Русский язык


НазваниеРусский язык
страница1/6
Дата публикации14.02.2014
Размер0.8 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ


РУССКИЙ ЯЗЫК


10 – 11 классы

Профильный уровень


П Р О Г Р А М М А

для общеобразовательных учебных заведений

с русским языком обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Современные стратегии общего образования нацеливают на подготовку компетентных, способных к активной интеллектуальной и трудовой деятельности выпускников средних учебных заведений, что предопределяется Национальной доктриной развития образования, концепцией общего среднего образования, концепцией языкового образования и конкретизируется требованиями Государственного стандарта базового и полного среднего образования.

В названных документах заложены принципиально новые цели и подходы к содержанию и организации учебного процесса в старшей школе, которое должно осуществляться как профильное. Профильная школа в наибольшей мере способна реализовать личностно ориентированное обучение, что дает возможность наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся, осуществления их сознательного подхода к выбору будущей профессии, развития способностей, отвечающих жизненным целеустремлениям старшеклассников.

Общими тенденциями профильного образования являются ориентация на широкую дифференциацию, вариативность, многопрофильность, интеграцию общей, допрофильной и профильной подготовки старшеклассников.

^ Профильное образование – это разновидность дифференцированного обучения, учитывающего образовательные потребности, склонности и способности учащихся. Профильное образование обеспечивается соответствующими условиями: материально-технической базой, специально подготовленными кадрами, учебно-методической оснащенностью и др.

^ Цель профильного образования – обеспечение общеобразовательной профильной и начальной допрофессиональной подготовки учащейся
молодежи; формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и поисковой деятельности, необходимых для саморазвития и самообразования; совершенствование интеллектуальных, психических, творческих, нравственных и социальных качеств личности.

Среди ведущих принципов профильного образования выделяют:

– диагностико-прогностический;

– принцип преемственности и перспективности;

– принцип вариативности и альтернативности;

– принцип гибкости.

В системе основных направлений профилизации образования (общественно-гуманитарное, естественно-математическое, технологиче­ское, художественно-эстетическое, спортивное), выделенных в нормативных документах, самостоятельное место отводится общественно-гуманитарному, одним из основных учебных профилей которого является филологический. Профиль включает базовые и профильные предметы, курсы по выбору. Профильные предметы изучаются углубленно.

Русский язык как один из развитых языков мира обладает значительным познавательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Его изучение в учебных заведениях способствует формированию гуманистического мировоззрения, духовного мира личности с ее общечеловеческими и национальными ценностями, расширению научного кругозора, развитию творческих способностей, познавательных интересов.

^ Цель школьного профильного курса русского языка – творческое овладение русским литературным языком на всех уровнях и во всех видах речевой деятельности с учетом профессиональной ориентации (будущие учителя русского языка, журналисты, психологи, переводчики, культурологи, юристы, экскурсоводы, редакторы, писатели и др.).

Для достижения цели профильного обучения русскому языку необходима реализация следующих задач:

– углубление и расширение теоретических сведений о языке на основе раскрытия внутри- и межпредметных связей;

– развитие умений и навыков творческого использования выразительно-изобразительных языковых средств с учетом органической взаимосвязи всех четырех содержательных линий школьного курса русского языка;

– совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся с учебно-методической, научной, справочной литературой;

– формирование умений исследовательской деятельности.

Профильный курс русского языка способствует развитию глубокого и гибкого логического и лингвистического мышления в результате последовательного использования анализа, сравнения, сопоставления, обобщения, систематизации языковых фактов; отбора ярких примеров, составления аргументации, выводов и т. п.

Элементы практической стилистики на уроках изучения языковых единиц и категорий воспитывают эстетический вкус старшеклассников, их вдумчивое и бережное отношение к языку. Основы риторики предоставляют базу для развития мастерства публичных выступлений, проникновенного и результативного общения.

Кроме того, каждый профильный курс и его изучение содержат в себе аспекты технологии профессионального успеха, жизненно важных ориентаций (ознакомление со сферой труда, путями получения профессионального образования, рациональной организацией труда и отдыха; развитие профессионально значимых личностных качеств; проектная деятельность учащихся; участие их в диспутах, дискуссиях и встречах с мастерами своего дела в профильной отрасли; формирование круга чтения, критического отношения к СМИ; выбор кружка, студии, спецкурса или спецсеминара, практикума, тренинга, формы аттестации и др.).

Профильное образование имеет тенденции к открытости, что дает возможность оперативно учитывать требования общества.
^

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ



Программа рассчитана на старшую школу – 10–11 классы. Ее содержание и структура соответствуют Государственному стандарту базового и полного образования.

Согласно Государственному стандарту в программе представлены четыре образовательные линии.

Языковая линия описана в первом разделе программы:

– 10 класс – «Стилистика: Стилистические ресурсы фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса»;

– 11 класс – «Русский язык и наука о нем».

Языковая линия в программе 10 класса реализуется через обобщение, систематизацию и углубление знаний учащихся на базе практической стилистики русского языка, а в программе для 11 класса – системно-структурного и функционального описания единиц языка. В содержании языковой линии предусмотрено также совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

Речевая линия отражена во втором разделе программы:

– 10 класс – «Речь. Речевая деятельность»;

– 11 класс – «Риторика».

Речевая линия содержит не только сведения по функциональной стилистике и риторике, но и перечень видов работ, которые учащиеся должны выполнить. Они представлены с учетом принципа преемственности по отношению к программе общеобразовательной школы.

Социокультурная линия предполагает углубление и расширение знаний учащихся с помощью языка о важных аспектах жизни человека (здоровый образ жизни, семья, школа, интересы, мораль, труд и его результаты, культура речи и др.), общества (родина, история, особенности материальной и духовной культуры, общечеловеческие и национальные ценности, традиции, видные общественные деятели, средства коммуникации, культура поведения, речевой этикет и пр.), природы (природные богатства, экологические проблемы, отношение к природе). Содержательная основа этой деятельности реализуется, с одной стороны, с учетом сфер деятельности («Я – Я», «Я – МЫ», «Я – культура», «Я – родина», «Я – природа»), с другой – с помощью дидактического материала и тематики творческих работ. В приложении 1 представлена «Примерная тематика дидактического материала».

Деятельностная линия отражает деятельностный подход в обучении. Она реализуется также по нескольким направлениям. Во-первых, это развитие учебно-познавательных навыков (работа с учебной, научно-популярной, справочной литературой и другими современными информационными источниками, обработка информации и оперирование ею и т. д.), во-вторых, совершенствование умений, обозначенных в разделе программы «Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся», в-третьих, организация целенаправленной коммуникативной деятельности школьников.

Принципиально важным для профильного обучения является приобретение выпускниками навыков научно-исследовательской, поисковой работы.

В 10 классе изучается практическая стилистика, ее задача – формирование умений и навыков нормативного употребления языковых единиц в соответствии с решаемыми коммуникативными задачами. Программой предусмотрено повторение сведений о языковых единицах, их свойствах, функциях. Принципиально новым является углубление знаний учащихся о вариативности языковых единиц и разнообразии способов отражения фактов, явлений, событий действительности средствами языка.

В 11 классе в разделе «Русский язык и наука о нем» предусмотрены обобщение, систематизация и углубление общих сведений о языке, разделах языкознания, основных единицах языка, их роли в устном и письменном общении людей. В разделе «Культура речи и стилистика» представлены
сведения о компонентах культуры речи, о литературном языке и его свойствах, о норме, ее признаках и кодификации, об основных направлениях стилистики, о системе функциональных стилей.

Раздел «Риторика» ориентирован на практическое применение системно-структурных и функциональных знаний о специфике разных языковых уровней и развитие умений и навыков создания речевых произведений для решения определенных коммуникативных задач с учетом условий общения и жанровых особенностей продуцируемого текста.

В этом разделе рассматриваются темы «Риторика как наука, ее значение и структура», «Общая характеристика коммуникативной цепи. Условия успешной реализации общения», «Роды, виды и жанры ораторской речи».

Особое внимание уделяется формированию умений и навыков дискуссионной речи в разных коммуникативных ситуациях, а также нацеливание на самоконтроль учащихся относительно соблюдения норм речевого этикета в процессе общения.

Программа сопровождается установленным количеством часов (учебных, контрольных, резервных) как для каждого класса (10–11 кл.), так и для отдельных разделов и тем. Учитель может варьировать количество учебных часов в пределах темы, раздела.

При разработке календарно-тематического планирования учителю желательно осуществлять интегрированный подход к реализации содержания всех четырех содержательных линий школьного курса русского языка – языковой, речевой, социокультурной и деятельностной.

10 КЛАСС
140 часов (124 учебных +8 контрольных + 8 резервных) – 4 часа в неделю

СТИЛИСТИКА

(стилистические ресурсы фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса) (92 ч)

^

Содержание темы


Государственные требования к уровню общеоб­разовательной подготовки учащихся

Стилистика как особый раз­дел науки о языке. Стили­сти­ческая норма. Стили­стиче­ская ошибка. Сти­листическая окрашен­ность: функционально-сти­левая и эмоционально-экс­прессивная.

^ Культура речи как раздел науки о языке. Нормативный, этиче­ский и коммуникативный аспекты культуры речи. Куль­тура русской речи в Украине.

Вклад отечественных и зарубежных ученых в становление и развитие наук (ознакомление). (3 ч)

  • понимает предмет стилистики, поясняет его специ­фику на примерах

  • оперирует основными понятиями, используя тер­мины стилистики

  • находит в тексте стилистически нейтральные и стилистически маркированные языковые сред­ства, определяет цель их введения в текст авто­ром

  • определяет стилевые черты данного текста, обос­новывает свое мнение и комментирует специфику проявления одних и тех же стилевых черт в тек­стах разных стилей

  • устанавливает стилеобразующие факторы, повлиявшие на создание данного текста, учитывает их в собственном текстотворчестве

  • находит в тексте стилистические ошибки (рече­вые недочеты), исправляет их

  • понимает предмет культуры речи, его соотноше­ние с нормативным, этическим и коммуникатив­ным аспектами

  • оперирует данными о функциях русского языка
    в Украине, об основных направлениях интерферен­ции двух близкородственных языков

  • осознает вклад отечественных и зарубежных ученых в становление и развитие стилистики и культуры речи

Стилистические ресурсы фо­нетики. Понятие о сти­лях произношения. Основные орфоэпические нормы. Благозвучие и неблагозвучие речи. Сред­ства звуковой выразитель­ности: звукопись, зву­коподражание, звукообраз. (4 ч)


Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Фонетика» (повторение и углубление)

  • понимает и комментирует основные особенности произношения в трех стилях: высоком, нейтраль­ном и низком

  • находит в художественно-поэтическом тексте сред­ства создания звуковой выразительности, на­зывает прием и определяет его функцию, аргу­ментирует свое мнение

  • определяет функции звукописи; получает эстети­ческое наслаждение от красоты звучащей речи

  • следит за благозвучием своей речи, замечает ошибки в звуковой организации высказывания, исправляет их

  • владеет соответствующими орфоэпическими и орфографическими нормами русского литературного языка

^ Межпредметные связи: литература, художественная культура.

Стилистические ресурсы лексики и фразеологии. Сти­листические возможности разных лексических групп: синони­мов, антонимов, омонимов, многозначных слов; историзмов, архаизмов, неологизмов;
заимствованных слов;


диалектизмов, жаргонизмов. Понятие канцеляризмов; сфера их использования.

Фразеологические средства языка, их выразительный потенциал. (6 ч)

  • устанавливает эмо­ционально-экспрессивную окрашенность, функционально-стилевую маркиро­ванность слов и фразеологизмов

  • обосновывает точность и целесообразность упот­ребления слов и фразеологизмов разных лексико-фразеологических групп в тексте

  • определяет в тексте стилистические функции:
    разграничивает функции создания точной
    и целесообразной речи, функции уточнения, разъяснения, сопоставления, противопоставления, усиления признака действия или предмета, создания приема градации

  • обнаруживает в речи недочеты, вызванные непра­вильным употреблением слов и фразеологизмов (неправильное построение синонимического ряда, неверное толкование заимствованных слов и др.)

  • строит высказывание с учетом выразительных возможностей разных групп слов и фразеологизмов в конкретной ситуации общения

^ Межпредметные связи: литература, история, художественная культура, математика, география и др.

Стилистические ресурсы мор­фемики и словообразо­вания.

Словообразо­вательные окказиона­лизмы.

^ Ис­пользова­ние эмоцио­нально-экспрес­сивных возможностей сло­вообразо­вательных средств в различных функциональных сти­лях. (4 ч)

Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфемика и словообразование» (повторение и углубление)

  • выделяет морфемы в слове, устанавливает их эмо­ционально-экспрессивную окрашенность, функционально-стилевую маркиро­ванность

  • объясняет назначение средств и способов экс­прессивного словообразования

  • анализирует данный текст и обосновывает умест­ность / неуместность экспрессивного словообразо­вания

  • целесообразно осуществляет отбор словообразова­тельных средств в определенной коммуникативной ситуации

  • находит ошибки и недочеты в тексте, связанные со словообразовательными нормами, исправляет эти ошибки

  • владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка

^ Межпредметные связи: литература, человек и мир, история, художественная культура, биология и др.

Стилистические ресурсы морфологии.

Имя существительное. Стилистические возможности существительных разных лексико-грамматических разрядов.

^ Стилисти­че­ские варианты грамма­ти­ческих форм существи­тельных.

Особенности склонения фа­милий и географических на­званий.

Использование существительных в текстах разных стилей. (4 ч)

Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Имя существительное» (повторение и углубление)

  • определяет семантико-стилистическую роль отвлеченных, конкретных, собирательных, вещественных суще­ствительных в текстах разных стилей

  • комментирует стилистическую целесообразность использованных в тексте вариантных форм рода, числа и падежа существительных

  • обнаруживает отклонение от норм употребления форм рода, числа и падежа существительных (в том числе падежа имен собственных) в текстах разных стилей, исправляет недочеты, обосновывает свои действия

  • строит высказывания с учетом правильного и целесообразного использования вариантных форм рода, числа и падежа существительных



  • владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка



^ Имя прилагательное.

Стили­стические возможности прилага­тельных разных разрядов. Стилистические варианты грамматических форм
прила­гательных.


^ Особенности использования прилагательных в разных функциональных стилях. (3 ч)

Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Имя прилагательное» (повторение и углубление)

  • понимает и комментирует стилистическую функцию в текстах разных стилей качественных, относитель­ных и притяжательных прилагательных

  • определяет в тексте формы степеней сравнения прилагательных и обосновывает уместность их употребления, правильно использует
    в собствен­ной речи

  • устанавливает значение, синтаксическую и стили­стическую роль прилагательных в краткой форме

  • обнаруживает морфолого-стилистические ошибки в именах прилагательных (плеоназмы при образо­вании степеней сравнения, неправильные формы кратких прилагательных на -енный); исправляет их и обосновывает свои дей­ствия

  • владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка

Имя числительное. Стилистические варианты форм числитель­ных. Сочетае­мость чис­литель­ных разных разрядов. Использование числительных в разных функциональных стилях. (4 ч)

Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Имя числительное» (повторение и углубление).

  • определяет стили­стическую функцию числительных в текстах разных стилей

  • правильно употребляет вариантные падежные формы числительных

  • правильно сочетает числительные с существительными (в названиях дат, например с Восьмым марта; если числительное дробное и смешанное, а также в других случаях)

  • обнаруживает ошибки в употреблении числитель­ных, устраняет их, аргументирует свои действия




  • владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка

^ Местоимение. Стилистические возможности местоимений разных разрядов.

Особенности использования местоимений в разных функциональных стилях.

(2 ч)
Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Местоимение» (повторение и углубление)

  • определяет стилистическую функцию местоимений в текстах разных стилей

  • разграничивает роль личных местоимений в худо­жественном повествовании как средства передачи личностного отношения, создания эффекта присутствия читателя

  • понимает и комментирует стилистическую роль устаревших форм местоимений (сей, оный, всея, моея, оне и др.)

  • уместно использует местоиме­ния в речи и их вариантные формы

  • владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка

Глагол. Стилистические воз­можности глаголов. Стилистические варианты грамматических форм глагола. Особенности использования глаголов в разных функциональных стилях. (5 ч)
Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Глагол» (повторение и углубление).

  • определяет стилистические функции глагола в текстах разных стилей

  • определяет функции глагола в художественном тексте и разговорной речи как средства создания экспрессии, дина­мизма, энергии и напряженности повествования, образной конкретизации

  • отмечает и объясняет доминирующую роль в науч­ном и официально-деловом стилях глаголов настоящего времени с вневременным значением

  • правильно употребляет в речи вариант­ные грамматические формы глагола

  • владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка

^ Причастие. Использование причастий в разных функциональных стилях. (2 ч)
Основные орфографические и пунктуационные правила, изучаемые в разделе «Морфология. Причастие» (повторение и углубление).

  • определяет стилистические функции причастия в текстах разных стилей (например, в научном и официально-деловом стилях как тра­диционного средства придания речи книжного харак­тера)

  • обнаруживает ошибки в употреблении причастий, исправляет их и обосновывает свои действия

  • владеет соответствующими орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка

^ Деепричастие.
Стилистические варианты форм деепричастия. Особенности использования деепричастий в разных функциональных стилях. (2 ч)


Основные орфографические и пунктуационные правила, изучаемые в разделе «Морфология. Деепричастие» (повторение и углубление).

  • определяет стилистические функции дееприча­стия в текстах разных стилей

  • устанавливает значимость деепричастий для созда­ния динамичной, живой, наглядной картины

  • обнаруживает ошибки, связанные с образованием и употреблением в речи деепричастий, исправляет их и аргументирует свои дейст­вия




  • владеет соответствующими орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка

^ Наречие. Стилистические варианты формы сравнительной степени наречия. Использование наречий в разных функциональных стилях. (2 ч)

Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Наречие» (повторение и углубление).

  • определяет стилистические функции наречий в текстах разных стилей

  • определяет стилистические особенности вариант­ных форм степеней сравнения

  • находит и исправляет морфолого-стилистические ошибки, связанные с употреблением наречий




  • владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка

^ Межпредметные связи: литература, история, художественная культура, география, математика, физика, химия, биология.

Служебные части речи. Особенности использования предлогов, союзов, частиц в разных функциональных стилях. (3 ч)
^

Орфография. Правописание предлогов и союзов. Правописание частиц через дефис. Правописание частиц не и ни.


  • определяет стилистические функции предлогов, союзов, частиц в текстах разных стилей

  • обнаруживает стилистические ошибки, связанные с употреблением предлогов, частиц, союзов

  • строит высказывание с учетом стилистико-морфологических норм



  • владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка

^ Междометие. Стилистические возможности междоме­тий. Роль междометий в создании эмоцио­нально-экспрессивной и функционально-стилевой окрашенности высказывания. (1 ч)
^

Пунктуация.Знаки препинания при меж­дометиях


  • определяет стилистические функции междоме­тий, обосновывает целесообразность употребле­ния в конкретном тексте

  • уместно употребляет междометия в речи


  • владеет соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка

^ Межпредметные связи: литература, история, художественная культура и др.

Стилистические ресурсы синтаксиса.

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Трудные случаи согласования и управления. (3 ч)

  • определяет тип связи слов в словосочении

  • устанавливает стилистические функции словосочетаний разных типов в тексте

  • находит и исправляет ошибки в согласовании (директор Иванова сказала / сказал и др.) и управлении (пришел из / со школы и др.)

  • строит высказывание с учетом норм согласования и управления



  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Русский язык iconФилософский русский язык Андрея Платонова
«философскую грамматику» (Мамардашвили), опираясь на национальный язык. В случае с русской философией это язык русской литературы,...
Русский язык iconТесты по дисциплине «русский язык»
Экзаменационные тесты по дисциплине «русский язык» для студентов казахского отделения
Русский язык iconФонетика, графика, орфография
«Фонетика» общего курса «Современный русский язык»1, который читается на отделении «Русский язык и литература» филологического факультета...
Русский язык iconВопросы к госу
Русский язык как язык русской нации. Отражение в языке мировосприятия русского народа
Русский язык iconЯзыкознание: Кор 81. 754. 1-48(Рус)1 б 799 Большой корейско-русский словарь
Большой корейско-русский словарь [Текст] : ок. 150000 слов / ред.: Ден Ху Цой, Л. Б. Никольский. Москва : Русский язык, 1976
Русский язык iconРусский язык и культура речи основные понятия. Задания
Русский язык и культура речи: Основные понятия. Задания: Учебное пособие / В. Я. Тихонова. ­­­– Тюмень, 2008. – 108 с
Русский язык iconЯзыкознание: Порт 81. 472. 2-48(Рус)1 ш 18 Шалагина, И. Н
Карманный португальско-русский словарь [Текст] = Dicionario de bolso Portugues-Russo : 9000 слов / И. Н. Шалагина. Москва : Русский...
Русский язык iconРусский язык и культура речи
Тема Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари
Русский язык iconАнглийский язык
Перепишите предложения; подчеркните в каждом глагол-сказуемое и определите его видо-временную форму и залог. Переведите предложения...
Русский язык iconЧаромутие, или священный язык волхвов, жрецов и магов
Для того, чтобы понять, насколько велико значение Слова и как глубоко извращен Русский язык, а через него сознание Русского Человека,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница