранность темы любви. Жанровое своеобразие.
Коллизия Просвещения и рококо в творчестве маркиза де Сада. Сад - "антипросветитель" : рациональный аморализм, преломление концепции "естественного мира" и "естественного человека", специфика дидактики; пародийное начало в традиционно просветительских жанрах (философский роман, философский диалог). "Антирококо": от эстетизации чувственности к эстетизации зла; функция "галантного" сюжета в новеллистике де Сада. Проблема положительного героя. Специфика психологического анализа. Средства выражения смещенных моральных оценок. Де Сад как культурный феномен.
^ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ГЕРМАНИИ
Особенности Просвещения в Германии: проблема национального самосознания и духовного объединения немцев; работа над единым литературным языком, создание национальной эстетики в борьбе с французским культурным влиянием. Немецкая классическая философия - важнейший результат Просвещения в Германии.
Просветительская деятельность Лессинга. Лессинг - создатель национальной драматургии (немецкой "мещанской драмы"). Трагедия "Эмилия Галотти"- воплощение эстетики Лессинга: принципиальный отказ от норм классицистической трагедии; взаимодействие традиционной сюжетной схемы и современной нравственной проблематики.
^ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В АНГЛИИ
Философская основа сентиментализм. Противопоставление чувствительности и рассудочности. Эстетика сентиментализма: отказ от нормативности и рационализма, установка на непосредственное выражение чувств и эмоциональное восприятие; интерес к внутреннему миру личности, к движению и оттенкам чувства. Роль лирики в раннем английском сентиментализме. Трансформация романа в творчестве Лоренса Стерна: жанровое своеобразие "Сентиментального путешествия". Место иронии в "Сентиментальном путешествии". Влияние Стерна на русскую литературу.
Жан-Жак Руссо - основоположник французского сентиментализма. Цивилизация и "естественная" жизнь в системе взглядов Руссо, его социальные теории и эстетические воззрения. Художественное творчество как выражение философских представлений. Жанровая специфика "Исповеди". (мемуарное и художественное начала, истина "фактическая" и "нравственная).
^ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И ПРЕДРОМАНТИЗМ В ГЕРМАНИИ
Движение "Бури и натиска" как феномен немецкой культуры. Особенности эстетики штюрмеров. "Штюрмерская" драматургия Фридриха Шиллера: бунтарский пафос и нравственная проблематика драмы "Разбойники"; развитие эстетики Лессинга в "мещанской трагедии" "Коварство и любовь" . "Штюрмерский" роман И.-В. Гёте "Страдания юного Вертера": дух мятежности как конструктивная черта романа. Внутренний мир человека как основной объект романа (психологизм, переход от типа к характеру). Самоубийство героя с точки зрения штюрмерства, Гёте-человека и Гёте-художника.
Философская трагедия Гёте "Фауст". Место легенды о Фаусте в культуре Германии. Трансформация традиционного персонажа в трагедии Гёте. Смысловая роль композиции. Жанр "Фауста" как способ реализации его философской проблематики.
^ ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов С.Д., Гражданская З.Т., Самарин Р.М. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков. М., 1973.

2. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. В.П. Неуст-

роева. М., 1984.

3. Хрестоматия по зарубежной литературе XVII–XVIII веков: в 2 т.

М., 1973.


  1   2   3

Похожие:

Методическое пособие для студентов 1 курса iconМетодическое пособие для студентов 2 курса
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Методическое пособие для студентов 1 курса iconПрограмма экономической практики учебно-методическое пособие для...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным...
Методическое пособие для студентов 1 курса iconМетодическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011
Методическое пособие составлено авторским коллективом сотрудников кафедры инфекционных болезней гоу впо согма: Отараевой Б. И., Плиевой...
Методическое пособие для студентов 1 курса iconМетодическое пособие для студентов заочного отделения технических специальностей
Методическое пособие предназначено для аудиторной и самосто­ятельной работы студентов заочного отделения технических специальностей....
Методическое пособие для студентов 1 курса iconМетодическое пособие по курсу «Искусство Древней Греции и Рима» для...
Учебное пособие предназначено для всех изучающих и интересующихся античными памятниками мировой культуры
Методическое пособие для студентов 1 курса iconМетодическое пособие по выполнению дипломного проекта для студентов,...
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью» очного и заочного...
Методическое пособие для студентов 1 курса iconУчебно-методическое пособие для студентов Поварова И. А. Гончарова...
Поварова И. А. Гончарова В. А. Курсовая и дипломная работа по логопедии: Требования к научно-исследовательской работе студентов...
Методическое пособие для студентов 1 курса iconМетодическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов,...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»...
Методическое пособие для студентов 1 курса iconМетодическое пособие по изучению дисциплины «Управленческий учет»
Методическое пособие по изучению дисциплины «Управленческий учет» для студентов экономических специальностей заочной формы обучения...
Методическое пособие для студентов 1 курса iconУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии
Гримова Т. А. Пашин Е. Н. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница