План Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие


Скачать 85.93 Kb.
НазваниеПлан Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие
Дата публикации20.06.2013
Размер85.93 Kb.
ТипСправочник
vb2.userdocs.ru > Литература > Справочник
Тема 1. Функционирование языковых единиц в речи юриста

Точность словоупотребления

План

1. Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка.

1.Лексическое значение слова. Соотношение: слово—значе­ние—понятие.

2.Сочетаемость слов.

3.Речевые ошибки, вызванные неточным употреблением слов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Пронаблюдайте употребление слов есть — ку­шать, кричать — орать, которые довольно часто используются в речи неуместно. Выразите свое мнение.

Я КУШАЮ, А ВЫ ОРЕТЕ...

Можно сказать он ест, кушает, жрет. А как правильно? Как наи­более точно: я ем или кушаю?

В любой ситуации и в отношении к любому лицу употребительны нейтральные, межстилевые глаголы есть, поесть. Если о человеке го­ворят, что он не ест, а жрет, это 1) значит, что он ест неаккуратно, не­ряшливо, жадно или 2) указывает на степень аппетита. «Я хочу не есть, а жрать» (Ю. Бондарев); «Доктор посоветовал купцу есть бульон и цыпленка. Купец отнесся иронически. Сначала съел обед с ботвинь­ей и поросенком, потом, как бы вспомнив приказ доктора, велел по­дать бульон и цыпленка — и это тоже сожрал» (А. Чехов).

В глаголе кушать есть оттенок вежливости: есть вкусное, понемно­гу, не спеша, вкушая, дегустируя, испытывая удовольствие от этого. Открываем словарь В. И. Даля: «Кушать, кушивать, есть и пить, выра­жение более вежливое: кушать также значит отведывать». Поэтому употребляется это слово только при вежливом приглашении к еде. «Мать умоляет: «Ну скушай котлетку, Рувчик! Ну скушай хоть одну» (Б. Горбатов); «Она налила полную, до краев тарелку и сказала ласко­во: «Кушайте на здоровье!» (В. Панова).

С осторожностью в форме вежливости глагол кушать можно упот­реблять во 2-м лице множественного числа (вы кушаете), однако он легко может получить оттенок слащавости, лести. Ни в 1-м, ни в 3-м лицах глагол кушать не употребителен. Форма 3-го лица единственно­го числа может употребляться лишь как выражение нежности по отно­шению к ребенку: покушал, кушает.

Подтверждение сказанному находим в словаре С. И. Ожегова: «Ку­шать — есть, принимать пишу (употребляется при вежливом пригла­шении других к еде и по отношению к детям)» и в словаре русского языка (в 4 т.): «Теперь обычно употребляется при вежливом приглаше­нии к еде; в литературной речи в 1-м лице не употребляется». К сожа­лению, довольно часто слышим я покушала, мы кушаем. И получается смешно: очень пышно. «Почему они все кушают, а не едят? Откуда эта почтительность к своему желудочно-кишечному тракту?» — писал Ю. Герман.

И уж совсем неуместно слово кушать в грубой фразе: «Ну что ты орешь? Не хочу я кушать».

Вместо слова кричать мы давно слышим по любому поводу орать, особенно из уст молодежи.

Вспоминается такой случай. В регистратуре поликлиники две де­вушки откладывают карточки больных на прием к врачу. Одновре­менно обе обращаются к двум больным и спрашивают их фамилии. Больные отвечают, но разобрать нужную фамилию из двух, сказанных одновременно, трудно, и одна из работниц поликлиники кричит: «Что вы орете?», хотя со стороны больных даже намека на крик не было.

Привычными стали сцены на улице, когда мать кричит малышу: «Не ори!» Мне пришлось наблюдать такую картину. Молодая мать ка­тит коляску и ласковым голосом говорит ребенку, который «агукает»: «Ну что ты орешь? Ну что ты разорался?» Она даже не думает, то го­ворит ребенку грубость; не понимает, что не сочетаются тон и слово. И ребенок, привыкнув с детских лет слышать от матери это слово, воспримет его как норму и так же будет говорить окружающим и сво­им будущим детям...
Задание 2. Слова, употребленные без учета их семантики, за­мените нужными. Аргументируйте свой выбор. Отметьте пред­ложения, в которых имеются логические ошибки.

1. Пискарев имел два прогула, а также неоднократно посещал мед­вытрезвитель. 2. Выбив Клякину зуб, обвиняемый приступил к его из­биению. 3. Он сопровождал свои действия молча. 4. В нагрудном кар­мане его брюк было обнаружено две фотографии. 5. Помещение пред­ставляет собой куб размером 5 на 9 метров. 6. Севастьянов показал себя энергичным со стороны пьянства и прогулов. 7. Среди предъявленных мне голов крупного рогатого скота я признал быка по его физиономии. 8. Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосо­четание. 9. Преступники были задержаны бригадиров, который огла­шал граждан села на очистку снега. 10. Пожар — такое мероприятие, которое приносит убытки. 11. При задержании он обманул свою фами­лию, назвавшись Сидоровым. 12. Я не собираюсь еще раз дублировать то, что совершила моя подзащитная. 13. Этот факт создал прямую уг­розу пожарообеспечения. 14. Судом установлена невозможность взаим­ного проживания сторон. 15. Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой. 16. Аксеев, укрывшись мешком из-под картошки, остался на ночь в помещении склада для совершения недостачи. 17. Прошу вас тщательно подойти к моему делу, ибо я еще исправим. 18. Мать Конькова страдает сердечной деятельностью. 19. Беспричин­но, из хулиганских побуждений Чайкина учинила скандал. 20. Ограб­ленные перчатки они положили себе в карман. 21. В судебном заседа­нии установлено, что между Милюковым, Сычевым и Вагиным драка возникла взаимообразно. 22. Морев принимает активное участие в лич­ной жизни. 23. 22 февраля я находился на телевизоре у соседей. 24. Подсудимые пошли на фабрику «Спартак» одолжить у знакомых ребят денег. 25. В беседе с Бурдиной выяснить что-либо не пришлось, так как Бурдина находилась в сильной степени опьянения. 26. Подоз­реваемый Шевцов пояснил, что 13 февраля 1999 года он дежурил на мероприятии. 27. Нож, которым он подколол мужа, я прилагаю к дока­зательствам. 28. При дополнительной проверке оказалось, что Спирина Мария и Николай носили девичью фамилию. 29. Расследуйте аноним­ное письмо, о результатах сообщите автору. 30. Подсудимый сначала его избил, а потом травмировал. 31. Рукоприкладство было совершено портфелем. 32. Совершение преступления стало возможным благодаря тому, что территория фабрики фактически никем не охраняется. 33. Государственный обвинитель подробно останавливался на той фа­буле обвинения, которая вменяется Мовшенко в вину. 34. Она имела намерение, что ее сын будет заниматься общественно полезным тру­дом. 35. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова, принадле­жащая буфетчице Маминой. 36. Его родители были достаточно бедны­ми, не смогли дать сыну образования.

Задание 3. Исправьте ошибки, вызванные многословием или пропуском слов. Выделите примеры, где пропуск слов создает логические ошибки.

1. Ну что из себя представляют, товарищи судьи, вот сами подсуди­мые, которые находятся сегодня на скамье подсудимых? 2. Справка выдана гр-ну Мухину Н. С. в том, что он работал на кирпичном заводе и убыл по случаю смерти. 3. Как измерить ту глубину бездны, в кото­рую упал подсудимый? 4. Следует произвести неотложные действия по избиению потерпевшего Михалкина. 5. Неоднократно скот, закреп­ленный за ним, находился на посевах зеленки, по-прежнему пил, вел себя безобразно и был уволен из совхоза. 6. Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся. 7. В настоя­щее время работники отдела стали больше заниматься поджогами. 8. Брак изделий — сапоги яловые в количестве 19 штук — возложить на виновных ответчиков. 9. Ответчик иск не признал, показав, что иск не признает. 10. По мнению одного свидетеля, мнению которого, как и всех, верить мы не можем, Иванова давала прекрасные уроки. 11. Примерно в половине восьмого часа времени мы стали играть в хоккей. 12. Я видел, что эти мужчины пошли в сторону Парижской коммуны. 13. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову при­чинены легкие телесные повреждения. 14. Допрошенный в качестве обвиняемого Шмаев в предъявленном ему обвинении виновным себя признал полностью. 15. Своим преступлением Иванов подорвал орган ИВД. 16. Учитывая, что условия, способствовавшие совершению преступления, явились результатом отсутствия недостаточно проводимой работы воспитательного характера среди населения, прошу принять меры по устранению причин и условий, способствовавших соверше­нию преступления. 17. Вещественные доказательства сданы в горотдел для привлечения к уголовной ответственности. 18. И, наконец, каби­нет, который, так сказать, ненадлежащим образом, несоответственны­ми мерами был закрыт. 19. Истец пояснил, что он расторгнул брак со своей бывшей женой потому, что она фарцовщица, т. е. спекулирует вещами по повышенным ценам. 20. Расследованием установлено: из дела усматривается, что Филиппова обвиняется в том, что 3 апреля 1999 года, придя в гости к своей подруге Симоновой, она учинила скандал, в результате которого развязала драку и причинила Симоно­вой К. С. легкие телесные повреждения.

Задание 4. Устраните ошибки, связанные с сочетаемостью слов.

  1. Большую заслугу предварительному следствию сделали показа­ния Пятигорского. 2. Во время драки ему нанесены были многочис­ленные повреждения. 3. Обвиняемый сознался под тяжестью похи­щенной улики. 4. Учитывая, что машина ГАЗ-51 имеет большое значе­ние для расследования преступления, се пришить к уголовному делу. 5. Следователь вынужден принять необходимые меры для резкого улучшения расследования преступления. 6. Дугин грубо оскорбил лич­ность потерпевшей, после чего запятнал ее новый костюм из бутылки вина. 7. Ответчик высокомерно относится к работе. 8. Иванова допус­тила нарушение своих трудовых обязанностей. 9. Кроме личного при­знания подсудимого, его вина установлена свидетелями Семенишиной, Ивановой. 10. Будучи нетрезвым, 011 беспричинно, из хули­ганских побуждений применил к соседу телесные повреждения. 11. Автомашина ВЮ № 35-20 ударилась в трактор «Беларусь», а следо­вавшая за ней грузовая машина в автомашину ВЮ 35-20, в результате чего им были принесены многочисленные поломки и телесные повре­ждения. 12. Родители моего подзащитного достаточно бедны, не могут баловать сына. 13. В представленных предприятиями области меро­приятиях разработаны меры по борьбе с преступностью. 14. Ответчик выслан в районный суд. 15. Нож в ходе следствия установлен не был. 16. Попирая честь и достоинство личности истца, ответчица одновре­менно попирала и других соседей. 17. Директор наложил два приказа. 18. После избиения Антонова Сычук и Власова сели в такси и указали шоферу ехать в Покровку за водкой. 19. Преступлениями я не зани­мался. 20. Если она, скажем, допустим, не могла слышать шум, кото-ммрп место в купе, но шум, что человек выходит из купе, она, на­верно, бы видела. 21. Протоколом осмотра места происшествия уста­новлено. 22. Экипажем самолета было допущено авиапроисшествие. 23. Я верю в возможность преобразования личности моего подзащит­ного. 24. Глухов учинил разбой сервиза. 25. Поведение Салишина по­стоянно было чревато хорошими последствиями. 26. Совокупность не­брежного и неосторожного умысла в действиях подсудимого суд счи­тает доказанной. 27. Жердин нанес неизвестному лицу травмы на лицо. 28. Эти показания противоречат показаниям того общества, в котором находилась Шаркут. 29. Карташов сопровождал рукоприклад­ство нецензурным содержанием. 30. Имею циркулярную пилу, обору­дованную кустарным производством.

Задание 5. Отметьте неуместное употребление местоимений и слова последний. Замените их, где надо, существительными.

  1. Бортников обещал, что работа будет. Члены бригады стали гово­рить, что время идет, а заработка нет, что надо искать другую работу. Он вспомнил о разговоре с Ливиченко, обратился к нему, и он сказал, чтобы приходили и устраивались. 2. Поскольку СМУ-6 обеспечивало их транспортом недостаточно, а он ранее обещал Козабкову устроить его шофером в Норильске, то он попросил Бортникова переговорить по этому вопросу с начальником АТУ ТЭС, тот переговорил, а он затем пошел в отдел кадров и помог Козабкову устроиться шофером. 3. В тот же день колхозные и хозяйские коровы начали колоться, из-за этого между ними произошел скандал. В результате скандала Быкины ста­щили их с лошадей и немного потрясли за одежду. 4. Как в дальней­шем оказалось, ножом водителю угрожал гр-н Плескацевич, и он при­езжал к своей бывшей жене, но во время его приезда он уже уехал к себе в общежитие по ул. Коммунальная, № 429. К его приезду в обще­житие Плескацевич пьяный спал. 5. Рукосуева рассказала, что 5 февра­ля мы пришли с мужем домой, и он, и я были выпивши, и он стал скандалить. 6. На полке стояла ваза, и когда Латышева подошла к ней и хотела взять книгу, она упала на пол, из нее выпал небольшой свер­ток. 7. После того, как Плискин отошел от кассы, парень с усиками по­дошел к окошечку и назвался Кожевниковым, чему он очень удивился. 8. 1 июля во время обыска, проведенного на квартире Петрова В. П., был обнаружен и изъят залоговый билет № К-3875, по которому им 5 февраля 1991 года сдан на хранение в городской ломбард золотой браслет. 9. Старостин Н. Н. показал, что 21 марта около 21 часа он и милиционер Загребельный на патрульной машине проезжали по улице Садовой. Неожиданно он увидел, что на тротуаре, с левой стороны по ходу машины, двое мужчин, как выяснилось впоследствии, Романенко и Старовойтов, бьют парня. Он увидел происходящее с расстояния около 20 метров. Заметил, что Старовойтов ТГанес удар потерпевшему по лицу. Машина по инерции проехала мимо происшествия, в связи с чем он на время потерял эту группу из вида, а когда машина разверну­лась, то увидел, что лежавшего на земле парня ударил ногой Романен­ко. Он и Загребельный выскочили из машины. 10. Нож у него имеется, они занимались ремонтом машины, и поэтому он находился у него в кармане плаща. Он в этот момент нанес ему удар ножом. 11. Вотин преднамеренно убил Ботулу, который хотел отнять оружие у преступ­ника. Озверев, он обогнал Пленкина и, развернувшись, в упор убил своего начальника. 12. В январе 1993 года состояние здоровья Ясенкова Р. Т. ухудшилось, и сын перешел жить к отцу, так как необходим был уход за ним. 20 января 1993 года отец, Ясенков Р. Т., умер, а 26 августа его прописали в этой квартире. 13. На уговоры потерпевшего Карпов не реагировал, а при помощи гитары ругался нецензурной бранью и уг­рожал последней убийством. 14. В записке, оставленной на имя потер­певшей, подсудимый просит терпеливо ждать своего возвращения с ку­рорта. 15. Таранец и Таеров пошли на конный двор, последний выста­вил раму в конюховке.

Литература:

Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учебное пособие. – Москва, 2008.

Похожие:

План Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие iconВопросы к экзамену (II семестр)
Понятие старославянского языка. Судьба старославянской традиции в славянском мире. Значение старославянского языка для истории русского...
План Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие icon2. Лексико-семантическая система языка и ее специфика
В отличие от фонетики (фонемный состав) и грамматики (принадлежность к частям речи и роль в предложении) лексикологию интересует...
План Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие icon1. Понятие сс языка. Судьба славянской традиции в славянском мире....
Понятие сс языка. Судьба славянской традиции в славянском мире. Значение сся для русского литературного языка
План Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие iconЗав кафедрой русского общего и и славянского языкознания
Предмет истории русского литературного языка. Понятие литературного языка. Литературный язык и язык литературы
План Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие iconКурс “ История русского литературного языка” вопросы к экзамену
Предмет, задачи, становление курса истории русского литературного языка как отдельной лингвистической дисциплины. Лингвистические...
План Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие iconТеория языка вчера и сегодня Глава I. Принципы науки о языке §
Слово и предложение. Система s-f языкового типа (d) понятие языка и его признаки
План Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие iconГлагол Грамматика русского языка Глаго
Грамматика русского языка Глагол это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения,...
План Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие iconСлово существует в языке как система форм (словоформ). Так, существительное
Например, в словоформе стола заключены значения род п., ед ч., муж р.; в словоформе красивее – значение сравнит степени прилагательного...
План Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие iconПочему во французском языке от перемены рода (артикля) слова меняется его лексическое значение?
Почему во Франции неделя состоит из «8 дней», две недели – «15 дней», но три недели «21 день»?
План Кодификаторы (словари и справочники). Нормы русского языка. Лексическое значение слова. Соотношение: слово-значе­ние-понятие icon1. Предмет, задачи и разделы лексикологии. Связь лексической системы...
Л, т к из фонемы строятся морфемы и слова. Место ударения важно для различения сложных слов. История языка тоже связана с Л. Грамматика...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница