Тема : Личность как объект педагогической деятельности


Скачать 55.33 Kb.
НазваниеТема : Личность как объект педагогической деятельности
Дата публикации24.05.2013
Размер55.33 Kb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Литература > Литература
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИКА»

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1




Тема: Личность как объект педагогической деятельности. Факторы развития творческой личности





  1. Педагогическая сущность понятий «человек» и «личность». Соотношение этих понятий в процессе онтогенеза.

  2. Факторы развития личности.

  3. Выделение этапов развития личности в истории педагогики.

  4. Периодизация детства и юности в современной педагогике и психологии.
  5. Отражение различных этапов личностного развития в произведениях искусства.

  6. ^

    Биологические (генетические) и педагогические гипотезы творческой одаренности детей.

  7. Стили поведения родителей творчески одаренного ребенка.

  8. Взаимодействие творчески одаренных детей с различными системами образования.

  9. ^

    Типичные педагогические ошибки, совершаемые в отношении творчески одаренных детей.



ЛИТЕРАТУРА (один из предложенных источников на выбор):

  1. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. Учеб. заведений.- М., 1996, С.86-105

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб пособие для пед. Вузов, ИПК, ФПК.- М.,1992, С.50-71

  3. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов.- М., 1998, С.47 –82.

  4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов/Под ред. Ю.К.Бабанского.- М.,1983, С. 36-46.
^

В процессе подготовки к семинару выполняется самостоятельная работа №1 (литература указана в задании для СРС)



СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Педагогика Беларуси: своеобразие, достижения, перспективы.


  1. Самобытность мышления, гуманистическая направленность личности выдающихся просветителей Беларуси.

  2. Воспитание и образование на белорусских землях в XII – XIX вв. и его место в системе Восток – Запад.

  3. Возникновение, становление и развитие национальной системы художественного образования на Беларуси.



^

В процессе подготовки к семинару выполняется самостоятельная работа №2



ПЕДАØОГИКА (греч. paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Др. Востоке (6-5 вв. до н.э.) и в Др. Греции (5-4 вв. до н.э.) как часть философских систем. В 17-19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Й. Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева и др. Проблемы образования решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований.

˘ИЧНОСТЬ,

1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Личность (философ.) — внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Так как разум и воля суть (в возможности) формы бесконечного содержания (ибо мы можем все полнее и полнее понимать истину и стремиться к осуществлению все более и более совершенного блага), то Л. человеческая имеет, в принципе, безусловное достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за ней признаваемые по мере исторического прогресса. Бесконечное содержание, потенциально заключающееся в Л., действительно осуществляется в обществе, которое есть расширенная, или восполненная, Л. так же как Л. есть сосредоточенное или сжатое общество. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее; так, с установлением государственного порядка вместо родового быта кровная родственная связь лиц не теряет своего значения, а только перестает быть принципом самостоятельных и обособленных групп (родов), ограничиваясь лишь частным или домашним союзом семейным, не имеющим уже ни внутренней юрисдикции, ни права кровавой мести. Началом прогресса от низших форм общественности к высшим является Л., в силу присущего ей неограниченного стремления к большему и лучшему. Л. в истории есть начало движения (динамический элемент), тогда как данная общественная среда представляет консервативную (статическую) сторону человеческой жизни. Когда Л. чувствует данное общественное состояние в его консерватизме как внешнее ограничение своих положительных стремлений, тогда она становится носительницей высшего общественного сознания, которое рано или поздно упраздняет данные ограничения и воплощается в новых формах жизни, более ему соответствующих. Разумеется не всякое столкновение Л. с обществом имеет такое значение; есть существенное различие между преступником, восстающим против общественного порядка в силу своих злых страстей, и историческим героем как Петр Великий, сознающим и создающим в замен старого новый порядок жизни, хотя между такими крайними проявлениями личной силы есть точки соприкосновения и промежуточные звенья, вследствие чего коренное различие не всегда ясно представляется обеим сторонам и возникают трагические положения в истории.

В родовом быту за Л. признается действительное достоинство и права лишь в силу принадлежности ее к данному роду. Те лица, которые впервые замечают несоответствие этого положения внутреннему значению Л., становятся носителями сверхродового сознания, которое сейчас же стремится к воплощению в новых общественных формах: эти лица собирают вольные дружины, основывают города и целые государства. В пределах государственного порядка, при котором человеческая жизнь разделяется на частную или домашнюю и всенародную или публичную, Л. имеет более свободы в первой и более широкое поприще во второй (сравнительно с родовым бытом, где эти две сферы находятся в слитном состоянии). Тем не менее и государство, как союз национально-политический, не может представлять собой окончательное осуществление и удовлетворение Л. в ее безусловном значении. Совершенным восполнением Л. может быть только общество неограниченное или универсальное. Впервые носительницей универсального сознания Л. человеческая выступает в буддизме — первой религии, возвысившейся над национально-политическими разделениями и обращавшейся ко всем людям; вместо национальных богов абсолютное значение приписывается святому мудрецу, собственным личным подвигом освободившемуся от всех условий действительного бытия и проповедующему такое освобождение всем тварям. Здесь, таким образом, безусловное значение Л. понимается отрицательно, как полное упразднение всякой объективной среды (Нирвана). Развитие гуманитарной культуры в классическом мире (особенно греческая философия) создает для Л. новую, чисто идеальную среду; высший представитель человечества — философ — сознает свое безусловное значение, поскольку он живет в истинно сущем умопостигаемом мире идей (платонизм) или всеобъемлющей разумности (стоицизм), презирая кажущийся мир преходящих явлений. Но это ограничение истинной жизни одной идеальной сферой требует практически такого же самоотрицания действительного живого человека, какое проповедуется буддизмом. Положительное утверждение своего безусловного значения Л. находит в христианстве, как откровении совершенного Лица — богочеловека Христа — и обетовании совершенного общества — Царства Божия. Задачу христианской истории составляло и составляет воспитание человечества для перерождения его в совершенное общество, в котором каждая Л. находит свое положительное восполнение или действительное осуществление своего безусловного значения, а не внешнюю границу для своих стремлений. Изначала с возникновением универсального сознания Л. мы находим в истории стремление к созданию сверхнародных организаций, ей соответствующих (всемирные монархии древности, затем средневековая католическая теократия, наконец, различные международные братства и союзы в новые времена). Но это лишь попытки более или менее далекие от идеала истинного лично-общественного универсализма, т. е. безусловной внутренней и внешней солидарности каждого со всеми и всех с каждым; осуществление этого идеала очевидно может совпасть только с концом истории, которая есть не что иное, как взаимное трение между Л. и обществом.

Вл. С.

Похожие:

Тема : Личность как объект педагогической деятельности iconСтиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности

Тема : Личность как объект педагогической деятельности iconТема 11 муниципальная собственность как объект муниципального управления
Объекты недвижимости, будучи основой общественного производства, являются базой хозяйственной деятельности, развития предприятий...
Тема : Личность как объект педагогической деятельности icon1. Человек как объект философского осмысления. Вопрос Сущность человека Человек
Человек — высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры
Тема : Личность как объект педагогической деятельности iconТема: Основы педагогической деятельности
Педагогика, профессия, воспитатель, учитель, педагог, педагогическая деятельность, ученик, становление личности
Тема : Личность как объект педагогической деятельности iconН. А. Бердяев рассматривал личность, в отличие от индивида, как духовную...
Как образ и подобие Бога человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная,...
Тема : Личность как объект педагогической деятельности iconЛичность, право и гос-во вопрос: 1-личность права человека и гражданина
Личность-это устойчивая система социально значимых свойств человека,которая характеризует индивида,как члена общества
Тема : Личность как объект педагогической деятельности iconОтчетливо проступает основная тема. Вряд ли можно назвать другую...
Иногда жизнь человека начинает напоминать роман: в ней отчетливо проступает основная тема
Тема : Личность как объект педагогической деятельности iconТема. Организационные основы управления персоналом. Персонал предприятия как объект управления

Тема : Личность как объект педагогической деятельности iconВопрос №-2 Музееведение как научная дисц
Объект—по Левыкину это муз дело как обществ явление зависит от профиля М(М дело – спец. Сфера обществ. Деятельности, имеющее отношение...
Тема : Личность как объект педагогической деятельности iconТема занятия
Тема занятия: Рефлекс как элементарный акт нервной регуляции и приспособите-льных реакций организма. Механизмы координации рефлекторной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница