Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление»


Скачать 207.44 Kb.
НазваниеОбразовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление»
Дата публикации13.02.2014
Размер207.44 Kb.
ТипОбразовательная программа
vb2.userdocs.ru > Литература > Образовательная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

Утверждаю


Проректор

по академическим вопросам

____________Дуйсенгулова Н.С.
«____»_______________20_____ г.


Образовательная программа бакалавриата

Специальность – 5В050600 – Экономика

Форма обучения - дневная


СИЛЛАБУС



по дисциплине «Критическое мышление»

Курс: 2

Семестр: 3

Количество кредитов: 2

Преподаватель Шахгулари В.В., кандидат педагогических наук, доцент
Телефон: 302-21-55, кабинет № 103


Алматы, 2013

Составитель: к.п.н., доцент _____________________ Шахгулари В.В.

Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Критическое мышление» для студентов специальности 5В050600 – Экономика

Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Общеобразовательные дисциплины»

Протокол №_1 от «28»августа 2012г.
Зав. кафедрой «Общеобразовательные дисциплины»
к.и.н., доцент _______________ Осколков В.С.
Силлабус одобрен на заседании УМС НОУ «МАБ»

Протокол №_____ от «_____» ______________20___ г.

Предисловие
Данная дисциплина рассматривает и изучает критическое мышление.

Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:

- чтение лекций;

- проведение практических занятий;

- СРСП;

- СРС.

Целью преподавания дисциплины «Критическое мышление» является развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формированию коммуникативных навыков.

Задачи изучения данной дисциплины заключаются в:

  • ознакомлении с основными понятиями, связанными со сферой развития критического мышления;

  • обучении технологии развития критического мышления;

  • обучении различным видам анализа информации любой сложности;

 способствованию пробуждения, сохранения или развития интереса к критическому мышлению;

 освоении нормативной лексики;

 создании у студента целостного представления о человеке как о развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности;

 выработке личностного отношения к профессиональной деятельности.

^ Пререквизиты курса – является OP 1107 Основы права, Fil 1102 Философия, Pol 1108 Политология, Soz 2107 Социология.

Постреквизиты курса – РР 2205 Предпринимательское право.

Студенты, изучившие данную дисциплину, должны:

Освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра.

^ Общие компетенции:

  • знать:

 методологические основы современной отечественной и зарубежной когнитивной психологии;

 ключевые понятия курса;

 принципы и признаки критического мышления;

 технологии развития критического мышления;

  • уметь:

 овладеть системой теоретических знаний по основным разделам курса;

 анализировать различные подходы к понятиям критического мышления и формулировать собственные дефиниции;

 научно обосновывать собственную позицию при анализе текстов;

 анализировать собственный личностный рост;

 давать рефлексивную оценку собственному поведению;

 научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов;

 различать письменные тексты, критически работать с литературой;

  • правильно воспринимать критику;

  • отвечать на критику обдуманно и проявлять собственную жизненную позицию.

  • овладеть навыками:

  • развития критического мышления;

 написания научного эссе и сочинения;

  • логического рассуждения.

Предметно специализированные:

  • знать

  • о происхождении и развитии критического мышления в экономических науках;

  • уметь

  • уметь эффективно использовать современные технологии развития критического мышления в будущей профессиональной деятельности экономиста;

  • правильно анализировать наличную информацию, критиковать и исправлять различные ошибки, принимать логически обоснованные решения в будущей профессиональной деятельности экономиста.

  • овладеть навыками:

  • мышления, которое характеризуется стройностью и цельностью рассуждений, критическим отношением к чужим и собственным мыслям, наблюдательностью, готовностью к самостоятельной работе с целью вырабатывания для себя новых знаний в будущей профессиональной деятельности.

^ Описание курса: Критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата.

Содержание дисциплины нацелено на то, чтобы будущие специалисты стали адаптированы к постоянно меняющимся условиям жизни, для чего им необходимы такие качества личности как мобильность, информированность, самостоятельное мышление, способность к оценке и преобразованию окружающего мира.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»




п/п

Наименование темы

Контактные часы


в том числе

Лекции

Практические

занятия

СРС

СРСП

1

Критическое

мышление: история и

современный статус

1










2

Критическое

мышление: история и

современный статус

2

1

1

1




Этапы составления таблицы толкований




2,3

2,3




3

Принципы и признаки критического мышления

3







2

4

Память как основа критического мышления

4




4

3




Защита таблицы толкований




4







5

Память как основа критического мышления

5




5

4




Этапы написания эссе




5-6

5-7




6

Связь между мышлением и языком

6







5

7

Связь между мышлением и языком

7







6




Защита эссе




7







Рубежный контроль 1

7

8

Аргументация как способность мыслить критически

8







7




Этапы создания реферата




8-10

8-15




9

Аргументация как способность мыслить критически

9







8

10

Логические рассуждения и навыки критического мышления

10







9

11

Логические рассуждения и навыки критического мышления

11







10

12

Принятие решений

12







11

13

Принятие решений

13







12

14

Творческое мышление

14







13

15

Творческое мышление

15







14




Защита реферата




11-14







Рубежный контроль 2

15

^ Экзаменационная сессия

16,17,18


Содержание практических занятий, форма контроля и оценка




темы

Вопросы практических занятий

Литература

Форма контроля

Макс. балл

1

1. История становления и развития критического мышления.

2. Особенности человеческого мышления.

3. Содержание критического мышления и его компоненты.

4. Определения критического мышления.


Основная литература

№1 стр. 23-34,

№2 стр. 16-19,

№4 стр. 5-10.


Устный

100

2

1. Основные принципы критического мышления.

2. Способы научения критическому мышлению.

3. Критическое мышление и творчество.


Основная литература

№1 стр. 45-48,

№3 стр. 12-15,

Дополнительная литература №1 стр. 14-21.

Устный

100

3

1. Значение памяти в деятельности личности.

2. Виды памяти.

3. Теория забывания.

4. Метапамять и ее возможности для развития критического мышления.


Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 61-68,

№4 стр. 16-22

Дополнительная литература

№ 1 стр. 28-34.

Устный

100

4

1. Слова и их значения при критическом мышлении.

2. Стратегии понимания.

3. Мысль и язык: способы их контролирования.


Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 45-53,

№ 3 стр. 87-91.

Дополнительная литература

№ 2 стр. 38-44.


Устный.

Тестирование

100

5

1. Как исследовать аргументацию.

2. Структура аргументации в устной и письменной речи.

3. Различия между мнением, обоснованным суждением и фактом.

4. Аргументы и контраргументы.

Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 66-75,

№ 3, стр. 112-118

№ 4, стр. 45-51.

Дополнительная литература

№ 1 стр. 46-53,

№ 2 стр. 112-120.


Устный

100

6

1. Особенности логических рассуждений.

2. Индуктивные и дедуктивные рассуждения.

3. Использование рассуждений в повседневной жизни.

4. Взаимосвязь логического рассуждения и критического мышления.


Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 124-136,

№ 3 стр. 120-128,

№ 5 стр. 48-54.

Дополнительная литература

№ 5 стр. 87-94,

№ 6 стр. 51-58,

№ 8 стр. 12-23.


Устный

100

7

1 Дилеммы в принятии решений.

2. Оценка желательных и нежелательных последствий при принятии решений.

3. Способы принятий решений.

4. Типичные ошибки при приятии решений.

      


Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 172-178,

№ 4 стр. 111-114.

Дополнительная литература

№ 1 стр. 99-103,

№ 2 стр. 56-65,

№ 7 стр. 144-149.

Устный. Тестирование

100

8

1. Понятие творческое мышление.

2. Стратегии творческого мышления.

3. Методы развития творческого мышления.



Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 189-196,

№ 3 стр. 167-171.

Дополнительная литература

№ 2 стр. 77-84,

№ 4 стр. 134-138.

Устный

100




Итого:

100



^ График проведения СРСП*




темы

Задание на СРС

Цель и содержание заданий

Литература

Форма контроля

Сроки сдачи (неделя)

Макс.

балл

1

Раздача заданий на СРС




1 нед.




2

Консультации по сдаче СРС

2 нед.




3

Консультации по сдаче СРС

3 нед.




4

Таблица толкований

Умение работать с литературой и выписывать множество различных толкований понятия «Критическое мышление»

Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 11-18,

№ 3 стр. 16-17.

Дополнительная литература

№ 2 стр. 7-9,

№ 4 стр. 12-16.

Таблица. Защита толкований

4 неделя

100

5

Консультации по сдаче СРС

5-6 нед.




6

Написание аргументированного эссе «Роль критического мышления в профессиональном развитии личности»

Навыки написания аргументированного эссе по схеме: введение (исследовательский вопрос), тезисное утверждение, факты/данные, контраргументы, анализ, заключение.

Основная литература

№ 1 стр. 18-19,

№ 2 стр. 16-23.

Дополнительная литература

№ 2 стр. 17-24,

№ 4 стр. 124-130. Интернет источники. Современные технологии обучения http://www.it-n.ru/.

Письменная работа. Защита эссе.

7 нед.

100

7

Составление глоссария по предшествующим темам, проверка конспектов

Навыки поиска информации в справочной и энциклопедической литературы. Знание основных терминов по теме.

Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 34-41,

№ 3 стр. 45-52.

Дополнительная литература

№ 1 стр. 72-87,

№ 5 стр. 121-129. Справочники. Энциклопедии

Письменная работа.

10 нед.

100

8

Консультации по сдаче СРС

8-10 нед.




9

Написание (выборочно) и защита реферата по темам:

«История становления критического мышления, «Технологии развития критического мышления, «Факторы, влияющие на развитие критического мышления, «Критическое мышление как основа профессиональной компетентности выпускника вуза», «Психология критического мышления, «Проявление критического мышления в творческом процессе»

Выработка навыков сбора, систематизации, анализа, оформления и презентации учебного материала. Навыки публичного выступления. Формирование стиля изложения материала. Навыки организации и представления результатов исследования. Умение отвечать на вопросы и замечания и ведение дискуссии.

Конспекты лекций. Основная литература

№ 1 стр. 148-153,

№ 4 стр. 23-26.

Дополнительная литература

№ 2 стр. 11-17,

№ 4 стр. 32-39.Интернет. Современные технологии обучения http://www.it-n.ru/.

Письменная работа. Реферат защищается.

11-14 неделя

100

10

Составление глоссария по пройденным темам, проверка конспектов

Навыки поиска информации в справочной и энциклопедической литературы. Знание основных терминов по теме

Конспекты лекций. Основная литература

№ 1 стр. 12-98,

№ 2 стр. 15-42.

Дополнительная литература

№ 1 стр. 5-46,

№ 4 стр. 14-45. Справочник и и Энциклопедии.

Письменная работа

8,9,10, 11, 12, 13, 14

неделя

100


* Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП в соответствии с утвержденным расписанием.
^ Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература:
1. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2008 - 503 с..

2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2009.

3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. - М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2010.

4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. - М.: Мирос, 2008.

5. Темпл, Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление — углубленная методика. - М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2011.
Дополнительная литература:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.

2. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. - Перев. с англ. /Общ. ред. и перев. А. Л. Шлионский, Л. М. Шлионский, Н. В. Никифорова. - СПб.: Азбука, 1996. - 92 с.

3. Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. - СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001.-79 с.

4. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. - C. 3-10.

5. Критическое мышление, логика, аргументация / Ред. В.Н.Брюшинкин, В.И.Маркин. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. - 173 с.

6. Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. - Самара: Профи, 2003.

7. Попков В. А., Коржуев А. В., Рязанова Е. Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 166 с.

8. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). - Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - 160 с.
Политика выставления оценок
Рейтинг дисциплины оценивается по 100-балльной шкале.
^ Методика расчета итоговой оценки
Уровень учебных достижений по дисциплине «Критическое мышление» определяется итоговой оценкой, формируемой из оценки рейтинга допуска к экзамену (средняя оценка суммы баллов по текущему и рубежным контролям) и оценки итогового контроля (экзамена).

^ Рейтинг допуска (Рд) к экзамену по итогам Рейтинга1 и Рейтинга2 составляет не менее 60 баллов.

Рейтинг допуска (Рд) на экзамен определяется следующим образом: оценки (рейтинг 1 + рейтинг2) : 2 (среднеарифметическое значение).

Рейтинг 1 (также рейтинг 2) определяется из суммы всех оценок по текущему контролю, деленная на количество оценок + оценка рубежного контроля, деленная на 2 (среднеарифметическое значение).

Порядок накопления баллов по дисциплине «Критическое мышление»

В течение первых 7 недель семестра по дисциплине «Критическое мышление» предусмотрено 7 заданий (указано в силлабусе в таблицах, «Содержание практических занятий, форма контроля и оценка», «График проведения СРСП»).

Средняя оценка текущего контроля (Тк) определяется среднеарифметическим значением: полученных баллов.

На последующих 8 неделях семестра по дисциплине «Критическое мышление» предусмотрено выполнение 8 заданий.

Рейтинг 2 составит Р2 = (2Тк + 2Рк) : 2

Итоговый контроль Ик (экзамен) также оценивается по 100-балльной шкале. Результат экзамена признается положительным только при наборе не менее 50 баллов из 100 максимальных и подлежит учету для расчета итоговой оценки:

^ Итоговая оценка (ИО) составит (Рд) + (Ик)) : 2.

Если студент на экзамене получил ниже 50 баллов, итоговая оценка не выводится и у студента по дисциплине возникает академическая задолженность.

Студенты, не сдавшие курсовые работы (проекты) не допускаются к экзамену

^ Отсутствие на лекциях без уважительной причины снижает оценку сданных заданий на 7 баллов, отсутствие на практических и лабораторных занятиях приводит к снижению оценки сданных заданий на 8 баллов.

При пропусках занятий по уважительной причине допускается отработка пройденного материала.

Итоговая оценка по дисциплине в баллах в соответствии с таблицей переводится в цифровой эквивалент, буквенную и традиционную оценку.


Итоговая оценка в баллах (И)

Цифровой эквивалент баллов (Ц)

Оценка в буквенной системе (Б)

Оценка по традиционной системе (Т)

95-100

4

А

Отлично




90-94

3,76

А-

85-89

3,33

В+

Хорошо

80-84

3,0

В

75-79

2,67

В-

70-74

2,33

С+

Удовлетворительно

65-69

2,0

С

60-64

1,67

С-

55-59

1,33

D+

50-54

1,0

D

0-49

0

F

Не удовлетворительно






Политика курса
Освоение дисциплины «Критическое мышление» предусматривает обязательное посещение лекций, практических и лабораторных занятий, а также самостоятельную работу студента.

Самостоятельная работа включает в себя теоретическое изучение вопросов, касающихся тем лекционных занятий, которые не вошли в теоретический курс или же были рассмотрены кратко, их углубленная проработка по рекомендуемой литературе.

Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя более углубленное изучение и закрепление тем лекционных занятий. Для занятий СРСП студент готовится по материалам темы и отвечает на поставленные вопросы.

В случае пропуска занятий по уважительной причине (подтвержденной соответствующими справками), студент может сдать пропущенный материал.

Первый и второй рубежный контроль проводится в виде тестирования и оценивается по 100 бальной системе.

Экзамен проводится в форме тестирования.

Условия освоения курса:

  • обязательное посещение занятий;

  • активность во время практических (семинарских) занятий;

  • подготовка к занятиям, к выполнению домашнего задания и СРС и т.д;

  • сдача заданий в установленные сроки;

  • быть терпимым, открытым и доброжелательным;

  • конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях;

  • быть пунктуальным и обязательным.

Недопустимо:

  • пропуски по неуважительным причинам;

  • опоздание и уход с занятий (за опоздание на занятие студент не допускается на занятие, т.к. он нарушает ход учебного занятия. Также за нарушение дисциплины студент удаляется из аудитории и проставляется 0 баллов);

  • пользование сотовыми телефонами во время занятий;

  • несвоевременная сдача заданий и др. (задания не сданные в указанные сроки не принимаются и оценки за них не выставляются);

  • списывание при сдаче экзамена. За списывание на контрольном мероприятии студент удаляется из аудитории и ему выставляется 0 баллов;

  • если в силу каких-либо уважительных причин вы отсутствовали во время проведения контрольного мероприятия, вам предоставляется возможность пройти его в дополнительно назначенное преподавателем время (РК и ИК сдаются с разрешения декана), в противном случае вы получаете «0» баллов.

Политика академического поведения и этики основана на Кодексе корпоративной культуры, Этическом кодексе студента, Правилах внутреннего распорядка МАБ.

Похожие:

Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление» iconПервый курс, очная (дневная) форма обучения 80 000 руб за семестр;...
Пятый курс, очная (дневная) форма обучения (для студентов, поступивших в 2008 году)
Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление» iconОбразовательная программа бакалавриата Специальности: 5В050800 «Учет и аудит»
Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Статистика» для студентов специальности 5В050800 «Учет и аудит»
Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление» iconКафедра «экономика» аттестационно-педагогические измерительные материалы...
Тест по дисциплине «Экономика предприятия» 080502 – Экономика и управление на предприятии (таможни)
Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление» iconПрограмма учебной (правовой) практики для специальности «050402 Юриспруденция»...
Составитель: старший преподаватель кафедры права и методики его преподавания Гинцяк Лидия Федоровна
Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление» iconКонтрольные вопросы Совершенное владение материалом Критическое мышление...

Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление» iconРабочая программа для студента по дисциплине «Детские болезни»
Силлабус обсужден на заседании курса нефрологии «08» февраля 2012 г., протокол №8
Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление» iconРасписание практических занятий
Специальность 060101 / лечебное дело/ очная форма обучения 12 семестр 2012-13 уч г. 6 курс
Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление» iconСтудентов (срс): 36 часов Форма контроля: Экзамен
Силлабус составлен зав курсом профилактической медицины, доцентом, асс профессором Рыскуловой А. Р и ст преп. Рамазановой М. А. на...
Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление» iconПрограмма дисциплины «Информационные технологии в управлении»
Программа предназначена для студентов очной формы обучения и базируется на знаниях по предметам «Информатика», «Обществознание»,...
Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В050600 Экономика Форма обучения дневная силлабус по дисциплине «Критическое мышление» iconДеловая игра как форма активного обучения
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница