1. Литературоведение как наука


Скачать 159.51 Kb.
Название1. Литературоведение как наука
Дата публикации08.03.2014
Размер159.51 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Литература > Документы
Тема 1. Литературоведение как наука

Зачем нужно изучать литературу. Место литературоведения в системе гуманитарного знания. Филология и литературоведение. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. Теория литературы, история литературы, литературная критика: разграничение полномочий и логика взаимодействий. Поэтика и текстология. Особый статус стиховедения. Смежные гуманитарные науки и их роль в решении литературоведческих задач: семиотика, герменевтика, психология, социология, источниковедение и библиография.

^ Тема 2. Поэтический язык

Язык как первоэлемент литературы. Слово и образ. Путь развития слова – от образа к понятию. Учение А. А. Потебни о «внутренней форме слова». Понятие о функциях языка (Р. О. Якобсон). Поэтическая функция языка – «направленность на сообщение как таковое». «Рефлективность» поэтического слова. Поэзия как «речевая деятельность, характеризующаяся максимальной ощутимостью способов выражения». Образность поэтического языка в понимании Г. О. Винокура. Концепция М. И. Шапира как попытка обобщить точки зрения на проблему поэтического языка.

^ Тема 3. Ресурсы поэтического языка

Язык художественной литературы и литературный язык: соотношение понятий. Слова различной языковой среды и их функция: варваризмы (макароническая речь), диалектизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы), новые слова (окказионализмы). Роль стилистически маркированных и немаркированных языковых средств в поэтической речи. Подражания и стилизации.

^ Тема 4. Смыслообразующая роль тропов

Механизм тропа и его функция. Класс метафор и класс метонимий. Сравнение как основополагающий троп. Метафора и ее отличие от сравнения. Виды метафор (олицетворение, овеществление, «стершаяся», реализованная, развернутая). Эпитет и его отличие от логического определения. Эпитеты постоянные, «украшающие», метафорические, оксюмороны. Отличие метонимии от метафоры. Разновидности метонимических замещений: содержащее / содержимое, материал / изделие, количественные замены (синекдоха), эвфемизмы, перифразы. Аллегория и символ.

^ Тема 5. Смыслообразующая роль фигур

Понятие о фигуре. Художественные функции фигур. Изменение узуального значения синтаксической конструкции: риторический вопрос, обращение, восклицание. Фигуры прибавления слов (виды повторов): анафора, эпифора, симплока, анадиплосис (стык). Фигуры убавления слов: эллипсис, зевгма (силлепс), бессоюзие. Фигуры перемещения слов: инверсия, параллелизм, антитеза, хиазм. Соотношение тропов и фигур.

^ Тема 6. Стихотворная речь

Стих и проза: критерии разграничения. Стих как речь с двойной сегментацией. Семантические различия стиха и прозы. Слово в стихе и прозе. «Динамизация» стихового слова под влиянием «единства и тесноты стихового ряда» (Ю. Н. Тынянов). Стих и язык. Понятие о системах стихосложения. Родовой принцип русского стихосложения. Метр и размер. Суть стихотворной реформы М. В. Ломоносова–В. К. Тредиаковского. Основные ритмические единицы: стих и стопа.

^ Тема 7. Динамика русского стиха

Метр и ритм. Ритмические определители силлабо-тонического стиха: пропуски метрических ударений, сверхсхемные ударения, ритмический зачин (анакруса), цезура, клаузула, рифма. Эволюция русского стиха как последовательное «разрушение» силлабо-тоники: трехсложники с вариациями анакрус, логаэды и дольники, тактовики, акцентный стих Маяковского, верлибры. Понятие о строфе. Основные разновидности строф.

^ Тема 8. Семантика стихотворной формы

Стих как смысл. Содержательность стихотворной графики. Фигурные стихи. Метр и смысл. Понятие о «семантическом ореоле». Строфа и проблема влияния. Содержательные ассоциации отдельных строфических моделей. Стихотворный перенос и его смысловые возможности. Основные функции стихового переноса.

^ Тема 9. Смыслообразующая роль сюжета

Понятие о сюжете. Определения «сюжета» в русском литературоведении. Соотношение понятий сюжет и фабула. Сюжет – содержание или форма художественного произведения? Сюжет как комбинация мотивов, устойчивость сюжетных схем (А. Н. Веселовский). Сюжет как система: элементы сюжета и их смысловая роль. «Минус-приемы» в сюжетосложении. Особенности сюжета в различных типах литературы.

^ Тема 10. Смыслообразующая роль композиции

Понятие о композиции. Композиция как универсальный и одновременно уникальный компонент структуры текста. Внесюжетные элементы композиции и их смысловая роль: расстановка персонажей, авторское описание (отступление), портрет, пейзаж, интерьер.

^ Тема 11. Композиция как система «точек зрения»

Композиция – система «точек зрения» (Б. А. Успенский). Смена рассказчиков как один из способов объективного воссоздания характера и действительности («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Выстрел» А. С. Пушкина).

^ Тема 12. Принципы родового деления литературы

Литературный род – содержательная категория или пережиток эстетического догматизма? Основания для разграничения литературных родов: (Аристотель, Гегель). Род как характеристика общего, устойчивого, повторяющегося в структуре произведений. Художественно освоенное событие в эпосе, действие – в драме, душевное состояние – в лирике.

^ Тема 13. Принципы жанрово-видового деления литературы

Понятие о жанре как способе структурно-содержательной организации произведения, исторически сложившемся, устойчивом типе моделирования «образа мира». Система жанрообразующих факторов.

^ Тема 14. Эпос как литературный род

«Родовые» свойства текста эпического произведения: сочетание речи изображающей и изображенной, эпический тип события (встреча персонажей как выявление противоречивого единства мира). Структура эпического сюжета: удвоение центрального события, закон эпической ретардации, равноправие и равноценность случая и необходимости, взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем. Основные эпические жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла.

^ Тема 15. Драма как литературный род

Соотношение слова героя (основной текст) и авторской речи (паратекст). Сценическая природа драмы. Сюжет драмы: выбор судьбы. Пространство-время драматического действия и конфликт. Специфика речи в драме. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа. Драматургические жанры: трагедия, комедия, собственно драма, трагикомедия.

^ Тема 16. Лирика как литературный род

Предмет лирики: не бытие, но отношение к бытию. «Я» лирическое и «я» биографическое. Индивидуальность чувства и всеобщность слова. Субъектная структура лирики: автор-повествователь, собственно автор, лирический герой, герой ролевой лирики (Б. О. Корман). Условность описания в лирике. Пространство и время в лирическом произведении. Жанры лирики и их судьба в XX веке.

^ Тема 17. Анализ художественного текста

Зачем нужно анализировать художественный текст. Анализ и интерпретация. Интерпретация как реализованное понимание. Текст и произведение. Система и структура.
^ Смыслообразующая роль тропов
Какой троп составляет основу смыслообразования в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утёс» и «На севере диком стоит одиноко…»? Какое начало, на Ваш взгляд, преобладает в этих произведениях (социальное, любовное, философское) и почему?
Установите происхождение и определите основу для переносного значения слов в следующих метафорах:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинк,

Покрытый ржавчиной презренья?..

М. Лермонтов

Пластинкой тоненькой «жилета»

Легко щетину спячки снять.

О. Мандельштам

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Б. Пастернак
Попытайтесь раскрыть смысл правки А. С. Пушкиным своих рукописей («Евгений Онегин»):
…И, устремив на чуждый свет

Разочарованный (позолоченный) лорнет…

(I, XIX)

Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят,

Еще усталые (ленивые, проворные) лакеи

На шубах у подъезда спят…

(I, XXII)
Занятие 5

Стихотворная речь


  1. Каковы критерии разграничения стиха и прозы?

  2. Почему стихотворная речь есть речь с двойной сегментацией?

  3. В чем состоят семантические различия стиха и прозы?

  4. Как Вы понимаете сформулированный Ю. Н. Тыняновым закон «единства и тесноты стихового ряда»?

  5. Почему не существует универсальной системы стихосложения?

  6. В чем заключается родовой принцип русского стихосложения? Какова его наиболее строгая форма?

  7. Что такое метр?

  8. В чем состояла суть стихотворной реформы М. В. Ломоносова–В. К. Тредиаковского?

  9. Что такое «стих», «метр», «стопа», «анакруса», «цезура», «клаузула», «рифма», «строфа».


Занятие 6

Стихотворная речь (определение стихотворных размеров)

Давид Самойлов
* * *

Запиши мне в жизнь кусок

Марта с долгою метелью.

Занеси ещё лесок,

Где берёза рядом с елью.
Подверстай ещё сугроб,

Что от сумрака сиренев.

Подведи потом итог

Ветра, снега и деревьев.
Это всё соедини

В зимнем облике природы

В завершающие дни

Холодов и непогоды.

^

Анна Ахматова



* * *

Все мы бражники здесь, блудницы,

Как невесело вместе нам!

На стенах цветы и птицы

Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,

Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней.
Навсегда забиты окошки.

Что там – изморозь или гроза?

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза.
О, как сердце мое тоскует!

Не смертного ль часа жду?

А та, что сейчас танцует,

Непременно будет в аду.

^

Иосиф Бродский

Сонет


Мы снова проживаем у залива,

и проплывают облака над нами,

и современный тарахтит Везувий,

и оседает пыль по переулкам,

и стекла переулков дребезжат.

Когда-нибудь и нас засыплет пепел.
Так я хотел бы в этот бедный час

приехать на окраину в трамвае,

войти в твой дом,

и если через сотни лет

придет отряд раскапывать наш город,

то я хотел бы, чтоб меня нашли

оставшимся навек в твоих объятьях,

засыпанного новою золой.

^

Марина Цветаева



* * *

В мире, где всяк

Сгорблен и взмылен,

Знаю – один

Мне равносилен.
В мире, где столь

Многого хощем,

Знаю – один

Мне равномощен.
В мире, где всё –

Плесень и плющ,

Знаю: один

Ты – равносущ
Мне.

^

Михаил Кузмин


* * *

Когда я тебя в первый раз встретил,

не помнит бедная память:

утром ли то было, днем ли,

вечером или позднею ночью.

Только помню бледноватые щеки,

серые глаза под темными бровями

и синий ворот у смуглой шеи,

и кажется мне, что я видел это в раннем детстве,

хотя и старше тебя я многим.

^

Владислав Ходасевич


* * *

Как выскажу моим косноязычьем

Всю боль, весь яд?

Язык мой стал звериным или птичьим,

Уста молчат.
И ничего не нужно мне на свете,

И стыдно мне,

Что суждены мне вечно пытки эти

В его огне;
Что даже смертью, гордой, своевольной,

Не вырвусь я;

Что и она – такой же, хоть окольный,

Путь бытия.

^

Михаил Лермонтов


* * *

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой –

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растет.

^

Марина Цветаева



* * *

Наконец-то встретила

Надобного – мне:

У кого-то смертная

Надоба – во мне.
Чтò для ока – радуга,

Злаку – чернозем –

Человеку – надоба

Человека – в нем.
Мне дождя и радуги

И руки – нужней

Человека надоба

Рук – в руке моей.
Это – шире Ладоги

И горы верней –

Человека надоба

Ран – в руке моей.
И за то, что с язвою

Мне принес ладонь –

Эту руку – сразу бы

За тебя в огонь!

^

Марина Цветаева

Луна – лунатику

Оплетавшие – останутся.

Дальше – высь.

В час последнего беспамятства

Нé очнись.
У лунатика и гения

Нет друзей.

В час последнего прозрения

Нé прозрей.
Я – глаза твои. Совиное

Око крыш.

Буду звать тебя по имени –

Нé рассшлышь.
Я – душа твоя: Урания –

В боги – дверь.

В час последнего слияния

Нé проверь!
Анна Ахматова
* * *

Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся,

Полуласково, полулениво

Поцелуем руки коснулся –

И загадочных, древних ликов

На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его – напрасно.

Отошел ты, и стало снова

На душе и пусто и ясно.
^

Александр Пушкин


Осень

(Отрывок)

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

<…>
Андрей Вознесенский

Монолог рыбака

«Конечно, я не оратор,

подкованный философски,

но

ратую

за тех, кто берет лосося!

Бывали вы в нашем море,

магнитнейшем из морей?

Оно от лимонных молний

кажется лиловей!

Мотаются мотоботы,

как уголь, горит вода –

работа!

работа!

Все прочее – лабуда.

Мы боги, когда работаем,

просвечены до волос,

по борту,

по борту,

как лампы, летит лосось.

Да здравствует же свобода,

нужнейшая из свобод,

работа,

работа –

как праздничный ледоход.

<…>»
Занятие 7

Динамика русского стиха
Расположите следующие стихотворения в соответствие с логикой эволюции русского стиха и постройте метрические схемы:
Николай Тихонов

Баллада о гвоздях

Спокойно трубку докурил до конца,

Спокойно улыбку стер с лица.
– Команда – во фронт! Офицеры, вперед!

Сухими шагами командир идет.
И слова равняются в полный рост:

– С якоря в восемь. Курс – ост.
– У кого жена, дети, брат, –

Пишите – мы не придем назад.
– Зато будет знатный кегельбан. –

И старший в ответ: – Есть, капитан!

<…>
Иван Бунин

Одиночество


И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой…

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один – без жены…
Сегодня идут без конца

Те же тучи – гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила – и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.
Марина Цветаева
* * *

Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Ты, меня любивший – дальше

Некуда! – За рубежи!
Ты, меня любивший дольше

Времени. – Десницы взмах! –

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах.

^

Иосиф Бродский


Рождественская звезда

В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,

Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным; грудь матери, желтый пар

из воловьих ноздрей, волхвы – Бальтазар, Каспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого ее конца,

звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
Осип Мандельштам
* * *

Летают валькирии, поют смычки.

Громоздкая опера к концу идет.

С тяжелыми шубами гайдуки

На мраморных лестницах ждут господ.
Уж занавес наглухо упасть готов;

Еще рукоплещет в райке глупец,

Извозчики пляшут вокруг костров.

Карету такого-то! Разъезд. Конец.
Задание 8

Смыслообразующая роль сюжета


  1. Как несовпадение сюжета и фабулы (статья Л. С. Выготского «Легкое дыхание») определяет смысл бунинского рассказа, превращая историю «путанной жизни» провинциальной гимназистки в рассказ о «легком дыхании»?

  2. В новелле Ги де Мопассана «Возвращение» найдите эпизоды, нарушающие фабульную последовательность событий. Что изменится, если сюжет выстроить в хронологической последовательности? Можно ли считать произведение законченным, несмотря на то, что сюжет незавершен?

  3. Сравните две редакции рассказа А. П. Чехова «Шуточка». Что в нем подверглось переработке? Попробуйте определить суть внесенных Чеховым исправлений (см.: Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М., Т. 5. С. 21–24; 489–492).


Занятие 9

Смыслообразующая роль композиции


  1. Как композиционная рамка в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» позволяет «расширить» сюжет, выводя повествование за рамки конкретных событий?

  2. Как внесюжетные элементы композиции (авторское описание, портрет, пейзаж, интерьер) участвуют в раскрытии смысла заглавия рассказа А. П. Чехова «Враги»?

  3. Как система рассказчиков и нарушение фабульной последовательности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» способствуют раскрытию характера главного героя?

  4. Что, с точки зрения Б. Э. Эйхенбаума (статья «Как сделана “Шинель” Гоголя»), составляет основу композиции в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?


Занятие 10

Смыслообразующая роль композиции
Какова, с Вашей точки зрения, роль «вставной истории» (сказки, рассказанной Гриневу «крестьянским царем» Пугачевым) в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! – Затейлива калмыцкая сказка?
Охарактеризуйте роль художественной детали в описании интерьера дома Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»:
На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину… На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало много всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.
Описывая с точки зрения Павла Петровича интерьер комнаты Фенечки («Отцы и дети»), И. С. Тургенев подчеркивает такую деталь: на стене генерал Ермолов «в бурке, грозно хмурился на отдаленные Кавказские горы из-под шелкового башмачка для булавок, падавшего ему на самый лоб» (гл. XIII). Объясните смысловую роль этой детали.
Занятие 11

Эпос как литературный род


  1. В чем заключаются «родовые» свойства текста эпического произведения?

  2. Какова структура эпического сюжета?

  3. На примере произведения А. П. Чехова «Студент» определите его жанр (рассказ или новелла) и аргументируйте свой выбор.

  4. Чем мотивировано изменение пейзажа в сильных позициях текста?

  5. Раскройте композиционную роль вставной истории.


Занятие 12

Драма как литературный род


  1. В чем специфика речевой организации драматического произведения?

  2. Особенности пространственно-временной организации в драме.

  3. В чем проявляется сценическая природа драмы?

  4. Каким предстает герой в драме?

  5. Охарактеризуйте основные драматургические жанры.

  6. Какие грани авторской позиции, с Вашей точки зрения, раскрывает заглавие драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и ее афиша?

Действующие лица:

Арбенин, Евгений Александрович.

Нина, жена его.

Князь Звездич.

Баронесса Штраль.

Казарин, Афанасий Павлович.

Шприх, Адам Петрович.

Маска.

Чиновник.

Игроки.

Гости.

Слуги и служанки
Занятие 13

Лирика как литературный род


  1. В чем заключается предмет лирики?

  2. Почему «я» лирическое не равно «я» биографическому?

  3. Охарактеризуйте субъектную структуру лирики.

  4. В чем состоит условность описания в лирике?

  5. Определите форму лирического «я» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Завещание». Аргументируйте свой ответ.

  6. Композиция стихотворения А. С. Пушкина «Телега жизни» подчинена логике раскрытия художественного образа, в основе которого лежит известный троп (какой?). Восстановите эту логику, помня о том, что развитие темы в лирическом стихотворении идет за счет мотивов, которые вводятся в текст по ассоциации.

  7. Описание Ф. И. Тютчевым грозы в стихотворении «Весенняя гроза» не соответствует природному явлению, что ставит под сомнение достоверность авторского описания. В чем же тогда состоит его художественная функция?

Похожие:

1. Литературоведение как наука iconВопросы к экзамену по курсу «Введение в литературоведение»
Литературоведение в системе других филологических дисциплин. Критика и литературоведение: различия и точки соприкосновения. Вспомогательные...
1. Литературоведение как наука iconТема 1: логика как наука
Логика это наука о рассуждениях. Иногда определяют как науку о правильном мышлении
1. Литературоведение как наука icon1. тгп как наука и учебная дисциплина Теория государства и права...
Тгп как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система...
1. Литературоведение как наука iconИх интересовали вопросы возникновения и строения мира, солнце
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
1. Литературоведение как наука icon1 Политология как наука и учебная дисциплина Политология
Политология – это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования полит...
1. Литературоведение как наука icon1 Анатомия как наука. Ее место среди других дисциплин, значение....
Анатомия – наука изучающая строение тела человека, его клеток, тканей, органов, систем органов и аппаратов
1. Литературоведение как наука iconАнтропология это совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением...
Антропология как наука – антропология как наука появляется в 19 веке и связано это с развитием знаний о человеке, антропология с...
1. Литературоведение как наука iconО в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова...
Тема психологическая диагностика как наука тема классификации психодиагностических методов тема стандартизованные методы психодиагностики...
1. Литературоведение как наука iconЛекция №1. Тема: Урология как наука
Урология – наука, изучающая заболевания органов мочеполовой системы и заболевания мужских половых органов
1. Литературоведение как наука icon«Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление»
Тема №1: «Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница