Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв


Скачать 146.87 Kb.
НазваниеБелый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв
Дата публикации17.12.2013
Размер146.87 Kb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Литература > Литература
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ 1-16
Филологический факультет, Прикладная филология, 3 курс, 1 семестр

Семинарское занятие № 1
Декаданс, Символизм (Ш.Бодлер)


  1. Философия и эстетика декаданса.

  2. Символизм во Франции.

  3. Эстетика Ш.Бодлера в книге «Цветы зла» («Альбатрос», «Гимн красоте», «Красота», «Соответствия»).

4. Поэзия символистов. Теория символа, своеобразие восприятия и отражения окружающего мира.

а) поэтика Г.Верлена;

б) поэтика А.Рембо.
Литература

  1. Татаринова Л.Н. История зарубежной литературы конца XIX- начала XX века / Учеб. пос. – Краснодар, 2010.

2.Обломиевский Д. Французский символизм /Д. Обломиевский. - М., 1973.

3.Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. - М., 1994.

4.Гумилев Н.О. О Верхарне. О французской поэзии XIX //Гумилев Н:
Собр. соч.: В 4 т. /Н.Гумилев. - М., 1991. - Т.4.

5.Пастернак Б. Поль-Мари Верлен. Символизм и бессмертие //Пастернак
Б. Собр. соч.: В 5 т/Б. Пастернак.- М., 1991. - Т.4.

6.Поэзия французского символизма. - М.: Изд -во МГУ, 1994.

Семинарское занятие № 2
Символизм (М.Метерлинк)
1 Символизм во французской литературе: бодлеровская традиция, влияние

2. «Театр молчания» ГМ. Метерлинка: символистской живописи.

3.Символизм в пьесе «Слепые».

4.Принцип «второго диалога» в «Слепых».
Литература


  1. Татаринова Л.Н. История зарубежной литературы конца XIX- начала XX века / Учеб. пос. – Краснодар, 2010.

  2. Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. - М., 1994.

  3. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

  4. Андреев Л.Г. Импрессионизм. /Л, Г. Андреев. - М.: Изд-во МГУ, 1980.


Семинарское занятие № 3
Натурализм. Творчество Эмиля Золя.
1. Теоретические предпосылки возникновения натурализма:

  • философия позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер);

  • позитивистская эстетика И.Тэна («основной характер», теория «трех
    факторов»);

  • обоснование поэтики натурализма в литературно-критических статьях
    и предисловиях к романам братьев Гонкуров и Э.Золя.

  1. Замысел цикла Э.Золя «Ругон- Маккары». Традиции реализма и

натурали­стическая концепция цикла.

3. Роман Э.Золя «Жерминаль». Замысел и принципы его реализации:

  • основной конфликт романа;

  • проблема наследственности и среды;

  • смешение реалистических и натуралистических тенденций в трактовке
    образа Этьена;

• проблема взаимодействия личности и толпы в романе.

  • Золя о социалистическом движении в романе «Жерминаль».

  • Особенности символики в романе «Жерминаль».

4. Своеобразие творческого метода Э.Золя.
Литература

  1. Татаринова Л.Н. История зарубежной литературы конца XIX- начала XX века / Учеб. пос. – Краснодар, 2010.

  2. Штейн А.Л. История французской литературы /А.Л. Штейн, М.Н.Чер-
    невич, М.А.. Яхонтова. -М., 1988.

  3. Андреев Л. История французской литературы /Л. Андреев. - М., 1979.

  4. Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя /А. Лану. - М.. 1966.

  5. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века / Б.Г. Реизов. - М., 1972.

  6. Якимович Г. Молодой Золя: Эстетика и творчество /Г.Якимович. - Киев, 1971.


Семинарское занятие № 4
«Новая драма» (Г.Ибсен)


  1. Традиции реалистической социально-психологической драмы и

черты драмы идей в художественной концепции Г. Ибсена.

  1. Сущность конфликта в пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом»:

  • развитие интриги и особенности ретроспективной композиции;

  • действие внешнее и действие внутреннее;

  • развитие конфликта; этапы развития сознания Норы;

  • символы драмы.

  • Роль дискуссии в драме

  1. Символистская драма Г.Ибсена «Женщина с моря».


Литература

  1. Адмони В. Г. Генрик Ибсен /В.Г. Адмони. - М., 1956.

  2. Владимиров С. Действие в драме /С. Владимиров. - Л., 1972.

  3. Гуляев Н. А. Теория литературы /Н.А. Гуляев. - М., 1977.


Семинарское занятие № 5
«Новая драма» (Б.Шоу)
1. Жанр интеллектуальной драмы в творчестве Б. Шоу и Г. Ибсена:

традиции драмы идей Г. Ибсена и проблемная драма Б. Шоу.

2. Эстетические взгляды и новаторство Шоу-драматурга.

3. «Пигмалион» Б.Шоу как «новая драма».

4. Содержание дискуссий в драме «Дом, где разбиваются сердца»:

  • особенности композиции

  • символика, ее роль в раскрытии идеи;

  • система персонажей

  • Тема интеллигенции

5. Парадоксы в драмах Б.Шоу.

Литература

1. Деннингхаус Ф. Театральное призвание Бернарда Шоу /Ф.

нингхаус. - М., 1978.

2. Образцова А. Драматургический метод Бернарда Шоу /А

разцова. - М., 1965.

3. Образцова А. Бернард Шоу и европейская театральная куль

/А.Образцова. - М., 1974.

4. Бернард Шоу о драме и театре. - М., 1963.

Семинарское занятие № 6
Томас Манн («Будденброки», «Смерть в Венеции»)
1. Философия Ф.Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки».

  1. Проблема искусства и творчества в новелле «Смерть в Венеции».

  2. Жанровое своеобразие романа «Будденброки».

  3. Тема упадка семьи в романе «Будденброки».

  4. Идеи Ницше и Шопенгауэра в романе «Будденброки».



Литература

1. Апт С.К. Над страницами Томаса Манна /С.К. Апт. – М.: Сов.писатель,

1980.- 392с.

2. Федоров АЛ. Томас Манн: Время шедевров /А.Л. Федоров. – М.: Изд-во

МГУ, 1981. - 336с.

3.Соловьев Вл. Идея сверхчеловека /Вл.Соловьев //Соч.: В 2 т. /Вл.Соло-

вьев. - М.: Мысль, 1990. - Т.2. – С. 526-634.

Семинарское занятие № 7
Эстетизм в Великобритании


  1. Особенности литературного сознания Англии в конце XIX в. (Позитивистские и эволюционные идеи, влияние французской литературы).

  2. Роль Дж. Рёскина и У. Пейтера в формировании эстетизма.

  3. Общество прерафаэлитов.

  4. Эстетика О. Уайльда в его публицистике.



Литература

  1. Татаринова Л.Н. История зарубежной литературы конца XIX- начала XX века / Учеб. пос. – Краснодар, 2010.

  2. История зарубежной литературы конца XIX- началаXX века. Курс лекций./ Под ред. Елизаровой М. Е., Михальской Н. П., М.1970.

  3. История английской литературы XIX-XX века. Учебное пособие. /Под ред. Аникин Г. В., Михальская Н. П., М. 1975.

  4. История английской литературы . Т.3.Учебное пособие. /Под ред. Анисимов И.И., Елистратова А.А., Жантиева Д. Г., Кондратьев Ю. М., М. 1958.


Семинарское занятие № 8
Творчество Оскара Уальда.


  1. Особенности сюжета и конфликта в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея».

  2. Система образов романа:

  3. Образ Дориана Грея

  4. Образ лорда Генри и философия гедонизма

  5. Образ Бэзила Холлуорда как антипод О.Уальда

  6. Отражение художественных принципов эстетизма в романе.

  7. Тема искусства и её решение в романе «Портрет Дориана Грея».

  8. Сказки и притчи.

  9. Мифологизм произведений О.Уальда.

  10. Евангельские мотивы в творчестве О. Уальда.


Литература


  1. Татаринова Л.Н. История зарубежной литературы конца XIX- начала XX века / Учеб. пос. – Краснодар, 2010.

  2. История зарубежной литературы конца XIX- началаXX века. Курс лекций./ Под ред. Елизаровой М. Е., Михальской Н. П., М.1970.

  3. История английской литературы XIX-XX века. Учебное пособие. /Под ред. Аникин Г. В., Михальская Н. П., М. 1975.

  4. История английской литературы. Т.3.Учебное пособие. /Под ред. Анисимов И.И., Елистратова А.А., Жантиева Д. Г., Кондратьев Ю. М., М. 1958.


Семинарское занятие № 9
Реализм во Франции (Л. Франс. «Боги жаждут»)
1.Особенности творческой манеры А.Франса. «Роман идей» и традиции фи-

лософско-исторической повести XVIII века.

2.Философские взгляды А. Франса.

3.«Боги жаждут» как исторический роман.

4.Античные мотивы в романе «Боги жаждут».

5.Образ революции в романе «Боги жаждут».

6. Смысл названия романа «Боги жаждут».

Литература

1. История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1986. - Т.7.

2. Андреев Л. История французской литературы /Л. Андреев. – М., 1979.

3. Дынник В. Анатоль Франс. Творчество /В. Дынник. - М. - Л.,

1934.

4. Федоров А.Л. Зарубежная литература XIX–XXвеков. Эстетика художественного творчества /А.Л. Федоров. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

5. Пузиков А.И. Портреты французских писателей /А.И. Пузиков. -М., 1981.

Семинарское занятие № 10
Модернизм во французской литературе. (А.Жид «Имморалист»)
1. Философская основа модернизма. (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). Декадентские тенденции, влияние символизма и импрессионизма.

2. Роман А.Жида «Имморалист». Основная проблема, творческий метод, мировоззренческая основа романа.

3.Художественное своеобразие романа.

Литература

1. История Всемирной литературы: В 9 т. – М., 1986. - Т.7.

2. Нефедов И.Т. История зарубежной критики и литературоведения /И.Т.

Нефедов. – М., 1988.

3. Андреев Л. История французской литературы /Л. Андреев. – М., 1979.

4. Современные проблемы реализма и модернизма. – М., 1965.

5. Великовский С.В. В поисках утраченного времени /С.В. Великовский.

– М., 1979.

6. Кирнозе Г.И. Французский роман XX в /Г.И. Кирнонзе.- Горький,

1977.

Семинарское занятие № 11
Реализм.Творчество Джона Голсуорси. Роман «Собственник»


  1. Творческий путь Джона Голсуорси. Место романа «Собственник» в художественном наследии писателя.

  2. Проблематика и поэтика романа «Собственник»

2.1 Семейный роман и проблема национальной самоидентификации в творчестве Голсуорси.

2.2 Тема «Форсатизма» как общественного явления в романе Голсуорси. Любовь, красота и мир «собственников»

2.3 Сюжет и композиция романа. Соотношение лирического и иронического начала в романе как приемы авторской оценки .

    1. Основные образы. Реалистическая эстетика Голсуорси в создании характеров персонажей романа

- Образы Босини и Ирэн

- Образ Сомса

- Образы старого и молодого Джолиона.

Литература

1. История зарубежной литературы XIX-XX века. Учебник. Т.1, Т.2/Под ред. Апенко Е.М., М. 2001.

  1. История зарубежной литературы конца XIX- началаXX века. Курс лекций./ Под ред. Елизаровой М. Е., Михальской Н. П., М.1970.

  2. История английской литературы XIX-XX века. Учебное пособие. /Под ред. Аникин Г. В., Михальская Н. П., М. 1975.

  3. История английской литературы . Т.3.Учебное пособие. /Под ред. Анисимов И.И., Елистратова А.А., Жантиева Д. Г., Кондратьев Ю. М., М. 1958.


Семинарское занятие № 12
Английский неоромантизм. Редъярд Киплинг


  1. Р. Киплинг: биография и литературная репутация.

  2. Аллегорическое осмысление темы «бремени белого человека» в «Книге джунглей».

  3. Цикл стихов «Казарменные баллады» Киплинга. Темы, образы, художественный язык.

  4. Новеллистика Киплинга «Про­стые рассказы с гор», «Три солдата».



Литература

        1. История зарубежной литературы XIX-XX века. Учебник. Т.1, Т.2/Под ред. Апенко Е.М., М. 2001.

        2. История зарубежной литературы конца XIX- началаXX века. Курс лекций./ Под ред. Елизаровой М. Е., Михальской Н. П., М.1970.

        3. История английской литературы XIX-XX века. Учебное пособие. /Под ред. Аникин Г. В., Михальская Н. П., М. 1975.

        4. История английской литературы . Т.3.Учебное пособие. /Под ред. Анисимов И.И., Елистратова А.А., Жантиева Д. Г., Кондратьев Ю. М., М. 1958.


Семинарское занятие № 13
Литература США (Марк Твен)


  1. Особенности развития американской литературы. Реализм М.Твена.

  2. Юморист с «Дикого Запада»: литературный дебют писателя.

  3. «Чёрный юмор» в рассказах М.Твена.

  4. «Приключения Гекльберри Финна»: книга, из которой «вышла вся

американская литература».

  • Особенности композиции и сюжета романа.

  • Образ Америки в романе

  • Новаторское решение расового вопроса.

  • Художественное значение романа.



Литература

1. История литературы США: в 5 т. Т. 4. Литература начала ХХ в. / отв. ред. Е. А. Стеценко, ред. М. М. Коренева. – М.: ИМЛИ РАН, 2009.

2. Зверев А.М. Мир Марка Твена.– М., 1985.

3. Левидова И.М. Марк Твен.– М., 1974.

4. Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической

литературы: Сб. ст.,– М., 1987.

5. Мендельсон М.О. Реализм Марка Твена.– М., 2005.


Семинарское занятие № 14
Литература США. (Генри Джеймс)


              1. Реализм Г. Джеймса в литературной традиции американского романа.

              2. Г. Джеймс как критик и теоретик романа.

              3. Своеобразие отражения национального характера в повести«Дейзи Миллер». Образы Уинтоборна и Дейзи.

              4. Автор и рассказчик в повести.

              5. Суть конфликта . «Объективность художественного вымысла».



Литература

1. История литературы США: в 5 т. Т. 4. Литература начала ХХ в. / отв. ред. Е. А. Стеценко, ред. М. М. Коренева. – М.: ИМЛИ РАН, 2009.

2. История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1986. - Т.7.

3. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. - М.,

1979. – Т..2.


Семинарское занятие № 15

Литература США (Дж. Лондон)

1. Роль идей Г. Спенсера в развитии американской литературы рубежа 19-20 вв.

2. Раннее творчество Дж. Лондона; «Северные рассказы» – романтический эпос американского Севера. Неоромантизм и влияние Г.Спенсера («Любовь к жизни», «Белое безмолвие», «Закон жизни»).

  1. Проблема творчества в романе Дж. Лондона «Мартин Иден».

4. «Борьба идей» в романе «Мартин Иден».
Литература
1. История литературы США: в 5 т. Т. 4. Литература начала ХХ в. / отв. ред. Е. А. Стеценко, ред. М. М. Коренева. – М.: ИМЛИ РАН, 2009.

1. История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1986. - Т.7.

4. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. - М.,

1979. – Т..2.


Семинарское занятие № 16
Литература США (Т.Драйзер)


  1. Реализм Т. Драйзера и идеи позитивизма.

  2. Проблема художественного воплощения особенностей национального характера и национальной жизни в романе.

  3. Названия глав и их символический смысл.

  4. Тема искусства в романе.

  5. Проблема положительного героя.

  6. Психологизм Т.Драйзера в романе «Сестра Керри»

Литература

1. Я.Н. Засурский. Теодор Драйзер. М., 1977.

2. Р.П. Уоррен. Дань Теодору Драйзеру. К столетию со дня рождения

(1971) // Р.П. Уоррен. Как работает поэт. М., 1988. С. 204–225.

3. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. - М.,

1979. – Т..2.

4. История американской литературы: В 2 т. – М., 1978. Т.2.



Похожие:

Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв iconФилософско-эстетическая концепция русского символизма
И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А....
Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв iconТема Философско-эстетическая концепция русского символизма
И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А....
Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв iconБелый Доминиканец «Майринк Г. Белый Доминиканец: Роман»
Постепенно автор отказался от мистики и начал выстраивать литературный мир исключительно во внутренней реальности (тоже вполне фантастической!)...
Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв iconМайн Рид Белый вождь Майн Рид Белый вождь Глава I
Это случилось в глубине Американского континента, более чем за тысячу миль от обоих океанов
Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв iconЭстетика. Цель: Изучение этики и эстетики
Эстетика – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Понятие «эстетика»...
Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв iconГавриил Николаевич Троепольский Белый Бим Черное ухо Белый Бим Черное ухо
Если писать только о серьезно печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным… …И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной...
Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв iconЛитература Б. Пере. Жизнь, исполненная интереса. Р. Витрак. Тайны...
Методология психоаналитического анализа произведений литературы (фрейдистская теория символов)
Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв iconДон Делилло Космополис Scan: Ronja Rovardotter; ocr&SpellCheck: golma1...
Дон Делилло (р. 1936) – знаковая фигура в литературном мире. В 1985 г его роман «Белый шум» был удостоен Национальной книжной премии...
Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв icon«Зарубежная проза XIX – XX веков»
Я уверена, что вы знаете большую часть авторов и произведений из приведенного ниже списка
Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. М., 1994. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв iconПрограмма по теории литературы для студентов V курса заочного отделения...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница