Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева


Скачать 386.55 Kb.
НазваниеФантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева
страница1/3
Дата публикации16.12.2013
Размер386.55 Kb.
ТипАвтореферат
vb2.userdocs.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

Скуднякова Елена Владимировна
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПОЭТИКЕ

«ТАИНСТВЕННЫХ ПОВЕСТЕЙ» И. С. ТУРГЕНЕВА


Специальность 10. 01.01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Саранск 2009

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент

Конкина Лариса Семеновна
^ Официальные оппоненты: доктор филологических наук, ведущий

научный сотрудник

Большакова Алла Юрьевна

кандидат филологических наук, доцент

^ Воронова Людмила Яковлевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Самарский государственный педагогический университет»

Защита состоится 10 июня 2009 года в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.118.02 при ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» по адресу: 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, 13 б.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.
Автореферат разослан « » мая 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук, доцент Е. А. Жиндеева

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изучение феномена фантастического в произведениях И. С. Тургенева, признанного писателя-реалиста, одного из создателей русской социально-психологической повести и социально-психологического романа, еще не стало предметом специального исследовательского интереса в отечественном литературоведении.

Фантастическое как особый тип образности, основанный на смещении границ возможного и невозможного, отчетливо присутствует в поэтике ряда повестей И. С. Тургенева 1850─1880-х гг. В основе этих повестей, получивших в отечественной науке о литературе название «таинственных», лежат странные, нередко фантастические события; в них включены описания действительности, в которых сочетаются возможное и невозможное, реальное и фантастическое; в них присутствуют образы, которые могут быть осмыслены как фантастические на основе рецептивно-коммуникативного подхода, с точки зрения ментального состояния героя и читателя ─ сомнения, неуверенности, колебания между «возможным» и «невозможным».

Названные элементы поэтики «таинственных повестей» в значительной степени создают их особый художественный мир, поэтому целостное и всестороннее изучение фантастического, его типов, места и роли в поэтике указанных произведений писателя, представляется актуальной проблемой в современной науке о литературе.

Важно отметить, что в современном литературоведении наблюдается устойчивый интерес к фантастическому как к элементу поэтики литературного произведения, что подтверждается целым рядом монографических и диссертационных работ, посвященных указанному аспекту литературного произведения в творчестве русских писателей, и в связи с исследованием общих проблем развития русской литературы ХIX─XX вв. Укажем в этой связи на работы Р. Н. Поддубной, Г. Л. Бондаренко, Ким Су Чана, О. А. Фоминой1 и др.

^ Степень изученности проблемы.

В литературной критике отклики на «таинственные повести» И. С. Тургенева были крайне разноречивы, главным образом из-за присутствия в их поэтике фантастического. Отрицательные отзывы были, в частности, со стороны М. А. Антоновича, А. М. Скабичевского2 и др. Но, несмотря на доминирование негативных оценок, встречается и ряд положительных откликов, в частности, Ф. М. Достоевского, Д. С. Мережковского3 и др.

В целом следует сказать, что писатели и критики 1850─1890-х гг., а также рубежа XIX─XX вв., за редким исключением, восприняли фантастическое в «таинственных повестях» как отход писателя от принципов реализма.

Позднее к рассмотрению некоторых повестей И. С. Тургенева 1850–1880-х гг. обратились не только критики, но и ученые-филологи. Одним из первых был С. А. Венгеров, который подробно проанализировал «Призраки» и «Собаку». Ученый дал им невысокую оценку, главным образом из-за присутствия в них фантастического4.

Д. Н. Овсянико-Куликовский в своих «Этюдах о творчестве И. С. Тургенева» подверг повесть «Призраки» глубокому философскому осмыслению, в рамках которого рассмотрел и фантастическое5.

В первой трети XX в. появился целый ряд работ, посвященных «таинственным повестям». Так, В. М. Фишер дал подробный анализ таинственного в художественной ткани названных повестей, а также предложил собственную классификацию видов призраков, которые И. С. Тургенев использует в своих сюжетах6. М. А. Петровский в статье «Таинственное у Тургенева» отмечал, что включение фантастических образов почти всегда сопровождается употреблением одних и тех же эпитетов ─ «таинственный», «странный». Исследователь также подчеркивал роль фантастического в раскрытии характеров героев и развертывании сюжетов7. Н. К. Пиксанов в статье «История “Призраков”» писал, что в образе Эллис нет символического значения, а ее фантастичность условна и имеет служебное назначение8. В работе М. Габель «”Песнь торжествующей любви” Тургенева (Опыт анализа)» был дан сюжетно-композиционный анализ повести, в рамках которого автор проанализировал фантастические мотивы, кроме того, в названой работе было рассмотрено влияние рассказа Н. В. Гоголя «Страшная месть» и романа Г. Флобера «Саламбо» на разработку сюжета тургеневской повести 9.

Первым в единый цикл с названием «таинственные повести» рассматриваемые произведения И. С. Тургенева объединил Л. В. Пумпянский. Его статья «Группа “таинственных повестей”» была помещена в 8-м томе собрания сочинений И. С. Тургенева (1929–1930)10. Ученый связал появление в творчестве И. С. Тургенева повестей, в основе которых лежали странные, таинственные или фантастические события, с распространением в России во второй половине XIX в. оккультизма.

Название «таинственные повести», примененное Л. В. Пумпянским для ряда тургеневских произведений 1850–1880-х гг., стало в отечественной историко-литературной науке общепринятым.

Интерес к фантастическому в «таинственных повестях» в той или иной степени проявился и в исследованиях литературоведов 1960─1990-х гг. Так, истоки фантастического в повестях частично рассматривались в работах С. Е. Шаталова, Г. А. Бялого, Л. Н. Осьмаковой, Н. Н. Мостовской, В. Н. Топорова и др11. В ряде работ вопрос о фантастическом в «таинственных повестях» затрагивался в связи с решением проблемы художественного метода писателя. Это работы П. Г. Пустовойта, М. А. Турьян, А. Б. Муратова, Р. Н. Поддубной, Ж. Зельдхейи-Деак, И. Л. Золотарева и др.12

В отечественной науке о литературе «таинственные повести» изучались в диссертационных исследованиях О. Б. Улыбиной, К. В. Лазаревой, Е. В. Науменко, О. В. Дедюхиной13.

Анализ названных нами работ свидетельствует о том, что в науке о литературе нет специального исследования, посвященного рассмотрению фантастического в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева.

^ Объект исследования: категория фантастического в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева.

Предмет исследования: фантастические образы и мотивы, их типы, место и роль в художественной структуре «таинственных повестей» И. С. Тургенева.

^ Материалом исследования являются «таинственные повести» И. С. Тургенева, в частности, «Фауст» (1856), «Призраки» (1864), «Довольно» (1865), «Собака» (1866), «Сон» (1875), «Странная история» (1870), «Рассказ отца Алексея» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1879), «Клара Милич (После смерти)» (1883), эпистолярное наследие писателя и другие материалы.

^ Целью настоящей работы является исследование фантастического в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева, аналитическое рассмотрение сущности, типов, идейного содержания и роли фантастического в художественной ткани этих произведений.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) выявить типологическую связь «таинственных повестей» И. С. Тургенева с русской романтической фантастической повестью 1820─1840-х гг. и повестями А. С. Пушкина («Гробовщик», «Пиковая дама»), в поэтике которых присутствует фантастическое;

2) проанализировать содержательное наполнение фантастического (мотивов, образов), связанное с мировоззренческим аспектом творчества писателя;

3) показать, как с помощью героя (персонажа), психологический тип личности которого определяем как «особый», в сюжет «таинственных повестей» вводятся фантастические образы и мотивы;

4) рассмотреть типы фантастических образов и мотивов в указанных повестях;

5) установить роль фантастического в повествовательной технике, сюжетно-композиционном решении и пространственно-временной организации «таинственных повестей».

^ Теоретико-методологической основой диссертации являются исследования отечественных и зарубежных ученых, в трудах которых исследуется природа указанной категории. Это работы Ц. Тодорова, И. В. Семибратовой, В. Н. Захарова, Ю. И. Кагарлицкого, А. Н. Николюкина, Е. М. Неёлова, Т. А. Чернышевой, Ю. В. Манна, В. С. Муравьева и др.

Автор диссертации опирался также на фундаментальные работы по проблемам поэтики И. С. Тургенева ─ С. Е. Шаталова, П. Г. Пустовойта, А. Б. Муратова, Г. Б. Курляндской, А. И. Батюто, Г. А. Бялого, О. Б. Улыбиной, Н. Н. Мостовской и др.

Анализ пространства и времени осуществлялся с опорой на труды М. М. Бахтина, Д. Н. Медриша, Р. А. Зобова, А. М. Мостепаненко.

^ Методы исследования: В работе использованы сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, биографический методы исследования, метод целостного анализа художественного произведения, а также элементы рецептивно-коммуникативного подхода.

^ Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении предпринято целостное и концептуальное рассмотрение фантастического в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева.

Впервые описываются и подробно анализируются типы фантастических образов и мотивов, которые присутствуют в «таинственных повестях». Это фантастические образы-персонажи, образы-ситуации, образы-ощущения; собственно фантастические мотивы (тайны и сна) и мотивы, которые становятся фантастическими вследствие того, что являются важной составляющей фантастического образа (ночи, луны, тумана и др.).

Впервые персонажи «таинственных повестей» рассматриваются как тип личности, чье ментальное состояние является важнейшим приемом экспликации фантастического. Эти персонажи ─ сновидцы, мечтатели, люди с ярким или болезненным воображением, отличающиеся склонностью к таинственному восприятию явлений действительности ─ характеризуются в работе как «особые» личности.

^ Теоретическая ценность работы состоит в том, что ее результаты существенно дополняют и уточняют представления об арсенале поэтологических средств одного из крупнейших русских писателей-реалистов; обогащают научные представления о типах фантастических образов и мотивов, которые присутствуют в «таинственных повестях», об их роли и месте в формировании художественного мира произведений И. С. Тургенева.

^ Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования теоретических положений, конкретных материалов и выводов исследования преподавателями вузов при чтении лекций по теории и истории русской литературы XIX в., при составлении методических пособий и рекомендаций, при подготовке факультативных курсов и курсов по выбору, при написании студентами дипломных и курсовых работ, докладов, рефератов.

^ Положения, выносимые на защиту:

1. Фантастическое в «таинственных повестях» ─ сложная и многофункциональная категория, так как тургеневская «таинственная повесть», будучи явлением оригинальным, вместе с тем типологически приближается к романтической фантастической повести 1820─1840-х гг., а также активно развивает пушкинскую традицию введения фантастического как особого способа психологического раскрытия личности («Гробовщик», «Пиковая дама»).

2. Фантастическое проявляет себя в особом типе образности, для которого характерна, с одной стороны, высочайшая степень условности, с другой ─ конкретность проявления. Это могут быть фантастические образы-персонажи, образы-ощущения, образы-ситуации.

3. Фантастическое реализуется в двух типах фантастических мотивов: 1) мотивы, которые являются собственно фантастическими; 2) мотивы, которые приобретают фантастическую окрашенность вследствие того, что являются конструктивным элементом фантастического образа. К первому типу относятся мотивы сна и тайны, ко второму ─ природные (в том числе и зооморфные), звуковые, восточные, религиозные и др.

4. Носителями фантастического становятся личности особого психологического склада, которые отличаются неустойчивой психикой, эмоциональной сверхчувствительностью, склонностью к таинственному или мистико-религиозному, а также к мечтаниям. Такой герой определяется в исследовании как «особая» личность. Вводя в повествование «особый» тип личности, И. С. Тургенев добивается углубления психологизма, что свидетельствует о качественном изменении способов психологического анализа, который условно принято называть «тайным психологизмом».

5. Фантастическое ─ один из основных элементов сюжетно-композиционной организации «таинственных повестей». Фантастическое помогает развертыванию сюжета, поскольку после его внезапного вторжения или в момент контакта с ним поступки персонажей становятся быстрыми, стремительными, практически мгновенными, отчего и сюжеты повестей приобретают особую динамичность.

6. Фантастическое особым образом организует художественное время и пространство «таинственных повестей», обусловливая высокую степень обобщенности и неопределенности художественного времени, что способствует формированию и усилению фантастического, формирует особый тип хронотопа, ведущую роль в котором играет психологическое время, перцептуальное время и время сновидений.

^ Апробация работы проходила на кафедре русской и зарубежной литературы Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, где сообщения соискателя обсуждались на заседаниях кафедры и методологического семинара аспирантов. По материалам проведенного исследования сделаны доклады на разного уровня конференциях, в том числе международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения и 125-летию со дня смерти И. С. Тургенева /СПб. ─ Орел ─ Москва, 17-26 сентября 2008 г./; V всероссийской конференции, посвященной 195-летию со дня рождения В. Г. Белинского /Пенза, 10-12 июня 2006 г./; II всероссийской конференции «Православие в контексте отечественной и мировой литературы» /Арзамас, 25-27 мая 2006 г./; ХХХ зональной конференции литературоведов Поволжья «Бочкаревские чтения» /Самара, 6-8 апреля 2006 г./.

Основные положения и выводы исследования докладывались на Огаревских чтениях и конференциях молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.

По теме диссертационного исследования опубликовано девять статей, из них две в изданиях, рекомендованных ВАК.

^ Структура диссертации определена спецификой выдвинутых в исследовании задач. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. Объем диссертации ─ 189 страниц. Библиографический список включает 239 наименований.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во
  1   2   3

Похожие:

Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева iconПумпянский Л. В. Группа «таинственных повестей»
«реликтового» состояния языков и языковых форм. Так, пример, между тем как «яфетическая» стадия человеческих языков давно сменилась...
Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева iconСтатья И. С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»
Как Вы поняли статью Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»? Какие из известных Вам литературных героев 50-60х годов 19 в. Могут быть определены...
Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева iconЗатерянный в просторах Тихого океана маленький остров, населенный...
Пришельцы из таинственных и недоступных земель принесли с собой смерть и разрушение. Жестокие северные воины забрали с собой несколько...
Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева iconПестрая лента
Холмс никогда не брался за расследование обыкновенных, будничных дел, его всегда привлекали только такие дела, в которых есть что-нибудь...
Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева iconSpellcheck Виктория «Здравствуй, грусть»
В сборнике представлены пять из лучших повестей Франсуазы Саган и рассказ, опубликованные в периодике
Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева iconSpellcheck Виктория «Здравствуй, грусть»
В сборнике представлены пять из лучших повестей Франсуазы Саган и рассказ, опубликованные в периодике
Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева iconФрансуаза Саган Любите ли вы Брамса?
В сборнике представлены пять из лучших повестей Франсуазы Саган и рассказ, опубликованные в периодике
Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева iconAnnotation События этой книги протекают в самых отдаленных уголках...

Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева iconПлан лекции Истоки древнегреческого эпоса. Развитие лирических жанров в Греции
«Илиада» и «Одиссея», приписывающиеся Гомеру. Античные ученые (например Аристотель в «Поэтике») не сомневались в том, что «до Гомера»...
Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева iconПуть с сердцем
Мир полон таинственных сил, и мы – беспомощные существа, окруженные непостижимыми и неумолимыми силами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница