Реферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика»


Скачать 189.75 Kb.
НазваниеРеферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика»
Дата публикации01.03.2014
Размер189.75 Kb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Литература > Реферат
Министерство культуры Российской Федерации

Красноярский государственный художественный институт

Кафедра

«Мировой художественной культуры

и социальных дисциплин»

Реферат

на тему

«Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года»

по < Истории отечественного искусства и культуры >

курс 5, специальность «Графика»



Выполнила:

студентка группы Г- 5

Протасова А. А.


Проверила:

Профессор Худоногова Е. Ю.

Дата:________________________

Подпись _____________________


Красноярск 2011г.
ПЛАН

I. Введение
II. Творческие искания Михаила Нестерова. Его формирование как художника

2.1 Две стороны личности. Две жизни в искусстве

2.2 Влияние из прошлого. Что откуда вытекает
III. Создание собственного мира

3.1 Появление образа человека в русской природе

3.2 «Лучший человек древних лет Руси»

3.3 «Видение отроку Варфоломею»

3.4 Нестеровский пейзаж
IV. Монументальная живописи

4.1 Возвращение к монументальной живописи
V. Портретная живопись Нестерова

5.1 Судьба русской женщины

5.2 Женский образ

5.3 Портреты философско-религиозного плана
VI. Заключение
VII. Список литературы

^ I. ВВЕДЕНИЕ

Меня заинтересовала тема «Русский мир, как основа поэтики живописных и религиозных исканий Михаила Нестерова» для рассмотрения Русского искусства переходного периода, то есть конца 19 – начала 20 веков. Период, когда еще работали передвижники, но уже чувствовалось приближение чего-то нового, новый виток в развитии Русского искусства. Нестеров, начавший свой творческий путь в конце 19 века, чье сознание формировалось в поисках собственного пути, который нес свои идеи вопреки всему.

Тема «Русский мир, как основа поэтики живописных и религиозных исканий Михаила Нестерова» является актуальной для теории изучаемого курса, так как на примере данной темы можно понять, как время влияет на художника.

На мой взгляд, данная тема очень хорошо освещена в литературе. В трудах С. Н. Дурылина, в монографии А. И. Михайлова, в книгах И. И. Никоновой, в многочисленных статьях разных авторов дается подробнейшая характеристика не только живописи, но и взглядов, мировоззрения Нестерова. Меньше внимания уделяется его литературной деятельности. В 1985 году были опубликованы его «Воспоминания», рассказ о первой половине его «жизни в искусстве». Весомый вклад в изучение творчества Нестерова внесли А. А. Русакова. В своих трудах, посвященных Михаилу Нестерову, автор рассматривает биографию художника, как его жизнь отразилась на его творениях, что вдохновляло его. Как и что повлияло на Нестерова. Как исторические события отражаются на мировоззрении художника.

Цель реферата рассмотреть процесс формирования художника. Рассмотреть, как на его творчестве отразились события его жизни, крупнейшие события в России этого периода.

Исходя из этого, можно сформулировать следующие задачи: проследить процесс формирования собственного «нестеровского» стиля; понять что влияло на его формирование как личности и как художника; увидеть и понять роль человека и роль природы в его произведениях, роль женского образа.
^ II. Творческие искания Михаила Нестерова. Его формирование как художника

2.1 Две стороны личности. Две жизни в искусстве.

Творчество Нестерова олицетворяет собой живую связь времен, преемственность между искусством 19 века и советским. Нестеров прожил две жизни в искусстве. Ко времени октябрьской революции художник пришел уже широко известным в России и Европе мастером, создателем особого живописного мира, человеком, чье имя связывалось с настойчивыми поисками нравственного идеала. В последнее двадцатилетие жизни он становится видным портретистом.

^ 2.2 Влияние из прошлого. Что откуда вытекает

Детство художника, прошедшее в одном из старейших городов Урала – Уфе, в религиозной, патриархальной, но отнюдь не чуждой культуры купеческой семье, наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Полученные в ранние годы импульсы давали о себе знать и в тематике дореволюционной живописи, и в его неустанных – в духе то Достоевского, то Толстого – поисках нравственного идеала, и в преданной любви к северному пейзажу, в его эпическом и лирическом преломлении, и в стремлении выработать такой живописный язык, в котором новое органически вытекало бы из утвержденного временем, а национальное сочеталось бы с общечеловеческим.

Начало занятий Нестерова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества совпадает с периодом «бури и натиска» передвижничества, находившегося в резкой оппозиции к омертвелому традиционализму Петербургской Академии художеств. Воздействие передвижнической идеологии, с ее вживанием в горести и нужды человека из народа, на художественную молодежь 1870х – 1880х гг было огромно. Не меньшее значение имел для нового поколения живописцев и отход передвижников от канонов академической стилистики, отход, казавшийся более решительным, чем он был на самом деле. Московское училище было как раз той школой, где передвижники первого поколения воспитывали преемников.

Влияние Перова, первого учителя Нестерова, более сильное и глубокое, чем это, кажется на первый взгляд, на долгие годы определило отношение Нестерова к основным вопросам искусства.

В 1881 Нестеров переводится в Петербургскую Академию художеств. Однако этот переход не принес Нестерову ни удовольствия, ни прямой пользы. Как объяснял в последствии он сам свою несовместимость с академической системой обучения, дело было в «нежелании признать, что Академия только школа». Находил утешение лишь в посещении Эрмитажа, где заполнял пробелы московского образования. Это приобщение к шедеврам Мирового искусства, а так же неожиданное знакомство в залах Эрмитажа с Крамским было единственным положительным результатом переезда в Петербург.

Крамской стал учителем. Рациональный по своему складу Крамской, не разрушал «перовского настроения» Нестерова, учил молодого художника, прежде всего серьезному вдумчивому подходу к профессии живописца.

В 1883 году возвращается в Москву. Лихорадочно ищет свою большую тему, свое место в искусстве. От жанровых картин переходит к портрету (портрет невесты М. Мартыновской, актрисы М. Заньковецкой, С. Коровина), от портрета к иллюстрации, к историческому жанру. Однако в его ранних исторических композициях нет подлинного проникновения в дух времени, нет еще умения отличить существенное, главное в историческом процессе от занимательных мелочей. «Он находил картину слишком большой для своей темы…, что сама тема слишком незначительна…, что нельзя, читая русскую историю, останавливать свой взгляд на темах обстановочных, мало значимых… Он говорил, что верит, что я найду иной путь, и этот путь будет верный»,- пишет Нестеров в своих воспоминаниях, так Крамской отзывался о его дипломе «До государя челобитчики» 1886 года. Эти слова Крамского оказались пророческими. Конец 1880х стал переломным в жизни и творчестве художника. Он родился как живописец – создатель своей, нестеровской, лирической темы, звучащей и в пейзаже, и в религиозно-исторических картинах, посвященных Сергию Радонежскому, и в цикле, повествующем о женской судьбе.
^ III. Создание собственного мира

Переход Нестерова к новым темам и исканиям новой образной системы был отчасти обусловлен обстоятельствами его личной жизни – смерти его жены. Горе заставило Нестерова искать утешение в религии, в легендах старины.

Нестеров был далеко не одинок в своем стремлении уйти от боли и противоречии реальной жизни в искусство, создать свой мир, а затем ввести в этот мир всех жаждущих успокоения.

С болезненной остротой ощущая неблагополучие старого мира, ненавидя бездушную «машинную» цивилизацию, возмущенно отворачиваясь от буржуазного позитивизма в науке и искусстве, предчувствуя надвигающиеся революционные бури и одновременно страшась их, многие русские интеллигенты ищут прибежища в религии, мистике или же в своеобразном мифотворчестве, в созданном ими самими иллюзорных мирах. На Западе аналогичное явление называют «ностальгией конца века», где ностальгия – тоска не по реальной, а по воображаемой родине – по прекрасной стране, созданной фантазией художника, по незатронутой цивилизацией землям или же по прошлому в различных его ипостасях. Некрасов, поэтизируя русскую природу и русскую старину, стремясь найти нравственный идеал в глубоко и искренне веровавших людях Древней Руси, пожалуй, наиболее полно воплотил в своем творчестве феномен, который можно назвать национальным романтизмом.

«Христову невесту», картину созданную Нестеровым вскоре после окончания Училища, можно считать своеобразной прелюдией к новой теме и новому ее решению. Уже в самом названии картины выражено стремление отойти от повседневности. В этом произведении, отнюдь не казавшемся самому художнику программным, впервые зазвучала тоска по утерянному, по несбыточному. И впервые на фоне полного грусти осеннего пейзажа явилась «нестеровская» девушка, а вместе с ней родилась в русском искусстве тема мятущейся души, готовой скрыться от мирских треволнений и горестей за стенами старообрядческого скита. «С этой картины, - писал впоследствии живописец, - произошел перелом во мне, появилось то, что позднее развилось в нечто цельное, определенное, давшее мне свое лицо…без «Христовой невесты» не было бы того художника, имя которому Нестеров».

^ 3.1 Появление образа человека в русской природе

«Пустынник» досказал то, что еще не было сказано в «Христовой невесте». Если последняя была задумана как своеобразный памятник ушедшей любви, то в «Пустыннике» с твердостью звучало уже кредо Нестерова. Этот старик-монах сам как бы часть среднерусской осенней природы, стал, не подозревая того, олицетворением душевного покоя и нравственного равновесия, недостижимого для метущегося, неуемного в своих стремлениях и страстях художника. В этой картине ощущалось чисто нестеровское умение заставить звучать в унисон образ человека и окружающую его природу. Именно в «Пустыннике» художник впервые сумел показать, как любит он русский пейзаж, на фоне которого как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни, и русскую душу. Написав «Пустынника», Нестеров подтвердил, что входит в круг создателей живописно-эмоционального направления в русском искусстве, художников, уравнявших чувство и переживания в правах с мыслью.

^ 3.2 «Лучший человек древних лет Руси»

«Лучший человек древних лет Руси», избранный Нестеровым в герои своих будущих картин – Сергий Радонежский. В Сергии, крупном русском религиозном и политическом деятеле 14 века, духовном наставнике Дмитрия Донского и его вдохновителе на борьбу с монголо-татарским игом, воплотился для Нестерова идеал человека, всей своей жизнью утверждающего силу добра и нравственного совершенствования. Форму выражения охвативших его чувств Нестеров искал в сочетании углубленного изучении натуры с субъективной переработкой жизненных впечатлений. Живописец новой формации, он тонко отличал живописную правду от натуралистического правдоподобия, понимал, что картина – совершенно особый, созданный самим художником живописный мир. Постепенно избавляясь от робости и излишней досказанности «Пустынника», Нестеров вырабатывает свой стиль, в котором элементы модерна – в плоскостности композиционных схем, в утонченности ритмов, сдержанной остроте поз, силуэтов, жестов и приглушенности цветовой гаммы – будут возникать как результат обработки огромного натурного материала, в процессе тщательного отбора пленэрных этюдов. Суть его живописи девяностых и девятисотых годов – в «избранности» деталей, в композиционной построенности.

^ 3.3 «Видение отроку Варфоломею»

Эти новые свои принципы Нестеров впервые сознательно применяет в «Видении отроку Варфоломею», открывшем сюиту картин, посвященных Сергию Радонежскому.

Повышенная одухотворенность Варфоломея, продуманность ритмов столь же одухотворенного пейзажа, особая гармония, разлитая в картине, сделали «Видение отроку Варфоломею» произведением не только значительным, но и наиболее характерным для русского варианта модерна начала девяностых годов. В этом варианте – все спокойнее, уравновешеннее, «классичнее» и, вместе с тем, ближе к натуре, чем в среднеевропейском Югендстиле. С появлением «Видения отроку Варфоломею» можно уже говорить не только о слиянии в картинах Нестерова человека и природы, но и о появлении совершенно особого, нестеровского пейзажа.

^ 3.4 Нестеровский пейзаж

Почти всегда на картинах Нестерова - весна или осень, значительно реже – зима или лето… И иногда, или почти никогда, - не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под порывами ветра деревья. Все тихо, безмятежно, «благолепно», все проникнуто тютчевским ощущением того, что «сквозит и тайно светит» в нетленной красоте природы. Все правдиво, точно, знакомо.

^ Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа
Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.
У Некрасова был развит дар отбора, переосмысления натуры. Деревья хрупки до болезненности, цветы и травы неярки, скромны. Голубизна неба столь нежна, чиста и прозрачна, что вызывает ощущение беспредельности воздушного пространства. Во всех этих пейзажах есть качество, которого художник добивается очень сдержанными, скромными средствами, - своеобразный романтизированный историзм. Главки деревянных церквей на фоне светлого неба, скит или сарай – такие, какие испокон веков существовали на Руси, - никакой навязчивой реставрации старины и, вместе с тем, в сочетании с чертами типичного северного или среднерусского пейзажа эти детали создают ощущение прочной связи прошлого и настоящего, сегодняшней реальности и воспоминаний о далеких временах.

В основе пейзажей нестеровских картин лежит обычно одна и та же система. Почти всегда строго параллельно плоскости холста разворачиваются мягко переходящие друг в друга пейзажные планы. Горизонт сравнительно высок, художник смотрит на действующих лиц картины и окружающую их природу чуть-чуть сверху. Изредка горизонт вообще скрыт лесом («Юность Сергия Радонежского») или выступающими из-за деревьев деревянными строениями («Великий постриг»). Иногда за фигурой святого подымаются покрытые лесом, мягко круглящиеся холмы («Преподобный Сергий Радонежский»). Иногда взгляду зрителя открываются дали с излучиной широкой реки и уходящему к горизонту взгорья («На горах», «За Волгой»). Все продумано, уравновешенно, гармонично.
^ IV. Монументальная живопись

В последнее двадцатилетие 19 века в России резко возрастает интерес к монументальной живописи, несколько ранее возродившийся в Западной Европе, особенно во Франции и Германии. Проблема синтеза архитектуры, скульптуры и живописи становится одной из основных проблем европейского искусства, причем разных его направлений – от академизма до символизма включительно. С этой тенденцией связаны в значительной мере поиски «большого стиля эпохи», новой декоративной живописной системы.

В России монументальная живопись развивалась в это время главным образом в рамках церковных заказов. И одним из весьма деятельных участников ее создания становится Нестеров. Для этого было много предпосылок – и воспитанная в нем с детства глубокая религиозность, и поиски им новых живописных решений, лежащих вне пленэрной системы, новой картинности, несущей в себе элементы монументальности. Поэтому участие в такой значительной по объему и общественному резонансу работе, как роспись Владимирского собора, было ему, безусловно, желанно. Однако, несмотря на стремление создать «большой национальный стиль» церковной живописи, это начинание не принесло значительных плодов в сфере эстетической. Мысль о возрождении русской стенописи в рамках православного канона была в эти годы по самой своей сути реакционной и не могла привести к подлинному художественному успеху.

Участие в росписи Владимирского собора (1890 – 1895) сделало Нестерова известным церковным живописцем. Последовали многочисленные заказы, в частности мозаичного декора храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге (1894 – 97) и росписи церкви в Абастумане (1899 – 1904). В течении двух десятилетий Нестеров не покидал на сколько-нибудь длительный срок церковных лесов. И постепенно ему становится ясно, что церковные росписи не только поглощают необходимое для работы над картинами время, но и обедняют его живопись, делая ее схематичной, иконной, надуманной. Недаром после окончания росписи церкви в Абастумане Нестеров писал своему другу: «Как знать, может Бенуа и прав, может, мои образа и впрямь меня съели, быть может, мое призвание не образа, а картины – живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, - словом, поэтизированный реализм».

^ 4.1 Возвращение к монументальной живописи

Примерно в 1905 – 1910х годах Нестеров возвращается к монументальной живописи.

Марфо–Мариинская обитель, которую проектировал и строил по рекомендации Нестерова архитектор А. Щусев, - удачная попытка решения церковного комплекса в неорусском стиле, переложенная на язык модерна особенностей новгородско-псковской архитектуры. Благодаря тому, что творческие поиски Щусева и Нестерова шли в одном направлении, здесь в большей мере, чем во многих постройках начала века, был достигнут синтез архитектуры и живописи, овеянный духом национального романтизма.

Полные внутренней напряженности, интенсивные по цвету, росписи значительно отличались от прежних, более каноничных церковных работ. Сильнее всего увлекла Нестерова работа над большой картиной для трапезной, названной им «Путь ко Христу». Здесь он попытался дать новый вариант темы богоискательства: к Христу, трактованному как некое видение, подходят мужчины, женщины, юноши, дети, ведомые сестрами Марфо-Мариинской обители. Есть среди них и крестьяне-странники, и раненый воин, и гимназист, и девочка в школьном платье – словом, современные художнику городские и деревенские люди.

Еще больше раздвинул круг ищущих правды Нестеров в за­вершенной к 1917 году «главной» своей картине «На Руси („Душа народа")». Он отказался от введения в число действующих лиц Христа, сосредоточившись на воплощении в живописных обра­зах различных вариантов «пути к Богу». Такая трактовка темы во многом отвечала усилившимся в среде интеллигенции еще в конце первого десятилетия века (когда и была задумана картина) мистико-религиозным, богоискательским тенденциям. В огромную, медленно движущуюся по берегу Волги толпу Нестеров вводит православного царя и юродивого, чистого отрока, который первым войдет в «царствие небесное» и «религиозных мыслителей» — Достоевского, Толстого, Вл. Соловьева. Картина была написана на основе этюдов, над которыми художник работал в течение поч­ти десятилетия. Однако, несмотря на ряд живописных удач, сре­ди которых — великолепный сумрачный осенний заволжский пейзаж, воплощающий, по мысли Нестерова, самый дух русской природы,— картина «На Руси» оказалась удивительно несовре­менной ни по своей идее, ни по живописному воплощению этой идеи в достаточно традиционных формах исторических компози­ций второй половины XIX века.

Эта огромная работа стала своеобразным итогом главного на­правления дореволюционного творчества художника. Но было бы трудно понять появление в конце 1920-х годов нового Нестеро­ва — советского портретиста, если бы не было области, в которой задолго до того находила выход его любовь к «живой жизни», «живой поэзии» и особенно — «живому» человеку. Такой об­ластью был портрет.
^ V. Портретная живопись Нестерова

Портретная живопись всегда притягивала Нестерова. Но его ранние работы в этом жанре не выходили за рамки рядового пе­редвижнического реалистического портрета или портретного этюда. В девяностые годы и первые годы нового века Нестеров почти не пишет собственно портретов. Вся его энергия уходит на создание картин и церковных росписей. Портрет в эти годы су­ществует для Нестерова только в одном качестве — этюда для будущей картины. Подобных этюдов множество. Среди них — такие удачные, как «Девочка» (этюд к «Видению отроку Варфо­ломею»); «Голова девушки» и портрет А. Васнецова (для «Юности Сергия Радонежского»); этюды к «Святой Руси», в том числе портрет Максима Горького. Сам принцип работы Нестерова — с постоянным из­менением и подчас полным преображением облика человека в картине по сравнению с этюдом — подводил его к новому мето­ду работы над портретом, методу острого взгляда на натуру и субъективного ее преображения в живописи.

В портретах близких Нестерову людей нет той смятенности духа, следов страстных поисков правды, что так характерны для персонажей большинства его кар­тин. Но лейтмотив портретов в основе своей тот же. Содержание их может быть определено словами — «опоэтизированный реа­лизм». И так же, как в картинах, элементы модерна наклады­ваются в портретах на натурные впечатления, обогащая и обост­ряя их.

^ 5.1 Судьба русской женщины

Нестеров отдыхал от церковных заказов, работая над циклом картин, посвященных судьбе русской женщине. Тема эта затронула его душу еще в юные годы, когда он писал «Христову невесту». Но то было лишь предчувствием будущей сюиты. В основу живописной концепции «женского» цикла был положен последовательный рассказ о судьбе девушки, смотрящей на мир огромными, тревожными глазами, о страстно тоскующей женщине, терпящей поражение в борьбе за счастье.

Художник написал три из пяти задуманных «глав» этого романа – картины «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897 – 98) и «На Волге» (1905). По поводу первой из них и были сказаны, по сути дела, программные слова: «Связь пейзажа с фигурой… одна мысль в том и другом, способствует цельности настроения». Именно эта цельность, присущая всем трем работам, гармония действия и среды, в которой это действие происходит, органическая живописность снимают с картины-сюиты налет прямой повествовательности произведения, не смотря на явно выступающую в них фабулу, а как лирические стихотворения.

В творчестве Нестерова все сильнее ощущается стремление уйти в свой, мистико-религиозный мир; поэтическое чувство уступает место философской, проповеднической задаче. Внешним выражением этой тенденции оказался отход Нестерова и от Товарищества передвижников, и от «Мира искусства», с которым в конце девяностых годов у него завязались достаточно дружеские отношения.

^ 5.2 Женский образ

В 1905—1906 годах был создан первый портретный цикл художника, принесший ему славу одного из самых серьезных и своеобразных портретистов начала века. Входящие в этот не­большой цикл портреты жены, дочери, Н. Яшвиль пронизаны чисто «нестеровским» поэтиче­ским отношением к человеку.

В портрете «Амазонка» (1906), несмотря на уверенную грацию утонченной светской девушки, кажется, что она так же одинока, как женщи­ны нестеровских картин, и ее элегантный строгий туалет не ме­шает видеть, что чертами прекрасного лица она напоминает из­любленный художником женский тип. Одновременно Нестеров сумел уловить в лице своей дочери выражение неудовлетворен­ности и неопределенных стремлений, характерных для части рус­ской интеллигентной молодежи начала века. Живописная загад­ка портрета, особая его острота вытекает из противопоставления четкого, подчеркнутого силуэта фигуры очень «нестеровскому» пейзажному фону. Спокойные воды широкой реки, бледное не­бо, розоватый отблеск заходящего солнца на низком луговом бе­регу — все это сообщает картине тихую прелесть. Именно эти черты делают «Амазонку», такую «европейскую» по изобразительному языку, удивительно русской по сути образного содержания.

^ 5.3 Портреты философско-религиозного плана

Второй портретный цикл Нестерова посвящен той же теме, что и картины предреволюционного десятилетия. Входящие в этот цикл портреты Л. Толстого (1907), архиепископа Антония (1917), П. Флоренского и С. Булгакова (1917), И. Ильина (1922) — произведения философско-религиозного плана. Несте­ров стремится в них, прежде всего, отразить устремленность че­ловека в мир нравственных исканий и углубленных размышле­ний. Отсюда и условность работ.

^ VI. Заключение
Большое значение мело то, что Нестеров всегда стоял за искусство, содержательное, за искусство больших идеалов, он ставил выше всего те произведения, в которых содержательность, правдивость, жизненность соединялись с поэтичностью и художественным мастерством.

Важнейшей особенностью дореволюционного творчества Нестерова является его глубоко национальный, патриотический характер. Нестеров любил Россию, русскую природу, русского человека. «…Лицо русское, - говорил он, - мне милее, но без умыслу, а только потому, что родился и вырос я среди людей русских. Противное – есть ненормальность. Как ни хороши друзья, как ни хороши «заморские страны», а отец с матерью, а пуще того «родимая сторона» милее всего на свете, и пристрастие такое законно, естественно и плодотворно».

Дореволюционные портреты Нестерова не были для художника главной областью творчества. Он рассматривал их скорее как отдых от основных своих работ. Именно в этих своих основных работах – «Отроке Варфоломее», росписях Владимирского собора, картине «Святая Русь», росписи церкви Марфо – Мариинской обители и картине «На Руси» - стремился Нестеров и свое понимание эпохи, и свое направление в искусстве.

После Октябрьской революции 1917 года Нестеров не прекращает работать, но он находит спасение в портретном жанре. В Советское время портрет становится главной областью его творчества. Его портреты это портрет-картина. Здесь есть действие, это не просто портретное сходство, Нестеров показывает характер человека, пишет волевых, идейно сильных людей.

В творчестве Нестерова сосуществуют два типа портретов. Один - аналитический, во многом похожий на портретный этюд. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю.

Другой тип портрета - это портрет-обобщение, портрет-биография, иногда - портрет-символ. Часто он решается художником как картина, с включением нестеровского пейзажа-настроения или интерьера, заполненного "говорящими" вещами, способствующими постижению образа.

Как портретиста Нестерова привлекали также выдающиеся люди его века: учёный Алексей Северцев, художник, учитель и друг Нестерова Виктор Васнецов, архиепископ Антоний Волынский («Архиерей» 1917), художники братья Корины (1930), скульпторы Шадр (1934) и Мухина, мыслители П. Флоренский и С. Булгаков («Философы» 1917), И. Ильин («Мыслитель» 1921—1922), писатели М. Горький и Лев Толстой (1907), хирург Юдин (1935), физиолог Иван Павлов (1935), народная артистка Ксения Держинская (1937), архитектор Иван Щусев, польский пейзажист Ян Станиславский (который был близким другом Нестерова и которого Нестеров очень ценил как художника, называя его «польским Левитаном») и другие.

Неоднократно Нестеров писал также самого себя — в целом художник создал около десяти графических и живописных автопортретов. В советское время неоднократно переписывал в бесконечных вариантах свои старые картины. Однако главное направление его творчества в послереволюционное время — это портретная живопись. Знаменательно, что Нестеров никогда не принимал заказы на портреты, так же, как и отказывался от заказной работы в храмах, выше всего ценя независимость в своей деятельности.


VII. Список литературы

1. Никонова, И.И. «Михаил Васильевич Нестеров».- Изд.2-е, испр..- М.: Искусство, 1984

2. Дурылин, С.Н. «Нестеров в жизни и творчестве».- 3-е изд.,перераб.и доп..- М.: Молодая гвардия, 2004

3. Русакова, А.А. «Михаил Нестеров: альбом».- Л.: Аврора, 1990

4. Михайлов, А.И. «Михаил Васильевич Нестеров: Жизнь и творчество».- М.: Сов.художник, 1958

5. Никонова, И.И. «Михаил Васильевич Нестеров».- М.: Искусство, 1962

6. Островский, Г.С. «Рождение картины: И.Репин, Н.Касаткин, В.Серов, А.Рылов, М.Нестеров».- М.: Сов.художник, 1965

7. «Михаил Васильевич Нестеров»/ авт.-сост.С.Дружинин.- М.: ИЗОГИЗ, 1962

8. Климов, П.Ю. «Михаил Нестеров: альбом».- М.: Арт-Родник, 2004

9. Дурылин, С.Н. «Нестеров-портретист».- М.;Л.: Искусство, 1949

10. «М.В.Нестеров: Портреты деятелей советской культуры»/ авт.-сост. А.А.Русакова.- Л.: Художник РСФСР, 1963

11. Нестеров, М.В. «Из писем»/ вступ.ст., сост., коммент.А.А.Русаковой.- Л.: Искусство, Ленингр.отд-е, 1968

12. Нестеров, М.В. «Письма: Избранное»/ вступ.ст. А.А.Русаковой.- Изд.2-е, перераб. и доп..- Л.: Искусство, Ленингр.отд-е, 1988

13. Нестеров, М.В. «Воспоминания»/ подгот.текста, вступ.ст.и коммент. А.А.Русаковой.- М.: Сов.художник, 1989

14. Нестеров М. В. «Давние дни: встречи и воспоминания»/ подгот.текста, вступ.ст.и коммент. А.А.Русаковой.- М.: Сов.художник, 1959

Похожие:

Реферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика» iconПрограмма составлена на основе Государственного образовательного...
Всего недель: 4 курс (офо) 6 недель, 5 курс (офо) 7 недель; 4 курс (зфо) 6 недель
Реферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика» iconРеферат На тему
На тему: Механизм действия высокоинтенсивного лазерного излучения на биологические ткани
Реферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика» iconИндивидуальное задание по теме 1
Требования. Реферат выполняется на заданную тему (см файл Распределение тем рефератов и презентаций doc). Реферат должен состоять...
Реферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика» iconРеферат по дисциплине на тему

Реферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика» iconФонетика, графика, орфография
«Фонетика» общего курса «Современный русский язык»1, который читается на отделении «Русский язык и литература» филологического факультета...
Реферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика» iconКурс 9 семестр 2012/2013 уч года Специальность "Юриспруденция" с...

Реферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы специальность: 051301 «Общая медицина»
Тема: История становления и развития гигиены. Гигиеническое нормирование, как основа профилактики заболеваний, связанных с воздействием...
Реферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика» iconРасписание учебных занятий студентов биологического факультета 1...

Реферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика» iconРасписание учебных занятий студентов биологического факультета 1...

Реферат на тему «Русский мир, как основа поэтики живописных исканий Михаила Нестерова до 1917 года» по курс 5, специальность «Графика» iconРасписание учебных занятий студентов биологического факультета 1...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница