Билеты к экзамену по ирл 10-17 вв


НазваниеБилеты к экзамену по ирл 10-17 вв
страница1/13
Дата публикации14.11.2013
Размер2.04 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИРЛ 10-17 ВВ.

1.Специальные научные дисциплины, связанные с изучением древнерусской литры (txtология, археография, палеография)

Txtология – наука о txtе. Задача txtологии – Изучить историю txtа на всех этапах его существования, в руках авторов, переписчиков, редакторов, компиляторов, пока изменялся txt памятника. Иной раз txt переписывается много раз. До тех пор пока автор не опубликует произведение. Конечный итог работы txtолога – это научное издание академического порядка (комментарий к txtу, сопроводит статья, полное собрание соч-й). Лаборатория древнерусского писателя: автор умер, а txt может переписываться много раз и продолжает жить. К-ра средне-вья – это к-ра хр-ва. Средневековая письменность иерархична:

  1. Библия – священный, сакральный txt.

  2. Соч-ия отцов церкви – визант., греч. писатели 8-12 веков. Это самые авторитетные писатели.

  3. Txtы религиозные.

  4. Txtы исторические.

  5. Мирская лит-ра. Она не душеполезна, к ней определенное пренебрежение.

Иерархичность порождает явление – подписывание txtов авторитетными именами. Это делалось, чтобы сохранить txt неизменным. В сред. века создавалось компиляция – когда книга состоит из другой книги. Компиляция – это природа средневекового txtа. Любой т–т в с.в. – это беловой вариант. Txtы имеют сотни списков. Задача txtолога – каждое изменение т-та объяснить. Т-т может дополняться, сокращаться, становиться частью другого. Т-ты распадаются на ред-ии. Редакции – это такая переработка памятника, к-рая была произведена с опред. целью, будучи вызвана какими-либо обществ. событиями или чисто лит. интересами и вкусами книжника. Архетип в txtологии – первоначальный txt. Потом идут редакции, которые порождают другие. Txtология может восстанавливать невидимое. Итог – научное издание txtа, с txtологич. и науч. комментариями.

Палеография – наука о древней письменности. Задача: изучать памятники др-ей письменности со стороны средств письменности (перо, ручка, пергамент, бумага). Первонач-но книга – на пергаменте. Потом на бумаге. Это надо знать, чтобы датировать книги. Пергаментные книги сохранились. Филигрань – водяной бумажный знак. Она получается в результате технологического процесса. Филигрань является датирующим признаком. Дата устанавливается после изучения источника. Существуют издания альбомов филиграни. В мире всего несколько альбомов. Задача палеографии – издание доп. альбомов. Палеограф должен знать типы подчерков, устав, полуустав. Скоропись – это специальная профессия. Древнерус. т-т не имеет разбивки на слова. Палеограф должен учиться читать txt. Древнерус. т-т имеет свою и орфографию – титло. По особенностям начертания букв, почерков, характеру писчего материала, бумажным водяным знакам, характеру заставок, орнамента, миниатюр, иллюстрирующих txt рукописи, палеография дает возможность относительно точно установить время создания той или иной рукописи, количество писцов, ее писавших.

Археография – регистрация, описание древнер-их памятников. Итог – издание каталога или сборника рукописей. Цель археографа – поиск древнер-их книг (полевая археография)

Старообрядчество – к-ра среднев-я. Образовалась в результате раскола церкви, когда Никон задумал провести церковные реформы. Это прежде всего духовный раскол нации. Старообр. Не пользовались книгами новой печати, после реформы Никона. Они сами создавали книги. Также они спасли множество старых книг. Старообрядцы – благодатная среда для археографа. Он покупает у них книги. В России 4 центра археографии: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск.
^ 2. периодизация русской литры XI-XVIII вв. Особенности каждого периода. Общая характеристика.

По установившейся традиции в развитии древнерусской литры выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства:
I. Литра древнерусского государства XI - первой половины XIII вв. Литру этого периода часто именуют литрой Киевской Руси.
II. Литра периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII -первая половина XV вв.).
III. Литра периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI-XVII вв.).
Однако при периодизации литературного процесса необходимо учитывать:
1. Круг оригинальных и переводных памятников, появившихся в тот или иной период.
 2. Характер идей, образов, отразившихся в литре.
 3. Ведущие принципы отображения действительности и характер жанров, стилей, определяющих специфику литературного развития данного периода.
Первые дошедшие до нас памятники древнерусской письменности известны лишь со 2-ой половины XI в.: Остромирово евангелие (1056-1057 гг.), "Изборник великого князя Святослава 1073 г.", "Изборник 1076 г.". Большинство пр-й, создававшихся в XI-XII вв., сохранились лишь в поздних списках XIV-XVII вв. Однако интенсивное развитие письменности на Руси началось после официального принятия хр-ва в 988 г. Тогда же возникла определенная система образования.

Преобладающее место в литре этого периода занимали книги религиозно-нравственного содержания: Евангелия, Апостол, Служебные Минеи, Синаксари. В этот период был осуществлен перевод греческих хроник, на основе к-рых был составлен "Хронограф по великому изложению".

Первые пр-я оригинальной древнерусской литры, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политич., патриотич. сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность Русской земли.

Основные жанры литры этого времени исторические: предание, сказание, повесть - и религиозно-дидактические: торжественные слова, поучения, жития, хождения. Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть "воинскими", повестями о княжеских преступлениях и т. д.

Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей страны, строитель храмов, ревнитель просвещения. Его антипод - князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения старшему в роде, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой. Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания, бытовавшие в дружинной среде.

Середина XI - первая треть XII столетия - литра Киевской Руси. Это период расцвета оригинальной древнерусской литры, представленной жанрами дидактического "слова" (Феодосии Печерский, Лука Жидята), жанровыми разновидностями оригинальных житий ("Сказание" и "Чтение" о Борисе и Глебе, "Житие Феодосия Печерского", "Память и похвала князю Владимиру"), историческими сказаниями, повестями, преданиями, составившими основу летописи, к-рая в начале XII в. получает название "Повести временных лет". Тогда же появляется первое "хождение" - путешествие игумена Даниила и такое самобытное произведение, как "Поучение" Владимира Мономаха.

Переводная литра в этот период широко представлена философско-дидактическими и нравственно-дидактическими сборниками, патериками, историческими хрониками, апокрифич. произв-ми. Центральной темой оригинальной литры становится тема Русской земли, идея ее величия, целостности, суверенности. Своим "трудом и потом" созидают отечество грозные князья - "добрые страдальцы за Русскую землю". В этот период развиваются различные стили: эпический, документально-исторический, дидактический, эмоционально-экспрессивный, агиографический, которые подчас присутствуют в одном и том же произведении.

3-й период падает на вторую треть XII -первую половину XIII в. Это литра периода феодальной раздробленности, когда "лоскутная империя Рюриковичей" распалась на ряд самостоятельных феодальных полугосударств. Развитие литры приобретает областной характер. На основе литры Киевской Руси создаются местные литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево-Черниговская, Галицко-Волынская, Полоцко-Смоленская, Турово-Пинская, которые затем станут источником формирования литры трех братских славянских народов - русского, украинского и белорусского.

В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, эпидейктического красноречия ("слова" Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Серапиона Владимирского), начинает складываться "Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери". Трудами Владимирского епископа Симона и монаха Поликарпа создается "Киево-Печерский патерик". Вершиной литры этого периода стало "Слово о полку Игореве", прочно связанное с уходящими традициями героического дружинного эпоса. Оригинальными яркими пр-ями являются "Слово" Даниила Заточника и "Слово о погибели Русской земли".

Состав переводной литры пополняется творениями Ефрема и Исаака Сириных, Иоанна Дамаскина. Формируется четий сборник "Торжественник" и "Измарагд". В результате культурных связей с южными славянами появляются эсхатологическая повесть "Сказание о двенадцати снах царя Шахаиши" и утопическое "Сказание об Индии богатой".

Четвертый период - вторая половина XIII-XV вв.- литра периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного Русского государства, становления великорусской народности. Развитие литры в этот период протекает в таких ведущих культурных центрах, как возвышающаяся Москва, Новгород, Псков, Тверь. Осознание необходимости борьбы с иноземными поработителями привело к сплочению народных сил, и эта борьба идет рука об руку с политическим объединением Руси вокруг единого центра, которым становится Москва. Важной вехой в политической и культурной жизни Руси явилась победа, одержанная рус. народом на поле Куликовом в сентябре 1380 г. над полчищами Мамая. Она показала, что у Руси есть силы для решительной борьбы с поработителями, и эти силы способна сплотить и объединить централизованная власть великого князя московского. Литра и изобразительное искусство раскрывают нравственный идеал личности, способной преодолеть "рознь века сего" - главное зло, препятствующее сплочению всех сил для борьбы с ненавистными завоевателями.

Епифаний Премудрый возрождает и поднимает на новую ступень художественного совершенства эмоционально-экспрессивный стиль, разрабатывавшийся литрой Киевской Руси. Развитие этого стиля было обусловлено историческими потребностями самой жизни, а не только вторым южнославянским влиянием, хотя опыт болгарской и сербской литры был учтен и использован литрой конца XIV-начала XVв.

Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования. Он испытывает воздействие демократических посадских слоев населения, с одной стороны, и церковных кругов - с другой. В историческое повествование шире начинают проникать занимательность, художественный вымысел. Появляются вымышленные сказания, принимаемые за исторические (повести о Вавилоне граде, "Повесть о мутьянском воеводе Дракуле", "Повесть об Иверской царице Динаре", "Повесть о Басарге"). В этих сказаниях усиливаются публицистические, политические тенденции, подчеркивающие значение Руси и ее центра Москвы - политической и культурной преемницы правящих мировых держав.

В XV в. достигает своего расцвета новгородская литра, ярко отразившая острую борьбу классов внутри феодальной городской республики. Новгородское летописание и агиография с ее демократическими тенденциями сыграли важную роль в развитии древнерусской литры. Развитие стиля "идеализирующего биографизма" намечается в литре Твери. С демократической городской к-рой связано "Хожение за три моря" Афанасия Никитина.

Возникновение и развитие рационалистического еретического движения в Новгороде, Пскове и затем Москве свидетельствует о тех сдвигах, которые произошли в сознании посада, об усилении его активности в идеологической и художественной сферах. В литре возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души, динамике чувств и эмоций. Литра этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе, любовь к родине и ответственность за ее судьбу.

Пятый период развития древнерусской литры падает на конец XV-XVI вв. Это период литры централизованного Русского государства. В развитии литры он отмечен процессом слияния местных областных литератур в единую общерусскую литру, к-рая давала идеологическое обоснование централизованной власти государя. Острой внутриполитической борьбой за укрепление единодержавной власти великого князя, а затем государя всея Руси обусловлен небывалый доселе расцвет публицистики. Официальным стилем эпохи становится репрезентативный пышный велеречивый стиль макарьевской литературной школы. Полемическая публицистическая литра рождает более свободные, живые литературные формы, связанные с деловой письменностью, повседневным бытовым укладом.

В литре этого времени отчетливо прослеживаются две тенденции: одна-соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада; другая - нарушение этих правил, разрушение традиционных канонов. Последняя начинает проявляться не только в публицистике, но и в агиографии и историческом повествовании, подготавливая торжество новых начал.

Шестой период развития древнерусской литры падает на XVII век. Характер литературного развития позволяет выделить в этом периоде два этапа: 1-й -от начала века до 60-х годов, 2-й -60-е годы -конец XVII, первая треть XVIII вв.

1-ый этап связан с развитием и трансформацией традиционных исторических и агиографических жанров древнерусской литры. Событиями первой Крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией был нанесен удар по религиозной идеологии, провиденциалистским воззрениям на ход исторических событий. В общественной, политической и культурной жизни страны усилилась роль посада -торгово-ремесленного населения. Появился новый демократический читатель. Отвечая на его запросы, литра расширяет сферу охвата действительности, изменяет ранее сложившуюся жанровую систему, начинает освобождаться от провенденциализма, символичности, этикетности - ведущих принципов художественного метода средневековой литры. Житие превращается в бытовое жизнеописание, демократизируется жанр исторической повести.

2-ой этап развития русской литры 2-ой половины XVII в. связан с церковной реформой Никона, с событиями исторического воссоединения Украины с Россией, после чего начался интенсивный процесс проникновения в древнерусскую литру литры западноевропейской. Историческая повесть, утрачивая связи с конкретными фактами, становится занимательным повествованием. Житие становится не только бытовым жизнеописанием, но и автобиографией - исповедью горячего мятежного сердца.
Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии: церковная служба пародируется в службе кабаку, житие святого - в житии пьяницы, челобитная и "судное дело" в "Калязинской челобитной" и "Повести о Ерше Ершовиче". Широкой волной в литру устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные пр-я. Самосознание личности находит отражение в новом жанре - бытовой повести, в которой появляется новый герой - купеческий сын, захудалый безродный дворянин. Изменяется характер переводной литры.

Процесс демократизации литры встречает ответную реакцию со стороны господствующих сословий. В придворных кругах насаждаются искусственный нормативный стиль, церемониальная эстетика, элементы украинско-польского барокко. Живой народной лирике противопоставляется искусственная силлабическая книжная поэзия, демократической сатире - нравоучительная абстрактная сатира на нравы вообще, народной драме - придворная и школьная комедия. Однако появление силлабической поэзии, придворного и школьного театра свидетельствовало о торжестве новых начал и подготавливало появление классицизма в русской литре XVIII в.
^ 3.Особенности древнерусской литры, отличие ее от новой лит-ры. Проблема преемственности между двумя этапами развития лит-ры.

Особенности и признаки:

1.Главный признак древнерусской лит-ры – ее религиозный хар-ер. Основными хранителями и переписчиками книг были монахи, менее всего заинтересованные в хранении и переписке книг мирского содержания. 2 жанровые подсистемы: религиозная и мирская.

2.Историзм. Историческое событие рождало тест. Древнерус. лит-ра – важнейший исторический источник. Историзм носит специфически средневек. хар-ер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Герои – князья, правители гос-ва., исторические лица. Древнерус. лит-ра не знала вымысла до 15 века. Вымысел считался ложью, был запрещен. Вымысел возникает только в 17 веке.

3.Рукописный хар-ер ее бытования и распространения. Т-т появившись однажды мог переписываться сотни раз. Пр-ие входило в состав различных сборников.

4.Анонимность. В среднвек. об-ве не сущ. понятия авторского права, индивидуальные особен-ти личности писателя не получили яркого проявления. Переписчик часто выступал в роли редактора и и соавтора т-та. Но т-т в большинстве случаев не подписывался или автор срывался за авторитетным именем отца церкви, чтобы сохранить т-т.

5. В средневек. Период худ. лит-ра ещё не выделилась в самостоятельную область общественного сознания, она была неразрывно связана с философией, наукой, религией.

6. Гражданственность и патриотизм. Древнерус. лит-ра отличалась особой серьезностью, пыталась отвечать на основные вопросы жизни, звала ее к преобразованиям. Это чув-во высокого призвания писателя передается и лит-ре нового времени.

Ф-ии т-та Др. рус. Лит-ры:

1. деловые, прикладные ф-ии

2. Исторический, юридический документ. «Пролог»- книга читающ. в церкви.

3. древнерус. т-т – т-т душеполезный.

4. рукописный хар-ер.

Проблема преемственности. 17-18 вв. – глобальная граница в русской лит-ре. Проблема: сущ. некое глубинное единство – системное, архетипическое. В рус. лит-ре есть архетипич., цементир. сюжет: о Христе и Антихристе.
11 век 17 век 21 век

Это единый поток. Все пр-я тождественны. Для литературоведов т-т – шифр, т.к. он непонятен. Т-т для нас все время закрыт. Но существует т-т – декодер при помощи, которого можно т-т расшифровать. Эти т-ты находятся на промежутке с 11 по 17 век. Без них невозможно понять современную лит-ру. Пример: т-т-декодер к рассказу Шукшина «Сураз» - древнерусс. т-т про Святополка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Билеты к экзамену по ирл 10-17 вв iconБилеты к экзамену
Лядов. Творческий облик. Три симфонические миниатюры («Кикимора», «Баба Яга», «Волшебное озеро»)
Билеты к экзамену по ирл 10-17 вв iconБилеты к экзамену 1 струнники
Глюк. Жизненный и творческий путь. Обзор творческого наследия. Принципы оперной реформы
Билеты к экзамену по ирл 10-17 вв iconБилеты к экзамену 1 струнники
Гендель. Инструментальное творчество. Concerto grosso h-moll, Клавирная сюита g-moll
Билеты к экзамену по ирл 10-17 вв iconБилеты к экзамену
Жанровые особенности феерии «Синяя птица» М. Метерлинка, особенности постановки пьес Метерлинка на театре
Билеты к экзамену по ирл 10-17 вв iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «Теоретическая механика»

Билеты к экзамену по ирл 10-17 вв iconЭкзаменационные билеты по изо 2011 – 2012г. Билет №1

Билеты к экзамену по ирл 10-17 вв iconВ библиотеке «Адмиралтейская» Вы можете купить билеты Цена билета – 300 рублей

Билеты к экзамену по ирл 10-17 вв iconВопросы к экзамену по курсу «История»
Вопросы к экзамену по курсу «История» для студентов 1-ого курса факультета ин языков
Билеты к экзамену по ирл 10-17 вв iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «Основы экономической теории»
Эффективность использования ограниченных ресурсов. Кривая производственных возможностей
Билеты к экзамену по ирл 10-17 вв iconАлгоритм ответов на билеты по истории
Древняя Руcь в IX начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница