Программа по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса


Скачать 121.96 Kb.
НазваниеПрограмма по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса
Дата публикации08.03.2014
Размер121.96 Kb.
ТипПрограмма
vb2.userdocs.ru > Литература > Программа


ПРОГРАММА

по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета




Цель и задачи курса. Целью курса является дать как можно более полное представление о такой фундаментальной филологической науке, как теория литературы. Задача - исследование основных закономерностей как литературного процесса, так и отдельно взятого художественного текста. Овладение теорией необходимо, прежде всего, потому, что только она дает необходимый понятийный и терминологический аппарат для профессионального анализа и интерпретации художественного произведения.

В основу лекционной концепции положена теория автора – та категория, которая способна объединить все основные теоретические понятия в единую систему.

Лекции:





  1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин

2 часа

  1. Теория литературы в системе теоретических дисциплин. Основные теоретические концепции, классические и современные: понятие творческого метода и художественного мира; проблема автора

2 часа


  1. История теории литературы. Типы поэтик. Культурно-историческая школа

2 часа

  1. Сравнительно-историческая и мифологическая школы.

2 часа

  1. Психологическая и формальная школы.

2 часа

  1. Понятие автора как всеобъемлющая теоретическая категория. Автор и читатель

2 часа

  1. Категории рода с точки зрения авторского присутствия

2 часа

  1. Понятие текста. Текст и произведение

2 часа


^

Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин



Филологическая наука и логика ее развития. Специфика развития литературоведения в зависимости от внешних (т.н. экстралингвистических) и внутренних, имманентных факторов. Смена научных приоритетов в связи с общей культурно-исторической ситуацией – специфика литературоведения сегодня.

Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин. История литературы и теоретические аспекты ее изучения: литературный процесс, литературная эволюция, понятие о каноне. Теория литературы в контексте университетского филологического образования.

Литературная критика: возникновение критики и сфера ее интересов. Объективность исследователя и субъективность критика; этика филолога и нравственные задачи критика.

Критика и теория – позиция субъекта «извне» и «в» ситуации. Жанры критики (эссе, «литературные очерки», портреты, рассказы и т.д.) как извод классических методов литературоведения (биографического, социологического, психологического). Позиция субъекта и специфика объекта в критике и теории литературы. Критик как посредник между художником и «публикой».

^

Тема 2. Основные теоретические концепции.



Основные литературоведческие понятия в курсах Введения в литературоведение и Теория литературы.

Сюжет в разных теоретических дисциплинах: система событий и их организация – авторская «концепция действительности» - сюжет как философема (несовпадение фабулы как системы событий и сюжета как авторского осмысления, при котором фабула может иметь развязку, а сюжет – нет) - появление текстов, построенных на основе множественности равноправных, но по-разному разрешаемых микросюжетов, акцентирующих невозможность определенной модели мира вообще.

Понятие композиции, усложняющееся в процессе филологического образования: построение произведения (введение в литературоведение) - соотношение уровня событий и уровня повествования (фабула и сюжет) и смена стилевых пластов (поэтика) – формирование понятия «точка зрения» и предложенная Б. Успенским классификация (пространственная, временная, фразеологическая, идеологическая и смешанная точки зрения) - смена точек зрения и авторская модель мира (теория литературы).

В той же логике предстает и категория жанра: типологическая общность формально-содержательных компонент; понятие «память жанра»; жанр метаязык с особой коммуникативной функцией; жанр как видение мира; жанр как выражение авторской точки зрения. Соотношение жанрового и авторского сознания. Литературный процесс как движение от закрытой жанровой формы – к открытой, от максимального сближения жанрового и авторского сознания к высвобождению авторского сознания и разрушению жанрового канона.

Понятие творческого метода – реализм и романтизм как две фундаментальные концепции искусства. Искусство как «подражание» (Аристотель) и искусство как пересоздание, как «вечное символизирование (Платон).

Важность понятие метода в применении к литературному процессу – недостаточность его в отношении к конкретному произведению; возможность определения и описания «русского романтизма начала XIX века» - невозможность однозначно интерпретировать творчество Пушкина как «романтика». Понятие художественного мира автора, включающее в себя три составляющих: границы мира (хронотоп), действующий в этом мире герой и стиль, описывающий жизнь героя в пространственно-временном континууме.

Автор как универсальная категория литературы, объединяющая воедино проблемы сюжета, композиции, жанра и стиля.

^

Тема 3. История теории литературы. Типы поэтика. Культурно-историческая школа



Теория литературы и поэтика. Типы поэтик: нормативная, историческая, теоретическая.

^ Нормативная/описательная поэтика: Аристотель – возникновение поэтики и ее осмысление во времени. Основные понятия аристотелевской «Поэтики»: первое в Европе и теоретически наиболее корректное деление поэзии на роды как различные формы выражения авторского сознания.

Ключевые слова: мимезис, категория рода, теория трагедии – катарсис как понятие, соединяющее автора и реципиента; философия искусства (историк и поэт как выражение, соответственно. единичного, т.е. случайного, и общего, т.е. закономерного).

Основные понятия: искусство как подражание – «мимезис» как теоретическое обоснование реализма.

^ Историческая поэтика. А. Веселовский. Задачи исторической поэтики и историческая эволюция поэзии. Отличие истории литературы («что?») и исторической поэтики («почему?»). Развитие поэзии - рождение автора.

Ключевые слова: мотив, сюжет, автор.

Основные понятия: эпитет как «сокращенная история стиля», сюжет как комбинация мотивов; рождение автора как движение поэзии от идеи полезного к идее прекрасного.

^ Теоретическая поэтика. А. Потебня. Теория литературы как теория понимания (С.Аверинцев: «Филология – служба понимания»). Трехуровневое строение слова и три уровня произведения. Условия понимания – два уровня слова и произведения (внешняя форма и значение); условия непонимания – один уровень слова и произведения (внутренняя форма). Понятие законченности/завершенности текста как логическое следствие теории Потебни.

Ключевые слова: звучание, значение, представление; значение звучания; монолог, диалог.

Основные понятия: строение слова, строение произведения; единство языка и мышления.
^ Культурно-историческая школа: И. Тэн и его «Философия искусства». Автор как часть национальной культуры и ее выразитель; произведение как «памятник» времени и «портрет» страны. Три уровня концепции Тэна как «план» анализа: «раса» - среда – момент. Филолог как культуролог. Востребованность идей культурно-исторической школы сегодня. Научная недостаточность положений школы Тэна.

Ключевые слова: автор, герой, время, мировоззрение, среда.

Основные понятия: автор как выразитель своего окружения и времени; познавательная функция литературы; литература как часть культуры. Исследовательская позиция – филолог как культуролог.

Пример: повесть Пушкина «Метель» можно рассматривать в том числе и как отражение войны 1812 года – краткое, но выразительное описание патриотического подъема, гибель Владимира от любви, но на войне, встреча с Бурминым как следствие случайностей войны.

^

Тема 4. Сравнительно-историческая и мифологическая школы.



Сравнительно-историческая школа: время возникновения и родоначальники – Т. Бенфей и А.Веселовский. Движение от культуры к всемирной литературе. Взгляд на историю разных народов как типологически близкий «сюжет». Основный метод исследования – сравнение разных литератур, сюжетов и героев. Логика анализа –выяснение факта заимствования или влияния; обнаружение типологических связей.

Ключевые слова: мотив, бродячий сюжет, влияния и заимствования.

Основные понятия: типологическая близость, встречное течение, аллюзии и реминисценции.

Пример: повесть Пушкина «Метель» можно рассматривать в логике сравнения с романтическими повестями о «запретной» любви, тайной переписке, похищении или побеге. Подобный анализ помогает понять особенность пушкинской прозы, т.к. очевидные романтические схемы, «присутствуя, отсутствуют»: они составляют собственно фабулу «Метели», но в то же время серьезно переосмысляются, рождая эффект тонкой иронии.
^ Мифологическая школа: родина мифологизма и основатели школы; немецкая философия как основа мифологического направления; философы Ф. Шеллинг и А. Шлегель и их роль в формировании основных понятий сравнительно-мифологического анализа. Влияние мифологии на формирование тропов: олицетворение, метафора, аллегория и символ.

Русская мифологическая школа – Ф.Буслаев, А.Афанасьев, А.Веселовский. Исследование Буслаевым прамифа и значимость его работ для литературоведения. Афанасьев как исследователь архаичных жанров – загадки, пословицы, басни, заговоры, сказки. Сравнительно-мифологический анализ: мифологические мотивы и их роль в сюжете произведения; значимость для сюжета мифологем, например, воды, земли, огня, солнца и т.д..

Ключевые слова: прамиф, архетип, повторяемость, цикличность.

Основные понятия: мифологическое мышление, время и событие. Герой в мифе и отражение его свойств в авторском сюжете.

Пример: в повести Пушкина «Метель» особое значение приобретает заглавный образ, имеющий архетипический характер. Для выявления полноты смыслов повести показано сравнение с бураном в «Капитанской дочке» и лирическим сюжетом стихотворения Пушкина же «Бесы».

^

Тема 5. Психологическая и формальная школы.



Возникновение психологической школы в России – А.Потебня. Три направления психологической школы – психология творчества, т.е. автора (А. Потебня), психология искусства, т.е. реципиента (Л. Выготский), психология героя как alter ego автора (Д.Овсянико-Куликовский).

Понятие тождества мышления и языка («содержания и формы») как основа потебнианства. Анализ басни как «анатомии» авторского произведения. Произведение как «ответ» на невысказанный вопрос/запрос автора или общества. Трехуровневый анализ произведения – невозможность создания единственной интерпретации; множественность толкования как следствие «работы» внутренней формы произведения. Анализ произведения в предложенной ученым логике: речевой уровень – образы – идеи.

Логика Овсянико-Куликовского: анализ психологии героев как к ключ к авторской интерпретации.

«Психология искусства» Выготского: эстетический эффект как результат расхождения «формы и содержания». Несовпадение фабулы и сюжета (анализ «Легкого дыхания» Бунина).

Ключевые слова: метафора, представление, фабула, сюжет.

Основные понятия: звучание и значение, внутренняя и внешняя формы, значение и смысл, «конфликт» формы и содержания, расхождение фабулы и сюжета.

Пример: особый эффект «Метели» зиждется на расхождении фабулы (история Марьи Гавриловны в хронологической последовательности) и сюжета (порядок художественного изложения событий).
^ Формальная школа: Возникновение ОПОЯЗа (Общество по изучению поэтического языка) и основные положения общества. В.Шкловский – идеолог формализма. Основные положения школы: произведение как единственная данность филолога, отказ от историко-культурного контекста; автоматизм восприятия и прием остранения. Значение работы Б.Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя» для филологии. Понятие двух типов сюжета – интерес к тому, что происходит, и к тому, как это описан. Фигура рассказчика и повествователя. Понятие композиции как смены стилевых пластов.

Ключевые слова: сюжет, прием, комбинация, стиль, фабула, сюжет, сказ, стилизация.

Основные понятия: сюжет как комбинация приемов, композиция как смена стилевых позиций, сказ как сюжетно-композиционная форма; соотношение фабулы и сюжета.

Пример: использование Пушкиным в повести «Метель» романтических приемов и особая их комбинация, создающая мифологическую картину мира. Автоматизация восприятия на речевом уровне («Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена»). Особая функция остранения в этом тексте - узнавания в «незнакомце» своего мужа.

^

Тема 6. Понятие автора как всеобъемлющая теоретическая категория. Автор и читатель



Образ автора: автор и гений, этимология слова и формирование представлений об авторе - избранность, обреченность, провидчество.

Рождение автора. Рождение авторства. Творчество как “сочинение” и как интерпретация. Типы культуры - закрытая и открытая, традиционалистская и “авторская”. Специфика русской культуры в аспекте национальной культуры. Авторство как “вторичное” творчество, взаимодействие традиционного и индивидуального.

Специфика русской культуры с точки зрения авторства. Позднее рождение авторства и этапы его рождения: летописное “интерпретаторство” - публицистика - соавторство - псевдоним (“литература царей”) - автор в публицистике - автор в художественном тексте.

Понятие “стиль”. Стиль автора и стиль эпохи. Почерк - манера - стиль. Стиль как проявление авторской концепции искусства и как выражение авторской модели мира.

Литературный процесс как становление авторства: “жанровость” классицизма и “стильность” сентиментализма, имплицирование автора в романтизме и реализме.

Читатель как персонаж. Судьба автора в ее отношении к эксплицированному и имплицированному читателю.

^

Тема 7. Категории рода с точки зрения авторского присутствия




Организация текста в соответствии с жанрово-родовым принципом. Современные психо-лингвистические концепции литературного рода, основанные на доминировании определенного психологического понятия или грамматической категории. Принципиальное отличие современных теорий литературного рода от классических (Гегель, Белинский). Значимость первой - аристотелевской - теории рода.

Категория рода как форма выражения авторского присутствия.

Лирика как род, предполагающий “неизменение” автором своего лица: отождествление поэта с лирическим персонажем на ранних этапах лирики - дистанцирование автора от лирического персонажа - лирический герой - ролевая лирика. Жанры лирики. Жанровое и индивидуально-авторское сознание. Монологизм лирики и специфика слова в лирике.

Позиция автора «как бы со стороны» (Аристотель) в эпике: рассказчик, повествователь, позиция «вненаходимости». Точки зрения как выявление позиции автора.

Драма: неявленный автор и «лица действующие и деятельные» (Аристотель), определяющие развитие сюжета. Принципы анализа драматического произведения как работа с разными зонами текста. Паратекст как авторский «текст».

^

Тема 8. Понятие текста. Текст и произведение



Понятие текста. Независимость образа от автора. Текст как “сделанная” вещь. Текст и произведение.

Основные параметры текста: выраженность, отграниченность, структурность.

Границы понятия текст - слово как текст. Культура как текст.
^

Национальная литература как текст - взаимодействие “высокой” и массовой литературы. Перераспределение жанров. “Официальная” и “тайная” литература.




Литература:

Академические школы в литературоведении. М., 1975.

Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику. Поэтика сюжетов. // А.Н. Веселовский. Историческая поэтика. М., 1989.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

Потебня А.А. Три составные части поэтического произведения. // А.А. Потебня. Теоретическая поэтика. М., 1990.

Тынянов Ю.Г. Литературный факт. О литературной эволюции. - Ю.Н.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Фарино Ежи. Введение в литературоведение. С-П., 2000.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

Эйхенбаум Б. Как сделана “Шинель” Гоголя. // Поэтика М., 1992.

^

Экзаменационные вопросы.





  1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин (история

литературы и литературная критика).

  1. Поэтика и ее разновидности.

  2. Нормативная поэтика.

  3. Историческая поэтика

  4. Теоретическая поэтика.

  5. Культурно-исторический метод литературоведения.

  6. Сравнительно-исторический метод литературоведения.

  7. Мифологический метод литературоведения.

  8. Психологическая школа и принципы ее анализа.

  9. Формальная школа и методика ее анализа.

  10. Структурализм.

  11. Понятие текста. Текст и произведение.

  12. Теория метафоры. Образ – аллегория – символ

  13. Автор и авторство.

  14. Автор и читатель как персонаж.

  15. Понятие «стиль». Почерк-манера-стиль.

  16. Категория «рода» как форма выражения авторского присутствия.

  17. Лирика и формы воплощения авторской позиции.

  18. Эпос с точки зрения воплощения авторской позиции.

  19. Драма и формы выражения авторской точки зрения.

  20. Лиро-эпика и ее жанры.

  21. Понятие «хронотоп».

  22. Понятие метода. Понятие художественного мира автора.

  23. Текст и произведение





Похожие:

Программа по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебный курс «История политических и правовых учений» предусмотрен для студентов 4 курса дневного отделения, 5 курса вечернего отделения,...
Программа по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса iconКафедра фармакологии практические навыки для студентов 2 курса факультета «общая медицина»
...
Программа по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса iconМетодические указания по выполнению контрольных работ курсА «математика...
Сборник заданий по математике и статистике. Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу «Математика и статистика»...
Программа по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса iconКафедра фармакологии практические навыки для студентов 2 курса факультета «общая медицина»
Перечень экзаменационных препаратов для выписывания в рецептах по дисциплине «Фармакология» для студентов 2 курса факультета
Программа по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса iconРабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп...
Программа курса «Экономическая теория» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра...
Программа по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса iconКонтрольная работа по истории русского литературного языка
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов IV-V курсов заочного отделения филологического факультета и должно служить...
Программа по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса iconПрограмма ознакомительной практики для студентов 3 курса направления...
Программа ознакомительной практики студентов 3 курса. Программа практики – /сост. Никулина Т. И., Молокова О. А. – Иркутск: иглу,...
Программа по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса iconЭкзаменационные вопросы по внутренним болезням для студентов 4 курса...
История, предмет и задачи дисциплины «Внутренние болезни». Организация терапевтической помощи в Республике Беларусь
Программа по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса iconМетодические рекомендации по написанию контрольной работы для студентов...
Контрольная работа является основным методом проверки знаний студентов заочного отделения. Она позволяет оценить степень подготовленности...
Программа по теории литературы для студентов V курса заочного отделения филологического факультета Цель и задачи курса iconМетодическое пособие для студентов заочного отделения технических специальностей
Методическое пособие предназначено для аудиторной и самосто­ятельной работы студентов заочного отделения технических специальностей....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница