Регулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность


Скачать 126.52 Kb.
НазваниеРегулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность
Дата публикации02.11.2013
Размер126.52 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Литература > Лекция
Регулярное словообразование + лекция

Словообразовательная регулярность - это повторяемость формальных и семантических отношений словообразовательно соотносительных слов. Например, влажный так относится к влажнеть, как прочный к прочнеть, седой к седеть. Формальная и семантическая регулярность является тем свойством, которое определяет словообразовательный тип. Семантическая регулярность типа определяется наличием у всех относящихся к нему слов тождественного словообразовательного значения. По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы: 1) типы, у которых эти отношения во всех словах или в подавляющем большинстве слов одинаковы: дом так относится по значению к домик, как стол к столик; седой так относится к седеть, как прочный к прочнеть; 2) типы, у которых эти отношения нетождественны и число этих отношений принципиально не ограничено. Суффикс -н1-. Прилагательные с суффиксом, представленным морфом -н1- (фонемат. |н|; перед |н| беглая |о|) и рядом других морфов с конечной фонемой |н|, обозначают признак, относящийся к предмету, явлению, названному мотивирующим словом: хлебный, водный, лесной, морковный, тепличный, инженерный, ведомственный, туберкулезный, стоимостный, глубинный, радостный, массажный, трансляционный. Мотивирующие - нарицательные существительные, преимущественно неодушевленные, называющие как конкретный предмет, так и отвлеченный признак, свойство, действие; значительно реже существительные со знач. лица. Образования, мотивированные названиями животных, редки: конный, рыбный, ящеричный, гусеничный, устричный, килечный, канареечный, улиточный, скворечный. Словообразовательное значение типа выводится из тех тождественных или сводимых к более общему значению компонентов лексического значения мотивированных слов, которые не входят в значение мотивирующего слова. У словообразовательных типов первой группы эти компоненты тождественны значению типа. Слова домик (маленький дом), столик (маленький стол) образуют тип уменьшительных существительных с суф. -ик; слова седеть (становиться седым или более седым), прочнеть (становиться прочным или прочнее) образуют словообразовательный тип глаголов со знач. становления признака.

   У словообразовательных типов второй группы эти компоненты сводятся к более общему значению, которое и является словообразовательным значением типа - общим словообразовательным значением. Так, существительные с суф. -к(а) кожанка (кожаное пальто или куртка), дюймовка (дюймовая доска), анисовка (анисовая водка) образуют словообразовательный тип с общим значением "предмет, обладающий признаком, названным мотивирующим прилагательным"

Несмотря на все многообразие лексических значений отдельных слов, входящих в словообразовательные типы второй группы, среди них можно выделить повторяющиеся в ряде слов наиболее распространенные значения, более узкие по сравнению с общим словообразовательным значением типа. Их можно назвать частными словообразовательными значениями; они составляют более узкие единицы - семантические подтипы в рамках типа. Так, среди существительных с суф. -лк(а) с общим словообразовательным значением "предмет, производящий действие или предназначенный для его выполнения" можно выделить следующие семантические подтипы: 1) "предмет, предназначенный для выполнения действия" (молотилка); 2) "предмет, приспособление, являющееся субъектом действия" (коптилка); 3) "помещение, предназначенное для выполнения действия" (читалка); 4) "лицо - субъект действия" (сиделка); 5) "животное (возможно и лицо) - субъект действия" (жужжалка).

   Количество частных словообразовательных значений внутри типов принципиально не ограничено; их исчерпывающее описание не может быть дано в грамматике. В ее задачу входит обобщение всех тех семантических соотношений мотивирующего и мотивированного слов, для выражения которых используется определенный формант. В "Русской грамматике" описываются основные, наиболее распространенные семантические подтипы в пределах типа.

   То словообразовательное значение, которое в одних типах является общим, в других типах может выступать как частное.

   Преобладающие в рамках словообразовательного типа частные словообразовательные значения неотделимы от общего значения как его основные реализации. Типы с одинаковым общим значением могут различаться по составу своих частных значений и по их удельному весу в рамках типа. Так, прилагательные с суф. -н1-, -тельн- и -льн-, мотивированные глаголами, имеют одинаковое общее значение - "характеризующийся отношением к действию, названному мотивирующим словом". При этом одно из частных значений - "подвергшийся действию, названному мотивирующим словом, являющийся результатом этого действия" (резной, лепной) - отсутствует у прилагательных с суф. -тельн- и -льн-. Для прилагательных же с суф. -льн- характерна преобладающая реализация общего значения - частное значение "предназначенный для выполнения действия, названного мотивирующим словом" (читальный зал, шлифовальный станок), хотя возможны и другие употребления, в которых прилагательные данного типа лишены указанной конкретизации общего значения.

   В типах с одинаковым общим словообразовательным значением может быть различной продуктивность семантических подтипов.

   Мотивированные слова каждой части речи характеризуются своей специфической системой словообразовательных значений. Значения эти рассматриваются в "Русской грамматике" в специальных обобщающих главах, завершающих описание словообразовательных типов отдельных частей речи.

   § 200. В дальнейшем описании каждый словообразовательный тип характеризуется с точки зрения продуктивности. Продуктивность типа - это его способность служить образцом для производства слов. Тип, по которому в современном литературном языке образуются новые слова, является продуктивным, а ряд слов, к нему относящихся, незамкнутым. Тип, по которому не образуются новые слова, является непродуктивным, а ряд слов, к нему относящихся, замкнутым.

   Отдельные подтипы, имеющие частные словообразовательные значения, различаются по продуктивности; некоторые подтипы в целом продуктивного типа могут быть непродуктивными. Так, в типе существительных с суф. -ин(а), мотивированных прилагательными и имеющих общее значение "носитель признака", продуктивны подтипы со значениями "вещество или совокупность чего-л." (пушнина, равнина), "место, пространство" и "неодушевленный предмет" (рогатина) и непродуктивны подтипы со значениями "лицо" (жадина) и "часть целого" (четвертина).

   Возникновению новообразований внутри продуктивного типа иногда препятствует формальная и семантическая невозможность присоединения определенного форманта к основе слова. Кроме того, если новые слова определенного словообразовательного значения активно производятся по образцу какого-либо одного типа, то это обычно сдерживает возможности новообразований по образцу других типов, имеющих то же значение.

   Встречающиеся в речи индивидуальные новообразования, присущие только данному контексту, называются окказиональными словами, или окказионализмами. Таковы, например, слова громадьё, паспортина (Маяк.). Отличие таких слов от новых слов, вошедших в язык, ставших общеупотребительными (неологизмов), состоит в том, что они создаются в речи, а не воспроизводятся как готовые единицы языка. Словообразовательные окказионализмы приводятся в иллюстративной части описания словообразовательных типов для показа возможностей образования новых слов и сферы их употребления.

Субстантивация прилагательных и причастий. Формантом является система флексий мотивированного слова (существительного), представляющая собой часть системы флексий мотивирующего (прилагательного или причастия) - систему флексий одного грамматического рода или только мн. ч.: существительные больной, заведующий, операционная, новое, суточные.

Мотивированные слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный тип - это общий отвлеченный образец, по которому построен ряд мотивированных слов. Слова одного типа характеризуются общностью части речи непосредственно мотивирующих слов и формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То обобщенное значение, которое отличает все слова определенного типа от их мотивирующих, называется словообразовательным значением слов данного типа; носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант. Например, глаголы седеть, смелеть, прочнеть относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются прилагательными (седой, смелый, прочный) и имеют один и тот же формант - суффикс -е(ть), означающий приобретение или усиление признака. Глаголы данного типа имеют словообразовательное значение «приобретать или усиливать признак, названный мотивирующим прилагательным»: седеть «становиться седым или седее».

По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:

  1. типы, у которых эти отношения одинаковы во всех словах или в подавляющем большинстве слов; например, седеть так относится по значению к седой, как смелеть к смелый, прочнеть к прочный и т. д.;

  2. типы, у которых эти отношения нетождественны и число этих отношений принципиально не ограничено; так, в тип глаголов с суффиксом -и-, мотивированных существительными, входят такие глаголы, как партизанить, кашеварить, имеющие значение «совершать действия, свойственные лицу, названному мотивирующем словом (партизану, кашевару)», маслить, пудрить - «покрывать поверхность чего-л. тем, что названо мотивирующим словом (маслом, пудрой)», и другие глаголы, в том числе такие, которые находятся с мотивирующим существительным, в отношениях, свойственных только этим глаголам: бюллетенить «будучи больным, иметь бюллетень». Разные значения слов, относящихся к словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему значению; в глаголах с суффиксом -и- это значение - «совершать действия, имеющие отношение к тому, что названо мотивирующим существительным».

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.

Одно и то же словообразовательное значение в одних типах может быть общим, а в других - частным. Так, значение «лицо, обладающее признаком, названным мотивирующим прилагательным», является общим для типов слов с суффиксами -аг(а), -уг(а) (бедняга, хитрюга) и частным для типов слов с суффиксами -ак, -ик: бедняк, умник. Общее значение типов существительных с суффиксами -ак, -ик, мотивированных прилагательными, - «предмет (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся признаком, названным мотивирующим словом».

Способ словообразования - более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая ряд типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (например, префикс, суффикс, постфикс), в отвлечении от конкретных материальных воплощений этого форманта в разных типах. В современном русском литературном языке существуют следующие способы словообразования.

   I. Способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу.

   1. Суффиксация. В состав форманта входит словообразовательный суффикс, а также (в изменяемых словах) система словоизменительных аффиксов мотивированного слова; например: учитель (суф. -тель + система флексий сущ. муж. р. I скл.); водный (суф. -н1- + система флексий прил. адъективного скл.); толкнуть (суф. -ну2 + система словоизменительных аффиксов глаголов I спр.); трижды (суф. -жды). Суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым. При нулевой суффиксации (выход, синь, задира, проезжий) в состав форманта входят нулевой словообразовательный суффикс и система флексий мотивированного слова. С помощью нулевой суффиксации выражаются те же словообразовательные значения, что и при материально выраженной суффиксации.

   Суффикс в отличие от префикса и постфикса выполняет классифицирующую функцию: он относит слово к определенному словоизменительному типу; поэтому образования одного суффиксального типа обычно характеризуются и принадлежностью к определенному типу словоизменения. Существуют, однако, словообразовательные типы, в которых вместо единой словоизменительной парадигмы выступает правило выбора парадигмы в зависимости: а) от морфологических признаков мотивированного слова - от значения одушевленности (громила – точило) б) от морфологических признаков мотивирующего слова - от категории рода (носище, письмище - ручища), от категории рода и значения одушевленности (братишка, мелочишка - домишко, ружьишко), от типа склонения (супруга - Иванова - вожатая); в) от морфологических признаков слова, основа которого не входит в структуру данного мотивированного слова, - при семантической мотивации последнего словосочетанием с эллиптируемым (опускаемым) существительным (разг. микропора - Курилы).

   Кроме того, в отдельных суффиксальных типах вместо единого суффикса выступает правило выбора суффикса. Это относится, например, к типу образования наречий с суф. -ом, -ой, -ю, в котором выбор суффикса зависит от типа склонения мотивирующего существительного.

   2. Префиксация. Формантом является префикс: прадед, преогромный, переписать, послезавтра.

   3. Постфиксация. Формантом является постфикс: мыться, бодаться, какой-то.

   Префикс и постфикс, в отличие от суффикса, присоединяются к целому слову, а не к основе. Поэтому при префиксации и постфиксации, если эти способы не сочетаются с суффиксацией (см. п. 4, 6), мотивированное слово всегда относится к той же части речи и к тому же словоизменительному классу, что и мотивирующее. Этим свойством они противопоставлены суффиксации, для которой нет подобного ограничения.

   4. Префиксально-суффиксальный способ (префиксация в сочетании с суффиксацией, материально выраженной или нулевой): приморье, застольный, безрукий, пересилить, постукивать, по-новому.

   5. Префиксально-постфиксальный способ (префиксация в сочетании с постфиксацией): разбежаться, нагуляться.

   6. Суффиксально-постфиксальный способ (суффиксация в сочетании с постфиксацией): гордиться, нуждаться.

   Три последних способа являются смешанными: формант равен сумме формантов, присущих составляющим способам словообразования. Например, при префиксально-суффиксальном способе формант состоит из префикса и суффикса в сочетании с системой флексий мотивированного слова.

   7. Субстантивация прилагательных и причастий. Формантом является система флексий мотивированного слова (существительного), представляющая собой часть системы флексий мотивирующего (прилагательного или причастия) - систему флексий одного грамматического рода или только мн. ч.: существительные больной, заведующий, операционная, новое, суточные. Субстантивация прилагательных и причастий - переход в существительное прилагательных и причастий без изменения морфемного состава словоформ, но с сокращением состава парадигмы: существительные типов рулевой, командующий, приемная, будущее имеют формы только одного рода; существительные типа наличные - только формы мн. ч. Формантом при субстантивации является совокупность окончаний мотивированного существительного.
    II. Способы образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу.

   1 (8). Сложение (или чистое сложение) - способ образования слов, при котором опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (или компоненты) представляет собой чистую основу. В состав словообразовательного форманта при чистом сложении входят: а) интерфикс, указывающий на связь компонентов сложного слова и сигнализирующий об утрате морфологического значения предшествующего компонента; б) закрепленный порядок компонентов; в) единое основное ударение, преимущественно на опорном компоненте: первоисточник, лесостепь, износостойкий, слепоглухонемой, полуобернуться. Интерфикс может быть нулевым: царь-пушка, грабьармия (разг.). Специфическим словообразовательным значением, характерным для чистого сложения, является соединительное значение, сводящееся к объединению значений составляющих сложную основу мотивирующих основ в одно целостное сложное значение.

   Особое место среди сложений занимают образования со связанным опорным компонентом.

   2 (9). Смешанный способ словообразования - суффиксально-сложный, или сложение в сочетании с суффиксацией (материально выраженной или нулевой): землепроходец, мимоездом, разноязычный, хлеборез, однорукий. Формант равен сумме формантов, присущих составляющим способам словообразования, а в словообразовательном значении сочетаются соединительное значение, присущее сложению, и одно из значений, характерных для суффиксальных типов (например, агентивное значение в слове землепроходец).

   3 (10). Сращение - способ словообразования, отличающийся от сложения тем, что слова, образованные по этому способу, во всех своих формах по морфемному составу полностью тождественны синонимичному словосочетанию и, таким образом, синтаксическая связь этого словосочетания (связь управления или примыкания) сохраняется как живая связь в структуре мотивированного им слова: умалишенный, азотсодержащий (спец.), долгоиграющий, вечнозеленый. В состав форманта входят: а) закрепленный порядок компонентов - препозиция подчиненного компонента; б) единое главное ударение на опорном компоненте.

   4 (11). Аббревиация - способ словообразования, объединяющий все типы сложносокращенных и сокращенных образований. В состав форманта входят: а) произвольное (безразличное к морфемному членению) усечение основ входящих в мотивирующее словосочетание слов (последнее из которых может и не быть сокращено); б) единое основное ударение; в) система флексий в соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения существительных . Например: СССР, вуз, местком, сберкасса, комроты, эсминец. При сращении и аббревиации словообразовательное значение - соединительное, как и при чистом сложении.

   Примечание. Аббревиация выступает также (как средство стилистической модификации) при наличии только одной мотивирующей основы.

   Незначительное место занимают следующие смешанные способы: префиксально-суффиксально-постфиксальный (перешучиваться), префиксально-сложный (умиротворить), префиксально-суффиксально-сложный (вполоборота, втридорога), сращение в сочетании с суффиксацией (потусторонний, немогузнайка - разг. устар., христарадничать - устар.). Существуют также явления, промежуточные между аббревиацией и сложением (пионерлагерь, Днепрогэс, Союзшелк).

   Как показывает приведенный обзор, в состав форманта при разных способах словообразования входят не только отдельные морфемы (например, префикс, суффикс), но и их совокупности (система флексий), а при способах образования слов с более чем одной мотивирующей основой - также все те средства (определенный порядок компонентов, единое ударение, способ оформления компонентов, предшествующих опорному), которые отличают мотивированное слово от мотивирующего словосочетания или просто от совокупности мотивирующих слов, взятых в отдельности.

Похожие:

Регулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность iconЛекция I 11 проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
...
Регулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Регулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность iconМ. В. Бондарко: Первое «регулярное» занятие семинара «Превратные...
Первое «регулярное» занятие семинара «Превратные пучки» (организаторы – М. В. Бондарко и А. Ю. Лузгарев) состоится в пятницу, 22....
Регулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность iconПостройки Трезини
Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства,...
Регулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность iconПроцесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц
В лингвистической науке сам термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления. Под словообразованием...
Регулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность iconСловообразование глагола+ белошапкова (имя)
Окказиональные глаголы могут быть образованы и посредством сложения в сочетании с суффиксацией и постфиксацией и в сочетании с префиксацией...
Регулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность iconУпотребление параллельных синтаксических
Прочитайте несколько статей упк, ск, гк, нк, гпк, уик рф, проследите регулярность использования в них причастных и деепричастных...
Регулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность iconAnnotation
Все персонажи и события, описанные в этой книге, включая регулярное появление советских подводных лодок у берегов Швеции, Англии,...
Регулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность iconЛекция №3
Лекция № Гнойно-воспалительные заболевания органов брюшной полости, плевры и легких
Регулярное словообразование + лекция Словообразовательная регулярность iconЛекция №2
Лекция № Приобретённая кишечная непроходимость. Желудочно-кишечные кровотечения. Портальная гипертензия. Дивертикул Меккеля
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница